Профессиональный стандарт врача

Когда говорят о необходимости проведения реабилитации пациентов, перенесших ковидную инфекцию, речь идет о восстановлении функции кардиореспираторной системы. Гораздо меньше внимания обращается на высокие риски специфических психических осложнений: снижение интеллектуальной, познавательной и мыслительной деятельности у переболевших. Отдельно следует упомянуть о негативных постстрессорных переживаниях людей, потерявших своих близких в период пандемии. Значительные психосоциальные потрясения связаны и с режимом самоизоляции.

Осознание того, что человечеству придется привыкать жить в новых условиях соседства с коварным вирусом, повышает психологическую напряженность в обществе. После завершения инфекционно-реанимационной фазы борьбы с ковидной инфекцией нас может ожидать длительная и трудоемкая «психолого-реабилитационная» фаза, в которой на первый план выйдут специалисты-психотерапевты и психологи.

В здравоохранении эти две функции осуществляют медицинские психологи. Среди них абсолютное большинство имеют образование по клинической психологии. В последние год-полтора значительно изменились требования к подготовке клинических/медицинских психологов: разработан профессиональный стандарт, на днях был утвержден новый Федеральный образовательный стандарт серии 3++ и активно развиваются различные формы дополнительного профессионального образования в этой сфере. Как следствие, начиная с 2021 года, система и содержание подготовки и профессиональной деятельности клинических/медицинских психологов существенно изменится.

Будучи сопредседателем комиссии по разработке стандартов специальности «Клиническая психология» в Федеральном учебно-методическом объединении по психологии, заведующий кафедрой клинической психологии Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ, кандидат медицинских наук, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России в Уральском федеральном округе Михаил Беребин является известным в Российской Федерации специалистом в области подготовки по клинической психологии.

Мы попросили Михаила Алексеевича рассказать о современной ситуации в сфере образования и профессиональной деятельности клинических/медицинских психологов.

На фото Михаил Беребин

– Какова роль медицинских психологов в современном здравоохранении?

– Преодоление пандемии происходит не только за счет коренного преобразования организации здравоохранения, но и в результате по-настоящему напряженного и самоотверженного труда медицинского персонала. У руководителей, врачей, медсестер и других медицинских работников наблюдаются симптомы не только профессионального утомления, усталости и психоэмоционального выгорания медицинских работников, но и определенные психологические изменения в коллективах, во взаимодействии с пациентами не только «ковидного профиля».

Основная нагрузка по устранению этих последствий пришлась на медицинских психологов, что дополнительно укрепило понимание необходимости работы таких специалистов в больницах и поликлиниках. Как следствие, расширяется запрос работодателей на данные кадры. Однако можно понять позицию главного врача, которому нужен не просто молодой специалист, чтобы «закрыть» вакантную ставку медицинского психолога, а грамотный, хорошо подготовленный работник с хорошими навыками профессиональной деятельности, способный без особого периода адаптации выполнять свои обязанности. Министерство науки и высшего образования России и Министерство здравоохранения России сегодня обращают особое внимание на вопросы образования и профессиональной деятельности в этой сфере.

– Можете ли пояснить, в чем это выражается?

– Не секрет, что во всем мире и у нас в стране медицинское образование является одним из самых фундаментальных, а врачебная практика, к сожалению, больше за рубежом, – уважаемым и хорошо оплачиваемым видом деятельности. Поэтому оба министерства взяли курс на максимальное приближение образования и практики в области клинической психологии к требованиям подготовки врача, сохраняя при этом исключительно гуманитарно-гуманистическую, «душеведческую» природу этой профессии, в отличие от медицины, которая все больше в настоящее время является биологически ориентированной.

Поэтому клиническая психология осталась «университетской», а не «медицинской» специальностью, с широкой подготовкой выпускников в области как общей («нормальной») так и клинической («абнормальной») психологии. Продолжительность обучения по этой специальности является одной из самых долгосрочных (5,5 лет), приближаясь к таковой при получении врачебного диплома (6 лет). В отдельных случаях для работы в должности медицинского психолога требуется дополнительное профессиональное образование, объем и содержание которого сопоставимо с подготовкой врача в клинической ординатуре, дающей право работать в той или иной медицинской специализации.

Чтобы работать врачом, необходимо пройти достаточно сложные процедуры аттестации и аккредитации, в которых проверяются «рабочие» навыки и компетенции претендента. В настоящее время аналогом таких требований для медицинского психолога являются положения проекта профессионального стандарта, с которым можно ознакомиться на сайте Российского психологического общества. Он был разработан недавно с участием сотрудников нашей кафедры.

Очень важным является и отбор нового содержания высшего образования по клинической психологии. Еще Гераклит 2500 лет назад сказал: «Все течет, все изменяется». Изменяется и содержание клинической психологии, которая вбирает в себя новые достижения отечественной и особенно зарубежной, причем не только психологической науки. Именно это обосновывает необходимость подготовки клинических психологов именно в стенах «классических» университетов.

С другой стороны, резко увеличилось число вузов, начавших подготовку по клинической психологии, а также современные подходы к «либерализации» выбора содержания обучения, давшие право вузу самому определять, чему и как обучать своих студентов. Это привело к резкому уменьшению доли классического, базового, так называемого «пропедевтического» образования. В итоге стала реальной угроза замены серьезного научного образования по клинической психологии этаким набором дежурных, пригодных для всех случаев техник, методик и приемчиков, использование которых не опирается на какую-либо научную психологическую базу. В итоге произошло не только «размывание» единого образовательного пространства, как минимум, в пределах нашей страны, но и появление экзотических дисциплин. Я своими глазами видел в программе одного из вузов предмет «вокалопсихотерапия». Или же дисциплин явно непсихологического либо достаточно далекого и эклектического по отношению к психологии содержания: в учебных планах одного из вузов нашего региона есть такие дисциплины, как «Виктимология» (чисто юридическая дисциплина) и «Психогенетические особенности клиента».

Поэтому очень большая работа проводилась по созданию Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения по нашей специальности. К его разработке привлекались сотрудники и нашей кафедры как одной из наиболее профильных компетентных кафедр нашей страны. Минобрнауки России 26 мая этого года приказом № 683 утвердил этот стандарт, первым среди всех других психологических специальностей и направлений.

В стандарте обращает на себя внимание два очень важных для современного состояния клинической психологии обстоятельства. Во-первых, во избежание того самого «размывания» образовательного пространства, одно из основных положений стандарта – требование соответствия содержания образования в том или ином вузе положениям Примерной основной образовательной программы (ПООП). В настоящее время рассматривается проект такой ПООП, разработанный кафедрами нейро- и патопсихологии Московского государственного университета, медицинской психологии и психофизиологии, Санкт-Петербургского государственного университета и нашей кафедрой клинической психологии Южно-Уральского государственного университета. Уже сейчас можно сказать, что поступившие к нам студенты одни из первых в стране будут обучаться в соответствии с этой программой.

Во-вторых, стандарт предусматривает достаточно высокие требования к кадрам преподавателей, ведущих подготовку будущих клинических психологов. Так, в документе указано, что не менее 70% преподавателей должны иметь российские и зарубежные ученые степени и ученые звания, причем не менее 45% должны иметь «психологические» ученые степени и вести научную, учебно-методическую и практическую деятельность по клинической/медицинской психологии. Последнее особенно важно и очевидно: учить психологии будущих психологов должны настоящие психологи-педагоги. Аналогично, учить клинических психологов клинической психологии должны остепененные клинические психологи. Однако при кажущейся бесспорным в своей очевидности, это положение просто не выполняется, и во многих вузах нашей страны есть еще много кандидатов педагогических, медицинских, биологических и даже технических наук, преподающих «клиническую психологию» в таком виде, как они себе это представляют. В этом плане с гордостью могу сказать, что на нашей кафедре работает 6 кандидатов наук по специальности «медицинская психология», и в этом плане мы единственная в регионе Южного и Среднего Урала, Зауралья и Западной Сибири кафедра с таким кадровым составом.

Какие приняты профстандарты медицинской сестры, и как их использовать. Какие сведения можно взять для должностных инструкций сотрудников.

