Присваивается ли инвентарный номер земельному участку?

Вопрос аудитору

При покупке основных средств стоимостью до 10 000 руб. они автоматически списываются на забалансовый счет 21. При этом согласно Инструкции № 157н инвентарная карточка не формируется и номер не присваивается. Отсутствие инвентарного номера (либо кода) на предметах создает трудности при инвентаризации и контроле за имуществом.

В программе «1С:БГУ 8» предусмотрено формирование номера на предметы стоимостью ниже 10 000 руб. Структура номера аналогична основным средствам стоимостью свыше 10 000 руб. Также в программе при внесении номенклатуры основных средств присваиваются коды (порядковые номера).

Можно ли использовать на забалансовом счете 21 номера, которые формируются в программе, и подписывать ими предметы? Если формировать инвентарный номер, то номера на всех основных средствах (стоимостью до 10 000 руб. и свыше 10 000 руб.) будут одной структуры. Это допустимо? Либо использовать порядковый номер и подписывать им?

Такие действия противоречат инструкции, но обезличенные предметы очень затрудняют учет и контроль. Объектов стоимостью до 10 000 руб. довольно много. Что можно сделать в этой ситуации?

В соответствии с п. 46 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), п. 9 федерального стандарта «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — СГС «Основные средства»), объектам стоимостью до 10 000 руб. включительно уникальные инвентарные порядковые номера не присваиваются.

Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, принятых актами учреждения. Учреждение формирует учетную политику, исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых полномочий и (или) функций.

При этом учреждение руководствуется законодательством, СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также учетной политикой органа-учредителя (п. 4 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480).

Учетная политика должна учитывать особенности деятельности учреждения, но не может противоречить нормативным правовым актам по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета. Поэтому полагаем, что вводить в учетную политику положения о порядке присвоения инвентарных номеров основным средствам, которые учитываются на забалансовом счете 21, некорректно.

Присвоение инвентарных номеров основным средствам, которые учитываются на забалансовом счете 21, в то время как Инструкция № 157н прямо указывает на их учет без инвентарных номеров, может рассматриваться как нарушение порядка учета нефинансовых активов на забалансовых счетах. См., например, Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе контроля в финансово-бюджетной сфере, утв. Федеральным казначейством 19.12.2017 (код нарушения (риска) 030102010720-24).

Кроме того, если принять решение о присвоении инвентарных номеров основным средствам, которые учитываются на забалансовом счете 21, в одной структуре с инвентарными номерами основных средств, которые учитываются на балансе, номеров будет слишком много. Также будут разрывы в нумерации основных средств, которым по Инструкции № 157н должны присваиваться инвентарные номера.

Присвоение порядковых номеров основным средствам, учитываемым на забалансовом счете 21, не противоречит положениям Инструкции № 157н и СГС «Основные средства». По нашему мнению, их можно использовать и подписывать основные средства стоимостью до 10 000 руб.

Об утверждении Положения о порядке формирования и присвоения условных номеров объектам недвижимого имущества на территории Красноярского края

СОВЕТ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2002 года N 397-п

Об утверждении Положения о порядке формирования
и присвоения условных номеров объектам недвижимого
имущества на территории Красноярского края

__________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Совета администрации Красноярского края от 12 октября 2005 года N 231-п
___________________________________________________

В целях организации работы по ведению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», руководствуясь статьей 68 Устава Красноярского края,
постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке формирования и присвоения условных номеров объектам недвижимого имущества на территории Красноярского края (прилагается).
2. Контроль за выполнением Постановления возложить на заместителя Губернатора края, председателя Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом А.Е. Фурсу.
3. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Губернатор края —
Председатель Совета
администрации края
А.Г.Хлопонин

Положение о порядке формирования и присвоения условных номеров объектам недвижимого имущества на территории Красноярского края

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Совета администрации края
от 15 ноября 2002 года N 397-п

1. Настоящее Положение определяет порядок формирования и присвоения условных номеров объектам недвижимости учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края (далее — учреждение юстиции) в целях их идентификации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Единый государственный реестр прав), если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер.
Настоящее Положение действует в отношении условных номеров, присвоенных учреждением юстиции объектам недвижимого имущества на территории Красноярского края с 5 января 1999 года.
2. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:
кадастровый номер — уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права. Кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. Кадастровый номер помещения в здании или сооружении состоит из кадастрового номера здания или сооружения и инвентарного номера помещения;
условный номер — номер, который идентифицирует объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав и присваивается объекту недвижимого имущества учреждением юстиции в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер;
недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации — земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и иные объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы;
первичный объект недвижимости — непосредственно связанный с землей объект недвижимого имущества (здание, сооружение и т.п.);

