Проводка транспортные расходы

О прямых и косвенных расходах производства в бухгалтерском и налоговом учете мы писали в номере 5, стр. 6 «БУХ.1С» за 2016 год. В этой статье речь пойдет о расходах на продажу продукции (товаров, работ, услуг). Как учитываются транспортные расходы в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0? Отвечают эксперты 1С.

Итак, продукция выпущена, определены прямые и косвенные расходы производства. Но предприятие продолжает нести расходы, теперь уже связанные с продажей произведенной продукции. Такие расходы называются коммерческими расходами или расходами на продажу. Для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции (товаров, работ, услуг) предназначен счет 44 «Расходы на продажу» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность, в составе коммерческих расходов учитывают, в частности, расходы:

  • на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
  • доставку и погрузку продукции;
  • оплату услуг посреднических организаций, через которые реализовывалась готовая продукция;
  • содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи;
  • оплату труда продавцов;
  • упаковку готовой продукции;
  • рекламу готовой продукции;
  • представительские расходы;
  • командировки сотрудников отдела сбыта;
  • другие, аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, в составе расходов, связанных приобретением и продажей товаров, могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения):

  • на перевозку товаров;
  • на оплату труда;
  • на аренду;
  • на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
  • по хранению и подработке товаров;
  • на рекламу;
  • на представительские расходы;
  • другие, аналогичные по назначению расходы.

Если организация занимается исключительно торговыми операциями, то все управленческие расходы можно считать связанными с куплей-продажей товаров, и поэтому учитывать такие расходы в бухгалтерском учете также следует на счете 44. Счет 26 «Общехозяйственные расходы» организация будет задействовать только в том случае, если начнет осуществлять другие виды деятельности, связанные с производственным процессом.

Накопленные на счете 44 суммы могут списываться полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании производственные предприятия распределяют расходы на упаковку и транспортировку между видами отгруженной продукции, а торговые организации распределяют расходы на транспортировку между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.

Все остальные расходы на продажу ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

Что касается налогового учета, то как правило, все коммерческие расходы (за исключением транспортных) признаются косвенными и уменьшают налогооблагаемую прибыль в момент признания расходов. В то же время, согласно требованиям главы 25 НК РФ для некоторых коммерческих расходов, принимаемых для целей налогообложения, предусмотрены ограничения их предельной величины (представительские расходы, расходы на рекламу, расходы при реализации продукции СМИ и книжной продукции и т. д.).

Учет транспортно-заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т. ч. готовой продукции и товаров, в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания по МПЗ).

К ТЗР, например, могут относиться:

  • оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
  • оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
  • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
  • плата за временное хранение грузов;
  • другие расходы.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).

В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).

Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:

  • в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);
  • на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.

Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Для того чтобы определить сумму транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, рассчитываются следующие показатели:

1. Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

2. Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца.

3. Средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п. 2 ст. 320 НК РФ).

4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями статьи 320 НК РФ в показатель «товары на складе» должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло к налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-03-09/70).

При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределения транспортных расходов по видам товаров статья 320 НК РФ не предусматривает (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/4/98).

Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать один из двух вариантов учета транспортных расходов и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения прибыли:

  • включить транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в стоимость этих товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ). При таком варианте учета транспортные расходы списываются вместе с реализуемым товаром;
  • учитывать транспортные расходы отдельно. В этом случае транспортные расходы все равно считаются прямыми и подлежат распределению в пропорции между реализованными товарами и товарами на складе (абз. 3 ст. 320 НК РФ).

Согласно статье 320 НК РФ порядок формирования стоимости приобретения товаров применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)

В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 сумму транспортных расходов по приобретенным товарам можно учесть двумя способами:

  • включить в стоимость товаров (например, с помощью документа Поступление доп. расходов);
  • включить в состав расходов на продажу (счет 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность»). При закрытии месяца, с помощью регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» выполняется списание суммы транспортных расходов в части реализованных товаров на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения». Необходимым условием для автоматического расчета суммы списания является выбор значения реквизита Вида расходов (НУ) как Транспортные расходы при поступлении услуг.

Для учета транспортных расходов никаких специальных настроек регистра сведений Учетная политика выполнять не требуется.

Рассмотрим пример, в котором организация учитывает транспортные расходы в составе издержек обращения. Для упрощения восприятия все суммы в примере указаны без учета НДС.

Пример 1

Организация ООО «Новый интерьер» (применяет ОСНО, метод начисления, положения ПБУ 18/02). Одним из видов деятельности ООО «Новый интерьер» является оптовая торговля. Начиная с 2016 года, согласно учетной политике организации, стоимость транспортных расходов не включается в фактическую стоимость товаров, а относится на издержки обращения. На начало 2016 года остатка транспортных расходов нет, а на складе имеется остаток товаров на сумму 80 000,00 руб.

В январе 2016 года ООО «Новый интерьер» были осуществлены следующие хозяйственные операции:

  • приобретены товары у поставщика — 120 000, руб.;
  • товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 20 000,00 руб.;
  • покупателям реализованы товары, их себестоимость — 92 000,00 руб.;
  • покупателям отгружены товары без перехода права собственности, их себестоимость — 12 000,00 руб.

