Профессии связанные с движением

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 11 июля 2012 г. N 231 г. Москва «Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 августа 2012 г.

Регистрационный N 25198

Утвердить прилагаемый Порядок и сроки проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии.

Министр М. Соколов

Порядок и сроки проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии

I. Общие положения

1. Порядок и сроки проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии (далее — Порядок) определяет цель, задачи и регламент проведения аттестации указанных работников.

2. Целью проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования (далее — работники), является проверка знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Задачами проведения аттестации работников являются:

обеспечение безопасности движения;

повышение качества и эффективности работы при эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования.

3. Перечень профессий и должностей работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, определяется работодателем с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства работников, а при его отсутствии с иным представительным органом работников (далее — представительные органы работников).

4. Настоящий Порядок обязателен для исполнения юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальными предпринимателями (далее — работодатель).

5. Правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иные нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта изучаются работниками индивидуально, в порядке самоподготовки либо в учебных заведениях, имеющих соответствующие лицензии.

6. Аттестация работников проводится в соответствии с их должностными обязанностями.

II. Порядок и сроки проведения аттестации работников, порядок формирования аттестационной комиссии

7. Аттестационную комиссию формирует работодатель.

В случае если работодатель не имеет возможности сформировать аттестационную комиссию, соответствующую требованиям настоящего Порядка, то он направляет работников в аттестационную комиссию владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, на инфраструктуре которого осуществляется деятельность аттестуемого работника (далее — владелец инфраструктуры).

Владелец инфраструктуры проводит аттестацию данных работников в соответствии с настоящим Порядком.

Работодатель (владелец инфраструктуры, при формировании аттестационной комиссии владельцем инфраструктуры) может формировать аттестационные комиссии в соответствии с настоящим Порядком в своих филиалах и структурных подразделениях.

8. Работодатель (при формировании аттестационной комиссии владельцем инфраструктуры) направляет владельцу инфраструктуры письменное обращение, содержащее следующую информацию:

1) наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, местонахождение юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя, почтовый адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя, адрес электронной почты, контактные данные;

2) сведения о работниках, подлежащих аттестации:

а) фамилия, имя, отчество;

б) год рождения;

в) образование и специальность, номер документа об образовании, учебное заведение (наименование и год окончания учебного заведения);

г) должность (профессия);

д) стаж работы в должности (по профессии);

3) сведения о предыдущих аттестациях;

4) вид аттестации (первичная, периодическая, внеочередная).

К письменному обращению прилагаются копии документов, удостоверяющих личность работников, подлежащих аттестации.

9. Первичная аттестация работников проводится не позднее одного месяца при приеме или переводе на работу, связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования.

Периодическая аттестация работников проводится с периодичностью один раз в пять лет. График проведения периодической аттестации утверждается работодателем ежегодно.

Внеочередная аттестация работников проводится в случаях:

1) ввода в действие новых или изменения действующих нормативных правовых актов в области безопасности железнодорожного транспорта;

2) внедрения новых технических устройств (оборудования) или технологий;

3) восстановления на работе;

4) перерыва в работе более шести месяцев;

5) нарушения безопасности движения вследствие несоблюдения требований правил технической эксплуатации железных дорог, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Сведения о лицах, подлежащих внеочередной аттестации, работодатель представляет председателю аттестационной комиссии в 20-дневный срок с момента выявления основания для проведения внеочередной аттестации, предусмотренного настоящим Порядком.

Работник, подлежащий аттестации, уведомляется в письменном виде о дате и месте проведения аттестации не менее чем за 15 календарных дней до дня проведения аттестации.

10. Состав аттестационной комиссии утверждается работодателем, владельцем инфраструктуры (при формировании аттестационной комиссии владельцем инфраструктуры).

В состав аттестационной комиссии включаются:

1) председатель;

2) заместитель председателя;

3) члены аттестационной комиссии: уполномоченные представители работодателя;

уполномоченные представители владельца инфраструктуры (для работодателей, не являющихся владельцами инфраструктуры);

уполномоченные представители представительного органа работников;

4) секретарь.

Председателем аттестационной комиссии является уполномоченный представитель работодателя.

При формировании аттестационной комиссии владельцем инфраструктуры председателем аттестационной комиссии является уполномоченный представитель владельца инфраструктуры.

11. На период аттестации работника его членство в аттестационной комиссии и членство его непосредственного руководителя в этой аттестационной комиссии приостанавливается.

12. К работе аттестационной комиссии могут быть привлечены эксперты.

В качестве экспертов к работе аттестационной комиссии могут быть привлечены:

1) представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта;

2) иные лица, приглашенные работодателем (владельцем инфраструктуры, при формировании аттестационной комиссии владельцем инфраструктуры).

13. Письменное уведомление с указанием даты и места проведения аттестации работников направляется членам аттестационной комиссии, а также экспертам не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации.

14. Заседание аттестационной комиссии считается состоявшимся, а его решения являются правомочными, если на нем присутствует председательствующий, а также не менее двух третей ее членов. При этом присутствие на заседании аттестационной комиссии уполномоченного представителя (в случае включения в состав аттестационной комиссии одного представителя) или уполномоченных представителей (в случае включения в состав аттестационной комиссии нескольких представителей) представительного органа работников является обязательным.

15. Решения аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого работника и его непосредственного руководителя большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании.

16. В случае временного отсутствия председателя аттестационной комиссии на заседании полномочия председателя аттестационной комиссии осуществляет заместитель председателя аттестационной комиссии либо один из членов аттестационной комиссии с внесением соответствующего изменения в состав аттестационной комиссии.

В случае когда присутствие члена аттестационной комиссии на заседании невозможно, производится его замена.

17. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который в течение двух рабочих дней с даты проведения аттестации работников подписывается председателем, заместителем председателя, членами аттестационной комиссии, экспертами, присутствовавшими на заседании, и секретарем.

При подписании протоколов мнение членов аттестационной комиссии выражается словами «за» или «против».

18. Организацию работы аттестационной комиссии осуществляет секретарь. Секретарь аттестационной комиссии:

1) обеспечивает:

подготовку материалов к заседаниям аттестационной комиссии;

уведомление членов аттестационной комиссии и экспертов, привлеченных к работе аттестационной комиссии, о проведении заседания аттестационной комиссии;

ведение делопроизводства аттестационной комиссии;

2) доводит решения до сведения заинтересованных лиц;

3) ведет протоколы заседаний аттестационной комиссии и подписывает выписки из протоколов заседаний аттестационной комиссии;

4) осуществляет иные действия по поручению председателя аттестационной комиссии.

19. Проверка знаний аттестуемого работника проводится в форме устного опроса (собеседования) и/или тестирования (с помощью компьютерной техники или в письменном виде).

Перечень вопросов для проведения опроса (собеседования) и/или тестирования составляют члены аттестационной комиссии и представляют его на утверждение работодателю (владельцу инфраструктуры, при формировании аттестационной комиссии владельцем инфраструктуры).

Перечень вопросов периодически пересматривается с учетом внесенных изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы, связанные с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также при необходимости.

Количество правильных ответов, определяющих успешное прохождение аттестации, не может быть менее двух третей общего их числа.

20. По результатам аттестации работника аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) аттестован;

2) не аттестован.

21. Результаты аттестации сообщаются работнику непосредственно после подведения итогов голосования.

22. По результатам первичной аттестации на основании протокола аттестационной комиссии секретарь выдает работнику, в отношении которого аттестационной комиссией принято решение «аттестован», в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения аттестационной комиссией свидетельство о прохождении аттестации с отметкой о выдаче.

23. В свидетельство вносятся следующие сведения:

фамилия, имя, отчество работника;

наименование организации, аттестационная комиссия которой провела аттестацию;

дата проведения аттестации;

отметка о выдаче свидетельства (по результатам первичной аттестации);

отметка о подтверждении срока действия свидетельства (по результатам внеочередной аттестации);

отметка о продлении срока действия свидетельства (по результатам внеочередной аттестации);

отметка о приостановлении срока действия свидетельства (по результатам периодической или внеочередной аттестации);

дата и номер протокола, на основании которого выдано, подтверждено, продлено или приостановлено действие срока свидетельства;

срок действия свидетельства;

нормативные правовые акты, на знание которых проводилась аттестация (с указанием абзаца, подпункта, пункта, параграфа, раздела и/или главы).

Все записи, внесенные в свидетельство, подтверждаются подписью председателя аттестационной комиссии или лица, выполняющего полномочия председателя аттестационной комиссии по его поручению, печатью работодателя (владельца инфраструктуры, при формировании аттестационной комиссии владельцем инфраструктуры).

Сведения о нормативных правовых актах, на знание которых проводилась аттестация (с указанием абзаца, подпункта, пункта, параграфа, раздела и/или главы), вносятся во вкладыш, который является неотъемлемой частью свидетельства.

Ответственным за правильность оформления и учета выдачи свидетельств является секретарь аттестационный комиссии. Отметка о выдаче свидетельства работнику осуществляется в журнале учета выдачи свидетельств. Работодатель (владелец инфраструктуры, при формировании аттестационной комиссии владельцем инфраструктуры) обеспечивает хранение журнала учета выдачи свидетельств.

24. По результатам периодической аттестации на основании протокола аттестационной комиссии секретарь делает в свидетельстве отметку о продлении или приостановлении срока его действия. Отметка в свидетельстве делается в срок не более одного рабочего дня со дня принятия решения аттестационной комиссией.

25. По результатам внеочередной аттестации на основании протокола аттестационной комиссии секретарь делает в свидетельстве отметку о подтверждении или приостановлении срока его действия с указанием основания проведения внеочередной аттестации. Отметка в свидетельстве делается в срок не более одного рабочего дня со дня принятия решения аттестационной комиссией.

26. В случае отсутствия аттестуемого работника на периодической аттестации по подтвержденным документально уважительным причинам аттестационная комиссия переносит аттестацию на ближайшую дату проведения аттестации в соответствии с утвержденным графиком, что отражается в протоколе заседания аттестационной комиссии.

В случае отсутствия аттестуемого работника на первоначальной или внеочередной аттестации по подтвержденным документально уважительным причинам аттестационная комиссия переносит аттестацию на ближайшую дату после устранения причин, препятствующих прохождению аттестации.

27. Работник, в отношении которого аттестационной комиссией принято решение «не аттестован», допускается к повторной аттестации не ранее чем через 10 и не позднее чем через 30 календарных дней со дня принятия такого решения.

28. Работник, не прошедший аттестацию, не допускается к выполнению работ, связанных с движением поездов и маневровой работой1.

29. Работник, не прошедший первичную, периодическую и внеочередную аттестацию, на период подготовки и прохождения повторной аттестации, переводится с его согласия на работу, не связанную с движением поездов и маневровой работой, соответствующую его квалификации.

Работник, не прошедший повторную аттестацию, переводится с его согласия на работу, не связанную с движением поездов и маневровой работой, соответствующую его квалификации.

30. Результаты аттестации могут быть обжалованы работником в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«ВЫСОКАЯ» ДОЛЖНОСТЬ: электромонтер КОНТАКТНОЙ СЕТИ

Рабочее место электромонтера контактной сети Октябрьской дирекции по энергообеспечению Александра Кутявина, пожалуй, самое «высокопоставленное»: оно находится в шести метрах над уровнем рельсов.

А если серьезно, то «контактник» — это одна из самых опасных профессий на железной дороге: приходится иметь дело с напряжением три тысячи вольт, трудиться на высоте, а мимо несутся скоростные составы. Именно от людей этой профессии зависит надежность электроснабжения поездов: в их обязанности входит ремонт и проверка состояния контактной сети, воздушных линий и тяговых подстанций.

Работать надо на открытом воздухе и в снег, и в дождь, и в ветер, и под жарким солнцем. Но выполнить свою работу нужно быстро и качественно, чтобы не нарушить график движения поездов.

— От погоды в нашем деле вообще многое зависит. Перепады температур, например, влияют на провода — среднегодовой перепад длины провода может составлять один-два метра. Поэтому осенью и зимой мы проводим плановую регулировку, — рассказывает Александр Кутявин.

Александр Кутявин.Фото: Олег ЗОЛОТО

Чаще всего работа электромонтера — плановый ремонт. Обычно работы расписаны заранее — в зависимости от «окон» в движении поездов, чтобы специально не останавливать движение по участку. В экстренных случаях работать приходится, как говорится, до победного конца. Правда, с неполадками мастера справляются быстро — сказывается опыт и профессионализм. Кстати, о профессионализме: Александр — один из лучших электромехаников Октябрьской железной дороги. На конкурсе «лучшего по профессии» среди электромонтеров контактной сети Октябрьской дирекции по энергообеспечению он занял второе место.

— Электрика — это очень интересно и перспективно, — рассказывает Александр. — В нашей сфере многое меняется, появляются новые технологии, которые помогают в работе, особенно в диагностике. Но когда дело касается регулировки проводов, без человека все равно не обойтись.

ПРЕСТИЖ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: МАШИНИСТ

Одна из самых престижных и высококвалифицированных железнодорожных профессий — машинист. Путь в эту специальность не близок: сначала нужно выучиться на помощника машиниста. Проработав несколько лет помощником, пройти повышение квалификации, сдать экзамен и получить право на управление локомотивом.

— Все поезда разные. Они различаются по типам локомотива — тепловоз или электровоз, по дальности и назначению маршрутов. Так что каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки, — говорит машинист Октябрьской дирекции тяги Николай Дехтяренко. — Сегодня на помощь машинистам приходит электроника, но управляет ей все равно человек.

Николай Дехтяренко.Фото: Олег ЗОЛОТО

Ситуации в дороге бывают разные, и не всегда электроника и автоматика может с ними справиться. В некоторых случаях только от машиниста напрямую зависит безопасность грузов и здоровье пассажиров.

— Как-то раз во время своей смены я увидел, что на встречном пути лежит бетонный столб. Связался с диспетчером, движение поездов остановили и пути очистили. Потом выяснилось, что сделал это сбежавший из армии парень, он надеялся, что поезд притормозит и в него можно будет заскочить, — вспоминает Николай Дехтяренко. — Но когда машинист этого поезда заметил бы такую помеху, остановить состав, несущийся со скоростью более ста километров в час, он не сумел бы. Произошло бы крушение.

Так что работа машиниста — это постоянная концентрация внимания. Дорожная обстановка, приказы дежурных по станции и диспетчеров, показания приборов в кабине — все это требует постоянно быть начеку.

— Профессиональные знания — само собой, но еще нужны ответственность, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение, в том числе цветовое, острый слух и обязательно стрессоустойчивость, — перечисляет Николай основные качества, которыми должен обладать машинист.

Так что на поверку одна из самых престижных железнодорожных профессий оказалась и одной из самых сложных, требующей мгновенной реакции.

СТАРЕЙШИНЫ ДОРОГ: ОСМОТРЩИК-РЕМОНТНИК ВАГОНОВ

Эта профессия — одна из старейших среди железнодорожных, потому что появилась с возникновением железных дорог. И до сих пор — в любое время года, днем и ночью — осмотрщики-ремонтники вагонов на посту, ведь именно от их знаний, а порой и интуиции зависит самое главное на железной дороге — безопасность движения поездов.

— Конечно, сейчас появилось больше автоматизированных систем, которые с помощью датчиков, установленных на рельсах, определяют неисправность колесных пар в пути следования. Но все эти показания нужно перепроверить, а тут, как ни крути, никакая техника не поможет, только человеческие опыт и знания, — говорит старший осмотрщик- ремонтник Октябрьской дирекции инфраструктуры Вячеслав Служителев.

Вячеслав Служителев.Фото: Олег ЗОЛОТО

Задача осмотрщика-ремонтника — проверять техническое состояние вагонов, автосцепных устройств, тормозного оборудования. Если замечена неисправность, нужно доложить по рации оператору, потом провести более детальный осмотр и решить, как и где проводить ремонт неисправного вагона.

— Неисправности бывают разные: трещины, сколы, но когда есть опыт и глаз наметан, обнаружить их просто. Зимой, конечно, риск появления неисправностей возрастает, особенно если наступают сильные морозы, — рассказывает Вячеслав Служителев.

В сентябре Вячеслав занял первое место в сетевом конкурсе профессионального мастерства работников вагонного хозяйства. Другими словами, стал лучшим осмотрщиком-ремонтником в РЖД. За полчаса петербуржцу нужно было ответить на сто вопросов по теории, а потом осмотреть пять вагонов, в каждом из которых была неисправность.

— Все было как на работе, можно было пользоваться всеми необходимыми инструментами, приспособлениями, шаблонами. Но иногда гораздо важнее не только специальные навыки, но и острое зрение, отличный слух и выносливость, — вспоминает Вячеслав Служителев. — Мне, например, иногда в смену приходится проходить около двадцати километров.

Бывает, осмотрщики находят не только неисправности. Как-то раз Вячеслав Служителев во время осмотра обнаружил в одном из вагонов подростка — парень поругался с родителями и решил сбежать из дома. Дело было зимой, а поезду предстояло проехать сотни километров без остановок. Благодаря Вячеславу ребенок был спасен.

ПСИХОЛОГИ И ОРГАНИЗАТОРЫ: ДЕЖУРНЫЙ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ

Дежурный по станции Санкт-Петербург-Пассажирский-Витебский (Витебский вокзал Санкт-Петербурга) Татьяна Костромская работает на железной дороге уже двадцать лет и ни разу не пожалела о сделанном выборе. Она уверена, что дежурный по станции — одна из самых интересных профессий на железной дороге. Хотя на первый взгляд и не скажешь: место работы дежурного по железнодорожной станции оборудовано пультом-манипулятором и выносным пультом-табло, картина на которых обывателю кажется все время одинаковой.

— У меня технический склад ума, поэтому работать мне очень интересно. Я руковожу движением: распоряжаюсь приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями. Планировать, рассчитывать, организовывать — это мое, — улыбается Татьяна Костромская.

Татьяна Костромская.Фото: Олег ЗОЛОТО

Приказы дежурного по железнодорожной станции должны исполнять все работники станции. В оперативном подчинении у него находится масса народа — от составителей поездов до машинистов маневровых локомотивов. С одной стороны, дежурный обязан четко знать и соблюдать большое количество нормативных документов, инструкций, правил, техническо-распорядительных актов. С другой — быть искусным организатором и немного психологом.

— В моей профессии очень важно уметь работать в коллективе, находить общий язык с подчиненными. Главное — не только уметь правильно руководить сменой, давать работникам четкие и ясные приказы, следить за их работой, но важно создать в коллективе доброжелательную атмосферу, — говорит Татьяна Костромская.

Кстати, дежурный по железнодорожной станции — лицо неприкосновенное. Например, когда он готовит маршрут приема или проследования поезда, отвлекать его нельзя — это может поставить под угрозу безопасность движения поездов.

ТОЧНОСТЬ И СПОКОЙСТВИЕ: ПОЕЗДНОЙ ДИСПЕТЧЕР

У офисного работника на рабочем столе один монитор. А у поездного диспетчера их больше пяти, и на каждом — важная информация. А еще несколько телефонов и журналы, в которых необходимо делать отметки и записи.

— Каждый компьютер — это мой помощник, я вижу все, что происходит на железной дороге, — занятость путей, схемы станций, стрелочных переводов, отслеживаю действия дежурных по станции, — рассказывает поездной диспетчер Октябрьской дирекции управления движением Татьяна Михайлова.

Татьяна Михайлова.Фото: Олег ЗОЛОТО

Профессия поездного диспетчера — одна из самых важных и ответственных на дороге. Он обеспечивает безопасность движения поездов, формирует график, отвечает за предоставление технологических «окон» и слаженную работу всех служб, связанных с движением поездов. Чтобы стать диспетчером, нужно поработать, как говорится, «в поле», пройти стажировку у опытного диспетчера и побывать на станциях, с которыми работаешь.

