Привлечение к ответственности

Можно ли по одному и тому же основанию и по одной статье (одному пункту) привлечь к административной ответственности одновременно и бухгалтера, и руководителя (ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции, действовавшей до 09.06.2019)?

22 октября 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Привлечение к административной ответственности по одной и той же части статьи КоАП РФ (ст. 15.15.6 КоАП РФ) одновременно и бухгалтера, и руководителя организации возможно.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции, действовавшей до 09.06.2019, нарушение порядка представления бюджетной отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Таким образом, субъекты рассматриваемого правонарушения — должностные лица.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Круг лиц, которые могут выступать в качестве должностных лиц в целях привлечения к административной ответственности, определен в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.
При этом согласно общим принципам правовой ответственности каждый деликтоспособный субъект, в действиях (бездействии) которого присутствует состав правонарушения, при наличии вины подлежит ответственности. Поэтому, если лицом виновно совершено правонарушение, оно не может быть освобождено от ответственности только на том основании, что это же правонарушение совершено также и другим лицом, понесшим ответственность.
КоАП РФ также исходит из названных принципов (смотрите, к примеру, ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ) и поэтому не содержит запрета на привлечение к ответственности нескольких должностных лиц одной организации за совершение каждым из них правонарушения, предусмотренного одинаковой статьей или частью статьи КоАП РФ.
Указанная позиция отражается как в разъяснениях высших судебных органов, так и в решениях нижестоящих судов. Так, в п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо допускается привлечение виновных должностных лиц (то есть нескольких, а не одного) к ответственности по той же норме, что и юридического лица. В постановлении Президиума ВАС РФ от 24.02.2004 N 13894/03 и в решении Арбитражного суда Свердловской области от 23.04.2007 N А60-6734/07-С6 также идет речь о привлечении как руководителя, так и иных должностных лиц предприятий к административной ответственности по одной и той же статье за совершенное каждым из них административного правонарушения.
Поэтому мы полагаем, что само по себе привлечение к административной ответственности нескольких должностных лиц одной и той же организации по одной и той же норме КоАП РФ не противоречит закону.
К сожалению, в доступных нам материалах судебной практики нами обнаружен только один судебный акт, в котором бы поднимался данный вопрос в рамках привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ — решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 06 апреля 2018 г. по делу N 12-0740/2018. Судья отклонил доводы привлекаемого к ответственности начальника отдела о том, что к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения уже был привлечен заместитель директора, на том основании, что объективными доказательствами не подтверждено привлечение этих должностных лиц к ответственности по одним и тем же обстоятельствам. Из этого, видимо, следует позиция судьи о невозможности привлечения двух должностных лиц к ответственности по одним и тем же обстоятельствам. Тем не менее в отсутствие иных подобных судебных актов сложно говорить об устоявшейся практике по данному вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Данилова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

Содержание

Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ.

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

Статус генерального директора дает не только власть и высокий статус в компании, прежде всего, эта должность сопряжена с персональной ответственностью за деятельность ООО перед учредителями, кредиторами и государством. Об этом мы уже писали ранее.

В каких случаях на руководителя налагаются административные взыскания, как их предотвратить — рассказываем ниже.

Какую ответственность несет руководитель

За эффективность и законность деятельности общества гендиректор отвечает лично. Так, противоправные действия с его стороны чреваты применением мер дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. В первую очередь, это касается бухгалтерского и налогового учета.

О материальной ответственности генерального директора ООО мы подробнее рассказывали , а вот в этом материале наши эксперты разъясняют случаи, когда директору приходится отвечать личным имуществом за долги бизнеса.

Напомним, конечная ответственность за правильность и своевременность его ведения лежит не на главбухе, а на руководителе. В случае наличия у контролеров вопросов, все претензии адресуются компании и ее главе лично.

Дисциплинарная ответственность руководителя организации

Понятие административной ответственности

Административная ответственность директора регламентирована Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и охватывает широкий спектр вопросов: взаимоотношения с подчиненными, выплату зарплаты, использование ККТ, пожарную безопасность, продажу товаров и услуг и пр.

