Привлечение к административной ответственности военнослужащих

Согласно ст. 28 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка — с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

Следует учитывать, что согласно п. 8 ст. 28.2. Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка (срок давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности), в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка. Согласно этой же статье привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно предшествовать разбирательство. Срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. Таким образом, течение указанного срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно исчисляться со дня, когда соответствующему командиру (начальнику) стало известно о совершенном подчиненным проступке (нарушении).

В соответствии со ст. 2.5. Кодекса об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 указанной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Таким образом, в случае нарушения Правил дорожного движения военнослужащие привлекаются к административной ответственности наравне с другими гражданами, то есть на общих основаниях, однако следует помнить, что дела о таких правонарушениях рассматриваются военными судами. В этой связи представляет интерес позиция Президиума ВС РФ сформулированная в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2007 года (см. Постановление по делу № 45-АФ07-49) согласно которой, «сокрытие информации о прохождении военной службы при составлении протокола об административном правонарушении не является в последующем основанием для признания решения суда о привлечении к административной ответственности, вынесенным с нарушением правил подсудности (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации № 10 октябрь 2007 г. С. 21). Таким образом, не стоит скрывать перед судом или лицом, составляющим протокол о совершении правонарушения, что Вы являетесь военнослужащим, в надежде, что вынесенное постановление будет считаться незаконным. Напротив, согласно Постановлению судьи Верховного Суда РФ от 25.12.2015 г. № 13-АД15-8 решение по делу об административном правонарушении, совершенном военнослужащим, вынесенное не военным судом, если суду было известно о том, что предполагаемый нарушитель является военнослужащим, подлежит отмене, а производство по делу — прекращению, поскольку истек срок давности привлечения к административной ответственности. (Кстати, если Вы попали в ДТП, Вам не платит страховая компания, не выплатила страховое возмещение в полном объеме или тянет с выплатой страхового возмещения, Вы можете пройти и почерпнуть много полезной информации по этому вопросу.).

Во всех остальных случаях, кроме тех, что указаны в ч. 2 ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях военнослужащие совершившие административные правонарушения, привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, также как и в случае совершения ими дисциплинарного проступка.

К гражданско-правовой ответственности военнослужащий привлекается в общем порядке, без каких-либо особенностей, в случаях, порядке и размерах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, когда им, например, не при исполнении обязанностей военной службы причинен материальный ущерб (например, при ДТП) или моральный вред третьим лицам, не исполнены какие-либо обязательства, принятые на себя по договору (сделке), либо им без правовых оснований приобретено (сохранено) имущество, включая деньги.

Федеральным законом от 12.07.1999 N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» установлено, что военнослужащие, причинившие ущерб при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность, по общему правилу, в ограниченном размере. Это означает, что в большинстве случаев военнослужащему, виновному в причинении ущерба, не придется в полном объеме возмещать причиненный им ущерб, размер материальной ответственности военнослужащего, как правило, ограничен 1, 2, 3 окладами месячного денежного содержания и надбавками за выслугу лет. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
— военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
— действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
— в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
— умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
— военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.
Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются как в случаях совершения ими преступлений, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность для всех остальных граждан, так и в случае совершения ими преступлений, за которые привлекаются к уголовной ответственности только военнослужащие.

Так, например, согласно ст. 337 УК РФ признается уголовным преступлением самовольное оставление военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту — продолжительностью свыше десяти суток.

Если у Вас есть вопросы к военному юристу, касающиеся привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или материальной ответственности, обращайтесь к нам.

Нужна помощь военного юриста?

Нужна профессиональная юридическая консультация на человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд?

УДК 342.92

Б01: 10.19073/2306-1340-2017-14-4-94-98

О ПРИВЛЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ _К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ТИХАЛЕВА Елена Юрьевна*

И columbijka@mail.ru

Ул. Приборостроительная, 35, Орёл, 302034, Россия

Аннотация. В статье раскрываются особенности административной ответственности военнослужащих на основе анализа норм действующего законодательства и судебной практики. Исследуется статус военнослужащих как специальных субъектов административной ответственности. Рассмотрены органы, уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Определены виды административных наказаний, которые не могут применяться к военнослужащим. Выделены проблемы производства по делам об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими.

Ключевые слова: административная ответственность, дисциплинарная ответственность, статус военнослужащего, административное правонарушение, административное наказание.

Administrative Responsibility of Military Personnel

Tikhaleva Elena Yu.**

El columbijka@mail.ru

35 Priborostroitelnaya str., Oryol, 302034, Russia

Построение в России правового государства после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. обусловило проведение ряда государственно-правовых преобразований, в том числе реформирование законодательства. В рамках этого периода совершенствовалось нормативно-правовое регулирование института военной службы, уделялось внимание вопросам, связанным с юридической ответственностью военнослужащих.

Специфика административной ответственности военнослужащих определяется на сегодняшний день тем, что военнослужащие подлежат административной ответственности на общих основаниях лишь по ограниченному кругу административных правонарушений (ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). В остальных случаях военнослужащие подлежат дисциплинарной ответственности.

* Доцент кафедры теории и истории государства и права Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Рассмотрим статус военнослужащего как субъекта административной ответственности. Первоочередным здесь является вопрос о том, с какого момента военнослужащий приобретает данный статус. По мнению Ю. А. Королевой, возбуждение дела об административном правонарушении, совершенном военнослужащим, является тем отправным моментом, который влечет за собой юридическое последствие в виде признания данного субъекта лицом, в отношении которого ведется производство. Субъект приобретает указанный статус в том случае, если факт совершения административного правонарушения соответствующим образом процессуально оформлен .

Необходимо отметить, что общего субъекта административного правонарушения характеризует наличие установленного возраста ответственности (16 лет) и вменяемости — признаков субъекта, минимально необходимых для квалификации деяния как правонарушения . Невменяемость имеет строгие временные границы, поэтому при необходимости она должна устанавливаться также на момент совершения противоправного деяния. В связи с этим вопрос о вменяемости или невменяемости военнослужащего должен разрешаться только в отношении конкретного и доказанного правонарушения.

Военнослужащий — это лицо, достигшее по общему правилу 18-летнего возраста, так как решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста, за исключением категории несовершеннолетних военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, куда имеют право поступать граждане, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 лет1.

Военнослужащие обладают специальной де-ликтоспособностью, которая отличается от общей своим объемом и выступает в ограниченном виде. Ограниченная деликтоспособность военнослужащего обусловливается установленными законом изъятиями из общего порядка привлечения к административной ответственности и наложения административных наказаний за административные правонарушения .

Исследование особенностей порядка привлечения военнослужащих к административной

ответственности за совершение административных правонарушений, то есть ответственности на общих основаниях, целесообразно связать с рассмотрением субъектов, уполномоченных осуществлять производство, и стадий, отражающих последовательность развертывания процессуальных действий.

По объему функциональной компетенции субъектов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, можно выделить следующие группы субъектов: 1) уполномоченные только возбуждать дела об административных правонарушениях; 2) уполномоченные осуществлять непосредственно административно-юрисдикционные функции; 3) наделенные полномочиями осуществлять процессуальные действия на всех стадиях производства.

Деятельность первой группы субъектов связана с совершением комплекса процессуальных действий, в ходе которых устанавливается факт совершения правонарушения, производится его фиксация в протоколе, определяются круг доказательств и средств доказывания, подведомственность дела для рассмотрения его по существу. Фактически к данным субъектам правоприменения относятся должностные лица, уполномоченные только составлять протоколы об административных правонарушениях.

К органам, осуществляющим администра-тивно-юрисдикционные функции, относятся судьи военных судов.

К третьей группе относятся должностные лица органов внутренних дел (полиции) — это начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД), его заместители, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, его заместители, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместители, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание, старшие участковые уполномоченные полиции и т. д.

Если границы административно-процессуальной деятельности классифицируемых субъектов сузить рамками административно-юрисдик-ционной деятельности, то в качестве основания для их классификации в данном случае может

1 Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации : приказ Министра обороны Рос. Федерации от 7 апр. 2015 г. № 185. URL: http://www.pravo.gov.ru

быть рассмотрен характер функциональной ад-министративно-юрисдикционной компетенции. В связи с этим следует различать: 1) субъекты административной юрисдикции первой инстанции (участковые уполномоченные полиции, сотрудники ГИБДД, начальники таможенных постов и др.); 2) субъекты административной юрисдикции второй инстанции (руководитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации, руководители Министерства внутренних дел, главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, председатели окружных (флотских) военных судов и др.); 3) субъекты административной юрисдикции, выступающие как в первой, так и во второй инстанциях (судьи гарнизонных, окружных (флотских) военных судов и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Судьи военных судов занимают особое место в приведенной системе. Проявляется это, во-первых, в том, что военные судьи могут выступать в роли как первой, так и второй инстанции. В последнем случае речь идет о компетенции судей рассматривать жалобы военнослужащих на вынесенные постановления по делам об административных правонарушениях, а также протесты прокурора на не вступившие в законную силу постановления по делам и последующие решения по жалобам на эти постановления, пересматривать вступившие в законную силу постановления и решения. Во-вторых, данные субъекты включаются в производство только на стадии рассмотрения и разрешения дела. В-третьих, военные судьи обладают межотраслевой компетенцией, а точнее, широкой предметной компетенцией, с которой неразрывно связана также их функциональная компетенция .

Военные суды фактически были включены в систему органов первой инстанции, осуществляющих административно-юрисдикционные функции, только со вступлением в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ. За 6 месяцев 2002 г., по данным Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, военными судами всего было рассмотрено 3 190 дел об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими. В 2015 г. военными судами было рассмотрено 13 948 дел об административных правонарушениях, 11 675 человек были подвергнуты административным наказани-

ям. В целом можно говорить о росте количества дел об административных правонарушениях, рассмотренных военными судами Российской Федерации за соответствующие периоды.

Обратим внимание также на роль военных судов, обозначенную в принятом в 2015 г. Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ). КАС РФ освещает подсудность военных судов. Так, в ст. 18 сделана важная оговорка: «в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела… в сфере административных и иных публичных правоотношений рассматриваются военными судами».

Еще одним важным участником производства по делам об административных правонарушениях может быть военная прокуратура, являющаяся составной частью прокуратуры Российской Федерации и действующая в соответствии с общими принципами организации и деятельности прокуратуры. Вместе с тем ее работе присущи определенные особенности, обусловленные принципами военного строительства: централизацией, единоначалием, воинской дисциплиной, организационной структурой Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

Особенности функциональной компетенции органов военной прокуратуры в исследуемом производстве определяются КоАП РФ и проявляются в следующем: во-первых, военные прокуроры вправе своим постановлением возбуждать дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими; во-вторых, они вправе участвовать в рассмотрении дела, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; в-третьих, они приносят протесты на не вступившие в законную силу постановления; в-четвертых, военные прокуроры вправе опротестовывать последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на указанные постановления .

Таким образом, военная прокуратура должна выступать в системе субъектов, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях с участием военнослужащих, прежде всего как важнейшее звено, которое осуществляет надзор за правильным и единообразным применением и исполнением законов органами военного управления и иными органами (должностными лицами), своевременно принимает меры по устранению нарушений принципа

законности административного процесса, охраняет права и законные интересы военнослужащих и членов их семей.

В 2015 г. была создана военная полиция и президентским указом утвержден ее Устав2. Ряд функций военной полиции, отраженных в Уставе, также касается непосредственно административных правонарушений, совершаемых военнослужащими:

— выявление причин и условий, способствующих совершению военнослужащими преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, принятие мер по их устранению;

— выявление военнослужащих, имеющих намерение совершить правонарушение, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;

— предупреждение и пресечение административных правонарушений, совершаемых военнослужащими;

— прием, регистрация, осуществление проверки заявлений и сообщений об административных правонарушениях;

— осуществление проверок сообщений или заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений в средствах массовой информации, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

— охрана места происшествия, обеспечение сохранности следов административного правонарушения в пределах своих полномочий;

— производство в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях.

В правоприменительной практике наиболее часто встречающимися административными правонарушениями, совершаемыми военнослужащими, являются те, которые связаны с нарушением правил дорожного движения (управление транспортным средством в состоянии

алкогольного опьянения3, отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения4, оставление места дорожно-транспортного происшествия5 и т. п.), а также неуплатой административных штрафов в установленный срок6.

Если совершено административное правонарушение, не входящее в перечень, указанный в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, то после выяснения всех обстоятельств производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению для привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ). В этой ситуации постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в течение суток направляется в воинскую часть (или другое учреждение по месту несения военной службы, по месту прохождения военных сборов) в целях привлечения лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2. ст. 28.9 КоАП РФ)7.

В статье 3.2 КоАП РФ содержится перечень видов административных наказаний, которые могут быть назначены за совершение административных правонарушений. В прежних редакциях КоАП РФ к военнослужащим (и вместе с ними гражданам, проходящим военные сборы) недопустимо было применять такие виды административных наказаний, как административный арест, административный штраф (для военнослужащих, проходящих службу по призыву), лишение права на управление транспортным средством.

В настоящее время существуют следующие ограничения по применению административных наказаний для военнослужащих: административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций до заключения с ними

2 Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 25 марта 2015 г. № 161 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 13, ст. 1909.

3 Постановление Барнаул. гарнизон. воен. суда от 12 апр. 2016 г. № 5-61/2016 по делу № 5-61/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4 Постановление Моск. обл. суда от 5 нояб. 2014 г. № 4а-990/14. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5 Постановление Астрахан. гарнизон. воен. суда № 5-37/2016 от 14 апр. 2016 г. по делу № 5-37/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6 Постановление Новочеркас. гарнизон. воен. суда № 5-32/2016 от 13 апр. 2016 г по делу № 5-32/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7 Постановление Майкоп. гарнизон. воен. суда № 5-80/2016 от 12 апр. 2016 г. по делу № 5-80/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

контракта о прохождении военной службы; административный арест не может применяться к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы; административное выдворение за пределы территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства не может применяться к военнослужащим -иностранным гражданам; обязательные работы не могут применяться к военнослужащим, а также к лицам, призванным на военные сборы.

На практике нередко трудности возникают в тех ситуациях, когда военнослужащий скрывает свой статус. Вследствие этого данному лицу может назначаться административное наказание, не совместимое с его статусом (например, административный арест). А это становится в дальнейшем поводом для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (как правило, указывается, что дело рассматривалось с нарушением правил подведомственности). Тем не менее в подавляющем большинстве случаев такие жалобы остаются без удовлетворения, а поведение лица по сокрытию своего статуса расценивается судом как зло-

употребление субъективным процессуальным правом, которое не может быть признано юридически одобряемым8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации если лицо, привлекаемое к административной ответственности, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении не заявило, что является военнослужащим, то соответствующее заявление лица при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не может служить основанием для отмены этого постановления9.

Таким образом, военнослужащий изначально должен понимать, что несообщение уполномоченным должностным лицам до вынесения постановления по делу об административном правонарушении информации о своем статусе впоследствии может повлечь за собой отказ в обжаловании указанного постановления по данному основанию. В этой ситуации всю полноту ответственности за свое поведение несет военнослужащий.

Список литературы

1. Акбашев Р. Р. Функции ограниченной юридической ответственности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1. С. 179-181.

2. Ивенин А. Э. О некоторых вопросах административной ответственности военнослужащих // Юридический мир. 2012. № 4. С. 25-27.

4. Королева Ю. А. Ответственность военнослужащих за административные правонарушения : дис. канд. … юрид. наук. М., 2004. 187 с.

9 Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года : утв. постановлением Президиума Верхов. Суда Рос. Федерации от 16 июня 2010 г. // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2010. № 9 (извлечение).

Бойчук А. И.

О РАЗГРАНИЧЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

14. РАЗНОЕ

14.1. О РАЗГРАНИЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Бойчук А. И., помощник судьи СевероКавказского окружного военного суда, соискатель

Ростовский юридический институт МВД России

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В наиболее общем виде специфика административной ответственности военнослужащих определена ст. 2.5 КоАП РФ. Однако анализ составов административных правонарушений, включенных в часть 2 ст. 2.5 КоАП РФ и их сопоставление с составами других административных правонарушений из Особенной части КоАП РФ, не дает ответа на вопрос, чем руководствовался законодатель, разграничивая административные правонарушения, совершение которых военнослужащими влечет для них либо административную ответственность на общих основаниях, либо дисциплинарную ответственность. Поиск ответа на данный вопрос, как представляется, следует искать в плоскости сопоставления административной и дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих регламентируется Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации1, который определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб).

Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации2 руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе военных образова-

1 См.: Об утверждении общевойсковых уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»): Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 47 (1 ч.). Ст. 5749.

2 См.: Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил Российской Федерации: утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 «Об утверждении общевойсковых уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 47 (1 ч.). Ст. 5749.

тельных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации; военнослужащие других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также на граждан, призванных на военные сборы; лица гражданского персонала, замещающие воинские должности.

Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности3. Таким образом, понятие «дисциплинарный проступок» сформулировано по аналогии с понятием «административное правонарушение», под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность4.

Можно утверждать и о схожести целей применения административных наказаний и дисциплинарных взысканий:

— административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами5;

— дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков6.

Единственным, но не принципиальным различием является то, что цели административной ответственности разделяются на общую и частную превенцию.

Обратим внимание на то, что понятие «дисциплинарный проступок» напрямую связано с нарушением воинской дисциплины, под которой понимается «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников)»7. Такая широкая трактовка понятия «воинская дисциплина» позволяет отнести к нарушению воинской дисциплины, т.е. к дисциплинарному проступку любое нарушение любого закона, за исключением Уголовного кодекса Российской Федерации8 и положений части 2 ст. 2.5 КоАП РФ.