В феврале 2016 года ООО «Новый интерьер» осуществило следующие хозяйственные операции:

  • приобретены товары у поставщика — 80 000, руб.;
  • товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 11 760,00 руб.;
  • покупателям реализованы товары (с учетом отгруженных в январе без перехода права собственности), их общая себестоимость — 72 000, 00 руб.

Операции по поступлению товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Покупки). В результате проведения документов вида Поступление товаров формируются проводки:

Дебет 41.01 Кредит 60.01 — на стоимость товара без НДС; Дебет 19.03 Кредит 60.01 — на сумму НДС по поступившему товару.

Операции по поступлению услуг по доставке приобретенных товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (рис. 1).

Рис. 1. Поступление услуг по доставке товаров

При заполнении табличной части документа особое внимание следует обратить на заполнение поля Счета учета. Для автоматического расчета суммы списания транспортные расходы необходимо учитывать по статье затрат с видом расхода Транспортные расходы (рис. 2). Значение вида расхода выбирается из предопределенного списка Виды расходов (НУ).

Рис. 2. Выбор статьи затрат для учета транспортных расходов

В результате проведения документа Поступление услуг будут сформированы проводки:

Дебет 44.01 Кредит 60.01 — на стоимость транспортных услуг без НДС; Дебет 19.04 Кредит 60.01 — на сумму НДС по транспортным услугам.

Если доставка осуществляется силами поставщика товаров, то операции по поступлению товаров и транспортных услуг можно регистрировать в одном документе Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары, услуги, комиссия.

Напоминаем, что в учетной системе реализация товаров в оптовой торговле регистрируется документом Реализация (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Продажи). Документ можно создать на основании документа Поступление (акт, накладная). В результате проведения документа Реализация (акт, накладная) будут сформированы проводки:

Дебет 90.02.1 Кредит 41.01 — на себестоимость реализованного товара; Дебет 62.01 Кредит 90.01.1 — на сумму выручки от реализации товара; Дебет 90.03 Кредит 68.02 — на сумму НДС, начисленного с выручки от реализации товара.

Чтобы операции по отгрузке товаров без перехода права собственности были доступны пользователю, необходимо включить соответствующую функциональность программы (раздел Главное). На закладке Торговля должен быть установлен флаг Отгрузка без перехода права собственности. Чтобы у пользователя была возможность начислять НДС по отгрузке без перехода права собственности, нужно установить одноименный флаг в регистре сведений Учетная политика на закладке НДС.

Для отражения операций по отгрузке товара без перехода права собственности нужно использовать документ Реализация (акт, накладная) с видом операции Отгрузка без перехода права собственности. В результате проведения документа будут сформированы проводки:

Дебет 45.01 Кредит 41.01 — на себестоимость отгруженного товара; Дебет 76.ОТ Кредит 68.02 — на сумму НДС, начисленного при отгрузке товара.

Субсчет 76.ОТ «НДС, начисленный по отгрузке» предназначен для обобщения информации о расчетах по суммам налога на добавленную стоимость, начисленных по факту отгрузки без перехода права собственности.

После того как все хозяйственные операции в январе 2016 года отражены в учетной системе, сформируем оборотно-сальдовые ведомости по счетам 41.01 «Товары на складах» и 45.01 «Товары отгруженные» и посмотрим остатки товаров на конец января. Конечное сальдо по счету 41.01 составляет 96 000, 00 руб., а конечное сальдо по счету 45.01 составляет 12 000,00 руб.

Теперь можно рассчитать сумму транспортных расходов, которая спишется на издержки обращения. Для автоматического списания прямых расходов по товарам, проданным в течение месяца, предназначена регламентная операция с видом Закрытие счета 44 «Издержки обращения». Эта регламентная операция включена в обработку Закрытие месяца (раздел Операции).

В результате проведения операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» часть транспортных расходов, учтенных на счете 44.01, списывается на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения».

Рассмотрим подробно, каким образом в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 выполняется расчет в соответствии со статьей 320 НК РФ:

  • сумма прямых расходов на начало января и сумма прямых расходов, осуществленных в январе, составляет 20 000,00 руб. (0,00 руб. + 20 000,00 руб.);
  • стоимость приобретения товаров, реализованных в январе, и стоимость приобретения остатка товаров на конец января составляет 200 000,00 руб. (92 000,00 руб. + 96 000,00 руб. + 12 000,00 руб.);
  • рассчитывается средний процент как отношение прямых расходов к стоимости приобретения реализованных товаров с учетом остатка на конец января: 20 000,00 руб. / 200 000,00 руб. х 100 = 10,00 %;
  • сумма прямых расходов, приходящаяся на реализованные в январе товары, составляет 9 200,00 руб. (92 000,00 руб. х 10,00 %);
  • сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, составляет 10 800,00 руб. (108 000,00 руб. х 10,00 %).

Расшифровку расчета транспортных расходов за январь можно посмотреть в отчете Справка-расчет транспортных расходов (рис. 3).

Сальдо на конец января по счету 44.01 соответствует остатку ТЗР, указанному в справке-расчете (10 800,00 руб.). Транспортные расходы списываются одинаково и в бухгалтерском, и в налоговом учете, поэтому разниц не возникает.

В феврале ООО «Новый интерьер» продолжает осуществлять покупку и продажу товаров. Реализован и товар, отгруженный без перехода права собственности. Эта операция выполняется документом Реализация отгруженных товаров (раздел Продажи). В результате проведения документа сформируются бухгалтерские проводки:

Дебет 90.02.1 Кредит 45.01 — на себестоимость реализованного товара; Дебет 62.01 Кредит 90.01.1 — на сумму выручки от реализации товара; Дебет 90.03 Кредит 76.ОТ — на сумму НДС, начисленного с выручки от реализации товара.

Сальдо на конец февраля по счету 41.01 составляет 116 000, 00 руб., а счет 45.01 остатка на конец февраля не имеет.

Рассмотрим теперь, каким образом выполняется расчет списания ТЗР в феврале при выполнении регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения»:

  • сумма прямых расходов на начало февраля и сумма прямых расходов, осуществленных в феврале, составляет 22 560,00 руб. (10 800,00 руб. + 11 760,00 руб.);
  • стоимость приобретения товаров, реализованных в феврале, и стоимость приобретения остатка товаров на конец февраля составляет 188 000,00 руб. (72 000,00 руб. + 116 000,00 руб.);
  • рассчитывается средний процент как отношение прямых расходов к стоимости приобретения реализованных товаров с учетом остатка на конец февраля: 22 560,00 руб. / 188 000,00 руб. х 100 = 12,00 %;
  • сумма прямых расходов, приходящаяся на реализованные в феврале товары, составляет 8 640,00 руб. (72 000,00 руб. х 12,00 %);
  • сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, составляет 13 920,00 руб. (116 000,00 руб. х 12,00 %).

Расшифровку расчета транспортных расходов за февраль можно посмотреть в отчете Справка-расчет транспортных расходов (см. рис. 3).

Рис. 3. Справка-расчет транспортных расходов за январь-февраль

При этом не образуется разниц между данными бухгалтерского и налогового учета.

Сформируем и автоматически заполним налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за I квартал 2016 года (условно считаем, что оборотов в марте нет). На рисунке 4 представлены строки 010-040 Приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@). Отраженная по строке 020 сумма прямых расходов налогоплательщика, осуществляющего оптовую торговлю, составляет 181 840 руб.

Рис. 4. Фрагмент Приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль

Кнопка Расшифровать позволяет получить расшифровку значения, указанного в выделенной строке. В строку 020 попадает:

  • отраженная по сроке 030 стоимость реализованных покупных товаров (164 000 руб.);
  • оборот по дебету счета 90.07 по данным налогового учета в корреспонденции со счетами затрат по статьям вида Транспортные расходы (17 840 руб.).

Двойным кликом мыши по строкам, указанным в расшифровке, можно получить детализированный отчет (обороты счета) данных налогового учета по объектам аналитики.

Используя настройки отчета для сравнения можно подключить и данные бухгалтерского учета, а также сведения о постоянных и временных разницах.

ИС 1С:ИТС

Подробнее см. в «Справочнике хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8» в разделе «Бухгалтерский и налоговый учет»:

  • об учете транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) в составе расходов на продажу ;
  • об учете транспортно-заготовительных расходов при смене учетной политики.

Учет расходов на доставку товара покупателю будет зависеть от того, на каких условиях осуществляется доставка. Если продавец доставляет товары через транспортную компанию, а стоимость доставки включена в стоимость товара, расходы отражаются проводкой:

  • Дт. 44 «Расходы на продажу» – Кт. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») – отражена стоимость оказанных услуг по доставке товара покупателю

Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей товаров. К таким расходам относятся, в частности, затраты на погрузку и перевозку товаров (см. Инструкцию по применению Плана счетов).

Если стоимость доставки включена в стоимость товара, то расходы на такую доставку относятся к предпродажным расходам. Соответственно, такие затраты можно провести по счету 44. Эту же проводку следует сделать, если товар доставляется работником организации на служебном автомобиле.

Если продавец доставляет товары через транспортную компанию, а стоимость доставки оплачивается покупателем отдельно, то расходы на доставку отражаются проводкой:

  • Дт. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – Кт. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») – отражена стоимость оказанных услуг по доставке товара покупателю

Если покупатель оплачивает товары отдельно, а доставку отдельно, то, по сути, продавец не только продает покупателю товар, но и оказывает услуги по его перевозке. В данном случае расходы на доставку сначала отражаются на счете 62. После оплаты товара покупателем и расчета с транспортной компанией продавцу следует сделать проводки:

  • Дт. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») – Кт. 51 «Расчетные счета» – оплачены услуги транспортной организации по доставке товара
  • Дт. 51 «Расчетные счета» – Кт. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – товар и доставка оплачены покупателем

Важно! В статье рассмотрен порядок списания материалов, предусмотренный ПБУ 5/01. С 01.01.2021 оно утрачивает силу, а правила учета регулируются новым ФСБУ 5/2019 «Запасы». Некоторые учетные правила изменены существенно. Перестроить учет МПЗ вам поможет аналитический Обзор от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.

Понятие и виды транспортных расходов

Большинство компаний, занятых производственной или торговой деятельностью, пользуются услугами транспортных компаний или имеют собственный автопарк. При покупке активов организация также несет другие сопутствующие издержки, которые вместе с затратами на доставку образуют транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

Каждая компания обязана внести и утвердить в учетной политике перечень расходов, которые следует впоследствии относить к ТЗР. До 2021 года для этого нужно использовать НПА из следующего списка:

  1. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н).

В п. 6 этого документа приведены затраты, связанные с заготовкой и доставкой МПЗ до места их использования. Это:

  • затраты, связанные с заготовкой и доставкой;
  • затраты, связанные с содержанием персонала предприятия, занятого заготовкой и хранением;
  • услуги по транспортировке МПЗ до места их использования;
  • проценты, начисляемые в рамках займов от партнеров по бизнесу;
  • проценты, начисленные в рамках кредитов на приобретение МПЗ при условии, что эти проценты сформированы до момента учета МПЗ.
  1. Методические указания по учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

В п. 70 методических указаний содержится перечень ТЗР, которые можно причислять к приобретению материалов. В этот список включены следующие виды расходов:

  • по погрузке и транспортировке, если они оплачиваются вне основной стоимости материалов;
  • на оплату труда, социальные взносы и командировки работников, занятых заготовкой и хранением материалов;
  • по содержанию реально использующихся складских помещений;
  • по оплате услуг посреднических компаний и индивидуальных предпринимателей;
  • по оплате услуг хранения до того момента, когда МПЗ прибудут к покупателю;
  • по процентам, начисленным в рамках кредитов на приобретение МПЗ, если эти проценты начислены до момента учета МПЗ;
  • по суммам потерь в пути, если их размер находится в пределах нормативов на естественную убыль;
  • прочие расходы.
  1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

В классификаторе есть раздел «Транспортировка и хранение», в нем приводится список транспортных услуг, на который следует ориентироваться. Дело в том, что НК РФ не содержит формулировки, что относится к такому виду расходов. Поэтому при организации бухгалтерского и налогового учета нужно создать и утвердить в учетной политике идентичный перечень транспортных услуг.

Следует учесть, что для бухучета большое значение имеет вид ТЗР. А именно:

  • ТЗР, обусловленные приобретением материалов;
  • ТЗР, обусловленные приобретением товаров:
    • в торговой компании;
    • неторговой компании;
  • ТЗР, обусловленные реализацией готовой продукции либо товаров.

Отметим особенности бухучета для каждого вида.

ТЗР при покупке материалов

ПБУ 5/01 определяет, что ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов (пп. 6, 11). Пунктом 83 методических указаний допускается использование трех способов записи ТЗР в условиях покупок. Компании предписано выбрать один из указанных ниже способов и внести его в учетную политику предприятия.

  1. Для отражения используется 15-й счет «Заготовление и приобретение материалов».

Кроме упомянутого 15-го счета при данном способе и при применении учетных цен используется и 16-й счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учетные цены могут быть взяты из следующих категорий:

  • договорные цены (при этом в них не должны быть учтены сопутствующие затраты на заготовку и доставку);
  • цены, действовавшие в прошлых периодах;
  • запланированные цены;
  • средние цены, действующие по определенной группе МПЗ.

Для того чтобы показать, какие записи делаются при приходе и списании материалов, составим следующую таблицу:

Суть записи

Дт

Кт

Записываем стоимость полученных материалов на основании поступивших первичных документов от партнера (по ценам приобретения)

60, 71, 76

Записываем ТЗР на основании полученных от поставщика первичных документов (п. 85 методических указаний)

60, 71, 76

Приходуем материалы, используя учетные цены

Списываем сумму, образовавшуюся в виде положительной разницы между фактической ценой и учетной

Если образовалась отрицательная разница, то запись будет обратная

Делаем запись по списанию материалов в производство, используя учетную цену

20, 23

Записываем разницу между фактической и учетной стоимостью переданных покупателю МПЗ, если эта разница положительна. В противном случае аналогичная проводка сторнируется.

20, 23

При формировании приведенной таблицы были использованы, кроме уже описываемых, следующие счета:

  • 10-й — «Материалы»;
  • 20-й — «Основное производство»;
  • 23-й — «Вспомогательные производства»;
  • 60-й — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 71-й — «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 76-й — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В пункте 87 методических указаний приведены формулы, по которым ведется расчет процента списания ценовых отклонений. Порядок расчета следующий:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,

где

К — размер отклонения в процентах;

Откл0 — размер отклонения в начале месяца (остаток);

Откл1 — размер отклонения, накопленного в течение месяца;

М0 — объем материалов в начале месяца в учетных ценах;

М1 — объем поступивших материалов в течение месяца в учетных ценах.

Откл2 = К × М2,

где

Откл2 — размер отклонений, которые можно списать на расходы;

М2 — объем материалов в учетных ценах, который списан на расходы.

  1. Для отражения используется специальный субсчет на 10-м счете «Материалы».

Для таких обстоятельств приведем следующую табличную форму по записям:

Суть записи

Дт

Кт

Отражаем стоимость материалов по ценам приобретения на основании первичных документов от партнера

60, 71, 76

Отражаем ТЗР на основании первичных документов от партнера (п. 85 методических указаний)

10, субсчет «ТЗР»

60, 71, 76

Списываем материалы в производство

20, 23

Списываем ТЗР пропорционально стоимости материалов, образовавшееся в конце месяца

20, 23

10, субсчет «ТЗР»

Указанные выше формулы могут применяться и в этом случае. При этом выбранный расчетный метод следует утвердить в учетной политике.

  1. ТЗР напрямую включаются в фактическую стоимость материалов.

Данный способ доступен лишь тем компаниям, у которых перечень используемых материалов невелик и есть группы материалов, которые занимают превалирующий объем в общем их количестве. Иначе говоря, если ТЗР приходятся на такие запасы, то такие расходы войдут в стоимость единицы материала.

