Психологический профиль личности

Используя различные методики можно составить психологический портрет личности человека, даже не зная его. Такие портреты личности часто используют при приеме на работу, даже в брачных агенствах для подбора пары. Использовать можно различные методики, я выбрала самые популярные тесты, которые гарантируют высокую валидность: 16 факторный опросник Кеттела, мотивационный опросник Мехрабиана, опросник личностных качеств Айзенка и др.

Исследуются обычно: личностная сфера — особенности характера, коммуникативная сфера, интеллектуальная. Анализируются склонности к той или иной деятельности, виды мотивации и т.д. На основе полученных данных можно сделать общее заключение о человеке и дать определенные рекомендации. Справедливости ради надо сказать, что тестировать можно несколько направлений и обычно, психолог, выбирает те направления, которые актуальны для испытуемого. Для определения тех или иных качеств характера есть определенные тесты, методики, которые состоят из большого числа вопросов и/или заданий так, например, тестировать можно по шкалам креативности, самооценки, невротизации и прочее.

Также, чтобы составить психологический портрет личности можно использовать более упрощенные методики, например, тест типологии личности DISC или соционику. Данные тесты можно заполнить онлайн и получить сразу ответ — какому типу личности вы соответствуете. Это быстро, легко, но не всегда точно и критериев оценки не так много.

ОНЛАЙН консультация ПСИХОЛОГА

Можно составить психологический портрет личности и по странице в соцсетях. Проанализировав фотографии, интересы, посты человека. Специалисты могут это сделать с высокой точностью. При условии, если сам оцениваемый не создает себе псевдоимидж, выкладывая социальноприемлемую, социальноодобряемую информацию о себе. Пример такой оценки страницы в контакте смотрите в моем интервью 1 каналу.

Записаться на консультацию к Ольге Костюхиной +7(926) 534-2274.

Преимущества высоковалидных методик — это конечно, достоверность данных. Главный же отрицательный момент — это сложность обработки ответов. (См. в конце статьи пример Пятифакторного опросника личности.)

Поэтому такие приемы оценки используют в клинических целях, либо для обоснования научных работ, либо для получения высокоточных результатов, при приеме на работу в некоторых подразделениях. Обработкой результатов занимается профессионал, как правило, hr или психолог.

Смотреть пример ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОТРУДНИКА

Если вы хотите протестировать себя или своих знакомых самостоятельно, то лучше пользоваться более простыми методиками, о которых я уже сказала (DISC, соционика).

Узнайте свой тип личнойсти и характера. Быстро, без подсчета баллов. Проективная методика — тест Деллингера.

Пример оценки личности

Данный портрет личности реального человека, используемые методики — Кеттелл 16ф, Кеттелл опросник интеллекта, опросник Мехрабиана, опросник Айзенка, Пятифакторный опросник.

Психологически портрет личности: Сергиенко Альбина

Краткие сведения об испытуемом: ж пол, возраст, образование — студент

Черты характера: По результатам опросника черт характера взрослого человека у испытуемого выявлены такие черты, как: общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам.

Согласно опроснику Айзенка, относится к типу — сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания.

Интеллектуальная сфера: По результатам опросника интеллекта Кетела интеллектуальные способности значительно выше среднего. Собранный, сообразительный; наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности; проницательный, быстро схватывающий; интеллектуально приспосабливается; существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией

Согласно опроснику Мехрабиана выражена мотивация на достижение успеха.

В тоже время, открытость по отношению к опыту — ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый тип.

Почтенный, имеет установившиеся взгляды, идеи; терпим к традиционным трудностям; принимает только испытанное временем; подозрительность к новым людям. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям.

Эмоционально-волевая сфера:

Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным. довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый. Довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный. По данным опросника Кеттела, также присутствует подозрительность, ревнивость, «защита” и внутреннее напряжение. Ревнивый, завистливый; большое самомнение; догматичность, подозрительность; задерживает свое внимание на неудачах. Требует от окружающих нести ответственность за ошибки; раздражительный. Его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

Коммуникативная сфера:

Довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен. Иногда неуступчив и подозрителен. На него не всегда можно положиться. Склонен к лидерству. Групповая независимость, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения; может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим. Изысканный, умеет вести себя в обществе. Имеет точный ум.

В результате, можно говорить о том, что у испытуемого в целом все показатели находятся в приемлемых границах. Необходимо лишь обратить внимание на противоречия, с одной стороны у испытуемого выявлены высокие коммуникативные навыки, с другой стороны, возможно они не могут проявится в полном объеме в связи с подозрительностью и неуступчивостью.

Пример Пятифакторного опросника личности:

Инструкция: Внимательно прочитайте инструкцию, прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое и обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете ответ в нужной клетке.

Обведите «ПНС» — если Вы не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).

Обведите «НС» — если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).

Обведите «Б» — если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.

Обведите «С» — если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).

Обведите «ПС» — если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).

1 Я не тревожный человек. ПНС НС Б С ПС
2 Мне нравиться, когда вокруг меня много людей. ПНС НС Б С ПС
3 Я не люблю проводить время, мечтая о чем-то. ПНС НС Б С ПС
4 Я стараюсь быть дружелюбным с каждым, кого я встречаю. ПНС НС Б С ПС
5 Я содержу свои вещи в чистоте и порядке. ПНС НС Б С ПС
6 Я часто чувствую, что я хуже других. ПНС НС Б С ПС
7 Мне легко рассмеяться. ПНС НС Б С ПС
8 Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа делать что-то. ПНС НС Б С ПС
9 Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми. ПНС НС Б С ПС
10 Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе. ПНС НС Б С ПС
11 Я иногда чувствую, что «разваливаюсь» на части, когда бываю в сильном напряжении. ПНС НС Б С ПС
12 Я не считаю себя очень радостным человеком. ПНС НС Б С ПС
13 Меня увлекают образы, которые я нахожу в искусстве или природе. ПНС НС Б С ПС
14 Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым. ПНС НС Б С ПС
15 Я не являюсь дисциплинированным человеком. ПНС НС Б С ПС
16 Я редко чувствую себя несчастным. ПНС НС Б С ПС
17 Я действительно очень люблю разговаривать с людьми. ПНС НС Б С ПС
18 Я думаю, что спорные высказывания лекторов могут только запутать и ввести в заблуждение учащихся. ПНС НС Б С ПС
19 Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с ними. ПНС НС Б С ПС
20 Я стараюсь выполнять все задания, которые мне дают. ПНС НС Б С ПС
21 Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным. ПНС НС Б С ПС
22 Мне нравится быть там, где что-то происходит. ПНС НС Б С ПС
23 Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления. ПНС НС Б С ПС
24 В отношении намерений других людей я склонен быть циничным и скептичным. ПНС НС Б С ПС
25 Я имею четкий набор целей и систематично работаю для их достижения. ПНС НС Б С ПС
26 Иногда я ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком. ПНС НС Б С ПС
27 Я обычно предпочитаю работать один. ПНС НС Б С ПС
28 Я очень люблю пробовать необычные блюда. ПНС НС Б С ПС
29 Я думаю, что большинство людей будут использовать человека, если им это выгодно. ПНС НС Б С ПС
30 Я теряю много времени перед трем, как приняться за работу. ПНС НС Б С ПС
31 Я редко испытываю страх или тревогу. ПНС НС Б С ПС
32 Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия. ПНС НС Б С ПС
33 Я редко замечаю настроения или чувства, которые вызывает окружающая обстановка. ПНС НС Б С ПС
34 Большинство моих знакомых любит меня. ПНС НС Б С ПС
35 Я много работаю, чтобы достичь своих целей. ПНС НС Б С ПС
36 Меня часто злит то, как люди обращаются со мной. ПНС НС Б С ПС
37 Я веселый, живой человек. ПНС НС Б С ПС
38 Я думаю, что для решения личных проблем иногда следует обращаться к авторитетам. ПНС НС Б С ПС
39 Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым. ПНС НС Б С ПС
40 Когда я беру на себя обязательство, то на меня определенно можно положиться. ПНС НС Б С ПС
41 Слишком часто, когда дела идут плохо, я падаю духом и бросаю начатое дело. ПНС НС Б С ПС
42 Я не являюсь жизнерадостным оптимистом. ПНС НС Б С ПС
43 Когда я читаю стихи или смотрю на произведение искусства, то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение. ПНС НС Б С ПС
44 В своих взглядах я практичен и холоден. ПНС НС Б С ПС
45 Иногда я бываю не таким исполнительным и надежным, каким следовало бы быть. ПНС НС Б С ПС
46 Я редко бываю грустным и подавленным. ПНС НС Б С ПС
47 У моей жизни быстрый темп. ПНС НС Б С ПС
48 У меня слабый интерес к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества. ПНС НС Б С ПС
49 Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным. ПНС НС Б С ПС
50 Я работоспособный человек, который всегда справляется с работой. ПНС НС Б С ПС
51 Я часто чувствую себя беспомощным и хочу, чтобы мои проблемы решил кто-то другой. ПНС НС Б С ПС
52 Я очень активный человек. ПНС НС Б С ПС
53 Большинство моих знакомых считают меня очень любознательным человеком. ПНС НС Б С ПС
54 Если мне не нравятся люди, я даю им это понять. ПНС НС Б С ПС
55 Мне кажется, я никогда не смогу стать организованным человеком. ПНС НС Б С ПС
56 Мне часто бывало стыдно. ПНС НС Б С ПС
57 Я скорее один пойду своим путем, чем буду вести других людей. ПНС НС Б С ПС
58 Я часто наслаждаюсь игрой с теориями и абстрактными идеями. ПНС НС Б С ПС
59 Если мне необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу. ПНС НС Б С ПС
60 Я стремлюсь к совершенству во всем, что делаю. ПНС НС Б С ПС

Интерпретация шкал пятифакторного личностного опросника.

(три градации от низкой выраженности свойств к высокой)

Нейротизм

  1. Эмоциональная стабильность — выше среднего: довольно спокойный, сосредоточенный, уравновешенный и невозмутимый.
  2. Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным.
  3. Эмоциональная нестабильность: весьма тревожный, подавленный, раздражительный, плохой контроль над эмоциональными реакциями, беспокойный и легко возбудимый.

Экстраверсия

  1. В большей степени интроверт, чем экстраверт: довольно замкнут, склонен к уединению, чаще всего рассудителен и осторожен.
  2. Тенденции экстраверсии и интроверсии уравновешенны: умеренная общительность, иногда склонен к уединению, может быть несколько замкнут, активность и словоохотливость сочетается с рассудительностью и осторожностью.
  3. В большей степени экстраверт, чем интроверт: довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен.

Открытость

  1. Открытость по отношению к опыту — ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый, ограниченный и незрелый.
  2. Средняя выраженность открытости по отношению к опыту: наряду с тенденциями к высокой восприимчивости и интеллектуальности может проявлять некоторую приземленность, ограниченность и незрелость.
  3. Открытость по отношению к опыту — выше среднего: довольно хорошее воображение, достаточно высокая восприимчивость, интеллектуальность.

Дружелюбие

  1. Выраженность дружелюбия — ниже среднего: довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый.
  2. Средняя выраженность дружелюбия: иногда добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный, но может быть раздражительным, несколько безжалостным, подозрительным и неуступчивым.
  3. Выраженность дружелюбия — выше среднего: довольно добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный.

Добросовестность

  1. Скорее недобросовестный, чем добросовестный: довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный.
  2. Средняя выраженность добросовестности: не всегда достаточно старательный, основательный и организованный, может быть недисциплинированным и несколько безалаберным.
  3. Выражена добросовестность: довольно старательный, основательный, ответственный, организованный, дисциплинированный, тщательный.

Ключи к NEO—FFI (60 вопр.)

Вопросы, помеченные значком (-), являются инверстными. Обсчет идет согласно предложенной таблице:

ПНС НС Б С ПС
+ 0 1 2 3 4
4 3 2 1 0

УСЛОВНО-НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

НЕЙРОТИЗМ 19+\-7

ЭКСТРАВЕРСИЯ 32+\-7

ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ 30+\-6

СКЛОННОСТЬ К СОГЛАСИЮ 30+\-6

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ 32+\-8

Как вы видите, обработать результаты данного теста вручную непросто (и это один из самых простых тестов). Именно поэтому, чтобы составить высокодостоверный портрет личности, обращаются к профессионалу. А для самодиагностики обычно используют более простые и доступные методики.

ОБОБЩЕННЫЙ ПОРТРЕТ УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА

В жизни людей, которые добились успеха на внутреннем и на внешнем плане, можно выделить некие закономерности. Теми из них, которые мне удалось вскрыть, занимаясь этой проблемой, я охотно поделюсь с читателем:

Для любого из успешных, реализовавших себя людей жизнь была не просто набором случайных фактов. Каждый из них имел судьбу, пронизанную четкой логикой. Все успешные люди существовали в системе целей, которые они себе ставили, а не надеясь на авось. Бывало, что постановке цели предшествовал период блужданий, или цели развивались, меняясь до неузнаваемости, однако они всегда были крупными и непростыми, превосходящими массовые стандарты, которые навязываются обществом и при этом преследуемы большинством людей. Успешные люди, как правило, начинали свое дело в молодом возрасте, успевая за временем. Они не теряли оптимизма при поражениях, даже когда товарищи отворачивались от их проектов, как несбыточных. В таком случае старая команда, как правило, распадалась, но набиралась новая, притянутая магнетизмом лидера: успешные люди редко были одиночками, в основном работа совершалась коллективом, успешные же люди были прежде всего успешными организаторами и руководителями других людей. У успешного человека есть баланс между внутренним и внешним состоянием, но и легкая неудовлетворенность, которая ведет их дальше, не переходя в болезненную дисгармоничность и рефлексию. Многим из них присущи чувство юмора и здоровая самоирония, используемые при неудачах. Как правило, они хорошо улавливают тенденции времени, чувствуя, что нужно большому количеству людей, ощущая потребности эпохи как свое внутреннее влечение, как свой внутренний зов. Успешные люди разбираются в себе, знают свою силу и то, что им недостает.

Логика биографий успешных людей совпадает с логикой этапов жизни человека, открытых еще в древней Индии законами Ману. Ими считалось, что человек последовательно проходит четыре стадии жизни: ученик, домохозяин, отшельник и нищий. Перелагая эту информацию на современный лад, мы видим, что ученик — это человек, получающий образование, помогающее ему устроиться в жизни и понять самого себя. Это этап школьника и студента. Домохозяин — это работник, делающий карьеру и добивающийся в ней к пятидесяти годам каких-то высот. Отшельник — это человек на пенсии, который передает дела молодым и присутствует на правах старшего консультанта. Если он правильно строил свою жизнь, то на этом этапе он наслаждается плодами своей деятельности. В нашей стране с этим этапом жизни не все так гладко и отработано, как в древней Индии. Нищий — это человек на смертном одре, оставляющий все земные блага, готовящийся к переходу в иной мир и думающий о нем. Чтобы жизнь строилась гармонично, важно не перепрыгивать эти этапы, соблюдать их последовательность, выполняя каждый из них совершенно и не застревая на них больше, чем нужно.

Я проанализировал жизни многих мирских людей и духовных учителей, которые, с моей точки зрения, являются успешными, победителями, а не проигравшими, и выделил несколько стратегий жизни. Начнем с духовных учителей древности, плавно переходя к более близкому к нам времени:

Каждый человек уникален, как организм и как личность. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ — это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.

Психологический портрет должен составляться опытным психологом, потому что это требует глубоких знаний, умений анализировать данные (например, результаты психологического тестирования). При возможности надо задействовать все данные, которые только можно получить. Не следует торопиться с выводами. Если надо, то провести дополнительное исследование (повторную психодиагностику).

