Ретроспективный экономический анализ

РАЗДЕЛ V

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 378.147

И. Л. Петренко

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ XX — НАЧАЛА XXI вв.

Потребность адаптации образования к социально-экономическим реалиям и нуждам общества являлась и является движущей силой реформирования системы образования, возникновения педагогических инновационных процессов. В настоящее время в современном образовательном пространстве выделяются два типа педагогических процессов — традиционные и инновационные.

По словам А. Тоффлера, традиционный учебный процесс (и в школе, и в вузе) несёт на себе следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства, а инновационные практики предлагают обучаемому вступать в активный диалог не только с учителем, но и с познаваемым миром, занимая при этом не столько активную, сколько инициативную позицию .

Педагогическая инновация выступает как теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, осуществляющееся на трёх уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне .

На макроуровне инновационные процессы затрагивают всю систему образования и приводят к смене её парадигмы. На мезоуровне изменения касаются образовательной среды регионов, конкретных учебных заведений. На этом уровне возникаю!’ новые учебные заведения на базе новых концептуальных подходов. На микроуровне инновации в образовании связаны с созданием нового содержания как отдельного курса, так и блока курсов; с отработкой новых способов структурирования образовательного процесса; с разработкой новых технологий, форм и методов обучения.

Постановка целей, конструирование учебного процесса с учётом достижений научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности, его апробация и внедрение в учебных заведениях разного типа во имя повышения эффективности и качества обучения стали основой технологического подхода в педагогике.

Современные ученые отмечают, что «технологический подход не противопоставляется традиционному, а развивается на его основе, является закономерным результатом эволюции педагогических систем. Эта эволюция

задана логикой развития социальных систем и научно-техническим прогрессом» .

Процесс проектирования педагогической системы осуществляется путем обеспечения соответствия технологического проекта организации педагогического процесса. Поэтому на этапе проектирования системы вопросы организации и техники педагогического процесса сливаются воедино с технологией. В результате проект педагогической системы в целом по своему содержанию становится технологичным, а организация и техника педагогического процесса в нем выступают как аспекты единой технологии образования .

В.П.Беспалько подчеркивает, что «педагогическая технология — это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике», что педагогическая технология есть часть педагогической системы . С точки зрения В. П. Беспалько, системный подход лежит в основе любой педагогической технологии, воспроизводимость и планируемая эффективность которой целиком зависят от ее системности и структурированности .

Таким образом, «любая технология является процессуальной частью педагогической системы и находится с ней в определенных отношениях — синхронических и диахронических» .

Сходную точку зрения мы обнаруживаем у Г. К. Селевко, который отмечает, что понятие педагогической системы шире, чем технологии и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности .

Педагогическая технология является предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. В. П. Беспалько подчеркивает, что необходимо «возможно более полно и четко определить это понятие, чтобы осмыслить его научно и успешно внедрить в учебно-воспитательную практику» . Теоретический анализ педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время содержание понятий «технологизация учебно-воспитательного процесса», «технология обучения», «педагогическая технология» настолько размыто и многозначно, что часто под эти понятия подводятся объекты других дидактических понятий — от совокупности приемов и методов, методик и стратегий обучения до широких педагогических систем, меняющих характер обучения и воспитания. Это связано с недостаточной разработанностью теории педагогической технологии, с нечетким определением составляющих её понятий и границ их применения, со слабой подготовленностью учителей к техноло-гизации процесса обучения в учебных заведениях разного типа, с отсутствием условий для развития творческого потенциала педагога, с неразвитостью стимулов и мотивов повышения педагогического мастерства учителями школ и преподавателями вузов, с отсутствием критериев результативно-

сти повышения квалификации, с формальным подходом к переподготовке в системе повышения квалификации.

Изучение ретроспективы понятия «педагогическая технология» составляет ценнейшее для современности педагогическое знание, помогающее более глубоко проникать в сущностные характеристики педагогических технологий, осознавать закономерности их становления и развития .

В XVII в. сложилась традиционная педагогическая технология, построенная на принципах дидактики, сформулированных великим чешским педагогом Я. А. Коменским. «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, — утверждал Я. А. Коменский, — только при этом условии его работа будет высокорезультативной, а место учителя — самым лучшим местом под солнцем. НТкола -мастерская, она «живая типография», которая «печатает» людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами для воспитания, обучения юношей, какими пользуются типографские работники, создавая книгу» . Педагог считал, что основу обучения должно составлять «искусное распределение времени, предметов и метода». В данных; высказываниях Я. А. Коменского определения педагогической технологии как таковой нет, но прослеживаются элементы технологизации педагогического процесса.

Идеи технологизации обучения наблюдаются и у И. Г. Песталоцци,

который полагал, что он создал «механизм» образования, опираясь на который каждый подготовленный учитель может воспитать любого ученика.

У истоков технологизации педагогики стоял также А. С. Макаренко, который в «Педагогической поэме» писал о том, что «наше педагогическое производство никогда не строилось но технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди», именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка .

В 30-е гг. XX в. распространяется термин «педагогическая техника», который в Педагогической энциклопедии 30-х гг. был определен как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. Заметим, что в конце XX в, Н. Е. Щуркова в своих исследованиях показала, что педагогическая техника является важней-

шей слагаемой педагогической технологии, что без педагогической техники нет смысла в педагогической технологии .

С началом внедрения в учебный процесс технических средств обучения в 40-х гг. XX в. возник термин «технология в образовании», который, как свидетельствуют результаты историко-педагогического анализа Н. В. Борисовой, имел широкий смысловой спектр и мог включать в себя «технологию обучения», «технологию воспитания», «технологию развития» и другие разновидности технологий .

Используемые в обучении технические средства в основном предназначались для бытовых целей, поэтому термин «технология в образовании» употреблялся в контексте применения достижений инженерной мысли в учебном процессе.

Середина 50-х гг. XX в. была отмечена появлением теоретических разработок в области педагогики, направленных на комплексное использование средств для построения учебного процесса, основанного на самостоятельной работе обучающегося. В этот период выделяются два направления исследований и практических разработок: использование технических средств обучения и особый «технологический» подход к построению обучения в целом. Теоретической базой для них явились идеи программированного обучения, обоснованные в 1954 г. Б. Скиннером, а в последствии расширенные Н. Краудером. Как следствие этих процессов вместо термина «технология в образовании» начинают говорить о «технологии образования», подразумевая под ней научное описание педагогического процесса, который неизбежно бы вёл к запланированному результату .

Отечественные н зарубежные ученые и педагоги в середине XX в. стали искать новую сферу применения термина «технология». Они

выдвинули гипотезу о возможности описания организации педагогического процесса таким образом, чтобы он был воспроизводимым и почти технологичным. Итогом этих исканий стало появление в 60-х гг. XX в. новой учебной дисциплины — педагогической технологии. В это же время наблюдается массовое внедрение педагогических технологий, связанное прежде всего с реформированием вначале американской, а затем европейской школы. Понятие «педагогическая технология» широко обсуждалось в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях. Определились два направления его толкования, опирающиеся на уровень и результаты исследований в данной области в различных странах (США, Англия, Франция, Италия, Венгрия): в первом случае оно трактовалось как «технологические средства в обучении», а во втором — «технологии обучения» или «технология учебного процесса» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. Ламсдейн, Д. Финн (США) считали, что основная цель педагогической технологии заключается в разработке системы планирования, реализации и оценивании педагогической деятельности.

К середине 60-х — началу 70-х гг. XX в. в высокоразвитых капиталистических странах (США, Англия, Испания, Япония) издавались журналы по вопросам педагогической технологии, а позднее были созданы специализированные учреждения, например, Национальные советы по педагогической технологии в Великобритании и США, основной задачей которых было изучение педагогических технологий.

В отечественной педагогике, по утверждению В. М. Боголюбова, термин «педагогическая технология» не признавался вплоть до 1971 г. . По этому поводу на VIII Международной конференции по программированному обучению и педагогической технологии в Брайтоне (Великобритания, 1973) профессор Т. А. Ильина отметила: «Все основные проблемы, охватываемые понятием, традиционно исследуются в СССР в русле дидактики, и поэтому у нас сам термин распространения не получил» .

В 1977 г. С. Г. Шаповаленко на Международном семинаре по технологии обучения указал на наличие трех признаков технологического процесса в обучении: знание и совершенное владение техникой, знакомство с фондом аудиовизуальных материалов, владение методикой эффективного их использования, включая развитие творческого подхода .

П. Д. Митчелл в Энциклопедии педагогических средств, коммуникаций и технологий (Лондон, 1978) определяет педагогическую технологию так: «Педагогическая технология есть область исследований и практики (в рамках системы образования), имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсов для достижения специфических и потенциально воспроизводимых результатов». Согласно его взглядам, «не являясь синонимом понятия «средства обучения», педагогическая технология представляет собой междисциплинарный конгломерат, имеющий связи (отношения) фактически со всеми аспектами образования — от короткого обучающего фрагмента до национальной системы со всеми её функциями» .

В Международных изданиях появилась новая интерпретация сущности педагогической технологии, заключающаяся в том, что педагогическая технология — это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. — Лондон — Нью-Йорк, 1978).

К концу 70-х — началу 80-х гг. XX в. педагогическая общественность параллельно использовала понятия «педагогическая технология» и «технология обучения».

Ученые предложили расширить сферу составляющих процесса обучения. Например, Л. Салаи (Венгрия) в понятие «технология обучения» включил планирование, анализ целей, научную организацию учебно-воспитательного процесса, выбор методов, средств и материалов, наиболее соответствующих целям и содержанию в интересах повышения эффективности обучения .

Как показали в своих исследованиях Э. Бистерски и Ж. Целлер, технология обучения это не только вспомогательные средства и новая система. Она играет ведущую роль в развитии учебного процесса, изменяя его организационные формы, методы, содержание. А это оказывает сильное воздействие на педагогическое мышление преподавателей и слушателей. Толкование технологии в таком аспекте подчеркивает не только важность взаимосвязи всех компонентов процесса обучения в единой системе, но и их взаимовлияние, развитие, приводящее к изменению менталитета педагога и учащихся .

В 1979 г. ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии США было официально принято определение педагогической технологии как комплексного, интегрированного процесса, включающего идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний .

С началом применения компьютеров и информационных технологий в сфере образования в 80-90-х гг. XX в., понятие «педагогическая технология» подвергалось трансформации. Под технологией в сфере обучения начали понимать обучение с использованием новых информационных технологий. Так, А. Ламсдейн считал, что технология — это снабжение обучающими машинами и применение достижений бихевиористской психологии для улучшения процесса обучения .

Таким образом, в последней четверти XX в. педагогическую технологию все чаще стали отождествлять с системой средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом, выделяя при этом следующие две ее стороны: применение системного знания для решения практических задач и использования в учебном процессе технических устройств (М. Кларк, Д. Дж. Хокридж — Великобритания; К. Чедуик, Д. Финн — США; К. Бруслинг — Швеция; Т. Сакамото — Япония; Т. А. Ильина, С. Г. Шаповаленко, Л. П. Прессман — Россия).

Системный подход к обучению отражен в определении педагогической технологии, данном японским ученым Т. Сакамото. Раскрывая сущность педагогической технологии, Т.Сакамото писал, что она представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который иначе можно назвать «систематизацией образования» или «систематизацией классного обучения» .

В определении ЮНЕСКО, согласно которому педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования, мы тоже видим системный подход к обучению.

Анализ зарубежной педагогической литературы 90-х гг. XX в. — начала XXI в. показал, что под педагогической технологией понимают либо максимальное использование в обучении возможностей технических средств обучения, либо управление процессом обучения, т.е. целенаправленное конструирование целей обучения в соответствии с целями проектирования всего хода процесса обучения, проверку и оценку эффективности выбранных форм, методов, средств, оценку текущих результатов, коррекционные мероприятия.

В. П. Беспалько определяет педагогическую технологию как содержательную технику реализации учебного процесса. И. П. Волков считает, что педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

По мнению М. В. Кларина, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

А. М. Новиков утверждает, что педагогическая технология — это запрограммированный (алгоритмизированный) педагогический процесс, гарантирующий достижение спроектированных образовательных целей .

По убеждению Л. А. Байковой, Л. К. Гребенкиной «педагогическая технология — одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное обеспечить достижение определенных задач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень» .

Н. Е. Щуркова отмечает, что «педагогическая технология — прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми как решающий фактор взаимодействия детей с окружающим миром, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности», искусством которого владеет педагог» .

С точки зрения Г. Ю. Ксонзовой. педагогическая технология — это такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение необходимого прогнозируемого результата .

В. М. Монахов понимает под педагогической технологией — иерархи-низированную и упорядоченную систему технологических процедур проектирования учебного процесса, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение планируемого результата .

Наиболее удачное определение педагогической технологии мы находим в учебном пособии по педагогике под редакцией В.А.Сластенина. В нем говорится, что «в настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса» .

Устоявшегося определения «педагогической технологии», которое бы трактовалось и понималось всеми одинаково, до сих пор нет. В науке до сих пор четко не определены структура и функции педагогических технологий, их существенные признаки, способы их трансформации в конкретные технологии обучения, не создана целостная теория конструирования и реализации технологий обучения. Вот почему в педагогике столь пристальное внимание обращено к педагогической технологии.

Исследователи Г. В. Лаврентьев и Н. Б. Лаврентьева считают, что «педагогическую технологию следует рассматривать как глобальную, дающую общую теоретическую модель для перестройки учебно-воспитательного процесса, для создания конкретных управляемых систем обучения, оптимальных для достижения запланированных результатов, а технологию образования и технологию обучения — как конкретные виды педагогических технологий, как педтехнологию в действии, в применении на практике пре-подавателем-предметником» .

К важнейшим методологическим основам разработки педагогических технологий они относят синергетический, системный, информационный, кибернетический и деятельностный подходы . В соответствии с их взглядами, в рамках установления теоретико-методологических основ педагогической технологии необходимо различать термины «педагогическая технология», «технология образования», «технология обучения», «тех-нолошзация предметного обучения», которые генетически связаны между собой по линии отношений: глобальное — общее—частное — конкретное, где глобальное — это педагогическая технология, общее — технология образования, частное — технология обучения, конкретное — технологизация процесса обучения и воспитания в рамках конкретного предметного обучения.

По мнению Г. В. Лаврентьева и Н. Б. Лаврентьевой, целью педагогической технологии является поиск стратегических путей технологизации обу-

чепия и воспитания как важнейшего направления их модернизации и повышения качества за счет внедрения новых прогрессивных идей, образовательных инноваций, нетрадиционных подходов к организации и управлению педагогическими процессами, а сама педагогическая технология строится на принципах системности, алгоритмизации, стандартизации, рациональной организации и целенаправленного управления, интенсификации, технизации и электронизации, эффективности. Г. В. Лаврентьев и Н. Б. Лаврентьева предлагают подходить к анализу педагогической технологии комплексно, учитывая психолого-педагогические закономерности и принципы, а определять ее содержание не столько с общетехнологических позиций, сколько с позиций ее отличий от других технологий на основе учета ее педагогической природы, заключающейся в так называемом человеческом факторе, в личностных отношениях и ценностях.

Научный интерес представляет подход Г. К. Селсвко к определению понятия «педагогической технологии». По его мнению, «педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников)» . Далее он дополняет, что понятие «педагогическая технология» может бьггь представлено в трех аспектах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) научном: педагогическая технология — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательном: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенном: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств .

Таким образом, согласно Г. К. Селевко, «педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения» .

Г. К. Селевко отмечает следующие критерии технологичности любой педагогической технологии: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Кроме того, среди множества философских направлений, школ и течений в качестве философских основ технологии ученый выделяет материализм и идеализм, диалектику и метафизику, сциентизм и природосообразность, гуманизм и антигуманизм, антропософию и теософию, прагматизм и экзистенциализм.

Г. К. Селевко считает, что структуру педагогической технологии должны составлять концептуальная основа; содержательная часть обучения (цели обучения — общие и конкретные; содержание учебного материала); процессуальная часть — технологический процесс (организация учебного процес-

са; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса) .

В. П. Беспалько предлагает следующую обобщенную схему этапов разработки проекта любой педагогической технологии , которые и являются слагаемыми любой педагогической технологии:

1 этап — анализ будущей деятельности учащегося: дальнейшее обучение или профессиональная деятельность после школы;

2 этап — определение содержания обучения на каждой ступени обучения: совокупности учебных предметов в каждом классе, содержания каждого учебного предмета с учетом требований социосообразности, диагностич-ной целенаправленности, неизбыточности, посильности, научности, систематичности и др.;

3 этап — проверка степени нагрузки учащихся и расчет необходимого времени на обучение при заданном способе построения дидактического процесса (скорости усвоения);

4 этап — выбор организационных форм обучения и воспитания, наиболее благоприятных для реализации намеченного дидактического процесса;

5 этап — подготовка материалов для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным темам и конкретным занятиям и включение их в ранее сформулированное содержание учебных предметов;

6 этап — разработка системы учебных упражнений и включение их в содержательный контекст учебных пособий;

7 этап — разработка материалов (тестов) для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и действий, соответственно целям обучения и критериям оценки степени усвоения;

8 этап — разработка структуры и содержания учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, планирование уроков и домашней учебной работы школьников;

9 этап — апробация проекта на практике и проверка завершенности учебно-воспитательного процесса, коррекция проекта.

Как показал в своих исследованиях В. П. Беспалько, «учет того обстоятельства, что гармоничный педагогический процесс возможен только как точное воспроизведение заранее спроектированной педагогической технологии, т.е. четко поставленных дидактических задач в совокупности с адекватной технологией решения, дает возможность превратить учебно-воспитательную работу школы из малоупорядоченной совокупности действий разных учителей в целенаправленный процесс работы педагогического коллектива» .

В связи с этим мы разделяем мнение В. П. Беспалько о том, что педагогическая технология позволяет свести к минимуму педагогические экспромты в практическом преподавании и перевести последнее на

путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса и последующего воспроизведения проекта в классе. В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, предназначенных для учителя, педагогическая технология предлагает проект учебновоспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-позиавателыгой деятельности самого учащегося. Существенная черта педагогической технологии — процесс целеобразования, и, если в традиционной педагогике проблема целей не особенно волнует теоретиков и практиков, они (цели) задаются весьма нечетко, а степень их достижения определяется на глазок, то в педагогической технологии это центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах (диагностичного целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала, развития личности в целом). Благодаря представлению о предмете педагогической технологии как проекте определенной педагогической системы можно сформулировать важный принцип разработки педагогической технологии и ее реализации на практике — принцип целостности, структурной и содержательной, всего учебно-воспитательного процесса .

Таким образом, анализ подходов зарубежных и отечественных педагогов XX— начала XXI вв. к определению педагогической технологии привел нас к выводу о том, что педагогическая технология не является застывшей голой схемой, в которую втискивается эктвой педагогический процесс, а итог глубоко продуманной творческой и созидательной работы по оценке и гармонизации многих факторов, определяюгцих эффективность процессов обучения и воспитания.

Библиографический список

2. Ангеловски, К. Учителя и инновации. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

3. Аношкин, А. П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Учеб. пособие. — Омск: ОмГПУ, 1997. — 140 с.

4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.- 192 с.

5. Селевко, Г. К, Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. — М.: Народное образование, 1998.-256с.

7. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /

В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. -3-е изд. — М.: «Академия», 2004. ~ 576 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Бен, И., Шнайдер И. Продуктивное обучение, слагаемое системы // Школьные технологии. — 2000. — № 3. — С. 59.

9. Щуркова, Н. Е. Духовная культура школы. — М.: Просвещение, 1994.

1999.- 174 с.

С. А. Смирнова — 6-е изд., перераб. — М.: «Академия», 2006. — 512 с.

13. Боголюбов, В, М. Введение в педагогическую технологию. -Пятигорск, 1996.

2000. -С. 17—18.

15. Актуальные вопросы формирования интереса к обучению. — М.: Педагогика. — 1984. — 176 с.

16. Энциклопедия педагогических средств, коммуникаций и технологий. -Лондон, 1978.

19. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256 с.

УДК370. 081

Е. С. Вишнякова

ВЛИЯНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НА ЭКОНОМИКУ БРИТАНСКИХ ДОМИНИОНОВ

В первую мировую войну Британская империя вступила в полном своем составе по единоличному решению английского правительства, хотя еще накануне войны многие доминионы заявили о своей безоговорочной поддержке метрополии. Король Георг V в 1914 г. объявил войну Германии не только от имени Англии, но и от имени всех доминионов. Война внесла

Понятие ретроспективного экономического анализа

Ретроспективный анализ является одним из самых распространенных анализов среди экономических служб. По-другому, данный анализ называют текущим анализом. Данный анализ проводится по важнейшим отчетным периодам и за основу берут итоговые результаты работы.

Определение 1

Ретроспективный анализ — это система периодического, всестороннего изучения результатов хозяйственной деятельности для объективной оценки выполнения бизнес-планов и достигнутой эффективности производства, комплексного выявления внутрипроизводственных резервов, мобилизации их для повышения эффективности хозяйствования в последующие периоды.

Методика ретроспективного анализа

Ретроспективный взгляд на хозяйственную деятельность организации является отличительной особенностью данного анализа, который занимается изучением уже совершенных процессов и способствует определению резервов организации. Данный анализ является неотъемлемой частью при подведении итогов предприятия и коммерческих расчетах. При ретроспективном анализе за основу берут бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Задачами ретроспективного анализа являются:

  • оценка хозяйственной деятельности и выявление факторов, оказывающих влияние на показатели деятельности организации,
  • оценка деятельности предприятия и его служб,
  • оценка и обоснованность плановых задач, их анализ и напряженности.

Оценка напряженности задач позволяет определить степень использования ресурсов на предприятия и интенсивность затрат. Основной задачей анализа является оценка деятельности организации, его проводят с целью выявления неиспользуемых резервов, что зачастую является основной проблемой предприятий. Комплексное выявление резервов для повышения эффективности производства позволяет усовершенствовать деятельность предприятия, раскрыть недочеты в деятельности работников, выявление виновников, для дальнейшего материального стимулирования труда.

В процессе работы экономическими службами используются результаты ретроспективного анализа для выявления пробелов в стратегическом управлении и технико-экономическом планировании. Текущий анализ позволяет научно обосновать на начало планового периода исходную базу и использовать ее в дальнейшем совершенствовании производственной деятельности.

Замечание 1

Однако несмотря на все положительные моменты ретроспективный анализ имеет существенный минус: выявленные в процессе анализа резервы показывают потерянные возможности производства, так как они относятся к прошлому периоду. Анализ ситуации на производстве позволяет учесть выявленные ошибки только в будущей работе, так как система управления анализом выявляет недостатки достаточно поздно и вернуть потерянные возможности не представляется возможным. Единственным вариантом, который может повлиять на данную ситуацию, является ускорение аналитической обработки данных и предоставление на рассмотрение необходимой отчетности.

Для качественной обработки данных в процессе текущего анализа используется современное программное обеспечение и математические методы обработки экономической информации. Текущий анализ проводится экономическими и техническими службами компании, а также в процессе оценки задействуют в работе другие подразделения. В качестве итога составляется пояснительная записка, которую прикладывают к годовому отчету, где обосновывается хозяйственная деятельность организации и предлагаются пути улучшения производственного процесса.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Медведев А.В. 1 Смольянинов А.В. 1 Аврова Л.С. 1 Колесникова Е.Г. 1 1 Кемеровский филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» Изучение крупных социально-экономических систем невозможно осуществить без их системного анализа, что требует разработки многокритериальных математических моделей, способных, по крайней мере, отследить балансы материальных и денежных потоков в подсистемах во избежание кризисных явлений в экономике, финансах и обществе. В статье приведено описание содержательной и математической постановки задачи оценки эффективности развития такой сложной социально-экономической системы, как регион. Приводится модель региона с пятью экономическими агентами – производителем, потребителем, финансовым, коммерческим секторами и управляющим центром. Модель имеет статический и линейный характер, что позволяет рассчитывать на ее эффективный теоретический и численный анализ. Дается возможная содержательная трактовка используемых ограничений, а также обсуждается подход и алгоритмы анализа построенной модели.

160 KB кризисы в экономике многокритериальная задача линейного программирования экономико-математическая модель региона социально-экономическая система 1. Конструктор и решатель дискретных задач оптимального управления («Карма»): Программа для ЭВМ. Свидетельство Роспатента № 2008614387 от 11.09.2008г. Правообладатели: А.В. Медведев, П.Н. Победаш, А.В. Смольянинов, М.А. Горбунов. 2. Медведев А.В. Применение z-преобразования к исследованию многокритериальных линейных моделей регионального экономического развития. Монография. – Красноярск: Изд-во СибГАУ имени академика М.Ф. Решетнева, 2008. – 228 с. 3. Медведев А.В. Многокритериальная оценка эффективности региональных проектов экономического развития в условиях неопределенности на основе z-преобразования / А.В.Медведев // Системы управления и информационные технологии. – 2008. — №1.1(31). – С. 174-178. 4. Медведев А.В. Моделирование стратегии социально-экономического развития региона на основе мезоэкономического подхода и оптимизационной математической модели / А.В. Медведев // Вестник Красноярского госуниверситета. Серия «Физико-математические науки». – 2006. — №1. – С. 208-214. 5. Медведев А.В. Поддержка принятия решений при управлении экономикой региона. Монография / А.В. Медведев. – Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2011. – 106 c. 6. Медведев А.В. Многокритериальная математическая модель региона / А.В.Медведев // Системный анализ и информационные технологии. Труды V Международной конференции, САИТ – 2013. – В 2-х т. – Красноярск: ИСА РАН, ИВМ СО РАН, 2013.– Т.2. – С. 281-284. 7. Программа для решения многошаговой задачи линейного программирования методом последовательных приближений («Линейная динамика») / Программа для ЭВМ. Свидетельство о регистрации в Роспатенте №2004611491 от 17.06.2004. Правообладатели: А.В. Медведев, П.Н. Победаш. 8. Штойер Р. Многокритериальная оптимизация: теория, вычисления, приложения. – М.: Наука, 1982. – 600 с.

Введение

Решение задач экономического подъема страны тесно связано с выработкой эффективных механизмов управления стратегией развития регионов, координацией различных направлений экономической политики региональных властей, взаимодействия региональных производственного, социального и бюджетно-финансового секторов. В связи с переходом на рыночные методы хозяйствования в РФ, перед каждым экономическим агентом (ЭА) в регионе возникает необходимость принимать экономически и социально обоснованные управленческие решения при выборе из множества возможных альтернатив развития. Сделать оптимальный выбор чрезвычайно трудно без использования системного подхода, который должен включать разработку математических моделей региона , аналитического и алгоритмического инструментария их анализа и создания автоматизированных систем поддержки принятия управленческих решений на языке, понятном профессионалу, экономисту-практику, аналитику . Следует отметить при этом, что анализ и синтез моделей управления экономическими системами, в частности, мезоуровня, неизбежно требует учета различных аспектов инновационного производства.

В существующих же пакетах экономического и финансового анализа (ИНЭК–Аналитик, Альт–Инвест, Галактика, Project Expert и др.) на сегодняшний день отсутствуют возможности оценки эффективности инвестиционных проектов (ИП) с использованием методов теории оптимального управления. Между тем без использования указанных методов затруднительно определить оптимальный баланс в развитии региональной социально-экономической системы и всех ее подсистем. В работе предложена статическая многокритериальная модель региона, учитывающая взаимодействие пяти ЭА. К недостаткам указанной модели относится изначальная несимметричность в описании взаимодействия ЭА с точки зрения распределения денежной массы в экономической системе, а также такого ресурса, как дотации управляющего органа остальным ЭА. Указанные недостатки устраняются в данной работе.

Содержательная постановка задачи

Рассмотрим следующую задачу эффективного экономического развития региона. Пусть в регионе функционируют и взаимодействуют пять экономических агентов: производитель (Р), потребитель (С), финансовый сектор (F), коммерческий (торговый) сектор (Соm), региональный управляющий (налоговый) центр (Т). Инвестор имеет начальный капитал (свободные денежные средства). У него существует возможность организовать производство n видов продукции (в том числе инновационной), инвестировав в деятельность (Р). В свою очередь, (Р) может купить, арендовать активные ОПФ – станки, оборудование, оргтехнику, ОПФ производственных предприятий отдельной отрасли, ОПФ n производственных подразделений или направлений экономической деятельности и т.п. (С) получает от (Р) средства к существованию (заработная плата) и тратит их на свою потребительскую корзину (consumer basket (СВ)). (Com) приобретает оптом произведенную (Р) продукцию и организует торговлю ею. (F) аккумулирует в виде депозитов временно свободные денежные средства других ЭА и выдает их в виде кредитов. (Т) организует взаимодействие ЭА путем взимания налогов и перераспределения финансового ресурса в виде дотаций другим экономическим агентам. Требуется определить оптимальное количество приобретаемых единиц ОПФ, объемы выпуска и выручку от продажи продукции каждого вида, объемы дотаций, кредитов и депозитов, при которых дисконтированное сальдо доходов и расходов (Р), (С), (F), (Соm), а также дисконтированный налоговый поток (Т) за горизонт планирования T являются максимальными с учетом интересов и естественных ограничений деятельности каждого экономического агента.

Математическая постановка задачи

Балансовые уравнения суммы собственных средств ЭА имеют вид:

(Р): ,

(С): ,

(F): ,

(Com): ,

(T): .

Ограничения деятельности экономических агентов региона

Предположим, в первую очередь, платежеспособность производителя, потребителя, коммерческого и финансового сектора: DP≥0, DC≥0, DCom≥0, DF≥0.

Условия ограниченности сумм инвестиций и дотаций можно записать следующим образом:

(Р): , (1)

(T): , (2)

(F): , (С): . (3)

Условие (1) ограничивает максимальные суммы инвестиций (P), а (2) – максимальные суммы дотаций агента (Т) агентам (Р), (С), (Com) и (F). Условия (3) ограничивают суммы кредитов и депозитов для ЭА заданными частями его собственных средств. По смыслу рассматриваемой задачи имеем следующие ограничения: , , означающие, соответственно, что выпуск продукции k-го типа не превосходит производительности ОПФ, а объем продаж не превышает спроса.

В качестве критериев эффективности функционирования ЭА рассмотрим следующие показатели:

(Р): ,

(С): ,

(F): ,

(Com): ,

(T):.

Следует отметить, что перечисленные показатели качества функционирования отражают не все потоки собственных средств ЭА, а только потоки стратегического (долгосрочного) характера, проявляющиеся на всем горизонте планирования регионального проекта развития. В частности, в целевые критерии не включаются потоки кредитной и депозитной денежной массы и потоки дотаций.

Введем далее следующие переменные:

– общая стоимость ОПФ k-го типа; – выручка от реализации продукции k-го типа;

Обозначим далее – сумма амортизационных отчислений по всем видам ОПФ; – выручка от продажи по всем видам продукции; – остаточная стоимость ОПФ; – налог на имущество, – срок действия ИП; чистая прибыль (P) может быть рассчитана по формуле .

Заметим, что технико-экономические характеристики и производственная функция (Р) вычисляются алгоритмически в соответствии с принятыми в РФ правилами учета затрат.

С учетом введенных обозначений, математическая модель решаемой задачи примет вид:

, (4)

, (5)

, (6)

, (7)

. (8)

, (9)

, (10)

, (11)

, (12)

, (13)

, (14)

, (15)

, (16)

, (17)

, (18)

, (19)

, (20)

где , ,

, .

Построенная модель (4)-(20) является многокритериальной задачей линейного программирования, допускающей решение на основе симплекс-метода. Многокритериальный анализ проводится путем перехода к эквивалентной однокритериальной задаче с выпуклой линейной комбинацией критериев с последующим возвращением к многокритериальности и построения множества Парето.

В моделе учтены существенные ограничения деятельности ЭА, не позволяющие системе работать в кризисных режимах. В частности, обеспечиваются условия платежеспособности (9)-(13) всех ЭА, устанавливаются ограничения (14) выпуска продукции спросом на нее, исключающие кризис перепроизводства продукции. Кроме того, (15) можно трактовать как ограничения на эффективности ОПФ или уровень научно-технического прогресса. В условиях (14), (15), кроме того, учтен эффект увеличения выручки от продажи продукции на стадии послепродажного обслуживания, которая характерна для инновационной продукции.

Условия (16), (17) содержат ограничения на объемы циркулирующих в системе финансовых ресурсов (инвестиции и дотации), а условия (18), (19) ограничивают объемы кредитно-депозитной массы, что, как представляется, позволит избежать перепроизводства финансового ресурса в системе (финансовых пузырей). Приведенная модель является обобщением на случай пяти ЭА моделей региона, рассмотренных в работе . Особенностью указанной модели является ее линейный и статический характер, что позволяет разрабатывать эффективные алгоритмы ее численного анализа, а также создавать автоматизированные пакеты прикладных программ (ППП), нацеленные на поддержку принятия управленческих решений по разработке различных направлений экономической политики региональных властей. Примером такого ППП может служить программный комплекс . Предварительные расчеты, проведенные с его помощью, позволили сделать вывод о существовании решения поставленной задачи.

Обсуждение подхода и алгоритмы анализа задачи

Предлагаемый в работе подход занимает промежуточное положение между излишне агрегированными (использующими отвлеченные производственные функции) и излишне детализированными (используемыми, как правило, для имитационного описания систем) аналогами и позволяет достичь разумного компромисса в соотношении уровня сложности и содержательной адекватности описания региональных экономических процессов. При этом научно обоснованный прогноз и планирование наилучших параметров развития региона осуществляется на основе многокритериального выбора с учетом интересов основных экономических агентов региона – производственного, потребительского, финансового, коммерческого секторов и регионального управляющего центра.

Рассмотрим примерный алгоритм использования СППР при разработке выбранных направлений экономической деятельности региона. Данный алгоритм, как правило, содержит следующие этапы.

1. Сбор статистической информации о показателях экономического развития отраслей в регионах (средние значения сроков службы, производительности и стоимости активов, стоимости единицы производимой продукции, средние по отраслям затраты на оборотные средства, оплату труда, ставки налогов, средние ставки кредитов, затраты коммерческого сектора, стоимость потребительской корзины).

2. Проведение маркетингового исследования рынка продукции отраслей региональной экономики с целью определения спроса на продукцию и рыночных характеристик ОПФ как внутри региона, так и за его пределами. Если проведение такого исследования невозможно или затратно, то предполагается параметрический анализ модели по параметрам спроса.

3. Выбор параметров модели, соответствующей статистическим данным (с учетом количества участников, горизонта планирования, видов производимой продукции, полноты собранной статистической информации и т.п.). Проведение численных расчетов при заданных характеристиках рассматриваемого регионального проекта развития.

3.1) если чистая приведенная стоимость собственных средств хотя бы одного экономического агента равна нулю, то данный проект классифицируется как неокупаемый или кризисный для данного экономического агента.

3.2) в случае положительных значений критериев всех ЭА требуется более глубокое исследование с точки зрения устойчивости проекта к изменению его параметров.

4. Сравнение результатов проведенного расчета в качественном и количественном аспекте со сложившимися в данном регионе по данному направлению экономической деятельности показателями (накопленная стоимость, стоимость приобретаемых или планируемых к приобретению ОПФ, выручка от реализации продукции, остаточная стоимость накопленных ОПФ, внешние и внутренние инвестиции, их накопленные суммы, объемы кредитной массы и т.п.).

4.1) если полученные численные данные близки к реально сложившимся, а также устраивают всех участников регионального проекта (удовлетворяют их требованиям эффективности проекта), то можно сделать вывод о сбалансированности социально-экономического развития региона в смысле интересов всех его экономических агентов;

4.2) если полученные численные данные не совпадают с реально сложившимися экономическими показателями или значения целевых критериев не устраивают одного или нескольких принимающих решения лиц (ЛПР), то можно сделать вывод о несбалансированном (ассиметричном, кризисном) развитии региона и выбрать в качестве ориентировочных пропорций показатели произведенного расчета. При этом на основе критериальных Парето-множеств ЭА или ЛПР имеют возможность согласования своего взаимодействия в рассматриваемом проекте, например, путем уступок своих интересов.

В случае если расчетные данные указывают на неэффективность проекта, с помощью автоматизированного пакета программ возможно проведение численного эксперимента для нахождения диапазонов изменения параметров и их комплексов, улучшающих региональный проект по критериям. При определенных условиях может оказаться целесообразным получить такие характеристики регионального проекта, которые удовлетворяли бы интересам не всех участников, а лишь некоторых, приоритетных экономических агентов региона.

Заключение

Построенная в работе математическая модель, методы ее численного анализа в виде пакета прикладных программ, способов алгоритмизации введения входной и обработки выходной информации, выработка законодательных актов по установлению налоговых ставок, определению сумм и ключевых направлений дотаций, ставок и объемов кредитов для каждого экономического агента, размеров доходов потребителя и его потребительской корзины, а также принятие других управленческих решений на основе получаемой из приведенной модели информации могут представлять собой научно обоснованную систему (механизм) и повысить обоснованность принятия решений при управлении региональным социально-экономическим развитием.

Рецензенты:

Никитенко С.М., д.э.н., доцент, директор ООО ИНПЦ «Иннотех», г. Кемерово.

Библиографическая ссылка

Медведев А.В., Смольянинов А.В., Аврова Л.С., Колесникова Е.Г. АНАЛИЗ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11290 (дата обращения: 27.10.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

И. Т. АБДУКАРИМОВ, И. Ф. НАРИЖНЫЙ

В статье рассмотрены проблемы экономического анализа в управлении субъектами предпринимательской деятельности. Отмечается, что экономический анализ является объективно необходимым элементом управления компаниями и одним из этапов экономического исследования, а также функцией управленческой деятельности. В статье приводится алгоритм экономического исследования, включающий мониторинг, диагностику и анализ изучаемого объекта. Кроме того, обосновывается действие объективных экономических законов и необходимость изучения их проявления в управлении хозяйственной деятельностью.

Ключевые слова: экономический анализ, финансовый анализ, управленческий анализ, экономические законы и закономерности.

Если врач борется за здоровье человека, экономист-аналитик — за экономическое здоровье предприятия, организации, региона и государства в целом.