Также информацию по учету материалов ищите в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

Как учитывать транспортные расходы в налоговом учете, смотрите в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

ТЗР при покупке товаров

Когда ведется закупка товаров, соответствующие случаю транспортные расходы могут учитываться тоже разными способами, которые зависят от того, какой деятельностью занимается компания.

Так, торговым компаниям, разрешается выбрать способ учета из следующего перечня:

  1. ТЗР включены в себестоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01): Дт 41, субсчет «ТЗР» Кт 60.

Если для учета товаров используют 15-й счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей», то запись будет такова: Дт 15 Кт 60.

  1. ТЗР включены в расходы на реализацию товаров (п. 13 ПБУ 5/01), при этом такие расходы:
  • разбрасываются между теми товарами, которые реализованы, и теми, которые остались на складе (в описании счета 44, план счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н),
  • списываются на себестоимость в полной мере: Дт 44 Кт 60.

По окончании месяца обусловленные продажей расходы можно списать на себестоимость. Запись при этом будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт 44.

Выбранный способ учета следует обязательно внести в учетную политику предприятия.

В приведенных выше записях в дополнение к уже упоминавшимся приведены следующие счета:

  • 02-й — «Амортизация»,
  • 41-й — «Товары»,
  • 44-й — «Расходы на продажу»,
  • 70-й — «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
  • 69-й — «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
  • 90-й — «Продажи».

Если используется частичное списание, то в учетную политику надо будет внести метод, который будет применять компания при разделении ТЗР между реализованными товарами и теми, которые остались храниться на складе. Нормативные акты не содержат рекомендаций, какой метод выбирать в разных обстоятельствах. То есть компании вольны его выбирать сами.

Однако можно сориентироваться с помощью формулы, приведенной в ст. 320 НК РФ:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

где

К — средний процент ТЗР, которые пришлись на товарные остатки на конец месяца;

ТР0 — затраты на транспорт, которые соответствуют нереализованным товарным остаткам на начало месяца;

ТР1 — затраты на транспорт, понесенные в текущем месяце;

Т1 — стоимость товаров, которые уже куплены и проданы в текущем месяце;

Т2 — стоимость товаров, которые куплены, но не проданы на конец месяца.

ТР2 = К × Т2,

где

ТР2 — затраты на транспорт, которые пришлись на нереализованные товарные остатки на конец месяца;

Т2 — стоимость товаров, которые уже приобретены, но не проданы на конец месяца.

Неторговые организации вправе учесть транспортные расходы в качестве расходов на реализацию. Такое определение содержится в п. 227 методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. Неторговыми организациями следует считать те компании, которые кроме торговых операций осуществляют другие виды экономической деятельности.

Компании, входящие в данную категорию, вправе выбирать, следует ли разбрасывать затраты между себестоимостью уже реализованных товаров и товарных остатков. Однако на этот счет есть и некоторые рекомендации, содержащиеся в п. 228 методических указаний. Распределять расходы предлагается, если:

  • ТЗР превышают 10% от размера выручки от реализации,
  • ТЗР в течение года неравномерны.

Кроме того, ТЗР учитываются и в фактической стоимости приобретенных основных средств, о чем читайте в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».

Транспортные расходы при продаже товаров или готовой продукции

Возможны следующие варианты учета расходов на доставку:

  1. Если цена доставки входит в стоимость товара.

Такой вариант чаще всего имеет место, когда товар по договору доставляется поставщиком до склада покупателя и в первичных документах цена доставки не выделяется отдельно.

Транспортные затраты в приведенных обстоятельствах — это расходы на продажу. Запись соответствующей транзакции в бухучете будет такова: Дт 44 Кт 60, 76.

Такие расходы в конце месяца следует списать на себестоимость в полной мере. Запись будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт44.

  1. Цена доставки приведена отдельно от стоимости товара.

Если в договоре на приобретение товара цена доставки выделена, это означает, что поставщик намерен получить оплату за доставку отдельно. В таком случае имеет место выручка за транспортные услуги. Затраты, связанные с доставкой, надо отразить следующей записью: Дт 23 Кт 02, 10, 70, 69.

Последующее списание расходов: Дт 90, субсчет «Себестоимость транспортных услуг» Кт 23.

Итоги

Организация для учета транспортных расходов должна использовать тот способ, который оптимально соответствует ее виду деятельности. Он закрепляется в учетной политике, и продуманный выбор поможет до минимума сократить время, затрачиваемое на расчеты разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Е. Н. Дубинянская, руководитель Отдела Аудита и Финансов,
Партнер Объединенной Консалтинговой Группы

В настоящее время удельный вес расходов на логистику для большинства дистрибьюторских компаний, а также производственных и торговых компаний становится весьма существенным. Давайте разберемся, как правильно учитывать такие расходы и как признавать их в целях налогообложения. Но для начала необходимо все-таки понять, какие расходы мы можем называть «расходами на логистику»?

Логистика как хозяйственная деятельность — это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в хозяйственном обороте, а также связанной с этими операциями информацией.