вторичный объект недвижимости — составная часть первичного объекта недвижимости (квартира, помещение, иные составные части первичного объекта).
3. Каждый лист раздела Единого государственного реестра прав идентифицируется кадастровым номером объекта недвижимости. При отсутствии у объекта недвижимости кадастрового номера используется условный номер, присваиваемый учреждением юстиции и позволяющий однозначно идентифицировать объект недвижимости. Формирование условного номера основано на принципе формирования кадастрового номера с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
В случае изменения данных, из которых формируется условный номер, учреждением юстиции объекту недвижимости присваивается условный номер с учетом новых данных в порядке, установленном настоящим Положением.
4. В случае, если органами, осуществляющими деятельность по ведению государственного земельного кадастра, земельному участку не присвоен кадастровый номер, условный номер первичного объекта недвижимости включает в себя:
номер субъекта Российской Федерации;
номер административно — территориальной единицы, входящей в состав субъекта Российской Федерации;
шестизначный условный номер;
инвентарный номер первичного объекта недвижимости согласно данным органа технической инвентаризации.
Например:
24:50:000000:25610, где
24 — номер субъекта Российской Федерации;
50 — номер административно — территориальной единицы, входящей в состав субъекта Российской Федерации;
000000 — шестизначный условный номер;
25610 — инвентарный номер первичного объекта недвижимости.
В случае, если органами, осуществляющими деятельность по ведению государственного земельного кадастра, земельному участку присвоен кадастровый номер, условный номер первичного объекта недвижимости включает в себя:
кадастровый номер земельного участка;
инвентарный номер первичного объекта недвижимости согласно данным органа технической инвентаризации.
Например:

24:50:325839:0025:25610, где
24:50:325839:0025 — кадастровый номер земельного участка;
25610 — инвентарный номер первичного объекта недвижимости.
5. Объекты недвижимости, в том числе расположенные на одном земельном участке, должны иметь различные инвентарные номера. В случае, если по данным органа технической инвентаризации несколько объектов недвижимости, расположенных на одном земельном участке, имеют один инвентарный номер и в пределах срока государственной регистрации не представляется возможным присвоение различных инвентарных номеров указанным объектам, условный номер первичного объекта недвижимости включает в себя:
кадастровый номер земельного участка либо при отсутствии кадастрового номера — номер субъекта Российской Федерации, номер административно — территориальной единицы, входящей в состав субъекта Российской Федерации, и условный шестизначный номер;
инвентарный номер объекта недвижимости согласно данным органа технической инвентаризации, с добавлением через точку условного порядкового номера первичного объекта недвижимости, присваиваемого учреждением юстиции по мере проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные на одном земельном участке и имеющие один инвентарный номер.
Например:
24:50:000000:25760.1, где
24 — номер субъекта Российской Федерации;
50 — номер административно — территориальной единицы, входящей в состав субъекта Российской Федерации;
000000 — шестизначный условный номер;
25760 — инвентарный номер первичного объекта недвижимости;
1 — условный порядковый номер первичного объекта недвижимости, присвоенный учреждением юстиции.
6. Условный номер вторичного объекта недвижимости включает в себя:
кадастровый номер земельного участка либо при отсутствии кадастрового номера — номер субъекта Российской Федерации, номер административно — территориальной единицы, входящей в состав субъекта Российской Федерации, и условный шестизначный номер;
инвентарный номер первичного объекта недвижимости согласно данным органа технической инвентаризации;

инвентарный номер вторичного объекта недвижимости согласно данным органа технической инвентаризации.
Например:
24:50:000000:25760:17, где
24 — номер субъекта Российской Федерации;
50 — номер административно — территориальной единицы, входящей в состав субъекта Российской Федерации;
000000 — шестизначный условный номер;
25760 — инвентарный номер первичного объекта недвижимости;
17 — инвентарный номер вторичного объекта недвижимости (номер помещения, квартиры и т.п.).
7. Условный номер отдельно расположенного гаража формируется как условный номер первичного объекта недвижимости (п. 4 Положения).
Условный номер гаража, находящегося в составе гаражного ряда, формируется как условный номер вторичного объекта недвижимости (п.6 Положения). При этом к инвентарному номеру первичного объекта добавляется через точку номер соответствующего гаражного ряда (строения).
Например:
24:50:000000:23762.3:11, где
24 — номер субъекта Российской Федерации;
50 — номер административно — территориальной единицы, входящей в состав субъекта Российской Федерации;
000000 — шестизначный условный номер;
23762 — инвентарный номер первичного объекта недвижимости;
3 — номер гаражного ряда;
11 — инвентарный номер вторичного объекта недвижимости (номер гаражного бокса).
8. Условный номер комнаты в коммунальной квартире включает в себя:
кадастровый номер земельного участка либо при отсутствии кадастрового номера — номер субъекта Российской Федерации, номер административно — территориальной единицы, входящей в состав субъекта Российской Федерации, и условный шестизначный номер;
инвентарный номер первичного объекта недвижимости (жилого дома) согласно данным органа технической инвентаризации;
инвентарный номер вторичного объекта недвижимости (квартиры) согласно данным органа технической инвентаризации с проставлением через дробь номера комнаты в коммунальной квартире.
Например:

24:50:000000:25760:17/1, где
24 — номер субъекта Российской Федерации;
50 — номер административно — территориальной единицы, входящей в состав субъекта Российской Федерации;
000000 — шестизначный условный номер;
25760 — инвентарный номер первичного объекта недвижимости (жилого дома);
17 — инвентарный номер вторичного объекта недвижимости (квартиры);
1 — номер комнаты в коммунальной квартире.
9. Условный номер участка лесного фонда включает в себя:
номер субъекта Российской Федерации;
номер административно — территориальной единицы, входящей в состав субъекта Российской Федерации;
шестизначный условный номер;
номер книги учета входящих документов;
порядковый номер, под которым в книге учета входящих документов зарегистрированы заявление и прилагаемые к нему документы, представленные на государственную регистрацию.
Например:
24:50:000000:1.2002:25, где
24 — номер субъекта Российской Федерации;
50 — номер административно — территориальной единицы, входящей в состав субъекта Российской Федерации;
000000 — шестизначный условный номер;
1.2002 — номер книги учета входящих документов;
25 — порядковый номер, под которым в книге учета входящих документов зарегистрированы заявление и прилагаемые к нему документы, представленные на государственную регистрацию.
10. Условный номер предприятия как имущественного комплекса включает в себя:
номер субъекта Российской Федерации;
номер регистрационного свидетельства юридического лица (индивидуального предпринимателя) — правообладателя предприятия к моменту совершения сделки с предприятием;
номер книги учета входящих документов;
порядковый номер, под которым в книге учета входящих документов зарегистрированы заявление и прилагаемые к нему документы, представленные на государственную регистрацию.
Например:
24:56289:1.2002:27, где
24 — номер субъекта Российской Федерации;
56289 — номер регистрационного свидетельства юридического лица (индивидуального предпринимателя) — правообладателя предприятия к моменту совершения сделки с предприятием;
1.2002 — номер книги учета входящих документов;
27 — порядковый номер, под которым в книге учета входящих документов зарегистрированы заявление и прилагаемые к нему документы, представленные на государственную регистрацию.
11. Незаконченность работ по учету зданий, сооружений и их отдельных частей при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не допускается.
12. После присвоения объекту кадастрового номера условный номер перечеркивается тонкой горизонтальной линией, но не утрачивает своей силы, так как служит для связи с ранее оформленными документами Единого государственного реестра прав: записями в книгах учета документов, документами в делах правоустанавливающих документов и документами, находящимися у правообладателей.

Организация бухгалтерского учета любой компании предполагает строгий учет основных средств: средств труда, с помощью которых производятся продукция, работы или услуги. Одним из основных механизмов контроля за сохранностью и перемещением ОС является присвоение им инвентарных номеров: уникальных цифровых и символьных комбинаций, которые не изменяются на протяжении всего эксплуатационного срока ОС. При присвоении инвентарного номера пользуются определенными приемами, позволяющими закодировать в цифрах и символах всю основную информацию о каждом ОС. Помимо ОС, инвентарные номера присваиваются еще некоторым важным для функционирования компании объектам.

Инвентарный номер и особенности его применения

Инвентарный номер присваивается имущественному объекту в момент принятия его к учету. После этого тот приобретает статус инвентарного объекта – единицы БУ. Номер наносится на объект с помощью устойчивой краски, штрихкода, гравировкой, с помощью жетона, который не подлежит быстрому и незаметному удалению, другим аналогичным способом. Номер должен быть нанесен так, чтобы при проведении инвентаризации его можно было легко и без ошибок идентифицировать с данными БУ.

Основными объектами, в отношении которых таким способом организуется БУ и осуществляется контроль, являются:

  • ОС – основные средства, объекты имущества организации, которые находятся в работе более года, предназначены для производственных нужд, и стоимость которых составляет законодательно определенную величину;
  • нематериальные объекты, активы (НМА) — к ним относят продукты интеллектуального труда, например, технологические разработки, разработки ПО, товарные знаки, фирменные наименования и др.объекты, у которых нет материальной формы, но которые могут в перспективе принести материальную выгоду (см. ГК РФ ст. 1225-1, ПБУ 14/07);
  • непроизведенные объекты, активы – это природные объекты, недра, земли, водные объекты и др.

Объектам стоимостью менее 3 тыс. руб. инвентарный номер не нужен.

