Реорганизация МУП

Здравствуйте! В этой статье расскажем о преобразовании МУП в ООО.

Сегодня вы узнаете:

  1. В каких случаях МУП преобразовывается в ООО.
  2. Как осуществляется процесс преобразования.

Что означает преобразование МУП в ООО

Процесс преобразования МУП в ООО – один из способов приватизировать гос. имущество. Реорганизацию проводит администрация конкретного муниципального образования. Ею же регулируются сроки проведения и ход самой процедуры.

Чтобы преобразовать МУП, нужно, чтобы число сотрудников в нем или же размер прибыли за последние 36 месяцев подходили под требования законодательства к малому и среднему предпринимательству.

Законодательное регулирование

Процесс регулируется несколькими законодательными актами:

  1. ГК РФ.
  2. Федеральными законами.
  3. Подзаконными НПА на городском или областном уровне.

Условия для преобразования

Прежде всего, имущество, которое вы хотите приватизировать, нужно зафиксировать в передаточном акте. Обязательно нужно провести ревизию всего имущества, которое имеется в МУП. При этом отметим, что муниципальное унитарное предприятие – компания коммерческого типа и права собственности на закрепленное имущество она не имеет.

После того как ревизия будет проведена, акт, составленный по ее результатам, должны проверить аудиторы. Это позволяет предотвратить возможное хищение имущества.

Также специалисты по аудиту проверяют, насколько правильно выставлена стоимость балансового имущества, отданного в руки частников.

Доход, который поступит в соответствующий бюджет от приватизации объекта, должен быть равен стоимости объекта в реальности.

Что приватизировать нельзя

  • Имущество, которое изъяли из оборота;
  • Объекты, которые принадлежат социальной, культурной или сфере ЖКХ;
  • Объекты, которые в обязательном порядке должны принадлежать государству, либо находиться в коммунальной собственности.

Пошаговая инструкция по преобразованию

Весь процесс реорганизации состоит из нескольких шагов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Шаг 1. Принимаем решение о преобразовании.

Его принимает местный орган самоуправления либо судебная инстанция.

В решении фиксируется:

  • Характеристика всего имущества;
  • Способ, которым проводят приватизацию;
  • Стоимость объекта приватизации;
  • Возможен ли кредит или рассрочка для тех, кто захочет приобрести предприятие.

Также в решении нужно упомянуть:

  • Имущество, не подлежащее приватизации;
  • Список тех объектов, которые приватизировать можно.

Шаг 2. Составляем план приватизации.

В нем определяем сроки проведения ревизий и других мероприятий.

Кроме того, план необходим для:

  • Проведения инвентаризации без нарушений;
  • Более полного анализа экономической деятельности предприятия аудиторами;
  • Повышения инвестиционной привлекательности предприятия.

В план нужно включить следующие пункты:

  • Экономическое обоснование процедуры;
  • Основные мероприятия;
  • Как будет отчуждаться имущество: в пользу частного лица или компании;
  • Порядок формирования цены на объекты.

Шаг 3. Оцениваем имущество.

Для этого составляется промежуточный бухгалтерский баланс и оформляется документация на земельный участок. Затем аудиторы осуществляют проверку всей деятельности предприятия. Затем определяется балансовая стоимость активов. Только после этого формируют передаточный акт.

Шаг 4. Уведомляем кредиторов.

Если аудиторы выявляют, что вы использовали кредитные средства, то всех кредиторов ставят в известность о процессе преобразования МУП.

При этом:

  • Комиссия по реорганизации ставит в известность ФНС в трехдневный срок;
  • Сообщает кредиторам в письменном виде о начале процесса реорганизации. На это отводится 5 дней.

Шаг 5. В СМИ размещаем информацию о преобразовании.

Процесс приватизации во избежание различных нарушений должен контролироваться общественностью. Для этого информация о процедуре преобразования размещается в Вестнике госрегистрации юридических лиц. Публикация осуществляется 1 раз в две недели.

Шаг 6. Проводим инвентаризацию.

Если на предприятии нет комиссии, которая занимается проведением инвентаризаций, ее следует создать. Руководитель утверждает ее состав, а сам возглавляет комиссию. В процессе ревизии проверяют, все ли имущество в наличии.

При этом:

  1. Если выявляются ценности, которые не были оприходованы, их оценивают и вносят на баланс предприятия.
  2. Имущество, признанное непригодным для дальнейшего использования, списывают.

Шаг 7. Составляем передаточный акт.

Чтобы он был составлен верно, в него нужно включить следующую информацию:

  • Список имущества, которое подлежит приватизации;
  • Список всех кредиторов (если таковые имеются);
  • Информация о земельных участках;
  • Размер балансовой стоимости имущества;
  • Сумма уставного капитала ООО, которое будет создано.

Шаг 8. Создаем новое ООО.

Это завершающий этап преобразования. ООО, которое будет создано, является юрлицом, требующим регистрации. Для этого нужно внести изменения в ЕГРЮЛ.

С этой целью вы подаете в ФНС заявление, в котором указываете:

  • ОКПО предприятия;
  • ИНН;
  • Название предприятия полностью;
  • Полный адрес вместе с почтовым индексом;
  • Причину, по которой вносятся изменения;
  • Информацию обо всех участниках ООО;
  • Данные паспорта каждого учредителя;
  • Данные об имуществе предприятия, находящемся в залоге.

На основании этого заявления происходит регистрация преобразования МУП в ООО. А вы получаете на руки документ, подтверждающий регистрацию изменений.

Чаще всего гендиректором вновь созданной компании становится руководитель МУП. Что касается сотрудников, то если у них нет возражений, остаются в силе их трудовые договоры, заключенные ранее.

Собственником уставного капитала созданного ООО является муниципальное образование, а это значит, что участники общества покупать доли в УК не смогут.

Процесс преобразования МУП в ООО позволяет повысить эффективность работы предприятия. Кроме этого, снижается количество предприятий, которые не приносят прибыли, либо деятельность которых не соответствует изначально заявленным целям.

Преобразование в данном случае – хороший выход, главное не допускать нарушений при его проведении.

Федеральный закон от 11.07.2011 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Новая форма приватизации ГУПов и МУПов.

Внесены изменения в закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Ранее приватизировать унитарное предприятие можно было только путем их преобразования в ОАО. Условие – размер уставного капитала выше 100 тыс. руб.

Введена дополнительная форма приватизации такого предприятия: путем преобразования в ООО. Теперь это возможно, если средняя численность его работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС либо сумма активов не превышают предельных значений, установленных для субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, разрешено преобразовывать унитарные предприятия в ООО, если формируемый в результате их приватизации уставный капитал выше указанной суммы.

В решении об условиях такой приватизации дополнительно указывается количество, категории и номинальная стоимость акции ОАО или доли участника ООО – Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования.

Скорректирован перечень документов, представляемых покупателями государственного и муниципального имущества. Его сделали исчерпывающим. Из этого списка исключено уведомление федерального антимонопольного органа о намерении приобрести имущество.

Так же закреплено следующее правило. Если в последствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение, то соответствующая сделка является ничтожной. Установлено, что созданные в результате приватизации хозяйственные общества могут осуществлять свою деятельность на основании лицензий и иных разрешительных документов, выданы соответствующему унитарному предприятию.

2) Постановление Правительства РФ от 7.07.2011 г. №553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов»

Как оформляют электронные документы, необходимые дл получения госуслуг?

Установлено, как в электронном виде оформляются заявления и иные документы необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Они оформляются в соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов, установленными уполномоченными федеральными органами власти.

Используется электронная подпись. Заявления и документы передаются в органы и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, с использованием электронных носителей и (или) информационнотелекомуникационных сетей общего пользования, в т.ч., через Интернет.

Документы передаются лично или через законного представителя при посещении органа или организации. Их так же можно направить посредством многофункциональных центров предоставления услуг, Единого портала государственных и муниципальных услуг.

3) Федеральный Закон от 11.07.2011 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ»

Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления влечет наложения административного штрафа в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Глава 5 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» дополнена ст. 5.59, устанавливающей административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Определено, что положения указанной статьи не распространяются на случаи, предусмотренные ст. 5.39 КоАП РФ, в которой установлена административная ответственность за отказ в предоставлении информации.

ISSN 2311-9411 (Online) Бухгалтер и закон

ISSN 2079-6714 (Print)

ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Надежда Александровна ВЕРХОВАЯ,% Артем Геворкбекович БАРСЕГЯНь

a эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация b рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация • Ответственный автор

История статьи: Аннотация

Принята 06.04.2016 В статье рассмотрены правовые основания для преобразования муниципального унитарного

Одобрена 11.04.2016 предприятия в муниципальное казенное учреждение.

Ключевые слова:

муниципальное унитарное предприятие, собственник имущества, МУП, муниципальное казенное учреждение, администрация, реорганизации юридических лиц

Пример. Администрация поселения является учредителем муниципального унитарного предприятия (далее — МУП), которое обеспечивает сельское поселение водой в соответствии с тарифами, установленными региональной энергетической комиссией. Однако в последнее время МУП испытывает серьезные финансовые трудности. В этой связи администрация как представитель учредителя, собственника имущества, намерена

преобразовать МУП в муниципальное казенное учреждение. Будет ли законным такое решение?

В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничения

реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Правовое положение унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с указанным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации (п. 7 и 8 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, вопросы реорганизации унитарных предприятий регулируются специальными нормами. Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ) унитарное предприятие может быть

преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.

Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия.

Указанные решения принимаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, в отношении федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального унитарного предприятия (п. 2 ст. 34 Закона № 161-ФЗ). Следовательно, унитарное предприятие может быть преобразовано в муниципальное казенное учреждение (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.11.2015 № Ф05-15141/15 по делу № А40-37676/2015, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 № 01АП-2956/14, постановление Тринадцатого

арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 13АП-10947/15, постановление ФАС

Уральского округа от 14.08.2012 № Ф09-5526/12, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 № 16АП-3033/1, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 09АП-25487/15).

Правовое положение казенного учреждения определяется в соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ). Пунктом 4 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Согласно п. 1 ст. 24 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые

предусмотрены ее учредительными документами.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признается, в частности, приносящее прибыль оказание услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации (п. 2 той же статьи).

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность,

непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Следовательно, законодательство РФ позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при одновременном наличии следующих условий:

• возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставе учреждения;

• осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах (см. письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2012 № 1613/053949@).

Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не установлен запрет на осуществление горячего или холодного водоснабжения казенным учреждением. Возможность оказания данных коммунальных услуг учреждениями, в том числе казенными, подтверждается судебной практикой

(см., например, определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.04.2009 № 4408/09, постановление ФАС Уральского округа от 08.12.2005 № Ф09-4519/04-С5, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.08.2015 № Ф09-5101/15 по делу № А60-40927/2014, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 № 16АП-1981/14).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не установлено подобных ограничений и Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Закона водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Более того, некоторые казенные учреждения включены в Реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль , что в свою очередь также подтверждает возможность оказания услуг по водоснабжению казенными учреждениями.

Таким образом, на наш взгляд, муниципальное унитарное предприятие, оказывающее услуги по водоснабжению населения, может быть преобразовано в муниципальное казенное учреждение.

Согласно п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании

юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. При этом п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, не применяются.

Таким образом, буквально из приведенной нормы следует, что при реорганизации путем преобразования осуществлять перечисленные ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации мероприятия (письменно уведомить о принятом решении о реорганизации юридического лица регистрирующий орган; дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в соответствующем издании уведомление о своей реорганизации) не требуется.

Вместе с тем требование о необходимости направления в регистрирующий орган указанного выше уведомления и публикации указанных выше сведений в нормах специальных федеральных законов сохранилось (ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ), п. 7 ст. 29 Закона № 161-ФЗ, п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Следовательно, в течение трех дней со дня принятия органом местного самоуправления решения о преобразовании МУП в казенное учреждение в регистрирующий орган должно быть направлено уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Приказ № ММВ-7-6/25@), за

подписью руководителя МУП. Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, перечисленных в п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Уведомлять о принятом решении территориальные органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ с 1 января 2015 года не требуется.

После осуществления всех мероприятий, необходимых для государственной регистрации, в регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы:

• подписанное заявителем заявление о государственной регистрации возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме № Р12001; требования к оформлению заявления приведены в разделе III приложения № 20 к Приказу № ММВ-7-6/25@;

• учредительные документы создаваемого путем преобразования казенного учреждения в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);

• передаточный акт;

• документ об уплате государственной пошлины (уплачивается в размере 4 000 рублей — подп. 1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Росссийской Федерации). Подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ предусмотрено также представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных в подп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Однако такой документ может не представляться заявителем, в этом случае он будет представлен регистрирующему органу в порядке межведомственного запроса.

Таким образом, муниципальное унитарное предприятие, обеспечивающее водоснабжение поселения, может быть преобразовано в муниципальное казенное учреждение.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

5. О водоснабжении и водоотведении: Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ.

6. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

7. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

8. О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

9. О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ.

10. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

11. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

12. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств: приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

13. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.04.2009 № 4408/09.

14. Письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2012 № 16-13/053949@.

15. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.11.2015 № Ф05-15141/15 по делу № А40-37676/2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.08.2015 № Ф09-5101/15 по делу № А60-40927/2014.

17. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 09АП-25487/15.

18. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 № 01АП-2956/14.

19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

20. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 13АП-10947/15.

21. Постановление ФАС Уральского округа от 08.12.2005 № Ф09-4519/04-С5.

22. Постановление ФАС Уральского округа от 14.08.2012 № Ф09-5526/12.

23. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 № 16АП-3033/1.

24. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 № 16АП-1981/14.

Госкомимущество определило перечень из 23 открытых акционерных обществ для приватизации в наступившем году. Аналогичный перечень в 2018-м насчитывал 33 предприятия, инвестор приобрел госактивы лишь одного из них. Государство осторожно подходит к приватизации, придерживается политики поступательного сближения позиций с инвесторами, акцент делается на инвестиции в производство и сохранение рабочих мест. Первый заместитель Председателя Госкомимущества Алексей Васильев рассказал об упрощении механизма продажи госактивов на аукционах и работе по повышению привлекательности предприятий для иностранных инвесторов.

– Алексей Александрович, ожидается ли в этом году оживление приватизации?

– Сложно сказать. Известен определенный Главой государства подход: любое предприятие может быть приватизировано, это зависит от стоимости и условий сделки. Лучшие предложения можно получить по результатам конкурсов, которые проводятся при реализации более чем 25 % акций предприятий. Аукционы организуем на Белорусской валютно-фондовой бирже с выставлением миноритарных пакетов акций. В нынешнем году акции 15 обществ предлагается реализовать по конкурсу, 8 на аукционах. В частности, на продажу выставлены госпакеты акций 10 предприятий Министерства промышленности. Среди них ОАО «Управляющая компания холдинга «Горизонт», ОАО «Минский завод отопительного оборудования», ОАО «Гомсельмаш», ОАО «БАТЭ» – управляющая компания холдинга «Автокомпоненты». Список обществ сопровождают условия, которые должен будет выполнить потенциальный инвестор. Например, 49,9 % акций «Гомсельмаша» могут быть предложены для продажи на условиях реализации инвестиционного проекта, который предусматривает не менее $500 млн инвестиций в основной капитал, рост объемов производства и реализации продукции, расширение рынков сбыта и т.д.

Сформированный перечень не исключает возможности приватизации других предприятий. Мы готовы к диалогу. В прошлом году были проданы китайскому инвестору акции только РУП «Институт Белгоспроект». Ряд сделок были близки к заключению, но, к сожалению, не состоялись. Некоторые предприятия перешли в этот год из прошлогоднего перечня. Вместе с тем, если мы видим, что интерес к предприятию не проявляется, предлагаем, например, либо передать его из республиканской в коммунальную собственность, либо ставим вопрос о его присоединении к более сильным предприятиям.

– «Институт Белгоспроект» был в перечне предприятий для вхождения китайского капитала. Поясните, пожалуйста, существует два разных списка?

– Ввиду сотрудничества с китайской стороной по предложениям госорганов был сформирован отдельный перечень. Китайские инвесторы могут работать с министерствами как с нашим участием, так и напрямую. Потенциальные результаты от вхождения в акционерный капитал «Белгоспроекта» в Китае оценили положительно. Перечни – не планы. Они являются своеобразной рекламой для инвесторов и помогают быстрее сориентироваться в предложениях, сравнить условия и т.д.

– В прошлом году Госкомимущество объявило о поиске инвестора для приобретения госпакета акций ОАО «Борисовдрев». Поступили уже предложения?

– Да, сейчас ведутся переговоры с потенциальным инвестором – крупной компанией. «Борисовдрев» находится под управлением Банка развития Беларуси. Эксперты Госкомимущества входят в состав комиссии, которая оценивает поступившие предложения. Первое уже было сделано, внесли контрпредложение, которое инвестор в настоящее время осмысливает. Будем сближать позиции. Основные условия – максимальное сохранение трудового коллектива и развитие предприятия. Главное в этой работе – поиск взаимовыгодного решения. Например, может быть увеличен период внесения необходимого объема инвестиций.

– Недавно изменились условия продажи акций на Белорусской валютно-фондовой бирже. Упростится ли в связи с этим процесс приватизации? В конце прошлого года на бирже выставлялись акции восьми предприятий, но торги оказались безрезультатными…

– Процедура продажи акций на бирже выявила ряд проблем, среди которых невозможность продажи акций одному участнику и выхода на биржу предприятий коммунальной формы собственности. Принятое постановление Совета Министров от 17 декабря 2018 г. № 909 снимает эти вопросы. Также внесены изменения в регламент работы биржи. Еще раз вернемся к этой теме на коллегии Госкомимущества в феврале. Думаю, что с выходом на биржу предприятий коммунальной формы собственности торги будут более активными.

Обсуждается еще один проблемный вопрос – покупка госакций самими акционерными обществами. На бирже могут выставляться на продажу, например, 8 % или 10 % госакций. Стороннему игроку такой размер пакета акций, как правило, не интересен, потому что не дает права влиять на работу компании. Поэтому потенциальным покупателем зачастую является само общество. Мы работаем с Министерством финансов по решению этого вопроса.

– Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) активно участвует в предприватизационной подготовке пяти белорусских госпредприятий. Как вы оцениваете перспективы этой работы?

– Я могу ответить на вопрос только касательно приватизации ОАО «Красносельскстройматериалы», с которым в числе других предприятий работает ЕБРР. К покупке акций этого завода проявила интерес ирландская компания. Переговоры идут довольно конструктивно. Вместе с тем отдельные моменты требуют обсуждения.

– Как в целом предлагается повышать инвестиционную привлекательность предприятий?

– В этом ключе во взаимодействии с ЕБРР проводится большая работа с холдингом «Белавтодор», входящим в систему Госкомимущества. Разрабатывается новая стратегия развития холдинга, что позволяет сконцентрироваться на решении конкретных проблем. Еще одна группа экспертов от ЕБРР вырабатывает предложения по внедрению корпоративного управления, которое является основой для повышения его эффективности, привлекательности для инвесторов. Партнеры охотнее идут на переговоры, если понимают, что решения при управлении обществом принимаются коллегиально, с участием независимых директоров.

– В стране продолжается передача предприятий из республиканской собственности в коммунальную. Как это влияет на их работу?

– В 2018 году регионам было передано около 75 предприятий, в основном в Витебской и Гомельской областях. Если отраслевые министерства и регионы не видят четкую перспективу развития предприятий после передачи, то мы не выходим с такой инициативой, рассматриваем каждый случай индивидуально. Если предприятие требует ликвидации, министерства сами должны это сделать, а не передавать головную боль регионам. Понимая проблематику этого вопроса, договорились с Министерством экономики комплексно подходить к этой теме. В ближайшее время будем обсуждать ее.

Как это влияет на работу самих предприятий? Однажды я приехал в один из регионов, в собственность которого были переданы три предприятия. Их руководители заявили, что передача на местный уровень пошла на пользу, потому что предприятия получили больше внимания со стороны местных властей. Думаю, что с одной стороны такие организации – это определенная нагрузка на регион. С другой стороны – руководители районов получают дополнительный резерв для улучшения экономической ситуации. Главное – четкое понимание, для чего это делается.

– Еще одна нагрузка на регионы возникает при передаче организациями непрофильных активов…

– Это непростой вопрос. Поясню на примерах. У «Беларуськалия» есть непрофильный актив – котельная, которая отапливает половину Солигорска. Если будет принято решение о прекращении ее работы, как быть с отоплением жилых домов? Важно соблюдать баланс, иногда финансовые поступления – не самое главное, учитывается и необходимость поддержки предпринимательства, и иные интересы региона.

– Вы входите в состав группы для совместной работы с Всемирным банком над дорожной картой структурных реформ в Беларуси. Какие предложения считаете целесообразным проработать в этой связи?

– Сотрудничество с Всемирным банком продолжится в части работы по разделению функций государства как регулятора и как собственника. Наши шаги в этом направлении восприняты позитивно. Планируем создать первую в стране госкорпорацию для повышения эффективности управления госактивами на примере подчиненных Госкомимуществу организаций: РУП «Институт недвижимости и оценки», ОАО «Управляющая компания холдинга «Белавтодор» и ГО «Белресурсы» – управляющая компания холдинга «Белресурсы», которое будет до 1 июля преобразовано в ОАО. Корпорация может стать моделью для дальнейшего взвешенного совершенствования подходов к управлению госпредприятиями в разных сферах.

Вера Сергеева, БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)