В наиболее общем виде логистические расходы отдельного предприятия состоят из:

1) расходов на транспортировку, экспедирование, грузообработку, а также складских расходов при поставке товаров и/или продукции;

2) издержек сбытовой сети, в том числе расходы на транспортировку товаров и продукции до покупателей, расходы на грузообработку при сбыте, затраты на страхование, таможенные расходы при экспорте, издержки функционирования дилерской торговой сети.

Учет расходов на логистику при закупке товарно-материальных ценностей.

При учете затрат, связанных с закупкой ТМЦ, необходимо руководствоваться следующими документами:

— Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н;

— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н;

— Методическими рекомендациями по учету и оформлению приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.1996 № 1-794/32-5;

— Налоговым кодексом РФ (часть вторая).

Вышеуказанные документы дают право бухгалтеру учитывать затраты на логистические услуги, в частности, транспортные и заготовительные расходы, в стоимости приобретения ТМЦ или в ряде случаев относить их на текущие расходы. Выбранный с учетом специфики деятельности организации способ учета таких затрат закрепляется учетной политикой для целей бухгалтерского и налогового учета.

При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 320 НК РФ порядок формирования стоимости приобретения товаров, определенный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Напомним также, что транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) включают расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, расходы на транспортировку, командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой ТМЦ, плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях и др.

Примерная номенклатура ТЗР представлена в Приложении 2 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Рассмотрим учет логистических расходов на примере торговой организации.

Если в соответствии с учетной политикой затраты на логистические услуги включаются в стоимость товаров, то они учитываются на счете 41 «Товары» вместе с договорной ценой товара. Если же учетной политикой предусмотрено их отнесение на расходы текущего периода, то они учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» в составе издержек обращения (расходов на продажу).

Рассмотрим оба метода учета расходов на логистику на примере расходов на транспортировку.

Пример 1. Расходы на логистику включаем в стоимость товара и учитываем на счете 41.

Организация приобрела партию товара на сумму 2 381 500 руб. Доставка этой партии обошлась организации в 45 000 руб. Транспортные расходы организация распределяет пропорционально стоимости приобретенных товаров.

Стоимость доставки распределяется следующим образом:

Общая
стоимость
товара
без
учета
доставки,
руб.

Транспортные
расходы в
целом, руб.

Вид
товара

Цена
товара
без учета
доставки,
руб.

Количество
товара

Стоимость
по видам
товаров
без учета
доставки,
руб.
(ст. 4 x
ст. 5)

Транспортные
расходы по
видам
товаров,
руб.
(ст. 2 /
ст. 1 x
ст. 6)

Цена
товара с
учетом
доставки,
руб.
(ст. 6 +
ст. 7 /
ст. 5)

2 381 500

45 000

Кофеварка

8 200

984 000

18 593

8 355

Стиральная машина

21 000

1 260 000

23 809

21 396,82

Тостер

5 500

137 500

2 598

5 603,92

В бухгалтерском учете приобретенный товар с учетом транспортных расходов будет отражен следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету товары

Счет 41 «Товары»/
субконто Кофеварка

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками»

1 002 593

Счет 41 «Товары»/
субконто Стиральная машина

1 283 809

Счет 41 «Товары»/
субконто Тостер

140 098

Пример 2. Затраты на логистику относятся на расходы текущего месяца и учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

В бухгалтерском учете такие расходы отражаются на счете 44 проводкой:

Дебет счета 44 «Расходы на продажу» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 45 000 руб. (примем допущение, что перевозчик не предъявил организации НДС в составе платы за услуги по доставке товара).

А как учесть такие расходы в налоговом учете?

Отнести расходы по доставке к косвенным (в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 318 НК РФ) в данном случае нет возможности, поскольку для расходов по торговым операциям Кодексом установлен особый порядок. При учете расходов на логистику их придется распределять между проданными и непроданными товарами, применяя алгоритм расчета, который предлагает ст. 320 НК РФ, — по среднему проценту за текущий месяц с учетом не реализованных на начало месяца товарных остатков.

Остаток на
01.07.2013, руб.

В июле 2013 г., руб.

Остаток на
01.08.2013,
стоимость
товара, руб.
(ст. 1 +
ст. 3 —
ст. 4)

Стоимость
товара

Расходы
на
логистику

Стоимость
приобретенного
товара

Стоимость
реализованного
товара

Расходы
на
логистику

130 000

50 000

1 250 000

580 000

85 000

800 000

Алгоритм расчета выглядит так:

Рассчитаем общую сумму расходов на логистику по остатку товара на 01.07 и по товарам, приобретенным в июле:

50 000 руб. + 85 000 руб. = 135 000 руб.

Затем определим общую стоимость проданных в июле товаров и остатка товаров на конец месяца: 580 000 руб. + 800 000 руб. = 1 380 000 руб.

Рассчитаем средний процент: 130 000 руб. / 1 380 000 руб. x 100% = 9,42%.

Определим сумму расходов на доставку, которая приходится на не реализованные на конец июля товары: 800 000 руб. x 9,42% = 75 360 руб.

И последним шагом можно определить сумму расходов на логистику, которая приходится на проданные в июле товары и уменьшает налогооблагаемую прибыль организации за этот месяц: 135 000 руб. – 75 360 руб. = 59 640 руб.

Принимая во внимание, что для бухгалтерского учета сам порядок исчисления суммы транспортных расходов, приходящейся на остаток товаров, в нормативных документах четко не определен, логичным кажется подход, состоящий в том, чтобы в учетной политике утвердить такой же порядок списания транспортных расходов, как и в налоговом учете.