3 См.: Ст. 47 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

4 См.: Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ.

5 См.: Часть 1 ст. 3.1 КоАП РФ.

6 См.: Ст. 54 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

7 См.: Ст. 1 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

2’ 2008

Требование соблюдать воинскую дисциплину ориентировано на исполнение воинских обязанностей. Такой вывод основан на том, что воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Российской Федерации и обязывает каждого военнослужащего:

— быть верным Военной присяге (обязательству), строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации и требования общевоинских уставов;

— выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество;

— беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— быть бдительным, строго хранить государственную тайну;

— поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

— оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

— вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан;

— соблюдать нормы международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации9.

Определяя дисциплинарный проступок, представляется, более корректным под воинской дисциплиной понимать строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников), а также условий контракта.

Вспомним и то, что в двух случаях, законодатель разграничивает наступление дисциплинарной и административной ответственности на общих основаниях в части нарушения правил пожарной безопасности, предусмотренных ст.ст. 11.16 и 20.4 КоАП РФ, в зависимости от того, где они совершены, на месте либо вне места военной службы или прохождения военных сборов. Но поскольку понятие «место военной службы или прохождения военных сборов» законодательно не определено, это приводит к неоднозначности в толковании данного понятия. Например, неясно, следует ли считать местом военной службы военный госпиталь, в котором военнослужащий находится на лечении?

Безотносительно к вопросам нарушения правил пожарной безопасности представляется, что вопросы наступления административной ответственности надлежит связывать не с местом военной службы или прохождения военных сборов, а со случаями исполнения обязанностей военной службы.

В соответствие с пунктом 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов. Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Таким образом, в качестве объективного критерия разграничения случаев применения к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, административной ответственности на общих основаниях либо дисциплинарной ответственности может быть предложен критерий исполнения военнослужащим, а также гражданином, призванным на военные сборы, обязанностей военной службы.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

9 См.: Ст.ст. 2 и 3 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 12 апреля 2020 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 81-ФЗ

См. предыдущую редакцию

4. Срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности составляет три года со дня обнаружения ущерба.

Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командир (начальник) узнал или должен был узнать о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.

Течение срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности приостанавливается на период досудебного производства и (или) судебного разбирательства.

Течение срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности продолжается на следующий день после дня вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или вступления приговора (постановления) суда по уголовному делу в законную силу.

На период возмещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ущерба с рассрочкой платежа, предусмотренного пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, течение срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности прерывается. Течение срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности в указанном случае начинается заново со дня, следующего за днем просрочки выплаты очередного платежа, исходя из письменного обязательства военнослужащего о добровольном возмещении ущерба.

Командиры (начальники), не принявшие необходимых мер по возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, привлекаются к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение одного года со дня истечения срока, рассчитанного по правилам, предусмотренным абзацами первым — пятым настоящего пункта.

К последним относятся имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения может быть привлечен к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Аналогичные положения содержатся и в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденномУказом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 (статьи 26 и 28), в соответствии с которыми военнослужащие, независимо от воинского звания и воинской должности, равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

Особенность ответственности рассматриваемых категорий граждан за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу они несут за их совершение дисциплинарную ответственность.

Административная ответственность для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, на общих основаниях наступает лишь за административные правонарушения, прямо указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Эти нарушения перечислены в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ. К ним относятся:

— административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (статьи 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, в основном касающиеся нарушения прав граждан при подготовке и проведении выборов и референдумов);

— нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3);

— административные правонарушения в области охраны собственности (статьи 7.29 – 7.32, 7.32.1 в сфере исполнения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд);

— административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8);

— нарушение требований пожарной безопасности, а также правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (статьи 11.16 и 20.4 – в части нарушения правил (требований) пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

— административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12);

— административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (глава 15);

— административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (глава 16);

— невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (статья 17.7);

— отдельные административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (статья 14.9, часть 3 статьи 14.32, касающиеся установления ограничения конкуренции);

— некоторые административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (статьи 18.1 – 18.4);

-неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ (часть 1 статьи 20.25).

Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, и лицами, имеющими специальные звания, рассматриваются в пределах компетенции судов и иных уполномоченных на это органов, установленной главой 23 КоАП РФ.

При этом, когда КоАП РФ предусмотрен судебный порядок привлечения к административной ответственности, дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются военными судами согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

Старший военный прокурор 1-го отдела организационного управления Главной военной прокуратуры старший советник юстиции А. В. Чиранов

Фото: Министерство обороны РФ