Содержание

Из статьи вы узнаете:

Для кого Минтруд утвердил профстандарт медицинской сестры

В настоящее время действует только один профессиональный стандарт медицинской сестры. Минтруд утвердил его для младшего медицинского персонала (приказ от 12.01.2016 № 2н). Профстандарт можно применять в отношении санитаров и младших медицинских сестер по уходу за больными.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Подробнее о профстандарте медицинской сестры читайте в статьях:

Профстандарт среднего медицинского персонала Минтруд разработал еще в 2015 году, но до сих пор не утвердил. Он называется «Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра/медицинский брат)». Пока он не принят, требования к специалистам смотрите в приказе Минздравсоцразвития от 23.07.2010 № 541н.

Скачать документы по теме:

Например, согласно приказу № 541н и пока не принятому профстандарту старшей медицинской сестре надо иметь среднее профобразование. Причем повышенный уровень по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело». Еще нужен сертификат по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии».

Профстандарт главной медицинской сестры Минтруд не разработал. Но требования к квалификации специалиста есть в приказе № 541н. Например, на эту должность назначается специалист, у которого есть высшее профобразование по специальности «Сестринское дело». А также есть сертификат по специальности «Управление сестринской деятельностью».

Когда Минтруд примет профессиональный стандарт главной медицинской сестры, в нем могут оказаться другие требования к образованию и стажу. В этом случае внесите в должностную инструкцию изменения.

Как использовать профстандарт медицинской сестры

Работодатели могут применять профстандарт медицинской сестры как рекомендательный методический документ.

Он им поможет:

  1. определить потребность в работниках с определенным уровнем квалификации;
  2. правильно подобрать и расставить кадры;
  3. рационально разделить и организовать процесс труда;
  4. разграничить функции, полномочия и ответственность между сотрудниками.

Что есть в профессиональном стандарте медицинской сестры

Вид профессиональной деятельности. В разделе 1профстандарта медицинской сестры Минтруд определил основную цель профессиональной деятельности. Это создание благоприятных и комфортных условий пребывания пациента в медучреждении.

Трудовая функция. В разделе 2 профстандарта медицинской сестры перечислены обобщенные трудовые функции медперсонала. Их две. Первая —санитарное содержание палат, специализированных кабинетов и так далее. Вторая — оказание медицинских услуг по уходу.

Характеристика обобщенных трудовых функций.

В разделе 3 профстандарта медицинской сестры Минтруд перечислил:

  1. возможные наименования должностей и профессий;
  2. требования к образованию и обучению;
  3. требования к опыту работы;
  4. особые условия допуска к работе;
  5. другие характеристики трудовой функции.

Почему важно указывать должность как в профстандарте медицинской сестры

В должностной инструкции и трудовом договоре вы указываете наименование должности работника. Посмотрите, как она указанав профстандарте медицинской сестры и номенклатуре должностей медработников в приказе Минздрава от 20.12.2012 №1183н.

Обратите внимание! Наименование должности важно, если работа по должности предусматривает гарантии, компенсации и льготы или если есть ограничения. Это следует из статей 57 и 195.3 ТК и пункта 5 письма Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253. Укажите должность как в профстандарте медицинской сестры.

Узнайте, как изменить название должности и сохранить трудовую функцию.

Какие образование и опыт работы требует профстандарт медицинской сестры

Уровень образования и требования к опыту работы профстандарт медицинской сестрыо пределил для каждой трудовой функции. Например, для работы в должности санитара надо иметь среднее общее образование и профессиональное обучение по должности «Санитар». Опыт работы не нужен. Укажите это в должностной инструкции сотрудника.

Чтобы работать младшей медсестрой по уходу за больными, нужно иметь среднее общее образование и профессиональное обучение по должности. Среднее профессиональное образование по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело». Опыт работы профстандарт медицинской сестры не требует.

Какие особые условия допуска к работе установил профстандарт медицинской сестры

По закону медперсонал обязан проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медосмотры. А также внеочередные медосмотры в порядке, который установил Минздравсоцразвития в приказе от 12.04.2011 №302н. Такое требование есть в профстандарте медицинской сестры. Включите это условие в должностную инструкцию.

Какие должностные обязанности перечислены в профстандарте медицинской сестры

В профстандарте медицинской сестры прописаны должностные обязанности для санитара и младшей медицинской сестры по уходу за больными. Это перечень их трудовых действий, необходимых умений и знаний. Для санитара они определены по трем трудовым функциям. Например, для функции «Перемещение и транспортировка материальных объектов и медицинских отходов».

