Преимущества автономного учреждения перед бюджетным

Преимущества и недостатки создания автономных учреждений

Особенности автономных учреждений

С начала 2007 г. в Российской Федерации стали появляться организации новой организационно-правовой формы — автономные учреждения, которые представляют собой некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Особенности этой организационно-правовой формы состоят в следующем.

  1. Учредитель обязан сформировать задание автономному учреждению на оказание услуг и финансировать выполнение этого задания в виде выделения учреждению субсидии. Кроме того, учредитель не может допустить ситуации, при которой у автономного учреждения не будет средств, чтобы содержать закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество.
  2. Автономное учреждение имеет право расходовать средства субсидии, полученные на выполнение задания, по своему усмотрению с целью наиболее рационального их использования для выполнения задания.

При расходовании средств учреждение может не применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

  1. Государственное или муниципальное задание на оказание услуг обязательно формируется учредителем. При этом бюджетные средства, получаемые автономным учреждением от учредителя, выполняют функцию финансового обеспечения выполнения этого задания.
  2. Счета автономного учреждения находятся в самостоятельно выбранных кредитных учреждениях.
  3. Система оплаты труда устанавливается автономному учреждению самостоятельно и зависит от его финансовых возможностей.
  4. Штатное расписание формируется автономным учреждением самостоятельно.
  5. У автономного учреждения отсутствует субсидиарная ответственность (то есть ответственность за действия, бездействие или обязательства учреждения по отношению к третьим лицам) учредителя за автономное учреждение.
  6. Автономное учреждение может брать займы и кредиты (в связи с отсутствием субсидиарной ответственности учредителя).
  7. Назначение и освобождение от должности руководителя автономного учреждения осуществляются учредителем.
  8. Имущество автономного учреждения является собственностью учредителя, учреждение может самостоятельно распоряжаться имуществом, не являющимся недвижимым или не относящимся к особо ценному движимому имуществу. Отнесение имущества к особо ценному движимому имуществу осуществляется учредителем.
  9. Возможные санкции со стороны учредителя в случае неудовлетворительной работы автономного учреждения могут носить административный характер по отношению к руководству учреждения (финансовые санкции по отношению к учреждению, хотя в целом и отвечают здравому смыслу, однако возможность их применения не отражена в федеральном законодательстве об автономном учреждении).
  10. Номенклатура и тарифы на платные услуги для населения и юридических лиц устанавливаются учреждением самостоятельно. Исключением являются случаи, при которых платные услуги оказываются в соответствии с заданием учредителя и софинансируются учредителем за счет бюджетных средств (в этом случае учредитель в своем задании определяет предельные цены на эти услуги или порядок их определения).
  11. Автономные учреждения самостоятельно распоряжаются средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая доходы от аренды имущества.
  12. За деятельностью автономного учреждения осуществляется общественный контроль. Формами общественного контроля являются работа наблюдательного совета и регулярная публикация в СМИ отчетов о работе учреждения.
  13. В автономных учреждениях обязательно проводится ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности.

На основании вышеприведенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, автономное учреждение, так же как и бюджетное учреждение, сохраняет для себя гарантию бюджетного финансирования. Учредитель не может не давать автономному учреждению задание на оказание государственных или муниципальных услуг и субсидию на выполнение этого задания, то есть он не может оставлять автономное учреждение без финансирования.

Во-вторых, так же как и в бюджетном учреждении, имущество автономного учреждения находится в собственности учредителя, то есть либо в федеральной или муниципальной собственности, либо в собственности субъекта Федерации.

В-третьих, так же как и в бюджетном учреждении, учредитель фактически сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя автономного учреждения. В то же время руководитель автономного учреждения пользуется довольно большой свободой и самостоятельностью в принятии управленческих решений: в расходовании средств, в управлении персоналом, в распоряжении доходами и расходами от предпринимательской деятельности.

Преимущества и недостатки автономного учреждения по сравнению с бюджетным учреждением

Большая часть бюджетных учреждений по предложению Правительства РФ по статусу приравнивается к автономным учреждениям, меньшая часть обретает статус казенных учреждений.

Например, в сфере здравоохранения казенными остаются только психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения. Остальные учреждения, сохранив наименование бюджетных, по статусу будут приравниваться к автономным. Они более не будут финансироваться по смете, а будут получать бюджетные субсидии на соответствующее государственное задание, плюс субсидии будут учитывать расходы на содержание зданий и особо ценное движимое имущество.

Казенные учреждения останутся на сметах, и они, в отличие от автономных учреждений, не должны отвечать по своим обязательствам имуществом. Фактически это означает легализацию платных услуг, например, для основной массы лечебно-профилактических учреждений.

Предполагается, что автономные учреждения должны действовать наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. Однако в отличие от государственных и муниципальных учреждений они обладают большей свободой в отношении переданного им имущества и в осуществлении поставленных перед ними целей, закрепленных в уставе автономного учреждения.

Таблица

Преимущества и недостатки автономного учреждения

Преимущества Недостатки
Самостоятельное распределение
автономным учреждением всех доходов
Переход от бюджетного финансирования
к получению бюджетных субсидий
Отсутствие контроля за расходованием
средств со стороны Федерального
казначейства (счета автономного
учреждения в кредитных организациях)
Ограниченность полномочий
руководителя (в том числе
необходимость решений налогового
органа по крупным сделкам и сделкам
с заинтересованностью)
Отсутствие необходимости
использовать нормы Федерального
закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О
размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и
муниципальных нужд»
Взаимодействие автономного
учреждения с кредиторами и
поставщиками из-за ограниченной
имущественной ответственности и
отсутствия субсидиарной
ответственности учредителя
Возможность осуществлять
заимствования
Большие требования к отчетности и
публичности
Разделение ответственности
руководителя с налоговым органом
Необходимость ежегодного получения
аудиторского заключения
Возможность «вернуться» в форму
бюджетного учреждения без
переоформления разрешительных
документов
Необходимость самостоятельно
взаимодействовать с кредитными
организациями, общественностью

Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал (фонд) других юридических лиц или иным образом передавать их другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника) только с согласия собственника своего имущества. Решение об изменении типа существующего государственного (муниципального) учреждения на автономное учреждение принимается при условии, что такое решение не повлечет нарушения предусмотренных законом прав граждан. Автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и расходов, так как оно не будет являться бюджетным учреждением. Оно будет получать в обязательном порядке задание учредителя или исполнять обязательства перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, а также осуществлять деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ).

Финансовое обеспечение вышеуказанной деятельности осуществляется из соответствующего бюджета в форме субсидий и субвенций, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом. Оно может также выполнять услуги на возмездной основе на договорном принципе, в пределах видов деятельности, которые исчерпывающим образом должны быть прописаны в уставе автономного учреждения.

Органами управления автономного учреждения являются наблюдательный совет, руководитель автономного учреждения и иные органы, предусмотренные федеральным законом и уставом учреждения. В автономном учреждении создается наблюдательный совет. По многим вопросам решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер как для учредителя, так и для исполнительного органа. В то же время наличие коллегиального органа позволяет более полно обеспечивать соблюдение соответствия деятельности автономного учреждения целям, указанным в его уставе. Это обеспечивается и способом формирования этого органа, и кругом вопросов, входящих в его компетенцию.

В соответствии с Федеральным законом от 03.11.1996 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон об автономных учреждениях) создание автономного учреждения предполагает передачу ему имущества на праве оперативного управления. Это означает, что автономное учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством, в соответствии с определенными уставом целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Право автономного учреждения на распоряжение имуществом требует отдельного рассмотрения. Автономное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем при создании, а также приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Согласно п. 3 ст. 3 Закона об автономных учреждениях под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Таким образом, схожесть между бюджетным учреждением и автономным учреждением состоит в том, что управление имуществом автономного учреждения остается в ведении органа исполнительной власти, на который возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Однако имуществом, не относящимся к категории недвижимого и особо ценного движимого, автономное учреждение приобретает возможность распоряжения без согласования с собственником.

Т.С.Орлова

К. э. н.

Зачем бюджетному учреждению становиться автономным?

Действующее законодательство предусматривает такие разновидности государственных (муниципальных) учреждений, как автономные и бюджетные. В последнее время государство старается всячески содействовать переводу бюджетных организаций в автономные для более эффективного управления ими. Чтобы понять, насколько это выгодно, необходимо выделить основные отличия данных форм организаций, а также их преимущества и недостатки.

Отличия бюджетных и автономных учреждений

Бюджетные и автономные учреждения призваны выполнять полномочия органов госвласти или муниципалитета, в том числе, и в сфере образования. Данные типы учреждений в большинстве своем схожи, но имеют и различия.

1. Закон о госзакупках

Пожалуй, самое основное и значимоедля многих руководителей ДОО – это возможность автономных учреждений работать по 223-ФЗ, то есть при проведении госзакупок такие учреждения избегают действия более «строгого» 44-ФЗ, за редким исключением. Бюджетные же учреждения вынуждены выполнять многочисленные требования закона о госзакупках № 44-ФЗ.

2. Получение кредитов и займов

Автономные учреждения свободны в получении заемных денежных средств. Для бюджетных учреждений существуют законодательные ограничения на получение кредитов.

3. Распоряжение имуществом

В целом, объем прав по распоряжению имуществом у автономных и бюджетных учреждений равнозначен. Но автономное учреждение имеет право самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться недвижимым имуществом, которое было приобретено за собственные средства (то есть на средства, которые поступили не от собственника). Бюджетное учреждение вынуждено получать согласие на распоряжение таким имуществом, даже несмотря на то, что тратило на его покупку средства не от собственника.

4. Расчетный счет

Для автономных учреждений открытие счета возможно в кредитных организациях. Бюджетные учреждения по такому вопросу вынуждены обращаться в казначейство, которое не всегда работает оперативно.

5. УСН

Для автономных учреждений возможна упрощенная система налогообложения, а бюджетные учреждения не вправе её применять.

Преимущества автономного учреждения

  • АУ может самостоятельно распределять все свои доходы;
  • возможность получения кредитных средств и других заимствований;
  • право применять 223-ФЗ при закупках.

Об изменении типа учреждения

Стоит отметить, что для изменения типа государственного (муниципального) учреждения требуются предпосылки, в том числе, экономические и управленческие.

В экономическом плане учитываются:

  • доля внебюджетных средств;
  • рост доходов;
  • стоимость основных фондов;
  • рост зарплаты;
  • эффективность использования фонда оплаты труда.

Управленческие предпосылки:

  • составление плана по развитию автономного учреждения,
  • наличие возможности у действующего персонала осуществлять организаторскую, управленческую, хозяйственную и финансовую деятельность.

Для изменения типа бюджетного учреждения на автономное необходима инициатива либо согласие самого учреждения. Предложение об изменении типа учреждения должен подготовить орган исполнительной власти или местного самоуправления, в ведении которого находится данное учреждение. После изменения типа учреждения нет необходимости переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензий и иных разрешительных документов. Необходимо будет внести соответствующие изменения в устав учреждения.

Перевод бюджетного учреждения в автономное не является реорганизацией, это всего лишь изменение типа учреждения. Но, тем не менее, при изменении типа учреждение обязано соблюсти требования гражданского законодательства для юридических лиц, проводящих реорганизацию:

  • уведомить регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения об изменении типа учреждения;
  • после того как сведения будут внесены в ЕГРЮЛ, нужно будет опубликовать в Вестнике государственной регистрации уведомление об изменении типа учреждения. Сделать это необходимо дважды.

Остались вопросы?

Звоните в юридический отдел по телефонам:

  • Москва: (499) 577-00-25 (доб. 147)
  • С-Пб: (812) 425-66-30 (доб. 147)
  • Регионы РФ (звонок бесплатный): 8-800-350-23-69 (доб. 147)

Первая консультация бесплатно.

Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист

Информационно-аналитический журнал

Плюсы и минусы автономного плавания

В Республике Татарстан, в отличие от многих других субъектов федерации, процесс перехода бюджетных образовательных учреждений в автономные активно идет не только в сфере дошкольного воспитания, но и в школах, техникумах, колледжах. О том, как работает механизм саморегуляции на уровне среднего учебного заведения, наш корреспондент беседует с директором Зеленодольского медицинского училища Александром ЛАЗЕБНЫМ.

– Александр Федорович, ваше образовательное учреждение решило отказаться от бюджетного финансирования и пуститься в «автономное плавание». Хотелось бы знать, что послужило основанием для такого
решения.

– В сентябре 2007 года вышло специальное постановление Кабинета министров Республики Татарстан.

– Получается, что вы уже два года в самостоятельном плавании и, следовательно, хорошо знаете, в чем состоят главные отличия автономного учреждения от бюджетного?

– Все будет ясно, если проанализируем такие документы, как Закон об автономных учреждениях, Гражданский и Бюджетный кодексы, и посмотрим, какие права они предоставляют бюджетным и автоном ным учреждениям и какие обязанности для них устанавливают. Для наглядности обратимся к таблице (см. табл.).

– Не подорожало ли обучение студентов в связи с переходом учебного заведения в статус автономного учреждения и снижением контингента?

– Отразилась, безусловно, но в лучшую сторону. Стоимость обучения студентов первого курса снизилась на 8 тыс. рублей и составляет в текущем учебном году 18 тыс. рублей. Второй и последующие курсы обходятся дороже – в 25 тыс. рублей в год, но и здесь отмечается уменьшение на 1 тыс. рублей в год. Помимо того, новый статус позволил улучшить условия обучения и открыть второй компьютерный класс, а также откликнуться на запросы рынка труда: ввести обучение по востребованным смежным профессиям: таким как «медицинский массаж», «медицинская косметология».

