Профессиональная переподготовка

Работодатель направил работника на профессиональную переподготовку (дополнительное образование). Образовательное учреждение направило справку-вызов.
Как правильно необходимо оформить направление работника на обучение?

2 марта 2018

В случаях, предусмотренных ст.ст. 173-176 ТК РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения; осваивающим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения; осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по заочной и очно-заочной формам обучения; осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Условия, при которых у работника возникает право на учебный отпуск, а также порядок его предоставления установлены главой 26 ТК РФ.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) указанные в приведенных статьях Трудового кодекса РФ программы относятся к основным образовательным программам.
Статьей 196 ТК РФ предусмотрено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
При этом согласно пп. 2 п. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ к дополнительным образовательным программам относятся дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Таким образом, при направлении работника на курсы повышения квалификации гарантии и компенсации, предусмотренные главой 26 ТК РФ, работнику не предоставляются, а, следовательно, не положен и ученический отпуск.
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). В командировке работник выполняет какую-либо порученную ему работу, связанную с его должностными обязанностями по месту постоянной работы.
Повышение квалификации, по смыслу п. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, обеспечивает развитие способностей человека и получение квалификации, во время которого работник никакой работы (служебного поручения) не выполняет, а занят обновлением своих профессиональных знаний. Следовательно, повышение квалификации не является командировкой (смотрите также (смотрите также письмо Минфина России от 07.08.2003 N 04-04-06/154).
Кроме того, обращаем Ваше внимание, что Трудовой кодекс РФ сам признает все вышеупомянутые понятия нетождественными, устанавливая гарантии и компенсации в связи с командировкой в главе 24, в связи с получением образования по основным образовательным программам — в главе 26, а в связи с повышением квалификации — в главе 28.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Статьей 187 ТК РФ также предусмотрено, что работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (смотрите также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 12.05.2011 N 1277-6-1). В этой связи отметим, что из положений ст. 187 ТК РФ не следует, что повышение квалификации является командировкой, эта норма устанавливает лишь аналогичные правила оплаты командировочных расходов.
Законодательством также не определено, как именно следует оформлять распорядительные документы при направлении работника на повышение квалификации. Поэтому работодатель вправе самостоятельно разработать и утвердить в локальном нормативном акте порядок оформления направления работника для повышения квалификации, а также соответствующие формы документов. На практике распоряжение о направлении работника на повышение квалификации, как правило, оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации-работодателя (решения Удорского районного суда Республики Коми от 28.08.2014 по делу N 2-435/2014, Ачинского городского суда Красноярского края от 18.12.2014 по делу N 2-4853/14, Абатского районного суда Тюменской области от 18.08.2014 по делу N 2-144/2014, Сальского городского суда Ростовской области от 12.08.2013 по делу N 2-1382/13).
Целесообразность оформления такого приказа, на наш взгляд, обусловлена необходимостью ведения работодателем учета фактически отработанного каждым сотрудником времени (часть четвертая ст. 91 ТК РФ).
В заключение отметим, что для учета использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда коммерческие организации вправе использовать форму табеля учета рабочего времени N Т-12, утвержденную постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее — постановление N 1). Согласно указаниям по заполнению данной формы, утвержденной тем же нормативным актом (далее — Указания), для отражения отработанного и неотработанного времени применяются условные обозначения — буквенные или цифровые коды, представленные на титульном листе формы табеля N Т-12.
Специальных отметок для обозначения времени отсутствия работника в связи с прохождением им повышения квалификации не предусмотрено. В то же время Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20, разрешает вносить в унифицированные формы (кроме форм по учету кассовых операций) дополнительные реквизиты. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.
Соответственно, работодатель может ввести свое условное обозначение для табеля учета рабочего времени, например буквенный код «ПК» (отсутствие на работе в связи с прохождением повышения квалификации по направлению работодателя), утвердив его приказом.
Кроме того, необходимо помнить, что с 1 января 2013 года на основании ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» унифицированные формы не являются обязательными для использования в коммерческих организациях (письма Роструда от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1, от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1, письмо Минтруда России от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617), которые вправе как пользоваться формами первичных учетных документов, разработанными ими самостоятельно, так и продолжать использовать унифицированные формы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

3 окт. 2019

Кира Снегина

9 минут

Для чего нужна профессиональная переподготовка? Допустим, вы выбрали не ту профессию. Возможно, в силу жизненных обстоятельств вы трудоустроены не по специальности и хотите стать профессионалом в новой сфере деятельности. А бывает, что профессия нравится, но в век современных технологий она устарела и больше не востребована на рынке труда.

Профпереподготовка нужна как раз для решения таких проблем. Это отличная возможность за небольшой срок изменить свою жизнь к лучшему, устроиться на новую работу, которая будет приносить доход и позволит заниматься любимым делом.

Из этой статьи Вы узнаете:

  • Описание и значение понятия

  • Как пройти профпереподготовку

  • Что такое диплом о профессиональной переподготовке

  • Кто может пройти переподготовку (требования)

  • Чем отличается переподготовка от повышения квалификации

  • Чем отличается второе высшее от переподготовки

  • Где можно пройти профессиональную переподготовку

Описание и значение понятия

Что значит «профессиональная переподготовка»?

Это дополнительное профессиональное образование, направленное на получение компетенций (знаний и навыков), необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

В настоящее время переподготовку считают достойной альтернативой второму высшему образованию.

Основные преимущества:

  • возможность получить новую профессию за небольшой срок;

  • доступная стоимость обучения (на порядок ниже стоимости второго высшего образования);

  • практикоориентированность (программы содержат только профильные дисциплины и стажировку, что позволяет приобрести актуальные знания и навыки, которые действительно пригодятся в трудовой деятельности).

  • подготовка работника в соответствии с требованиями действующих профстандартов;

  • диплом о профессиональной переподготовке может стать весомым преимуществом в вашем резюме. Ведь он подтверждает не только профессионализм, но и ваше желание учиться новому, стремление развиваться и расширять свои возможности.

Работодатели лояльны к соискателям с дипломом о профессиональной переподготовке. Как правило, с трудоустройством проблем не возникает.

Как пройти профпереподготовку

В первую очередь, Вы должны правильно выбрать новую профессию. Собрать как можно больше информации: какие трудовые функции вы будете исполнять на работе, в каких организациях будете работать, насколько эта профессия востребована на рынке труда, особенно в вашем регионе.

Следующий шаг – посмотреть, в каких учебных заведениях есть программа профпереподготовки по данной профессии (вузы, организации ДПО). С учётом ваших предпочтений и финансов, выбрать организацию и подать заявку. Обучение начинается после оформления документов и оплаты. Зачисление происходит без вступительных испытаний.

Что такое диплом о профессиональной переподготовке

После освоения образовательной программы и успешной сдачи итогового экзамена вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца – документ, который даёт право вести профессиональную деятельность по изученной специальности.

Некоторые специалисты обязаны проходить профессиональную переподготовку, чтобы соответствовать требованиям действующих профессиональных стандартов. Например, воспитатель. Чтобы устроиться на работу воспитателем, надо иметь высшее или среднее педагогическое образование или любое высшее или среднее профессиональное образование и диплом о профессиональной переподготовке в сфере педагогики дошкольного образования.

Действующие воспитатели, которые проходили обучение очень давно, должны регулярно проходить повышение квалификации, чтобы соответствовать современным федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Кто может пройти переподготовку (требования)

Вы можете пройти обучение по программам профессиональной переподготовки, если:

  • имеете высшее или среднее профессиональное образование;

  • находитесь в процессе получения высшего или среднего профессионального образования.

Обратите внимание: некоторые программы профпереподготовки требуют определенной квалификации! Например, обучение медицинских сестер по программе «Диетология» возможно только при наличии среднего профессионального образования по специальностям «Акушерское дело», «Лечебное дело», «Сестринское дело».

Чтобы не запутаться в этих нюансах, советуем обращаться к помощи специалистов учреждения ДПО, где собираетесь пройти обучение. Они смогут подобрать программу, подходящую вашему уровню образования и предпочтениям.

Чем отличается переподготовка от повышения квалификации

Если вы хотите актуализировать знания по уже имеющейся профессии, усовершенствовать навыки, не повышая при этом образовательного уровня, для вас существуют программы повышения квалификации.

Преимущества повышения квалификации:

  • дает возможность внедрять и использовать в трудовой деятельности новые методы и современные технологии, что повышает качество работы и в целом производительность труда;

  • позволяет быть в курсе последних изменений в законодательстве, регламентирующих вашу сферу деятельности;

  • повышает вашу конкурентоспособность на рынке труда;

  • позволяет соответствовать требованиям действующих профстандартов (некоторые специалисты обязаны проходить регулярное обучение по программе повышения квалификации).

Чем отличается второе высшее от переподготовки

Второе высшее образование – это сокращенная форма высшего образования. Именно поэтому некоторые её ошибочно отождествляют с дополнительным профессиональным образованием.

Чтобы избежать путаницы, выделим основные отличия второго ВО от переподготовки:

  • Задачи обучения

Задача второго высшего образования – подготовка специалистов высокой квалификации. Задача профпереподготовки – обучить новым навыкам и компетенциям, необходимым для выполнения новой трудовой деятельности. Поэтому получить второе высшее можно исключительно на основе высшего образования. А профессиональная переподготовка доступна тем, кто имеет высшее среднее профессиональное образование.

  • Структура учебной программы

Программы второго высшего образования делятся на общую и специальную части. Изучение общей части программы по закону обязательно для всех, кто получает среднее профессиональное или высшее образование. Вам необходимо будет изучить следующие предметы: культура речи, философия и история, безопасность жизнедеятельности, логика, математика, экономика и т.д. Специальная часть включает учебные предметы, непосредственно связанные с профессией.

Программа переподготовки предполагает изучение только специальной части, что значительно экономит время обучающемуся и позволяет намного быстрее освоить новую профессию и в конечном итоге — трудоустроиться.

  • Стоимость обучения

Цены на программы переподготовки значительно ниже, чем на программы второго ВО (второе высшее – в среднем от 25 000 р, профпереподготовка – в среднем от 6000).

  • Форма обучения

Вузы предлагают в основном очную форму обучения и заочную – с обязательным посещением учебного заведения для сдачи экзаменов. В то же время в учреждении дополнительного профессионального образования вы можете пройти переподготовку дистанционно. Дистанционная форма позволяет слушателям учиться без отрыва от работы, из любого города и в любое удобное время. Без посещения учебного заведения. Сдача тестов и итогового экзамена происходит в системе дистанционного обучения.

Где можно пройти профессиональную переподготовку

Обучиться по программе переподготовки можно в учреждении дополнительного профессионального образования, которое имеет лицензию на ведение образовательной деятельности.

Как выбрать среди огромного количества учебных заведений ДПО? Советуем определить, какие параметры для вас наиболее важны. Большинство людей считают важными: качество образовательной программы, стоимость обучения, репутацию образовательной организации и возможность обучаться дистанционно.

АБиУС полностью соответствует перечисленным параметрам.

Преимущества обучения в АБиУС

  • 20-летний опыт в сфере образования;

  • Дипломы и удостоверения установленного образца, с обязательным внесением данных о них в государственную систему ФИС ФРДО;

  • Преподаватели и разработчики программ — действующие профессионалы отрасли;

  • Востребованные и актуальные программы, подготовленные в соответствии с профстандартами;

  • Удобная и понятная система дистанционного обучения — доступ с ПК, смартфона, планшета;

  • Гибкий график и режим обучения — выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим;

  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.;

  • Доступные цены (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 197. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

⇐ ПредыдущаяСтр 46 из 103

Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах (ст. 202 ТК РФ). При этом время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.

Организационная форма ученичества зависит от приобретаемой учеником профессии, специальности, квалификации, способностей ученика, потребностей работодателя в количестве подготовленных работников и его возможностей по организации процесса обучения.

Индивидуальная форма обучения предполагает индивидуальное самостоятельное под руководством квалифицированного работника освоение профессии, специальности. Данная форма обучения требует от работодателя меньших затрат, поскольку не предполагает создание специального места для обучения, не влечет освобождения обучающего работника от работы. Ученик при такой форме обучения самостоятельно осваивает теоретическую часть и как бы вовлекается в работу обучающего.

Бригадная форма обучения состоит в том, что учеников объединяют в ученические бригады. Они кроме обучения могут осуществлять и производственные программы. Состав бригады определяется в зависимости от профессии и производственных условий. При наличии 10 — 15 учеников по однородной профессии для их обучения нередко выделяют освобожденного работника.

Курсовое обучение заключается в том, что для обучения создается учебная группа, в которой и происходит производственная подготовка. Нередко группы для курсового обучения составляют 10 — 30 чел. Производственная практика обучающихся проводится индивидуально на рабочих местах. Курсовая форма предполагает разделение всего процесса обучения на части: теоретическую и практическую, которые могут чередоваться в зависимости от получаемой профессии, специальности. Обучение при курсовой форме может осуществляться как индивидуально, так и в составе группы.

Профессиональная переподготовка как вид обучения означает, что работников, обладающих определенными профессиональными навыками, обучают выполнению новых для них работ. Профессиональная переподготовка может быть обусловлена совершенствованием технологического процесса, внедрением новых технологий, оборудования и т. п. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

Повышение квалификации предполагает совершенствование навыков и умений выполнения определенной работы по профессии, специальности, по которым работает работник. Главной задачей повышения квалификации можно назвать удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает в себя следующие подвиды обучения:

-краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов, и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

-длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Нормативными правовыми актами для специалистов устанавливаются другие организационные формы повышения квалификации, кроме названных в ст. 202 ТК РФ: стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях и учебных заведениях; обучение в целевой аспирантуре, докторантуре.

Таким образом, одним из вариантов повышения квалификации и переподготовки работников является стажировка. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Стажировка руководителей и специалистов на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях и высших учебных заведениях, в том числе, за рубежом проводится в целях освоения лучшего опыта, приобретения практических и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности или на должности более высокого уровня (для резерва на выдвижение). Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные права и обязанности работника и работодателя в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

2. Каковы основные цели профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки?

3. В каких случаях и с какой периодичностью работники и работодатели обязаны осуществлять повышение квалификации?

4. Какими договорами (соглашениями) могут быть опосредованы отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации?

5. Что представляет собой ученичество?

6. Какие виды ученического договора предусмотрены действующим трудовым законодательством?

7. Какое место в предмете трудового права занимают ученические отношения?

8. Что составляет содержание ученического договора и ученического правоотношения?

9. Какую ответственность несут стороны ученического договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий?