Пруденциального надзора

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 проблемы становления и развития. 24. Структура и органы управления Банком России. 25. Контролирующие и регулирующие полномочия Банка России. 26. Банк России как организатор денежного обращения в стране. 27. Независимость центрального банка и качество выполнения им своих функций. 28. Порядок регистрации и лицензирования банков в России. 29. Независимость центрального банка и эффективность денежно-кредитного регулирования: отечественный и зарубежный опыт 30. Проблемы банковского регулирования в свете постоянной модернизации форм и видов денег. 31. Базельский комитет по банковскому надзору, его деятельность и роль. 32. Политика Банка России в отношении коммерческих банков на современном этапе. 33. Порядок допуска и регулирование деятельности банков на отдельных рынках. 34. Особенности надзора за банками, имеющими филиалы. 35. Агентство страхования вкладов и его деятельность. 36. Регулирование реорганизации коммерческих банков в форме присоединений и слияний. 37. Регулирование Центральным банком рисков коммерческих банков. 38. Регулирование Центральным банком организационных структур и процессов управления в коммерческих банках. 39. Инструкция Банка России № 110 и ее роль в регулировании деятельности банков. 40. Особенности регулирования деятельности небанковских кредитных организаций. 21 VI. ТЕСТЫ К теме 1 1. Государственный банк Российской империи был создан: 1) в 1817 г.; 2) в 1860 г.; 3) в 1895 г.; 4) в 1913 г. 2. Банк России: 1) может получать прибыль; 2) не может получать прибыль; 3) получение прибыли не является целью его деятельности; 4) получение прибыли является одной из целей его деятельности; 5) верны 1 и 3; 6) верны 1 и 4; 7) иное. 3. В деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий право вмешиваться: 1) имеет Государственная Дума; 2) имеет Президент РФ; 3) не имеет никто; 4) имеет председатель Правительства РФ; 5) иное. К теме 2 1. Банк России является: 1) юридическим лицом; 2) государственным учреждением; 3) унитарным предприятием; 4) государственной корпорацией; 5) все вышеназванное верно; 6) верны 1 и 2; 7) верны 1 и 4; 8) иное. 2. Совет директоров Банка России не принимает решение: 1) о величине резервных требований к банкам; 22 2) об изменении процентных ставок Банка России; 3) о штатном расписании ЦБ РФ; 4) верного ответа нет. 3. В систему Банка России входят: 1) национальные банки; 2) главные территориальные управления; 3) расчетно-кассовые центры; 4) Сберегательный банк РФ; 5) все вышеперечисленное верно 6) верны 1, 2, 3; 7) верны 2 и 3. К теме 3 1. ЦБ РФ не осуществляет: 1) эмиссию денег; 2) регулирование наличного и безналичного обращения; 3) изъятие из обращения наличных денег; 4) выдачу кредитов физическим лицам; 5) верного ответа нет. 2. Банк России устанавливает предприятиям следующие сроки сдачи наличных денег в банки: 1) ежедневно; 2) на следующий день; 3) один раз в несколько дней; 4) один раз в месяц; 5) верно все; 6) верны 1, 2, 3; 7) верного ответа нет. 3. Если норма обязательных резервов составляет 100%, то денежный мультипликатор равен 0: 1) верно; 2) неверно К теме 4 1. Ключевой функцией пруденциального надзора является: 1) защитная, призванная гарантировать интересы вкладчиков в случае краха конкретного банка; 2) превентивная, направленная на минимизацию рисков в деятельности банков; 23 3) обеспечительная, призванная обеспечивать финансовую поддержку конкретного банка в случае его кризисного состояния со стороны ЦБ РФ как кредитора в последней инстанции; 4) верного ответа нет. 2. Непосредственный надзор за текущей деятельностью филиалов банка входит в компетенцию территориальных учреждений Банка России по месту их нахождения. Надзор осуществляется в следующих формах: 1) документарного надзора; 2) рискового надзора; 3) инспекционных проверок; 4) все вышеизложенное верно; 5) верны 1, 3. 3. Учредители коммерческого банка не имеют права выходить из состава участников банка со дня его регистрации: 1) в течение 1 года; 2) в течение 3-х лет; 3) в течение 2-х лет; 4) иное. К теме 5 1. Кредитные аукционы Банка России не проводятся следующим способом: 1) по голландской системе; 2) по американской системе; 3) по швейцарской системе; 4) с фиксированной ставкой; 5) верного ответа нет; 6) верны 1 и 3; 7) иное. 2. Ломбардный кредит – это форма финансирования, при которой кредит выдается: 1) под залог ценных бумаг одним банком другому; 2) ломбардом под залог ценных бумаг; 3) Банком России коммерческим банкам под залог ценных бумаг. 4) иное. 3. На депозиты, открытые банками в Банке России, проценты: 1) не начисляются; 2) начисляются по формуле простых процентов; 3) начисляются по формуле сложных процентов; 4) иное. 24 К теме 6 1. Коммерческие банки все свои платежи: 1) обязаны проводить через корсчета в РКЦ; 2) не обязаны проводить через корсчета в РКЦ; 3) обязаны проводить через корсчета в РКЦ только крупные суммы; 4) иное. 2. Межбанковские платежи нельзя проводить: 1) через корреспондентские счета в подразделениях Центрального банка; 2) через клиринговые центры; 3) через корреспондентские счета, открытые банками непосредственно друг у друга; 4) через корреспондентские счета, открытые банками в третьем банке; 5) верного ответа нет. 3. По способам получения окончательного расчета не бывает: 1) брутто-платежей; 2) нетто-платежей; 3) валовых платежей; 4) чистых платежей; 5) верного ответа нет. VII. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Необходимость и историчес кое развитие государственного регулирования банковской деятельности. 2. Формы государственного регулирования банковской деятельности. 3. Методы государственного регулирования развития банковской системы и текущей деятельности кредитных организаций. 4. Функции (цели деятельности) и задачи центрального банка. 5. Основные методы регулирования развития банковской системы, используемые центральными банками. 6. Основные инструменты денежной политики (регулирования денежного обращения), используемые центральными банками. 7. Банк России: функции и задачи. 8. Инструменты денежно-кредитной политики Банка 25 России. 9. Степень независимости и выполнения ЦБ РФ его основных функций. 10. Правовая база деятельности Банка России в соответствии со специальными банковскими законами (законы «О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и др.). 11. Юридический статус Банка России. 12. Подотчетность Банка России Президенту РФ и Государственной Думе РФ. 13. Нормативные акты Банка России: правовое основание, цели, основные виды. 14. Состав собственного капитала, резервов и фондов Банка России. 15. Доходы и прибыль Банка России: формирование и использование. 16. Организационная структура Банка России. Высшие органы управления Центральным банком РФ и их полномочия. 17. Структура центрального аппарата Банка России, распределение функций между его подразделениями. 18. Территориальные учреждения Банка России, расчетно- кассовые центры и иные подразделения, их типовые структуры, права и обязанности. 19. Денежная система. Законодательное регулирование современной денежной системы РФ. 20. Центральный банк как эмиссионный центр. Денежная база. 21. Безналичная денежная эмиссия и ее децентрализация. Общая модель создания денег банковской системой. 22. Денежное обращение. Наличное и безналичное денежное обращение и их взаимосвязь. 23. Налично-денежный оборот, сфера его применения. Требования к организации кассовой работы в банках. 24. Безналичные расчеты (платежи), банки как их исполнители. 25. Регулирование денежного обращения. Порядок ведения кассовых операций в РФ. Порядок получения наличных денег в учреждениях Банка России. Платежность денежных знаков. 26. Единая государственная монетарная (денежная и кредитная) политика: содержание, основные объекты, стратегические (конечные) и тактические (промежуточные) цели. Денежная и кредитная политика Банка России на текущий год. 27. Методы и основные инструменты реализации денежной 26 и кредитной политики, используемые Банком России на современном этапе. 28. Стратегия развития банковской системы России на предстоящие годы. 29. Нормативные акты ЦБ РФ, определяющие порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций. 30. Нормативные акты Банка России, определяющие требования к учредителям, капиталу, планам деятельности банков. 31. Квалификационные требования, предъявляемые Банком России к руководству и отдельным категориям работников банков. 32. Надзор за деятельностью банков, его необходимость, цели, содержание и принципы. 33. Организация государственного банковского надзора. Надзорные структуры Банка России и основы организации их деятельности. 34. Меры воздействия надзорных органов на банки, условия и практика их применения. Актуальные проблемы налаживания современного банковского надзора. 35. Требования ЦБ РФ к уровню достаточности капиталов банков и к уровням ликвидности банков. 36. Требования Банка России к уровням рисков, принимаемых банками, и к внутреннему контролю в банках. 37. Регулирование работы банков на рынках, требующей отдельных лицензий или разрешений (вкладов населения, ценных бумаг, иностранных валют, драгоценных металлов и драгоценных камней, банковских карт). 38. Регламентация ЦБ РФ организации формирования и использования банками резервных фондов, а также доходов, расходов и прибыли банков. 39. Регулирование ЦБ РФ порядка реорганизации банков, их санирования, отзыва лицензии и ликвидации. 40. Негосударственное регулирование деятельности банков. Банковские ассоциации и взаимодействие Банка России с ними. 41. Банковские операции, разрешенные Центральному банку РФ, и цели их проведения. 42. Депозитные операции Банка России, их предназначение, условия и технологии проведения. 43. Кредитные операции Банка России, их предназначение, виды, условия и технологии проведения. 44. Операции Банка России на рынке ценных бумаг, их предназначение, виды, условия и способы проведения. 27 45. Операции Банка России на валютном рынке, их предназначение и технологии. 46. Расчетно-платежные операции учреждений Банка России для банков и их организация. 47. Договорные основания операций Центрального банка с коммерческими кредитными организациями 48. Законодательное и нормативное регулирование организации межбанковских расчетов и платежей. 49. Расчетная сеть Банка России, ее структура и роль. 50. Расчетно-кассовые центры ЦБ РФ и их место в функционировании расчетно-платежной сети ЦБ. 51. Условия и порядок проведения межбанковских расчетов и платежей через расчетную сеть Банка России, используемые при этом технологии. 53. Контроль Банка России за функционированием других звеньев национальной расчетно-платежной системы. VIII. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТОВ К теме 1: 1) – 2; 2) – 5; 3) – 3 К теме 2: 1) – 7; 2) – 3; 3) – 7 К теме 3: 1) – 5; 2) – 7; 3) – 1 К теме 4: 1) – 2; 2) – 5; 3) – 2 К теме 5: 1) – 3; 2) – 3; 3) – 2 К теме 6: 1) – 2; 2) – 5; 3) – 5 IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.ФЗ «О Центральном банке РФ». 2.ФЗ «О банках и банковской деятельности». 3.ФЗ «О рынке ценных бумаг». 4.ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». 5.ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 6.ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». 7.ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». 8. Банковское дело: управление и технологии: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2004. 9. Братко А.Г. Банковское право России. – М.: Юрид. лит., 2003. 28 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 10. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2001. 11. Гейвандов Я.А. Центральный банк РФ: юридический статус, организация, функции, полномочия. – М.: МНИМП, 1997. 12. Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности. Кн. 1. – М.: ДЕКА, 2000. 13. Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности. Кн. 2. – М.: ДЕКА, 2000. Следует также изучить в аспекте данной дисциплины (полностью или частично – по указаниям преподавателя) перечисляемые ниже источники: — Важнейшие нормативные акты Банка России (перечень таких актов сообщает студентам преподаватель). — Важнейшие документы бывшей Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (перечень таких документов сообщает студентам преподаватель). — Рекомендуется пользоваться и другими учебниками, учебными пособиями, монографиями по проблематике дисциплины. Преподаватель вправе рекомендовать студентам изучить и другие источники. 29 ТАВАСИЕВ Ахсар Мухамедович БЫЧКОВ Владимир Петрович Организация деятельности Центрального банка РФ Учебно-методические материалы Главный редактор А.В. Лабуть Технический редактор М.Г. Черепанов Ответственный редактор С.А. Александрова Подписано в печать 06.05.05. Формат 60х90 1/16. Бумага типографская. Печать офсетная. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 2.25 Уч.-изд. л.2. Тираж 300 экз. Заказ №107. Редакционно-издательский отдел Московского института экономики, менеджмента и права 115432, Москва, 2-й Кожуховский проезд, д. 12, тел.: 783 68 25 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3

doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-10-65-69

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРУДЕНЦИАЛЬНОГО НАДЗОРА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

КОНДРАКОВ ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ

ШЕПЕЛЕВ ОЛЕГ МИХАЙЛОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: chepelevoleg@mail.ru

В статье рассматриваются особенности пруденциального надзора за деятельностью кредитных организаций. Осуществление пруденциального надзора является важной частью обеспечения экономической безопасности банковской системы. Показан организационно-правовые механизм пруденциального надзора. Банк России наделен особым статусом осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций на территории Российской федерации. Он осуществляет контроль за соблюдением норм федерального законодательства, нормативных актов Банка России и экономических нормативов. Рассмотрены конституционные нормы, регламентирующие правовой статус Банка России. Банк России выступает государственным органом власти, созданным для обеспечения устойчивости национальной валюты, регулирования банковской системы через механизмы денежно-кредитной политики, организации системы контроля и надзора в банковской сфере с применением санкций за нарушения банковского законодательства. В целях обеспечения экономической безопасности, в современных условиях нестабильной экономической ситуации в стране, формирование эффективной системы пруденциального надзора является актуальной задачей.

Ключевые слова: пруденциальный надзор, законодательство, банк, банковская система

Кредитные организации являются важной составной частью банковской системы. Они влияют на перераспределение финансовых ресурсов между различными участниками экономических отношений, управляя денежными потоками и изменяя скорость их обращения. Однако экономическая среда, в которой банки осуществляют свою деятельность, также оказывает значительное влияние на процессы преобразования в банковской системе. Для обеспечения экономической безопасности банковской системы необходимо укрепление правопорядка в банковской сфере.

Пруденциальный надзор представляет собой системный процесс, при помощи которого контролирующий орган следит за соблюдением правил пруденциального регулирования. Например, с точки зрения принимаемых рисков поведение экономического агента является пруденциальным тогда, когда разумная мера принимаемых им рисков не превышена и риски надлежащим образом управляются. Пруденциальное регулирование нацелено

на защиту финансовой устойчивости и предотвращение нестабильности финансовой системы.

Формирование эффективной системы пруденциального надзора является актуальной задачей. Одним из условий ее решения является осуществление регулирования и надзора в банковском секторе страны. Органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций на территории РФ является Банк России . Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями норм федерального законодательства, нормативных актов Банка России, а также обязательных экономических нормативов, установленных Банком России, путем непрерывного анализа и сопоставления экономических показателей их деятельности на основе ежемесячных отчетов, а также инспектирования (рис. 1). Банки подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке . По мере развития общества и государства происходит постоянный поиск новых форм и методов регулирования и надзора, направленных на создание.

Рис. 1. Пруденциальный надзор кредитных организаций

Кредитная организация -zx-

Федеральные законы

О

Банк России —

<=

Конституция РФ

Нормативные акты банка России

Комплексный характер правового регулирования банковской деятельности позволяет относить, к нему наряду с Конституцией РФ и специальными банковскими законами, и другие федеральные законы, которые содержат нормы, затрагивающие банковскую деятельность. К ним, в частности, относятся нормы финансового, гражданского, трудового, административного и уголовного права. Большое значение в сфере регулирования деятельности кредитных организаций имеют конституционные нормы. Конституция РФ закрепляет основы национальной экономической системы, системы государственных органов власти, разграничения предметов ведения и полномочий между ними. Так, Конституция, согласно ст. 75, определяет, что на территории Российской Федерации только Банк России обладает исключительным правом осуществления монопольной денежной эмиссии . Субъекты Российской Федерации правом денежной эмиссии не обладают. Основной функцией Банка России, согласно ст. 75 Конституции РФ, является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Банк России является государственным органом с особым правовым статусом. От других государственных органов Банк России независим, что выражается в характере выполняемых им функций, а так как для ЦБ РФ функция обеспечения устойчивости рубля является основной, то степень его независимости определяет его как государственного органа власти. Таким образом, ЦБ РФ выступает государственным органом власти с особым статусом, который создан для регулирования банковской системы через механизмы денежно-кредитной политики, обеспечения устойчивости национальной валюты, организации пруденциального надзора в банковской сфере с применением санкций за нарушения банковского законодательства. Статус кредитных организаций

как субъектов коммерческой деятельности в денежно-кредитной сфере также закреплен в Конституции РФ. В Конституции РФ определяются базовые принципы деятельности кредитных институтов, такие как: свободы экономической деятельности, свободы перелива финансовых ресурсов из одного сектора экономики в другой, добросовестной банковской конкуренции и запрета на монополизацию. Нормы административного права закрепляют функции ЦБ РФ по управлению банковской системой, а также определяют его полномочия в сфере надзора за деятельностью кредитных организаций и принятия решений об их государственной регистрации. Административно-правовое регулирование заключается в определении порядка применения санкций к кредитным организациям за нарушение нормативно-правовых актов и предписаний Банка России. Нормы финансового права определяют правоотношения, формирующиеся в процессе финансово-экономической деятельности государства по аккумуляции, распределению, перераспределению и использованию органами государственной власти денежных ресурсов. Финансово-правовое регулирование устанавливает основы денежного обращения в стране, основы банковского и валютного контроля. Нормы гражданского права закрепляют правовой статус субъектов гражданского оборота, в частности, кредитных организаций. Данными нормами регулируются правила совершения гражданско-правовых сделок, частным случаем которого является банковские сделки. Гражданско-правовое законодательство определяет виды участия кредитных организаций в гражданских правоотношениях: банковская гарантия, договор банковского счета, договор банковского вклада, лизинг, кредитный договор, безналичные платежи. Исходя из вышеизложенного, банковское законодательство опирается на гражданско-правовые нормы, которые используются в банковской дея-

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

тельности или непосредственно ее регулируют. Нормы трудового права регулируют вопросы заключения и прекращения трудового договора, оплаты труда, регулирования рабочего времени и времени отдыха, соблюдения правил внутреннего распорядка, социального страхования и другие .

Банковское законодательство выступает комплексной отраслью права в системе российского законодательства, включающей нормы различных отраслей права, регулирующих различные аспекты кредитно-финансовой системы. Специальное банковское законодательство представлено федеральными законами, в частности, такими как: Закон о Центральном банке (Банке России), Закон о банках и банковской деятельности, Закон о валютном регулировании и валютном контроле, Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и другими .

Главной целью банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций . Надзор — процесс внешнего контроля, то есть отслеживания, наблюдения (мониторинга), проверок и анализа всех параметров деятельности кредитной организации, существенных с точки зрения надзорного органа, включая как характеристики самой деятельности, так и ее результаты, в целях контроля соблюдения кредитной организацией и его сотрудниками норм законодательства, правил, устанавливаемых Банком России, и внутренних документов кредитной организации . Банковское регулирование — система мер, посредством которых государство через центральный банк и его подразделения на местах обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе . Надзорные и регулирующие полномочия Банка России могут осуществляться непосредственно им, или через создаваемый при нем орган надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих надзорных функций Банк России вправе использовать принудительные меры воздействия к кредитным институтам, в частности, взыскание штрафов, запрет на выполнение конкретных банковских операций, отзыв банковской лицензии. Кроме того, в целях обеспечения устойчивости кредитных институтов Банк России

устанавливает для их деятельности обязательные экономические нормативы.

В соответствии с законодательством, банки несут ответственность за предоставление достоверных данных по расчету обязательных экономических показателей, а также за расшифровку отдельных статей баланса, используемых для подсчета обязательных нормативов. Надзорные органы уполномочены выполнять проверки кредитных организаций по вопросам предоставления ими правильной и достоверной информации для расчетов обязательных нормативов. Результаты проверок показывают, что наиболее часто допускаемые нарушения являются следствием принятия неправильных управленческих решений, недостаточной организации или отсутствия службы внутреннего контроля, что свидетельствует о низком качестве менеджмента в кредитных организациях, а часто и низком качестве внешнего аудита.

Среди различных направлений надзорной деятельности Банка России, особо важным представляются его полномочия в области валютного контроля, установленные Законом о валютном регулировании и валютном контроле. В данном Федеральном законе закреплены функции и полномочия органов валютного контроля и валютного регулирования, основные принципы проведения валютно-финансовых операций на территории РФ, права и обязанности лиц по вопросам распоряжения валютными ценностями, а также определен порядок применения санкций за нарушение валютного законодательства. Банк России, в пределах своей компетенции, правомочен выполнять проверки по вопросам соблюдения норм законодательства о противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем. К источникам, регулирующим банковскую деятельность, можно отнести межбанковские договоры, акты, носящие локальный характер и утверждаемые правлением кредитных организаций по вопросам построения внутрибанковских отношений, правовые обычаи, регламентации учета материальных ценностей, осуществления делопроизводства и другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что рациональный надзор, основанный на многочисленных нормативных актах, издаваемых Банком России в соответствии с действующим законодательством, необходим Центральному банку, который осуществляет защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Необходим надзор и самим кредитным организациям — в той степени, в которой он является критерием обеспечения доверия общества к ним и

инструментом обнаружения нарушений на ранних стадиях их возникновения. Не существует идеальной системы надзора, которая обеспечивала бы устойчивость банковской сферы страны. Однако, качественный банковский надзор и действенное правовое регулирование надзорной деятельности, ограничивают риск возникновения в деятельности банков, предотвращают возможность причинения ущерба клиентам, вкладчикам и национальной банковской системе из-за неправильного управления деятельностью того или иного банка.

Банк России, взаимодействуя с кредитными организациями, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности и деятельности в сфере финансовых рынков.