В эту профессию попадают только опытные работники с устойчивой психикой. Ведь одновременно приходится держать в голове массу информации, а в случае необходимости — быстро, но взвешенно принимать решение. И оно должно быть верным. Татьяна Леонидовна шутит, что «диспетчером надо родиться, а потом влюбиться в эту профессию».

— Поездной диспетчер — очень творческая профессия, — продолжает Татьяна Михайлова. — Ситуация на дороге постоянно меняется. Нужно организовать работу всех подразделений, технологические «окна» и при этом не останавливать движение, ведь все пассажиры и грузы должны доехать до места назначения вовремя. Очень часто приходится мыслить нестандарт-но, рассчитывать. А еще важно чувствовать людей, их настроение.

Ошибаться диспетчеру нельзя. Казалось бы, пять минут — небольшой промежуток времени, но для железной дороги это не просто много, это глобальная величина. Если какой-то поезд опаздывает, казалось бы, всего на пять минут, то всю заранее утвержденную схему необходимо менять. А, к примеру, в свою смену Татьяна Михайлова «ведет» около пятидесяти пар поездов — пригородных, пассажирских, грузовых. Она ведет переговоры почти с полусотней машинистов и каждого, кстати, может узнать по голосу.

— Выдержка, сдержанность, стрессоустойчивость и умение чувствовать людей — вот самые важные качества поездного диспетчера, — добавляет Татьяна Леонидовна. — А еще уверенность, что выход можно найти из любой ситуации.

ПОЧТИ ДОКТОР ХАУС: ОПЕРАТОР ДЕФЕКТОСКОПНОЙ ТЕЛЕЖКИ

Профессия оператора дефектоскопной тележки сродни работе врача. Если с железнодорожными путями что-то не в порядке, то именно эти люди должны правильно поставить «диагноз».

Оператор дефектоскопной тележки Октябрьской дирекции инфраструктуры Николай Анатольевич Иванов может распознать дефект даже по едва уловимым признакам. Такое под силу лишь настоящему профессионалу. А Николай Анатольевич свое дело знает досконально, ведь в профессии он уже более сорока лет.

Николай Иванов.Фото: Олег ЗОЛОТО

На магистраль, говорит, пришел вслед за родителями — отец много лет отработал бригадиром, мать — путейцем.

За годы работы Николай Иванов досконально освоил все нюансы проверки состояния рельсов.

— Дефектоскопия — дело не из легких. Здесь важны не столько теория, сколько практика, — рассказывает путеец. — Обнаружить трещину не так-то просто, для этого нужен солидный опыт и хороший слух. Сейчас нам на помощь пришла техника.

Но далеко не всегда техника может предотвратить ЧП. Однажды бригада Николая Иванова обнаружила на путях гранату времен Великой Отечественной войны. Кто-то положил ее на рельсы, и, если бы путейцы ее не заметили, случилась бы трагедия.

Операторы выходят с проверкой на пути в дождь и в зной, в мороз и вьюгу. Особо внимательными приходится быть в межсезонье, когда резко холодает или наступает оттепель. По статистике, больше всего дефектов проявляется именно в эти периоды.

К тому, что работать приходится при разных погодных условиях, Николай Анатольевич давно привык. На капризы природы он старается не обращать внимания. Гораздо сложнее, признается путеец, привыкнуть к компьютерам и технологическим новшествам, которые приходят в его специальность.

— Но мне помогает молодежь — все показывает, объясняет. Раньше я передавал свой опыт, а теперь молодежь меня учит.

Профессии транспорта

В современном мире транспорт играет важнейшую роль, позволяя людям и вещам перемещаться не только в пределах одной страны, но и в трансграничных направлениях. Поэтому профессии, связанные с транспортом, будут популярными всегда. Ведь именно благодаря им осуществляется быстрая доставка грузов и пассажиров в разные, даже самые отдаленные и труднодоступные места нашей планеты.

Какие профессии на транспорте существуют сегодня, хотят узнать многие, обдумывающие, кем стать в этой жизни. Профессии транспорта, список которых довольно широк, традиционно различаются в зависимости от вида транспорта.

Профессии железнодорожного транспорта

В подавляющем большинстве развитых стран именно железнодорожный транспорт несет на себе основную нагрузку по перевозке грузов и пассажиров, поэтому и профессия работника железнодорожного транспорта не только всегда востребована, но и весьма популярна среди соискателей. Список профессий железнодорожного транспорта, характерных исключительно для этой отрасли, не очень обширен, и все они могут быть классифицированы в зависимости от трех основных сфер деятельности работников:

  1. Путевые специальности.
  2. Станционные специальности.
  3. Вокзальные специальности.