Основанием для привлечения к ответственности служит совершенное руководителем правонарушение. Его причина — невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей. Как правило, они сопряжены с организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Привлечь могут как должностное, так и юридическое лицо. Наказание по отношению к последнему не освобождает его руководителя от административной ответственности за это нарушение.

Кто и как привлекает гендиректора к административной ответственности

Привлечение ООО к ответственности в лице его директора осуществляется государством, точнее — его должностными лицами в соответствии с возложенными на них задачами и функциями (полицией, налоговыми органами, органами надзора за соблюдением трудового законодательства и пр.).

Важно!

Протоколы об административных правонарушениях составляются только должностными лицами, указанными в ст. 28.3 КоАП РФ. Делать они это могут только в пределах своей компетенции.

Самое распространенное наказание — штраф. Для должностных лиц его размер составляет 5000-10 000 рублей, для юрлиц — от 30 000 до 100 000 рублей. За серьезные нарушения руководителю грозит предупреждение или же дисквалификация —невозможность занимать руководящие должности и управлять юридическим лицом сроком от 6 месяцев до 3 лет.

Административная ответственность генерального директора ООО может наступить в нескольких случаях. среди них:

  • непредставление или нарушение сроков предоставления налоговой отчетности (наши эксперты подготовили очень полезный материал про санкции за неуплату налогов, читайте его );
  • несоблюдение правил работы с наличкой;
  • работы без кассового аппарата;
  • ненадлежащего управления юрлицом;
  • невыплаты заработной платы и пр.

Штрафы, которые придется заплатить в результате тех или иных нарушений перечислены в КоАП. Так, наиболее «дешево» руководителю обойдутся несоблюдение сроков подачи налоговой декларации, отсутствие лицензии, необходимой при занятии некоторыми видами деятельности, и нарушение правил продажи определенных категорий товаров.

За использование чужого товарного знака и нарушение правил конкуренции придется заплатить более внушительную сумму. А за такие нарушения, как несоблюдение правил пожарной безопасности или неправомерное привлечение к работе иностранных сотрудников Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены самые серьезные меры.

Важно!

Административная ответственность организации и директора лично наступает и в случае отказа подать по запросу ФСН данные о налогоплательщике-контрагенте. Другими словами, если налоговые органы запрашивают у компании документы, их необходимо предоставить. Отказ считается налоговым правонарушением.

В случаях нанесения значительного вреда государству или гражданам руководителю придется отвечать уже по Уголовному кодексу. Размер и вид наказания связаны с масштабом нанесенного ущерба.

Напомним, что если директор уволился из компании, это не означает, что теперь можно выдохнуть. Существует ряд нарушений, когда экс-директору отвечать придется. Так, претензии к бывшему руководителю могут быть предъявлены в случаях задолженности по платежам в бюджет, нарушении прав кредиторов при банкротстве, ущерб компании по вине директора и пр. Срок исковой давности в некоторых случаях может достигать 10 лет.

Ответственность бывших учредителей и директоров

Как снизить риск привлечения к административной ответственности

Понятно, что главная защита — это неукоснительное следование букве закона. Следовать или нет, конечно, решать вам. Вместе с тем, наши эксперты подготовили рекомендации, которые помогут минимизировать риск привлечения к административной ответственности:

  1. Своевременному выявлению нарушений в учете способствуют регулярные внутренние проверки в коммерческой организации. Максимально возьмите под контроль все направления. К слову, проверки не обязательно должны быть плановыми, ведь внезапные тоже обладают рядом преимуществ.
  2. Снизить риск привлечения к административной ответственности генерального директора поможет сотрудничество с компетентным юристом-практиком. Экспертиза договоров и своевременные консультации об ответственности руководителя предприятия за те или иные действия (или бездействие) уменьшают вероятность санкций. Привлекайте юристов, специализирующихся именно в необходимом вам направлении — защита авторских прав, медицинская деятельности, сделки с недвижимостью и пр.
  3. Всевозможных проблем с налоговыми органами можно избежать, передав учетные функции на аутсорсинг. Так, клиенты нашей компании получают не просто бухгалтера, а целую команду экспертов:
    • клиента обслуживает несколько узкопрофильных специалистов, каждый из которых лучше разбирается в определенных вопросах (налогообложение, кадровое делопроизводство, расчет зарплаты, казначейство и пр.);
    • клиенты не замечают, когда кто-то из специалистов уходит в отпуск или на больничный (достаточность ресурсов и автоматизация наших внутренних процессов позволяют обеспечивать преемственность и непрерывность процесса обслуживания);
    • эксперты 1C-WiseAdvice настраивают учет таким образом, чтобы лишний раз не отвлекать внимание генерального директора компании, что позволяет руководителю сосредоточиться на более глобальных вещах.

Конечно, если в компании уже есть проблемы, за которые можно получить не только штраф, а что-то более серьезное, руководитель всегда может обратиться к нам за помощью. Уже на первой встрече мы расскажем, как помогаем при налоговых проверках, реанимируем учет, оспариваем штрафы и боремся с сотрудниками, которые угрожают жалобами и исками.

Заказать услугу

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Герасимова Н.Р. 1 Бакулина Л.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» В данной статье рассмотрен ряд вопросов, которые касаются юридической ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Дано понятие юридической ответственности. Юридическая ответственность как общеправовая категория. Раскрыты содержания терминов местное самоуправление, государственный орган, должностное лицо, муниципальное образование, государство, физическое лицо, юридическое лицо. В качестве основания юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления обозначено правонарушение. Определены виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. Названы нормативные акты, регулирующие правоотношения, относящиеся к сфере местного самоуправления. Выделены различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. 131 KB устав муниципального образования представительный орган должностное лицо виды юридической ответственности юридическая ответственность местное самоуправление 1. Амирбеков К.И. Юридическая ответственность муниципальных образований и прокурорский надзор // Право и жизнь. –2000. – №31. – С. 8-11. 2. Белоусова Е.В. К вопросу о формировании представительного органа муниципального района // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 6. – С. 5-10. 3. Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. – М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 1999. – 453 с. 4. Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. – 2000. –№ 6. – С. 10-15. 5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Проспект, 2006. – 648 с. 6. Липинский Д.А. О системе права и видах юридической ответственности // Правоведение. – 2003. – № 2. – С. 22-25. 7. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. – М.: ИГП АН, 1999.– 323 с. Российская Федерация, называя себя демократическим государством, активно ведет политику по развитию местного самоуправления. Пройдя сложный этап становления, местное самоуправление укрепило свои позиции и стало неотъемлемой частью публичной власти. В настоящее время для формирования и укрепления российской государственности местное самоуправление играет важную роль, так как является основой для становления гражданского общества. В местном самоуправлении реализуется одна из основных задач государства — приближение власти к ее главному источнику — народу. Наше общество не сможет решить существующие проблемы, если не будет выработана определенная система распределения полномочий между органами федеральной государственной власти, государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления.

Местное самоуправление заметно стало развиваться в последние годы. Произошло усовершенствование его организационных, правовых, финансовых, территориальных и экономических основ, но не смотря на положительную динамику развития этой сферы, часто можно обнаружить правонарушения, которые совершаются органами и должностными лицам местного самоуправления. Поэтому актуальным является вопрос о рассмотрении, установлении и регулировании юридической ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Цель статьи — рассмотреть и проанализировать юридическую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Методология и методы исследования — совокупность диалектического, исторического, формально-юридического, логического, сравнительно-правового и других методов познания.

В любом государстве возникающие правонарушения создают проблемы в системе управления и наносят серьезный ущерб обществу, так как они становятся преградой для осуществления прав и обязанностей, справедливому распределению материальных и духовных благ. Поэтому наше государство стремится проводить такую политику и создавать такие условия, которые бы снижали количество правонарушений не только на федеральном и региональном уровнях, но и на уровне местного самоуправления .

В Российском законодательстве выделяется три вида ответственности, которую несут органы местного самоуправления: 1) перед населением муниципального образования, 2) перед государством, 3) перед физическими и юридическими лицами.

