Расходы на содержание автомобиля в бухгалтерском учете

«Бухгалтерский бюллетень», 2007, N 5
РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЯ. УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Когда у предприятия появляется автомобиль или же несколько автомобилей, можно говорить о том, что предприятие развивается успешно и переходит на новый, более высокий, уровень в своем развитии.
Однако при этом возникает и множество обязанностей, так или иначе связанных с автомобилем. Его надо обслуживать, страховать, нести различные эксплуатационные расходы. Впору запутаться.
В настоящей статье мы постараемся ответить на все или, по крайней мере, наиболее часто встречающиеся вопросы, связанные с учетом и налогообложением таких операций.
Автомобиль в собственности организации
Путевой лист автомобиля
Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Постановление Госкомстата России N 78), которым утверждены формы путевых листов, определено, что путевой лист является первичным документом учета работы автомобиля и основанием для начисления заработной платы водителю.
Если ранее контролирующими органами указывалось на необходимость оформления путевых листов только на один день или смену, а на более длительный срок они могли выдаваться в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены) (см., например, Письмо Росстата от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257), то теперь требования по поводу периодичности составления путевых листов изменились и смягчились.
В Письме Минфина России от 03.02.2006 N 03-03-04/2/23 впервые было указано на то, что первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенных затрат, например расхода ГСМ. Если путевой лист отвечает этим требованиям, его можно составлять раз в неделю или месяц. Свою позицию Минфин подтвердил и в последующем; отдельные моменты оформления и заполнения таких путевых листов были разъяснены в Письмах от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77 и ряде других.
Суть этих разъяснений в основном сводилась к тому, что самостоятельно разработанная форма путевого листа организаций должна:
— в обязательном порядке содержать все необходимые реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
— отражать сущность регистрируемой хозяйственной операции;
— позволять организовать надлежащий учет отработанного времени и расхода ГСМ;
— содержать информацию о маршрутах следования автомобиля;
— быть утверждена приказом по организации и указана в учетной политике.
Обращать особое внимание и Минфин России в Письме от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, и УФНС России по г. Москве в Письме от 14.11.2006 N 20-12/100253 предлагают налогоплательщикам на заполнение раздела «Маршрут следования». Дело в том, что отсутствие информации о маршруте следования или его некорректное указание не позволяет сделать вывод об использовании автомобиля в служебных и (или) производственных целях, что, в свою очередь, означает невозможность учесть все расходы по эксплуатации автомобиля для целей налогообложения прибыли.
В то же время это послабление «от Минфина» распространяется не на всех. По-прежнему не могут самостоятельно разрабатывать путевые листы и с такой периодичностью их выдавать автотранспортные предприятия и организации всех форм собственности, а также иные организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных и специализированных автомобилей и такси). Для них обязательный характер носит применение формы путевого листа, утвержденного Постановлением Госкомстата России N 78 (форма N 3).
Расходы на техническое обслуживание
Основными видами расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией автотранспорта, являются:
— расходы на приобретение горюче-смазочных материалов — топлива, автомобильных масел, специальных жидкостей (далее — ГСМ);
— расходы на приобретение запасных частей и ремонт;
— расходы на техническое обслуживание;
— расходы на мойку;
— расходы на парковку;
— плата за проведение технического осмотра.
Все вышеперечисленные расходы в бухгалтерском учете относятся к расходам по обычным видам деятельности на основании п. 7 и п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.
Когда речь идет о любых расходах, учитываемых для целей налогообложения прибыли, надо помнить, что согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами организации, принимаемыми для целей налогообложения, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Все вышеперечисленные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли либо как материальные расходы, либо как расходы на содержание служебного автотранспорта.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ в состав материальных расходов, связанных с производством и реализацией, включаются затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного автомобильного транспорта, включая компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, это установлено пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Расходы на приобретение ГСМ
Сразу отметим, что нормы расходов на приобретение и использование ГСМ для обеспечения работы автотранспорта НК РФ не установлены, поэтому такие расходы в целях налогообложения прибыли относятся к материальным расходам, связанным с производством и реализацией, и учитываются в сумме фактически понесенных затрат.
В то же время, как правило, на каждом предприятии такие расходы все равно нормируются, иначе подтвердить обоснованность и экономическую целесообразность таких расходов невозможно. Делается это на основании приказа, в котором устанавливаются нормы расхода топлива, масла, прочих технических жидкостей и смазочных материалов отдельно для зимнего и летнего периодов эксплуатации автомобилей.
За основу в этом случае чаще всего берутся Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03) (далее — Нормы расхода топлива), утвержденные Минтрансом России 29.04.2003, которые для конкретного автомобиля корректируются в большую или меньшую сторону в зависимости от условий его эксплуатации, данных завода-изготовителя, изношенности автомобиля и прочих особенностей. Конечно, все эти «особенности» должны быть экономически оправданны и обоснованны.
Следует отметить, что в Письме Минфина России от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/223 прямо указано на то, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлива, при этом в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России и на практике применяется налоговыми органами.
Конечно, это не значит, что, если нормы, утвержденные в организации, превышают Нормы, утвержденные Минтрансом, перерасход не может быть учтен для целей налогообложения прибыли. Однако в этом случае, как уже нами было отмечено, целесообразно подтвердить обоснованность этих затрат.
Итак, по мнению автора, для документального подтверждения расходов на ГСМ достаточно утвержденных организацией норм расхода, применения путевого листа установленной формы и акта о фактическом списании ГСМ в сопоставлении с утвержденными нормами.
Расходы на техническое обслуживание
Работы по техническому обслуживанию автомобиля, поддержанию его в рабочем технически исправном состоянии, куда относится и ремонт, могут производиться как работниками организации (водителями, слесарями), так и специализированными организациями. При этом надо учитывать, что если техническое обслуживание автомобиля производится собственными силами самой организацией, то общая сумма затрат будет сформирована из стоимости запасных частей, расходов на оплату труда работников, проводящих ремонт, страховых взносов и других отчислений, а также прочих расходов, непосредственно относящихся к проведению обслуживания и ремонта.
В налоговом учете расходы на техническое обслуживание и ремонт уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 2 п. 1 ст. 253 и ст. 260 НК РФ, опять же при соответствии их критериям, установленным ст. 252 НК РФ.
В аналогичном порядке и руководствуясь этими же нормами, организация вправе учитывать в бухгалтерском учете и для целей налогообложения расходы по проведению обязательных ТО новых автомобилей в период их гарантийной эксплуатации.
Расходы на мойку и парковку
Расходы по мойке, парковке, стоянке автомобиля также можно учитывать для целей налогообложения прибыли, на это указано в Письмах Минфина России от 11.01.2006 N 03-03-04/2/1 и от 20.06.2006 N 03-03-04/1/530. Минфин указал, что такие расходы являются расходами на содержание служебного транспорта и, согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
Первичными документами, подтверждающими произведенный расход, могут являться чеки ККТ (товарные чеки), при этом в чеке или товарном чеке, являющемся приложением к чеку ККТ, должны быть указаны марка и государственный регистрационный номер машины, которая обслуживалась, об этом, в частности, указано в Письме УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 N 20-12/29007. Кроме того, при оплате расходов за парковку автомобиля оправдательным документом может служить бланк строгой отчетности — квитанция за парковку автомобиля, утвержденная Письмом Минфина России от 24.02.1994 N 16-38. Здесь следует обратить внимание вот на какой момент: п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов…» разрешает вместо контрольно-кассовой техники применять бланки строгой отчетности только при расчетах с населением. При расчетах с юридическими лицами должна использоваться ККТ. По мнению автора, если водитель (экспедитор) оплачивает услуги парковки как физическое лицо, то есть от своего имени, то документом, подтверждающим оплату произведенных расходов, будет вышеупомянутая квитанция. Если же водитель (экспедитор) действует на основании доверенности, выданной организацией, то оплата расходов может быть подтверждена только чеком ККТ и счетом-фактурой.
Расходы по проведению технического осмотра
Отдельно рассмотрим вопросы, связанные с учетом расходов организации на проведение технического осмотра.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (п. 3 ст. 15) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (в частности, свидетельства о регистрации транспортного средства, талона о прохождении государственного технического осмотра и др.). Кроме того, п. 1 ст. 17 этого Закона установлено, что находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру.
Технический осмотр транспортных средств производится при приобретении (регистрации) автомобиля, а затем с периодичностью, определенной Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Приказом МВД России от 15.03.1999 N 190 «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств».
Так, Минфин России в своем Письме от 05.07.2006 N 03-06-01-04/138 указал, что плата за проведение государственного технического осмотра, уплачиваемая в связи с приобретением транспортного средства, являющегося объектом основных средств, является затратами на его приобретение, сооружение и изготовление и должна включаться в первоначальную стоимость этого объекта.
Как учитывать плату за проведение обязательного технического осмотра в дальнейшем, чиновники не указывают. Представляется, что в последующие периоды эксплуатации автомобиля оплата за проведение технического осмотра должна включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Учет расходов на страхование
Расходы на обязательное страхование
гражданской ответственности (ОСАГО)
Владелец транспортного средства в течение пяти дней с момента возникновения права владения (приобретения в собственность, получения в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) обязан застраховать свою гражданскую ответственность. Такой порядок установлен п. 2 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон N 40-ФЗ). Без наличия страхового полиса ОСАГО эксплуатация автомобиля невозможна.
Согласно ст. 6 Закона N 40-ФЗ объектом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.
В бухгалтерском учете организации согласно п. 5 ПБУ 10/99 затраты на добровольное и обязательное страхование имущества организации отражаются как расходы по обычным видам деятельности. При этом если организация заключила договор на срок, превышающий один календарный месяц, то сумму уплаченного страхового взноса ей нужно сначала отразить как расходы будущих периодов, а затем списать его равномерно в течение периода действия договора (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н). Именно такой подход предполагается наиболее обоснованным.

Ст. 188 ТК РФ предусматривает компенсации за эксплуатацию работодателем частной собственности сотрудников:

  • Выплаты за амортизацию автомобиля.
  • Выплаты, покрывающие все денежные затраты на содержание авто.

Что же такое компенсация ГСМ? Расшифровка проста – это возмещение денежных затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, использованных в процессе эксплуатации автомобиля. Компенсация расходов ГСМ и на амортизацию транспортного средства не облагается НДФЛ, с нее не берутся взносы по страхованию при условии, что она не больше суммы, предусмотренной в договоре между работником и работодателем (ст. 217 НК РФ). Но для освобождения этих денежных выплат от налогов нужно документально доказать, что это не полученные работником доходы, а именно компенсации.

Документы

Документы для подтверждения статуса компенсаций для денежных средств:

  • Трудовой договор (или приложение к нему) с соглашением о привлечении транспортного средства работника к использованию в интересах предприятия.
  • Свидетельство о регистрации автомобиля (копия).
  • Финансовые документы о затратах на приобретение ГСМ (чеки, накладные).
  • Путевые листы или записи в «Журнале поездок по служебной необходимости» (если в договоре нет фиксированной суммы ежемесячной компенсации). В таких документах всегда указываются реквизиты компании, как и в любом первичном документе.

Компенсация сотрудникам, использующим личный транспорт, может быть произведена только после заключения соглашения, в котором работодатель и работник письменно оговаривают, что личное авто работника будут задействовать для выполнения служебных обязанностей. Есть два варианта, как оформить компенсацию ГСМ:

  1. Соглашение входит в трудовой договор.
  2. Соглашение об использовании автотранспорта оформляют отдельным документом.

Второй вариант более приемлем. Если условия соглашения перестают устраивать одну из сторон (подорожал бензин, изменилась марка автомобиля и пр.), договор компенсации ГСМ легче перезаключить.

Соглашение о использовании транспорта работника

При заключении данного договора указываются такие пункты:

  • Марка автомобиля и год выпуска.
  • Регистрационные номера и объем двигателя.
  • Размер компенсации ГСМ владельцу.
  • Перечень других расходов по техническому обслуживанию транспорта.
  • Каким образом и в какие сроки будет происходить компенсация затрат на ГСМ и др. расходы.
  • Какие документы будут предоставляться владельцем автотранспорта (чеки, путевые листы или другое).

К договору прилагаются такие документы:

  • Копия технического паспорта автомобиля.
  • Копия «Свидетельства о гос. регистрации автомобиля».
  • Копия страхового полиса ОСАГО (если сотрудник ездит по доверенности).

Компенсация ГСМ работнику не начисляется за период отпусков, отгулов и болезни.

Как возместить затраты на ГСМ, если не заключено соглашение?

Иногда служебная необходимость вынуждает сотрудника воспользоваться личным автотранспортом. В таком случае, если руководство не возражает, работник пишет заявление на компенсацию ГСМ. Образец не нужен, так как заявление пишется в произвольной форме. К заявлению сотрудник прикладывает чеки с автозаправочных станций или другие документы, подтверждающие материальные затраты. На основании приказа руководителя предприятия бухгалтерией проводится компенсация ГСМ сотрудникам.

Как рассчитать положенную компенсацию на ГСМ?

Расход топлива автотранспорта – это особенность конкретной марки машины и зависит от ее характеристик. Грузовой транспорт потребляет больше бензина (дизельного топлива), тормозной жидкости или масла. Значит, при расчете возмещения затрат учитываются марка автомобиля и расход топлива из расчета пробега в 100 километров. Эти характеристики указаны в техническом паспорте автомобиля. Можно брать фактический расход горючего, исходя из показаний спидометра автомобиля или GPS-навигатора. Также можно применить для расчета официально установленные нормы Министерства транспорта для данной марки авто.

На основании прилагаемого чека АЗС (дата на чеке должна соответствовать дате, указанной в заявлении на компенсацию) устанавливается цена за 1 литр бензина. При известном нормативе расхода бензина на 100 км устанавливают расход горючего машиной на 1 километр.

Пример

Норма расхода топлива автомобилем – 10 л на 100 км.

  1. Рассчитаем расход топлива на 1 км: для этого 10 л делим на 100 км. Получаем расход горючего на 1 км пути – 0,1 л.
  2. Фактический пробег автомобиля (например, 120 км) умножается на установленный расход бензина на 1 км (0,1 л), в результате получаем 12 л израсходованного топлива.
  3. Далее 12 л бензина умножается на цену бензина за 1 л.

Сумма, полученная в итоге, и является суммой, положенной к компенсации ГСМ.

Зачастую для перевозки грузов коммерческие предприятия и ИП имеют собственные транспортные средства или пользуются услугами транспортных компаний. Использование транспортных услуг в бухучете отражается по-разному. Предприятие самостоятельно определяет метод учета расходов по доставке товара, прописав его в учетной политике.

Оплата по транспортировке товара

Оплатить расходы по доставке возможно пятью вариантами:

  1. Услуги по доставке включены в цену товара, оплатой считается поступление денежных средств за товар в компанию-грузоотправителя;
  2. Оплата посреднического вознаграждения за доставку товара на основании посреднического договора;
  3. Договор поставки составлен с раздельной оплатой за продукцию и услуги по транспортировке;
  4. Воспользоваться услугами транспортной компании, заключение соглашения об оказании услуг по транспортировке товаров;
  5. Перевозка товара осуществляется личным транспортом компании.

Учет расходов по транспортировке, включенных в цену товара

Пример расчета одной единицы товара с учетом суммы доставки: организация приобрела для продажи школьную форму в количестве 30 комплектов на сумму 120 000 руб. Стоимость транспортировки составила 11250 руб., включая такие расходы:

Счет 44 «Расходы на продажу» списывается в себестоимость продаж счета 90.02 ежемесячно.

Значит, стоимость одного комплекта школьной формы будет составлять:

  • 120 000/30 к-тов=4000 руб. – цена одного комплекта школьной формы;
  • 11250/30 к-тов=375 руб. – сумма затрат по доставке на один комплект школьной формы;
  • 4000+375=4375 руб. – цена одного комплекта школьной формы с учетом расходов на доставку.

Себестоимость купленной школьной формы (с суммой доставки) считается прямыми расходами и в налоговом, и в бухгалтерском учете.

Транспортные расходы на основании посреднического договора

Некоторые компании не имеют собственного транспорта для перевозки продукции, и им приходится заключать посреднические договора с транспортными предприятиями, оплачивает такие услуги покупатель. Рассмотрим бухучет транспортных услуг у заказчика и исполнителя.

Учет у компании-исполнителя при получении посреднического вознаграждения:

  • Дт76 Кт90 – начислено посредническое вознаграждение;
  • Дт90 Кт68 – НДС с суммы вознаграждения.

Если компания выступает как посредник, то полученные суммы за расходы по транспортировке не включайте в затраты, только можно если это посредническое вознаграждение.

Учет у компании-покупателя, при выполнении посреднических услуг:

При таком договоре компания-покупатель обязуется возместить расходы по транспортировке и услуги посредника. Запись в бухучете будет такой:

  • Дт60 Кт50,51 – произведена оплата за посреднические услуги;
  • Дт20,25,26,44 Кт60 – списаны расходы посреднических услуг;
  • Дт60 Кт50,51 – оплачены расходы по доставке продукции;
  • Дт20,25,26,44 Кт60 – списаны расходы на перевозку товара.

При получении транспортной накладной от перевозчика, суммы включите в себестоимость продукции. От продавца необходимо взять акт об оказании услуг, для списания посреднических затрат в расходы предприятия.

Торговые организация и микропредприятия имеют право отнести затраты на доставку в коммерческие расходы. Все остальные предприятия могут воспользоваться таким правом, если на конец отчетного периода отсутствуют остатки по МПЗ.

Учет доставки при раздельной оплате

Договор поставки от поставщика может быть составлен с раздельной оплатой за товар и транспортные услуги. Это связано с разными процентными ставками НДС, на товар – 18 или 10%, на услуги по транспортировке только 18%.

Бухгалтерский учет транспортных услуг и реализация продукции нужно отражать отдельными бухзаписями. Рассмотрим на примере:

ООО «Медведь» по договору поставки отгружает ИП Мельникову К.А. продукцию на сумму 148 000 руб., в том числе НДС 10% — 13 454,55 руб. Доставка товара осуществляется силами поставщика ООО «Медведь», расходы на перевозку составляют 15 000 руб., в т.ч. НДС 18% — 2288,13 руб. все операции вносим бухгалтерскими записями:

Продавец предоставляет покупателю следующие документы: договор поставки, ТОРГ-12 или УПД, ТН или ТТН.

Нужно учесть, что если предприятие-продавец, осуществляющий доставку груза своими силами и расходы на доставку не входят в цену товара, то это отдельный вид деятельности и он облагается единым налогом на вмененный доход, независимо доставка была один раз или многократная.

Бухучет по договору с транспортной компанией

Если заказчик обращается в транспортную компанию для перевозки груза, товара, то бухучет транспортных расходов, на основании транспортной накладной, отражается такими проводками:

  • Дт44 Кт60 – списаны затраты на перевозку груза, товара до места назначения;
  • Дт19 Кт60 – отражен НДС по транспортировке товара;
  • Дт60 Кт51 – оплата за услуги доставки продукции.

Транспортная компания в обязательном порядке должна предоставить товарную накладную и товарно-транспортную накладную по перевозке груза организации-заказчику.

Перевозка товара покупателем

Если компания осуществляет доставку товара собственным транспортом, то учет транспортных расходов списывается на сч.44 «Расходы на продажу»:

  • Дт44 кт02 – амортизация транспортного средства;
  • Дт44 Кт10 – списание ГСМ, запчастей (если потребовались);
  • Дт44 Кт70 – начисление заработной платы водителю;
  • Дт44 Кт69 – начисление страховых взносов во внебюджетные фонды (ПФ, ФФОМС, ФСС);
  • Дт90 Кт44 – списание транспортных затрат.

При осуществлении перевозки без договора обязательным документом будет являться путевой лист на транспортное средство.

Для расчета налога на прибыль для включения в расходы затраты по транспортировке продукции бухгалтер должен иметь либо транспортную накладную, либо товарно-транспортную накладную.

При использовании аккумуляторных батарей на любых объектах, особенно в системах бесперебойного питания, за их состоянием нужно следить и регулярно проводить проверки. В этом материале мы рассмотрим основные параметры АКБ, а также рассмотрим, какими приборами и как можно провести их контроль и проверку!

Основная задача при проверке состояния любой аккумуляторной батареи – выяснить, обладает ли она достаточной емкостью, может ли обеспечить заявленные производителем характеристики в течение необходимого времени. Однако непосредственно средствами измерения определяются только несколько основных параметров – напряжение, сила тока. В обслуживаемых аккумуляторах можно также замерить плотность электролита. Измерения можно проводить неоднократно, фиксируя изменение значений с течением времени. Все остальные параметры и характеристики не измеряются напрямую, а выводятся по разработанной изготовителем методике, причем она зависит и от типа АКБ, и от рекомендаций производителя, и от вида подключенной нагрузки. При этом необходимо учитывать, что многие зависимости, характеризующие работу АКБ, носят нелинейный характер. Могут сказываться и другие факторы, например, влияние температуры.

При выполнении краткосрочных измерений при использовании даже самых совершенных методик тестирование носит не точный количественный, а качественный характер. Единственный достоверный способ измерения емкости АКБ – его полная разрядка в течение многих часов с тщательной фиксацией параметров в ходе всего процесса. Но использовать столь продолжительную процедуру на практике можно далеко не всегда, особенно если батарей много. Тем не менее, и краткосрочных оценочных измерений достаточно для того, чтобы отличить работоспособный аккумулятор от изношенного, утратившего емкость, и вовремя произвести замену АКБ.

Подключение нагрузки

К АКБ на некоторое время подключается рабочая или второстепенная нагрузка той или иной величины. Вольтметром или мультиметром измеряется падение напряжения. Если процедура выполняется несколько раз, между измерениями выжидается определенное время, чтобы батарея восстановилась. Полученные данные сопоставляются с параметрами, заявленными производителем АКБ для данного типа батареи и данной величины нагрузки.

Измерения при помощи нагрузочной вилки

Строение простейшей нагрузочной вилки показано на схеме:

Устройство оснащено вольтметром, параллельно которому установлен большой по мощности нагрузочный резистор, и имеет два щупа. В старых моделях вольтметры аналоговые; новые модели, как правило, оснащены ЖК-дисплеем и цифровым вольтметром. Существуют нагрузочные вилки с усложненной схемой, использующие несколько нагрузочных спиралей (сменных сопротивлений), рассчитанные на разные диапазоны измерения напряжений, предназначенные для тестирования кислотных либо щелочных аккумуляторов. Есть даже вилки, которыми тестируют отдельные банки аккумуляторов. В состав продвинутых устройств помимо вольтметра может входить амперметр.

Получаемые при измерениях данные также необходимо сопоставлять с параметрами, заявленными производителями для данного типа батарей и данного сопротивления.

Измерения при помощи специальных устройств, тестеров анализаторов АКБ

Приборы Кулон

Принципиальным развитием идеи нагрузочной вилки можно считать семейство цифровых приборов-тестеров Кулон (Кулон-12/6f, Кулон-12m, Кулон-12n и другие) для проверки состояния свинцовых кислотных аккумуляторов, а также другие подобные устройства. Они позволяют проводить быстрые замеры напряжения, приближенно определять емкость АКБ без контрольного разряда и сохранять в памяти несколько сотен, а иногда и тысяч измерений.

Приборы Кулон питаются от аккумулятора, на котором проводятся измерения. Входящие в комплект провода с разъемами «крокодил» имеют части, изолированные друг от друга, что обеспечивает четырехзажимное подключение к аккумулятору и устраняет влияние на показания прибора сопротивления в точках подключения зажимов. По заявлению разработчика, прибор анализирует отклик аккумулятора на тестовый сигнал специальной формы, при этом измеряемый параметр примерно пропорционален площади активной поверхности пластин аккумулятора и, таким образом, характеризует его емкость. Фактически, точность показаний зависит от достоверности методики, разработанной производителем.

Емкость аккумулятора – электрический заряд, отдаваемый полностью заряженным аккумулятором – измеряется в ампер-часах и представляет собой произведение тока разряда на время. Для точного определения емкости необходимо произвести разряд батареи (процесс длительный, многочасовой), постоянно фиксируя величину заряда, отдаваемого батареей. При этом относительная емкость АКБ в зависимости от времени изменяется нелинейно. Например, для аккумуляторной батареи типа LCL-12V33AP относительная емкость меняется со временем следующим образом:

Время разряда, часы Относительная емкость, %
0,1 37
1,3 48
0,7 53
1,9 76
4,2 84
9,2 92
20 100

Прибор Кулон при помощи быстрого измерения ориентировочно определяет емкость полностью заряженного аккумулятора. Он не предназначен для оценки степени заряженности АКБ, все измерения необходимо проводить на полностью заряженной батарее. Устройство кратковременно подает тестовый сигнал, регистрирует отклик от батареи и через несколько секунд выдает ориентировочную емкость АКБ в ампер-часах. Одновременно на экран выводится измеренное напряжение. Полученные значения можно сохранять в памяти прибора.

Производитель подчеркивает, что устройство не является прецизионным измерителем, но позволяет оценочно определять емкость свинцовой кислотной батареи, особенно если пользователь самостоятельно откалибровал прибор при помощи аккумулятора такого же типа, что и тестируемый, но с известной емкостью. Процедура калибровки подробно изложена в инструкции к прибору.

Тестеры PITE

Следующая разновидность устройств для тестирования АКБ – тестеры PITE: модель PITE 3915 для измерения внутреннего сопротивления и модель PITE 3918 для оценки проводимости батарей.

Управление осуществляется при помощи цветного сенсорного экрана, но основные управляющие кнопки вынесены на клавиатуру в нижней части корпуса. Прибором можно тестировать батареи емкостью от 5 до 6000 А·ч, с элементами аккумулятора 1.2 В, 2 В, 6 В и 12 В. Диапазон измерения напряжения – от 0.000 В до 16 В, сопротивления – от 0.00 до 100 мОм. Прибор позволяет задать тип проверяемых батарей, выполнить измерение напряжения и сопротивления (модель 3915) или напряжения и проводимости (модель 3918), и на их основании судить о том, соответствует емкость батареи заявленной производителем или нет. При этом параметр Capacity (емкость батареи) выводится в процентах.

Интерфейс прибора позволяет проводить как одиночные измерения, так и последовательные (до 254 измерений в каждой последовательности, совокупное количество результатов более 3000), что удобно при проверке большого количества однотипных АКБ (в последнем случае результаты сохраняются автоматически, помимо данных в них фиксируется также порядковый номер измерения). В зависимости от настроек прибор может использовать для выдачи результата (статуса Good, Pass, Warning или Failed) собственные критерии либо значения, заданные пользователем. Результаты тестирования через порт USB могут быть перенесены на компьютер для просмотра и последующей подготовки отчетов.

Анализаторы Fluke

Более глубокое развитие той же идеи – приборы Fluke Battery Analyzer серии 500 (BT 510, BT 520, BT 521), которые позволяют измерять и сохранять в памяти напряжение, внутреннее сопротивление стационарной батареи, температуру минусовой клеммы, напряжение при разрядке. При наличии дополнительных аксессуаров можно измерять и сохранять в памяти и другие параметры. Тесты можно проводить как в режиме отдельных измерений, так и в последовательном режиме; используя настраиваемые профили. Есть возможность задать пороговые значения для различных параметров. Встроенный порт USB позволяет передавать собранные записи (до 999 записей каждого типа) на компьютер для подготовки отчетов с помощью программного обеспечения Analyze Software, входящего в комплект поставки.

Щупы прибора имеют специальную конструкцию: внутренний подпружиненный контакт предназначен для измерения тока, внешний – для измерения напряжения. Если на щуп надавить, внутренний наконечник смещается внутрь таким образом, что оба контакта каждого щупа касаются поверхности одновременно. В результате одни и те же щупы позволяют организовать как 2-проводное, так и 4-проводное подключение к полюсам батареи (последнее необходимо для измерения Кельвина).

  • Прибор позволяет измерять следующие параметры:

  • Внутреннее сопротивление батареи (измерение занимает менее 3 с).

  • Напряжение батареи (производится одновременно с измерением внутреннего сопротивления)

  • Температура минусовой клеммы (рядом с черным наконечником на щупе BTL21 Interactive Test Probe предусмотрен ИК-датчик)

  • Напряжение при разрядке (определяется несколько раз в ходе разрядки или во время теста на нагрузку)

Также возможно измерение пульсирующего напряжения, измерение переменного и постоянного тока (при наличии токовых клещей и адаптера), выполнение функций мультиметра. С анализаторами Fluke можно использовать интерактивный тестовый щуп BTL21 Interactive Test Probe со встроенным датчиком температуры. С приборами совместимо большое разнообразие дополнительных аксессуаров (токовые клещи, удлинители разного размера, съемный фонарик и т. п.).

Хотя прибор обладает богатым функционалом, ключевым этапом в определении состояния АКБ остается сопоставление измеренных показателей с расчетными или заданными изготовителем для данного конкретного типа батарей. Устройства Fluke Battery Analyzer серии 500 удобны для массовой инспекции состояния батарей. Последовательный режим и система профилей позволяют выполнять необходимые измерения одно за другим, результаты запоминаются прибором и хранятся в упорядоченной форме, последовательно пронумерованные и разбитые на группы. Но прибор не имеет функции прямого или косвенного измерения емкости АКБ в ампер-часах – хотя бы потому, что для батарей разного типа на сегодняшний день вряд ли возможно разработать единую точную методику такого определения.

Все перечисленные выше устройства, хоть и отличаются друг от друга по размеру, относятся к классу портативных. В отдельную группу можно выделить стационарные комплексы для проверки АКБ, которые могут проводить быстрые испытания с определением внутреннего сопротивления, контролировать все параметры, включая активную и реактивную составляющие сопротивления, управлять процессом разряда/заряда и т. п. Подобные комплексы адресованы скорее исследовательским лабораториям, промышленным производителям АКБ и разработчикам нового оборудования, чем конечным пользователям.

Анализаторы Vencon

Промежуточное положение занимает анализатор Vencon UBA5, предназначенный для работы с аккумуляторными батареями, используемыми в портативных средствах связи (мобильных телефонах, носимых радиостанциях, разнообразных гаджетах и т. п.), портативных инструментах и других устройствах напряжением до 18.5 В, емкостью от 10 мА·ч до 100 А·ч. Анализатор Vencon UBA5 совмещен с зарядным устройством и может использоваться в ремонтных мастерских, центрах обслуживания компьютерной техники, мобильной электроники и других устройств.

Прибор предназначен для различных типов АКБ (никель-кадмиевых, никель-металл-гидридных, литий-ионных, литий-полимерных, свинцовых кислотных и др.), позволяет задавать токи зарядки и разрядки, изменять алгоритмы работы устройства, тестировать емкость батарей при помощи однократных и многократных измерений, сохранять результаты измерений в памяти и выводить их через порт USB, готовить графические отчеты при помощи программного обеспечения.

Характерная особенность устройства – два измерительных канала (по 2 измерительных провода каждый), причем для проведения различных измерений их можно комбинировать, в том числе и от нескольких устройств UBA5. Дополнительно могут заказываться датчики температуры.

Прибор способен генерировать зарядный ток до 2А на каждом канале, ток нагрузки – до 3А (45 Вт) на каждом канале (в комплект входит адаптер питания). Более точные характеристики зависят от конкретной модели устройства – в серию UBA5 входит 5 различных моделей приборов.

В данном типе прибора, как и во всех описанных ранее, ключевым для определения состояния батареи является сопоставление измеренных показателей с параметрами, заявленными производителями АКБ.

Полная разрядка/зарядка

На сегодняшний день полная разрядка и зарядка – это единственный прямой и максимально достоверный способ определения емкости АКБ. Специализированные устройства контроля разряда/заряда батареи (УКРЗ) позволяют выполнить глубокую разрядку и последующую полную зарядку батареи с постоянным контролем емкости. Однако эта процедура занимает очень много времени: 15-17-20-24 часа, иногда и более суток, в зависимости от емкости и текущего состояния батареи. Хотя метод дает наиболее точные результаты, из-за временных затрат его применение ограничено.

Измерение плотности электролита

В обслуживаемых аккумуляторах для определения их состояния можно измерять плотность электролита, поскольку между этим параметром и емкостью АКБ существует непосредственная зависимость. Плотность электролита может меняться в силу разных причин, которые вдобавок взаимосвязаны (частый глубокий разряд батареи, сульфатация, неоптимальная плотность электролита, испарение и утечка раствора и т. д.). Аккумулятор начинает быстрее разряжаться, отдает меньше заряд. При этом необходимо понимать, что плотность электролита даже в исправном аккумуляторе, находящемся в идеальном состоянии – не константа, она меняется с температурой и степенью зарядки аккумулятора. Более того, для разных регионов рекомендованная плотность электролита отличается в зависимости от типовых климатических условий.

Результаты измерения плотности ареометром можно сопоставить со следующей диаграммой для кислотных аккумуляторов.

В зависимости от того, больше или меньше плотность электролита, чем требуемая (а для батареи вредно отклонение и в ту, и в другую сторону), можно частично или полностью заменить электролит, залить дистиллированную воду или раствор необходимой концентрации, обязательно обеспечив перемешивание. Как и при использовании всех ранее описанных способов проверки состояния АКБ ключевым является сопоставление измеренных значений с рекомендациями производителя батареи и следование всем предусмотренным процедурам обслуживания.

Выводы

Каждый способ определения текущего состояния аккумуляторной батареи имеет свои преимущества и недостатки. Каким из них пользоваться – зависит от ваших задач и возможностей. Сориентироваться вам поможет эта сводная таблица.

Способ определения состояния АКБ Преимущества Недостатки
Подкл ючение нагрузки Достаточно реалистичные результаты без использования специализированного оборудования Времязатратность при многократных измерениях Измеренные параметры документируются вручную
Нагрузочная вилка, специализированные анализаторы и тестеры

Портативность устройств

Простота использования

Быстрое проведение измерений, особенно многократных

Некоторые модели способны проводить измерения без выведения АКБ из режима эксплуатации

Специализированные модели позволяют сохранять результаты и переносить их на компьютер для подготовки отчетов

Часть параметров АКБ определяется по косвенным методикам Оценочная точность измерений
Полный разряд/заряд Единственный достоверный способ оценки емкости АКБ Очень продолжительная процедура – многие часы, иногда сутки
Измерение плотности электролита ρ Непосредственное определение состояния батареи по концентрации электролита Способ применяется только для обслуживаемых батарей