Реэкспорт

Справка

Во исполнение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 66 «О порядке реэкспорта товаров, происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами — членами Евразийского экономического сообщества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 887) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

порядок выдачи разрешения на реэкспорт товаров, происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами — членами Евразийского экономического сообщества;

форму разрешения на реэкспорт товаров;

форму заявления на получение разрешения на реэкспорт товаров;

правила по заполнению заявления на получение разрешения на реэкспорт товаров, происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами — членами Евразийского экономического сообщества.

2. Департаменту государственного регулирования внешнеторговой деятельности (Г.В. Баландина) проинформировать Секретариат Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества о порядке выдачи разрешения на реэкспорт товаров, форме разрешения на реэкспорт, а также форме заявления и правилах ее заполнения, утвержденных пунктом 1 настоящего приказа.

Министр Г.О. Греф

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 апреля 2007 г.

Регистрационный N 9282

Порядок
выдачи разрешения на реэкспорт товаров, происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами — членами Евразийского экономического сообщества
(утв. приказом Минэкономразвития РФ от 23 марта 2007 г. N 100)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила выдачи разрешений на реэкспорт товаров, происходящих с территории Российской Федерации и входящих в список товаров, реэкспорт которых осуществляется при наличии разрешения на реэкспорт товаров (далее — разрешение).

2. Для получения разрешения заинтересованный хозяйствующий субъект государства-реэкспортера (далее — заявитель) представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее — Министерство) следующие документы:

заявление на реэкспорт по форме, утвержденной настоящим приказом;

копию контракта на приобретение товаров, заверенную подписью и печатью заявителя.

3. Срок принятия решения о выдаче разрешения или отказе в его выдаче составляет 10 (десять) рабочих дней с даты поступления документов в Министерство.

По результатам рассмотрения Министерство извещает заявителя и уполномоченный орган государства-реэкспортера о принятом решении.

4. Разрешение оформляется на бланке по форме, утвержденной настоящим приказом, удостоверяется подписью уполномоченного должностного лица Министерства и оттиском печати.

5. Основаниями для отказа в выдаче разрешения являются:

сообщение заявителем недостоверных или неполных сведений;

несоответствие условий реэкспортной сделки международным обязательствам Российской Федерации;

применение демпинговых цен или других элементов недобросовестной торговой практики, наносящих ущерб экономическим интересам Российской Федерации;

наличие ограничений в третьих странах на ввоз соответствующих товаров на их таможенную территорию.

Решение об отказе в выдаче разрешения представляется заявителю и уполномоченному органу государства-реэкспортера в письменной форме в сроки, предусмотренные пунктом 3 настоящего Порядка, с указанием причин отказа.

6. Срок действия разрешения составляет не более 12 месяцев с даты его выдачи.

Утверждена

приказом Минэкономразвития РФ

от 23 марта 2007 г. N 100

Форма разрешения на реэкспорт товаров +———————————————————————————-+ . МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ . . РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . +———————————————————————————-. .1. Заявитель .2. . . . РАЗРЕШЕНИЕ . . . на реэкспорт . . . . . . N ХХХХХХХХХХХХ . . . . . +—————————————. . .3. Срок действия разрешения до . . . . . . . . . +—————————————. . .4. Страна заявителя . . . . . . . . +——————————————+—————————————. .6. Код ТН ВЭД .5. Страна назначения . . . . . . . . +———————————————————————————-. .7. Наименование товара . . . +———————————————————————————-. .8. Единица измерения .9. Количество .10. Валюта цены .11. Цена товара . . . . . . . . . . . +———————————————————————————-. .12. Условие реэкспорта . .Оплата заявителем вывозных таможенных пошлин за реэкспортируемые товары по. .ставкам, действующим в Российской Федерации на дату таможенного оформления . . . +———————————————————————————-. .13. Уполномоченный Минэкономразвития России . . . . . .Ф.И.О. . . . . . .Должность . . . . . . . . . .Подпись и печать Дата . . . +———————————————————————————-+

Утверждена

приказом Минэкономразвития РФ

от 23 марта 2007 г. N 100

Форма заявления на получение разрешения на реэкспорт товаров

+———————————————————————————-+ .1. Заявление N .2. Срок действия до . . . . . . +———————————. . .3. Заявитель . . . . . . +————————————————-. . .4. Страна заявителя . . . . . . . . . +————————————————-. . .5. Страна назначения . . . . . . . . +———————————————————————————-. .6. Наименование товара . . . . . . . . . . . +———————————————————————————-. .7. Код ТН ВЭД .8. Единица измерения .9. Количество . . . . . . . . . . . . . +————————-+—————————+—————————-. .10. Базис поставки .11. Валюта цены .12. Цена товара . . . . . . . . . . . . . +———————————————————————————-. .13. Заявитель . . . . . .Ф.И.О. . . . . . .Должность . . . . . . . . . .Подпись и печать Дата . . . +———————————————————————————-+

Заявление на получение разрешения на реэкспорт товаров, происходящих с территории Российской Федерации (далее — заявление), предоставляется заинтересованным хозяйствующим субъектом (далее — заявитель) в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в печатном виде в соответствии с установленной формой с заполнением граф 2-13.

Коды реквизитов, если они есть, располагаются в определенных местах, границы которых выделены символом «|».

В графе 1 проставляется регистрационный номер заявления, присваиваемый заявлению при его регистрации в Министерстве.

Реквизиты заявления (2-13) заполняются заявителем следующим образом:

Графа 2. «Срок действия»

Указывается запрашиваемая заявителем дата окончания срока действия разрешения. При этом дата указывается следующим образом:

ДД.ММ.ГГГГ,

где:

ДД — день; ММ — месяц; ГГГГ — год.

Символы отделяются друг от друга точками.

Графа 3. «Заявитель»

Указываются сведения о заявителе:

для юридических лиц — наименование, место нахождения;

Графа 4. «Страна заявителя»

Указывается наименование страны заявителя с указанием ее кода в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Графа 5. «Страна назначения»

Указывается наименование страны зарубежного партнера с указанием ее кода в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Графа 6. «Наименование товара»

Указывается полное наименование товара с добавлением сведений обо всех товарных знаках, марках, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристик, а также сведений о количественном и качественном составе товара, позволяющих идентифицировать товары для таможенных целей и относить их к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД России.

Графа 7. «Код ТН ВЭД»

Указывается десятизначный классификационный код товара по ТН ВЭД России.

Графа 8. «Единица измерения»

Указывается сокращенное наименование единицы измерения товара (основной или дополнительной) в соответствии с ТН ВЭД России.

Графа 9. «Количество»

Указывается количество товара в единицах измерения, предусмотренных в графе 8 (для весовых единиц — вес нетто).

Графа 10. «Базис поставки»

Указывается базис поставки товара в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс 2000).

Графа 11. «Валюта цены»

Указывается валюта цены в соответствии с договором (контрактом).

Графа 12. «Цена товара»

Указывается стоимость товара, подлежащего оплате в соответствии с договором (контрактом).

Графа 13. «Заявитель»

Ставится подпись заявителя, удостоверенная печатью, с указанием его Ф.И.О., должности и даты подписания.

Приказ Минэкономразвития РФ от 23 марта 2007 г. N 100 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на реэкспорт товаров, происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами — членами Евразийского экономического сообщества, формы разрешения на реэкспорт товаров, а также формы заявления на реэкспорт товаров и правил ее заполнения»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 апреля 2007 г.

Регистрационный N 9282

Текст приказа официально опубликован не был

Реэкспорт/ Re-export

Главная \ Полезная информация \ Реэкспорт

Участники ВЭД нередко сталкиваются с проблемами, когда ввезенный (импортированный) товар оказался бракованный или ненадлежащего качества. Для возможности отправки товаров назад поставщику, есть всего два варианта:

Первый вариант. Поместить ранее импортированные товары под таможенную процедуру «Экспорт» (ЭК10). Плюсы этой процедуры – в простоте таможенного оформления, т.к. согласно таможенному законодательству отсутствуют какие-либо ограничения, к ранее возимым товарам. Минусы этой процедуры — невозможность вернуть ранее уплаченные таможенные платежи при ввозе.

Второй вариант. Поместить ранее ввезенные товары под таможенную процедуру «Реэкспорт» (ЭК31). Плюсы этой таможенной процедуры, возможность возврата ранее уплаченных таможенных платежей(ст.301 ТК ТС). Минусы, это ограничения по срокам нахождения в России и необходимость подготовки дополнительных документов для таможенного оформления. Кроме того, реэкспорт используется для закрытия таможенных процедур, в соответствии с которыми товары были выпущены «условно». Например, временный ввоз, переработка на таможенной территории, беспошлинная торговля и т.д.

Реэкспорт возможен, при следующих условиях( условия помещения товаров под там. процедуру реэкспорт):

  1. В течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления.
  2. В выпущенных ГТД (таможенных декларациях — ДТ) были указаны артикулы и / или серийные номера, которые по факту есть на товаре. Будет 100% таможенный досмотр, на основании ст.297 ТК ТС.

Если данные условия не применимы к Вашим товарам, то сможете отправить товар Продавцу, только посметив товары под таможенную процедуру – «Экспорт» (ЭК10).

При реэкспорте нужны документы:

— контракт, на основании которого ввозился товар на территорию Таможенного союза . При этом, нужно обязательно статья в контракте – ГАРАНТИЯ ИЛИ РЕКЛАМАЦИЯ (основание Реэкспорта), если данной статьи там нет, то необходимо заключить дополнительное соглашение в рамках имеющегося контракта, и указать следующие:

“В случае поставки дефектного товара и/или некачественного товара и/или непригодного для использования в коммерческих целях, Покупатель имеет право предъявить рекламацию Продавцу в течении срока действия Контракта. В соответствии с рекламацией Покупатель имеет право осуществить возврат дефектного товара (реэкспорт) Продавцу. Продавец обязуется принять и/или обменять данный товар на аналогичный качественный товар и/или возместить полную стоимость товара и все расходы, понесенные по поставке некачественного товара”

инвойс импортный + инвойс проформа (от имени Вашей компании) на конкретно вывозимые товары;
— ГТД в сканированном виде.
— акт приемки импортных товаров;

— ответ поставщика о согласии принять товар назад;
— информационное письмо в таможню от Вашей компании , что товары не использовались и не ремонтировались ,т.к. были бракованными с просьбой поместить под таможенную процедуру реэкспорт. Приложение к данному информационному письму: все указанные в данном разделе документы.

Экспорт (ЭК10)

Согласно ст. 212 ТК ТС Экспорт — таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
Также в соответствии с указанной статьей — Допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам.

При экспорте бракованных, ранее ввезённых в Россию товаров, нужны следующие основные документы:

— контракт или упрощённое безвозмездное соглашение;
— инвойс импортный + инвойс проформа для экспорта;
— ГТД ( таможенная декларация).

Нормы таможенного законодательства на основании, которых производится реэкспорт.

Согласно ст. 296 Таможенного кодекса Таможенного союза при использовании таможенной процедуры реэкспорта товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

При этом под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться в том числе товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке (п. 2 ст. 297 ТК ТС).

Статья 297. Условия помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта

Под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться:

1) иностранные товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза, в том числе ввезенные с нарушением мер нетарифного регулирования, и продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

2) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении следующих условий. (Нужно обязательно статья в контракте в договоре – ГАРАНТИЙ ИЛИ РЕКЛАМАЦИЯ, дополнительно нужен акт приемки импортных товаров + претензия поставщику со ссылкой на пункт в контракте о РЕКЛАМАЦИИ+ ответ поставщика о согласии принять товар назад. Если разные были в ГТД контракты, то имеется возможность сделать только одну ГТД-реэкспорт на один контракт)

товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;

таможенному органу представлены документы в соответствии со статьей 299 настоящего Кодекса;

товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;

товары могут быть идентифицированы таможенным органом. ( т.е. на товарах будут артикулы, серийные номера и/или иные средства идентификации, которые должны быть в импортной ГТД – нужно проверить указаны они там или нет. Если нет, то РЕЭКСПОРТ НЕВОЗМОЖЕН).

Для помещения таких товаров под таможенную процедуру реэкспорта необходимо соблюдение следующих условий:

— товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;

— товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории Таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;

— товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

При этом в случае заявления таможенной процедуры реэкспорта таможенному органу в соответствии со ст. 299 ТК ТС должны быть представлены документы, содержащие следующие сведения:
1) об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
2) о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;
3) о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
4) об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Кроме того, в ст. 297 ТК ТС предъявляются требования о том, что товары, заявляемые к таможенной процедуре реэкспорта, должны быть идентифицированы таможенным органом.

В связи с этим документы, представляемые таможенному органу при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, и документы, представляемые при заявлении процедуры реэкспорта, должны содержать указание на идентификационные признаки товара, позволяющие однозначно соотнести его (бракованный товар) с товаром, который ранее был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Стоит отметить, что вывозные таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, уплате не подлежат.

Статья 299 ТК ТС. Документы и сведения, необходимые для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, декларант представляет в таможенный орган документы, содержащие сведения:
1) об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки);
2) о неисполнении условий внешнеэкономической сделки; АКТ и письмо-претензия + ответ о согласии принять товар назад;
3) о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; Это и есть таможенная декларация на ввозимые товары ( ГТД) .
4) об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Информационное письмо в таможню от Вашей компании ,что товары не использовались и не ремонтировались ,т.к. были бракованными.

Для возможности расчета стоимости авиаперевозки груза на реэкспорт или экспорт нужна следующая информация:
— международный Аэропорт назначения.
— вес брутто партии (кг);
— количество мест;
— размер каждого места (длина х ширина х высота).

Если у вас есть вопросы по услугам, по оплате или любые другие, пожалуйста, свяжитесь с нашими специалистами
по телефону в Москве: 8 (495) 788-80-56 (многоканальный)

Если у вас есть вопросы по услугам, по оплате или любые другие, пожалуйста, свяжитесь с нашими специалистами
по телефону в Москве:
8 (495) 788-80-56
Многоканальный телефон:

Что такое реэкспорт, и в каких случаях он необходим

Реэкспорт — таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования Но, несмотря на это, во всех случаях при оформлении реэкспорта необходимо получать разрешение таможенного органа на основании письменного обращения

Обычно реэкспорт применяют для завершения (закрытия) процедур временного ввоза, переработки на таможенной территории и таможенного склада. Но бывают форс-мажорные ситуации, когда импортированный товар по различным причинам надо вывезти обратно. Например, в случае невозможности получения разрешительных документов на ввоз товара, отсутствия денежных средств для оплаты обеспечения таможенных платежей при корректировке таможенной стоимости или изменения кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенным органом, а также в ситуации, когда при прохождении границы Таможенного союза выявлены несоответствия товаросопроводительных документов.

Также используют данный режим и при вывозе товара обратно поставщику после того, как груз прошел таможенное оформление и был выпущен для внутреннего потребления, но осуществить это можно только в течение года с момента помещения партии под процедуру выпуска. Причем таможенные платежи должны быть возвращены импортеру после вывоза данных товаров за пределы ТС. Но для того, чтобы поместить продукт под процедуру реэкспорта, в данном случае надо доказать, что вывозится именно тот груз, который ранее был ввезен, то есть необходимо осуществить идентификацию товара. Если доказать это невозможно, то таможенный орган откажет в выпуске, а внесенные платежи не вернет. Например, импортер ввез алюминиевые радиаторы отопления, и они были выпущены для внутреннего потребления. Через какое-то время выяснилось, что в партии присутствует бракованный товар. Согласно нормативным документам, можно заявить режим реэкспорта и после вывоза вернуть уплаченные таможенные платежи. Только доказать, что вывозятся именно те радиаторы, которые ввезли, невозможно, так как на них нет серийных номеров, и товар уже пересек границу ТС. Поэтому в таких случаях заявляют обычный экспорт, но в декларации на товар указывают характер сделки отличный от купли-продажи и, соответственно, не может идти речи о возврате таможенных платежей.

Процедура реэкспорта используется нечасто, ее оформление занимает большое количество времени и требует более внимательного отношения к документам, особенно в нестандартных ситуациях. Поэтому перед решением заявить данную процедуру лучше всегда проконсультироваться со специалистами во избежание возможных расходов на простои транспорта из-за возникших проблем при таможенном оформлении.

Тимур Давиташвили, директор по таможенным операциям логистической компании «ДАКСЕР»

Таможенные процедуры

Реэкспорт ( гл. 40 ТК ТС и гл. 37 Федеральный закона )) — таможенная процедура, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию ТС, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенная процедура реэкспорта применяется для осуществления вывоза иностранных товаров с таможенной территории ТС, в том числе товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз и подлежащих в соответствии с п. 2 ст. 152 ТК ТС (см. также п. 1 ст. 13 ТК РФ) немедленному вывозу с таможенной территории ТС, если иное не предусмотрено ТК ТС или иными нормативами

Таможенная процедура реэкспорта завершается действие таможенной процедуры временного ввоза при вывозе иностранных товаров с таможенной территории ТС.

Под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться товары:

-иностранные товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза, в том числе ввезенные с нарушением мер нетарифного регулирования, и продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

-товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении следующих условий:
-товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления; таможенному органу представлены документы, в соответствии со статьей 299 настоящего Кодекса;
-товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;
-товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

При реэкспорте товаров, ранее выпущенных для свободного обращения, производится возврат уплаченных при таком выпуске сумм таможенных пошлин, налогов. Такие товары для целей возврата уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 301 ТК ТС должны вывозиться в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения. (См. также ст. 90 ТК ТС)

Разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру реэкспорта

выдается таможенным органом, принявшим таможенную декларацию с заявленной таможенной процедурой, заполненную в соответствии с правилами заполнения ГТД при декларировании товаров, вывозимых с таможенной территории ТС, путем проставления штампа «Выпуск разрешен» и иных отметок в этой декларации.

Одновременно с таможенной декларацией в таможенный орган в соответствии с приказом ФТС РФ от 25.04.07 № 536 (ред. от 15.10.2010) «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом», предоставляются сведения об обстоятельствах нахождения товаров на таможенной территории ТС в виде:

— подтверждения таможни, на контроле которой находятся товары, в форме письма, подписанного начальником таможни либо лицом, его замещающим, заверенного оттиском печати таможни, о соблюдении требований и условий таможенной процедуры, в соответствии с которым товары находятся на таможенной территории ТС, и таможенная декларация, свидетельствующая о нахождении товаров под выбранной таможенной процедуре (в случае, если таможенная процедура реэкспорта заявляется в целях завершения действия предшествующей таможенной процедуры);

— документов, свидетельствующих о размещении товаров в зоне таможенного контроля (в случае, если в отношении указанных товаров не была заявлена таможенная процедура);

Кроме того, ст. 299 ТК ТС установлен перечень документов и сведений необходимых для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления:

— об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки);
— о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;
— о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
— об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Для товаров, которые прибыли на таможенную территорию ТС и находятся в пункте пропуска через Государственную границу РФ либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от пункта пропуска, и не помещенные под какую-либо таможенную процедуру, установлена упрощенная форма декларирования. В данном случае вместо ГТД таможенному органу, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через Государственную границу РФ, в котором оформлено прибытие товаров на таможенную территорию ТС, может подаваться таможенная декларация в форме произвольного письменного заявления в двух экземплярах, содержащего сведения о заявляемой таможенной процедуре (реэкспорте), декларанте, товарах (наименование, количество в килограммах и в других единицах измерения, обычно применяемых для этого вида товаров) и дате составления таможенной декларации. В указанном заявлении также могут содержаться сведения о месте нахождения товаров (наименование пункта пропуска через Государственную границу РФ либо место расположения зоны таможенного контроля).

При использовании в указанном случае таможенной декларации в форме заявления предоставления документов и сведений, как при декларировании товаров с использованием ГТД, не требуется. Дополнительно только предоставляются сведения о причинах вывоза товаров.

В случае, если товары ввезены с нарушением установленных запретов на ввоз или несоблюдением ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, таможенная декларация подается в таможенный орган и принимается таможенным органом, в регионе деятельности которого фактически находятся товары.

При помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии со статьями 85, 87 и 196 ТК ТС таможенные органы вправе потребовать предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в размерах как если бы реэкспортируемые товары были выпущены для свободного обращения.

Обеспечение уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта не предоставляется в случаях, если:

— таможенный орган выдает разрешение на внутренний таможенный транзит этих товаров для их вывоза с таможенной территории ТС одновременно с помещением этих товаров под таможенную процедуру реэкспорта;

— к таможенной процедуре реэкспорта заявляются товары, находящиеся в пункте пропуска через Государственную границу РФ, в отношении которых установлена упрощенная форма декларирования.

Следует учитывать, что при применении процедуры внутреннего таможенного транзита при перемещении товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, по таможенной территории ТС из таможенного органа, в котором производилось их декларирования в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через Государственную границу РФ, через который товары будут вывозиться с таможенной территории ТС, таможенные органы также могут потребовать предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.

После осуществления условного выпуска реэкспортируемых товаров, таможенный орган выдает доверенному представителю декларанта экземпляр таможенной декларации (ГТД — четвертый лист (экземпляр) в целях его предъявления таможенному органу, находящемуся в пункте пропуска через Государственную границу РФ при убытии товаров с таможенной территории ТС.

Убытие с таможенной территории ТС товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, осуществляется с разрешения таможенного органа, находящегося в пункте пропуска через Государственную границу РФ, при предоставлении ему экземпляра таможенной декларации, подтверждающей помещение товаров под таможенную процедуру реэкспорта (в случае декларирования товаров с применением ГТД представляется четвертый лист (экземпляр) ГТД).

Для возврата уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении вывезенных товаров, указанных в статье 242 Таможенного кодекса Российской Федерации, плательщик, помимо заявления, может представить иные необходимые документы, в том числе таможенную декларацию (ГТД — четвертый лист (экземпляр) с отметками таможенного органа, находящегося в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, подтверждающими убытие товаров из пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Для возврата ввезенных из-за рубежа товаров (оборудования) с выявленными впоследствии скрытыми дефектами российским таможенным законодательством предусмотрена процедура реэкспорта. Данная процедура выгодна и интересна налогоплательщику тем, что таможенные пошлины и налоги в отношении реэкспортируемых товаров уплате не подлежат и, кроме этого, ему возвращается уплаченный при ввозе НДС. Что это за таможенная процедура? В каких случаях она применяется, а в каких – невозможна? Какие условия нужно соблюсти российскому покупателю, чтобы реэкспортировать некачественный товар и при этом возвратить «таможенный» НДС? Об этом пойдет речь в данной статье.
Реэкспорт как таможенная процедура
Реэкспорт – это один из видов таможенной процедуры, при котором товары, ранее ввезенные на территорию таможенного союза (далее – территория ТС), вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 202, 296 ТК ТС).
Особенностью перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, является то, что они вывозятся без уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов (п. 6 ст. 300 ТК ТС).
Под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии со ст. 297 ТК ТС могут помещаться не все ввезенные товары, а только:
– иностранные товары, находящиеся на территории ТС;
–  товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если они возвращаются по причине не-исполнения условий внешнеэкономической сделки (в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке).
При наступлении последнего из перечисленных случаев (возврат ввезенных товаров по причине неисполнения условий договора поставки) реэкспортировать товары возможно, соблюдая ряд условий.
Во-первых, не должно пройти более одного года со дня, следующего за днем выпуска товаров для внутреннего потребления.
Во-вторых, таможенному органу должны быть представлены доку-менты согласно перечню, установленному ст. 299 ТК ТС.
В-третьих, товары не должны были использоваться и ремонтироваться на территории ТС, за исключением случаев, когда их использование было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших их возврат.
И в-четвертых, товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

📌 Реклама Отключить

Обратите внимание:
Если таможенный режим реэкспорта не может быть применен, товары вывозятся в режиме экспорта (Письмо УФНС по г. Москве от 28.10.2009 № 16-15/113543).
Порядок налогообложения
Особенности налогообложения при перемещении товаров через та-моженную границу РФ закреплены в ст. 151 НК РФ. Данная норма яв-ляется специальной по отношению к ст. 146 НК РФ и устанавливает порядок налогообложения в зависимости от избранного таможенного режима при пересечении таможенной границы РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ в таможенном режиме реэкспорта налог не уплачивается.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров с таможенной территории РФ в соответствии с иными таможенными режимами по сравнению с указанными в пп. 1– 3 п. 2 ст. 151 НК РФ освобождение от уплаты налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Соответственно, по смыслу указанной нормы товары, вывозимые в таможенных режимах, указанных в этих подпунктах, от НДС освобождены.
При вывозе товаров за пределы территории РФ (в отличие от ввоза) возникает лишь один объект НДС – реализация товаров. При этом таможенный режим реэкспорта указан в пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ. Следовательно, вывоз товара за пределы территории РФ в таможенном режиме реэкспорта НДС не облагается.
Кроме того, при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ (пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ).
Таким образом, при вывозе товаров в режиме реэкспорта налогоплательщик не только освобождается от уплаты налога– ему возвращаются суммы «ввозного» НДС.
Процедура возврата налога
Согласно ст. 301 ТК ТС в отношении товаров, реэкспортируемых по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, возврат (зачет) уплаченных сумм налога производится в соответствии с гл. 13 ТК ТС.
Согласно ст. 90 ТК ТС возврат ранее уплаченного «ввозного» НДС осуществляется только в отношении фактически вывезенных с территории ТС товаров и в порядке, установленном законодательством государства– члена ТС, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств– членов ТС.
Итак, согласно ст. 356 ТК РФ законодатель выделил отдельные (иные) случаи возврата таможенных пошлин и установил специальный срок их возврата. К ним, в частности, относится случай, когда при вывозе иностранных товаров с таможенной территории РФ предусмотрен возврат уплаченных при ввозе налогов (пп. 5 п. 1 ст. 356 ТК РФ).
С учетом того, что при вывозе иностранных товаров с территории РФ в режиме реэкспорта предусмотрен возврат «таможенного» НДС, данный режим подпадает под отдельные (иные) случаи возврата налога, перечисленные в ст. 356 ТК РФ.
В соответствии с п. 2 данной статьи возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в п. 1 данной статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.
Для возврата уплаченного «таможенного» НДС ст. 356 ТК РФ установлен специальный срок – один год.
Таким образом, для возврата «таможенного» НДС реэкспортеру необходимо подать соответствующее заявление до истечения годичного срока, исчисляемого со дня, следующего за датой фактического вывоза товара, помещенного под таможенный режим реэкспорта.
В этой связи хотелось бы затронуть вопрос, который может стать предметом налогового спора в ситуации, когда товары ввозятся на территорию РФ через один таможенный пост, а реэкспортируются через другой. В таких случаях следует иметь в виду, что заявление на возврат «таможенного» НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ, должно направляться в адрес того таможенного поста, на счет которого были перечислены суммы налога. В подтверждение сказанного приведем Постановление ФАС МО от 18.05.2010 № КА-А40/4416-10, в котором была рассмотрена следующая ситуация.
Российская организация произвела на одной из российских таможен (далее – таможня № 1) таможенное оформление груза, ввозимого на территорию РФ. Ранее на счет таможни № 1 была внесена денежная сумма в качестве авансового платежа.
После таможенного оформления груза у части товара были выявлены производственные дефекты. В этой связи с иностранным партнером (поставщиком) было заключено соглашение о предоставлении нового товара взамен бракованного, который, в свою очередь, был возвращен поставщику в режиме реэкспорта, но через другую российскую таможню (далее – таможня № 2). При этом за ввоз товара, поставленного взамен бракованного, организация внесла авансовый платеж на счет таможни № 2, а после вывоза товара в режиме реэкспорта направила в ее адрес заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и НДС. В ответ таможня № 2 вернула организации заявление о возврате денежных средств, указав, что ГТД на ввоз всей партии товара, в том числе и бракованного, оформлялась таможней № 1, поэтому нужно обращаться с данным заявлением туда, что и было сделано.
В итоге организация получила от таможни № 1 отказ с резолюцией, что заявление о возврате таможенной пошлины и НДС поступило к ней по истечении срока, установленного п. 2 ст. 356 ТК РФ, то есть по истечении года со дня фактического вывоза бракованного товара в режиме реэкспорта. Не согласившись с отказом в возврате таможенной пошлины и НДС, организация обратилась в суд.
ФАС МО, несмотря на то что заявление на возврат было получено таможней № 2 до истечения срока, на который ссылаются таможенные органы в своем решении, постановил, что действия таможенных органов правомерны.
Восстанавливать налог или нет?
Предположим, что декларант обнаружил некачественный товар и вывозит его после того, как согласно пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ предъявил к вычету суммы НДС, уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления. Нужно ли в этом случае восстанавливать налог?
По мнению Минфина, на основании положений ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе на территорию РФ реэкспортируемых товаров, принятые к вычету налогоплательщиками, подлежат восстановлению (Письмо от 08.08.2008 № 03 07 08/197).
Московские налоговики придерживаются той же позиции: если ввезенные на территорию РФ товары не использовались налогоплательщиком в операциях, признаваемых объектом налогообложения, и возвращены иностранному продавцу, то суммы НДС, уплаченные таможенным органам и принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет (Письмо от 28.10.2009 № 16-15/113543).
В каком налоговом периоде следует восстанавливать налог? По мнению ФНС, это нужно сделать в том налоговом периоде, на который приходится фактический вывоз реэкспортных товаров с территории РФ (см. Письмо от 10.05.2006 № 03 4 03/892).

📌 Реклама Отключить

Пример.
Налогоплательщик по контракту с иностранной фирмой при приобретении импортного оборудования (станков) для осуществления операций, подлежащих обложению НДС, произвел уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Сумма налога, уплаченная таможенным органам при ввозе оборудования на территорию РФ, правомерно отражена в налоговых вычетах в декларации за III квартал 2010 г. в полном объеме. По условиям контракта покупателю гарантируется, что продаваемое имущество будет иметь надлежащее качество, в противном случае оборудование заменяется.
В процессе эксплуатации оборудования выявлен скрытый дефект одного из станков. Его возврат в режиме реэкспорта осуществлен в ноябре 2010 г.