В отличие от санитара стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры казаны только для одной трудовой функции. Это функция «Профессиональный уход за пациентом». Что должна делать младшая медсестра при уходе за пациентом, смотрите в образце должностной инструкции ниже.

Кроме перечня трудовых действий в профстандарте медицинской сестры подробно описаны необходимые ей умения и знания. А также перечислены другие характеристики. Например, что она может планировать свою деятельность исходя из поставленных задач. Впишите это в должностную инструкцию.

В этом году появится новый профстандарт для медицинских сестёр (медбратьев). Что нового в этом профстандарте?

Медсестры, фельдшера, акушерки – самая многочисленная группа медработников в системе Здравоохранения России, которая насчитывает примерно 1,4 миллионов специалистов.

Информация актуальная для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки медработников по направлениям:

Медицинские сестры оказывают доврачебную медицинскую помощь и медицинский уход населению в рамках первичной медико-санитарной помощи, которая является частью медицинской помощи, оказываемой в системе Здравоохранения Российской Федерации. Соответственно профессиональный стандарт медицинской сестры (медицинского брата) ориентирован на такой вид профессиональной деятельности, как доврачебная медицинская помощь и сестринское дело.

Профстандарт для медицинских сестёр

В связи с вступлением в систему аккредитации выпускников учреждений среднего профессионального образования Департамент медицинского образования и кадровой политики принял решение выделить профстандарт медсестер из обобщенного профстандарта»Специалист в области сестринского дела»,

  • «Медицинская сестра», где описываются квалификационные требования к медицинской сестре только с базовым уровнем среднего медицинского образования специалистов среднего звена без предъявления требований к опыту работы.

Также в скором появится профстандарт для фельдшера. Об этом мы расскажем в следующих публикациях.

Квалификационные требования к медицинской сестре в России и за рубежом

В России медсестра относится к специалистам со средним уровнем квалификации. Но тем не менее до сих пор нет единых требований: нормативные документы по-разному трактуют квалификационные характеристики. Другая проблема: не существует чёткого разграничения полномочий медицинской сестры на разных уровнях квалификации и разных участках работы. Например, в нынешних нормативно-правовых документах РФ отсутствует определение сестринского дела, медицинского ухода в отличие от других стран, например, Эстонии, Канады, Швеции, Великобритании и Международного Совета медицинских сестёр.

В Европейском союзе согласно справке Европейской Федерации Ассоциаций Медицинских сестёр (ЕФАМ) принято выделять 4 категории квалификации медицинской сестры:

  • Младшая медсестра,
  • Дипломированная медсестра,
  • Медсестра-специалист, в том числе медсестра-акушерка,
  • Высококвалифицированная практикующая медсестра.

В большей части стран Евросоюза, в Швеции, Финляндии, Канаде дипломированная медицинская сестра общей профиля имеет высшее базовое образование (бакалавриат).

В России наименования и минимальные квалификационные требования сопоставимы с европейскими по первым трём из четырёх категорий квалификации медицинской сестры. Например, уровень образования и квалификации медсестры соответствуют минимальным требованиям Европы. Отличие в том, что в России в качестве основного (базового) образования медсестры (фельдшера, акушерки) выступает среднее профессиональное образование (СПО) специалистов среднего звена.

Другое отличие в том, что медицинская сестра в России может получить дополнительное профессиональное образование по программам переподготовки и повышения квалификации.

Третье отличие, имеется возможность получить высшее образование:

  • Бакалавриат по направлению «Сестринское дело».
  • Магистратура по направлению «Управление сестринской деятельностью».

Нехватка медицинских сестёр

Численность среднего и младшего медицинского персонала в государственных медицинских организациях снижается. По данным Росстата России, в первом квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (первый квартал 2015) количество среднего медицинского персонала уменьшилось на 16 134 человека и составило 1 392 003 (снижение на 1,2%).

Нехватка младших медсестер

Количество младшего медперсонала сократилось на 49 800 (снижение на 8%) и составило 570 278 человек. Количество врачей увеличилось лишь на 93 человека и достигло 572 246.

