Психологическое здоровье школьников

При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе наряду с рациональной организацией учебного процесса значительная роль принадлежит также взаимоотношениям учителя с учениками. Этот фактор особенно важен на начальном этапе обучения детей, когда «погода в классе» зависит, прежде всего, от педагога и во многом определяет степень психологической адаптации детей к школе.

Переход ребенка из детсада в школу психологи характеризуют как особо сложный в его эмоционально-личностном развитии.

Классическая педагогика, многочисленные публикации последних лет, практика школьной жизни, профессиональный и родительский опыт убеждают нас в том, что учеба должна приносить детям радость, желание познавать мир и протекать на фоне положительных эмоций, исключая психотравмирущие ситуации. Уклад школьной жизни, организация учебного процесса должны быть подчинены цели создать в классе психологический комфорт. Школьнику должно быть радостно каждое утро идти в школу, приятно и комфортно в классе, на уроке — тогда и результаты будут лучше, а личность будет развиваться всесторонне и гармонично.

РОЛЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

О роли школы в формировании нервно-психического здоровья учащихся написаны многочисленные статьи и монографии, авторами которых нередко являются педагоги и психологи. Это показатель того, что проблема нервно-психического благополучия школьников, а вернее — его отсутствия, видна невооруженным глазом. Ее актуальность подтверждается данными о состоянии нервно-психического здоровья детей.

Один пример. Так, уже на начальной ступени обучения в структуре морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний современных младших школьников второе место принадлежит нарушениям нервно-психической сферы, причину которых, по мнению многих исследователей, следует искать и в школьной жизни в том числе. Сегодня есть все основания считать эти нарушения здоровья наряду с нарушениями опорно-двигательной системы и близорукостью школьно-обусловленными.

Психологической дискомфорт в школе проявляется в ухудшении успеваемости детей. Известный педагог В.А. Сухомлинский указывал на то, что у 85 % всех неуспевающих детей главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома. Как справедливо указывает педагог и исследователь Г.Ю. Ксензова, педагогика, построенная на принуждении, порождает у всех участников педагогического процесса тревожность, боязнь оказаться несостоятельными, подвергнуться публичным санкциям или осмеянию. Стремление к доминированию, властолюбие нередко служит оправданием самых благих педагогических намерений. Последствиями авторитарной, принудительной педагогики можно считать и тот факт, что, по данным Министерства образования и науки РФ, 40 % детей не хотят ходить в школу, 50 % учащихся не удовлетворены своими знаниями и только 10 % радуются встрече с учителями. Такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, все чаще присутствуют в психологическом портрете детей дошкольного и школьного возраста.

Причина прогрессирующей невротизации школьников, по мнению многих авторов, заключается в том, что значительную часть своей жизни ребенок проживает в стрессогенной среде. Болезненные переживания ребенка в связи с унизительными эпитетами, страхом оказаться несостоятельным на фоне сниженных функциональных возможностей и большой учебной нагрузки способствуют формированию болезненных нарушений психики. По этой причине существенная доля детских неврозов имеет дидактогенную природу.

По мнению исследователей Н.М. Иовчук и А.А. Северного, за последние десять лет среди наблюдаемых ими детьми «отмечается неуклонный рост тяжелых и затяжных депрессивных состояний, определенно связанных со школьным обучением, а именно с неадекватностью воспитательных мер, несправедливым отношением учителя, в том числе занижением оценок, применением физического и психического насилия». Еще пять-восемь лет назад такие состояния встречались единично, то в течение последних двух-трех лет психиатры наблюдают десятки дидактогенных депрессий, названных так из-за их тесной связи со школьным фактором, а с точнее — с «фактором учителя».

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ?

Несмотря на накопленные отечественной педагогической наукой технологии и методы преподавания, в большинстве школ России доминирует авторитарный стиль обучения. Между тем для авторитарной педагогики характерна стрессовая воспитательная стратегия формирования личности, деспотизм и подавление естественной активности ребенка.

Напряженность, эмоциональный дискомфорт, снижение активности приводят к снижению работоспособности, гасят интерес к учебе и искажают формирование личности ребенка. Дети, которых учитель все время осуждает, порицает, стремятся избегать контактов со своим наставником, стараются привлекать как можно меньше внимания, предпочитают пассивные формы работы. Недальновидная тактика учителя оборачивается не только частичным, но и полным исключением ребенка из учебной работы, способствует деформации его характера, формированию таких черт, как робость, пассивность, скрытость.

Существуют объективные данные о том, что в классах с авторитарным, недоброжелательным педагогом выше заболеваемость и число вновь возникающих неврологических расстройств, чем в классах со спокойным, внимательным педагогом. В одной из публикаций психолог В. Петрушин приводит результаты опроса детей из разных регионов России на предмет того, у какого учителя они больше всего хотели бы учиться. Одно из первых мест занял ответ учащихся разных возрастов: «У такого, который бы не кричал». Подробно анализируя последствия столь распространенного в наших школах явления, автор справедливо замечает, что помимо чувства страха, обиды, недоумения, злости, устрашающий крик «вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, в результате чего сознание ребенка оказывается неспособным к формированию точных понятий».

Для авторитарного педагога командный и громкий голос один из основных способов показать свое превосходство над подопечными, повысить свой социальный статус. Между тем самый комфортный для человека уровень шума — 10 дБ. Так журчит ручей и шумит листва. Обычный разговор спокойным тоном — это 40 дБ, 70 дБ — это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного действия.

Родителям на заметку. Авторитарный, эмоционально несдержанный, повышающий голос преподаватель способен нанести серьезный вред нервно-психическому здоровью ребенка. В итоге интерес школьников к учебе заметно падает, возникает страх быть публично осмеянным, да и общий уровень здоровья снижается.

В санитарных правилах, регламентирующих жизнедеятельность общеобразовательных учреждений, нормируемый уровень шума составляет не более 60 дБ. Следует сказать о том, что у людей, регулярно подвергающихся воздействию шума, чаще возникает не только тугоухость, но и такие серьезные недуги, как язвенная болезнь, гипертония, неврозы. А у тех, кто уже обзавелся этими и другими хроническими заболеваниями, сильный шум может вызвать их обострение. Это касается не только детей, но и самого кричащего. Замечено, что у кричащего педагога начинают кричать ученики, вольно или невольно перенимая стиль общения.

ВЗАИМОУВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ — ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ

Нелегкая профессия педагога относится к числу наиболее эмоционально напряженных, лидируя среди других, чья деятельность непосредственно связана с людьми. Доля непосредственного контакта с детьми занимает у педагогов до 77 % рабочего времени и требует выдержки, самообладания, эмоциональной устойчивости, особенно в современном мире, когда большинство школьников имеет нарушения в состоянии здоровья. От педагога, особенно начальных классов, во многом зависит отношение школьника к учебе и школе вообще.

Результаты наших наблюдений в одном из классов начальной школы, где занятия вела учительница с ярко выраженным авторитарным стилем преподавания, подтверждают негативное влияние такого рода педагогических воздействий на состояние здоровья и самочувствие детей.

Психологический дискомфорт, который испытывали учащиеся на уроках в классе авторитарного педагога, снижал продуктивность учебы, увеличивал затраты времени на подготовку уроков, создавал дефицит сна, сокращал время прогулки. Следует отметить, что дети из этого класса характеризовались психологом как обладающие высоким развитием школьно-необходимых функций и до прихода нового авторитарного педагога этот коллектив отличался наиболее высокими показателями по сравнению со сверстниками других классов.

А ведь повышенная чувствительность организма младших школьников к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессовой тактикой педагога, приводит к снижению работоспособности, накоплению утомления, повышению уровня их невротизации и, в конечном счете, создают идеальные условия для развития нервно-психических заболеваний.

Однако характеристики психологического здоровья современного учительского корпуса неутешительны: у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами.

Обратите внимание. Для учителей с 15–20-летним стажем, а таких в школе большинство, характерны ранние «педагогические кризы». Поэтому школьные педагоги на сегодняшний день нуждаются в не меньшей социальной и психологической защите, чем их ученики.

Акцент на доброжелательном, уважительном и справедливом отношении к ученику — важная составляющая профилактики нарушений как в состоянии здоровья детей, так и педагогов. Кроме того, вопросы обеспечения эмоционального комфорта ребенка в школе должны занять свое место при проведении повышения квалификации учителей и быть одним из важных критериев при оценке проводимых в российских школах инновационных преобразований школьного образования.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретический анализ исследований психологического здоровья в образовании………………………………………………………………………………..5

  1. Психологическое здоровье как социально-психологическое и педагогическое явление………………………………………………………………………………….5
  2. Психологическое благополучие — основа психологического здоровья

школьников……………………………………………………………………………..6

Выводы по первой главе……………………………………………………………………7

ГЛАВА 2. Исследование особенностей психологического здоровья

школьников…………………………………………………………………………………8

2.1. Модель построения и интерпретация результатов……………………………………8

Выводы по второй главе……………………………………………………………………..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..11

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………….

Введение

Актуальность

Здоровье всегда считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости, благополучия человека. Психология здоровья сегодня развивается достаточно интенсивно в изучении условий, способствующих и препятствующих сохранению психологического здоровья человека. Одно из условий связано с особенностями образовательной среды, в которой молодой человек получает образование. В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей: во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждаются в коррекционной помощи, во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек, 75% из них имеют хронические заболевания, среди мальчиков 35%, в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Сегодня стремительное снижение здоровья школьников отмечается медиками, социологами, педагогами, вызывает острую тревогу всех мыслящих взрослых.

Моя исследовательская работа актуальна, так как очень важно привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

Объект исследования: психологическое здоровье учащихся.

Предмет исследования: факторы, влияющие на психологическое здоровье и психологическое благополучие.

Гипотеза: мы полагаем, что если у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся.

Цель работы: выявление уровня психологического здоровья учащихся 12-16 лет МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной»

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психологических исследований литературы по изучаемой проблеме;

2. Осуществить практическое исследование.

Методы исследования:

изучение специализированной литературы

методы психологической диагностики

метод психологического анализа и интерпретации

использование Интернет — ресурсов

Экспериментальная база исследования. Исследование было проведено на базе МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной». В исследовании приняли участие 36 подростков.

Практическое значение работы заключается в том, что она может быть использована в качестве теоретического пособия для старшеклассников, классных руководителей и родителей.

Структура и объем работы. Работа изложена на 9 страницах и состоит из введения, двух глав и заключения. Список литературы содержит указания на 18 источников. В конце работы даны приложения с материалами комментирующего и сопроводительного характера.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ исследований психологического здоровья в образовании.

  1. Психологическое здоровье как социально-психологическое и педагогическое явление.

Психологическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В психологии данное понятие трактуется как «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности». Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, М.Р. Битянова, А.М. Степанов, и др.) Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть.

Что значит быть психологически здоровым человеком? А. Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих психически здорового человека: человечность, уверенность в себе, самообладание, потребность в знаниях, потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).

Под психологическим здоровьем, по мнению И.В. Дубровиной, понимаются психологические аспекты психического здоровья, то есть то, что относится к личности в целом. Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества. В качестве центральной характеристики психологически здорового человека является способность к саморегулированию, адаптации к благоприятным и неблагоприятным условиям, воздействиям. Основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:

  • состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность

1.2 Психологическое благополучие — основа психологического здоровья школьников.

Психологическое благополучие является одной из основных целей образования. Исследование психологического благополучия детей и подростков началось относительно недавно. У. Бронфенбреннер попытался объяснить внутренние характеристики взаимодействия между психологическим благополучием и образованием. Если процесс школьной жизни связан с положительными эмоциями, то в таком случае учебное заведение становится позитивным социальным институтом и способствует психологическому благополучию.

Одним из самых надежных оснований исследования детского и подросткового психологического благополучия является склонность соотносить положительную самооценку и самоэффективность с восприятием удовлетворенности жизнью Ш. Салдо и Э. Шейффер выявили, что подростки, демонстрирующие зависимость между высокой эмоциональной регуляцией и социальными и академическими способностями, также показывают повышенный уровень психологического благополучия. Большинство исследований показывают, что отношение самоэффективности к психологическому благополучию является однонаправленным. Другими словами чувство самоэффективности влияет на уровень благополучия. Например, в исследовании китайских школьников было обнаружено, что самовоспринимаемая компетентность по основным предметам тесно связана с текущей удовлетворенностью жизнью и предсказывает глобальную удовлетворенность жизнью спустя 7 – 9 месяцев. Другими личностными характеристиками, связанными с психологическим благополучием, являются оптимизм и высокие личностные стандарты. Подростки, которые ожидают более позитивные результаты в своей учебной деятельности, и те, которые имеют высокие личностные стандарты, также демонстрируют и повышенную удовлетворенность жизнью.

На психологическое благополучие учащихся влияет также уровень социальной поддержки со стороны родителей, учителей, одноклассников и близких друзей. Финские психологи К. Яронен и П. Онстедт-Курки выделили следующие социально- психологические факторы психологического благополучия:

(а) безопасность и комфортность домашней среды,

(б) атмосфера любви, характеризующаяся семейными радостями,

близостью и гармонией;

(в) открытость и доверительность межличностных взаимосвязей;

(г) родительский контроль и включенность в жизнь детей или подростков;

(е) чувство значимости в семье,

(е) семейная поддержка отношений с людьми и видов деятельности детей за границами

Другими аспектами школьной среды, положительно связанными с удовлетворенностью жизнью, являются наличие внеклассных мероприятий и чувства привязанности учащихся к своему учебному заведению.

Положительные отношения со сверстниками представляют собой третий социально-психологическую переменную, которая взаимосвязана с высокой удовлетворенностью жизнью. Учащиеся, которые сообщают о высокой удовлетворенности жизнью, также сообщают о более высоких уровнях привязанности к своим сверстникам. Я согласна с М.Р. Битяновой, которая выделяет такие факторы риска угрозы психологическому здоровью, как повышенная тревожность, депрессивность, агрессивность и неумение человека осознавать и адекватно выражать свои чувства, т.е. «эмоциональная» неграмотность. Однако именно эти факторы должны стать показателями психологического нездоровья детей и профилактика и коррекция именно этих факторов должны стать предметом заботы всех взрослых, работающих с детьми. Таким образом, психологическое благополучие состоит в удовлетворении экзистенциальных потребностей личности. Психологическое благополучие наступает тогда, когда человек стремится найти ответы на сложные вопросы жизни, такие как смерть, свобода, изоляция, бессмысленность, самотождественность и счастье. Чтобы формировать у школьника психологическое благополучие, необходимо обеспечить его вовлеченность в мотивационный поток.

Выводы по первой главе

Обобщая содержания теоретической главы, остановимся на важных для темы рабочих понятиях.

1. Психологическое здоровье – сложный комплексный многоаспектный феномен, основу которого составляет развитие личностной индивидуальности. Представители различных теоретических направлений определяют понятие по-разному. Сутью психологического здоровья является постепенное осознание и принятие растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности.

2. Психологическое благополучие учащихся является необходимым условием формирования учебной деятельности и становления субъекта. Зависит оно от чувства самоэффективности, от уровня социальной поддержки, от чувства привязанности к своему учебному заведению, от положительных отношений со сверстниками.

3. Факторами риска являются повышенная тревожность, депрессивность, агрессивность и неумение человека осознавать и адекватно выражать свои чувства, т.е. «эмоциональная» неграмотность

ГЛАВА 2. Исследование особенностей психологического здоровья школьников.

В предыдущей главе нами были рассмотрены теоретические аспекты психологического здоровья как проблемы психологии образования. Также нами выделены критерии, способствующие развитию психологического здоровья, и определена специфика представлений о психологически здоровом человеке в образовательной среде.

В данной главе, опираясь на результаты теоретического обобщения различных подходов, были поставлены следующие задачи:

1) провести диагностический этап исследования;

2) проанализировать и обобщить полученные результаты;

2.1. Модель построения и интерпретация результатов

В исследовании приняли участие 37 школьников МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной». Все учащиеся характеризуются разным уровнем учебной и социальной активности, успеваемости, а также отношением к ситуации обучения.

Рассмотрение каждой диагностической процедуры осуществляется по следующему плану:

• краткая характеристика метода;

• обоснование выбора методики.

Для исследования психологического здоровья, в соответствии с выделенными критериями были использованы следующие методики:

для исследования тревожности — методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша. Методика включает ситуации трѐх типов:

1. ситуации, связанные со школой;

2. ситуации, актуализирующие представления о себе;

3. межличностное общение.

Проведя исследование и проанализировав результаты, я сделала следующий вывод: у 40% обучающихся школьная тревожность, у 30% обучающихся самооценочная тревожность, у 30% обучающихся межличностная тревожность, причѐм у девушек в 1,5 раза межличностная и школьная тревожность выше, чем у юношей, а у 6 юношей уровень самооценочной тревожности в 1,2 раза выше, чем у девушек. Высокий уровень тревожности у большинства старшеклассников, при этом самый высокий – в 9 классе.

Проведенные исследования показали, что повышенные требования к уровню знаний учащихся старших классов в связи со сдачей ЕГЭ и ГИА и установочной целью поступить в вуз, колледж создают условия для возникновения новых учебных факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье. Напряженность, эмоциональный дискомфорт – это та причина, которая сначала приводит к излишней тревожности, а в дальнейшем — к снижению работоспособности, повышению утомляемости, нарушению сна учащихся и, как следствие, препятствует их учебной деятельности. Снижение результативной деятельности старшеклассника, в свою очередь усиливает его эмоциональное напряжение и тревожность, таким образом, возникает порочный круг. Высокий уровень тревожности может провоцировать различные функциональные нарушения невротического характера.

Именно на этой стадии особенно важно применять меры первичной профилактики, направленные на предупреждение невротических расстройств у старшеклассников. Нервно-психическое состояние уч-ся 5-11классов проверялось с помощью цветового теста Люшера, наблюдаются ли отклонения от аутогенной нормы? АТ-норма — определенная последовательность выбора цвета (красный, жѐлтый, зелѐный, фиолетовый, синий, коричневый, серый, чѐрный). По мнению Люшера АТ-норма – это своеобразная мера гармоничности или внутренней оптимальности нервно-психического состояния человека. Результат:

у 33% уч-ся выраженное состояние; у 48% уч-ся – устойчивое; у 19% уч-ся– средне-статистическое.

С этой же целью была использована анкета «Оценка напряжённости». По данным этой анкеты 40 % школьников находятся в зоне риска. Особенно повышенный уровень напряжённости в ситуациях, связанных со школой. Настораживает тот факт, что 38% обследованных согласились с пунктом анкеты «Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости». Соответственно можно сделать вывод, что у этих детей нет чувства ответственности, не развита эмоционально – волевая сфера.

Мы решили проследить уровень успеваемости, протестированных обучающихся. Получили следующие данные. Всего протестировано 37 школьников, из них 15 отличников и хорошистов, что составляет 40 % данной группы. Мы можем предположить, что 60%, находятся в зоне риска.

Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, в нашем случае тревожность, эмоциональная напряжённость, эмоциональный дискомфорт, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся.

Выводы по второй главе

С помощью данных методов были получены следующие результаты: у значительной части обучающихся наблюдается факторы нарушения психологического здоровья, что может привести в дальнейшем к невротическим расстройствам. Это напрямую связано с качеством знаний. данных детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для достижения указанной цели нами были поставлены и решены исследовательские задачи.

Теоретические задачи исследования:

  • Провести теоретический анализ психологических исследований литературы по изучаемой проблеме;
  • Осуществить практическое исследование.

В процессе теоретического анализа были рассмотрены основные подходы к пониманию проблемы психологического здоровья. Были выделены обобщенные характеристики психологически здоровой личности: человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией, он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. В процессе теоретического обзора было выяснено, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. В образовательном учреждении психологическое здоровье обеспечивается тем, что взрослые помогают растущему человеку находить достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым при благоприятных условиях все более гармонизируются на каждой возрастной ступени.

В результате практической части было обнаружено, у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, в нашем случае тревожность, эмоциональная напряжённость, эмоциональный дискомфорт, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся. Большой процент школьников находится в зоне риска. Особенно повышенный уровень напряжённости в ситуациях, связанных со школой.

Дальнейшую работу по данной теме мы видим в тщательном исследовании уровня социальной поддержки со стороны родителей, учителей, одноклассников и близких друзей, знакомстве администрации школы с полученными данными, создании из числа старшеклассников «Скорой психологической помощи», привлечении членов детской организации «Созвездие» к поддержке детей с высоким уровнем тревожности, внедрении разработанной системы развивающих занятий как элемента в систему образовательного процесса.

Список литературы

Проблема психического здоровья школьников не нова. Педагоги и психологи постоянно сталкиваются с детьми, имеющими много трудностей в школе. Их список очень широк, если учесть, что не все говорится учителю, психологу, родителям. Многие школьники вообще скрывают свои переживания, но их поведение меняется в худшую сторону, они начинают плохо учиться. Наказания за это только усугубляют проблему.

Психическое здоровье для развития младшего школьника имеет особое значение по нескольким причинам. Прежде всего, необходимо выяснить, какие области психической жизни следует иметь в виду при анализе психического здоровья, какие механизмы вызывают его нарушение, каковы формы психического нездоровья, как следует помогать школьнику в этом случае и пр.

В научной литературе термины «психологическое здоровье» и «психическое здоровье» по содержанию различаются. Психическое здоровье – состояние психических процессов, функций, механизмов, его вызывающих; психологическое здоровье относится к личности в целом, находится в связи с проявлениями психики в целом. Один из основателей изучения психологии здоровья школьников И. В. Дубровина так разделяет эти понятия: «Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка па всех этапах детства. Забота о психологическом здоровье означает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Психологическое здоровье позволяет личности стать самодостаточной, если в своем поведении и отношениях она все больше ориентируется не на извне задаваемые нормы, а на внутренние осознанные самоориен- тиры. Задача взрослых – психологов, педагогов, родителей – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира». Однако, с нашей точки зрения, более удачным понятием является все-таки психическое, поскольку именно в нем отражается состояние свойств, отношений, особенностей взаимодействия личности с окружающим миром и ее самоотношение.

Отношения личности с другими людьми влияют на ее благополучие. В. Н. Мясищев обнаружил, что источником нарушений в личности, многих форм ее патологии выступают трудовые, социально-бытовые, семейные и другие отношения, которые изменяют планы, влияют на ценности, становятся препятствием для исполнения желаний. Особенно важно понимать отношения людей, когда один испытывает к другому любовь, а другой – с трудом скрываемую ненависть или когда кто-то неадекватно себя оценивает. Этот выдающийся ученый подчеркивал важность психологической атмосферы для раскрытия природных задатков, особенно в сензитивные периоды развития личности и при создании условий для творчества.

В работе «Личность и неврозы» В. Н. Мясищев показал значение отношений при отклонении психического здоровья. Человек здоров тогда, когда личность как ансамбль отношений и организм развиваются гетерохронно. Дело в том, что отдельные свойства личности, как и организма, развиваются различно, в разное время, т.е. они имеют неодинаковую зрелость. Поэтому сложно решать, имеет ли человек психическое здоровье при скрытой или стертой аномалии его психических функций. Нс просто диагностировать состояние психического здоровья и в доклинических стадиях заболевания. Здесь большую помощь могут оказать психологи, которые при помощи тонких диагностических методов могут установить симптомы нарушений.

В. Н. Мясищев особо отмечал целостность психического склада личности. «Так, свойство устойчивости – неустойчивости относится к отношениям, к состояниям, к характеру деятельности. Свойства отношений, состояний и деятельности выступают как свойства личности».

Изучая патологии развития личности и патологические реакции, В. Н. Мясищев уточняет некоторые расстройства: расстройства образцов (паттернов) поведения (неадекватная, циклотимная, параноидная); расстройство свойств личности (эмоционально-неустойчивая, пассивно-агрессивно- обсессивно-компульсивная и др.); социопатические реакции (антисоциальное, диссоциальное, наркомания, алкоголизм); специальные расстройства (расстройства речи, энурез и др.). Он считает, что при характеристике отклонений или стертых симптомов надо учитывать общий реактивно-динамический фон – астенический, депрессивный, лабильный, стенический с недостатком самоконтроля. Надо принять во внимание структурные характерологические особенности (сензитивность, диспропорции в виде фантастического или импульсивного, внутренняя противоречивость). Важно установить, как в истории развития взаимоотношений данного лица с другими возникают и формируются психопатические черты характера.

Один из компонентов нарушений нормальной, здоровой личности – отсутствие доминирующих тенденций: эгоистических проявлений, которые возникают в неблагоприятных социальных условиях или в результате конфликтов с окружающими людьми. Болезненная сила реакции на внешние события или переживания (смерть близкого человека, измена супруга, несправедливое осуждение, клевета, оскорбление, потеря средств к существованию, разнообразные конфликты с людьми и пр.) приводит к психическим травмам. Психопатия буквально означает «страдание психики», а невроз – «нервную болезнь».

В. Н. Мясищев при рассмотрении полноценных и неполноценных сторон личности выделил четыре типа сочетания ее биологических и социальных свойств:

  • 1) тип социально и биологически полноценный;
  • 2) социально полноценный при биологической неполноценности;
  • 3) биологически полноценный, но социально неполноценный;
  • 4) социально и биологически неполноценный.

По В. Н. Мясищеву, психическое здоровье личности определяют такие особенности:

  • – уровень и содержание активности;
  • – уровень развития и характер способностей и самооценки;
  • – доминирующие отношения, интересы и привязанности к людям;
  • – нравственное развитие, выраженное в способности подчинять личное требуемой ситуации;
  • – характер убеждений;
  • – цельность личности (соотношение принципов и поступков);
  • – способность к усилию и самообладанию и в чем она выражается;
  • – устойчивость личности и в чем она выражается;
  • – выносливость к трудностям и сопротивление внешнему принуждению.

Понятие психического здоровья школьника было введено Всемирной организацией здравоохранения в 1979 г. В докладе экспертов этой организации «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» указывается, что нарушения психического здоровья связаны с соматическими заболеваниями и дефектами физического развития. Однако не меньшее значение имеют неблагоприятные факторы и стрессы, связанные с социальными факторами. Для нормального психосоциального развития нужна не только здоровая нервная система, но и спокойная обстановка в семье. Обращается внимание на то, что необходимо удовлетворять эмоциональные потребности ребенка, беседовать и играть с ним. Одновременно с этим следует давать ребенку больше самостоятельности и независимости, а также обеспечивать соответствующие условия обучения. В докладе констатируется, что многие дети таких условий не имеют.

Эксперты сообщили, что у многих детей в разных странах нет соответствующих условий даже для нормального физического развития, многие страдают от недостаточного общения. Важным было заявление о том, что дети, испытывая стресс в одной ситуации, справляются с ним в другой.

В те или иные периоды жизни дети испытывают эмоциональные расстройства, беспричинные страхи, нарушения сна. Как правило, они носят временный характер, затем проходят. Но у некоторых отмеченные признаки составляют основу дезадаптации и являются психическими расстройствами. Эксперты обращают внимание на то, что детство особенно важно для психического здоровья, которое зависит от обстановки, в другом возрасте внешние обстоятельства в этом случае менее важны. Именно детство отличается повышенной ранимостью, на фоне чего может развиваться нервно-психическое расстройство. При этом подчеркивается большее значение нравственной атмосферы школы, чем ее оборудования.

В литературе указывается на связь психического здоровья ребенка с условиями его жизни и особенностями личности. Например, А. И. Захаров отмечает: «Успешно лечить невроз ребенка можно, только поняв источники его происхождения, которые неразрывно связаны с личностными особенностями родителей, неправильным воспитанием и нарушенными отношениями в семье».

Можно полагать, что психическое здоровье школьника – это система свойств его личности, позволяющая ему найти равновесие между внешним и внутренним миром, сбалансировать свои желания и возможность их осуществления различными формами активности, которая востребована окружающими. Результатом психического здоровья является удовлетворение жизнью и умение преодолевать трудности без надрыва. Психически здоровый школьник чувствует комфорт, благополучие, ощущает свою значимость и полноценность, хочет достичь большего в значимой деятельности, каковой является учебная. В ее процессе формируются психические новообразования, находят удовлетворение потребности в соответствии с возрастом.

Психическое здоровье можно рассматривать как цель и как критерий эффективного воспитания и обучения школьников. Ни один ученик не равнодушен к тому, как он учится и каково ему в школе. При этом главная детерминанта психического здоровья школьника младших классов – это все же учитель, поскольку он особо значимая фигура для ученика. Учащийся младших классов ориентирован на мнение первого учителя. Его личность освещает все последующее пребывание в школе. Мать отходит на второй план. Ее замечание о том, что надо писать определенным образом, ученик отвергает как неприемлемое: «Нам Светлана Владимировна говорила, что надо так держать ручку и так писать», «Надо задачу решать другим способом, как мы делали в классе» и пр.

Бесспорно, психическое здоровье во всех этих случаях не исчерпывается взаимоотношениями с учителями, по все же сильно зависит от них. Следует подчеркнуть, что психическое здоровье – одно из условий оптимального образовательного процесса. В то же время образовательный процесс обусловливает степень психического здоровья школьника. Не каждому ребенку комфортно от пребывания в школе, от общения с каким-то учителем или учащимися. Часто нарушаются его права и автономия. Он их порой и не знает, а иногда путает с обязанностями и не может противостоять давлению несправедливых взрослых и сверстников.

Часто школьник живет по двойным стандартам морали и норм поведения, полагая, что ведет себя, как учили. Он не может объяснить свои ощущения и то, какова его жизнь. Считая, что речь идет о физическом самочувствии, отвечает: «Голова болит», «Хочу сильно есть или спать», «Я сильно устал, и мне неинтересно», «Я разбил коленку» и т.п.

Конечно, подобные ответы дают представление о психическом здоровье, но часто косвенное. Поэтому полагаем необходимым разобраться в содержании понятия «психическое здоровье».

Содержание понятия «психическое здоровье» образуют биологические и психосоциальные свойства личности и их соотношение с предъявляемыми внешним окружением требованиями при саморегуляции этого соотношения. Психического здоровья в отрыве от биологических и психофизиологических ресурсов ребенка не существует. В возрастной психологии учитывается положение, согласно которому ни один врожденный, генетически закрепленный признак не изолирован от личностных свойств. Соответственно, как считает С. Л. Рубинштейн, внешние обстоятельства (внешние условия) действуют на внутренние причины, а затем меняются местами: то, что было причиной, становится условием. Например, неустойчивая психика школьника, живущего в стесненных материальных условиях или кажущихся таковыми, может быть причиной асоциального поведения, что впоследствии может принести ему немало страданий.

Стоит отметить, что любое отклонение от нормального психического развития влияет на психическое здоровье школьника на каждом этапе его развития. Однако коррекция и психологическая помощь детям при различных типах дизонтогенеза приводят к выравниванию их возможностей и, как следствие, балансу между внутренними причинами и внешними обстоятельствами (условиями), т.е. к психическому здоровью. Причем характеристика тех или иных их свойств варьируется в зависимости от возраста, где они представлены в разных сочетаниях, и от изменений межфункциональных связей. Например, младший школьник с задержкой психического развития, оказываясь в условиях инклюзивного обучения, с помощью педагогов осознает себя равным другим детям, не имеющим такого типа дизонтогенеза. Его психическое здоровье меняется в лучшую сторону.

Поскольку психическое здоровье мы представляем как систему психических свойств, где согласованы и сбалансированы все процессы, происходящие во внутреннем мире личности адекватно требованию окружающего, можно выделить его системообразующие, главные, общие для всех признаки и признаки частные, менее типичные.

С нашей точки зрения, «тремя китами» психического здоровья детей являются: направленность и активность личности, соответствие ведущей деятельности возрастным особенностям и взаимодействие с окружающими.

Направленность может быть трех типов: на себя (эгоистическая), на деятельность (ребенок постоянно занят чем-то конструктивным) и общение с людьми (играет с детьми, разговаривает по телефону, идет на улицу и пр.). Деятельность характеризует психическое здоровье со стороны пассивности/активности, продуктивности/бесполезности, социально ответственного/асоциального поведения, даже криминального, спонтанности/продуманности, устойчивости/хаотичности. Общение характеризует психическое здоровье школьника в плане постоянства/непостоянства, длительности/кратковременности, доминантности/уступчивости и др. Далее следуют черты характера и воли, эмоций и чувств, мышления и воображения, психических состояний. Сочетание всех этих свойств составляет систему психических качеств, которыми можно описать психическое здоровье школьника.

Условно выделим три типа психического здоровья.

  • 1. Благополучное, хорошее психическое здоровье, когда личность характеризуется направленностью на конструктивную деятельность (чтение книг, добровольное занятие спортом, художественным или литературным творчеством, музыкой и пр.). При этом формируется ответственное отношение к самому себе, другим людям, с которыми приходится взаимодействовать. Активность деятельности позволяет школьнику отвечать за себя, помогать другим. Общение с другими детьми основано на общих интересах, будь то занятия плетением из бисера или рисование в студии. Интересы устойчивы, контакты относительно постоянны, результаты разных видов деятельности достаточно высоки или могут быть не столь внушительными, однако они вызывают благожелательное восприятие у других людей. Школьник становится значим в глазах сверстников. Ему нравится нравиться, это приносит большое удовлетворение самим собой. У ребенка хорошее, бодрое настроение, он все успевает делать. При этом как своеобразный стержень вырабатываются самопринятие, локус контроля, восприятие жизни как правильной, несущей много тепла и радости. Ведущей эмоцией является радость, чувства устойчивы, не противоречивы, настроение без перепадов. Можно сказать, что такой школьник природосообразен, естественен, открыт миру, так как в нем все гармонично, устойчиво. Со всеми он находит общий язык, его принимают как взрослые, так и сверстники, поскольку своей энергией, задором, разнообразными интересами он положительно зажигает других, которым становится нужен.
  • 2. Данный тип противоположен первому, гармоничному тину. Для него характерна непредсказуемость поведения. Направленность на окружающее – эгоистичная, наступательная и требовательная. Деятельность, которую выполняет такой ребенок, зависит от настроения и может быть деструктивной. Скажем, собирая конструктор (планер), ремонтируя велосипед и пр., не может довести дело до конца, злится, ругается, швыряет детали, не объясняет причину, потом бранится со всеми. Особенно достается тому, кто купил «плохой велосипед» – «нарочно», «назло ему». Никакие уговоры не помогают, напротив, он даже может сгрести все детали и колеса, вышвырнуть их в окно или мусоропровод. Не может заставить себя делать то, что не хочет, но то, что необходимо. Результаты деятельности низкие. Неаккуратен и небрежен. С трудом работает в группе, не доволен теми, кто поступает вопреки его мнению. Иногда с кем-нибудь дерется, не любит критики. Если с ним не соглашаются или запрещают что-то делать, настаивает на своем и обманывает родителей и учителей. Иногда берет чужое, якобы случайно положив чужой мобильный телефон себе в портфель. Бывают аффекты. При хорошем настроении начинает требовать поблажек, новых покупок, сколько бы они ни стоили. Выполнение его требований на какое-то время создает ему комфорт и благополучие. Тогда он с удовольствием общается со сверстниками. В учебной деятельности много проблем, прежде всего отсутствие желания учиться систематически. В четверти могут быть двойки. Неуспешен, но эгоистичность часто мешает принимать помощь. Поэтому обещания исправить двойки не выполняет из-за того, что не может и не хочет. Тем не менее такой человек не абсолютно равнодушен к результатам учебы. Но в контексте обсуждаемой проблемы его психическое здоровье определяется внутренним конфликтом с самим собой и окружающими, неудовлетворенностью, неумением радоваться малому и неспособностью ставить цели и идти к ним уверенно. Внутренний конфликт становится причиной одиночества, постоянного плохого настроения.
  • 3. Третий тип психического здоровья имеет смешанные черты первого и второго типов. Строго говоря, второй тип можно было бы назвать здоровым условно, с определенной оговоркой. Скорее, это пример отклонений в психическом здоровье. Однако довольно много подростков обладают психическим здоровьем именно второго типа. Внешне они могут скрывать плохое настроение, если в этом есть необходимость. Соответственно, можно говорить о недостатках воспитания. Мы склонны предполагать, что эгоистическая направленность личности школьников – следствие тяжелого физического развития или частых заболеваний в детстве, что требовало повышенного к ним внимания, большой заботы. Но как дозировать внимание и заботу о ребенке, как соотнести их с его свободой и ответственностью? Думается, эти вопросы в контексте психического здоровья ждут своих исследований.

Различные фрустрации свидетельствуют о нарушении психического здоровья. К условиям, при которых оно появляется, относятся:

  • – субъективное чувство тяжелого материального положения семьи;
  • – незаинтересованность родителей в будущем детей;
  • – неадекватный уровень требований к ребенку – заниженный или завышенный;
  • – несоответствие ценностей, декларируемых в семье и реализуемых на самом деле;
  • – отсутствие перспективы развития и возможности реализовать способности вследствие неблагоприятных семейных условий;
  • – диспропорции между уровнем возможностей и потребностей ребенка;
  • – неблагополучный социально-психологический климат, эмоциональный тонус и поведение членов семьи (алкоголизм, агрессивность, криминальность и пр.);
  • – неспособность родителей понять проблему ребенка и найти способы ее разрешения, самостоятельно или с помощью специалистов;
  • – слабые личностные и эмоциональные связи, приводящие к ценностно-смысловой дисгармонии в семье;
  • – наличие отрицательных эмоций у ребенка и их игнорирование родителями.

Психическое здоровье формируется в следующих случаях:

  • – адекватная самооценка детей;
  • – поддержка родителями своих детей;
  • – благоприятные социальные условия семьи;
  • – возможности выбора условий обучения соответственно способностям и потребностям ребенка;
  • – адекватный способностям уровень притязаний детей;
  • – наличие перспективы развития детей;
  • – возможность самореализации и активизации ресурсов детей;
  • – возможность компенсации слабых сторон личности младшего школьника за счет ресурсов – благодаря их семьям, а также коррекция нарушений стабильности, активности и благополучной социализации.

Психическое неблагополучие – один из источников нарушений психического здоровья. В отличие от фрустраций психическое неблагополучие проявляется не так часто и ярко. Кажущиеся само собой естественными и понятными для подросткового возраста плохое настроение, страх, а у детей – страх поступления в школу, одиночество или отсутствие друзей, особенно при переезде на новое место жительства, не являются признаками нарушенного психического здоровья. Однако если они повторяются часто и вызывают сильные переживания, вследствие чего у детей и подростков нарушаются сон и аппетит и их раздражение неадекватно, можно считать, что психическое здоровье нарушается. Поэтому отмеченные эмоциональные и другие проявления личности следует относить к психическому неблагополучию и считать их симптомом нарушения психического здоровья.

Расстройство настроения становится симптомом возможного нарушения психического здоровья, если наступает часто. Настроение – это устойчивое переживание средней силы. Переживания могут быть стеническими и астеническими, т.е. повышающими и понижающими жизнедеятельность человека. Если существуют частые перепады настроения от радостного до грустного или же возникает длительное астеническое состояние, это должно насторожить взрослых.

На базе дневного стационара ГБУЗ ОПНБ № 5, г. Магнитогорск проводится «Школа для родственников больных». Консультирование проводят заведующий ДС, врач психиатр совместно с медицинским психологом. Помимо этого осуществляется индивидуальное психологическое консультирование родственников больных. Члены семей пациентов имеют возможность обратиться с интересующими их вопросами относительно совместного проживания, особенностей течения болезни, межличностного общения и получить квалифицированную помощь по своим запросам.

Занятия проводятся по циклам.

№№

п/п

Тема циклов

Число

Месяц

Знакомство. Цели и задачи психиатрического просвещения. Определение информационных запросов родственников больных. Беседа о семье, ее функциях, проблемах, возникающих при заболевании одного из ее членов психическим расстройством.Семья и психическое расстройство: что может помочь семье в преодолении болезни.

Января

9,16,23,30

Психиатрия как медицинская дисциплина. Классификация психических расстройств, их распространенность, причины, течение, прогноз.Психология ее границы, проблемы и задачи.

Февраля

6,13,20,27

Лечения аффективных расстройств.Основные симптомы и синдромы психических расстройств.

Марта

6,13,20,27

Шизофрения: клиника, течение, прогноз.Некоторые наиболее распространенные психические нарушения: шизофрения, аффективные заболевания, невротические расстройства, связанные с воздействием внешних факторов.

Апреля

3,10,17,24

Выявление признаков рецидива заболевании.Как близким справиться с повседневными проблемами, которые возникают в процессе совместного проживания с психически больным человеком.

Мая

8,15,22,29

Лечение эпилепсия.Современная терапия шизофрении и аффективных нарушений.

Июня

5,19,26

Симптомы и синдромы психических заболеваний.Аффективные расстройства. Психотерапия при шизофрении и аффективных расстройствах.

Июля

3,10,17,24,31

Психологические проблемы в семьях, пути их решений.Некоторые психологические проблемы семей, в которых родственники страдают тяжелым психическим заболеванием . Пути их решения.

Августа

7,14,21,28

Современная система психиатрической и социальной помощи.Психологическая помощь: история и современное состояние.

Сентября

4,11 ,18,25

Общий обзор законодательства, касающегося оказания психиатрической помощи.Психосоциальная реабилитация: современный подход.

Октября

2,9,16,23,30

Права и льготы психических больных.Психопрофилактика (обзор документальных психологических фильмов)

Ноября

6,13,20,27

Психосоциальная реабилитация: основные понятия формы и методы работы. Помощь семье в реабилитации пациента.Методика тренинга социальных навыков.

Декабря

4,11,18,25

Дневной стационар ГБУЗ «ОПНБ № 5 » находится по адресу: г. Магнитогорск, ул. Рабочая 24 А.

Занятия проводятся каждую среду с 14:00 по 15:00, кроме праздничных дней. Подробная информация о работе школы для родственников по тел. 8(3519) 27-20-00