Программа неправильной парковки

Оригинал текста на Йоде
По данным экспертов, на улицах Москвы в любой момент времени находится от 4 до 5,5 миллионов автомобилей. При этом городская инфраструктура — дороги, парковочные места и т.д. — способна без перегрузки вместить максимум миллион. Так что самая привычная картина для Москвы — парковка в два-три ряда, на тротуарах, газонах и пешеходных переходах. Для недовольных этим жителей есть несколько сайтов и мобильных приложений. Йод разобрался, какие из них стоят потраченного времени.
Не нужно быть экспертом-урбанистом, чтобы оценить катастрофическую перегруженность московских дорог и количество машин, припаркованных на тротуарах, газонах, у подъездов и в других не предназначенных для этого местах. Водители мешают пешеходам и нарушают административный кодекс (причем в Москве и Санкт-Петербурге штраф за неправильную парковку в три раза выше, чем в остальной России), но это их не останавливает. В районах Москвы, попавших в зону платной парковки, обычное зрелище — большинство машин стоят с номерами, прикрытыми листком бумаги или вообще со свинченными номерами.
КоАП РФ, СТАТЬЯ 12.19. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОСТАНОВКИ ИЛИ СТОЯНКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ:
2. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. 3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей. 6. Нарушения, предусмотренные частями 3 — 4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влекут наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
Пешеходов это, понятно, раздражает. Бдительные граждане срывают листочки с номеров, чтобы первый же проезжающий паркон (автомобили, которые патрулируют зоны платной парковки и фиксируют нарушения) выписал нарушителю штраф в 2500 рублей. Некоторые оставляют водителям вежливые предупреждения — например, кладут под дворник (или кирпич на капоте) записку с просьбой парковаться, не мешая другим. Особо радикальные или отчаявшиеся пускаются на откровенный вандализм: царапают ключом или гвоздём крылья, обливают трудносмываемой краской и т.д.
Законопослушным же гражданам остается только тихо возмущаться припакованным во все четыре колеса поперек тротуара внедорожником. Правда, можно еще разделить свое возмущение с единомышленниками: для этого есть специальные форумы и сайты типа «Я паркуюсь как мудак». Недавно процесс загрузки фотосвидетельств хамской парковки упростился — вышло сразу несколько мобильных приложений для разных платформ, написанных программистами-любителями. А в августе 2014 года о начале разработки собственного приложения для жалоб на неправильную парковку объявил сам департамент транспорта Москвы. Правда, на сегодняшний день никакой конкретной информации о точной дате его выхода или функционале обнаружить не удалось. Йод протестировал несколько приложений для недовольного пешехода.
Spot
Раньше это приложение было известно как «Скаут». Теперь оно называется Spot, и по всем параметрам это самое рабочее приложение из всех, что нам удалось найти. Функционал простой — вы фотографируете нарушение, указываете место, номер автомобиля и вид нарушения, а программа автоматически отправляет заявку через электронную приемную ГИБДД. Продуманы все мелочи: фото нарушения нельзя выбрать из архива, а только сфотографировать его на месте (чтобы отсечь «мусор» — срок рассмотрения заявки через сайт ГИБДД 30 дней, и чем оперативнее отправлена заявка, тем выше шанс на ее удачную обработку), в заявку не попадают личные данные заявителя, есть возможность отслеживать ход рассмотрения заявки. Приложение регулярно обновляется, есть версии и для iOS, и для Android. Активных пользователей — около полутора тысяч в месяц. По словам разработчиков, эффективность рассмотрения заявок, сделанных через Spot — то есть количество выписанных ГИБДД штрафов — в среднем 22-23%. Поскольку сравнивать практически не с чем, будем считать, что это высокий результат.
Евгений Левитин, РАЗРАБОТЧИК SPOT:

«Главная проблема для пользователей — это ГИБДД, особенно в Москве. Они не хотят идти навстречу пользователям и вообще заявителям. Особенно не любят тех, кто пользуется электронной приемной — заставляют приходить к ним и писать заявление от руки. Например, в Восточном округе любят прислать письмо с вызовом, и на то же время вызывают и собственника автомобиля-нарушителя.

Через Spot приходят жалобы не только из Москвы и Питера. Основная активность заметна в крупных городах — Екатеринбург, Новосибирск, Уфа. А недавно мы заметили, что гораздо качественнее отрабатывает наши заявки ГИБДД в небольших городах типа Владимира — там очень высокая эффективность по сравнению с другими городами. Почти все нарушители выявлены и привлечены».
Роспарковка

Второй инструмент, имеющий хоть какое-то практическое применение в виде последствий для нарушителей. Как и в других случаях, пользователю нужно сфотографировать нарушение (желательно с нескольких ракурсов), указать дату, адрес и марку автомобиля и нажать кнопку «Отправить». А дальше приложение генерирует по шаблону запрос в электронную приемную ГИБДД, вставляя нужные данные.

Но на отправке фото борьба с хамской парковкой отнюдь не заканчивается. Дальше происходит следующее: по адресу, который вы указали в настройках программы, приходит приглашение от ГИБДД явиться свидетелем в такой-то отдел по делу такому-то. В отделе вас встретит хмурый капитан и с плохо скрываемым раздражением начнет обьяснять, как вы отвлекаете дорожную инспекцию от важных дел («Мы вместо того, чтобы ездить на аварии с трупами, должны с вашими бумажками возиться»). Потом вам расскажут, что объяснительную придется всё равно писать от руки и по каждой жалобе отдельно. Так что если у вас был урожайный проход по переулкам Остоженки или Большой Ордынки, готовьтесь к долгой и нудной писанине. В конце капитан расскажет вам, что на этом ваши права и обязанности как свидетеля заканчиваются, и о дальнейшем ходе возбужденных (если до этого все-таки дойдет) дел вас никто извещать не обязан. Впрочем, если вы настроены решительно, и вам попадётся понимающий сотрудник, можете попросить у него форму объяснительной, размножить и заполнить заранее по каждой загрузке жалобы через приложение.

Правда, судя по всему, разработчики «Роспарковки» потеряли интерес к приложению. Последняя версия для iOS вышла в феврале, многочисленные глюки не исправлены, а твиттер проекта не обновлялся с прошлого года.
Авточмо
На данный момент самый активный проект, существующий, правда, разве что ради удовлетворения авторов и участников — функции отправки жалобы в ГИБДД нет. В день на сайте публикуется по несколько десятков фото и видео от пользователей, на которых видна вся гамма автодорожного хамства: парковка в два-три ряда, на тротуарах, полностью перегораживая проход, на переходах, в том числе прямо на рельефной плитке для слабовидящих. Свидетельства приходят в основном из Москвы, но активны и регионы, особенно почему-то, судя по обилию номерных знаков с цифрой 58, Пензенская область. Выразить свое отношение к героям фото и видео можно, поставив — или + (если вы не согласны с определением водителя, вынесенным в название сайта), в комментариях или в оффлайне. Для этого можно распечатать наклейку с -кодом, чтобы герой вашего донесения смог узнать, что о нем думают пользователи сайта. Приложение есть только в версии для iOS.
The Village — Парковки
Проект интернет-издания The Village дошел почти до финишной прямой. Вышло приложение для iOS и Android, запустился красивый сайт, западные издания типа Bloomberg Businessweek и TopGear написали восторженные рецензии — и на этом, похоже, всё закончилось. Если верить сайту проекта, загруженные через приложение данные о парковочном хамстве должны выскакивать в виде назойливого баннера на сайте The Village (вроде бы точно так же, как неправильно припаркованные автомобили появляются на тротуаре). После чего неравнодушный пользователь может ославить нарушителя в соцсетях, а равнодушный просто закроет баннер. Но ничего подобного на сайте The Village обнаружить не удалось.
Сердитый гражданин

Проекты такого рода по-английски обозначаются аббревиатурой GONGO — «организованная государством негосударственная организация». Языколомный оксюморон, но суть отражает довольно точно. Хотя сайт проекта всячески подчеркивает его независимость и «органичность», его создатель, Дмитрий Кох до недавнего времени занимал верхние строчки в иерархии прокремлевского движения «Наши» и Федерального агентства по делам молодежи под руководством Василия Якеменко. Сайт вроде бы выступает посредником между гражданами и властями, помогая первым донести свои жалобы до последних. Через сайт можно пожаловаться на самые разные проблемы, начиная с неправильной парковки и заканчивая задержкой зарплаты. Сайт красивый, есть приложение (правда, тоже только для iOS), но его эффективность в случае с неправильной парковкой оценить не удалось — никакого ответа на жалобу через приложения не пришло, а лента жалоб забита спамом.
Правда, даже с помощью даже самого функционального приложения невозможно решить проблему, например, захвата городской территории под парковку ведомственных машин. В таком случае надежда только на отчаянных активистов, которые берут дело — и оранжевые конусы незаконных парковок для чиновников — в свои руки.
Алексей Ковалев
Читайте нас в Твиттере, ВКонтакте, Фесбуке