Работа с налогоплательщиками

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

Актуально на: 13 апреля 2017 г.

Структура Федеральной налоговой службы (ФНС) России может быть представлена в следующем виде (п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506):

  • руководство ФНС России;
  • структурные подразделения центрального аппарата ФНС России;
  • территориальные органы ФНС России.

Какое место в структуре ФНС занимает отдел регистрации и учета налогоплательщиков, а также отдел работы с налогоплательщиками и чем занимаются эти отделы, расскажем в нашей консультации.

Отделы учета и работы с налогоплательщиками

В структуре Управлений ФНС по субъектам РФ, инспекций ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекций ФНС межрайонного уровня обычно выделяются отделы, ответственные за те или иные направления работы налогового органа. Наряду с отделом учета и регистрации налогоплательщиков, отделом работы с налогоплательщиками выделяют, к примеру, следующие отделы:

  • отдел камеральных проверок;
  • отдел выездных проверок;
  • отдел урегулирования задолженности;
  • аналитический отдел;
  • юридический отдел;
  • отдел информатизации.

Состав конкретных отделов налогового органа зависит от его расположения и загруженности. Как правило, в налоговом органе выделяются несколько отделов камеральных и выездных проверок, а отдел регистрации и учета налогоплательщиков, напротив, может объединяться с отделом по работе с налогоплательщиками и именоваться, к примеру, отделом учета и работы с налогоплательщиками или вовсе отделом учета налогоплательщиков.

Расскажем о типичных направлениях деятельности отдела регистрации и учета налогоплательщиков и о том, чем занимается отдел работы с налогоплательщиками.

Основные направления деятельности
отдела регистрации и учета налогоплательщиков отдела работы с налогоплательщиками
— учет юридических и физических лиц;
— предоставление сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, реестра дисквалифицированных лиц;
— информирование налогоплательщиков по вопросам государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, учета налогоплательщиков
— прием и ввод отчетности (на бумажном носителе и в электронном виде), в том числе по телекоммуникационным каналам связи;
— сверка расчетов налогоплательщиков с бюджетом;
— информационно-разъяснительная работа с налогоплательщиками по вопросам применения налогового законодательства

Если вам необходимо связаться с отделом регистрации и учета налогоплательщиков или отделом работы с налогоплательщиками вашей налоговой инспекции, соответствующие контакты (включая номер телефона) можно найти в разделе «Контакты» на официальной странице налоговой инспекции в сети Интернет по адресу https://www.nalog.ru/.

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков в структуре Налоговой инспекции — это подразделение, которое часто объединяют с отделом по работе с налогоплательщиками. Обычно это те сотрудники и инспекторы, которые непосредственно контактируют с гражданами и юрлицами. В статье описаны его функции и назначение.

Отдел работы с налогоплательщиками — это одна из составляющих организационной структуры Федеральной налоговой службы РФ. Данное подразделение выполняет важные функции, его специалисты наделены серьезными полномочиями. О месте подразделения в системе ФНС и пойдет речь в статье.

Структура ФНС

Она может быть представлена в следующем виде (основа — Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 506 еще в 2004 году):

  • руководящий состав;
  • структурные подразделения центрального аппарата службы;
  • территориальные органы.

Эта схема приведена в п. 4 вышеупомянутого Постановления Правительства РФ. Отдел работы в налогоплательщиками входит в систему территориальных органов и взаимодействует с гражданами и организациями на местах. Это понятно из названия. Полномочия сотрудников определяются возложенными функциями и конкретными потребностями на местах. Отдел учета налогоплательщиков часто объединяют с другими структурными единицами в инспекциях. Об этом речь пойдет в следующем пункте.

Место в системе

Напомним, что в структуре органа есть не только большие Управления по субъектам РФ, межрайонные инспекции, инспекции по районам и городам, но и ИФНС по конкретным районам города, ИФНС по небольшим городам, не имеющим районного деления. Их руководство вправе организовывать работу в соответствии с конкретной ситуацией, количеством зарегистрированных плательщиков. В структуру обычно включают и отдел учета и работы с налогоплательщиками.

Обычно структурные подразделения территориального органа занимаются:

  • организацией и проведением камеральных и выездных проверок;
  • контролем и надзором за правильностью составления отчетности;
  • анализом информации;
  • работой с образовавшейся задолженностью и т. д.

Для каждого из направлений в структуре инспекции ФНС может быть организован профильный отдел.

В инспекциях, которые не являются слишком загруженными (в силу своего расположения, иных причин) в плане регистрации новых ИП и юрлиц, часто не выделяют отдельно отдел регистрации и учета налогоплательщиков. Чем занимается объединенное подразделение (чаще всего объединяют регистраторов, консультантов и специалистов по приему документов), рассмотрим в таблице.

Основные направления деятельности

По регистрации и учету

По взаимодействию с плательщиками

Регистрация и учет граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП, обработка информации, ее предоставление по запросам заинтересованных лиц, ведение реестра дисквалифицированных лиц.

Консультирование граждан и юрлиц по вопросам регистрации и постановки на учет.

Прием и первичная обработка отчетности (ее ввод), обеспечение поступления документации и информации по телекоммуникационным системам связи, по почте и на бумажных носителях.

Производство сверки расчетов с бюджетом.

Консультационная работа по вопросам применения законодательства в сфере налогов.

Таким образом инспекторы, которые принимают декларации и иные документы, запросы на выдачу информации из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, документы на регистрацию плательщиков, консультируют граждан и представителей юрлиц, производят сверку расчетов, они и являются работниками данного отдела. То есть все чаще всего непосредственно взаимодействующие с налогоплательщиками сотрудники (что и понятно из названия), за исключением проведения проверок и иных экстраординарных случаев.

Если нужно узнать их данные, место и время работы ИФНС, следует обратиться к официальному сайту службы, где есть все контактные данные и информация о времени работы и графике приема.

Работа с налогоплательщиками: региональные аспекты, формы и современные тенденции

2 декабря состоялось интервью с руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области Любовью Ивановной Круговой.

Тема интервью: «Работа с налогоплательщиками: региональные аспекты, формы и современные тенденции».

Организатор мероприятия: региональный партнер разработчика системы ГАРАНТ — компания «Плюс Гарантия»

Ведущая: Добрый день, Любовь Ивановна! Тема нашего сегодняшнего разговора касается той части деятельности налоговой службы, работа по которой в Тамбовской области, без преувеличения, масштабна и наглядна. Расскажите, пожалуйста, об ее отдельном и очень важном направлении — информационно-разъяснительной работе c налогоплательщиками.

Л. И. Кругова: Информационная работа строится в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы №99н, которым предусмотрено оказание государственных услуг по индивидуальному и публичному информированию налогоплательщиков.

Основанием для индивидуального информирования является обращение заявителя. Что касается публичного информирования, то оно осуществляется по инициативе налоговых органов и включает размещение информации на официальном сайте ФНС России и на информационных стендах, направление информации налогоплательщикам по телекоммуникационным каналам связи, проведение семинаров, «круглых столов» и других информационно-просветительских и обучающих мероприятий.

Налоговыми Тамбовской области для информирования налогоплательщиков успешно используют прогрессивные формы и современные технические средства.

Одним из эффективных способов информирования является проведение информационных кампаний. Для информирования широкого круга налогоплательщиков активно привлекаются средства массовой информации, интернет — ресурсы информационных агентств, а также средства наружной рекламы. Кроме того, активно используется информационная поддержка со стороны региональных и местных органов исполнительной власти.

В рамках информационных проектов наряду с уже ставшими традиционными кампаниями (декларационной кампании и кампании по имущественным налогам физических лиц), проводятся мероприятия, направленные на освещение других актуальных вопросов, например, представления отчетности по налогу на добавленную стоимость по телекоммуникационным каналам связи, а также на популяризацию электронных сервисов Федеральной налоговой службы.

Ведущая: На сегодняшний день гражданам доступны всевозможные форматы обращений, но все же, самый простой и доступный – это электронный. Какие формы электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками используется в настоящее время и в чем их преимущество?

Л. И. Кругова: Активное внедрение новых информационных технологий способствует расширению рамок электронного взаимодействия с налогоплательщиками. Для налогоплательщиков уже стали привычными получение услуг через Интернет и обмен документами в электронной форме. Большинство из них высоко оценивают удобство и продуманность процедур электронного взаимодействия с налоговыми органами.

В текущем году в Тамбовской области налогоплательщиками получено более 50 тысяч информационных услуг в электронном виде. Это справки о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, акты сверок расчетов и другие. По сравнению с предыдущим годом количество налогоплательщиков, обратившихся с запросами по телекоммуникационным каналам связи, увеличилось на 32 процента.

По состоянию на 01.10.2014 в Тамбовской области 97 процентов юридических лиц, ведущих финансово хозяйственную деятельность, представили налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи. У индивидуальных предпринимателей данный показатель превысил 93 процента.

Нашу жизнь сегодня трудно уже представить без Интернета, который существенно помогает экономить время и силы. Многие плательщики на практике убедились в преимуществах сдачи отчетности в электронном виде.

Во-первых, экономится рабочее время, обеспечивается оперативность и исключается необходимость личного контакта налогоплательщика с налоговыми органами.

Во-вторых, при сдаче отчетности в электронном виде процесс приема и ввода налоговых деклараций максимально автоматизирован, что исключает арифметические ошибки и описки. Кроме того, гарантируется оперативное обновление форматов представления информации в электронном виде.

В-третьих, за счет применения специальных средств шифрования достигается максимальный уровень защиты и конфиденциальности.

Еще одним важным преимуществом электронной технологии является возможность налогоплательщика оперативно получать от налоговых органов информационные услуги по телекоммуникационным каналам связи, чтобы координировать свою дальнейшую работу в дальнейшем.

Что касается работы самих налоговиков, то внедрение и использование электронного документооборота освобождает их от малоэффективной работы и способствует повышению качества налогового администрирования.

Ведущая: ФНС предлагает налогоплательщикам и пользователям своего официального сайта огромное количество электронных сервисов. Расскажите о них и получении с их помощью налогоплательщиками государственных услуг.

Л. И. Кругова: Сегодня мир стремительно меняется под воздействием информационных технологий. Федеральная налоговая служба является пионером в сфере развития и предоставления электронных услуг. Стать одним из самых динамично развивающихся органов государственной власти в сфере применения информационных технологий ей, в частности, помогают электронные сервисы. Они существенно упрощают взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами. Повышению эффективности и качества обслуживания налогоплательщиков способствует внедрение новых электронных инструментов.

В настоящее время на сайте Федеральной налоговой службы функционирует 38 Интернет-сервисов. Общее количество обращений пользователей к ресурсам электронных сервисов ФНС России в год составило свыше 580 миллионов.

Функциональные возможности электронных сервисов ФНС России позволяют налогоплательщикам общаться с налоговыми органами, не выходя из дома или не покидая служебного офиса.

Используя функциональные возможности сервисов, налогоплательщики, в частности, могут легко узнать часы работы своей инспекции и ее адрес, необходимую информацию для исчисления имущественных налогов, проверить, например, не входят ли в состав руководства их контрагентов дисквалифицированные лица, а также узнать, не является ли адрес юридического лица адресом массовой регистрации и так далее.

Начинающим предпринимателям адресован сервис «Создай свой бизнес». Пошаговая инструкция иллюстрирует полный цикл взаимодействия налогоплательщика — индивидуального предпринимателя или юридического лица с налоговой инспекцией на всем протяжении построения и развития бизнеса: от выбора режима налогообложения и осуществления процедуры государственной регистрации до процедуры ликвидации или реорганизации.

Одним из самых масштабных проектов и очередным шагом навстречу налогоплательщикам, призванным повысить качество предоставления государственных услуг, стал «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Выступая на заседании правительственной комиссии по использованию информационных технологий, руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Владимирович Мишустин, поставил высокую оценку данному сервису, отметив, что он является кульминацией взаимоотношений с налогоплательщиками.

С его помощью граждане могут просматривать информацию об объектах, принадлежащих им на праве собственности, оперативно получать уведомления на уплату имущественных налогов, контролировать состояние расчетов с бюджетом, чтобы оплачивать текущие платежи и налоговую задолженность, в том числе используя мобильную связь и интернет-банкинг.

Сегодня в России широкими возможностями Личного кабинета пользуется уже свыше 10 миллионов граждан. У нас в области к данному сервису подключились более 100 тысяч жителей, что составляет чуть более семи процентов от общего количества стоящих на учете физических лиц.

Аналогичный сервис уже работает и для юридических лиц. Здесь учтены все особенности их взаимодействия с налоговыми органами. Его основная цель – повышение качества обслуживания налогоплательщиков и развитие принципа экстерриториальности. В Тамбовской области его функционал используют около 200 организаций, и этот показатель постоянно увеличивается.

Таким образом, чтобы решить значительную часть вопросов по налогам, сегодня уже не нужно идти в инспекцию. Достаточно обратиться к специальному сервису на сайте Федеральной налоговой службы.

Ведущая:Любовь Ивановна, озвучьте, пожалуйста, в нескольких словах о проекте «Электронные брошюры ФНС России». Что полезного и содержательного найдет в них налогоплательщик?

Л. И. Кругова: Целью данного проекта стало предоставление налогоплательщикам максимально доступной информации по актуальным вопросам налогового администрирования. Раздел «Электронные брошюры ФНС России» содержит информационные материалы по налоговым вычетам, декларированию доходов физическими лицами, досудебному урегулированию налоговых споров и интерактивным сервисам ФНС России. Здесь также размещены налоговые путеводители с пошаговой инструкцией для индивидуального предпринимателя и юридического лица.

Все брошюры составлены таким образом, что разобраться в обозначенных вопросах сможет каждый пользователь. Оформленные в яркой и красочной форме, они адаптированы для читателей, не имеющих специальных знаний в области налогообложения, и написаны простым и доступным языком.

Например, с помощью брошюры «Декларирование доходов физическими лицами» можно подробно узнать в каком случае у граждан появляется обязанность подавать декларацию о доходах, как правильно ее заполнить и в какой срок должен быть уплачен налог на доходы физических лиц.

На страницах брошюры «Досудебное урегулирование налоговых споров» читатели, смогут найти ответ на вопрос о том, что в обязательном порядке обжалуется в налоговый орган перед обращением в суд.

Ведущая: Какие мероприятия, организованные налоговиками, нашли у налогоплательщиков положительные отзывы и были максимально им полезны?

Л. И. Кругова: В налоговых органах Тамбовской области ежегодно традиционно проводятся Всероссийские дни открытых дверей. Третий год подряд они сопровождают Декларационную кампанию по налогу на доходы физических лиц, а также кампанию по информированию граждан о законодательстве по имущественным налогам граждан.

Сотрудники налоговых органов помогают посетителям оперативно сориентироваться в вопросах налогообложения имущества и доходов физических лиц, а также информируют о наиболее востребованных сервисах Федеральной налоговой службы. По отзывам налогоплательщиков, проведение таких информационных акций делает процедуру уплаты налогов физическими лицами более открытой и понятной.

Недавно тамбовские налоговики в целях повышения налоговой грамотности подрастающего поколения будущих налогоплательщиков в преддверии своего профессионального праздника повсеместно провели уроки налоговой грамотности и рассказали учащимся о том, кому необходимо уплачивать налоги и на какие цели они идут. Как отметили сами школьники, подобные уроки помогают им осознать свою будущую роль в построении благополучного государства.

Ведущая: Любовь Ивановна, с какими вопросами налогоплательщики обращаются в налоговые органы именно в традиционной письменной форме, и какова статистика таких обращений?

Л. И. Кругова: В третьем квартале текущего года налоговыми органами области подготовлено и направлено в адрес налогоплательщиков более 800 ответов на письменные запросы.

Большая часть обращений, поступивших от юридических лиц, касалась порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, а также земельного налога. Большинство индивидуальных предпринимателей интересовались вопросами применения специальных режимов налогообложения. Учитывая, что на третий квартал приходится срок уплаты имущественных налогов физических лиц, большая часть вопросов от граждан была связана именно с налогом на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам.

Ведущая: Имеется ли у налогоплательщиков возможность получить консультацию по телефону?

Л. И. Кругова: Да, такая возможность имеется. Предоставление налогоплательщикам государственной услуги при индивидуальном информировании по телефону предусмотрено Административным регламентом Федеральной налоговой службы №99н.

Номера телефонов справочной службы налоговых органов области, используя которые граждане могут получить ответы на интересующие вопросы, касающиеся исчисления и уплаты налогов, размещены на региональном разделе сайта ФНС России «Контакты, обращения, адреса» и в территориальных налоговых органах области.

В период массовой уплаты налога на доходы физических лиц, а также имущественных во всех налоговых инспекциях области работают телефоны «Горячей линии», информация о которых, как правило, размещается в средствах массовой информации.

Несмотря на внушительные информационные массивы, размещенные на сайте ФНС России, часть налогоплательщиков предпочитают лично обращаться за необходимой информацией, связанной с исчислением и уплатой налогов, по телефону.

Только в 3 квартале текущего года по телефону и непосредственно в инспекции области за устными консультациями по вопросам применения налогового законодательства обратились свыше двадцати тысяч налогоплательщиков.

Одним из эффективных способ информирования является работа телефонов – автоинформаторов. С их помощью налогоплательщики круглосуточно имеют возможность получать информацию о режиме работы инспекции, порядке получения ИНН, о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также о налоговых ставках и сроках уплаты имущественных налогов и перечне документов, необходимых для получения имущественного и социального налоговых вычетов.

Ведущая: Могут ли налогоплательщики поставить свою оценку работе налоговых органов?

Л. И. Кругова: Инструментом социологического исследования обслуживания налогоплательщиков является размещенный на сайте Федеральной налоговой службы электронный сервис «Анкетирование». С его помощью налогоплательщики, в частности, могут оценить комфортность места оказания услуг, срок их предоставления, а также качество услуг, оказываемых в электронном виде.

Кроме того, у пользователей Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц имеется возможность выразить свое мнение о качестве полученных ответов на вопросы, которые были направлены в налоговые органы через данный информационный ресурс.

Ведущая: Любовь Ивановна, благодарим Вас за интересную беседу и желаем успешно завершить год!

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

Государственная регистрация является основополагающим условием функционирования любого юридического лица.

Обязанность осуществления государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица отражена в нормах действующего законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 51 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистраций. С этого же момента согласно п. 3 ст. 41 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации возникает правоспособность юридического лица, возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности данного юридического лица, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Значение института государственной регистрации для предпринимателя трудно переоценить. Так, например, единый государственный реестр юридических лиц, позволяет заинтересованному лицу получить достоверные сведения о прошедших государственную регистрацию юридических лицах. Таким образом, обеспечивается возможность получения дополнительной информационной поддержки организаций при выборе ими контрагентов для заключения договоров в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

На Отдел регистрации и учета налогоплательщиков возложены следующие функции:

  • 1. Государственная регистрация юридических лиц, в том числе принятие решения о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо об отказе в государственной регистрации;
  • 2. Ведение территориального раздела ЕГРЮЛ, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень;
  • 3. Учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков с применением ИНН/КПП, ИНН, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете.
  • 4. Ведение территориального раздела ЕГРН, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень
  • 5. Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации.
  • 6. Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях);
  • 7. Координация работ по инициированию процедуры ликвидации юридических лиц;
  • 8. Подготовка информации о налогоплательщиках для предъявления исков в судебных органах о ликвидации юридического лица или признании недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 9. Предоставление сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствующие государственные органы;
  • 10. Формирование для публикации сведений, содержащих ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными.
  • 11. Представление сведений из ЕГРЮЛ, в том числе копий документов, содержащихся в регистрационном деле, а также предоставление сведений из ЕГРН;

Участие в подготовке ответов на письменные запросы по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков;

Регистрация договоров коммерческой концессии;

Работа с информацией об открытии (закрытии) банковских счетов налогоплательщиков, поступающей из банков и от налогоплательщиков.

Инспекции ФНС России межрайонного уровня могут создавать территориально обособленные структурные подразделения и рабочие места в пределах штатной численности и фонда оплаты труда с возложением на них отдельных функций по государственной регистрации и учета налогоплательщиков.

Документы, необходимые при первичной регистрации юридических лиц.

Учредительные документы могу быть предоставлены в налоговый орган следующими лицами:

  • 1. учредителем юридического лица;
  • 2. руководителем юридического лица, выступающим учредителем регистрируемого юридического лица;
  • 3. иным лицом, действующим на основании доверенности.

Общий перечень документов, предоставляемых в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, определен в Федеральном законе от 08.08.2001 г. №128 — ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Перед тем как прийти в регистрирующий орган, необходимо уплатить государственную пошлину за государственную регистрацию. Государственная пошлина взимается в размере 2000 рублей (в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации). Реквизиты для уплаты государственной пошлины можно узнать на информационных стендах регистрирующего органа.

Квитанцию об оплате государственной пошлины необходимо приложить к следующему пакету документов: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. При этом заявителем, согласно ст.9 Федерального закона №129 — ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» могут являться следующие лица:

  • 1. руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица;
  • 2. учредитель (учредители) юридического лица;
  • 3. руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • 4. иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

После того как собран пакет вышеизложенных документов, нужно предоставить непосредственно в регистрирующий орган.

После того как регистрирующий орган получил пакет необходимых для регистрации документов, выдается расписка в получении документов в регистрирующем органе;

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. По истечении этого срока выдается свидетельство о государственной регистрации, либо решение об отказе в государственной регистрации.

Регистрирующий орган в срок не более, чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации предоставляет сведения о регистрации юридического лица в государственные органы:

  • 1. Территориальные органы Российской Федерации;
  • 2. Таможенные органы Российской Федерации;
  • 3. Территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации;
  • 4. Региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • 5. Территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике;
  • 6. Территориальные органы Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу;
  • 7. Территориальные органы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
  • 8. Федеральная служба по финансовым рынкам.

Постановка на налоговый учет в качестве налогоплательщика производиться в том же налоговом органе. Налоговая инспекция выдает свидетельство о присвоении идентификационного номер налогоплательщика (ИНН).

Регистрация в налоговых органах в качестве предпринимателя и налогоплательщика. Отказ в государственной регистрации.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в межрайонной налоговой инспекции МНС России №6 по Хабаровскому краю. Документы, которые необходимо предоставить при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя:

  • 1. подписанное заявление о государственной регистрации (с образцом заявления о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя можно ознакомиться в налоговой инспекции);
  • 2. копия паспорта для гражданина Российской Федерации, для иностранного гражданина и лица без гражданства;
  • 3. копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • 4. в случае, если предоставленная копия документа, удостоверяющего личность, не содержит сведений о дате и месте рождения, — копия свидетельства о рождении или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации;
  • 5. в случае, если предоставляемая копия документа, удостоверяющего личность, или документа, подтверждающего право временно или постоянного проживания в Российской Федерации, не содержит сведений об адресе, — подлинник или копия документы, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адреса места жительства;
  • 6. для иностранного гражданина и лица без гражданства — копия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации;
  • 7. нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности несовершеннолетним либо копия свидетельства о заключении брака несовершеннолетним, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным;
  • 8. квитанцию об уплате государственной пошлины за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Перечисленные документы могут быть представлены в налоговую инспекцию как непосредственно, так и направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Если документы, предоставленные в налоговую инспекцию непосредственно, то для налоговой инспекции достаточно будет копий таких документов, однако необходимо иметь при себе подлинники названных документов, чтобы подтвердить верность предоставляемых документов в копиях.

Если же физическое лицо отправляет документы в налоговую инспекцию по почте, то отправленные копии должны быть нотариально удостоверены.

О получении документов на регистрацию налоговым органом выдается расписка о их получении.

Если документы были поданы непосредственно, такая расписка должна быть выдана налоговым органом в день получения всех документов.

В том случае, если документы были направлены физическим лицом в налоговую инспекцию по почте, расписка высылается в течении рабочего дня, следующего за днем получения документов налоговым органом, по указанному физическим лицом почтовому адресу с уведомлении о вручении.

Рассмотрение предоставленных на регистрацию документов и регистрация в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется налоговой инспекцией в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов в налоговую инспекцию.

По результатам рассмотрения предоставленных документов налоговая инспекция либо осуществляет регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдает свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо отказывает в регистрации.

Отказ в государственной регистрации возможен только в следующих случаях:

  • 1. не предоставления перечисленных выше документов для государственной регистрации;
  • 2. предоставления документов в ненадлежащую налоговую инспекцию.

Данный перечень оснований для отказа является исчерпывающим. Поэтому если налоговый орган отказывает в регистрации каким — то иным основаниям, действия регистрирующего органа могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд (ст. 27, 28, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) в соответствии с правилами о подведомственности дел этим системам судебной власти. В случаи признания отказа в государственной регистрации незаконным суд своим решение обязывает соответствующий государственный орган совершить такую регистрацию (ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд рассматривает споры об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организация или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом.

Однако необходимо отметить, что арбитражный суд, рассматривая споры, связанные с государственной регистрацией, не подменяет собой государственные органы, на которые возложена обязанность регистрации. Так, если ранее суд в резолютивной части решения указал дату, с которой предприятие или предпринимательская деятельность граждан считаются зарегистрированными, то в настоящее время подход к указанной проблематике базируется на принципе, что суд не должен осуществлять административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти. Суд является органом по осуществлению правосудия, и на него могут быть возложены иные функции.

Для постановки на налоговый учет индивидуальный предприниматель должен подать в налоговый орган следующие документы:

  • 1. заявление на бланке (форма заявления утверждена приказом МНС Российской Федерации от 27.11.1998 года №ГБ-3-12/309 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц»);
  • 2. книга учета доходов и расходов (форма книги утверждена приказом МНС России от 28.10.2002 №ГБ-3-22/606). Такая книга заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ее ведения;
  • 3. если гражданину присвоен ИНН как физическому лицу, необходимо предоставить простую копию уведомления о присвоении ИНН или свидетельства;
  • 4. нотариально заверенная копия лицензии (для частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой);
  • 5. трудовая книжка, если нет основного места работы;
  • 6. если индивидуальный предприниматель хочет применять упрощенную систему налогообложения, необходимо подать заявление установленной формы (такая форма утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 года №ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»).

Налоговая инспекция выдает свидетельство о постановке на налоговый учет, а также делает свои отметки на оригинале свидетельство о государственной регистрации.

налогоплательщик учет федеральный регистрация

Функции отдела работы с налогоплательщиками

Прием налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, и бухгалтерской отчетности на бумажных и электронных носителях записи. Прием сведений о доходах физических лиц по налогу на доходы физических лиц от налоговых агентов и их обработку. Прием заявлений о регистрации копий счетов-фактур, копий счетов-фактур, заявлений о выдаче справок налогоплательщикам — экспортерам для представления в таможенный орган для таможенных целей и других документов, представленных экспортерами. Прием других документов, представленных организациями и физическими лицами. Прием от налогоплательщиков электронных носителей записи и выдачу программных продуктов, предназначенных для налогоплательщиков. Прием заявлений о проставлении отметок на счетах-фактурах, счетов-фактур и их копий, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами.

Визуальный контроль налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, представленных на бумажных носителях. Входной контроль налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, представленных на электронных носителях записи.

Регистрацию представленных документов, фиксацию соответствия представленных документов установленным требованиям. Регистрацию копий счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками-экспортерами.

Сортировку принимаемых документов, формирование пачек, их регистрацию и оперативную передачу их в соответствующие подразделения.

Выдачу налогоплательщикам-экспортерам справок для представления в таможенный орган для таможенных целей, зарегистрированных копий счетов-фактур. Выдачу лицам, совершающим операции с нефтепродуктами, счетов-фактур с отметкой налогового органа или с отказом о проставлении отметки.

Выдачу налогоплательщикам по их запросам справок и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции налоговых органов.

Информирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой Российской Федерации.

Сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

Персональное и публичное информирование по сдаче деклараций и иных документов, уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, а также другим вопросам общего характера. Взаимодействие с отделами инспекции с целью привлечения специалистов для участия в информационно-разъяснительной работе с налогоплательщиками.

Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков — юридических лиц.

Подготовку ответов на письменные запросы налогоплательщиков. Регулярное проведение инструктивных совещаний и тематических семинаров с налогоплательщиками по применению законодательства Российской Федерации. Обеспечение налогоплательщиков необходимой информацией для правильного оформления платежных документов и зачисления на бюджетные счета налоговых платежей.