Расход топлива на подъем кузова самосвала

Расход топлива самосвалами.

1. Расход топлива для этой категории автотранспорта определяется по следующим направлениям:

— определение расхода топлива для одиночных автомобилей – самосвалов;

— определение расхода топлива для автомобилей – самосвалов с прицепами – самосвалами (автопоездов);

— определение расхода топлива для седельных тягачей с полуприцепами – самосвалами (автопоездов);

— при использовании автомобилей – самосвалов и самосвальных автопоездов по режиму работы грузовых бортовых автомобилей и автопоездов (с коэффициентом загрузки более 0,5).

2. Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 · Hsanc · S · (1 + 0,01 ·D) + Hz · Z,

где Qн – нормативный расход топлива, л;

S – пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Hsanc – норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:

Hsanc = Hs + Hw · (Gпр + 0,5q), л/100 км, где

Hs – транспортная норма автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;

Hw – норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Нs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т · км;

Gпр – собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;

q – грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q – с коэффициентом загрузки 0,5), т;

Hz – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля- самосвала, автопоезда, л;

Z – количество ездок с грузом за смену;

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки – 0,5): бензина – до 2 л; дизельного топлива – до 1,3 л; сжиженного газа – до 2,64 л; природного газа – до 2 куб. м.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлива (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

– до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;

– до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей.

3. Пример 1.

Самосвал ЗИЛ-4502 в пригородной зоне зимой выполнил 15 ездок ( Z) с грузом на расстояние в один конец 7 км. Длина ездки 2 х 7 = 14 км. Общий пробег 210 км.

Транспортная норма Hs самосвала ЗИЛ-4502 – 37 л\100 км пробега (т.е. норма на его снаряженную массу и нормируемую с коэффициентом 0,5 загрузку).

Норма на каждую ездку с грузом (Hz) – 0,25 л.

Самосвалу 10 лет, пробег 256 тыс. км.

Применяемые коэффициенты: зимний – 10%, на износ автомобиля – 10%.

Расход топлива составит: Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) + Hz · Z =

0,01 х 37 х 210 х (1 + 0,01 х 20 ) + 0,25 х 15 = 97 л.

4. Пример 2. Автопоезд в составе автомобиля — самосвала КАМАЗ-55102 и прицепа-самосвала ГКБ-8527 за смену произвел 15 ездок на расстояние в один конец 7 км. Длина ездки 2 х 7 = 14 км. Общий пробег 210 км. Транспортная норма самосвала КАМАЗ-55102 составляет 35 л\100 км (дизельное топливо).

Грузоподъемность прицепа ГКБ – 8527 составляет 7 тонн, собственная масса 4,5 тонны. Перевозка осуществляется без применения повышающих и понижающих коэффициентов.

Расчет расхода топлива.

4.1. Определяем транспортную норму расхода топлива автопоезда.

Hsanc = Hs + Hw · (Gпр + 0,5q), л/100 км, где

Hs – транспортная норма автомобиля — самосвала с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5) — 35 л/100 км;

Hw – норма расхода топлива на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа — 1,3 л/100 км (дизтопливо);

Gпр – собственная масса самосвального прицепа – 4,5 т;

q – грузоподъемность прицепа – 7 тонн (0,5q = 3,5 тонны).

Hsanc = 35 + 1,3 х (4,5 + 3,5) = 45,4 л\100 км.

4.2. Для автопоездов на каждую единицу самосвального подвижного состава дополнительно устанавливается норма расхода топлива Hz = 0,25 л на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки: Hz для автопоезда = 0,25 х 2 = 0,5 л\100 км (по 0,25 л на автомобиль и на прицеп).

4.3. Общий расход топлива Qн = 0,01 х Hsanc х S + Hz х Z = 0,01 х 45,4 х 210 +0,5 х 15 = 102,8 л.

5. Пример работы автомобиля-самосвала с коэффициентом загрузки более чем 0,5 приведен в приложении 5 методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» № АМ-23-р от 14 марта 2008 г.

6. Транспортная норма автомобилей – самосвалов отечественного производства, стран СНГ и зарубежного производства приведена в разделе 11 вышеуказанных методических рекомендаций.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ

ПРИКАЗ
от 08.12.97 г. N 420

(Приказ утратил силу на основании Приказа
Министерства транспорта и связи Украины
N 612 от 23.06.2006)

Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин

1. Общие положения

1.1. Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин предназначены для планирования,определения уровней тарифов и рациональных расходов материальных ресурсов и т.п. Нормы обязательны для использования автотранспортными предприятиями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

1.2. Эксплуатационная норма пробега шин — интегральная величина, отражающая, с одной стороны, уровень совершенства конструкции шины и качества ее изготовления, а с другой — уровень технической эксплуатации, обслуживания в автотранспортных предприятиях и состояние дорожноклиматических условий использования.

Норма эксплуатационного пробега определяется среднестатистическим пробегом шин, которые не восстанавливались и изъяты из эксплуатации вследствие:

— износа рисунка протектора при условии пригодности к восстановлению:

— разрушений производственного и эксплуатационного характера, исключающих возможность ее восстановления.

1.3. Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин разработаны на основании информации о пробегах шин, полученной от ТПО автомобильного транспорта Украины, Белоцерковского и Днепропетровского шинных заводов, Акционерной компании «Укртранс», автопредприятий МВД Украины в городах Донецке и Днепропетровске, «Донбассэнерго», «Донецкуголь», автопредприятий скорой и неотложной медицинской помощи в городах Киеве, Донецке и Днепропетровске.

2. Порядок корректировки норм пробега автомобильных шин в зависимости
от условий эксплуатации

2.1. Эксплуатационная норма пробега шин автомобилей, систематически эксплуатируемых с почасовой оплатой работы водителей при обслуживании предприятий и организаций (кроме специальных автомобилей, например скорой и неотложной медицинской помощи и др.), увеличивается на 10 % для легковых, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости, а на 15 % для шин грузовых автомобилей и автобусов.

2.2. Для автомобильных шин, эксплуатируемых на прицепах и полуприцепах, норма пробега определяется так же, как и для шин автомобилей-тягачей.

2.3. Нормы пробега автомобильных шин могут быть снижены:

— на 15 % — для автомобилей, постоянно работающих на разработках угля и руды при добыче их открытым способом и в каменных карьерах; для автомобилей, нагружаемых с бункеров, а также автомобилей, занятых на лесоразработках, на строительстве, на прокладывании и ремонте дорог, на транспортировке нефтепродуктов и химикатов, т.е. в условиях, разрушающих автошины;

— на 10 % — для автомобилей скорой и неотложной медицинской помощи;

— на 10 % — для автомобилей, постоянно работающих с прицепами и полуприцепами, а также для автомобилей-самосвалов;

— на 10 % — для автобусов (кроме автобусов малой вместимости), постоянно работающих в Автономной Республике Крым, Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской, Луганской и Донецкой областях;

— на 10 % — для автомобилей, постоянно эксплуатируемых в IV и V категориях условий эксплуатации:

— на 5 % — для автомобилей, постоянно эксплуатируемых в III категории условий эксплуатации (смотри таблицу 3 «Категории условий эксплуатации», «Положение о профилактическом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», 1994).

Суммарное процентное снижение норм эксплуатационного пробега автомобильных шин, включающих все факторы, перечисленные в этом пункте, не должно превышать 25 %.

Нормы эксплуатационного пробега
автомобильных шин

Автомобильные шины отечественного
производства и государств СНГ

+—————————————————————————+
¦ Группы, ¦ Нормы ¦
¦ типы автотранспорта ¦ эксплуатационного ¦
¦ и обозначения размера ¦ пробега автомобильных ¦
¦ автомобильных шин ¦ шин,тыс. км ¦
+———————————————-+—————————¦
¦ 1 ¦ 2 ¦
+—————————————————————————¦
¦ ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ И АВТОБУСЫ ¦
+—————————————————————————¦
¦ 1.Автомобили МАЗ, КрАЗ, «Шкода, «Татра» ¦
+—————————————————————————¦
¦шины 12,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод. БЦИ-150 ¦ 90 ¦
¦ мод. И-109 ¦ 90 ¦
¦ мод. ИД-304, У-4 ¦ 90 ¦
¦ мод. И-332 ¦ 65 ¦
¦ мод. Д-56; Д-58 ¦ 75 ¦
¦———————————————-¦—————————¦
¦шины 12,00-20 ¦ ¦
¦ мод. ИЯВ-12Б ¦ 85 ¦
¦ мод. ВИ-243-1, УД-1; ВИ-243, УД-1; ВИ-243М;¦ 85 ¦
¦ВИ-243А; ВИ-243Б ¦ ¦
¦———————————————-¦—————————¦
¦шины 11,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод.И-111 АМ ¦ 90 ¦
¦ мод. И-68 ¦ 90 ¦
¦———————————————-¦—————————¦
¦шины 11,00-20 ¦ ¦
¦ мод. В-195 ¦ 70 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 2. Седельные тягачи «Скания», ¦
¦ «Вольво», «Мерседес-Бенц», «Ивеко», «Рено-Скания», ¦
¦ «ЛиАЗ» и полуприцепы к ним ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 12,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод. И-109 ¦ 95 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 12,00-20 ¦ ¦
¦ мод. ИЯВ-12Б ¦ 85 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 11,00 R20 ¦ ¦
¦ мод.И-111АМ ¦ 90 ¦
¦ мод.И-3О3, Д-ЗАМ ¦ 100 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 11,00-20 ¦ ¦
¦ мод. В-195 ¦ 80 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ ¦
¦ 3. Автобусы городские «Икарус-260, -280» ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 11.00 R 20 ¦ ¦
¦ мод.И-111 АМ ¦ 75 ¦
¦ мод. И-68 ¦ 65 ¦
¦ мод. И-3О3, Д-ЗМА ¦ 65 ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 11,00-20 ¦
¦ мод. В-195 70 ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 10,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод. И-309, Д-4 ¦ 80 ¦
¦ мод. БЦИ-185 ¦ 80 ¦
¦ мод. ИА-265, Д-2М ¦ 70 ¦
¦ мод. ОИ-73А, Б ¦ 70 ¦
¦ мод. И-281, У-4; И-281М ¦ 55 ¦
¦ мод. И-321, Д-ЗМА ¦ 55 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 4. Автобусы городские ЛиАЗ-5256 ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 11/70 R 22,5 ¦ ¦
¦ мод. И-305,Д-1М ¦ 50 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 5. Автобусы междугородные «Икарус-250» ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 11,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод.И-111АМ ¦ 80 ¦
¦ мод. И-3О3, Д-ЗМА ¦ 80 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 10,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод. И-309, Д-4 ¦ 85 ¦
¦ мод. БЦИ-185 ¦ 85 ¦
¦ мод. ИА-265, Д-2М ¦ 75 ¦
¦ мод. ОИ-73А, Б ¦ 75 ¦
¦ мод. И-281, У-4; И-281М ¦ 65 ¦

¦ мод. И-321, Д-ЗМА ¦ 65 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 6. Автобусы городские ЛиАЗ-677 ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 10,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод. И-309, Д-4 ¦ 80 ¦
¦ мод. БЦИ-185 ¦ 80 ¦
¦ мод. ИА-265, Д-2М ¦ 70 ¦
¦ мод. И-281, У-4; И-281М ¦ 55 ¦
¦ мод. ОИ-73А, Б ¦ 70 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 7. Автобусы ЛАЗ ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 10,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод. И-309, Д-4 ¦ 90 ¦
¦ мод. БЦИ-185 ¦ 100 ¦
¦ мод. ИА-265, Д-2М ¦ 90 ¦
¦ мод. ОИ-73А, Б ¦ 90 ¦
¦ мод. И-281, У-4; И-281М ¦ 90 ¦
¦ мод. И-321, Д-ЗМА ¦ 90 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 10,00-20 ¦ ¦
¦ мод. ИВЛ-1А, 1АБ ¦ 95 ¦
¦ мод. Д-47; Д-48 ¦ 70 ¦
+—————————————————————————¦
¦ 8. Автобусы ЛАЗ-4202 ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 10,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод. И-309, Д-4 ¦ 80 ¦
¦ мод. ИА-265, Д-2М ¦ 80 ¦
¦ мод.БЦИ-185 ¦ 90 ¦
¦ мод. ОИ-73А, Б ¦ 85 ¦
¦ мод. И-281, У-4; И-281М ¦ 80 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 9. Автобусы ЛАЗ-52523 ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 10,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод. И-309, Д-4 ¦ 75 ¦
¦ мод. БЦИ-185 ¦ 80 ¦
¦ мод. ИА-265, Д-2М ¦ 70 ¦
¦ мод. ОИ-73А, Б ¦ 70 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 10. Автомобили ЗИЛ ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 9,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод. 0-40-БМ-1 ¦ 100 ¦
¦ мод.ИН-142Б-1,БМ ¦ 110 ¦
¦ мод. БЦИ-342 ¦ 100 ¦
¦ мод. М-184 ¦ 100 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 9,00-20 ¦ ¦
¦ мод. ВИ-244, УД-1; ВИ-244-1, УД-1 ¦ 90 ¦
¦ мод. Д-46; Д-49 ¦ 85 ¦
¦ мод. И-252 ¦ 95 ¦
¦ мод. ИМ-192Б ¦ 90 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 11. Автомобили ЗИЛ-1 ЗОВ-1 (муковоз) ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 9,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод. 0-40-БМ-1 ¦ 90 ¦
¦ мод. ИН-142Б-1, БМ ¦ 95 ¦
¦ мод. БЦИ-342 ¦ 90 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 9,00-20 ¦ ¦
¦ мод. ВИ-244, УД-1; ВИ-244- 1, УД- 1 ¦ 85 ¦
¦ мод. И-252 ¦ 90 ¦
¦ мод. Д-46; Д-49 ¦ 80 ¦
¦ мод. ИМ-192Б ¦ 85 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 12. Автомобили КамАЗ (кроме самосвалов) ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 9,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод. 0-40-БМ-2 ¦ 95 ¦
¦ мод. ИН-142Б-1,БМ ¦ 100 ¦
¦ мод. БЦИ-342 ¦ 95 ¦
¦ мод. М-184 ¦ 95 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 9,00-20 ¦ ¦
¦ мод. В-244, УД-1;И-244-1, УД-1 ¦ 95 ¦
¦ мод. Д-46; Д-49 ¦ 90 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 13. Автомобили КамАЗ (самосвалы) ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 9,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод. 0-40-БМ-1 ¦ 80 ¦
¦ мод. ИН-142Б-1, БМ ¦ 85 ¦
¦ мод. БЦИ-342, ¦ 80 ¦
¦ мод. М-184 ¦ 80 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 14. Автомобили ГАЗ-53 ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 8,25 R 20 ¦ ¦
¦ мод. К-84, У-2 ¦ 100 ¦
¦ мод. К-55А;КИ-55А ¦ 110 ¦
¦ мод. КИ-63 ¦ 110 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 8,25-20 ¦ ¦
¦ мод. ИК-6АМ; ИК-6АН-1 ¦ 80 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 15.Автобусы ПАЗ,КАвЗ ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 8,25 R 20 ¦ ¦
¦ мод. К-84, У-2 ¦ 100 ¦
¦ мод. К-55А;КИ-55А ¦ 110 ¦
¦ мод. КИ-63 ¦ 115 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 8,25-20 ¦ ¦
¦ мод. ИК-6АМ; ИК-6АН-1, ¦ 80 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 16. Автомобили ГАЗ-52, автобусы ПАЗ ¦
+—————————————————————————¦
¦шины 7,50 R 20 ¦ ¦
¦ мод. И-196 ¦ 100 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 7,50-20 ¦ ¦
¦ мод.ИЯ-112А ¦ 90 ¦
¦ мод.МИ-173; МИ-173-1 ¦ 90 ¦
¦ мод. Я-151 ¦ 90 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 17. Автобусы городские «Икарус-260, -280» ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 12,00 R 20 ¦ ¦
¦ мод. БЦИ-150 ¦ 90 ¦
¦ мод. И-332 ¦ 85 ¦
¦ мод. Д-58 ¦ 85 ¦
¦—————————————————————————¦
¦Срок действия норм для шин 12,00 R 20 — один год со дня утверждения норм ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 18. Автомобили легковые ГАЗ (в том числе такси) ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 7,35-14 ¦ ¦
¦ мод. ИД-195 ¦ 35 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 205/70 R 14 ¦ ¦
¦ мод. БЦИД-220 ¦ 65 ¦
¦ мод. БЦ-1 ¦ 65 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ Автомобили ГАЗ-2413, -31023, -31029 ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 205/70 R 14 ¦ ¦
¦ мод. БЦИД-220 ¦ 65 ¦
¦ мод. БЦ-1 ¦ 65 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 19. Автомобили легковые ЗАЗ (в том числе такси) ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 155/70 R 13 ¦ ¦
¦ мод.БЛ-85-1 ¦ 50 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 20. Автомобили ВАЗ, «Москвич» (в том числе такси) ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 175/70 R 13 ¦ ¦
¦ мод. БЛ-85-1 ¦ 55 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 165/70 R 13 ¦ ¦
¦ мод. БЛ-85-1 ¦ 50 ¦
¦———————————————-+—————————¦

¦шины 6,95-16 ¦ ¦
¦ мод. ВЛИ-5 ¦ 60 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 6,45-13 ¦ ¦
¦ мод. М-145 ¦ 45 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦ мод. 130 А ¦ 45 ¦
¦шины 6,15-13 ¦ ¦
¦—————————————————————————¦
¦ мод. И-151 40 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 21. Автомобили «Москвич-2141, -21412» ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 165/80 R 14 ¦ ¦
¦ мод. М-180 ¦ 55 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ Автомобили «Москвич-21412» ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 185/65 R 14 ¦ ¦
¦ мод. БЦ-5 ¦ 55 ¦
¦ мод. М-198; М-199; М-200 ¦ 55 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 22. Автобусы особо малой вместимости в том числе РАФ) ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 185/82 R 15С ¦ ¦
¦ мод. Я-288 ¦ 45 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 185/80 R 15С ¦ ¦
¦ мод. М-243 ¦ 50 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 195/65 R 15С ¦ ¦
¦ мод. БЦ-3 (в том числе УАЗ) ¦ 50 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 8,40-15 (215/90-15С) ¦ ¦
¦ мод. Я-192; Я-245 ¦ 60 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 23. Автомобили грузовые, легкие ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 6,50-16 С ¦ ¦
¦ мод. Я-248 ¦ 50 ¦
¦ мод. Я-101 ¦ 50 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 8,40-15 (215/90-15С) ¦ ¦
¦ мод. Я-245 ¦ 60 ¦
¦ мод. Я-192 ¦ 60 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 6,40-13С ¦ ¦
¦ мод. М-100 ¦ 40 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 24. Автомобили ГАЗ-33021 «Газель» ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 185/75 R 16С ¦ ¦
¦ мод. БЦ-24 ¦ 65 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 17 R 16С ¦ ¦
¦ мод.ДП-101 ¦ 65 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ШИНЫ, ИМПОРТНЫЕ ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 25. Автобусы городские «Икарус-260, -280» ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 11,00-20 ¦ ¦
¦ «Barum» (Чехия) ¦ 65 ¦
¦ «Taurus» (Венгрия) ¦ 65 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 11,00 R 20 ¦ ¦
¦ «Barum» (Чехия) ¦ 80 ¦
¦ «Taurus» (Венгрия) ¦ 80 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 26. Автобусы междугородные «Икарус-250» ¦
+—————————————————————————¦

¦шины 11,00 R 20 ¦ 50 ¦
¦ «Matador» (Словакия) ¦ 50 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 10,00- 20 ¦ ¦
¦ «Barum» (Чехия) ¦ 70 ¦
¦ «Matador» (Словакия) ¦ 45 ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦шины 10,00 R 20 ¦ ¦
¦ «Barum» (Чехия) ¦ 75 ¦
¦ «Taurus» (Венгрия) ¦ 75 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 27. Автобусы междугородные «Каросса» ¦
+—————————————————————————¦
¦шины 10,00 R 20 ¦ ¦
¦ «Barum» (Чехия) ¦ 70 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 28. Автомобили «Шкода», «Татра» ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 11,00 R 20 ¦ ¦
¦ «Barum» (Чехия) ¦ 100 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 29. Автомобили ЗИЛ, КАЗ с прицепами ГКБ ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 9,00 R 20 ¦ ¦
¦ «Widlon» (Болгария) ¦ 90 ¦
¦—————————————————————————¦
¦ 30. Автомобили КамАЗ ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 9,00 R 20 ¦ ¦
¦ «Widlon» (Болгария) ¦ 85 ¦
¦—————————————————————————¦
¦31. Седельные тягачи «Скания», «Вольво», «Мерседес-Бенц»,»Ивеко», «Рено», ¦
¦ «Рено-Скания», «ЛиАЗ» ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 12,00 R 20 (22,5); 385/65 R 22,5; 365/80 ¦ ¦
¦ R 20(22,5); 315/80 R 22,5;305/70 R 22,5; ¦ ¦
¦ 295/80 R 22,5 ¦ ¦
¦»PIRELLI» ¦ 140 ¦
¦»SEMPERIT» ¦ 145 ¦
¦»CONTINENTAL» ¦ 160 ¦
¦»MICHELIN» ¦ 175 ¦
¦—————————————————————————¦
¦32. Полуприцепы с тентом, полуприцепы-рефрижераторы «Шмит», «Трейлор», ¦
¦ «Кроне», «Когел», «Кесборер», «Паттон», «Ламберт» ¦
¦—————————————————————————¦
¦шины 12,00 R 20(22,5); 14,00 R 20(22,5); ¦ ¦
¦315/80 R 22.5; 305/70 R 22,5; 295/80 R 22,5; ¦ ¦
¦215/79 R 17,5 ¦ ¦
¦———————————————-+—————————¦
¦»PIRELLI» ¦ 140 ¦
¦»SEMPERIT» ¦ 145 ¦
¦»CONTINENTAL» ¦ 160 ¦
¦»MICHELIN» ¦ 175 ¦
+—————————————————————————+

Ссылка на документы

Правила эксплуатации автомобильных шин. — М.: Химия. — 1983.

Основной ассортимент шин по шинным заводам Украины и государств СНГ.

ГОСТ 5513-86. Шины пневматические для грузовых автомобилей, автоприцепов, автобусов и троллейбусов, ТУ.

ГОСТ 4754-80. Шины пневматические для легковых автомобилей, ТУ.

Правило ЕЭК ООН N 30. Правило ЕЭК ООН N 54.

Письма и нормативные документы
Минавтотранса УССР И Минтранса УССР

— от 02.02.76 г. N 1/28-93-49 «О временных нормах эксплуатационного пробега шин на автобусах «Икарус»;

— от 13.02.78 г. N 1/28-61-52 «Об установлении временных норм эксплуатационного пробега импортных шин»;

— от 06.09.84 г. N 1/28-39-203 Об установлении норм эксплуатационного пробега импортных шин для «грузовых автомобилей и автобусов «Икарус»;

— от 12.05.86 г. N 4/28-39-165П «О нормах эксплуатационного пробега шин»;

— от 14.05.87 г. N 4/28-39-317 «Об установлении временных норм эксплуатационного пробега шин для автомобилей семейства КамАЗ (бортового автомобиля, седельного тягача, самосвала)»;

— от 15.06.87 г. N 2/28-39-482 «Технологический процесс подготовки подвижного состава к эксплуатации. Временные нормы пробега импортных автомобильных шин, их использование, режимы эксплуатации». ТП 200 УССР 84000-52-87 (в части норм пробега шин);

— от 25.07.90 г. N 4/11-40-166 «О временной норме пробега автошин 11,00-20 фирмы «Таурус»;

— от 24.12.90 г. N 6/11-40-475 «О нормах эксплуатационного пробега шин легковых автомобилей».

Акт контрольного замера: обосновываем расход топлива (Юрьева Ю.В.)

Как известно, учреждения при списании ГСМ руководствуются Нормами расхода топлива и смазочных материалов, утвержденными Минтрансом России. Также не секрет, что эти Нормы далеки от совершенства: расход топлива в реальных условиях может отличаться от установленных нормативов, кроме того, каждый год появляются все новые модели автомобилей, которых в документе попросту нет.

Необходимость нормирования расхода топлива вызвана как минимум двумя причинами. Установление реальных норм позволяет:

— эффективно использовать ресурсы организации;

— обосновывать расход ГСМ в целях исчисления налога на прибыль (если топливо приобретается за счет средств от приносящей доход деятельности).

Однако повторимся: для качественного планирования и учета топлива нормы должны соответствовать действительности. Завышение нормативов может привести к хищению неизрасходованного топлива. Кроме того, если установленные в учреждении нормы будут больше подходить для реактивных самолетов, чем для обычных автомобилей, списание стоимости топлива в расходы наверняка вызовет вопросы у налоговых инспекторов.

Если же нормы окажутся заниженными, придется постоянно обосновывать перерасход. Ввиду некорректного нормирования организация может закупить недостаточный объем топлива, что приведет к необходимости дополнительных закупок ГСМ.

Установленные ориентиры

Нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей конкретных марок, моделей или модификаций утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», далее — Методические рекомендации).

Чиновники рекомендуют определять норму расхода по специальной формуле, в которой используются такие показатели, как:

— базовые нормы расхода топлива для данной модели (марки) автомобиля;

— пробег автомобиля;

— поправочный коэффициент. Он позволяет учитывать дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы (например, время года, эксплуатацию автомобиля на определенной высоте над уровнем моря). Как правило, коэффициент устанавливается распоряжением руководителя организации (в пределах, допускаемых Методическими рекомендациями).

Впрочем, даже если организации удастся учесть все условия и математически точно рассчитать норму расхода, никто не даст гарантии, что она будет соответствовать реальности. Поэтому многие организации устанавливают свои собственные нормы. Но законно ли это?

С одной стороны, уже из названия можно сделать вывод, что применение Методических рекомендаций не носит обязательный характер. С другой стороны, анализ судебной практики показывает, что арбитры зачастую относятся к Методическим рекомендациям как к нормативному акту и считают, что им должны пользоваться все без исключения организации.

Пример. Территориальное управление Росфиннадзора провело проверку государственного образовательного учреждения — колледжа. Проверяющие в числе прочего выявили неправильное составление расчета, определяющего списание ГСМ и обосновывающего расход топлива.

Суд вслед за проверяющими пришел к выводу, что колледж неправильно применил поправочные коэффициенты, предусмотренные Методическими рекомендациями. В результате учреждение приняло нормы расхода топлива для автомобиля Ford Mondeo при эксплуатации за городом в размере 16 л на 100 км, в то время как по данным сервисной книжки норма расхода топлива на данный автомобиль при движении за городом составляет 6,7 л на 100 км. Кроме того, суд установил, что колледж неправильно применял поправочные коэффициенты на возраст и пробег автомобилей.

Доводы колледжа о том, что Методические рекомендации не обязательны к применению, суд отклонил. Арбитры указали: они утверждены федеральным органом исполнительной власти и применение данного документа по вопросам расчета норм расхода топлива является обязательным (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009).

Обращает на себя внимание тот факт, что правильность применения норм права в приведенном деле подтверждена высшими арбитрами. Определением от 11.10.2010 N ВАС-11613/10 они отказали в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Впрочем, встречаются и обратные решения. Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 04.04.2008 по делу N А09-3658/07-29 указал, что Нормы Минтранса России (правда, предыдущие — от 2003 г.) носят рекомендательный характер. Любопытно, что ВАС РФ Определением от 14.08.2008 N 9586/08 тоже отказал в передаче данного дела в Президиум.

Как видно, отношение судов к применению Методических рекомендаций противоречиво. Поэтому во избежание проблем лучше использовать Нормы, установленные Минтрансом России.

Но что делать, если фактический расход топлива отличается от расчетного?

Отклонение от нормы

Если фактический расход топлива для конкретной модели автомобиля превышает норму, установленную Минтрансом России, учреждению все же имеет смысл установить собственную норму. Но она должна быть обоснованной!

Так, если расход топлива автомобиля по паспорту 7 л на 100 км, по формуле из Методических рекомендаций — 10 л, а учреждение утвердило норматив в 20 л, такие действия наверняка будут расценены проверяющими как нарушение. Да и с практической точки зрения дешевле устранить неисправность (а она при таком расходе есть), чем тратить астрономические суммы на топливо.

Другое дело, если фактический расход топлива отклоняется от нормативного незначительно. Чтобы оправдать перерасход, учреждение должно документально подтвердить «аппетит» машины. Для этого обычно проводят контрольный заезд.

Перед началом поездки комиссия, которая будет контролировать расход топлива, регистрирует показания одометра (штатного счетчика, фиксирующего пробег автомобиля) и уровень топлива в баке. Далее члены комиссии ездят с водителем в течение нескольких часов, как говорится, в боевых условиях.

Следует учесть! При установлении собственной нормы расхода топлива за ориентир можно принять нормы, указанные в технической документации на автомобиль. Но при этом нужно иметь в виду, что производители зачастую приводят минимально возможный расход при оптимальных оборотах двигателя в идеальных погодных и дорожных условиях. Практика показывает, что расход по факту и по документам может сильно отличаться, ведь на него влияет множество разных факторов, начиная от правильной «обкатки» автомобиля в самом начале использования, заканчивая пробегом, по мере увеличения которого расход естественным образом увеличивается.

Таким образом, установленные учреждением нормы не обязательно должны соответствовать заводским, однако любые отклонения следует должным образом обосновать в документах, оформляемых профильной комиссией.

После поездки вновь регистрируются данные одометра и количество топлива в баке. Полученный фактический расход сравнивается с нормативным. Если первый окажется немного больше второго и этому есть разумное объяснение, учреждение может утвердить повышенные нормы. Для этого руководитель издает приказ (образец приведен в конце статьи).

Результаты контрольного заезда оформляются актом контрольного замера расхода топлива. Законодательно утвержденной формы этого документа нет, составить его можно, например, так:

Государственное учреждение Утверждаю

«Центр дополнительного образования»

Россия, 105064, г. Москва, Директор ГУ

Староватутинский проезд, д. 3 «Центр дополнительного образования»

3 февраля 2014 г.

Петрашкин

——— Д.С. Петрашкин

Акт

контрольного замера расхода топлива

В связи с несоответствием фактического расхода топлива автомобилем

ВАЗ-211440 (заводской номер — ХТА2140А4899677, регистрационный номер —

Т422ОУ177, инвентарный номер — 78) паспортным данным и нормам,

установленным Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и

смазочных материалов на автомобильном транспорте» (Приложение к

Распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р), комиссия в составе

председателя — директора ГУ «Центр дополнительного образования»

Петрашкина Д.С. и членов — механика Семенова С.С., главного бухгалтера

Козловой О.Д. составила настоящий акт контрольного замера расхода топлива

при движении в населенном пункте — в г. Москве.

Марка, модель, государственный регистрационный знак автомобиля

Марка топлива

На начало контрольного замера

показания одометра, км

количество топлива в баке, л

ВАЗ-211440 заводской номер — ХТА2140А4899677, регистрационный номер — Т422ОУ177

Регуляр-92 ГОСТ Р 51105-97

37 596

На конец контрольного замера

Фактический пробег, км

Расход бензина на фактический пробег, л

Расход бензина на 100 км пробега, л/100 км

показания одометра, км

количество топлива в баке, л

37 796

Председатель комиссии

Директор ГУ «Центр дополнительного образования» Петрашкин

Члены комиссии:

Механик Семенов

Главный бухгалтер Козлова

Новые модели

С момента издания Методических рекомендаций прошло уже шесть лет. За это время автопроизводители успели выпустить немало новых моделей, о которых в этом документе ничего не сказано. В таких ситуациях Минтранс России предлагает руководителям вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам научными организациями на основе специальной программы-методики (п. 6 Методических рекомендаций).

Но ведь до момента ответа на заявку автомобиль нужно эксплуатировать, следовательно, списывать расходы на ГСМ. Чиновники предлагают в таких ситуациях руководствоваться технической документацией завода-изготовителя (Письма Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6). Указанный в ней расход можно использовать по аналогии с базовыми нормами из Методических рекомендаций. При этом формула расчета нормы расхода топлива, в которой учитываются пробег автомобиля и поправочные коэффициенты, будет неизменной.

Кроме того, по нашему мнению, при отсутствии возможности обратиться в научную организацию учреждение может установить норму расхода топлива самостоятельно на основании контрольного замера в порядке, изложенном выше.

Приказ руководителя учреждения об утверждении и введении в действие норм расхода топлива может выглядеть, например, так:

Государственное учреждение

«Центр дополнительного образования»

Россия, 105064, г. Москва,

Староватутинский проезд, д. 3

Приказ N 56

г. Москва 05.02.2014

Об утверждении и введении в действие

Норм расхода топлива

В связи с изменением состава парка автотранспортных средств

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие Нормы расхода топлива.

2. Контроль за соблюдением Норм расхода топлива возложить на начальника

административно-хозяйственного отдела Гараганова Сергея Ивановича.

3. Приказ от 09.04.2007 N 45 «Об утверждении и введении в действие Норм

расхода топлива» считать утратившим силу.

Петрашкин

Директор ——— Д.С. Петрашкин

Приложение 1

к приказу от 05.02.2014 N 56

Нормы расхода топлива

Как известно, учреждения при списании ГСМ руководствуются Нормами расхода топлива и смазочных материалов, утвержденными Минтрансом России. Также не секрет, что эти Нормы далеки от совершенства: расход топлива в реальных условиях может отличаться от установленных нормативов, кроме того, каждый год появляются все новые модели автомобилей, которых в документе попросту нет.

Необходимость нормирования расхода топлива вызвана как минимум двумя причинами. Установление реальных норм позволяет:

— эффективно использовать ресурсы организации;

— обосновывать расход ГСМ в целях исчисления налога на прибыль (если топливо приобретается за счет средств от приносящей доход деятельности).

Однако повторимся: для качественного планирования и учета топлива нормы должны соответствовать действительности. Завышение нормативов может привести к хищению неизрасходованного топлива. Кроме того, если установленные в учреждении нормы будут больше подходить для реактивных самолетов, чем для обычных автомобилей, списание стоимости топлива в расходы наверняка вызовет вопросы у налоговых инспекторов.

Если же нормы окажутся заниженными, придется постоянно обосновывать перерасход. Ввиду некорректного нормирования организация может закупить недостаточный объем топлива, что приведет к необходимости дополнительных закупок ГСМ.

Установленные ориентиры

Нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей конкретных марок, моделей или модификаций утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», далее — Методические рекомендации).

Чиновники рекомендуют определять норму расхода по специальной формуле, в которой используются такие показатели, как:

— базовые нормы расхода топлива для данной модели (марки) автомобиля;

— пробег автомобиля;

— поправочный коэффициент. Он позволяет учитывать дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы (например, время года, эксплуатацию автомобиля на определенной высоте над уровнем моря). Как правило, коэффициент устанавливается распоряжением руководителя организации (в пределах, допускаемых Методическими рекомендациями).

Впрочем, даже если организации удастся учесть все условия и математически точно рассчитать норму расхода, никто не даст гарантии, что она будет соответствовать реальности. Поэтому многие организации устанавливают свои собственные нормы. Но законно ли это?

С одной стороны, уже из названия можно сделать вывод, что применение Методических рекомендаций не носит обязательный характер. С другой стороны, анализ судебной практики показывает, что арбитры зачастую относятся к Методическим рекомендациям как к нормативному акту и считают, что им должны пользоваться все без исключения организации.

Пример. Территориальное управление Росфиннадзора провело проверку государственного образовательного учреждения — колледжа. Проверяющие в числе прочего выявили неправильное составление расчета, определяющего списание ГСМ и обосновывающего расход топлива.

Суд вслед за проверяющими пришел к выводу, что колледж неправильно применил поправочные коэффициенты, предусмотренные Методическими рекомендациями. В результате учреждение приняло нормы расхода топлива для автомобиля Ford Mondeo при эксплуатации за городом в размере 16 л на 100 км, в то время как по данным сервисной книжки норма расхода топлива на данный автомобиль при движении за городом составляет 6,7 л на 100 км. Кроме того, суд установил, что колледж неправильно применял поправочные коэффициенты на возраст и пробег автомобилей.

Доводы колледжа о том, что Методические рекомендации не обязательны к применению, суд отклонил. Арбитры указали: они утверждены федеральным органом исполнительной власти и применение данного документа по вопросам расчета норм расхода топлива является обязательным (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009).

Обращает на себя внимание тот факт, что правильность применения норм права в приведенном деле подтверждена высшими арбитрами. Определением от 11.10.2010 N ВАС-11613/10 они отказали в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Впрочем, встречаются и обратные решения. Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 04.04.2008 по делу N А09-3658/07-29 указал, что Нормы Минтранса России (правда, предыдущие — от 2003 г.) носят рекомендательный характер. Любопытно, что ВАС РФ Определением от 14.08.2008 N 9586/08 тоже отказал в передаче данного дела в Президиум.

Как видно, отношение судов к применению Методических рекомендаций противоречиво. Поэтому во избежание проблем лучше использовать Нормы, установленные Минтрансом России.

Но что делать, если фактический расход топлива отличается от расчетного?

Отклонение от нормы

Если фактический расход топлива для конкретной модели автомобиля превышает норму, установленную Минтрансом России, учреждению все же имеет смысл установить собственную норму. Но она должна быть обоснованной!

Так, если расход топлива автомобиля по паспорту 7 л на 100 км, по формуле из Методических рекомендаций — 10 л, а учреждение утвердило норматив в 20 л, такие действия наверняка будут расценены проверяющими как нарушение. Да и с практической точки зрения дешевле устранить неисправность (а она при таком расходе есть), чем тратить астрономические суммы на топливо.

Другое дело, если фактический расход топлива отклоняется от нормативного незначительно. Чтобы оправдать перерасход, учреждение должно документально подтвердить «аппетит» машины. Для этого обычно проводят контрольный заезд.

Перед началом поездки комиссия, которая будет контролировать расход топлива, регистрирует показания одометра (штатного счетчика, фиксирующего пробег автомобиля) и уровень топлива в баке. Далее члены комиссии ездят с водителем в течение нескольких часов, как говорится, в боевых условиях.

Следует учесть! При установлении собственной нормы расхода топлива за ориентир можно принять нормы, указанные в технической документации на автомобиль. Но при этом нужно иметь в виду, что производители зачастую приводят минимально возможный расход при оптимальных оборотах двигателя в идеальных погодных и дорожных условиях. Практика показывает, что расход по факту и по документам может сильно отличаться, ведь на него влияет множество разных факторов, начиная от правильной «обкатки» автомобиля в самом начале использования, заканчивая пробегом, по мере увеличения которого расход естественным образом увеличивается.

Таким образом, установленные учреждением нормы не обязательно должны соответствовать заводским, однако любые отклонения следует должным образом обосновать в документах, оформляемых профильной комиссией.

После поездки вновь регистрируются данные одометра и количество топлива в баке. Полученный фактический расход сравнивается с нормативным. Если первый окажется немного больше второго и этому есть разумное объяснение, учреждение может утвердить повышенные нормы. Для этого руководитель издает приказ (образец приведен в конце статьи).

Результаты контрольного заезда оформляются актом контрольного замера расхода топлива. Законодательно утвержденной формы этого документа нет, составить его можно, например, так:

Государственное учреждение Утверждаю

«Центр дополнительного образования»

Россия, 105064, г. Москва, Директор ГУ

Староватутинский проезд, д. 3 «Центр дополнительного образования»

3 февраля 2014 г.

Петрашкин

——— Д.С. Петрашкин

Акт

контрольного замера расхода топлива

В связи с несоответствием фактического расхода топлива автомобилем

ВАЗ-211440 (заводской номер — ХТА2140А4899677, регистрационный номер —

Т422ОУ177, инвентарный номер — 78) паспортным данным и нормам,

установленным Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и

смазочных материалов на автомобильном транспорте» (Приложение к

Распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р), комиссия в составе

председателя — директора ГУ «Центр дополнительного образования»

Петрашкина Д.С. и членов — механика Семенова С.С., главного бухгалтера

Козловой О.Д. составила настоящий акт контрольного замера расхода топлива

при движении в населенном пункте — в г. Москве.

Марка, модель, государственный регистрационный знак автомобиля

Марка топлива

На начало контрольного замера

показания одометра, км

количество топлива в баке, л

ВАЗ-211440 заводской номер — ХТА2140А4899677, регистрационный номер — Т422ОУ177

Регуляр-92 ГОСТ Р 51105-97

37 596

На конец контрольного замера

Фактический пробег, км

Расход бензина на фактический пробег, л

Расход бензина на 100 км пробега, л/100 км

показания одометра, км

количество топлива в баке, л

37 796

Председатель комиссии

Директор ГУ «Центр дополнительного образования» Петрашкин

Члены комиссии:

Механик Семенов

Главный бухгалтер Козлова

Новые модели

С момента издания Методических рекомендаций прошло уже шесть лет. За это время автопроизводители успели выпустить немало новых моделей, о которых в этом документе ничего не сказано. В таких ситуациях Минтранс России предлагает руководителям вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам научными организациями на основе специальной программы-методики (п. 6 Методических рекомендаций).

Но ведь до момента ответа на заявку автомобиль нужно эксплуатировать, следовательно, списывать расходы на ГСМ. Чиновники предлагают в таких ситуациях руководствоваться технической документацией завода-изготовителя (Письма Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6). Указанный в ней расход можно использовать по аналогии с базовыми нормами из Методических рекомендаций. При этом формула расчета нормы расхода топлива, в которой учитываются пробег автомобиля и поправочные коэффициенты, будет неизменной.

Кроме того, по нашему мнению, при отсутствии возможности обратиться в научную организацию учреждение может установить норму расхода топлива самостоятельно на основании контрольного замера в порядке, изложенном выше.

Приказ руководителя учреждения об утверждении и введении в действие норм расхода топлива может выглядеть, например, так:

Государственное учреждение

«Центр дополнительного образования»

Россия, 105064, г. Москва,

Староватутинский проезд, д. 3

Приказ N 56

г. Москва 05.02.2014

Об утверждении и введении в действие

Норм расхода топлива

В связи с изменением состава парка автотранспортных средств

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие Нормы расхода топлива.

2. Контроль за соблюдением Норм расхода топлива возложить на начальника

административно-хозяйственного отдела Гараганова Сергея Ивановича.

3. Приказ от 09.04.2007 N 45 «Об утверждении и введении в действие Норм

расхода топлива» считать утратившим силу.

Петрашкин