Приказ МВД 949

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 31 декабря 2016 г. N 949

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МВД РОССИИ

Внести изменения в нормативные правовые акты МВД России согласно приложению.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Приложение
к приказу МВД России
от 31.12.2016 N 949

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МВД РОССИИ

1. В Порядке формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых задержанию, утвержденном приказом МВД России от 25 мая 2011 г. N 408:

1.1. Абзац четвертый пункта 3 изложить в следующей редакции:

«линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России .».

1.2. В подпункте 4.3 слова «Восточно-Сибирскому или Забайкальскому линейным управлениям внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации» заменить словами «Восточно-Сибирскому или Забайкальскому линейным управлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте»

2. В приказе МВД России от 30 декабря 2011 г. N 1339 «Об утверждении формы статистической отчетности «Надзор»:

2.1. В пункте 2 слова «Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Симферопольского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте» заменить словами «линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России,».

2.2. В форме статистической отчетности «Отчет о результатах работы территориальных органов МВД России по осуществлению административного надзора» — Форма «Надзор» (приложение к приказу):

2.2.1. В реквизите, определяющем субъекты представления статистических данных, слова «Восточно-Сибирское и Забайкальское ЛУ МВД России на транспорте, Симферопольский ЛО МВД России на транспорте» заменить словами «ЛУ МВД России на транспорте, подчиненные МВД России,».

2.2.2. В реквизите, предусматривающем заверение статистической отчетности, слова «Восточно-Сибирского и Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте, Симферопольского ЛО МВД России на транспорте» заменить словами «ЛУ МВД России на транспорте, подчиненного МВД России».

3. В приказе МВД России от 30 июня 2014 г. N 547 «Об объявлении дня образования Министерства внутренних дел по Республике Крым, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю и Симферопольского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте»:

3.1. В наименовании, пунктах 1 и 2 приказной части слова «Симферопольского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте» заменить словами «Крымского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте».

3.2. Дополнить преамбулу новым абзацем третьим следующего содержания:

«Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 235 «Вопросы территориальных органов МВД России на транспорте» Симферопольский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте преобразован в Крымское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте.»

3.3. Абзац третий преамбулы считать абзацем четвертым.

4. В приказе МВД России от 19 февраля 2015 г. N 269 «Об утверждении формы статистической отчетности «Профилактика»:

4.1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации обеспечить выполнение настоящего приказа, а также контроль за сбором информации, ее достоверностью и своевременностью представления в ФКУ «ГИАЦ МВД России.».

4.2. В реквизите, определяющем субъекты представления статистических данных, формы статистической отчетности «Отчет о профилактической работе органов внутренних дел» — Форма «Профилактика» (приложение к приказу) слова «, Симферопольский ЛО МВД России на транспорте» исключить.

5. В приказе МВД России от 28 марта 2015 г. N 381 «Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания»:

5.1. Подпункт 2.2 изложить в следующей редакции:

«2.2. Начальники управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России, готовят и представляют в установленном порядке согласованные с министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации предложения по передаче (приему) объектов транспорта либо иных объектов (территорий) в оперативное обслуживание с учетом их характеристик, позволяющих определить местоположение .».

5.2. Абзац первый пункта 3 изложить в следующей редакции:

«3. Начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации:».

5.3. В Инструкции об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России (приложение N 1 к приказу):

5.3.1. В подпункте 3.8:

а) подпункт изложить в следующей редакции:

«3.8. Участия в мероприятиях по контролю за оборотом оружия и осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере частной детективной (сыскной) деятельности .»;

б) дополнить сноской 1 следующего содержания:

5.3.2. В подпункте 3.9:

а) подпункт изложить в следующей редакции:

«3.9. Розыска лиц .»;

б) Сноску 1 считать сноской 2 и изложить в следующей редакции:

5.3.3. В пункте 4:

а) Пункт изложить в следующей редакции:

«4. Начальники управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России, министры внутренних дел по республикам, начальники главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации организуют взаимодействие при проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящей Инструкции.»;

б) сноску 2 исключить.

5.3.4. В подпункте 5.2 слова «, а также о мерах по контролю за оборотом оружия» исключить.

5.3.5. В пункте 7 слова «оперативно-поисковых подразделений, подразделений специального назначения, авиации,» исключить.

5.4. В приложении к Перечню объектов транспорта, находящихся в оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте (приложению N 2 к приказу):

5.4.1. Пункт 7 после слов «1997, N 12, ст. 1383» дополнить словами «; 2006, N 30, ст. 3290».

5.4.2. Пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Легкое воздушное судно — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов. Сверхлегкое воздушное судно — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания (пункты 2 и 3 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2016, N 1, ст. 82).».

5.4.3. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование (пункт 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2014, N 30, ст. 4254).».

5.4.4. В пункте 12 слова «статья 3» заменить словами «абзац двенадцатый статьи 3».

5.4.5. В пункте 14 слова «статья 3» заменить словами «абзац одиннадцатый статьи 3».

5.4.6. Пункт 15 изложить в следующей редакции:

«15. Внутренние водные пути Российской Федерации — пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации (абзац третий статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2016, N 27, ст. 4300)».

5.5. Пункт 2 приложения к Перечню объектов транспорта, находящихся в оперативном обслуживании органов внутренних дел (приложению N 3 к приказу), изложить в следующей редакции:

«2. Легкое воздушное судно — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов. Сверхлегкое воздушное судно — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания (пункты 2 и 3 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации).».