К инвентарным номерам предъявляются обязательные требования:

  • они не должны дублироваться;
  • они должны присваиваться по порядку.

Кроме того, важно при использовании инвентарных номеров в БУ руководствоваться следующей важной информацией:

  1. Инвентарный номер наносится в присутствии специально созданной для этих целей комиссии и фиксируется в журнале инвентарных номеров.
  2. Если инвентарный объект представляет собой целое, состоящее из отдельных функциональных частей, номер наносится на каждую его часть.
  3. Перемещения инвентарного объекта в пределах организации или ее подразделений не является причиной для изменения номера или его корректировки. Инвентарный номер не изменяется во все время эксплуатации объекта, которому он присвоен.
  4. Если ОС арендованы компанией, они, как правило, учитываются по номерам, присвоенным арендодателем. В то же время из Постановления 11 Арбитражного апелляционного Суда по д. №А55-24142/2013 от 28-04-14 г. следует, что при переходе прав на инвентарный объект, например, при подписании договора лизинга, ему может быть присвоен новый инвентарный номер организацией, приобретшей такие права. Утверждается, что присвоение инв. номера является внутренним делом организации.
  5. Инвентарный номер объекта, снятого с учета (проданного, списанного и т.д.), не может быть присвоен другому объекту в этой же организации.

Нормативная база

Четкой нормативной базы, регламентирующей шаг за шагом, как присваивать инвентарные номера, законодательство не содержит. Существует Инструкция Минфина №174н (прил. 2), содержащая общие указания по назначению инвентарных номеров. Кроме того, для МУП применяется Инструкция №157н (п. 46), где порядок такого назначения рассмотрен несколько более подробно. Руководствуясь этими документами, действующим законодательством, организация самостоятельно разрабатывает структуру инвентарных номеров и порядок их присвоения, закрепляя его в локальных нормативных актах (учетной политике и др.). Порядок присвоения номеров может регламентироваться и на ведомственном уровне, устанавливаться вышестоящей организацией.

Структура инвентарного номера

Указанная характеристика во многом зависит от внутренних потребностей компании:

  • ее размеров;
  • структуры и наличия подразделений;
  • возможностей и ресурсов в процессе организации БУ.

Так, небольшая организация, имеющая минимальное количество подразделений, ограниченное число объектов учета, может применять простую нумерацию вида: 01, 02, 03 и т.д. Если объекты находятся на разных счетах БУ, в разных подразделениях, целесообразно включить эту информацию в инвентарный номер, например:

  • 04 — счет учета НМА;
  • 03 — код подразделения, в котором находится объект;
  • 02 — номер по порядку этого объекта в подразделении.

Получаем инвентарный номер 040302.

Допустимо и использование буквенных символов, сокращений наименований подразделений:

  • «АХО» — для бухгалтерии и финансовой службы хозяйственной службы;
  • «СКЛ» — склад и др.

Внимание! Определяя структуру инвентарного номера объекта, необходимо учитывать возможность его перемещения по подразделениям компании. Информация должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечить безошибочную идентификацию объекта с данными БУ.

Процедура должна быть в обязательном порядке зафиксирована в учетной политике компании.

Типичные ошибки при присвоении инвентарных номеров

Допущенные неточности и ошибки могут не только внести хаос в процесс учета инвентарных объектов, но и привести к негативным последствиям при проведении контроля со стороны. Особенно актуально это для МУП, других государственных организаций, подведомственных организаций. Наиболее распространенные из них приведены ниже:

  1. Расхождения с принятой учетной политикой: произвольное изменение длины номера, включение в него буквенных обозначений либо, наоборот, их игнорирование на практике.
  2. Нанесение номера способом, не обеспечивающим его сохранность во все время эксплуатации объекта: непрочным красителем, наклеиванием этикеток и т.д.
  3. Непроставление инвентарного номера по причине якобы невозможности его проставить. Действительно, инструкция 157н позволяет не проставлять физически этот номер, а лишь заносить его в регистры БУ при соответствующих условиях. Однако, если контрольная комиссия при этом обнаружит, что нанесение на самом деле было возможно, у организации могут возникнуть проблемы.
  4. Нанесение инвентарного номера на объекты произвольно, без необходимости. Пример: нумерация объекта стоимостью менее 3000 руб.

Главное

  1. Инвентарный номер – обязательный признак инвентарного объекта.
  2. Определение структуры, длины и других признаков инвентарного номера – внутреннее дело компании. При этом процедура должна быть отражена в локальных нормативных актах и учитывать действующие законодательные акты, в том числе при необходимости и внутриведомственного характера.
  3. Объекты стоимостью менее 3 тыс. руб. не подлежат нумерации.
  4. Основные и обязательные требования к инвентарному номеру – уникальность и последовательность.