Банк России в письменной форме дает ответы на интересующие кредитную организацию вопросы, отнесенные к его компетенции, не позднее чем в месячный срок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Банк России, согласно установленным нормативным актам, обязан: проводить оценку качества системы управления рисками и капиталом; осуществлять контроль кредитных организаций на предмет ликвидности и достаточности собственных средств; проверять соответствие уровня принимаемых рисков характеру и масштабу производимых операций; оценивать систему оплаты труда кредитной организации; предупреждать об осуществлении таких сделок, операций или принятия решений, результаты которых могут противоречить обязательным нормативам, приводить к неблагоприятным ситуациям, угрожающих интересам вкладчикам или к банкротству организации.

Если проверки показывают негативное финансовые положение, то Банк России должен направить в кредитную организацию предписание об устранении выявленных нарушений.

Банк России устанавливает требования к финансовому положению и деловой репутации юридических и физических лиц, приобретающих более 10 % акций кредитной организации. Если выявляется неудовлетворительное финансовое положение или плохая деловая репутация указанных лиц, Банк России направляет им указание об устранении нарушений или требование об уменьшении данных акционеров в уставном капитале кредитной организации.

Органы банковского контроля России видят в качестве своей главной задачи не поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание

условий для более эффективного функционирования банковской системы в целом. Для повышения эффективности и результативности надзорной деятельности, органы надзора стремятся добиться большей открытости ситуации в отдельных банках и в банковской сфере в целом, как для Банка России, так и для кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе совершенствования системы учета и отчетности в кредитных организациях Российской Федерации и приближении ее к требованиям, вытекающим из международного опыта банковской практики, улучшения методики оценки состояния дел в кредитных организациях. Актуальной задачей является формирование эффективной системы пруденциального надзора, основанной на мониторинге показателей экономических нормативов, что приведет к ограничению потенциальных рисков в банковской сфере.

Литература

8. Лаврушин О. И., Мамонова И. Д., Валенцева Н. И. Банковское дело. М.: Кнорус, 2009.

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

O. B. KOHflPAKOB, O. M. mEnEHEB

5. O bankakh i bankovskoj deyatel’nosti: feder. zakon RF ot 02.12.1990 № 395-1-FZ (red. ot 29.12.2012

8. Lavrushin O. I., Mamonova I. D., Valentseva N. I. Bankovskoye delo . M.: Knorus, 2009.

* * *

ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES OF IMPLEMENTATION OF PRUDENTIAL SUPERVISION OF THE CREDIT ORGANIZATIONS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пруденциальный контроль в банках (англ. prudential banking supervision — разумный банковский надзор) — регулирование, включающее систему лимитов и ограничений, накладываемых на банки с целью обеспечения их устойчивости и защиты интересов вкладчиков. Центральный банк устанавливает перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности.

Под пруденциальными нормами деятельности понимают:

  • предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями;
  • нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;
  • требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности (включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности), при регистрации, лицензировании и расширении видов деятельности кредитных организаций.

Надзорные органы при выявлении нарушений пруденциальных норм применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Выбор мер воздействия установлен действующим банковским законодательством.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков:

  • при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, не угрожающем ее финансовому состоянию;
  • при выявлении в данных ее отчетности признаков, свидетельствующих об опасности ухудшения финансового состояния (например, текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственных средств, отказ клиентов от обслуживания в кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и другие аналогичные факты);
  • при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов Центрального банка в части регистрации кредитной организации, ее лицензирования и расширения сферы деятельности.

Эти меры включают:

  • доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обоснованности заключения надзорного органа о тревожном состоянии дел в ней;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
  • предложения о предоставлении программных мероприятий, устраняющих недостатки;
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. Основания для принудительных мер воздействия:

  • нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Центрального банка;
  • непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также выявленные случаи, когда совершенные кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов (или кредиторов (вкладчиков)).

Основные принудительные меры воздействия:

  • штрафы;
  • требования об осуществлении кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению, включая предоставление и выполнение плана финансового оздоровления (плана санации);
  • ограничение на проведение кредитными организациями отдельных операций на срок до 6 месяцев;
  • запрет на осуществление банковских операций, предусмотренный выданной лицензией, на срок до 1 года;
  • запрет на открытие филиалов на срок до 1 года;
  • требование замены руководителей кредитной организации;
  • введение временной администрации по управлению кредитной организацией;
  • отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Центральный банк осуществляет пруденциальный контроль в банках через департаменты банковского регулирования и контроля и валютного регулирования и валютного контроля.