6. Абзац первый пункта 7 приказа МВД России от 9 декабря 2015 г. N 1149 «Об организационных мероприятиях по участию органов внутренних дел Российской Федерации в создании и развитии аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» изложить в следующей редакции:

«7. Начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации:».

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 ноября 2018 г. N АКПИ18-964

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре Березиной А.В.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Жданова Вячеслава Александровича о признании недействующим пункта 57 перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства внутренних дел Российской Федерации по органам внутренних дел, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2013 г. N 480дсп,

установил:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2013 г. N 480дсп утвержден перечень сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства внутренних дел Российской Федерации по органам внутренних дел (далее также — Перечень).

Согласно пункту 57 Перечня к сведениям, подлежащим засекречиванию, относятся сведения об установочных данных разрабатываемых (разрабатывавшихся) лиц (лице) по делам оперативного учета. Степень секретности данных сведений — «секретно».

Гражданин Жданов В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 57 Перечня, ссылаясь на то, что Перечень является нормативным правовым актом, а его оспариваемые положения противоречат статье 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», пункту 85 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203, пункту 2 Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 870, не соответствуют принципу правовой определенности. Кроме того, нормативный правовой акт не соответствует пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», пункту 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, поскольку не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, как акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Как указывает административный истец, он является сотрудником органов внутренних дел и в отношении его возбуждено уголовное дело по факту разглашения сведений, составляющих государственную тайну. Решением Абаканского городского суда он отстранен от исполнения обязанностей по замещаемой должности.

Административный истец Жданов В.А. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В суде представитель административного истца Жданова И.П. поддержал заявленные требования.

Представители административных ответчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации Курсаев А.В., Министерства юстиции Российской Федерации Башилова В.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый правовой акт соответствует действующему законодательству, издан в пределах компетенции МВД России, касается вопросов внутриведомственного и внутриорганизационного характера, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина не затрагивает и в связи с этим не подлежал государственной регистрации в Минюсте России.

Выслушав объяснения представителей административного истца Жданова В.А. по доверенности Ждановой И.П., административных ответчиков МВД России Курсаева А.В., Минюста России Башиловой В.Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что производство по делу подлежит прекращению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит, что производство по делу подлежит прекращению.

Согласно абзацам первому и второму пункта 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» государственную тайну составляют сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, в том числе о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения.

В соответствии с частью третьей статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым названным Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

На основании части пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Министр внутренних дел Российской Федерации отнесен к должностным лицам органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (абзац четвертый перечня должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 16 апреля 2005 г. N 151-рп).

В силу абзаца первого пункта 4 Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 870, руководители органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, организуют разработку перечня и несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Во исполнение приведенных нормативных правовых актов и с учетом предоставленных полномочий Министром внутренних дел Российской Федерации 26 июня 2013 г. издан приказ N 480дсп, утвердивший Перечень.

В соответствии с пунктом 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188, к сведениям конфиденциального характера относятся служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

Согласно Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения (пункты 1.2 и 1.5).

Приказ МВД России от 26 июня 2013 г. N 480дсп имеет гриф «Для служебного пользования», поскольку содержит служебную информацию ограниченного распространения, связанную с организацией защиты государственной тайны в системе МВД России.

В графе 2 пункта 57 Перечня указано, что он разработан в соответствии с пунктом 85 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203, согласно которому к сведениям, подлежащим засекречиванию, относятся сведения, раскрывающие силы, средства, источники, методы, планы, результаты оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения.

Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (часть первая статьи 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Согласно разъяснению, данному в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, государственной регистрации подлежат не все нормативные правовые акты, а лишь затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Приказом МВД России от 26 июня 2013 г. N 480дсп утвержден Перечень сведений, подлежащих засекречиванию исключительно в органах внутренних дел Российской Федерации. Этот Перечень разработан МВД России в пределах его компетенции и с учетом вышеприведенных положений нормативных правовых актов.

О том, что разрабатываемые в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечни сведений, подлежащих засекречиванию, действуют только в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях, прямо указано в статьях 11 и 13 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Таким образом, обжалуемый Перечень не является нормативным правовым актом межведомственного характера, касается вопросов внутриведомственного и внутриорганизационного характера, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина не затрагивает и в связи с этим не подлежал государственной регистрации в Минюсте России.

Приказом МВД России от 15 октября 2018 г. N 683 «О признании утратившими силу приказов МВД России» приказ N 480дсп признан утратившим силу.

Новый приказ МВД России от 10 сентября 2018 г. N 580дсп «Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства внутренних дел Российской Федерации», представленный в Минюст России, по результатам правовой и антикоррупционной экспертиз также признан не нуждающимся в государственной регистрации, поскольку носит внутриведомственный характер, о чем указано в письме Минюста России от 16 октября 2018 г. N 01/135456-ЮЛдсп.

Согласно части 2 статьи 225 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

При обращении в Верховный Суд Российской Федерации административным истцом Ждановым В.А. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей, которая подлежит возврату согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199, 225 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

определил:

производство по делу по административному исковому заявлению Жданова Вячеслава Александровича о признании недействующим пункта 57 перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства внутренних дел Российской Федерации по органам внутренних дел, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2013 г. N 480дсп, прекратить.

Обязать налоговые органы по месту нахождения административного истца возвратить Жданову Вячеславу Александровичу государственную пошлину в размере 300 рублей, уплаченную согласно чеку-ордеру от 30 августа 2018 г.

Определение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