Прекращение юридического лица

Индивидуальные предприниматели (ИП) вправе в любое время прекратить свою деятельность. В Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указаны следующие основания прекращения деятельности ИП:

  • принято решение о прекращении деятельности;
  • смерть лица, являющегося ИП;
  • принятие судом решения о признании ИП несостоятельным (банкротом);
  • в принудительном порядке по решению суда;
  • вступление в силу приговора суда, которым ИП назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.

Наиболее распространенным из них является принятие решения о прекращении предпринимательской деятельности. Государственная регистрация факта прекращения деятельности ИП производится в налоговой инспекции по месту учета.
Для этого в налоговую инспекцию по месту учета необходимо представить следующие документы:

  • подписанное заявление по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 утверждена форма N Р26001 заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности. Подпись ИП, которая проставляется на с. 02 заявления, должна быть нотариально заверена;

  • документ об уплате государственной пошлины.

В настоящее время за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП уплачивается государственная пошлина в размере 160 руб.;

  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР необходимых сведений.

Форма данного документа не утверждена. Поэтому в налоговый орган следует представить любой документ, подтверждающий направление в территориальный орган ПФР необходимых сведений. На практике в качестве такого документа служит справка об отсутствии задолженности. Для ее получения нужно обратиться в ПФР по месту учета. Данная справка выдается только после представления сведений персонифицированного учета на наемных работников (если они имеются) и ИП, а также после уплаты соответствующей суммы задолженности (если она имеется).

Указанные документы могут быть направлены в регистрирующий орган заявителем лично либо по почте письмом с объявленной ценностью и описью вложения (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ ЛИКВИДАЦИЯ ООО ИЛИ ИП (ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ)?

Если документы направляются по почте, на конверте рекомендуется сделать пометку «Регистрация». Затем налоговый орган выдает заявителю расписку с указанием перечня и даты получения документов (п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ):

  • в день получения документов — если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно;
  • в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, высылается регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении — при поступлении документов, направленных по почте.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 8 ст. 22.3, ст. 8 Закона N 129-ФЗ).

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р65001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439.

Снятие с учета во внебюджетных фондах

Принявший решение о прекращении предпринимательской деятельности ИП должен быть снят с учета во внебюджетных фондах. Законодательством установлен различный порядок снятия с учета во внебюджетных фондах для ИП, которыми заключались трудовые договоры и производились выплаты по гражданско-правовым договором, и для ИП, которыми не заключались трудовые договоры и не производились выплаты по гражданско-правовым договорам.

По общему правилу снятие с учета во внебюджетных фондах ИП, которые не являются работодателями и не производили выплаты по гражданско-правовым договорам, осуществляет налоговый орган. Налоговый орган в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации факта прекращения деятельности физического лица в качестве ИП представляет сведения из ЕГРИП в государственные внебюджетные фонды для снятия с регистрационного учета ИП в качестве страхователя (п. 3.1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

В аналогичном порядке снятие с регистрационного учета ИП-работодателя в ПФР в связи с прекращением предпринимательской деятельности производится на основании сведений из ЕГРИП. Датой снятия с регистрационного учета является дата внесения записи в ЕГРИП о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП. При снятии с регистрационного учета ИП-работодателю вручается уведомление о снятии с учета в территориальном органе ПФР (п. п. 26, 28 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Правлением ПФР от 13.10.2008 N 296п).

ПРЕКРАЩЕНИЕ ИП

Снятие с учета ИП-работодателя в ФОМС осуществляется в случае истечения срока (прекращения) действия трудовых договоров, заключенных ИП с работниками, а также договоров гражданско-правового характера (п. 22 Правил регистрации страхователей в территориальных ФОМС при обязательном медицинском страховании, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 570).

ИП, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, обязаны самостоятельно осуществлять процедуру снятия с учета в ФСС РФ (п. 1 разд. 1 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах ФСС РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

КТО ОТНОСИТСЯ К СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА?

ИП снимаются с учета в качестве страхователей в ФСС РФ при отсутствии задолженности по обязательным платежам. При этом они должны представить в фонд следующие документы:

  • заявление о снятии с учета;
  • первый экземпляр извещения о регистрации;
  • заверенные копии документов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся причиной снятия с учета.

Расчеты с налоговым органом

Если ИП применяет общий режим налогообложения и его деятельность прекращается до конца налогового периода, то в течение 5 рабочих дней со дня прекращения деятельности в налоговый орган необходимо представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде (абз. 1 п. 3 ст. 229 НК РФ). Не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи декларации причитающаяся к уплате сумма НДФЛ должна быть перечислена в бюджет (абз. 3 п. 3 ст. 229 НК РФ). Днем прекращения деятельности ИП следует считать день снятия его с регистрационного учета (Письмо УФНС России по г. Москве от 16.12.2004 N 27-08/81075@).

ИП может применять специальные режимы обложения ЕНВД и УСН.

Снятие с учета плательщика ЕНВД при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению данным налогом, осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение 5 дней со дня прекращения предпринимательской деятельности. Заявление подается по форме N ЕНВД-4 (Приказ ФНС России от 14.01.2009 N ММ-7-6/5@). Налоговый орган в течение 5 дней со дня получения от налогоплательщика данного заявления направляет ему уведомление о снятии его с учета (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Неуплаченная сумма налога должна быть погашена.

Если ИП применяет УСН, то ему необходимо представить налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за последний налоговый период и уплатить сумму исчисленного налога не позднее даты снятия с учета в налоговых органах (ст. 346.21 НК РФ). Заявление о снятии с учета в данном случае подавать не нужно.

Следует учесть, что задолженность по налогам или наличие переплаты не могут стать препятствием для государственной регистрации прекращения физическим лицом предпринимательской деятельности.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМЫ

На основании Определения КС РФ от 25.01.2007 N 95-О-О участие физического лица в отношениях, связанных с уплатой налога, завершается со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим. Следовательно, приобретение либо утрата лицом специального правового статуса само по себе не влияет на права и обязанности налогоплательщика, возникшие до соответствующих изменений.

Принявший решение о прекращении деятельности ИП также должен закрыть расчетные банковские счета и снять с учета контрольно-кассовую технику (ККТ). О закрытии банковского счета он должен уведомить налоговый орган в течение семи рабочих дней со дня его закрытия (пп. 1 п. 2 ст. 23 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). За нарушение срока представления в налоговый орган информации о закрытии счетов налагается штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 118 НК РФ).

Для снятия ККТ с регистрации необходимо представить заявление, к которому прилагаются паспорт ККТ и карточка регистрации. ККТ снимается с регистрационного учета в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором она зарегистрирована (п. 16 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470).

Светлана Гаврилова, эксперт — юрист компании «РосКо – Консалтинг и аудит», специально для «ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА» N18, 2010 года

Деятельность юридического лица прекращается путем его реорганизации или ликвидации.

Реорганизация может осуществляться в одной из следующих форм (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

  • 1. Слияние нескольких юридических лиц в одно:
  • 2. Присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому:
  • 3. Разделение юридического лица на несколько самостоятельных юридических лиц:
  • 4. Выделение из состава юридического лица (которое при этом не прекращает своего существования) одного или нескольких новых юридических лиц:

5. Преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую. Так, хозяйственные товарищества и общества могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственный кооператив по решению общего собрания их участников (п. 2 ст. 68 ГК РФ).

Во всех случаях, за исключением выделения, деятельность по крайней мере одного юридического лица прекращается, но не прекращаются все его права и обязанности: они переходят к вновь созданным (при присоединении — к существующим) юридическим лицам в порядке правопреемства.

Правопреемство происходит и при выделении, но к вновь созданному (выделившемуся) юридическому лицу переходит лишь часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.

Обычно реорганизация происходит добровольно, например по решению общего собрания участников юридического лица. Иногда в случаях, предусмотренных законом, например когда предприятие занимает доминирующее положение на рынке и систематически осуществляет монополистическую практику, реорганизация может быть проведена принудительно.

Реорганизация оформляется либо передаточным актом (при слиянии, присоединении, преобразовании), либо разделительным балансом (при разделении и выделении — ст. 58 ГК РФ). Из этих документов должно быть ясно, как осуществляется правопреемство вновь образованными и продолжающими действовать юридическими лицами. Иными словами, кто из них будет отвечать по имеющимся у юридического лица обязательствам перед кредиторами. Поскольку реорганизация таит в себе много опасностей для кредиторов юридического лица (может, например, сложиться ситуация, при которой кредитор не способен определенно уяснить для себя, к какому из юридических лиц, появившихся (оставшихся) в результате реорганизации, обращаться за исполнением обязательств), законодательство устанавливает гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица (ст. 60 ГК РФ). Это, в частности, сообщение в орган, осуществляющий государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации; уведомление о начале процедуры реорганизации кредиторов юридического лица с тем, чтобы они могли потребовать досрочного удовлетворения своих требований, и т.д.

Ликвидация юридического лица

При ликвидации юридического лица правопреемство в правах и обязанностях отсутствует. Ликвидация может быть добровольной (по решению учредителей либо органа юридического лица при истечении срока или по достижении цели, для которой было создано юридическое лицо) либо принудительной: в соответствии с судебным решением. Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только ГК РФ. К ним относится, например, признание судом недействительной регистрации юридического лица из-за допущенных при его создании нарушений законодательства, которые не могут быть устранены.

Схема 6.2. Этапы ликвидации

Банкротство — особый случай ликвидации

При банкротстве (несостоятельности) складывается ситуация, при которой либо имущества юридического лица — должника недостаточно для погашения всех его долгов, либо должник не исполняет своих денежных обязательств в течение установленного законом времени. Банкротство — это особый случай ликвидации.

Вместе с тем интерес кредиторов не всегда состоит в удовлетворении своих требований в результате ликвидации предприятия-должника. Иногда тот же результат достижим без ликвидации в результате восстановления его платежеспособности и нормального функционирования, поэтому нередко процедуре признания должника банкротом предшествуют меры по предупреждению банкротства. Это, например, досудебная санация (оздоровление), т.е. оказание должнику финансовой помощи для погашения его денежных обязательств и восстановления платежеспособности; заключение мирового соглашения должника с кредитором об условиях рассрочки или отсрочке выплаты долга и др.

Публично-правовые образования в качестве участников гражданско-правовых отношений

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками гражданско-правовых отношений являются государство и другие публично-правовые образования. Участниками имущественных отношений являются как само государство — Российская Федерация, так и ее отдельные субъекты — республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, а также муниципальные образования — городские, сельские поселения и др. Все они выступают на равных началах с иными участниками гражданско-правовых отношений — гражданами и юридическими лицами (ст. 124 ГК РФ), потому что государство, выступая в имущественном обороте, не должно использовать имеющиеся у него властные полномочия, чтобы произвольно менять установленные гражданским законодательством правила и навязывать свою волю иным участникам имущественных отношений.

В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью, хотя созданы

Схема 6.3. Процедура признания несостоятельности (банкротом)

они нс для участия в гражданских правоотношениях (такое участие носит для них вспомогательный характер). Государство и иные публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, выступают в суде через свои органы, которые действуют в рамках своей компетенции (ст. 125 ГК РФ). Иными словами, действия органов власти, совершаемые ими в пределах своей компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований.

Как отмечалось выше, государство и муниципальные образования могут создавать юридические лица, закрепляя за ними имущество на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Участвуя в имущественном обороте, и государство, и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (п. 1 ст. 126 ГК РФ), потому что такое имущество составляет материальную базу участия самих этих юридических лиц в имущественном обороте. Поэтому такие юридические лица не отвечают по долгам учредивших их государств и муниципальных образований (п. 2 ст. 126 ГК РФ).

  • См: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

27. Юридические лица. Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица

Юридическое лицо – это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Различают распорядительный и добровольный способ образования юридического лица. Основным моментом в создании юридического лица является государственная регистрация, которая осуществляется всоответствии сФЗот8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для государственной регистрации юридического лица должны быть представлены документы: заявление, решение о создании юридического лица, учредительные документы (устав, учредительный договор), документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа.

Ликвидация юридического лица – это прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано (ч. 2 ст. 61 ГК РФ):

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Вопрос 69. Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица. Филиалы и представительства.

Вопрос 69. Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица. Филиалы и представительства. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные

Вопрос 70. Реорганизация и ликвидация юридического лица.

Вопрос 70. Реорганизация и ликвидация юридического лица. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то

Создание юридического лица

Создание юридического лица Юридическое лицо создается его учредителями, которыми могут быть и уполномоченные государственные органы, и юридические лица, и граждане. Некоторые юридические лица могут создаваться только гражданами (полное товарищество – п. 3 ст. 58 ГК),

38. Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица

38. Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица Юридическое лицо при его создании подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе.Документом, подтверждающим факт регистрации, является свидетельство о государственной

СТАТЬЯ 57. Реорганизация юридического лица

СТАТЬЯ 57. Реорганизация юридического лица 1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то

Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СВЯЗИ С ЕГО ЛИКВИДАЦИЕЙ ИЛИ ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЗ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО РЕШЕНИЮ РЕГИСТРИРУЮЩЕГО ОРГАНА И В СВЯЗИ С ПРОДАЖЕЙ ИЛИ ВНЕСЕНИЕМ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц

Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц 1. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется

Статья 57. Реорганизация юридического лица

Статья 57. Реорганизация юридического лица 1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то

Статья 61. Ликвидация юридического лица

Статья 61. Ликвидация юридического лица 1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.2. Юридическое лицо может быть ликвидировано:по решению его учредителей (участников) либо органа

Статья 57. Реорганизация юридического лица 1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то

Статья 61. Ликвидация юридического лица 1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 №14-П положение пункта 2 статьи 61, согласно которому

СТАТЬЯ 57. Реорганизация юридического лица 1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то

СТАТЬЯ 61. Ликвидация юридического лица

СТАТЬЯ 61. Ликвидация юридического лица 1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N

20. Реорганизация юридического лица

20. Реорганизация юридического лица Реорганизация юридического лица означает существенное изменение правоположения юридического лица в случаях выделения, присоединения и преобразования и прекращение юридического лица в случаях слияния и разделения.Виды

21. Ликвидация юридического лица

21. Ликвидация юридического лица Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.Юридическое лицо может быть ликвидировано:1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического

В соответствии со статьей 61 ГК РФ ликвидация организации – это прекращение всех ее прав и обязанностей. При этом права и обязанности не переходят в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация организации может быть как добровольной, так и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей, принудительная – по решению суда.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

По решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:

в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо;

с достижением цели, ради которой оно создано.

По решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер:

либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

либо деятельности запрещенной законом;

либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Требование о ликвидации юридического лица по вышеперечисленным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке признания его несостоятельным (банкротом) (статья 65 ГК РФ).

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица закреплены статьей 62 ГК РФ:

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия от имени, ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Рассмотрим порядок ликвидации юридического лица в соответствии со статьей 63 ГК РФ:

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации;

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, которая установлена статьей 64 ГК РФ>,> в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Обратим особое внимание на порядок удовлетворения требований кредиторов.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Принудительная ликвидация юридического лица может происходить по решению суда в случаях осуществления следующих видов деятельности:

деятельности, запрещенной законом;

деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

деятельности иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных нормативных актов;

наличие иных оснований, предусмотренных ГК РФ.

Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Государственные органы или органы местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление требований о ликвидации юридического лица, могут обратиться с иском в судебные органы.

Существуют определенные требования, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию:

если число участников ООО (ЗАО) превышает 50, оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. По истечении этого срока организация подлежит ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела;

если оставшаяся часть уставного капитала по истечении срока остается неоплаченной, общество обязано уменьшить размер уставного капитала и зарегистрировать это уменьшение либо прекратить свою деятельность путем ликвидации;

если стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Более подробно с вопросами, рассмотренными в данной статье, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Ликвидация юридических лиц. Банкротство».