При проверке выполнения обязательств по коллективному договору

Гарантии исполнения коллективного договора, соглашения, заключенного между работодателями и работниками для регулирования социально-трудовых отношений, хотят усилить. Соответствующий законопроект1, разработанный Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан, внесен в Госдуму.

Законопроектом предусмотрено повышение размера штрафа за нарушение или невыполнение работодателем или его представителем обязательств по коллективному договору, соглашению. Так, штраф может возрасти до 5-10 тыс. руб.

По действующему законодательству нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 3-5 тыс. руб. (ст. 5.31 КоАП РФ). По мнению авторов инициативы, такая ответственность не создает в должной мере мотивации у работодателей выполнять условия коллективного договора и соглашения. «Это связано с тем, что санкция данной нормы несопоставима с той ролью, которую призваны играть в трудовых отношениях коллективный договор, соглашение, поэтому условия указанного договора, соглашения не всегда выполняются работодателями», – подчеркивается в пояснительной записке к документу.

Напомним, что коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у ИП и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В него могут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам: оплаты труда; выплаты пособий, компенсаций; регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения установленных показателей; занятости, переобучения, условий высвобождения работников; рабочего времени и времени отдыха; улучшения условий и охраны труда работников; гарантий и льгот работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровления и отдыха работников и членов их семей и т. п. (ст. ст. 40-41 ТК РФ).

Предполагается, что повышение штрафов обеспечит более ответственное отношение работодателей к исполнению коллективных договоров и соглашений.

Все предметы → Трудовое право

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей.

В России первый коллективный договор был заключён в 1994 г. в результате стачки рабочих Бакинских нефтепромыслов. По этому коллективному договору работники добились увеличения заработной платы на 50%, еженедельного выходного дня и 8-часового рабочего дня.

Коллективный договор – это всегда двухсторонний акт, этим он отличается от соглашений. Коллективный договор может заключаться в организации, в её филиалах, представительствах, иных обособленных структурных подразделениях, а также у индивидуального предпринимателя.

Значение коллективного договора состоит в том, что он регулирует условия труда и быта работников при активном участии самих работников. Одновременно он является практической формой социального партнёрства, а также средством укрепления дисциплины труда. Коллективный договор направлен на совершенствование производства, на улучшение качества организации труда и повышение его производительности.

Содержание коллективного договора – согласо¬ванные сторонами условия, призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации.

Любой договор предоставляет лицу определённый перечень прав. ТК регламентирует вопросы содержания и структуры коллективного договора в ст.41 ТК: содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

Существует несколько классификаций коллективного договора.

Условия коллективного договора делятся на:

  • — непосредственные – те, которые содержатся исключительно в этом коллективном договоре, это условия, которые либо предполагают высокий уровень прав и гарантий работников; либо регулируют отношения, не урегулированные законодательством;
  • — производные – воспроизводят нормы действующего законодательства.

С точки зрения юридической природы:

  • — договор;
  • — нормативный акт.

В содержании договора выделяют условия обязательственные (закрепляют конкретные обязательства работодателя, которые действуют до их выполнения и, как правило, погашаются раньше срока действия коллективного договора) и нормативные условия (условия, содержащие локальные нормы о различных льготах, преимуществах, предоставляемых работникам данной организации за счёт работодателя; например, дополнительные отпуска, доплаты, надбавки к пенсиям и т.д. сверх предусмотренных законодательством).

Фактический аспект содержания коллективного договора заключается в том, что в коллективный договор можно записать всё, что не противоречит действующему законодательству и не ухудшает положение работников. Те условия, которые ухудшают положение работников по сравнению с законодательством, признаются недействительными.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам (ст.41):

  • — формы, системы и размеры оплаты труда;
  • — выплата пособий, компенсаций;
  • — механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • — занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • — рабочее время и время отдыха;
  • — улучшение условий и охраны труда работников;
  • — соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • — экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • — гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • — оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • — частичная или полная оплата питания работников;
  • — контроль за выполнением коллективного договора, и др.

Комментарии к ст. 47 ТК РФ

1. Содержание и структура соглашения определяются в ходе коллективных переговоров (см. коммент. к ст. 37).

2. Помимо общих правил проведения коллективных переговоров, предусмотренных ст. 37 ТК (в т.ч. касающихся создания единого представительного органа), стороны могут установить дополнительные процедуры согласования, утверждения соглашения.

С обсуждения этого вопроса целесообразно начать работу комиссии по ведению коллективных переговоров (комиссии по регулированию социально-трудовых отношений). Она устанавливает, в каком порядке, как часто будут проводиться заседания комиссии, будет ли вестись протокол. На первом заседании комиссии по ведению коллективных переговоров может быть определен и регламент ее работы: последовательность обсуждения вопросов, порядок обсуждения и принятия решения (регламент комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждается заранее — сразу же после создания соответствующей комиссии).

3. Комиссия определяет также срок разработки проекта соглашения и порядок его подписания представителями сторон, степень участия в обсуждении проекта представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

4. Особое внимание законодатель уделяет согласованию государственных интересов с интересами социальных партнеров. Это проявляется в установлении сроков заключения соглашений, предусматривающих бюджетное финансирование. Такие соглашения могут заключаться и часто заключаются между работниками и работодателями в сфере здравоохранения, образования, культуры, науки, транспорта, связи, энергетики, других отраслей.

При финансировании из федерального бюджета соглашения должны заключаться, как правило, до внесения проекта федерального бюджета на рассмотрение в Федеральное Собрание РФ.

При финансировании из регионального или территориального бюджетов соглашения должны заключаться, как правило, до принятия соответствующих бюджетов.

5. Комментируемая статья ориентирует стороны соглашений на максимальный учет интересов друг друга и разрешение разногласий путем переговоров. При этом переговоры по заключению соглашений должны завершиться в трехмесячный срок (при заключении генерального соглашения — в шестимесячный). Неурегулированные разногласия фиксируются в протоколе разногласий и разрешаются путем продолжения переговоров либо в процедуре коллективного трудового спора, т.е. установлен порядок, аналогичный порядку заключения коллективного договора.

6. Работодатели, не являющиеся членами объединения, которое вступило в коллективные переговоры, могут быть извещены об их начале. Такая информация направляется им в целях привлечения к участию в системе социального партнерства. Они могут присоединиться к объединению работодателей, к коллективным переговорам, не вступая в объединение, к уже заключенному соглашению; учитывать положения соглашения при заключении коллективного договора и принятии локальных нормативных актов и т.п.

При получении уведомления работодатель обязан проинформировать выборный орган первичной профсоюзной организации, т.е. решение об участии в коллективных переговорах о заключении соглашения принимается не только работодателем.

7. Соглашение должно быть подписано представителями сторон.