Причины сокращения численности медсестер

Эксперты отмечают, что основная причина — низкая заработная плата и высокая нагрузка. При этом возникает проблема качества, безопасности и доступности медицинской помощи для населения. Другая причина связана с тем, что появляются новые трудовые функции и трудовые действия, которые связаны с процессами оптимизации труда медицинской сестры в рамках внедрения в здравоохранении современных производственных систем, современных технологий, новых качественных материалов и оборудования.

Помимо этого, согласно пояснительной записке, систему Здравоохранения РФ преследуют следующие проблемы:

  • дефицит педагогических кадров по профессиональному обучению,
  • дисбаланс между спросом и предложением квалифицированных специалистов,
  • недостаточная законодательная и нормативная база,
  • низкая конкурентоспособность работников на рынке труда,
  • отсутствие системы сестринских исследований.

Что даёт появление профстандарта медицинской сестры?

Появление профстандарта для медсестер (медбратьев) — это комплексный документ, который более конкретно и четко, более подробно опишет различные должности и участки работы медицинской сестры, границы ее полномочий, разные уровни квалификации медсестер. Профстандарт установит определённые требования к опыту работы и образованию.

Разработка профстандарта позволит систематизировать и установить требования к трудовым функциям медицинской сестры на разных квалификационных уровнях.

Профстандарт станет объективной основой для формирования программ профессионального образования в области сестринского дела.

Именно профстандарт медсестры предоставляет основы для единой оценки профессиональных квалификаций персонала, вне зависимости от путей их.

Профстандарт: чем должна заниматься медицинская сестра?

Медицинская сестра наделена обобщённой трудовой функцией, которая заключается в оказании доврачебной медицинской помощи и осуществлении сестринского ухода за пациентами.

Эта функция должна выражаться в следующих трудовых действиях:

  • Проведение санитарно-гигиенического воспитания и образования населения и пропаганда здорового образа жизни, профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний
  • Проведение мероприятий по профилактике возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи
  • Участие в оказании медицинской помощи взрослому населению, в том числе в рамках первичной доврачебной медико-санитарной помощи
  • Оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме

Наименования должности медицинской сестры

  • Медицинская сестра
  • медицинская сестра участковая
  • медицинская сестра патронажная
  • медицинская сестра приемного отделения
  • медицинская сестра палатная (постовая)
  • медицинская сестра перевязочной
  • медицинская сестра процедурной
  • медицинская сестра стерилизационной

Требования к уровню профессионального образования медицинских сестер

Базовое образование медсестры

Медсестра или медбрат должны иметь среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело».

Дополнительное профессиональное образование

Специалисты, у которых имеется среднее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», могут пройти профессиональную переподготовку по специальности «Сестринское дело».

Повышение квалификации медсестер

Медсестры и медицинские братья должны осваивать программы повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет в процессе профессиональной деятельности.

Данный профстандарт сейчас проходит общественное обсуждение, после чего будет утвержден Приказом Минтруда. Скачать Профстандарт «Медицинская сестра (медбрат)»

На медицинскую кафедру требуются по совместительству преподаватели и методисты по медицинским направлениям:

  • «Организация здравоохранения»
  • «Сестринское дело в косметологии»
  • «Детская гинекология»

С вопросами по поводу вакансий обращаться в Методический отдел СНТА Хасяновой Гульнаре Анвяровне. Звоните по тел: +7 (495) 247-58-58, доб. 201 (с 9-00 до 18-00 по московскому времени, кроме субботы и воскресения). Или отправьте письмо на адрес электронной почты по адресу g.khasianova@snta.ru

Министерство труда
и социальной защиты

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от 07.11.2017 № 768н

Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья

Регистрационный номер

Общие сведения

I. Общие сведения

Управление организацией здравоохранения

02.022

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности: Обеспечение деятельности организации здравоохранения, направленной на укрепление общественного здоровья и совершенствование управления медицинской организацией

Руководители учреждений, организаций и предприятий

Руководители служб в сфере здравоохранения

Отнесение к видам экономической деятельности:

Деятельность больничных организаций

Медицинская и стоматологическая практика

Деятельность в области медицины прочая

(наименование вида экономической деятельности)

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта