Расходы работодателя на работника

Производя денежные выплаты сотрудникам, работодатель обязан вести расчеты и с государством — с зарплат в обязательном порядке должны уплачиваться налоги, которые, к слову, являются довольно тяжелой ношей. А вы можете точно сказать, в какую сумму обходитесь работодателю? Портал Rabota.ru и эксперты рынка труда посчитали, сколько стоит работник, и оценили величину налога.

Непростая арифметика

Налоги — головная боль практически для каждого работодателя, но деться от нее никуда нельзя. Однако некоторые компании все-таки стараются минимизировать участие закона в процессе уплаты налоговых отчислений российскому правительству, идут в обход и выводят зарплаты в «тень». Между тем более законопослушные работодатели так или иначе стараются нести на своих плечах тяжкое бремя под названием «налог».
Мы решили выяснить, сколько стоит официально нанятый работник, какие налоги уплачивает работодатель за сотрудника и какие суммы уходят на это из бюджета компании.
Во сколько организации обойдется работник, получающий за свой труд вознаграждение, например, в 30 и 60 тысяч рублей? Бесспорно, не каждый работодатель может с абсолютной точностью дать ответ на этот вопрос. Разобраться в этом деле нам помогли эксперты — Мария Останина, ведущий консультант по налоговому учету, и Анна Макарова, специалист по бухгалтерскому учету, ГК «РУСКОНСАЛТ».
Каждому из нас известно, что заработная плата облагается 13%-ным налогом на доходы физических лиц.

📌 Реклама Отключить → «Данный налог удерживается из начисленной заработной платы работника. Таким образом, затраты на уплату
этого налога несет сам сотрудник. Например, при окладах в 30 тысяч рублей и в 60 тысяч рублей сотрудник получит:

ОКЛАД НДФЛ (13%) Выплата на руки
30 000 руб. 3 900 руб. 26 100 руб.
60 000 руб. 7 800 руб. 52 200 руб.

Компания же уплачивает за сотрудника взносы в фонды, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации», — рассказывают эксперты компании ГК «РУСКОНСАЛТ».

По их словам, с суммы начисленной заработной платы сотрудника компания обязана уплатить взносы:
— в Пенсионный фонд РФ — 26%;
— в Фонд социального страхования РФ (ФСС) — 2,9%;
— в Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС)— 5,1%.
В итоге компания должна уплатить сумму, равную 34% зарплаты работника.

📌 Реклама Отключить → «Кроме того, компания уплачивает взносы на страхование от несчастных случаев в соответствии с присвоенным ФСС тарифом. У большинства компаний (деятельность которых не связана с повышенным риском) тариф составляет 0,2%. Расчеты приведены с использованием такого тарифа», — поясняют эксперты.

ОКЛАД Страховые взносы ИТОГО
30 000 руб. 10 260 руб. 40 260 руб.
60 000 руб. 20 520 руб. 80 520 руб.

Между тем специалисты отметили, что некоторые компании уплачивают взносы в фонды по пониженным ставкам — например, организации, применяющие единый сельскохозяйственный налог; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий. Но большинство организаций уплачивают взносы по вышеприведенным ставкам, то есть из расчета 0,2%. 📌 Реклама Отключить

«Кроме этого, — говорят эксперты, — если компания находится на общей системе налогообложения, то чтобы выплатить работнику заработную плату и оплатить налоги, компания должна получить доход, в который включен НДС».

Заработная плата + налоги НДС
40 260 руб. 7 246,80 руб.
80 520 руб. 14 493,60 руб.

→ «Если компания применяет упрощенную систему налогообложения с налогообложением “доходы”, то надо учитывать налог в 6%, который заплатит компания», — отмечают эксперты.

Заработная плата + налоги Налог УСН
40 260 руб. 2 415,60 руб.
80 520 руб. 4 831,20 руб.

Как рассказали специалисты, таким образом, для того чтобы заплатить работнику заработную плату, компания должна заработать: 📌 Реклама Отключить

Оклад, выплачиваемый сотруднику Компания, находящаяся на ОСН Компания, находящаяся на УСН с налогообложением «доходы» Компания, находящаяся на УСН с налогообложением «доходы-расходы»
30 000 руб. 47 506,80 руб. 42 675,60 руб. 40 260 руб
60 000 руб. 95 013,60 руб. 85 351,20 руб. 80 520 руб.

Получите, распишитесь!

Итак, вместе с экспертами мы рассчитали и выяснили реальную величину налоговой нагрузки. Как видим, суммы впечатляют. К примеру, специалист, претендующий на зарплату в размере 30 тысяч рублей (до вычета 13%-ного налога), в реальности обойдется компании, находящейся на ОСН (общей системе налогообложения), практически в 50 тысяч рублей. Если работодатель выплачивает своему сотруднику заработную плату в 60 тысяч рублей, то в этом случае компании придется заложить «под специалиста» бюджет практически в 100 тысяч рублей. Кроме того, необходимо отметить, что в приведенных нами расчетах не были учтены расходы, например, на коммуникации и прочие траты.
Конечно, в каждой компании расчеты происходят по-своему. Кроме того, кто-то действует в соответствии с законом и выплачивает своим работникам официальную «белую» зарплату, а кто-то прибегает к «серому» механизму выплаты денежных средств. Есть и такие работодатели, среди которых особой популярностью пользуется практика выплаты работникам их кровно заработанных целиком в конверте. Но так или иначе, по проведении соответствующих расчетов вывод о величине налогового бремени напрашивается сам собой.

📌 Реклама Отключить

Кстати…

С 1 января 2011 года размер страховых взносов, отчисляемых работодателями в соответствующие фонды, был увеличен российским правительством с 26% до 34%. Естественно, это вызвало протест среди представителей бизнеса. Однако спустя некоторое время правительство РФ все-таки осознало негативный эффект от данной меры. И весной этого года президент РФ Дмитрий Медведев поручил чиновникам разработать проект по снижению страховой ставки до 30%. Но вот незадача — снижение страховой ставки приведет к дефициту и так давно «дырявого» бюджета Пенсионного фонда. Решение проблемы нашло Министерство финансов — ввести дополнительный 10%-ный налог на высокие зарплаты. Столь радикальное предложение Минфина вызвало множество споров. Но в конце августа вышеупомянутое ведомство опубликовало утвержденный премьер-министром Владимиром Путиным документ «Основные направления налоговой политики РФ на 2012–2014 годы».
Со следующего года отчисления по 30%-ной ставке будут производиться с годовых зарплат на сумму до 512 тысяч рублей, в 2013 году эта сумма увеличится до значения в 567 тысяч рублей. Однако вместе со снижением размера страховых взносов будет введен дополнительный тариф для работников-«богачей». Если их заработок будет превышать установленную планку, то с зарплат будет взиматься дополнительный сбор в 10% с так называемого «хвоста», превышающего установленный предел. К слову, ведомство поспешило «обрадовать» трудящихся и сообщило, что снижение максимального тарифа страховых взносов является всего лишь временной мерой — на период с 2012 по 2013 гг.
Если работник «не дотягивает» до статуса «богача», то выгода от снижения ставки страховых взносов будет очевидна — работодатели будут производить отчисления по 30%-ной ставке. Но если сотруднику за его труд выплачивается достойное финансовое вознаграждение, которое будет превышать установленный порог? Ответ очевиден — налоговая нагрузка будет снова увеличена.
Действительно ли увеличение налогов — единственный выход из положения? Ведь ситуация складывается двояко — экономике и ее росту в нашей стране не позавидуешь, а налоги продолжают увеличиваться. И кто пострадает от этого в первую очередь — сами компании или непосредственно работники? Очевидно, что обе стороны…

📌 Реклама Отключить

Как посчитать затраты на каждого сотрудника?

Большинство собственников бизнеса не могут сходу ответить, во сколько им обходится каждый сотрудник. Как правило, этот вопрос они обходят стороной, ссылаясь на нехватку времени, отсутствие необходимости экономить, сомнениях, что это как-то поможет оптимизировать бизнес.

Исходя из нашей практики, хотя бы приблизительную цифру затрат на содержание штатного сотрудника называет в среднем каждый двадцатый клиент. О чем это говорит? О том, что многие бизнесмены подходят к ведению дел односторонне. Такой взгляд может привести к необоснованным тратам, а порой и к закрытию компании.

Как провести расчет затрат на каждого сотрудника?

Предлагаем посчитать примерную «стоимость» одного работника на примере компании со штатом из 10 человек.

Сначала давайте разделим все затраты, связанные с содержанием сотрудника, на группы:

  • Прямые затраты – включают зарплату сотрудников и налоги, которые вы платите с из начисленной заработной платы.
  • Косвенные расходы – включают содержание рабочего места, а также зарплату, которую вы платите управленческому персоналу.
  • Потери – это средства, которые вы потратили или не заработали по вине сотрудника или из-за плохой организации рабочего процесса.

Считаем прямые расходы

К прямым затратам мы относим оклад; доплаты (например, за работу с вредными и опасными условиями труда); сверхурочные; премии; оплату больничного; отпускные; налоги из ЗП.

Считаем, сколько мы всего начислили работнику:

1000 BYN – оклад, 300 BYN – доплаты, премии и другие выплаты.

Итого всего вы начислили 1300 BYN.

Налоги с зарплаты:

Подоходный налог 13% (при условии что все льготы использованы) – 1300*13%= 169 BYN;

ФСЗН, который платит работник, (1%) – 1300*1% = 13 BYN.

По факту работник получает: 1300-169-13 = 1118 BYN.

Отчисления в Белгосстрах (0,6%) – 1300*0,6% = 7,8 BYN.

ФСЗН, который платите вы за работника, (34%) – 1300*34% = 442 BYN.

Налоговая нагрузка: 169+442+13+7,8 = 631,8 BYN. Или 56,5% от суммы «на руки».

Всего прямых расходов на зарплату: 1118 + 631,8=1750 BYN.

В итоге получается, чтобы сотрудник получал «на руки» 1118 BYN вам сначала нужно добавить к этой сумме 56,5%.

Считаем косвенные расходы

  • Зарплату руководящего персонала,
  • Санитарные и трудовые книжки,
  • Специальную одежду,
  • Повышение квалификации сотрудников,
  • Организация рабочего пространства (мебель, канцтовары, компьютер, телефон и т.д.),
  • Транспортировка сотрудников к месту работы (если вы ее организуете),
  • Приобретение абонементов для сотрудников, питание и т.д.,
  • Возмещение расходов на проездные документы.

Косвенные расходы разделите на число сотрудников (в нашем случае их 10) и прибавьте к прямым затратам на заработную плату.

Предположим, что сумма косвенных затрат составляет 250 BYN, разделим ее на 10 человек. Сумма косвенных затрат на одного сотрудника составит: 2500 BYN /10 чел. = 250 BYN.

Общая сумма затрат на работника составит 1750+250=2000 BYN.

Что дает эта цифра? Исходя из этой суммы, вы можете примерно посчитать, сколько вы в состоянии заплатить тому или иному работнику и оправданны ли затраты на его содержание.

Потери по вине работника

В каких потерях может быть виноват работник? Например, простой работы из-за прогула, опоздания или просто недобросовестное выполнение работы (брак, несоблюдение сроков). Поэтому, чтобы избежать таких потерь, мы советуем контролировать все процессы в вашей фирме: от производственных цехов и отдела маркетинга до работы грузчиков и водителей.

Анализ расходов и потерь помогает не только в оптимизации бизнеса в целом, но и позволяет найти способы экономии средств вашей компании.