– Изменились ли структура учебного заведения и структура управления? Получили ли вы как директор какие-то дополнительные полномочия?

– В управленческом плане большое значение имеет возможность самостоятельно формировать и утверждать штатное расписание, исходя из реальных потребностей и фонда заработной платы. Закон об автономных учреждениях нам ее предоставил.

А что касается структуры, появился наблюдательный совет, с мнением которого приходится считаться.

– И насколько сложно взаимодействовать с наблюдательным советом?

– Когда речь идет о деятельности учебного заведения, особых сложностей не возникает. Но проблемы технического, организационного свойства существуют. Например, сложно собрать всех членов наблюдательного совета на очередное заседание.

– Готов ли педагогический коллектив к работе в рыночных условиях или требуются дополнительная подготовка, в том числе психологическая, обновление кадрового состава?

– Повышение квалификации преподавателей проводится, как правило, один раз в пять лет. В современных условиях этого явно недостаточно. На мой взгляд, основная масса наших преподавателей к работе в рыночных условиях не готова и нуждается в дополнительной комплексной переподготовке. А кардинальное обновление кадрового состава в условиях резкого снижения контингента студентов, к сожалению, невозможно. В 2009 году мы уволили четырех штатных преподавателей по сокращению штата из-за недостаточной учебной нагрузки.

– А с чем, по вашему мнению, связаны наибольшие трудности в работе автономного учреждения?

– С формированием контингента. При выпуске 130-140 человек в год минимальный прием студентов на бюджетной основе (госзаказ) составил в 2008 году только 30 человек и немного больше в 2009 году – 55.

В настоящее время введены дополнительные ограничения на финансовую деятельность, так что мы опять вернулись под «крыло» казначейства.

– Выигрывает ли от перемены статуса коллектив учебного заведения? В чем?

– В росте заработной платы всех членов коллектива. В среднем, штатные преподаватели получают сейчас более 10 тыс. рублей в месяц, тогда как до перемены статуса было 7-8 тыс. рублей.

– Имеется ли, на ваш взгляд, необходимость совершенствовать и далее Закон об автономных учреждениях? Или можно ограничиться разработкой нормативов и других подзаконных актов? Каких?

– Закон об автономных учреждениях требует совершенствования. В частности, хотелось бы наблюдательный совет заменить попечительским, в составе которого преобладают бизнесмены и меценаты, а не чиновники.

– Ощущает ли ваше учебное заведение влияние кризиса? В чем это проявляется? Способно ли автономное образовательное учреждение в условиях внебюджетного финансирования в одиночку бороться с воздействием кризиса?

– Конечно, ощущаем. В 2009 году бюджетное финансирование училища из-за кризиса секвестрировано почти на 1 млн. рублей. Также уменьшается количество рабочих мест для средних медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях республики, что приводит к проблемам с трудоустройством выпускников. Автономное учреждение обязательно должно финансироваться по двум каналам: бюджетному и внебюджетному. При отсутствии первого выживание в современных условиях проблематично.

– Какие советы, исходя из личного опыта, вы бы дали коллегам – руководителям образовательных учреждений, готовым перейти к модели автономного учреждения?

– Как следует подготовиться к предстоящей деятельности в новых финансово-экономических условиях. Для этого придется провести ряд мероприятий. Начните с подготовки необходимых документов – разработайте бизнес-план, стратегию, устав, стандарты и локальные акты автономного учреждения. Обучите персонал действиям в новых условиях. Приведите материально-техническую базу к требованиям нормативов и стандартов. Проанализируйте финансово-экономическое положение и определите дефицит средств. Ликвидируйте избыточные мощности и полностью загрузите оставшиеся. Проанализируйте качество кадрового состава. Рассчитайте бюджет. Подготовьте договоры на получение госзаказа. Разработайте инновационную программу. Определите стоимость услуг, которые будет оказывать учебное заведение.

– А что, по-вашему, должны предпринять органы управления образованием, для того чтобы осуществить безболезненный переход к новым финансово-экономическим отношениям?

– Разработать для этого необходимую нормативно-правовую базу и конкурсные условия и программы. Сформировать госзаказ на подготовку кадров, соответствующий расчетной стоимости услуг, а также бюджетную и налоговую политику по отношению к автономному учреждению.

На мой взгляд, при переходе в автономное учреждение нужно соблюдать определенные условия. Прежде всего, учитывать, желает ли образовательное учреждение работать в новых финансово-экономических условиях, и предлагать изменить статус тем, кто не обременен дорогостоящими ресурсами. Переход в автономное учреждение надо начинать с подготовительного периода – выше сказано, какие мероприятия он включает, – и осуществлять поэтапно. Вот тогда у вас все получится.