Если учесть разъяснения Минфина и ФНС, то налогоплательщик при возврате поставщику станка ненадлежащего качества должен восстановить к уплате в бюджет в налоговой декларации за IV квартал 2010 года сумму налога, ранее правомерно принятую к вычету по декларации за III квартал того же года, в части суммы налога, приходящейся на возвращаемый станок.
Ситуации из арбитражной практики
Как показывает практика, несмотря на выполнение четырех перечисленных выше условий помещения товаров под режим реэкспорта, таможенники могут вынести решение о невозможности применения этого таможенного режима. В таких случаях право поместить вывозимые товары под процедуру реэкспорта приходится отстаивать в суде.
Так, в Постановлении ФАС ДВО от 30.04.2010 № Ф03-2678/2010 рассмотрен случай отказа таможенными органами в помещении под процедуру реэкспорта запчастей на основании того, что реэкспортером не представлены доказательства несоответствия товаров условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке. В рассматриваемом случае суд установил: из акта, письма-претензии от покупателя к иностранному поставщику, ответа поставщика о согласии на замену поставленных запчастей следует, что запасные части, поступившие в адрес общества, не подходят для замены. В подтверждение того, что указанный выше товар не эксплуатировался, не устанавливался и не ремонтировался, декларант представил письмо.
При изложенных обстоятельствах ФАС ДВО посчитал, что общество доказало право на применение режима реэкспорта в соответствии с требованиями, установленными ст. 240 ТК РФ .
Тем же судом в Постановлении от 10.03.2010 № Ф03-1048/2010 рассмотрена следующая спорная ситуация.
Во исполнение внешнеторгового контракта купли-продажи товаров, заключенного между иностранной компанией (Япония) и обществом, последнее ввезло на таможенную территорию РФ товар – три самоходных крана КАТО на колесном ходу (бывшие в употреблении).
По грузовым таможенным декларациям товар оформлен на общую сумму 86 835 долларов США и выпущен в свободное обращение.
В ходе приемки названных транспортных средств независимым экспертом было выявлено, что поставленный товар имеет дефекты. Это нашло отражение в соответствующих экспертных заключениях о техническом исследовании транспортного средства, в соответствии с которым сделан вывод о том, что самоходные краны находятся в неисправном техническом состоянии и не пригодны для эксплуатации по своему назначению.
С учетом полученных экспертных заключений общество обратилось в таможенный орган с заявлениями о помещении в силу ст. 242 ТК РФ под таможенный режим реэкспорта поступивших вышеупомянутых самоходных кранов. Таможенный пост заявления общества удовлетворил и применил к рассматриваемым товарам таможенный режим реэкспорта путем принятия решений о выпуске товаров, заявленных в указанных ГТД.
Общество в порядке п. 2 ст. 242 ТК РФ обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных платежей, однако таможенный орган отказал в этом, указав, что обществу необходимо представить документы, подтверждающие, что товары, выпущенные для свободного обращения, имели дефекты либо по иным основаниям не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки на день пересечения таможенной границы, а также подтвердить, что товары не использовались и не ремонтировались в РФ либо что их использование было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров.
Одновременно таможня указала, что в отношении товаров, оформленных в режиме реэкспорта, будет производиться проверка достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений.
Сопроводительным письмом общество представило в таможню недостающие документы, в том числе оригиналы ГТД с отметками таможни, переписку с поставщиком товара из Японии, оригиналы экспертных заключений.
Между тем таможенный орган в порядке ведомственного контроля проверил правомерность решений таможенного поста о принятии и выпуске указанных товаров и пришел к выводу о несоответствии таких решений нормам таможенного законодательства. Этим же решением отделу таможенных платежей таможни было предписано отказать обществу в возврате денежных средств (ввозных таможенных пошлин).
В ответ на заявление общества о несогласии с решением таможенного органа ФАС ДВО указал: обстоятельства дела свидетельствуют о том, что факт наличия у импортированных товаров дефектов подтвержден в надлежащем порядке и зафиксирован экспертными заключениями. Доказательствами суд признал: заключения экспертов; письмо, направленное обществом иностранному партнеру с просьбой подтвердить, что техника возвращена в том же состоянии, в каком была отправлена из Японии в Россию, а самоходные краны не использовались и не ремонтировались на территории РФ; письмо от иностранной компании– продавца (Япония) с подтверждением получения самоходных кранов и признанием того, что краны не использовались и не ремонтировались в России и на момент отправки из Японии имели технические неисправности. При этом разница в показаниях счетчика (моточасы) объяснялась необходимостью проведения экспертиз в России для обнаружения технических неисправностей.
С учетом сказанного ФАС ДВО поддержал выводы арбитражного и апелляционного судов об отсутствии у таможни правовых оснований для признания необоснованным произведенного обществом возврата товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта. В итоге решение таможни об отказе в возврате таможенных платежей признано незаконным.
Вместо заключения
При разрешении возникающих в процессе работы вопросов в отношении применения «реэкспортного» НДС часто используются электронно-правовые базы, журналы и т. п. В этой связи хотелось бы обратить внимание читателя на следующее. Независимо от таможенного реэкспорта в терминологии внешнеэкономической деятельности существует такое понятие, как реэкспортные операции. Поэтому при всяком упоминании о реэкспорте следует уточнять, о чем идет речь, поскольку обычно реэкспортные операции осуществляются без ввоза товаров на таможенную территорию РФ.