Раздельный учет гоз

Добрый день, Дарья
Учет по контрактам Гособоронзаказа в обычной Бухгалтерии не автоматизирована.
Желательно для учета гособоронзаказа работать в конфигурации «Бухгалтерия государственного учреждения”, там прописан этот функционал, в отличие от обычной Бухгалтерии (базовая/ПРОФ).
Что можно посоветовать в вашей ситуации, если у вас обычная 1С:Бухгалтерия.
Поскольку раздельный учет расходов при гособоронзаказе исполнители должны вести в рамках каждого контракта, то вам придется организовать учет прямых затрат счета 20. Аналитический учет к нему организуйте в разрезе каждого госконтракта. Для этого к счету 20 откройте субсчета первого и второго порядка. Назвать эти субсчета можно так: субсчет первого порядка – по коду-идентификатору контракта, второго порядка – по статье затрат из принятой номенклатуры. Например, счет 20 субсчет «ГОЗ № 1/Зарплата» и т.д.
Прямые затраты по материалам, зп, налогам и т.д.собирайте в Дт 20 счета. Косвенные, то есть общепроизводственные и общехозяйственные, расходы накапливайте на одноименных счетах 25 и 26. В конце месяца спишите эти суммы в дебет счета 20. При этом расходы на продажу и управленческие расходы можно сразу списывать в дебет счета 90 «Продажи». Такое указание есть в пункте 9 ПБУ 10/99.

В-пятых, определиться с инструментом (программным обеспечением) и алгоритмом учета ресурсов. На текущий момент, в самых распространенных программах фирмы 1С – «1С:Бухгалтерия 8 ПРОФ» и «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» — не предусмотрена сквозная аналитика по счетам учета материально-производственных запасов, внеоборотных активов, счетам учета товаров, продукции, денежных средств, счетам взаиморасчетов с контрагентами и другим счетам бухгалтерского учета.
Можно провести кодировку счетов аналитического учета, например: субсчет первого порядка включает номер заказа (либо идентификатор государственного контракта), субсчет второго порядка — детализацию по виду затрат и т. д. Можно задействовать такие справочники, как:
— Номенклатурные группы
— Склады
— Расходы будущих периодов
— Основные средства
Для учета взаиморасчетов с контрагентами использовать реквизит субконто «Договоры контрагентов». Самое сложное – собрать данные в отчет об исполнении государственного контракта.

Организации, выполняющие ГОЗ, в которых созданы военные представительства Минобороны РФ (военная приемка), предоставляют отчет об исполнении государственного контракта в виде электронного документа ежемесячно не позднее 25 числа календарного месяца, следующего за отчетным (правила в Приказе МО РФ от 8 октября 2018 года № 554, формат в Приказе МО РФ от 19.11.2018 г. № 670, сроки в Приказе МО РФ от 21.11.2019 г. № 686). Иные организации представляют отчет по запросу Минобороны на бумажном носителе. Запрос считается полученным по истечении 10 дней с даты его направления в адрес, указанный в ЕГРЮЛ.

Возможность автоматического формирования и выгрузки отчета реализована:
— 1С:ERP Управление предприятием
— 1С:Комплексная автоматизация 2
Ручное заполнение отчетной формы с выгрузкой в формате МО РФ:
— 1С:Управление производственным предприятием 1.3
— 1С:Комплексная автоматизация 1.1
— 1С:Бухгалтерия предприятия 3.0
— 1С:Бухгалтерия предприятия КОРП 2.0 и 3.0
— 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1.0 и 2.0
— 1С:Налогоплательщик

В-шестых, закрепить порядок раздельного учета в учетной политике. Хорошо составленная учетная политика поможет подтвердить не только сам факт раздельного учета, но и корректность целевого использования бюджетных средств.

И главное, раздельный учет должен быть не только «на бумаге», но и реальный: на складе, в производстве и т.д. Раздельный учет должен позволять, в случае необходимости, определить кто именно изготовил комплектующие (какая партия), где хранились комплектующие до их передачи в производство. То есть надо обеспечить специальную маркировку сырья, материалов, ПКИ.

Как это ни странно, опытные главные бухгалтера, имеющие свой собственный взгляд на бух. учет, в ходе проверки ГОЗ бывают сильно удивлены. Казалось, сделали раздельный учет «как надо», а в результате получили постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с резолюцией: «Анализ предоставленных документов показал, что ООО не ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Постановлением №47 от 19.01.1998». Происходит это потому, что в гособоронзаказе раздельный учет – это своего рода ритуал. Раздельный учет не просто должен быть, это должен быть учет, при котором соблюдены определенные процедуры, «танцы с бубном», касающиеся:
— ведения раздельного учета ГОЗ в бухгалтерской программе;
— формулировок в учетной политике;
— состава и требований к оформлению первичных документов и документооборота;
— составления плановой и отчетной калькуляции затрат, расходной декларации;
— обоснования (нормирования) затрат;
— распределения накладных и коммерческих расходов;
— нормативов прибыли (рентабельности);
— отчета об исполнении государственного контракта;
— подготовки и защиты основных экономических нормативов ГОЗ и т.д.

Хорошо создавать раздельный учет ГОЗ предварительно проконсультировавшись со специалистом. Объем работы большой. Лучше сразу понимать, куда именно и как прикладывать усилия, чтобы не переделывать в дальнейшем.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты

Полный список законодательных актов ответственности исполнителей ГОЗ

К участникам закупок ГОЗ, осуществляемых путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляется требование о предоставлении справки об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера судимости по статьям 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 УК РФ, выданной не ранее чем за 90 дней до окончания срока подачи заявки на участие в закупке (Постановление от 18.07.2019 N 932).

Типичные ошибки и неточности в учетной политике и раздельном учете ГОС и ГОЗ 2020.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Гос.контракт часто бывает с казначейским сопровождением. Как открыть лицевой счет в казначействе, как проводить оплату и забирать остатки денежных средств

Как обосновать затраты на материалы, комплектующие изделия, услуги
Как обосновать трудоемкость
Список нормативных документов ГОЗ. Ответ на вопросы :»Что делать в случае поставки продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов? Как работать со специальным счетом?»
Табель учета рабочего времени в разбивке по проектам и категориям сотрудников
Как малому бизнесу встроиться в технологическую цепочку предприятий ОПК в процессе конверсии и импортозамещения.

А если расти не только за счет гособоронзаказа? Что делать, чтобы получить доход больше, активно развиваться и расширяться, не впутываясь в необоснованные долги и кредиты, . &nbsp &nbsp Прочтите, отвлекитесь… Обещаем, будет полезно.

Как осуществляется раздельный учет, если организация отгружает готовую продукцию (имеющуюся в наличии) по договору государственного оборонного заказа?

29 апреля 2020

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Корректировки в ранее сделанные записи по выпущенной готовой продукции не вносятся.
Отгружаемую в рамках государственного оборонного заказа продукцию целесообразно учитывать на соответствующих субсчетах, открытых к счетам 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи».

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Учет расходов в бухгалтерском учете регулируется нормами ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).
Так, в общем случае на основании п. 4 ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются в том числе расходы, связанные с выполнением работ (п. 5 ПБУ 10/99).
Согласно п. 9 ПБУ 10/99 себестоимость выполненных работ формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей выполнения работ и их продажи.
При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (абзац 2 п. 9 ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 10 ПБУ 10/99 правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.
Учитывая данную норму, считаем, что организации необходимо учитывать также и отраслевые особенности хозяйственной деятельности, в частности, Порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа (утвержден приказом Минпромторга России от 08.02.2019 N 334, далее — Порядок).
В силу п. 1 Порядка учет фактических затрат осуществляется в соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (далее — Правила).
В п. 1 Правил определено, что организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому контракту.
Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу (далее — продукция).
Пункт 3 Правил предусматривает, что фактические затраты на производство продукции группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.).
При этом производственная себестоимость продукции включает в себя прямые затраты и накладные расходы (пп.пп. 1, 2 п. 3 Правил).
Накладные расходы (расходы по обслуживанию основного и вспомогательных производств, административно-управленческие расходы, расходы по содержанию общехозяйственного персонала и др.) включаются в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выполняемую по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иную продукцию, выпускаемую организацией (пп. 2 п. 3 Правил).
В свою очередь, коммерческие расходы (расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции) включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции, выпускаемой по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иной продукции, выпускаемой организацией (пп. 3 п. 3 Правил).
Как видим, накладные (управленческие) и коммерческие расходы согласно Правилам формируют себестоимость продукции, выполняемой по государственному заказу. То есть положения абзаца 2 п. 9 ПБУ 10/99 в подобных случаях не применяются.
Как мы полагаем, в данном случае указанное требование в части выпущенной ранее продукции выполнено не было, поскольку отгружаться будет продукция, изначально предназначенная не для поставок в рамках государственного оборонного заказа.
Однако данное обстоятельство, на наш взгляд, не свидетельствует о допущенной ошибке в понимании п. 2 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», так как информация о поставке продукции по госконтракту не была доступна организации на момент отражения факта хозяйственной деятельности (формирования ее себестоимости).
В связи с изложенным мы придерживаемся позиции, что в анализируемой ситуации оснований для внесения каких-либо корректировок в ранее совершенные записи в бухгалтерском учете не имеется.
Вместе с тем считаем, что себестоимость реализуемой в рамках гособоронзаказа готовой продукции, ранее не предназначенной для этого, целесообразно перенести на соответствующий субсчет, открытый к счету 43 «Готовая продукция» (при наличии такого). Соответственно, ее реализацию следует отразить также на субсчетах, открытых в целях реализации положений о раздельном учете. Например, на субсчетах 90-1-2 «Выручка по гособоронзаказу», 90-2-2 «Себестоимость по гособоронзаказу».
Мы не располагаем разъяснениями уполномоченных органов применительно к рассматриваемому случаю. Приведенная выше позиция является нашим экспертным мнением.

Налог на прибыль

Положениями главы 25 НК РФ не предусмотрено самостоятельного основания для ведения раздельного учета доходов (расходов) при поставке продукции в целях гособоронзаказа. В п. 2 ст. 274 НК РФ установлено, что налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Например, ведение раздельного учета для целей налогообложения предусмотрено при осуществлении налогоплательщиком операций в рамках целевого финансирования, целевых поступлений, при осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, при применении пониженных ставок налога и др. обстоятельствах (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 251, п. 4 ст. 261, ст. 284, 321, 332 НК РФ).
Поэтому, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации какие-либо корректировки в данные налогового учета организацией не вносятся.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав