Реализация алкогольной продукции без лицензии

Содержание

Статья 14.16 КоАП РФ. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Новая редакция Ст. 14.16 КоАП РФ

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

4. Утратила силу.

Комментарий к Статье 14.16 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон), а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.

Согласно ст. 2 Закона:

этиловый спирт — это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец;

алкогольная продукция — это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино);

спиртосодержащая продукция — это пищевая или непищевая с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

В соответствии со ст. 16 Закона и Правилами продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

в детских, образовательных и медицинских организациях;

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;

в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;

несовершеннолетним;

без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона (см. также Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»).

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ.

Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.

Субъекты РФ устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.

Производство, поставки и розничная продажа питьевого этилового спирта разрешаются только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий:

розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов (ч. 1 комментируемой статьи);

поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (ч. 2 комментируемой статьи);

нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 3 комментируемой статьи);

нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ч. 4 комментируемой статьи).

В соответствии с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 30 апреля 2004 г. N 14-2-03/2023 «О практике рассмотрения судами дел в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и отсутствующие на момент проверки налоговыми органами, впоследствии представляются в суд или в налоговые органы. При этом суды нередко освобождают нарушителей от ответственности, считая, что отсутствие указанных документов в момент проверки само по себе не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП, так как законодательством не дано толкование указанной нормы таким образом, что состав правонарушения образует отсутствие документов именно в торговой точке, где производилась реализация товара, а не у лица, его реализующего, и согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Зачастую в подобных случаях суды делают вывод, что, поскольку необходимые документы отсутствовали не в принципе, а не было обеспечено их нахождение в торговой точке, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП.

В этой связи территориальным налоговым органам целесообразно назначать административное расследование, в ходе которого выяснять, имеются ли не обнаруженные при проведении проверки документы.

Как разъяснено п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях», применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП.

3. Субъекты данного правонарушения — юридические лица и должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП, имеют право, в соответствии со ст. 23.50 КоАП, налоговые органы (как органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), а также, в соответствии со статьей 23.1 КоАП, судьи, в случае если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП, арбитражному суду неподведомственны, на что указано в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях».

Другой комментарий к Ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, является установленный Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции», Правилами продажи алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 августа 1995 г., другими нормативными актами, государственный порядок в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ее качества, защиты экономических интересов РФ, защиты прав потребителей, охраны жизни и здоровья людей, а также государственный порядок управления.

2. Под этиловым спиртом следует понимать спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения либо гидрацией этилена с последующей перегонкой и ректификацией или без нее.

3. Аналогичная продукция — пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом);

Алкогольная продукция подразделяется на: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива), коньячные напитки, виноматериалы.

4. Под спиртосодержащей продукцией понимается питьевая пищевая продукция (в том числе растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной), произведенная с использованием этилового спирта, из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

Виноматериалы — сырье для изготовления вина, полученное в результате спиртового брожения виноградного сусла, виноградной мезги либо плодового сока с добавлением или без добавления этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта не более 22,5% объема готовой продукции.

Этиловый питьевой спирт — ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, разведенный умягченной водой до 95% объема готовой продукции.

5. С объективной стороны ч.1 ст.14.16 характеризуется действием; выражается в розничной продаже: этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях); спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть); спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.

6. Предметом правонарушения является не любая продажа этилового спирта, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов, а только продажа в розницу.

7. Под продажей, по смыслу данной статьи, следует понимать реализацию товаров путем заключения договора розничной купли-продажи, по которому, согласно ст.492 ГК РФ, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

8. Объективная сторона правонарушения ч.2 комментируемой статьи проявляется в следующих действиях:

а) поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов (п.9 ч.1 Правил);

б) поставке или розничной продаже без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции (п.6 упомянутых выше Правил);

г) поставке или розничной продаже без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) (ч.1 п.9 Правил);

д) поставке или розничной продаже без справки в товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) (ч.1 п.9 Правил);

е) поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (ч.3 п.9 Правил).

9. Исходя из содержания ст. 506 ГК РФ, поставка алкогольной и спиртосодержащей продукции представляет собой договор, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им алкогольную или спиртосодержащую продукцию покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

10. Розничная продажа представляет собой договор розничной купли-продажи (см. выше п.7).

11. Диспозиция ч.2 ст.14.16 является бланкетной. Она отсылает к нормам специальных нормативных актов, которыми определяются требования к поставке или розничной продаже алкогольной продукции. Поэтому в каждом конкретном случае привлечения виновного к административной ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено. Перечень документов, удостоверяющих легальность производства этилового спирта и алкогольной продукции и контролирующих их прохождение от организации-производителя до потребителя на территории РФ, определяется постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. и включает в себя комплект следующей сопроводительной документации: копия сертификата соответствия, выданного территориальным органом Госстандарта России, заверенная печать владельца товара; товарно-транспортная накладная установленного образца в зависимости от вида транспорта, осуществляющего перевозку товара; справка к товарно-транспортной накладной по форме, заполняемая при каждой последующей оптовой реализации (передаче) товара последним собственником (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяемая их печатями; акт об отгрузке и приемке вина и виноматериалов; при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявлять по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара. Все документы настоящего перечня, включая копии, должны быть заверены оригиналами оттисков печатей. Справка к товарно-транспортной накладной должна быть заполнена четко и разборчиво.

12. Административная ответственность по ч.3 ст.14.16 наступает за иные нарушения правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, т.е. за исключением тех, которые сформулированы в ч.1 и 2 настоящей статьи.

Иное нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции может проявляться, например:

в отсутствии информации, содержащей сведения на русском языке о наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; об объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования;

в продаже спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения), в помещениях, не приспособленных для продажи этой продукции, и др.

13. Субъектами правонарушения могут быть должностные лица, юридические лица.

14. Субъективная сторона характеризуется виной. Лицо знает, осознает, что нарушает правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и желает этого, либо безразлично относится к их соблюдению.

КоАП РФ Статья 14.17.1. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами

1. Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

Продажа алкоголя без лицензии — ответственность в 2020 году

Торговля алкогольной продукцией: всегда ли нужна лицензия

Административная ответственность (размер штрафов)

Ответственность за нарушение лицензионных требований при продаже алкоголя

Уголовная ответственность

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Торговля алкогольной продукцией: всегда ли нужна лицензия

На территории РФ продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть осуществлена только на основании соответствующей лицензии, хотя законом и предусмотрены отдельные исключения из данного правила (п. 1 ст. 18 закона «О госрегулировании…» от 22.11.1995 № 171-ФЗ, далее — закон № 71-ФЗ).

Во всех остальных случаях лицензия на продажу алкоголя необходима. О том, как получить такой разрешительный документ, более подробно рассказывается в других наших статьях:

  • «Как получить лицензию на алкоголь для ООО?»;
  • «Как получить лицензию на алкоголь для ИП?»;
  • «Продление лицензии на алкоголь в 2020 году».

За торговлю алкоголем без лицензии в тех случаях, когда она необходима, субъект может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности. Об этом более подробно мы поговорим далее.

Административная ответственность (размер штрафов)

Административная ответственность за продажу алкоголя без лицензии может быть установлена в следующих формах (п. 3 ст. 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ).

  1. Для должностных лиц:
  • штраф за продажу алкоголя без лицензии в 2020 году — от 500 тыс. до 1 млн руб.;
  • дисквалификация на срок от 2 до 3 лет (см. статью «Дисквалификация как вид административного наказания»).
  1. Для юридических лиц:
  • штраф до 1/5 от суммы совокупной выручки за продажу всех товаров, полученной в течение календарного года, предшествующего году выявления правонарушения, и минимум 3 млн руб. (при этом также может быть произведена конфискация всего имущества и сырья, используемых для производства и оборота указанной продукции);
  • административное приостановление деятельности на срок от 60 до 90 суток (при этом также может быть произведена конфискация продукции и вспомогательных средств).

Отметим, что конфискация имущества в принципе может быть применена только по решению суда (п. 1 ст. 3.7 КоАП РФ). При этом в рассматриваемом случае допускается конфискация имущества (в т. ч. продукции), принадлежащего субъекту на законных правах, уже хотя бы на том основании, что он использует его не в соответствии с законом (п. 23.2 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

Ответственность за нарушение лицензионных требований при продаже алкоголя

Надлежит различать такие правонарушения, как продажа алкоголя при отсутствии лицензии и продажа такой продукции в нарушение лицензионных требований. В связи с этим встает вопрос о квалификации конкретного правонарушения как предусмотренного различными нормами ст. 14.17 КоАП РФ.

При этом необходимо учесть следующее:

  • Оборот алкогольной продукции подразумевает также ее продажу в розницу. При разрешении споров, связанных с привлечением к административной ответственности за ведение розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, судам надлежит отталкиваться от того, что такие деяния подпадают под действие п. 3 ст. 14.17 КоАП РФ (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2017 № 47).
  • Производство и оборот рассматриваемого в настоящей статье вида продукции, не соответствующей госстандартам и техусловиям, квалифицируется как нарушение лицензионных требований, однако ответственность за такие нарушения может быть применена согласно ст. 14.43 КоАП РФ, являющейся специальной по отношению к пп. 1 и 2 ст. 14.17 (п. 17 постановления № 47).
  • Пп. 1 и 2 ст. 14.17 КоАП РФ не предусматривают привлечения к ответственности должностных лиц, в связи с чем применение данных норм в той или иной ситуации может быть оспорено (решение Благовещенского горсуда Амурской обл. от 01.08.2017 по делу № А-12-937/2017).
  • Нарушением лицензионных требований следует считать несоблюдение параметров алкогольной продукции и требований к ее реализации, указанным непосредственно в лицензии. Например, продажа алкогольной продукции с превышением содержания этилового спирта по отношению к зафиксированному в лицензии (решение Автозаводского райсуда г. Тольятти Самарской обл. от 19.02.2015 по делу № 12-72/2015).

Уголовная ответственность

За продажу алкогольной продукции без лицензии соответствующий субъект также может быть привлечен к уголовной ответственности в следующих формах:

  1. За торговлю в крупных размерах, т. е. на сумму свыше 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 171.3 Уголовного кодекса РФ):
  • штраф в размере от 2 до 3 млн руб. либо в сумме зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • лишение свободы продолжительностью от 1 до 3 лет с лишением права занимать некоторые должности или выполнять некоторые виды деятельности.
  1. За незаконную розничную торговлю, если это деяние совершено неоднократно, т. е. повторно совершено в период, когда соответствующий субъект считается привлеченным к мерам административной ответственности за аналогичное правонарушение (ст. 171.4 УК РФ):
  • штраф в размере от 50 тыс. до 80 тыс. руб. либо в размере зарплаты осужденного за период от 3 до 6 мес.;
  • исправительные работы сроком до 1 года.

***

Итак, штраф за торговлю алкоголем без лицензии может быть назначен в отношении как должностного лица, так и организации. Различаются такие правонарушения, как торговля алкоголем без лицензии и реализация такой продукции в нарушение лицензионных требований. За торговлю алкоголем без лицензии могут быть применены также меры уголовной ответственности.

Штраф за продажу алкоголя в 2020 году

Оборот алкогольного рынка регулируется законодательными актами РФ. Производители алкоголя и продавцы, независимо от оптовой или розничной реализации, обязаны соблюдать установленный порядок производства и сбыта алкогольной продукции.

Игнорирование правил сбыта алкогольного товара способно навлечь большие неприятности торгующим субъектам. Продавцы алкоголя при несоблюдении правил торговли могут подвергнуться административной, а ряде ситуаций и уголовному преследованию.

Закон о продаже алкоголя в России в 2020 году

В настоящее время, порядок сбыта алкогольных напитков регламентируется законом № 171-ФЗ от 22.11.1995 года. Статья 2 указанного закона устанавливает, что всю продукцию, приготовленную на базе этилового спирта, можно условно разделить на 2 группы:

  1. Спиртосодержащие напитки.
  2. Алкогольные – напитки, крепостью более 0,5 %.

К спиртосодержащим относятся:

  • Медицинские.
  • Лекарственные.

К алкогольным:

  • Напитки, приготовленные на базе этилового спирта, не имеющие отношение к винной продукции (водка, коньяк).
  • Вино.
  • пиво, сидр, пуаре.

Статья 16 указанного закона устанавливает порядок сбыта спиртной продукции, за нарушение которого предусмотрена ответственность на основании ст. 14.16 КОАП РФ, а также ст. 151.1 УК РФ.

В ст. 16 закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 отображено:

  1. В ч. 1 – кто имеет право осуществлять продажу.
  2. В ч. 2 и ч. 11 – где и кому запрещена торговля.
  3. В ч. 12 – требуется ли лицензия и сопровождающие материалы. Какие места не подлежат запрету, где запрещается распивать горячительное питье и пр.

На основании закона № 171-ФЗ, алкоголь запрещается продавать:

  • Лицам, которым нет 18-ти лет.
  • В ночные часы, согласно региональных законодательных актов (для каждого региона государства установлены различные временные рамки).
  • Без получения разрешения и подсоединения к единой системе (ЕГАИС).
  • В общественных местах.
  • Без регистрации лица, осуществляющего предпринимательскую работу в качестве ИП или ООО.

Ответственность за противозаконное производство алкоголя и его реализацию также прописана в ст. 171.3 УК РФ и предполагает наказание:

  • Денежный штраф от 100 000 до 1 млн. рублей.
  • Денежный штраф от 2 до 3 млн. рублей.
  • Привлечение провинившегося к принудительному труду до 3-х лет.
  • Тюремное заключение на срок до 3-х лет.

Кроме этого суд вправе: – конфисковать у собственника торговой точки и продавца, выявленные алкогольные напитки; запрещать торговую деятельность на период до 3-х лет.

При производстве и реализации алкоголя организованной командой либо продажи данного товара в особо крупных объемах (свыше 1 млн. рублей), нарушителям грозит покарание в виде:

  • Финансового штрафа от 3-х до 4-х млн. рублей.
  • Привлечения нарушителя к принудительному труду по судебному решению до 5-ти лет.
  • Тюремного заключения до 5-ти лет.

Штраф за продажу алкоголя несовершеннолетним

Отпуск алкоголя несовершеннолетним лицам запрещается в большинстве цивилизованных стран. Данный запрет связан с негативным воздействием алкоголя на формирующийся организм подростка.

Каждый торговец знает, что сбывать алкогольную продукцию подросткам в РФ запрещается. При игнорировании данного требования закона, продавцу грозит административное покарание, а иногда способно привести даже к уголовному преследованию.

Согласно законодательным нормам РФ совершеннолетним гражданином считается лицо, которому исполнилось 18-ти лет. Поэтому, каждый продавец обязан это знать.

Суммы финансовых взысканий за сбыт спиртного подростку отображены в ст. 14.16 КОАП РФ:

  1. Торговец, продавший алкогольный напиток подростку, получит финансовой взыскание, равное от 30 000 до 50 000 рублей.
  2. Лицу, занимающему должность, участвующему в процессе неправомерной деятельности по сбыту горячительной продукции, придется раскошелиться на сумму, равную от 100 000 до 200 000 рублей.
  3. Наибольшее наказание за сбыт спиртного товара подросткам установлено для юр. лиц, которые занимаются предпринимательством, получая прибыль от сбыта спиртного. Чаще всего, в роли юр. лица выступает торговая точка. За противозаконный сбыт алкогольной продукции лицу до 18-ти лет торговому учреждению могут назначить штраф на сумму, равную от 300 000 до 500 000 рублей.

Статья 14.16 КОАП гласит, что финансовое взыскание начисляется за сбыт алкоголя подросткам лишь тогда, когда в неправомерных поступках торговца суд не усмотрит уголовную ответственность. Уголовное же преследование регламентируется ст. 151 УК РФ и суровость покарания зависит от тяжести правонарушения. Применение такого вида наказание возможно в 2-х вариантах:

  1. Когда продавцу уже было наложено взыскание за реализацию спиртного подростку, однако продолжил подобные действия и был задержан повторно.
  2. Период, на протяжении которого было повторное задержание по той же статье не превышает 180 календарных суток.

При задержании продавца в перечисленных вариантах наказание будет следующим:

  • Штраф физлицу составит от 50 000 до 80 000 рублей.
  • Принудительный исправительный труд, продолжительностью до 24 месяцев.
  • Запрещение заниматься торговлей до 3-х лет.

Каждый случай такого правонарушения разбирается судом в индивидуальном порядке. В некоторых, особенно сложных ситуациях, данная статья предусматривает наказание в виде лишения свободы до 4-х лет.

При реализации алкогольных напитков, продавец, при сомнении о возрасте покупателя, чтобы не попасть впросак, обязан проверить какие-либо документы у покупателя, удостоверяющие его личность и год рождения:

  • Паспорт.
  • Воинский билет.
  • Свидетельство вида на проживание или разрешение на жительство.

Можно посмотреть видео о способах наказания за сбыт алкоголя подростку.

(Видео: “Штраф за продажу алкоголя несовершеннолетним”)

Штраф за продажу алкоголя в ночное время

Законодательными актами нашего государства установлено ограничение времени сбыта алкогольной продукции. Статья 16 в части 9 гласит, что запрет на сбыт алкогольного товара установлен с 23:00 до 8:00. Региональным властям предоставлено право самостоятельно утверждать более жесткие ограничения по сбыту спиртного. К примеру:

Кроме того, до 2013 года пиво относилось к слабоалкогольному продукту, и запрет на него не осуществлялся. Сегодня, правительственным решением пиво относиться к спиртосодержащему напитку, благодаря чему оно также запрещается для сбыта в ночные часы.

Финансовые взыскания, за сбыт горячительного товара в ночные часы накладываются:

  1. Продавцу, отпустившему алкоголь ночью – от 2000 до 4000 рублей.
  2. Лицу, занимающему должность – до 40 000 рублей.
  3. Торговому учреждению, торгующему алкоголем – до 400 000 рублей.

Закон о сбыте алкогольного товара не относится к таким заведениям, как: рестораны; пабы; кафе.

Причем данные торговые заведения должны иметь лицензию на реализацию спиртосодержащего товара.

Некоторые продавцы алкоголя пытаются осуществлять сбыт товара дистанционно – через виртуальные Интернет-магазины. Надо сказать, что данное обстоятельство на сегодня законодательно не регламентировано. К примеру, механизм накладывание взыскания за реализацию алкогольного товара в ночные часы через Интернет не действует, так как территория РФ размещена на 9-ти часовых поясах. В подобных обстоятельствах, при приобретении спиртного товара всплывает спор по отношении учета часового пояса. При нахождении покупателя и торговца в различных часовых поясах, трудно определить по какому часовому поясу требуется считать ночные часы.

Для недопущения подобных обстоятельств в настоящее время сбыт алкоголя через Интернет-магазины запрещается. Нарушителям данного требования, также накладывается штраф:

  • Для физлиц – от 3000 до 5000 рублей.
  • Для юр. лиц – от 400 000 до 1 000 000 рублей.

В какие дни запрещено продавать алкоголь?

Алкогольная зависимость – является бичом сегодняшней жизни. В ряде стран население слишком злоупотребляет употреблением алкогольной продукции, что способно привести к социальной катастрофе. Такую ситуацию можно наблюдать в РФ. Поэтому государственные мужи принимают немало законодательных актов, препятствующих распространению алкогольной зависимости в РФ.

Для более эффективных мер по борьбе с алкогольной зависимостью некоторые регионы РФ вводят дни, для запрещения сбыта горячительного товара. Так, законодательными актами утверждены определенные дни, запрещающие сбыт населению горячительного товара в РФ:

  • 1 июня – День защиты детей.
  • 1 сентября – День знаний.
  • 25 мая – последний звонок.
  • В даты школьных выпускных вечеров.
  • 27 июня – День молодежи.
  • 11 сентября – День трезвости.

Есть регионы, которые расширили дни запрещения сбыта алкогольной продукции. К примеру, в Ульяновском регионе сбыт горячительной продукции запрещается в:

  • Выходные дни.
  • 12 июня.
  • 12 сентября – В День семьи.

Во Владимирском регионе, к примеру, запрещается сбыт горячительного напитка в семейный День – 12 сентября, в Пермском – в День Победы; в День пограничника; в День РФ и т. д.

Штраф за продажу алкоголя в запрещенные дни

При игнорировании законодательных актов, не разрешающих сбыт алкогольной продукции в запрещенные дни, продавец подвергается покаранию, согласно ст. 14.2 КоАП РФ, которая выражается накладыванием финансового взыскания:

  1. На физлица – от 1 000 до 2 000 рублей.
  2. На лица, занимающие должности – от 3 000 до 4 000 рублей.
  3. На учреждения – от 30 000 до 40 000 рублей.

Штраф за продажу алкоголя без лицензии

Законом № 171-ФЗ в ч. 1 ст. 18 регламентируется, что действия по производству и сбыту алкогольного товара подлежат непременному лицензированию.

При игнорировании такого положения накладывается финансовое взыскание, основываясь на ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ:

  1. Для лиц, занимающих должности, от 500 000 до 1 000 000 рублей с конфискацией.
  2. До 1/5 совокупного годового дохода, с конфискацией алкогольного товара и оборудования.

Наказание за сбыт алкогольного товара без лицензии осуществляется в виде солидного взыскания, поэтому большинство продавцов оформляют лицензию, однако, иногда контролирующими структурами выявляются правонарушения лицензионных положений (к примеру, на бутылочной этикетке изготовитель «забыл» отобразить, что спирт или прочий алкогольный товар, является опасным для организма человека). За подобные неправомерные действия провинившийся наказывается административным преследованием, согласно ч. 1. ст. 18 КоАП.

  • Так, ответственность за игнорирование лицензионных положений заключается в наложении финансового взыскания для учреждений – от 100 000 до 150 000 рублей.
  • За повторное нарушение аналогичного действия (то есть грубое игнорирование лицензионных положений), например, ранее уже было наказание или алкогольные напитки изготовлялись из непищевого сырья, то провинившемуся предполагается следующая ответственность:
  • Финансовое взыскание для учреждений, равное от 150 000 до 200 000 рублей с конфискацией товара.
  • Приостановление торговли на период до 90 суток, с конфискацией товара и оборудования.

Для ознакомления с мерой наказания за противозаконный сбыт алкогольного товара, рекомендуется просмотреть видео.

(Видео: “Незаконная продажа алкоголя. Утро с Губернией”)

Наказание за торговлю алкоголем на дому в 2020 году

В глубинках нашей Родины, нередко предприимчивые граждане занимаются производством самогона в домашних условиях, с последующей реализацией. Конечно, такой вид деятельности относиться к неправомерной деятельности.

Гражданин, сбывающий самогон на дому клиентам, может быть подвергнут административному или уголовному преследованию.

Лица, задержанные за сбыт алкогольного товара на дому впервые, могут быть привлечены к административному преследованию в виде:

  1. Штрафа, равному от 30 000 до 50 000 рублей с конфискацией обнаруженного алкогольного товара.
  2. Если на протяжении одного года на гражданина, занимающегося реализацией самогона, поступит повторный сигнал и он будет пойман правоохранительными структурами с поличным, то провинившемуся грозит:
  • Повышенное финансовое взыскание, равное 50 000 – 80 000 рублей.
  • Уголовное наказание, в соответствии со ст. 171.4 УК в виде принудительного труда до 12-ти месяцев.

Чтобы ознакомиться, какое взыскание предполагается за сбыт самогонки на дому, рекомендуется посмотреть видео.

(Видео: “Увеличились штрафы за продажу самогона”)

1. К алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом) подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино. К спиртосодержащей пищевой продукции относится пищевая продукция (за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции (см. ст. 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в ред. Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 186-ФЗ).

2. Согласно ст. 16 вышеназванного Федерального закона розничная продажа алкогольной продукции осуществляется организациями. Индивидуальные предприниматели также ведут розничную продажу алкогольной продукции. Указанная деятельность осуществляется только при наличии соответствующих лицензий.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

— в детских, учебных, культурных и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;

— лицам, не достигшим возраста 18 лет;

— без сертификатов соответствия и без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками, региональными специальными марками в соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона. (О знаках соответствия и о сертификатах соответствия см. соответственно п. 8 комментария к ст. 14.4, подп. А п. 7 комментария к ст. 13.12; о статусе обязательной сертификации, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», см. подп. Б п. 7 комментария к ст. 13.12.)

Не допускается розничная продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метро, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах, в не приспособленных для продажи данной продукции помещениях, на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ.

Розничная продажа питьевого спирта разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

В соответствии с Правилами продажи алкогольной продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840), не допускается продажа алкогольной продукции:

— без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товаротранспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9%);

— без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;

— некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов);

— с содержанием этилового спирта более 18% объема готовой продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа «тетрапак»;

— иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;

— лицам, не достигшим возраста 18 лет;

— в детских, учебных, культурных и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

3. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

— алкогольная продукция, производимая на территории РФ, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ;

— алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции;

— алкогольная продукция, произведенная на территории РФ и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта РФ, на территории которого осуществляется ее розничная продажа. Указанные марки приобретаются организациями, учредившими акцизные склады, в порядке, определенном п. 4 ст. 12 указанного Федерального закона.

+Читать далее…

Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядок выдачи региональных специальных марок определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством РФ.

Правительство РФ определяет общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок.

Маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками осуществляется при условии проверки качества алкогольной продукции.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными, не предусмотренными указанным Федеральным законом марками, не допускается.

Розничная продажа немаркированной алкогольной продукции квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.

4. В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории РФ, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения:

— о наименовании алкогольной продукции;

— о цене алкогольной продукции;

— о наименовании производителя (юридическом адресе);

— о стране происхождения алкогольной продукции;

— о сертификации алкогольной продукции;

— о государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;

— об объеме алкогольной продукции в потребительской таре;

— о наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

— о содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению;

— о дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.

Неисполнение продавцом алкогольной продукции указанных требований квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.

5. О лицензировании деятельности в области розничной продажи алкогольной продукции см. п. 3, 4 комментария к ст. 14.17.

Розничная продажа алкогольной продукции лицом, не наделенным правомочиями лицензиата, либо лицензиатом с нарушением требований и условий лицензирования квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.

6. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции независимо от заключения, исполнения договора купли-продажи (см. п. 2 ст. 457, п. 1 ст. 458 ГК). Административную ответственность за неправильное нанесение федеральных специальных марок, акцизных марок, региональных специальных марок, предусмотренную ч. 3 комментируемой статьи, несет собственник (владелец) алкогольной продукции, осуществляющий ее розничную продажу.

Индивидуальные предприниматели, нарушающие правила розничной продажи алкогольной продукции, несут административную ответственность как должностные лица (о корреляции статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. п. 6 комментария к ст. 2.4).

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, рассматриваются:

должностными лицами органов МВД России, указанными в подп. «а» п. 10 комментария к ст. 14.5 (о функциях МВД России по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений см. комментарий к указанной статье);

а) должностными лицами органов Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП (см. комментарий к названной статье);

б) министром РФ по налогам и сборам, его заместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.50 КоАП;

в) руководителями межрегиональных инспекций МНС России, их заместителями, руководителями инспекций МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, их заместителями, руководителями инспекций МНС России межрайонного уровня, их заместителями — согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.50 КоАП;

г) руководителями территориальных органов МНС России, их заместителями — в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.50 КоАП; согласно п. 3 Положения о МНС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783, к территориальным органам указанного Министерства относятся управления МНС России, а также инспекции МНС России, указанные в подп. «в» данного пункта комментария;