В этом случае в бухгалтерском учете приобретение и списание товара, а также транспортных расходов будет выглядеть следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

При поступлении товара

Приняты к учету товары

41 «Товары»

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками»

1 250 000

Отражены расходы на
логистику за месяц

44 «Расходы на
продажу»

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками»

85 000

При реализации товара

Списаны проданные за
месяц товары

90-2 «Себестоимость
продаж»

41 «Товары»

580 000

Списаны расходы на
логистику в части
проданных товаров в
июле

90-2 «Себестоимость
продаж»

44 «Расходы на
продажу»

59 640

Стоит отметить, что с точки зрения налогового учета выбранный способ учета логистических расходов может существенно влиять на показатель налогооблагаемой прибыли. Именно поэтому каждой организации следует учитывать специфику своей деятельности и долю транспортных расходов при выборе метода учета.

А если речь идет о производственной компании, которая при осуществлении закупок материалов производит те же самые логистические расходы: как их учесть правильно?

Пункт 83 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов допускает три возможных варианта учета ТЗР:

1). можно включать расходы по транспортировке в фактическую себестоимость материалов:

Дебет

Кредит

Приняты к учету материалы

10 «Материалы»/соответствующий субсчет

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 23 «расходы вспомогательного производства» и др.)

2). можно обособленно учитывать транспортировку на счете 10:

Дебет

Кредит

Приняты к учету материалы

10 «Материалы»/ субсчет «ТЗР»

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 23 «расходы вспомогательного производства» и др.)

3). можно учитывать стоимость транспортировки материалов обособленно на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»):

Дебет

Кредит

Учтены ТЗР в фактической себестоимости материалов

15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»)

В п. 87 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов представлен порядок определения суммы ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца). Рассчитывается данная сумма путем определения среднего процента ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов:

Средний процент ТЗР = 100% x .

В результате сумма ТЗР, учитываемая в отчетном периоде, равна:

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов x Учетная стоимость израсходованных материалов.

Т.е. в данном случае порядок аналогичен тому, что мы рассмотрели ранее в примере 2.

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

Расходы на содержание складов.

Порядок отражения расходов на содержание складских помещений и заработной платы складского персонала зависит от того, какие товарно-материальные ценности хранятся на складе.

Допустим, организация занимается производственной деятельностью, и в складских помещениях хранятся материалы для производства продукции. В этом случае расходы на содержание складов, а также заработная плата работников складов, могут входить в состав транспортно-заготовительных расходов.

В п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (№ 119н), указано, что транспортно-заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных расходов, в частности, входят расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

Но и в данной ситуации у организации есть право выбора. И это выбор необходимо закрепить в учетной политике:

1). Расходы на содержание складских помещений и расходы на заработную плату складских работников могут формировать фактическую себестоимость материалов (счет 10 «Материалы»).

2). Эти же расходы могут относиться сразу на затраты на производство (счет 20 «Основное производство»).

Предположим, что компания занимается торговой деятельностью и хранит на складских площадях товары для продажи. Как учесть расходы на содержание складов в этом случае?

Расходы на хранение товаров и соответствующие затраты на оплату труда сотрудников склада учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Указанное правило действует и для готовой продукции, хранимой на складах и предназначенной для продажи.

Учет логистических расходов при реализации товарно-материальных ценностей.

Затраты по доставке товара или готовой продукции (расходы на транспорт, на промежуточное хранение на складах, расходы на таможенные процедуры и т.п.) признаются в бухгалтерском учете продавца (поставщика) в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Дебет

Кредит

Отражены логистические расходы, связанные с продажей ТМЦ

44 «Расходы на продажу»

19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»*

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»)

* НДС поставщик вправе принять к вычету на основании счета-фактуры перевозчика и при условии, что полученные услуги используются в облагаемых НДС операциях (п.п. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом поставщиком делается запись по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» и кредиту 19.

Рассмотрим следующий пример (3):

основным видом деятельности ООО «Пальто» является оптовая торговля верхней одеждой. В марте 2013 г. в небольшой розничный магазин было продано 30 шт. товара на сумму 177 000 руб. (в т.ч. НДС — 27 000 руб.). Себестоимость проданных товаров составила 111 000 руб. Договором предусмотрено, что ООО «Пальто» обязано организовать доставку товара за свой счет. Так как ООО «Пальто» не имеет собственной транспортной службы, для выполнения условий договора было принято решение привлечь ООО «Автомобиль». Стоимость транспортных услуг составила 14 160 руб. (в т.ч. НДС – 2 160 руб.).

Для хранения товаров ООО «Пальто» арендует склад, стоимость аренды за месяц составляет 135 700 руб. (в т.ч. НДС 20 700 руб.).

В бухгалтерском учете операции, связанные с доставкой товара, будут отражены следующими проводками:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Учтена реализация товара

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

90 «Продажи»/субсчет 1 «Выручка от продажи товаров»

177 000

Списана себестоимость товаров

90 «Продажи»/субсчет 2 «Себестоимость»

41 «Товары»

111 000

Начислен НДС с выручки от реализации

90 «Продажи»/субсчет «НДС»

68 «Расчеты с бюджетом»/субсчет «Расчеты по НДС»

27 000

Отражены логистические расходы, связанные с продажей ТМЦ

44 «Расходы на продажу»

19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»*

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками»

12 000

2 160

Расходы на продажу списаны в себестоимость продаж

90 «Продажи»/субсчет 2 «Себестоимость»

44 «Расходы на продажу»

12 000

…..

В конце текущего месяца

Отражены логистические расходы, связанные с хранением ТМЦ

44 «Расходы на продажу»

19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»*

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками»

115 000

20 700

Расходы на хранение ТМЦ списаны в себестоимость продаж

90 «Продажи»/субсчет 2 «Себестоимость»

44 «Расходы на продажу»

115 000

Документальное подтверждение расходов.

Не будет лишним напомнить, что расходы, принимаемые как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения (ст. 252 НК РФ), должны быть документально подтвержденными.

В случае оказания услуг по транспортировке ТМЦ собственным транспортом документальным подтверждением транспортных расходов являются путевые листы с маршрутом следования, чеки на приобретение ГСМ, договоры аренды (если используется арендованный автотранспорт) и т.д.

В случае оказания услуг с привлечением сторонней транспортной организации должен быть составлен договор на оказание транспортных услуг, а также оформляются:

  • при использовании железнодорожного транспорта — железнодорожная накладная и грузовая квитанция;

  • при перевозке воздушным транспортом — накладная отправителя и грузовая накладная;

  • при перевозке морским транспортом — коносамент;

  • при использовании автомобильного транспорта — путевой лист со штампами автопредприятия и товарно-транспортная накладная.

Стоит отметить, что с 2013 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» большинство унифицированных форм первичных документов не являются обязательными. Организация вправе оформлять хозяйственные операции самостоятельно разработанными первичными документами. Главное, чтобы в них содержались все обязательные — реквизиты и форма документа была утверждена руководителем (п. п. 2 и 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Вместе с тем в Письме от 28.01.2013 № 03-03-06/1/36 Минфин России отмечает, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной по типовой форме (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Получается, если у грузоотправителя нет транспортной накладной по типовой форме, то и расходы по нему он не сможет учесть при расчете налога на прибыль?

С этим можно поспорить.

Основной вывод, который следует из вышеуказанного Письма, — отсутствие транспортной накладной по типовой форме, утвержденной Постановлением № 272, свидетельствует о незаключении договора перевозки груза. Вместе с тем, транспортная накладная — это не единственный способ, каким можно подтвердить заключение договора. Так, этот договор может быть заключен путем принятия перевозчиком к исполнению заказа или заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта»).

Однако, учитывая мнение Минфина РФ по данному вопросу, организация сама должна принять решение о подтверждении транспортных услуг транспортной накладной по типовой форме, утвержденной Постановлением № 272.

Расходы на логистические услуги, оказываемые покупателем товара.

Есть еще один вид логистических расходов, которые постоянно вызывают споры по поводу их обоснованности и порядка учета.

Ни для кого не секрет: чтобы компания могла поставлять свои товары в торговые сети, ей необходимо оплатить ряд услуг, которые предъявляет торговая сеть. Состав таких услуг достаточно разнообразен, например, на информационные услуги по прогнозированию объемов продаж, предоставлению дополнительного оборудования для выкладки товара, демонстрации товара в магазинах, логистические услуги по операционной обработке и отгрузке товара, изучению спроса на товар и покупательских предпочтений и др.

Расходы, «выставляемые» торговыми сетями, достаточно существенны, что порождает споры с налоговыми органами в части включения этих затрат в уменьшение налогооблагаемой базы.

Например, расходы на услуги логистического аутсорсинга, если они документально подтверждены и обоснованны, могут быть включены в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Во всяком случае именно такое мнение высказано в Письме Минфина России от 03.10.2011 № 03-03-06/1/619.

На сторону налогоплательщика встал и суд: Постановление ФАС Московского округа от 04.09.2012 № А40-9474/12-140-44.

Инспекция исключила расходы компании на оплату услуг по изучению спроса на товары и прогнозированию объемов продаж, а также логистических услуг (в частности, включающих операционную обработку и отгрузку товаров через распределительные центры ее покупателей с последующей их доставкой в магазины покупателей или другое место), посчитав их экономически необоснованными.

Организация обратилась в суд, предоставив договоры с исполнителями, которые оказывали ей спорные услуги, акты об их оказании и иные подтверждающие документы.

Суд первой инстанции отменил доначисления, а апелляционный и кассационный суды поддержали это решение. Прежде всего, арбитры в очередной раз указали инспекторам на то, что последние не вправе оценивать целесообразность расходов налогоплательщика (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 №№ 320-О-П и 366-О-П). Ведь в силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск, и только он вправе решать, какие конкретно расходы необходимы ему для эффективного ведения той или иной деятельности.

Суды убедились, что все спорные расходы непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью организации и документально подтверждены. Кроме того, суды подтвердили, что она могла учесть и расходы на оплату логистических услуг. Ведь эти услуги направлены на получение дохода, даже несмотря на то, что при их оказании и были задействованы распределительные центры сетевых покупателей компании.

Конечно, тема учета расходов на логистику невозможно рассмотреть в рамках одной отдельной статьи. Особенно, если это касается расходов, связанных с обеспечением и поддержанием каналов сбыта товаров или готовой продукции. Вместе с тем, мы остановились на самых основных моментах, которые нелишне помнить учитывать при формировании учетной политики организации.