Юридическая ответственность всегда связана с правонарушением. Правонарушением является такое поведением органа местного самоуправления или его должностного лица, которое нарушило норму права. Все правонарушения определяются совокупностью определенных признаков: 1) это всегда деяние, т.е. действие или бездействие, 2) это действие или бездействие органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, обладающее правоспособностью и дееспособностью. За совершение правонарушения применяется юридическая ответственность, т.е. применяются меры государственного принуждения по отношению к правонарушителю. Данную ответственность подразделяют на виды в зависимости от принадлежности юридических норм к определенной отрасли права, которая закрепляет такую ответственность. При изучении юридической ответственности используют разные подходы, потому что она может быть рассмотрена как ответственность органов местного самоуправления, так и ответственность должностных лиц местного самоуправления .

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления бывает различной. Так к конституционной, административной и гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены органы местного самоуправления, а их должностные лица к материальной, конституционной, административной, дисциплинарной, и уголовной ответственности .

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления вытекает в большинстве случаев из федерального законодательства, которое регулирует различные виды правоотношений. Также есть группа федеральных нормативно-правовых актов, которые прямо не регламентируют юридическую ответственность, но оказывают непосредственное воздействие на правовые отношения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Большая роль принадлежит решениям Конституционного суда, которые также регулируют вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимо отметить, что они регламентируют не одну отрасль юридической ответственности, а разные.

Юридическая ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования наступает из-за утраты его доверия к данным органам и должностным лицам. Кроме этого ответственность перед населением можно определить как ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, реализующаяся как институт отзыва данных лиц по основаниям и в порядке, установленном уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта для проведения местного референдума, с учетом определенных правил и процедур .

Могут существовать различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, если это закреплено в уставе муниципального образования. Наиболее популярной и распространенной формой контроля являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Чаще всего, отчеты публикуются в местной печати. А в небольших муниципальных образованиях целесообразнее заслушивать отчеты на собраниях (сходах) граждан. Таким образом, ответственность соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным населением в значительной мере является конституционно-правовой, так как речь идет об ответственности органов и должностных лиц, которым местное сообщество делегировало свои полномочия для решения вопросов местного значения .

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном гражданским законодательством и иными федеральными законами, в случае причинения имущественного и иного ущерба, нарушения основных прав и свобод. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий либо бездействий органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующих закону или иному правовому акту, акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием в соответствии со ст. 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации. «Незаконными» в гражданском праве признаются действия, которые нарушают закон и иные нормативные акты. «Бездействие» в свою очередь предполагает невыполнение органами местного самоуправления либо должностными лицами органов местного самоуправления обязанностей возложенных на них, неосуществление действий, которые в соответствии с законодательством они обязаны были совершить .

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации определяют объем имущественной ответственности, условия, а также порядок наступления ответственности органов местного самоуправления. Вред, который был причинен органами местного самоуправления, возмещается в полном объеме за счет казны муниципального образования, согласно ст. 1069 Гражданского Кодекса РФ. В этой статье предусмотрены особенности гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления, отличающих ее от общих правил деликатной ответственности .

Процесс становления системы местного самоуправления показал всю сложность взаимоотношений между государственными органами и муниципальными образованиями. Конституционное обеспечение «организационной обособленности местного самоуправления от органов государственной власти и его самостоятельности, конституционное признание и гарантированность этого института в России» превратили местное самоуправление в одну из неотъемлемых основ конституционного строя страны. Появившаяся организационная и юридическая обособленность местного самоуправления от государства совсем не означает, что органы и должностные лица местного самоуправления функционируют отдельно от государства, это означает то, что они тесно взаимодействуют, и имеют взаимные обязательства и ответственность. А местное самоуправление ещё в свою очередь несет и юридическую ответственность по закону .

Ответственность перед государством органов и должностных лиц местного самоуправления наступает при нарушении ими Конституции Российский Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. В случае совершения указанных выше действий представительный орган местного самоуправления может быть распушен, а должностное лицо местного самоуправления — отрешено от должности. Также ответственность перед государством наступает в таких ситуациях, когда должностные лица или органы местного самоуправления не исполняют отдельные государственные полномочия, либо полномочия имеют ненадлежащее исполнение. Они несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти, материальными и финансовыми средствами .

Юридическая ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления также обширна, как и юридическая ответственность других органов государственной власти, поэтому не стоит делать вывод об отсутствии или меньшем объеме наказаний за правонарушения в сфере местного самоуправления. Данная сфера также, как и другие подлежит контролю и надзору за своей деятельностью со стороны правоохранительных органов и других, уполномоченных на то федеральным законом органов, которые следят за исполнением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов органами и должностными лицами местного самоуправления .

Работа выполнена в рамках темы НИР № 53/23-15: Системный анализ проблем формирования и реализации регионального законодательства в сфере местного самоуправления в Российской Федерации

Рецензенты

Еремин А.Р., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета, ФГБОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Министерства образования и науки РФ, г. Саранск.

Библиографическая ссылка

Герасимова Н.Р., Бакулина Л.В. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22118 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Труд и закон

особенности привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей и главного бухгалтера

организации

П. В. МАТВЕЕНКО, юрист ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

На руководителя организации возложено большое количество обязанностей, и ему предоставлено много прав. Но одновременно он является и работником организации. Одним словом, правовой статус руководителя организации в сфере трудовых отношений имеет ряд особенностей.

С одной стороны, руководитель является органом юридического лица, порядок формирования и полномочия которого определены гражданским законодательством. Руководитель и организация представляют собой единое целое, действия единоличного исполнительного органа — это акты самой организации. С этой точки зрения между руководителем и организацией не возникает никаких правоотношений.

С другой стороны, юридическое лицо и его руководитель состоят в трудовом правоотношении, в котором директор — работник юридического лица, выполняющий специфическую трудовую функцию — осуществляет определенные действия, в которых реализуется деятельность самой организации.

В главе 43 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) определяются особенности регулирования труда руководителя организации. Положения этой главы распространяются на руководителей всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением случаев, когда:

• руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации либо собственником ее имущества;

• управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей

организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим). Примечание. Однако это не означает, что руководитель организации, являющийся ее единственным участником (учредителем) или собственником ее имущества, не признается работником. Конечно, он может являться работником, отношения с которым будут регулироваться на основе трудового законодательства, будет заключен трудовой договор, а также он будет являться руководителем организации, но при этом его труд не регулируется гл. 43 ТК РФ.

Часто руководителя организации отождествляют с работодателем. Однако это неверно и необходимо разграничить эти два понятия, поскольку ст. 20 ТК РФ установлено, что в качестве работодателя может выступать физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

В целом права и обязанности работодателя от имени юридического лица (организации) в трудовых отношениях осуществляют:

• физическое лицо, являющееся собственником имущества организации (единственный случай совпадения руководителя и работодателя в одном лице);

• уполномоченные органы (управления) юридического лица (организации);

• уполномоченные органами управления юридического лица (организации) лица. Порядок управления юридическим лицом

(организацией) устанавливается законами, иными нормативными правовыми актами, учредительны-

ми документами юридического лица и локальными нормативными актами.

В соответствии со ст. 273 ТК РФ:

«руководитель организации — это физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа».

Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации), локальными нормативными актами и трудовым договором.

Особенности правового статуса руководителя организации отразились и на природе дисциплинарной ответственности руководителя: ответственности руководителя, являющегося работником организации, и ответственности руководителя, выступающего в качестве органа юридического лица — работодателя, нарушившего требования дисциплинарного правопорядка.

Очевидно, что руководитель организации, совершая от имени юридического лица определенные действия (например, заключение договоров), может причинить организации и работодателю более значительный ущерб, чем любой рядовой работник. Поэтому трудовое законодательство устанавливает повышенную ответственность руководящих работников. Однако специалистами в области международных трудовых отношений отмечается, что в трудовых кодексах многих европейских стран в отличие от российского законодательства количество норм, регламентирующих дисциплинарную ответственность работодателя, доминирует над числом норм, посвященных ответственности рядовых работников организации. И все же трудовое законодательство Российской Федерации выделяет руководителя организации в отдельную категорию работников и устанавливает для нее особенности дисциплинарной ответственности.

Как и любой другой работник, руководитель может быть подвергнут дисциплинарному взыс-

канию. Руководитель несет дисциплинарную ответственность по основаниям, указанным в пп. 5, 6 ст. 81 ТК РФ. Кроме того, ТК РФ содержит специальные основания дисциплинарной ответственности руководителя. К ним можно отнести правонарушения, перечисленные в пп. 9 и 10 ст. 81 ТК РФ, а также в ст. 195 ТК РФ.

Таким образом, руководитель несет ответственность на общих основаниях за совершение дисциплинарных проступков, не нарушающих напрямую права других работников. Исключение составляет такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение. Помимо общих оснований увольнения за нарушение трудовых обязанностей руководитель организации может быть уволен и по дополнительным основаниям, предусмотренным в пп. 9 и 10 ст. 81 ТК РФ. Необходимо отметить, что специальные основания для увольнения руководителя организации являются одной из новелл ТК РФ, действующего с 1 февраля 2002 г.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя общий и определен ст. 192 — 194 ТК РФ. Дисциплинарными полномочиями по отношению к руководителю обладает работодатель — собственник имущества, органы юридического лица (общее собрание или совет директоров) или лица, уполномоченные органами управления юридического лица.

Двойственность природы дисциплинарной ответственности руководителя проявляется в обязанности работодателя наложить в определенных ситуациях дисциплинарное взыскание. По общему правилу в случае совершения работником дисциплинарного проступка работодатель по своему усмотрению имеет право применить дисциплинарное взыскание или отказаться от его применения. При этом согласно ст. 195 ТК РФ работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения в случае, если подтвердились факты нарушений, указанные в заявлении представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения. В первом случае необходимость применения дисциплинарного взыскания по отношению к руководителю-работнику определяется работодателем. Во втором случае дисциплинарные полномочия работодателя ограничены обязательностью привлечения к ответственности руководителя как органа юридического лица. Так, в ст. 195 ТК РФ подчеркивается, что работодатель обязан:

1) рассмотреть заявление представительного органа работников (представители работников определены в ст. 29 — 31 ТК РФ) о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения;

2) сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников;

3) применить дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям, если подтвердились эти факты нарушения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТК РФ содержит ряд специальных положений, касающихся особенностей регулирования труда не только руководителей организаций, но и руководителей структурных подразделений организации, их заместителей и главных бухгалтеров.

Новеллой ныне действующего ТК РФ являются нормы, касающиеся привлечения к дисциплинарной ответственности не только руководителя организации и его заместителей, но и руководителей структурных подразделений организации и соответственно их заместителей согласно ст. 195 ТК РФ.

Работодатель может уволить руководителя организации (филиала, представительства) в качестве меры дисциплинарного взыскания на основании п. 9 ст. 81 ТК РФ за принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации. Указанное основание может быть распространено и на заместителя и главного бухгалтера организации.

Отметим, что увольнение по п. 9 ст. 81 ТК РФ возможно независимо от того, является принятие указанного решения результатом виновного поведения работника или его недостаточной компетентности. Но работодателю в случае возникновения трудового спора необходимо будет доказать причинно-следственную связь между необоснованным решением и наступившими последствиями. Следует отметить, что «необоснованность решения» — понятие оценочное. В этой связи в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — постановление Пленума ВС РФ № 2) разъясняется следующее: решая вопрос о том, являлось ли принятое решение необоснованным, необходимо учитывать, наступили ли названные неблагоприятные последствия (нарушение сохранности имущества, неправомер-

ное его использование или иной ущерб имуществу организации) именно в результате принятия этого решения и можно ли было их избежать в случае принятия другого решения. При этом если ответчик не представит доказательства, подтверждающие наступление неблагоприятных последствий, указанных в п. 9 ст. 81 ТК РФ, увольнение по данному основанию не может быть признано законным.

Примечание. Однако представляется, что принятие управленческих решений руководителем постоянно сопряжено со значительной долей нормального хозяйственного риска. Критерии обоснованности решений руководителя, указанные законодателем, крайне сложны в применении на практике, так как появляется необходимость оценки не только причиненного вреда, но и предотвращенного. Поэтому можно рекомендовать закрепить перечень критериев нормального хозяйственного риска непосредственно в трудовом договоре с руководителем.

Итак, обязательными условиями увольнения по данному основанию являются:

• принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером;

• возникшее вследствие такого решения нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб, причиненный имуществу организации.

Такие ситуации могут возникнуть, например, в результате неправильного применения руководителем организации, его заместителем или главным бухгалтером применения норм законов или иных нормативных актов, заключения от имени юридического лица недействительных и ничтожных сделок, нарушение сроков сдачи бухгалтерской отчетности или неправильного ее составления.

К руководителям организации (филиала, представительства), а также его заместителям может быть применена мера дисциплинарного взыскания в виде увольнения в соответствии с п. 10 ст. 81 ТК РФ за однократное грубое нарушение своих трудовых обязанностей.

В законодательстве не содержится нормативное толкование термина «однократное грубое нарушение руководителем организации своих трудовых обязанностей», а также в чем состоит его отличие от однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, предусмотренных п. 6 ст. 81 ТК РФ. В связи с этим, как разъяснил Пленум ВС РФ в постановлении № 2, вопрос о том, являлось ли допущенное нарушение грубым, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела. При

этом обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, лежит на работодателе. В качестве грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации (филиала и представительства), его заместителями следует, в частности, расценивать неисполнение возложенных на этих лиц трудовым договором обязанностей, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо причинение имущественного ущерба организации (п. 49 постановления Пленума ВС РФ № 2).

Примером такого однократного грубого нарушения трудовых обязанностей может быть нарушение руководителем правил по охране труда, приведшее к причинению вреда здоровью работников и материального ущерба, или превышение служебных полномочий, использование их в корыстных целях и др.

Исходя из содержания п. 10 ст. 81 ТК РФ руководители других структурных подразделений организации и их заместители, а также главный бухгалтер организации не могут быть уволены по этому основанию. Однако трудовой договор с такими работниками может быть расторгнут за однократное грубое нарушение ими своих трудовых обязанностей по п. 6 ст. 81 ТК РФ, если совершенные ими деяния подпадают под перечень грубых нарушений, указанных в подп. «а» — «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ (прогул, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, разглашение охраняемой законом тайны, совершение по месту работы хищения чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, нарушение требований охраны труда), либо в иных случаях, если это предусмотрено федеральными законами.

Обратите внимание! Решая вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности как самого руководителя, так и его заместителей и главного бухгалтера, следует помнить о том, что бремя доказывания вины работника по этой категории дел всегда лежит на работодателе. Так, если работодатель связывает причиненный ущерб с ненадлежащим исполнением руководителем, заместителем руководителя или главным бухгалтером должностных обязанностей, то большое значение для дела будет иметь то, как и в каком порядке их должностные обязанности были сформулированы и доведены до сведения соответствующего работника. Поэтому во избежание проблем юристам

и специалистам кадровых служб рекомендуется заранее разработать подробную должностную инструкцию для этих сотрудников либо непосредственно в трудовом договоре привести перечень нарушений, которые квалифицировались бы как «грубое нарушение» трудовых обязанностей и «необоснованное решение».

Следует отметить и другую крайность в коллизии прав работодателя и руководителя: отсутствие в законодательстве четкого определения понятий «однократного грубого нарушения руководителем организации своих трудовых обязанностей» и «необоснованного решения» дает возможность чрезмерно широко трактовать понятие виновных действий (бездействия) руководителя организации в ущерб его законным интересам. Это серьезное законодательное упущение может приводить на практике к незаконным увольнениям. Очевидно, возможны и злоупотребления работодателя в использовании указанных норм, поскольку в случае досрочного расторжения трудового договора с руководителем при совершении дисциплинарного проступка ему не будет выплачена компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка (ст. 279 ТК РФ).

При увольнении руководителя организации (филиала, представительства), а также его заместителей и главного бухгалтера по инициативе работодателя, в том числе в качестве меры дисциплинарного взыскания, работодатель должен руководствоваться ст. 3 ТК РФ, запрещающей ограничивать кого-либо в трудовых правах и свободах в зависимости от должностного положения. Кроме того, необходимо учитывать норму, предоставляющую гарантии, установленные ст. 81 ТК РФ (часть шестая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ), в виде общего запрета на увольнение работника по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) .

Более подробно с вопросами, касающимися дисциплинарной ответственности работников (в том числе руководителей организации и главного бухгалтера) , Вы можете ознакомиться в книге «Дисциплина труда. Правовое регулирование. Практика. Документы» ЗАО «Б^-Интерком-Аудит» .