Преобразование МУП в ООО

Закон № 178-ФЗ от 21.12.01 признает реорганизацию одним из способов приватизации муниципального имущества. В нормативном акте подробно описывается, как проходит преобразование МУП в частную компанию (ООО или АО). Соблюдение правовых указаний – обязательное условие действительности передачи активов. Нарушения грозят спорами и аннулированием результатов длительной процедуры.

Юридический базис

Процесс регулируется многочисленными нормативными актами. Правовая основа представлена рядом законов разного уровня:

Уточнять правила перевода имущества в частную собственность вправе местные или региональные власти. В спорных ситуациях юристы рекомендуют опираться на судебную практику (например, письмо ВАС РФ № 15 от 11.06.97).

Реорганизация муниципальных предприятий как способ приватизации

Общую характеристику термину дает статья 57 ГК РФ. Допустимыми формами реорганизации признаны слияние, разделение, преобразование, выделение и присоединение. Основанием процедуры является решение собственников. Однако в некоторых случаях разрешается проводить процедуру принудительно – по судебному акту (п. 2 ст. 57 ГК РФ, ст. 29 и 34 закона 161-ФЗ от 14.11.02). Так, с иском могут обратиться представители антимонопольного органа (п.6 ст. 23 закона 135-ФЗ от 26.07.06). Разбирательства с участием ФАС РФ связаны с угрозой нарушения принципов добросовестной конкуренции.

Важно! Что такое реорганизация, в гражданском законодательстве не поясняется. Практикующим юристам приходится довольствоваться косвенными характеристиками.
Ключевыми принципами перевода МУП в частную собственность являются:

  1. Возмездность. Если конечным владельцем предприятия становится третье лицо, в местный бюджет зачисляется выкупная стоимость. Цена должна соответствовать рыночным показателям.
  2. Формальность. Каждый этап процедуры документируется. Регистрация всех изменений производится в налоговых органах. В случае передачи недвижимого имущества, записи вносят и в ЕГРП.
  3. Общественный контроль. Информация о реорганизации публикуется в открытых источниках.

Основной особенностью преобразования является преемственность. Имущество, права и обязанности МУП переходят к хозяйственному обществу. За работниками сохраняются места, а сделки с контрагентами исполняются в штатном режиме (ст. 58 ГК РФ).

Сравнительная характеристика

Целью реорганизации является повышение экономической эффективности. Имущественные комплексы, оборудование и земельные участки после передачи в частную собственность приносят большую прибыль. Причиной такого явления становится юридическая разница между МУП и ООО.

Особенности правового статуса Муниципальное предприятие Общество с ограниченной ответственностью
Управление и распоряжение активами МУП не признается собственником вверенного имущества. Без специального одобрения предприятия могут отчуждать только движимые вещи. Продавать, передавать в залог или аренду недвижимость без одобрения местных чиновников нельзя (ст.18 закона 161-ФЗ от 14.11.02). Это существенно ограничивает коммерческую активность. Каждая крупная сделка требует длительного согласования Фирмы являются полноправными собственниками основных средств. Руководитель наделен широкими распорядительными полномочиями. Только крупные сделки одобряются собранием учредителей. При этом созывать собственников разрешено вне утвержденного графика (глава 3 закона 14-ФЗ от 08.02.98)
Сфера деятельности Предприятие обязано работать по направлениям, указанным в уставе. Оперативно переориентироваться на экономически перспективные сегменты объединение не может. Задания ставит местная администрация, а прибыль далеко не всегда является главной целью (ст. ст. 2, 3 и 9 закона 161-ФЗ от 14.11.02.) Сфера хозяйственной деятельности закрепляется в уставе ООО. В документе используют общие формулировки, охватывающие сразу несколько отраслей. Для реализации принципиально новых проектов собственникам достаточно вынести решение. Директору остается лишь зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ (ст. 12, 13 закона 14-ФЗ от 08.02.98)
Отчетность Статья 27 закона № 161-ФЗ обязывает публиковать бухгалтерский баланс и прочие документы предприятия в открытых источниках Отчетность не публикуется

Приватизация в форме реорганизации имеет свои плюсы и минусы. Преимуществом является вывод на рынок действующего коммерческого комплекса. К деятельности приступает предприятие с историей, оборотами, штатом специалистов и деловыми связями. Тратить время на становление бизнеса не нужно. Недостатками следует считать предельную формализацию, длительность и внушительные издержки.

Требования для преобразования жесткие. Реорганизация в ООО возможна, если показатели МУП не выходят за рамки ст. 4 закона 209-ФЗ от 24.07.07:

  • трехлетний доход – не более 800 миллионов рублей;
  • численность персонала за тот же период – до 100 человек.

Нельзя приватизировать муниципальные предприятия, имущество которых изъято из гражданского оборота. Под запретом остаются некоторые объекты социальной, культурной, коммунальной сферы. Полный перечень таких активов приведен в пункте шестнадцать письма Министерства имущества РФ № АБ-2/10099 от 06.06.02.

Порядок действий

Пошаговая инструкция содержится в третьей главе закона 178-ФЗ от 21.12.01. Процедура проводится поэтапно.

Стадия реорганизации Характеристика Примечание
Составление прогнозного плана Подготовительным этапом перевода муниципальных предприятий в частную собственность является планирование. Местные власти утверждают перечень объектов, подлежащих приватизации в текущем году. Иногда прогнозный план разрабатывают на период в несколько лет. В текст включают основные направления приватизационной политики, способы, порядок оценки имущества и информационного обеспечения процесса. Обязательной является характеристика объектов. В перечне указывают официальное наименование предприятий, совокупную площадь недвижимого комплекса, его местонахождение и балансовую стоимость При разработке документа местные чиновники опираются на правительственные правила № 806 от 26.12.05. Примером может служить постановление городской администрации Екатеринбурга № 2186 от 03.11.16
Формирования правового базиса Следующим шагом становится издание распоряжений организационного плана. Местная администрация должна определить орган, ответственный за приватизацию муниципального имущества. В обязательный пакет документов входят распоряжение о привлечении аудиторов, решение о начале реорганизации предприятия в хозяйственное общество и приказ о предоставлении передаточного акта. Отдельные поручения выдают руководителям МУП. Директорам приказывают провести инвентаризацию, оформить документы на землю, составить промежуточные балансы и списки активов, не подлежащих приватизации Организационно-распорядительный этап осуществляется за счет средств бюджета. Руководитель выполняет поручения на деньги реорганизуемого муниципального предприятия. Последовательность действий утверждается местным нормативным актом. Примером такового может служить решение Думы города Калуги № 73 от 30.05.12
Инвентаризация для приватизации Правила определения стоимости активов установлены ст. 12 закона 178-ФЗ. С этой целью руководителем предприятия формируется специальная комиссия. В инвентарных ведомостях отражают сведения обо всем движимом и недвижимом имуществе, денежных средствах, правах требования и обязательствах. Бесхозные ценности принимают к учету по правилам статьи 225 ГК РФ. В отдельные описи включают арендованные объекты или вещи, переданные на хранение. Непригодные к использованию активы списывают Руководствоваться следует ст. 11 закона № 402-ФЗ от 06.12.11 и методическими указаниями Минфина России № 49 от 13.06.95
Информирование кредиторов и СМИ Комиссия рассылает уведомления контрагентам о предстоящей реорганизации. Деловые партнеры вправе потребовать досрочного исполнения обязательств и покрытия убытков (ст. 60 ГК РФ). Дополнительно сообщение о преобразовании публикуется в открытых источниках Размещение информации в СМИ не освобождает комиссию от необходимости рассылки письменных уведомлений. Порядок закреплен пунктом 7 ст. 29 закона 161-ФЗ от 14.11.02
Аудиторская проверка По итогам расчетов с кредиторами составляется промежуточный баланс. После проставления отметки в налоговой инспекции этот документ передают в администрацию муниципального образования. Он становится основой для определения приватизационной стоимости имущества (п. 2 ст. 11 закона 178-ФЗ). Обязательным условием дальнейшего преобразования является положительное заключение аудиторов. Отчетность оценивают на предмет достоверности и полноты Юридическим базисом этапа становится закон № 307-ФЗ от 30.12.08
Оформление прав на землю Одновременно с предприятием в частную собственность переводят участки. Приватизации подлежит территория, занимаемая объектами недвижимости, а также земли, находящиеся в аренде или бессрочном пользовании МУП. Предоставление участков регистрируется в ЕГРП (п. 1 ст. 131 ГК РФ) Порядок отчуждения земли при приватизации муниципальных предприятий установлен ст. 28 закона 178-ФЗ
Принятие решения По итогам рассмотрения аудиторского заключения и промежуточного баланса местная администрация издает распоряжение о реорганизации в ООО. В документе закрепляют сроки и порядок преобразования конкретного МУП. Утверждению подлежит полный перечень активов, условия их передачи хозяйственному обществу, сроки, способы оплаты, возможность отсрочки, а также иные процедурные аспекты. В течение 10 суток с момента издания акт публикуется в мировой сети. Если собственником хозяйственного общества могут стать частные юридические или физические лица, объявляется стартовая цена. В документе указывается порядок проведения торгов Требования к решению изложены в ст. 14 и 15 закона 178-ФЗ
Составление передаточного акта Правила оформления документа приведены в ст. 11 закона 178-ФЗ. В перечень ценностей, передаваемых правопреемнику, включаются недвижимость, транспорт, имущественные права и прочее. Здесь же указывают оспариваемые сторонами требования (ст. 59 ГК РФ). В акте должен содержаться исчерпывающий список обязательств. Балансовая стоимость активов определяется с опорой на бухгалтерские документы. Земельные участки передаются по кадастровой цене. Форму акта разрабатывают самостоятельно по правилам бухгалтерского учета Размер уставного капитала правопреемника при реорганизации МУП должен быть равен стоимости передаваемых активов. Сумма указывается в передаточном акте (п. 1 ст. 11 закона 178-ФЗ). Имущество, не подлежащее приватизации, изымается собственником
Регистрация ООО Завершающий этап сводится к разработке устава и учредительных документов хозяйственного общества. На пост директора, как правило, назначают экс-руководителя МУП. На его плечи ложится постановка правопреемника на государственный учет. Запись в ЕГРЮЛ вносят на основании заявления Р12001 (распоряжение налоговой службы № ММВ-7-6/25@ от 25.01.12) Порядок регистрации ООО, созданного в результате реорганизации установлен статьей 15 закона 129-ФЗ от 08.08.01

Коротко о сроках

Реорганизация муниципального предприятия – процесс трудоемкий и длительный. На реализацию прогнозного плана уходят месяцы и годы. Во избежание волокиты в законе были установлены четкие временные границы для совершения тех или иных действий.

  1. Информирование о приватизации. Сведения о результатах выполнения программ местные власти обязаны публиковать в сети ежегодно – до 1 марта (ст. 10 закона 178-ФЗ).
  2. Внесение записи о реорганизации МУП. Уведомить налоговый орган о переходе к преобразованию руководитель муниципального предприятия обязан в течение 3 суток. Извещение Р12003 отправляют с приложением копии распоряжения администрации. Срок отсчитывают с момента издания соответствующего документа (13.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01).
  3. Утверждение промежуточного баланса. Передать результаты инвентаризации собственнику директор МУП может после истечения времени, отведенного кредиторам на предъявление претензий. Исчисляют срок с момента публикации сообщения в открытых источниках – 30 суток. При возникновении споров отсчет ведут со дня вручения письменного уведомления.
  4. Непосредственная регистрация ООО. Постановка правопреемника на государственный учет осуществляется налоговыми органами в течение 5 рабочих суток (ст. 8 закона 129-ФЗ от 08.08.01).

Дополнительного времени может потребовать оформление прав хозяйственного общества на недвижимость. Основанием регистрации станет передаточный акт и документы о реорганизации. Сроки внесения записей в ЕГРП зависят от типа объекта, способа подачи заявления и содержания права (ст. 16 закона 218-ФЗ от 13.07.15).

В завершение отметим чрезвычайную трудоемкость процесса. Реорганизация муниципального предприятия в частную фирму без привлечения квалифицированных специалистов невозможна.

Орлова О. Е., эксперт журнала

Журнал «Руководитель бюджетной организации» № 3/2019

В связи с оптимизацией бюджетных расходов получила распространение практика реорганизации государственных и муниципальных учреждений. Это довольно сложная и длительная процедура, которая чревата осложнениями. Несмотря на то, что реорганизация учреждения проходит под контролем и в порядке, установленном учредителем, основная работа идет на уровне учреждения. О том, в каких формах осуществляется реорганизация учреждения, какими действиями сопровождается и какими документами подтверждается – далее в статье.

Формы реорганизации БУ.

Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Законом об НКО и иными нормативными актами. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения (п. 8 Порядка № 539).

Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. При универсальном правопреемстве от реорганизуемого учреждения правопреемнику достаются все права и обязанности в совокупности. При сингулярном правопреемстве происходит переход только части прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.

Формы реорганизации бюджетного учреждения.

Форма реорганизации

Описание правопреемства

Вид правопреемства

Слияние

Права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению

Универсальное

Присоединение

К учреждению переходят права и обязанности присоединенного учреждения

Универсальное

Разделение

Права и обязанности разделяемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом

Сингулярное

Выделение

При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с передаточным актом

Сингулярное

Преобразование

При преобразовании учреждения в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности учреждения в отношении других лиц не изменяются

Универсальное*

* Хотя в п. 6 ст. 17 Закона об НКО указано, что при преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом, правопреемство, которое имеет место при преобразовании юридического лица, относится к числу универсальных (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Дополнительно см. Постановление ФАС ВВО от 23.11.2006 по делу № А43-2804/2006-2-55.

Судебная практика. Бюджетное учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему нескольких других БУ. Одно из присоединяемых учреждений не указало в передаточном акте сумму долга по фактически принятым строительным работам на том основании, что договор являлся незаключенным. Как указал суд, правопреемство при реорганизации юридического лица в форме присоединения всегда является универсальным и в силу этого имеет место перемена должника в спорном денежном обязательстве.

К бюджетному учреждению может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа.

Действующим законодательством не запрещено участие в реорганизации учреждений различного типа. Это означает, что к БУ может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа. На такую возможность указывает п. 9 Порядка 539, регулирующий отдельные случаи реорганизации федерального учреждения: разделение, выделение, слияние, если возникшее при этом юридическое лицо является федеральным казенным учреждением, или присоединение федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному. Аналогичная практика существует на региональном и местном уровнях. Например, Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 10.06.2016 № 166-пп утверждена реорганизация путем слияния областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» и областного государственного автономного учреждения «Детский оздоровительный центр «Солнечный»; Постановлением администрации г. Вологды от 13.10.2017 № 1185 – реорганизация бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный центр города Вологды» путем присоединения к нему муниципального автономного учреждения «Центр спортивной подготовки».

Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом. Следует отметить, что преобразование как форма реорганизации не предусмотрено для федеральных учреждений. На региональном и местном уровне примеры преобразования БУ немногочисленны. Например, муниципальное бюджетное учреждение Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление» было преобразовано в муниципальное казенное предприятие Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление», что подтверждается записью в ЕРГЮЛ (ОГРН 1122801006800).

Судебная практика. В арбитражном порядке было признано недействительным Постановление главы администрации муниципального образования город Сосногорск от 15.06.2004 № 885 о реорганизации муниципального учреждения «Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства города Сосногорска» путем его преобразования в ООО «Взаимодействие». Суд указал на отсутствие в действующем законодательстве такого способа приватизации, как преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую организацию.

Государственное или муниципальное учреждение нельзя преобразовать в коммерческую организацию.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Закона об НКО). Поэтому если БУ становится казенным или автономным учреждением, это является не преобразованием, а изменением типа учреждения.

Как принимается решение о реорганизации?

В соответствии со ст. 57 ГК РФ и п. 2.1 ст. 16 Закона об НКО принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных учреждений осуществляются в порядке, установленном:

1) Правительством РФ – в отношении федеральных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждений субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных учреждений.

Решение о реорганизации оформляется правовым актом. Решения учредителей о реорганизации, как правило, содержат следующие сведения:

  • наименования учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;

  • форму реорганизации;

  • наименование учреждения (учреждений) после завершения реорганизации;

  • основание для принятия решения о реорганизации БУ;

  • дату, на которую проводится реорганизация БУ;

  • срок проведения реорганизационных мероприятий;

  • сведения о создании органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации БУ;

  • источник финансирования расходов, связанных с проведением реорганизации;

  • перечень органов исполнительной власти или учреждений, которым передаются активы и обязательства реорганизуемого БУ.

При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества (Письмо Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176).

Уведомление о реорганизации.

Решения учредителей также обычно дублируют нормы законодательства (но с детализацией) – указывается, какие действия и в какой срок надо произвести реорганизуемым учреждениям. В силу ст. 13.1 Закона о реорганизации учреждениям следует:

  • в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщить в письменной форме в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о ее форме, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более учреждений такое уведомление направляется учреждением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решении о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение (учреждения) находится (находятся) в процессе реорганизации;

  • после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать уведомление о реорганизации в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц. В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации учреждении, ее форма, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом;

  • в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомить известных учреждению его кредиторов. Кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации учреждения, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым учреждением. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации учреждения.

Какую отчетность подготовить и какие расчеты произвести при реорганизации?

Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации установлен разд. III Инструкции № 33н. В случае реорганизации такая отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации в следующем составе:

  • разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);

  • справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

  • справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

  • отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);

  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

  • отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);

  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760).

Утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности.

Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого учреждения, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.

В текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период.

Реорганизуемые учреждения обеспечивают выполнение приемопередаточных процедур, в том числе передачу показателей, отражаемых на лицевых счетах, открытых учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства по месту обслуживания, в соответствии с п. 113 Порядка № 21н. При закрытии лицевого счета в связи с реорганизацией учреждения передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого БУ (код формы по КФД 0531961).

Подробно об отражении процедур реорганизации федеральных учреждений в бухгалтерском учете и отчетности учреждений говорится в Письме Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176.

Передаточный акт и разделительный баланс.

По завершении расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий составляется передаточный акт или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации.

Передаточный акт или разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Судебная практика. При правовой оценке передаточного акта с недостоверными сведениями суд указал следующее. Передаточный акт хотя и имеет важнейшее значение, поскольку по нему определяется состав прав и обязанностей, но не является правоустанавливающим документом в том смысле, что без этого документа (или при его неполноте) нет перехода соответствующего права или обязанности. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения влекут отказ в государственной регистрации учреждений, создаваемых в результате реорганизации.

В другой ситуации слияние двух учреждений едва не закончилось признанием недействительной государственной регистрации реорганизованного БУ. Поводом для обжалования слияния стало неотражение в передаточном акте задолженности одного из кредиторов (Постановление ФАС МО от 14.06.2005 № КГ-А40/4978-05-1,2).

Завершение реорганизации.

Момент, с которого учреждение считается реорганизованным, установлен п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 16 Закона об НКО и зависит от формы реорганизации:

Форма реорганизации

Момент, с которого реорганизация считается завершенной

Слияние

Государственная регистрация вновь возникшего учреждения

Разделение

Выделение

Преобразование

Присоединение

Внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации

* * *

В заключение рекомендуем руководителям БУ при подготовке к проведению реорганизации:

  • изучить федеральное и иное законодательство (в соответствии с подведомственностью), регулирующее вопросы реорганизации;

  • перенять положительный опыт учреждений, прошедших через реорганизационные мероприятия;

  • провести мониторинг судебной практики, чтобы не допустить признания решения о реорганизации недействительным;

  • по возможности снизить число дебиторов и кредиторов, урегулировать спорные задолженности.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.

Постановление ФАС ЗСО от 01.12.2010 по делу № А75-5785/2009.

Постановление ФАС ВВО от 12.10.2005 № А29-1240/2005А.

К сведению руководителей БУ: нормативные акты регионального и местного уровня допускают, что инициатором смены типа учреждения может выступать оно само (см., например, Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Великого Новгорода, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Великого Новгорода и внесения в них изменений, утв. Постановлением администрации г. Великого Новгорода от 29.12.2010 № 5662).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Регистрирующим органом выступает Федеральная налоговая служба (Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319).

Форма уведомления приведена в приложении 3 к Приказу ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Специализированным СМИ, в котором российские организации публикуют сообщения о юридически значимых событиях, является журнал «Вестник государственной регистрации».

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н. С 06.01.2019 действует новая редакция п. 77 и 78, регулирующих вопросы реорганизации. Начало действия редакции – с отчетности за 2018 год (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н).

Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н.

Дополнительно см. Письмо Минфина РФ № 09-07-08/26557, Федерального казначейства № 07-04-05/05-392 от 28.04.2017.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу № А75-5785/2009.

Порядок преобразования МУП в ООО

15.02.2019 Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 13 января 2019 г.
Согласно п. 8 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.
Рассмотрим основные правовые моменты такого преобразования.
· Особенности реорганизации МУП
На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц, в т.ч. посредством передачи в муниципальную собственность долей в уставном капитале хозяйственных обществ.
· Порядок преобразования МУП в ООО
Реорганизация МУП в общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) осуществляется по решению собственника его имущества в соответствии с законодательством о приватизации (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Более подробно все эти вопросы рассматриваются в статье «Порядок преобразования муниципального унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью».
Прочитать ее в полном объеме можно, только если у Вас установлена система КонсультантПлюс. Просто перейдите по ссылке:
документ в оффлайн-версии КонсультантПлюс
документ в онлайн-версии КонсультантПлюс

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Вопрос

Можно ли включить в состав приватизируемого имущества акции других АО? Приватизация в форме преобразования ГУП в АО09. Акции принадлежат ГУПу.

Ответ

Нет, нельзя.

Преобразование предприятия в акционерное общество происходит по правилам законодательства РФ о приватизации (ст. 37 ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ).

Чтобы приватизировать имущество, компания составляет передаточный акт. Его утверждает орган, который отвечает за проведение реорганизации. В передаточном акте он указывает все виды имущества, которое подлежит приватизации: здания; строения; сооружения и т.д. Компания не вправе включить акции других акционерных обществ в состав приватизируемого имущества (ст. 11 Закона о приватизации).

В передаточном акте предприятия, которое преобразуется в АО, кроме имущества компания указывает количество и номинальную стоимость акций (абз. 5 п. 1 ст. 11 Закона о приватизации). Чтобы предприятие преобразовать в АО, размер его уставного капитала до приватизации, должен равняться минимальному размеру уставного капитала, который установил закон, или превышать стоимость. Минимальный уставный капитал публичного акционерного общества должен составлять сто тысяч рублей. Минимальный уставный капитал непубличного общества должен составлять десять тысяч рублей (ст. 26 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

В каких случаях и каким образом унитарное предприятие может быть приватизировано

«Поскольку собственником имущества унитарного предприятия (далее – предприятие) является государство – Российская Федерация или ее субъект, либо муниципальное образование, такое предприятие можно приобрести в частную собственность, то есть приватизировать.

Предприятие можно приватизировать путем его преобразования:

 в общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО);

 в акционерное общество (далее – АО).

Для юриста важно, что в ходе приватизации на предприятие накладываются дополнительные ограничения по совершению сделок. В этой рекомендации описано, как планируется и в каком порядке проходит приватизация, а также рассмотрены ее последствия для самого предприятия.

Помимо этих вопросов, юристу предприятия может пригодиться также информация о том, какие меры можно принять заранее, чтобы предотвратить приватизацию. Ведь приватизация – это итог решения государственного или муниципального органа власти, который в ряде случаев может быть негативно воспринят как руководством предприятия, так и его сотрудниками.

Планирование приватизации

Чтобы приватизировать федеральное государственное унитарное предприятие (далее – федеральное предприятие), его включают в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (далее – План приватизации).

План приватизации на определенный период утверждает Правительство РФ. Так, в настоящее действует План приватизации на период 2011–2013 гг. (прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011–2013 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 2102-р).

Если предприятие в План приватизации не вошло, однако в отношении него начали проводить действия, связанные с приватизацией, то предприятие вправе обжаловать такие действия в суде.

Пример из практики: суд удовлетворил заявление предприятия о признании незаконными действий Росимущества, связанных с его приватизацией. Суд исходил из того, что предприятие не было включено в План приватизации

Федеральное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Росимущества, его территориального управления в городе Москве, связанных с приватизацией предприятия.

В частности, предприятие оспаривало то, что госорган:

 обратился в налоговые органы с заявлением-уведомлением о начале процедуры его реорганизации;

 опубликовал в журнале «Вестник государственной регистрации» информацию о нахождении его в стадии реорганизации;

 утвердил передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия и передаточный акт объектов (в т. ч. исключительных прав), которые не подлежат приватизации в составе имущественного комплекса.

Рассмотрев обстоятельства дела, суд удовлетворил иск предприятия.

Суд исходил из того, что обязательным условием приватизации федерального государственного унитарного предприятия является включение его в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий период. При этом он сослался на Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. № 806.

В План приватизации на 2011–2013 годы предприятие включено не было.

Поэтому оспариваемые действия государственного органа по проведению приватизации, по мнению суда, не были основаны на законе (постановление ФАС Московского округа от 16 марта 2012 г. по делу № А40-47610/11-121-352).

Правительство РФ утверждает План приватизации на срок от одного года до трех лет.

В нем указывается перечень федеральных предприятий, которые планируется приватизировать в соответствующем периоде.

Чтобы федеральное предприятие было включено в План приватизации, предложение о его включении в него должен передать федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится такое предприятие. Сделать он это должен не позднее чем за восемь месяцев до начала очередного финансового года. Предложение передается в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Такое правило устанавливает пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации).

Для предприятий, собственниками имущества которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, их приватизация также должна быть предусмотрена в плане приватизации имущества – муниципального или субъектного уровня.

Например, в субъекте РФ городе Москве действует среднесрочная программа приватизации государственного имущества города Москвы на 2011–2013 гг., утвержденная постановлением правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. № 816-ПП.

Примеры планов приватизации муниципальных унитарных предприятий – план приватизации муниципального имущества городского округа «Железнодорожный» на 2012 год, утвержденный решением Совета депутатов городского округа «Железнодорожный» Московской области от 19 октября 2011 г. № 07/19, постановление администрации г. Дубны Московской области от 27 декабря 2012 г. № 1014-П «Об утверждении прогнозного плана приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности города Дубны Московской области, на 2013 год» и т. д.

Нужно иметь в виду, что есть объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Они перечислены в пунктах 2.1 и 3.1 приложения № 2 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», а также в Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» (приложение № 3).

Стратегическое предприятие может быть включено в прогнозный план приватизации после принятия Президентом РФ решения о его исключении из числа стратегических (подп. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»).

Ограничения на совершение сделок в процессе приватизации

Со дня утверждения Плана приватизации предприятие без согласия собственника его имущества не вправе (п. 3 ст. 14 Закона о приватизации):

 сокращать численность своих сотрудников;

 совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых:

 превышает 5 процентов балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета

 или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом МРОТ;

 совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого:

 превышает 5 процентов балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета

 или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом МРОТ.

Сделки, совершенные в нарушение данного правила, могут быть признаны судом недействительными (ничтожными). Это отличает их от крупных сделок, которые являются оспоримыми и которые суд может признать недействительными только по требованию собственника имущества предприятия либо самого предприятия (абз. 3 п. 9 постановления от 29 апреля 2010 г. Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»);

Пример из практики: стороны заключили договор в нарушение Закона о приватизации. В связи с этим суд удовлетворил иск общества о взыскании с предприятия исполненного по недействительной сделке – аванса, процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов на получение выписки из ЕГРЮЛ

Общество (заказчик) и предприятие (исполнитель) заключили договор на разработку программного обеспечения (далее – договор). По условиям договора исполнитель обязался разработать и передать с прилагаемой документацией заказчику программное обеспечение. Общая стоимость работ была согласована в размере 34 300 000 руб. В соответствии с условиями договора общество перечислило предприятию аванс в размере 50 процентов от общей стоимости работ.

Впоследствии общество в связи с нарушением условий договора предприятием заявило отказ от исполнения договора и потребовало возвратить сумму аванса, а также сумму пеней и процентов за пользование чужими денежными средствами.

В отношении предприятия арбитражный суд по другому делу ввел процедуру банкротства – наблюдение.

В связи с этим общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов предприятия.

Однако суд отказал обществу в данном требовании. При этом суд исходил из следующего.

 В отношении предприятия было принято решение о его приватизации в форме преобразования в ПАО.

 Стороны заключили спорный договор в нарушение пункта 3 статьи 14 Закона о приватизации. А именно на момент его подписания балансовая стоимость активов предприятия составляла 135 041 000 руб. (по его Бухгалтерскому балансу), сумма сделки составила 34 300 000 руб., что значительно превышает 5 процентов балансовой стоимости активов и 10 процентов стоимости уставного капитала предприятия – 7000 руб.

 Договор является крупной сделкой, так как связан с приобретением имущества, стоимость которого значительно превышает 5 процентов балансовой стоимости активов должника и 10 процентов стоимости уставного капитала предприятия.

 Согласие собственника имущества должника на совершение крупной сделки предприятие не получило.

В связи с этим суд пришел к выводу, что спорный договор противоречит закону – статьям 20 и 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» и пункту 3 статьи 14 Закона о приватизации. То есть договор является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ.

Суд указал, что поскольку сделка предприятия и общества является ничтожной, то любые требования, вытекающие из реституции, в том числе и требование о возврате денежных средств, которые стороны получили по недействительной сделке, не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Это связано с тем, что эти требования не относятся к денежным обязательствам и обязательным платежам должника и рассматриваются вне рамок дела о банкротстве.

Поэтому общество обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию о взыскании исполненного по недействительной сделке (договору) – аванса, процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов на получение выписки из ЕГРЮЛ.

Суд удовлетворил иск общества. При этом суд указал, что предприятие заключило договор в нарушение пункта 3 статьи 14 Закона о приватизации. Таким образом, такой договор являлся недействительным (ничтожным) (постановление ФАС Поволжского округа от 17 ноября 2011 г. по делу № А72-720/2011, определением ВАС РФ от 30 января 2012 г. № ВАС-164/12 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора).

 получать кредиты;

 осуществлять выпуск ценных бумаг;

 выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

Такие правила устанавливает пункт 3 статьи 14 Закона о приватизации.

Как проводится приватизация

Для проведения приватизации составляется передаточный акт. Его утверждает орган, который отвечает за проведение реорганизации предприятия.

Передаточный акт составляется на основе:

 данных акта инвентаризации предприятия;

 аудиторского заключения;

 документов о земельных участках, которые представлены в установленном порядке предприятию, и о правах на них.

В передаточном акте отражается состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия. В частности, в передаточном акте указываются все виды приватизируемого имущества предприятия, включая:

 здания;

 строения;

 сооружения;

 оборудование;

 инвентарь;

 сырье;

 продукцию;

 права требования;

 долги, в том числе обязательства предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

 права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права;

 сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса предприятия.

Такое правило устанавливает пункт 1 статьи 11 Закона о приватизации.*

В результате судебного процесса у предприятия образовалась задолженность. Однако она не была отражена в передаточном акте. Означает ли это, что такая задолженность не перешла к образованному после приватизации хозяйственному обществу – правопреемнику предприятия

Нет, не означает.

Задолженность все равно придется оплатить, поскольку она переходит к правопреемнику независимо от отражения ее в передаточном акте.

То обстоятельство, что на основании передаточного акта предприятие не получило задолженность, лишь указывает на несоблюдение установленного законодательством порядка оформления, подписания и утверждения передаточного (разделительного) акта. Однако это не может являться основанием для отказа в установлении правопреемства по обязательствам предприятия.

Пример из практики: в передаточном акте, составленном при приватизации предприятия, не была указана его задолженность. Несмотря на это, суд удовлетворил иск о взыскании неосновательного обогащения с акционерного общества – правопреемника предприятия

По иску ООО «А.» суд взыскал с ОАО «Д.» проценты за пользование чужими денежными средствами, которые возникли в связи с неосновательным обогащением.

Однако ОАО «Д.» не согласилось с таким решением и обратилось в суд с кассационной жалобой. По мнению ответчика, при преобразовании его из предприятия в ОАО в соответствии с передаточным актом не была передана задолженность перед ООО «А». Поэтому с него как с преобразованной организации необоснованно взыскали проценты за пользование денежными средствами по данной задолженности.

Кассационный суд пришел к выводу, что взыскание с ОАО «Д.» процентов по задолженности преобразованного юридического лица правомерно.

При этом суд указал, что при реорганизации юридического лица, в том числе и предприятия, правопреемство по всем обязательствам предприятия возникает у вновь образованного юридического лица, включая права и обязанности, которые:

 не признаются и (или) оспариваются;

 на момент реорганизации не отражены в соответствующих документах и даже не выявлены на момент реорганизации.

То обстоятельство, что на основании передаточного акта предприятия не была передана задолженность, взысканная с ответчика при рассмотрении другого судебного дела, указывает на несоблюдение порядка оформления, подписания и утверждения передаточного (разделительного) акта. Однако оно не может являться основанием для отказа в установлении правопреемства по обязательствам предприятия (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 июня 2011 г. по делу № А58-5514/2010).

Для отдельных предприятий предусмотрен особый порядок определения состава их активов, которые подлежат приватизации.

Речь идет о федеральных государственных унитарных предприятиях, в отношении которых государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет от имени РФ полномочия собственника имущества.

Такой особый порядок установлен в статье 4 Федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Это правило предусматривает пункт 5 статьи 11 Закона о приватизации.

Нужно ли согласие кредиторов на перевод их требований на правопреемника предприятия

Нет, такое согласие не нужно.

Кредиторы предприятия могут заявить свои требования, которые рассматриваются при определении состава подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия.

Такое правило устанавливает пункт 4.1 статьи 11 Закона о приватизации.

Если кредитор не был извещен о приватизации, это обстоятельство не является препятствием для госрегистрации прекращения деятельности предприятия и создания нового юридического лица (правопреемника предприятия) (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2012 г. № 09АП-14391/2012, 09АП-16787/2012, 09АП-15963/2012 по делу № А40-18640/12-21-177).

Помимо состава приватизируемого имущества, передаточный акт должен содержать также:

 расчет балансовой стоимости активов предприятия, которые будут приватизированы.

Расчет производится на основе данных промежуточного Бухгалтерского баланса, который подготавливается с учетом результатов проведения инвентаризации имущества предприятия, на дату составления акта инвентаризации (п. 2 ст. 11 Закона о приватизации).

Балансовая стоимость активов для приватизации определяется как сумма стоимости чистых активов предприятия, исчисленных по данным промежуточного Бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков. При этом из полученной суммы вычитается балансовая стоимость объектов, которые не будут приватизированы в составе имущественного комплекса предприятия.

В случае создания хозяйственного общества путем преобразования предприятия стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости. В иных случаях такая стоимость принимается равной рыночной стоимости земельных участков. Она определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Такое правило устанавливает пункт 3 статьи 11 Закона о приватизации;

 сведения о размере уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования предприятия. Размер уставного капитала создаваемого хозяйственного общества определяется как равный балансовой стоимости активов для приватизации (абз. 5 п. 1 ст. 11 Закона о приватизации).

Имущество, которое не попало в состав подлежащих приватизации активов предприятия, изымает собственник.

Правительство РФ может установить виды исключительных прав, которые не подлежат приватизации в составе имущественного комплекса предприятия и передаются покупателю в пользование по лицензионному или иному договору. Такое правило устанавливает пункт 4 статьи 11 Закона о приватизации.

Преобразование в АО

Приватизация может осуществляться путем преобразования в АО. В передаточном акте предприятия, которое преобразуется в АО, наряду с этим указываются количество и номинальная стоимость акций (абз. 5 п. 1 ст. 11 Закона о приватизации). Чтобы предприятие было преобразовано в АО, размер его уставного капитала, определенный для приватизации, должен быть равен минимальному размеру уставного капитала, установленному законом, или превышать его. То есть он должен составлять для публичного АО – 100 000 руб., для непубличного АО – 10 000 руб. (ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») или превышать эту сумму (абз. 2 п. 2 ст. 13 Закона о приватизации).*

Преобразование в ООО

В передаточном акте предприятия, которое преобразуется в ООО, наряду с этим указываются размер и номинальная стоимость доли единственного учредителя ООО – РФ, субъекта РФ или муниципального образования (абз. 5 п. 1 ст. 11 Закона о приватизации).

Предприятие может быть преобразовано в ООО в случае, если один из показателей деятельности предприятия не превышает предельные значения, которые устанавливает пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для субъектов малого предпринимательства.

Имеются в виду следующие показатели:

 средняя численность сотрудников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, которые определяют за предшествующие приватизации три календарных года;

 сумма остаточной стоимости его основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату.

Однако в любом случае предприятие должно быть преобразовано в ООО, если определенный для приватизации размер уставного капитала хозяйственного общества будет ниже минимального размера уставного капитала АО (ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Такие правила устанавливают абзацы 3 и 4 пункта 2 статьи 13 Закона о приватизации.

Последствия приватизации предприятия в хозяйственное общество

Хозяйственное общество, которое было создано путем преобразования предприятия, становится правопреемником этого предприятия в соответствии с передаточным актом с момента его госрегистрации в Едином государственном реестре юридических лиц.

Причем хозяйственное общество является правопреемником со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса предприятия, которые произошли после принятия решения об условиях приватизации (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации).

Предприятие не вправе передать своему правопреемнику имущество, которое не может находиться в частной собственности, например, причал (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2012 г. по делу № А56-72348/2011).

До первого общего собрания (акционеров АО или участников ООО) руководитель предприятия назначается директором (генеральным директором) образованного АО или ООО. Такое правило устанавливает пункт 5 статьи 37 Закона о приватизации.

Одновременно с утверждением устава АО или ООО (п. 6 ст. 37 Закона о приватизации):

 определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета);

 назначаются члены совета директоров (наблюдательного совета) и его председатель;

 образуется ревизионная комиссия или назначается ревизор общества на период до первого общего собрания (акционеров АО или участников ООО, если образование совета директоров (наблюдательного совета) и (или) ревизионной комиссии или назначение ревизора предусматривает устав).

Если 100 процентов уставного капитала ООО принадлежит РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, в его уставе нельзя предусмотреть преимущественное право общества на приобретение доли, продаваемой его участником (п. 7 ст. 37 Закона о приватизации).

Закон о приватизации устанавливает еще одну особенность ООО, которые создаются в результате приватизации, – к ним не применяется правило о субсидиарной ответственности участников общества и независимого оценщика при завышении стоимости имущества, которое внесено для оплаты долей в уставном капитале общества (абз. 3 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Такое правило устанавливает пункт 8 статьи 37 Закона о приватизации.

Кроме того, АО и ООО, которые созданы путем приватизации предприятия, вправе осуществлять предусмотренные их уставами виды деятельности на основании лицензий и иных разрешительных документов, выданных соответствующему приватизированному предприятию (п. 2.1 ст. 39 Закона о приватизации). То есть получать лицензии заново не требуется, однако их необходимо будет переоформить (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»)».