Путевые специальности бывают следующими:

  • Машинист. Осуществляет управление локомотивом. Считается, что в недалеком будущем эта профессия исчезнет, а управление поездами доверят автоматическим системам. Но пока нигде в мире не могут обойтись без этой, самой уважаемой и престижной профессии на ж д транспорте. При этом в России это чисто мужская профессия, совершенно недоступная для женщин.
  • Помощник машиниста. Выполняет массу функций, являясь, по сути, глазами, ушами и руками машиниста.
  • Начальник поезда. Несет ответственность за функциональность поезда, его нормальную работу, его состояние, включая каждый вагон, купе и отдельные места.
  • Проводник. Профессия «Проводник на железнодорожном транспорте» предполагает осуществление непосредственной работы в вагоне, включая обслуживание пассажиров, поддержание порядка и т.д.

Среди основных станционных профессий основными являются следующие:

  • Путевые специалисты. Эта профессия включает две специализации: мастеров и обходчиков. При этом у них одна цель – обеспечивать целостность железнодорожного полотна. Обходчики обнаруживают его повреждения, а мастера производят его починку.
  • Электромонтеры. Их обязанность – обеспечивать работоспособность стрелок, автостопов, светофоров, линий высокого напряжения, используемых железнодорожным транспортом, и т.д.
  • Электромеханики. Осуществляют обслуживание системы сигнализации, централизации и блокировки, устраняют её неисправности, неполадки и поломки.
  • Вагонники. Проводят осмотр поездов, внутренний и внешний контроль состояния вагонов.
  • Ремонтники. Их задача заключается в устранении неисправностей подвижного состава.

В число вокзальных профессий входят:

  • Дежурный по станции. В его функции входит составление расписания движения поездов, контроль их прибытия и отправления, управление вверенной ему станцией.
  • Диспетчер. Осуществляет непосредственную координацию движения, постоянно находясь на связи с машинистами.
  • Обслуживающий и сервисный персонал, включающий несколько специальностей, связанных с продажей билетов, приготовлением пищи, медицинским обслуживанием, обеспечением безопасности, уборкой и т.п.

Профессия автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт более молодой по сравнению с железнодорожным, но его роль в перевозках также очень важна. Работники автомобильного транспорта, профессии которых отличаются своей спецификой, осуществляют свою деятельность в сфере автоперевозок. Среди их специальностей можно выделить следующие:

  • Водители различных категорий. Эти люди непосредственно осуществляют управление транспортными средствами, как пассажирскими, так и грузовыми.
  • Диспетчер. Профессия «диспетчер автомобильного транспорта» во многом схожа с аналогичной на железной дороге. Здесь также необходимо координировать движение транспортных средств, поддерживать с ними постоянную связь, оперативно решать возникающие проблемы.
  • Специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» связана с поддержанием автотранспортных средств в должном функциональном состоянии и их ремонте в случае необходимости.

  • Обслуживающий и сервисный персонал.

Профессии воздушного транспорта

Воздушный транспорт незаменим на больших расстояниях и особенно в тех случаях, когда место назначения недоступно для других видов транспорта. Профессия данного вида транспорта овеяна романтикой и очень престижна. Специфическими среди таких профессий можно назвать следующие:

  • Командир воздушного судна. Осуществляет руководство экипажем, совмещая при этом и функции основного пилота.
  • Пилот. Управляет воздушным судном.
  • Штурман. Его основные функции состоят в прокладке курса, контроле за следованием по нему по навигационным приборам.
  • Бортинженер. Управляет работой двигателей, шасси и других систем воздушного судна.
  • Бортпроводник. Представителей этой профессии также принято называть стюардессами и стюардами. Их задача состоит в непосредственном обслуживании пассажиров и обеспечении их безопасности.
  • Руководитель полетов. Это главный человек на аэродроме, осуществляющий контроль за всем, что там происходит, включая состояние всего технического обеспечения, взлетно-посадочной полосы, обстановку в воздухе (в том числе и погодные условия). Только он может разрешить посадку или взлет.
  • Авиадиспетчер. Регулирует движение воздушных судов, используя данные аэронавигации и авиаметеорологии. Постоянно находится на связи с воздушными судами.

Профессии речного транспорта

Сегодня речной транспорт уже не столь популярен, как в советские времена, но во многих регионах нашей огромной и не очень благоустроенной в инфраструктурном отношении страны, он является едва ли не единственным средством перевозки грузов и пассажиров. Поэтому профессии водного транспорта также необходимы и уважаемы, а основные из них представлены ниже:

  • Капитан речного судна. Осуществляет руководство экипажем, несет полную ответственность за вверенное ему судно.
  • Техник-судоводитель. Обеспечивает эксплуатацию судов, включая и безопасность их плавания.
  • Техник-судомеханик. Отвечает за эксплуатацию энергетического оборудования судна.
  • Моторист. Осуществляет эксплуатацию двигателя, его пуск, остановку и изменение режимов работы.
  • Рулевой (кормщик). Человек, обеспечивающий управление судном в процессе его движения.
  • Боцман. Осуществляет руководство командой судна в сфере всех хозяйственных работ.
  • Повар судовой. Он же – кок. Ответственен за приготовление пищи и полноценное питание экипажа и пассажиров.
  • Радиотелеграфист. Обеспечивает связь между судами и берегом и между разными судами.
  • Матрос. Основная рабочая единица речного транспорта, осуществляющая все необходимые работы под руководством боцмана.
  • Диспетчер порта. Осуществляет контроль и управление передвижением судов.
  • Портовые рабочие. Это могут быть и крановщики, и грузчики, и разнорабочие, и масса других профессий, непосредственно связанных с работой в порту.

Профессии морского транспорта

Профессии в сфере морского транспорта практически ничем не отличаются от аналогичных на речном транспорте. Поэтому в представленный выше список можно добавить лишь следующие:

  • Шкипер. Отвечает за палубное имущество.
  • Старший помощник. Правая рука капитана, выполняющая огромное количество функций, разделяя их с боцманом.
  • Смотритель маяка. Осуществляет эксплуатацию маяка с целью обеспечения безопасности морской навигации.

Профессия организация перевозок и управление на транспорте

Каким бы ни был вид транспорта, он нуждается в квалифицированном управлении для организации бесперебойных перевозок. Для этого необходимы разные специальности, в том числе и «Техника и технология наземного транспорта», профессия, связанная с обеспечением работы как автомобильного, так и железнодорожного транспорта. Профессия «Автоматика и телемеханика на транспорте» имеет непосредственное отношение к железным дорогам, где специалисты этого профиля осуществляю эксплуатацию систем интервального движения.

Сервис на транспорте, что за профессия

Профессия «Сервис на транспорте по видам транспорта» предполагает специализацию на обслуживании пассажиров, оформлению необходимых документов, осуществлению финансовых расчетов, обеспечению безопасности и т.д.

В заключение можно отметить, что профессии рабочих транспорта, рассмотренными специальностями не ограничиваются. Существует еще множество различных профессий, которые используются в том числе и на транспорте, но специфическими для этой отрасли не являются.

Таким образом, профессии в сфере транспорта довольно многочисленны и выбор одной из них для человека – дело вкуса и профессиональных наклонностей и предпочтений. В любом случае, работники транспорта, профессии которых делаю жизнь людей удобнее, а многие места планеты – доступнее, вправе испытывать гордость за свой труд.

Возможно Вас заинтересуют:

  • Специальность организация перевозок
  • Специальность: эксплуатация транспортная
  • Железнодорожные специальности
  • Автомобильные специальности
  • Профессия диспетчер
  • Требуемые профессии
  • Профессия железнодорожник
  • Профессия машинист поезда
  • Список профессий после 9 класса
  • Логист в металлургической промышленности. Из личного опыта
  • Профессии после 11 — список
  • Электрические специальности
  • Технические профессии
  • Профессии «человек – человек»

Транспортные профессии

Описание

Все современные транспортные профессии связаны с передвижением грузов и пассажирскими перевозками. Данная сфера широкая, она включает в себя специалистов, которые управляют транспортными средствами или обслуживают их. Кроме этого здесь есть люди, которые занимаются логистикой, т.е. выбирают удобные пути следования. К транспортным профессиям можно отнести следующие: водитель, логист, экспедитор, диспетчер, механик, автослесарь и многие другие.

Эта область техническая, человек, который выбирает профессии, связанные с транспортом, должен разбираться в устройства техники, как автомобильной, так и строительной. В этой сфере от человека требуется внимательность, сосредоточенность и особые навыки управления. Выбирают такие профессии в основном те, кто любит транспорт и желает с ним работать. Специфика тут особая, она подойдет далеко не каждому, но в целом данная профессиональная деятельность очень интересная, ведь человека не сидит на одном месте, а перемещается и видит много новых мест, что расширяет его кругозор.

Принимаем на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

Транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности, поэтому трудовым законодательством Российской Федерации установлены особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

Какая работа признается работой, непосредственно связанной с движением транспортных средств?

Транспортные средства — это средства, используемые для перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Различают автомобильные транспортные средства, железнодорожные транспортные средства, воздушные транспортные средства, морские суда, речные суда, трубопроводы (Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру).

Работой, связанной с движением транспортных средств, считается работа, которая состоит в управлении (вождении, пилотировании и т. п.) транспортным средством или техническом обслуживании транспортного средства, относящегося к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту или городскому электротранспорту.

Статьей 328 ТК РФ предъявляются особые требования к гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств. Данные требования касаются профессиональной подготовки и состояния здоровья, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Порядок профессионального отбора

При приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, работники должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

В настоящее время указанный порядок для различных видов транспорта регулируется нормативными правовыми актами разного уровня.

Некоторые нормативные правовые акты, регулирующие порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, работа которых связана с движением транспортных средств

1. Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава (утверждено приказом МПС России от 11.11.1997 № 23Ц, в ред. от 16.06.1998).

2. Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации (утверждено приказом МПС России от 28.10.1999 № 39Ц).

3. Порядок профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта (утвержден Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в ред. от 25.11.2009).

4. Порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников авиационного транспорта (утвержден Воздушным кодексом РФ).

Прохождение обязательного медосмотра

Заключение трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, допускается только после прохождения работником обязательного предварительного медицинского осмотра. Такое требование установлено статьей 328 ТК РФ.

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения обязательного медосмотра работников

1. Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» (в ред. от 14.03.1996).

2. Приказ Минздравмедпрома России от 14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» (в ред. от 06.02.2001).

Лица, не прошедшие в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, не допускаются к работе, непосредственно связанной с движением транспортных средств.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха

Согласно ст. 329 ТК РФ работники, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не могут работать по совместительству, если эта работа непосредственно связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Отметим, что эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ.

Нормативные правовые акты, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (утверждено приказом Минтранса России от 21.11.2005 № 139, в ред. от 15.05.2009).

2. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса (утверждено приказом Минтранса России от 18.10.2005 № 127).

3. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена (утверждено приказом Минтранса России от 08.06.2005 № 63, в ред. от 26.02.2007).

4. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15).

5. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (утверждено приказом МПС России от 05.03.2004 № 7, в ред. от 28.03.2007).

6. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации (утверждено приказом Минтранса России от 30.01.2004 № 10).

7. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (утверждено приказом Минтранса России от 16.05.2003 № 133).

8. Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота (утверждено постановлением Минтруда России от 20.02.1996 № 11).

Кроме того, особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров, утверждены приказом МПС СССР от 18.09.1990 № 8ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров» (с изм. от 05.03.2004).

Дисциплина работников

В соответствии со ст. 330 ТК РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется Трудовым кодексом РФ и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

В настоящее время, в частности, действуют следующие положения и уставы о дисциплине:

1. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 № 621, в ред. от 14.07.2001, с изм. от 07.07.2003). Данное положение распространяется также на работников метрополитенов.

2. Устав о дисциплине работников морского флота (утвержден постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 395).

3. Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 № 708) и др.

Указанные нормативные акты, принятые до вступления в силу Трудового кодекса РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат ему.

Оформление на работу

Согласно ст. 65 ТК РФ при приеме на работу лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю следующие документы:

• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

• трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

• страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

• документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

• документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

При приеме на работу работника, труд которого непосредственно связан с движением транспортных средств, так же как и любого другого работника, оформляется приказ (распоряжение) работодателя, который издается на основании заключенного трудового договора.

Приказ о приеме на работу является первичным документом по учету кадров и представляет собой унифицированный документ, форма которого (форма Т-1) утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

На основании изданного приказа в трудовую книжку работника вносится запись о приеме на работу, заполняется личная карточка (форма Т-2), а в бухгалтерии открывается лицевой счет работника (форма Т-54).

О лицевом счете работника

В соответствии с п. 4 ст. 243 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

В целях организации ведения учета согласно п. 4 ст. 243 НК РФ и в связи с утверждением форм расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (ЕСН) и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, утверждены формы индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и порядок их заполнения. Указанные формы утверждены приказом МНС России от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443@ «Об утверждении форм индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и порядка их заполнения» (далее — Приказ № САЭ-3-05/443@).

Формы предназначены для отражения в них сумм не только по каждому работнику, но и по организации в целом. Порядок заполнения индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат, сумм начисленного ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приведен в Приказе № САЭ-3-05/443@.

Согласно п. 4 ст. 243 НК РФ налоговая база по физическому лицу формируется нарастающим итогом при увольнении и возвращении к работодателю, смене договора подряда на трудовой и т. д. В случае если в течение одного налогового периода работник был уволен, а затем вновь принят на работу, то все выплаты, произведенные в его пользу по трудовым договорам, суммируются. Если указанная сумма выплат превышает 280 000 руб., то на сумму этих выплат единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются с применением регрессивной шкалы ставок единого социального налога и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При этом рекомендуем продолжать вести индивидуальную карточку при возврате работника. Аналогичное мнение выражено в письме Минфина России от 16.04.2008 № 03-04-06-02/37, в письме УФНС России по городу Москве от 23.03.2006 № 21-08/22586 «Ответы на вопросы по единому социальному налогу».

Дисциплинарная ответственность

Как было отмечено выше, для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.

Кроме того, согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут предусматриваться также и другие дисциплинарные взыскания. Так, согласно Положению о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации за совершение работником дисциплинарного проступка к нему могут применяться, кроме предусмотренных законодательством о труде, следующие виды взысканий:

а) лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя — удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава — свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины — удостоверения помощника водителя на срок до трех месяцев или до одного года, с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок по основаниям и в порядке, предусмотренным пунктом 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;

б) освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог, предприятий промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, законодательства по охране труда, с предоставлением с согласия работника в порядке перевода другой работы по основаниям, предусмотренным пунктом 17 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;

в) увольнение (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде) также за совершение работником грубого нарушения дисциплины, создавшего угрозу безопасности движения поездов, маневровой работы, жизни и здоровью людей или нарушения сохранности грузов, багажа и вверенного имущества, неисполнение служебных обязанностей по обслуживанию пассажиров.

Административная ответственность

Административная ответственность за правонарушения на транспорте предусмотрена главой 11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а ответственность за правонарушения в области дорожного движения — главой 12 указанного Кодекса.