Итак, для того, чтобы составить психологический портрет, надо пройти ряд тестов, которые определят темперамент, характер, способности, интеллект, направленность, самосознание, волевые качества, самооценку, коммуникабельность и другие индивидуальные особенности человека.

Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека. По темпераменту люди делятся на четыре группы: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Чертами характера становятся только устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. Так черты характера выражают отношение личности к труду (трудолюбие, добросовестность, инициативность), к другим людям (общительность, чуткость, отзывчивость), к самому себе (чувство собственного достоинства, скромность) и к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость).

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься. Понимание своих способностей любому человеку поможет при самореализации.

В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя. Таким образом, в основе направленности лежит мотивация каждого человека.

Интеллект можно определить как способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде. Определение интеллектуальности важно для того, чтобы определить уровень способностей человека оценивать ситуацию, принимать решения и регулировать свое поведение.

Эмоциональность отражает отношение человека к внешним воздействиям. Важно не только понимать свои эмоции, но и уметь ими управлять.

Коммуникабельность — одна из самых важных и сложных черт характера, которая определяет способность человека взаимодействовать с обществом. Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса.

Самооценка — это субъективная оценка своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

После прохождения тестов психолог проводит оценку результатов и составляет полное описание особенностей характера человека, а также дает рекомендации, в каком направлении надо работать над собой.

Составление психологического портрета – очень важный процесс. Он помогает понять и принять себя, свои сильные и слабые стороны, ориентироваться на свои внутренние ощущения и потребности, а не на навязанные окружением. Тесты также помогут выявить способности, которые «спят» в человеке, открыть свои внутренние резервы и развивать их в дальнейшем.

Получить подробную консультацию и записаться на прием к нашим специалистам Вы можете в нашем медицинском центре

Главная » » Профессионально-личностный портрет психолога

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Длительное время российской психологии очень соответствовало народное изречение — «сапожник без сапог», потому что наименьшее внимание уделялось психологическому описанию профессии психолога. Однако в последнее время ситуация изменилась, и мы можем воспользоваться результатами проделанной коллегами работы для составления психологического портрета такого специалиста. Обратимся для этого к профессиограмме психолога, составленной Е. С. Романовой, данным, изложенным в диссертационной работе Т. Верняевой, и результатам проекта по описанию данной профессии, связанной с различными сферами прикладной психологии, выполненного в МГУ под руководством профессора Е. А. Климова.

Профессиограмма — это общее описание профессии.

Психограмма — психологическое описание наиболее желательных психических свойств для успешного выполнения деятельности.

Итак, базовые знания российского специалиста, как было видно из примерных учебных планов, составляют общественные или естественные науки, психология и педагогика.

Успешность обучения и будущей профессиональной деятельности обеспечивают хорошо развитые способности, а также выраженные склонности, интересы и личностные качества.

К необходимым способностям относятся:

• концентрация и устойчивость внимания;

• переключение и распределение внимания;

• образная и словесно-логическая память;

• образное мышление;

• кратковременная и долговременная память;

• коммуникативные способности — общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакт, умение слушать;

• вербальные способности — умение говорить четко, ясно, выразительно, грамотно выражать свои мысли;

• ораторские способности — умение убеждать и аргументировать;

• способность к самоконтролю.

Данная профессия относится к категории помогающих. Доминирует в ней социальный интерес, интерес к человеку, к людям, к взаимодействиям между ними. Кроме того, важен исследовательский (научный) интерес. Очень редко от профессионального психолога со стажем можно услышать, что он занимается исключительно научным исследованием, а люди, их беды, горести, проблемы, радости, успехи ему неинтересны. С моей точки зрения, это говорило бы о профессиональной непригодности такого специалиста.

Значимые интересы и склонности:

• интерес и уважение к другому человеку;

• склонность к сопереживанию;

• любознательность и обучаемость;

• творческое начало.

Психологическая помощь людям, участие в принятии ответственных решений, связанных с безопасностью человека, влекут за собой высокий уровень нравственности, личной ответственности за последствия профессиональной деятельности.

К необходимым личностным качествам можно отнести:

• высокую степень личной ответственности;

• терпимость (толерантность);

• тактичность и воспитанность;

• инициативность;

• стремление к самопознанию, саморазвитию;

• оригинальность, находчивость, разносторонность интересов;

• целеустремленность, настойчивость;

• интуицию, умение прогнозировать события;

• эрудированность;

• умение хранить тайну.

Однако существует и ряд качеств, препятствующих эффективной профессиональной деятельности в области психологии. Это:

• психическая и эмоциональная неуравновешенность;

• агрессивность;

• замкнутость;

• нерешительность;

• отсутствие склонности к работе с людьми;

• неумение понять позицию другого человека;

• ригидность мышления, неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды;

• низкий интеллектуальный уровень развития;

• низкий уровень психологической культуры.

Психологические знания сегодня становятся все более востребованными в различных сферах человеческой жизнедеятельности в образовании, медицине, политике, экономике, маркетинге, рекламе, культуре, искусстве, в области проектирования сложной техники и разрешения межнациональных конфликтов.

Профессиональными сферами для психолога выступают области приложения его специальных знаний:

• социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых, инвалидов, детские центры творчества, досуга);

• образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы);

• учреждения по подбору и отбору персонала (кадровые агентства, центры занятости, центры профориентации);

• медицинские учреждения (больницы, поликлиники, наркологические центры, реабилитационные центры);

• психологические консультативные службы, психотерапевтические службы, службы телефона доверия;

• правоохранительные органы (суды, детские приемники распределители, колонии, прокуратура, районные отделения внутренних дел);

• службы МЧС, службы спасения;

• военные организации;

• эргономические подразделения, промышленные предприятия;

• миграционные службы.

При этом доминирующими видами деятельности специалиста будут:

• исследование развития психики и закономерностей психических процессов;

• изучение общих закономерностей развития людей разного возраста;

• изучение внутреннего мира и поведенческих особенностей человека;

• изучение поведения людей в малых и больших группах;

• изучение вопросов, связанных с творческой деятельностью людей, особенностями их восприятия, эмоциональной сферы;

• изучение особенностей деятельности человека в различных сферах труда;

• изучение особенностей поведения человека в стрессовых ситуациях;

• изучение особенностей судебного процесса, мотивов поведения преступника, разработка мер профилактики преступности;

• построение программ обучения детей разного возраста;

• информирование клиента о его состоянии и особенностях поведения;

• психологическое консультирование, направленное на оказание помощи человеку в разрешении трудных ситуаций, конфликтов;

• профилактика и коррекция нежелательных проявлений психики и поведения человека, а также закрепление желательных свойств и поведенческих особенностей;

• профессиональный отбор и подбор кадров;

• помощь в формировании карьерного плана и психологическое сопровождение карьеры:

• организация групповой работы, проведение тренингов;

• осуществление медиаторских (посреднических функций);

• исследовательская аналитическая работа;

• адаптация психодиагностических методик к условиям реальной практики.

Современная психология становится кассовой профессией. Ее отрасли и практическое применение имеют свою специфику, которую непросто опознать абитуриентам и их родителям и даже студентам-психологам младших курсов, стоящим перед выбором специализации. На факультете психологии МГУ была начата работа в рамках проекта «Психология как профессия» (руководитель — профессор Е. А. Климов): силами студентов был проведен сбор профессиографической информации о работе психологов. Описания профессиональной деятельности психолога-практика были сведены в три группы, соответствующие сферам общественной жизни, — «Общее и профессиональное образование и социальная помощь населению», «Здравоохранение» и «Производственные организации». Эта база данных будет пополняться; с собранными материалами можно познакомиться на сайте, где представлены материалы данного проекта.


Психологическая адаптация
Психологические факторы
Психологическое обеспечение
Психология женщин
Психология мужчин


| | Вверх