В сфере рыночной экономики субъектам управления недостаточно только владеть информацией. Эту информацию необходимо уметь читать, обработать, сделать верные выводы и использовать их с целью принятия эффективных управленческих решений.

Владение информацией подразумевает: наличие необходимых данных об интересующем объекте, их обработка и использование обработанной информации для принятия соответствующих управленческих решений.

Обработка информации подразумевает: проведение мониторинга, диагностики и анализа имеющейся информации.

Основной информационной базой, характеризующей финансово-хозяйственную деятельность предприятия, является бухгалтерская (финансовая) и управленческая отчетность.

Составление внешних отчетов относится к сфере финансового учета (Гтапаа1 ассоийпд), который жестко подчинен стандартным принципам, а составление внутренних отчетов — к системе управленческого, менее регламентированного учета.

Понятия «управленческий» и «финансовый» учет и анализ пришли к нам из современной зарубежной литературы.

Различие между финансовым и управленческим учетом было определено в 1972 г. Нацио-

нальной ассоциацией бухгалтеров США (National Association of Accountants — NAA) при разработке программы для дипломированных управленческих бухгалтеров (The Certified management Accountant — СМА).

Информация, представленная в финансовой отчетности предприятия, представляет интерес для различных категорий пользователей: предпринимателей, менеджеров, кредиторов, потенциальных инвесторов, поставщиков и др. Например, для предпринимателей наиболее важна оценка показателей эффективной работы предприятия, куда были вложены их средства и какова отдача от их использования. Менеджеров больше всего интересует эффективность хозяйственных операций, используемых ресурсов и полученные результаты хозяйственной деятельности. Собственники и акционеры больше всего заинтересованы в прибыльности вложенных ими капиталов, т. е. оценка перспективы, возврат инвестиционных средств, для поставщиков — возможности предприятия своевременно оплачивать поставленную продукцию и услуги.

В управленческой отчетности представлена информация о производственной и деловой активности предприятия, т. е. внутренних проблемах предприятия: размеры, стоимость и эффективность использования ресурсов производства, измерение затрат, формирование центров производства продукции, ее качество, конкурентоспособность, цену, сферу реализации, от которых зависят финансовые результаты и служат для цели руководителя предприятия.

Информация, содержащаяся в управленческой отчетности доступна только для работников данного предприятия и их доверенных лиц, осуществляющих управленческий анализ.

Управленческий анализ представляет собой объективный необходимый элемент управления компаниями и является одним из методов экономического исследования об использовании основных экономических законов и закономерностей в процессе управления хозяйственной деятельности.

Каждый работник, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также пользующийся данными финансовой отчетности, должен уметь читать и анализировать бухгалтерский баланс и другие формы, разбираться в их статьях, владеть экономическими категориями и показателями их характеризующими, а также делать выводы и рекомендации для принятия эффективных управленческих решений.

Экономический анализ представляет собой объективный необходимый элемент управления компаниями и является одним из этапов экономического исследования и функций управленческой деятельности.

Предприятие — это как живой организм, в котором осуществляется потоки денежных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов присущим определенным объективным экономическим законам и закономерностям, находящих отражение в показателях учета и отчетности.

Экономист-аналитик, подобно врачу, на основе оценки (мониторинга) информации, содержащейся в бухгалтерском и управленческом учете и отчетности определяет диагноз финансовоэкономического состояния предприятия, а затем, на основе экономического анализа, выявляет причины и факторы, повлиявшие на показатели хозяйственной деятельности, разрабатывает методы устранения имеющихся недостатков и рекомендации для эффективного управления экономикой предприятия.

Таким образом, если врач борется за здоровье человека, экономист-аналитик — за экономическое здоровье предприятия, организации, региона и государства в целом.

Экономический анализ как функция управления включает оценку внутренних и внешних факторов повлиявших на состояние хозяйственной деятельности, тенденций развития экономически возможных резервов повышения эффективности производства; предусматривает оценку степени напряженности в выполнении плановых заданий

по всем показателям и разработку рекомендаций по устранению выявленных недостатков, использованию выявленных резервов и совершенствованию управления экономикой корпораций.

Каждый руководитель и предприниматель в условиях жесткой конкуренции и кризиса должен принимать эффективные управленческие решения. Любое экономическое решение на любом уровне должно основываться на знании проявления объективных экономических законов в хозяйственной деятельности, базироваться на фактическом состоянии внутренних и внешних факторов и тенденциях их изменения.

В экономике, как и в природе, происходят процессы и явления, которые имеют как случайный, так и закономерный характер. Между этими процессами и явлениями, как правило, имеет место устойчивая или случайная, долгосрочная или краткосрочная причинно следственная связь. Познание их позволяет научно обосновать развитие процессов в экономике, предсказать и определить будущие пути развития. По своему характеру причинно-следственные связи могут быть субъективными и объективными.

Субъективные — это совокупность особенностей поведения человека, экономическое сознание и мышление, мотивы хозяйственной деятельности, экономические интересы.

Объективные — это причинно-следственные связи, которые не зависят от воли и сознания людей. На практике часто субъективные и объективные причинно-следственные связи в результатах хозяйственной деятельности не совпадают, а иногда противоречат друг другу.

Объективные причинно-следственные связи, оказывающие стабильное влияние на экономическое развитие относятся к категории экономических законов.

Экономические законы — это объективные, повторяющиеся устойчивые причинно-следственные и функциональные связи между экономическими явлениями, процессами. Иначе говоря, экономические законы — это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы. Они имеют объективный характер, действуют независимо от воли и сознания людей.

Экономические законы можно разделить на следующие группы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Общие экономические законы — это законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам, формам собственности и хозяйст-

венной деятельности. Их принято называть «основными экономическими законами».

2. Специфические экономические законы (частные) свойственные конкретным стадиям хозяйственной деятельности. Например, законы инвестиционных процессов, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, реализации произведенной продукции и т. п.

Основные экономические законы являются более устойчивыми, действующими всегда и во всех экономических системах, формах собственности и производства. Например, закон стоимости, закон спроса и предложения, закон экономического роста, закон накопления, закон эффективности производства и т. п.

Закон стоимости — экономический закон, согласно которому производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. Он регулирует связи между производителями, а также распределение и стимулирование труда в условиях товарного производства.

Этот закон присущ всем формам собственности, предпринимательским структурам и формациям общественного производства. Нарушение этого закона не зависимо от воли и желания любого лица, занимающего различные уровни управления экономикой и от которого зависит экономическое развитие страны, региона или отдельного предприятия, приведет к необратимым последствиям.

Закон спроса и предложения регулирует зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода. Эта зависимость состоит в том, что по мере увеличения производства и предложения товара или услуги ее дополнительная полезность для потребителя будет снижаться, что приводит снижению спроса и цены на них.

К основным требованиям объективных экономических законов, которыми должны руководствоваться при управлении коммерческой деятельностью и контролироваться при анализе хозяйственной деятельностью относятся:

1. Рост объема производства должен сопровождаться эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышением производительности труда, экономией производственных и непроизводственных затрат.

2. Увеличение объема производства и реализации продукции должен сопровождаться увеличением прибыли и рентабельности.

3. Рост объема производства, в основном, должен осуществляться за счет интенсивных фак-

торов, при полном использовании экстенсивных факторов и интенсификации производства.

4. Темп роста производительности труда должен превышать темп роста фонда оплаты труда и численности производственных и непроизводственных работников. В связи с этим рост производительности труда должен привести к экономии фонда оплаты труда.

5. Темп роста маржинальной прибыли должен превышать темп роста постоянных расходов.

6. Доля инноваций в инвестиционных вложениях должны иметь тенденцию постоянного роста.

7. Всякая модернизация должна сопровождаться повышением показателей эффективности хозяйственной деятельности.

Каждый экономический закон и связанные с ним закономерности имеют свои специфические функции по направлению в определенно обусловленное русло в рамках каждой экономической системы.

К специфическим (частным) закономерностям экономического развития относятся причинно-следственные связи, происходящие в процессе коммерческой деятельности в целом и различных этапов хозяйственной деятельности.

К основным этапам хозяйственной деятельности можно отнести: финансовое состояние предприятия; использование основных и оборотных средств, трудовых ресурсов; деятельность, связанная с производством и реализацией продукции; инвестиционная деятельность предприятия.

Анализируя финансовое состояние предприятия, необходимо определить, какие экономические закономерности присущи тому или иному этапу хозяйственной деятельности, а также их действие в соответствии с основными экономическими законами.

К закономерностям финансового состояния предприятия относятся:

— ликвидность — когда быстро ликвидные активы должны превышать текущие обязательства;

— платежеспособность — когда денежных средств должно быть достаточно для уплаты задолженности, по которым наступает срок оплаты;

— финансовая устойчивость — когда предприятие в финансовом отношении независимо от обязательств, т. е. инвесторов и кредиторов;

— рентабельность — когда предприятие имеет стабильную прибыль, доходы превышают расходы.

К закономерностям инвестиционной деятельности предприятия относятся:

— возвратность — вложение капитала производится на определенный срок с обязательным условием возврата;

— доходность — вложение капитала производится с условием получения дохода в виде процентов, дивидендов, отчислений от прибыли;

К закономерностям использования основных и оборотных средств относятся:

— окупаемость — вложенные средства в основные средства должны быть возвращены в виде амортизационных отчислений в течении определенного срока их использования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— эффективность — вложенные средства в основные средства в течение срока их эксплуатации должны приносить ежегодно прибыль, т. е. быть рентабельными;

Закономерности использования трудовых ресурсов:

— тенденция постоянного роста производительности труда;

— темп роста численности работников должен быть ниже темпа роста объема произведенной продукции и производительности труда;

— темп роста фонда оплаты труда должен быть ниже темпа роста объема произведенной продукции и производительности труда, т. е. систематически добиваться экономии по фонду оплаты труда при повышении номинальной и реальной оплаты труда работников.

Каждый закон и связанные с ним закономерности имеют свои специфические функции по направлению в определенно обусловленное русло экономическую жизнь общества в рамках каждой экономической системы.

Отклонение от основных требований объективных экономических законов и закономерностей, в результате экономической неграмотности или их нарушения с целью кратковременной выгоды, приводит к разбалансированию взаимосвязи явлений в хозяйственной деятельности и, в конечном итоге, к кризису и банкротству.

История имеет немало примеров, когда несоблюдение экономических законов и закономерностей приводили к развалу экономики целых стран, регионов и банкротству отдельных предприятий.

Экономический анализ — это расчленение изучаемых экономических явлений на отдельные его части (экономические категории), изучение этих категорий, причин и факторов, повлиявших на их изменение, определение соответствия этих изменений экономическим закономерностям,

а также на основе всего этого разработка рекомендаций для принятия управленческих решений по устранению выявленных недостатков и повышению эффективности.

Все это возможно, когда у руководителя любого ранга и уровня имеется высококвалифициро-

ванный аппарат умеющий, с учетом объективных экономических законов, изучать экономику предприятия, региона или отрасли в целом, а затем подготовить эффективные рекомендации для принятия управленческих решений.

Анализ хозяйственной деятельности проводится для разработки научно обоснованных текущих и перспективных планов, контроля их выполнения, управления хозяйственной деятельностью и выбора оптимальных управленческих решений, выявления внутрихозяйственных резервов, правильности использования средств, повышения эффективности работы предприятий и т. п.

При проведении экономического анализа все хозяйственные процессы и явления всесторонне изучаются и познаются в их многообразии, движении, во взаимосвязи и взаимозависимости для раскрытия тенденций и закономерностей дальнейшего развития общественного производства и обращения.

Экономическое исследование включает три этапа: подготовительная работа, мониторинг и анализ изучаемого объекта (табл. 1).

Подготовительная работа включает: определение цели и задачи исследования; изучение методики и нормативных документов, связанных с изучаемым объектом; определение экономических категорий, методов их оценки, существующей методики по исследуемому объекту; разработка плана и программы исследования.

Подготовительная работа является одним из важных этапов любой исследовательской деятельности. Как видно из приведенного алгоритма экономического исследования (табл. 1), подготовительная работа включает в себя, в первую очередь, определение цели и задачи предстоящего исследования: изучения состояния, обеспеченности, эффективности использования средств, разработка конкретных рекомендаций по их улучшению и т. п.

Для этого необходимо овладеть методикой исследования всех вопросов, связанных с изучаемым объектом, а также с инструктивными и нормативными документами, которыми руководствуются в их деятельности.

Любой осуществляющий экономическое исследование должен владеть экономическими категориями, характеризующими изучаемый объект, а также методами их оценки. Как правило, все это достигается знанием методических рекомендаций и экономической литературы по данной теме исследования.

Подготовительная работа завершается разработкой конкретного и четкого плана и программы исследования.

Таблица 1

Алгоритм экономического исследования

Подготовительная работа | Мониторинг Анализ изучаемого объекта

Диагностика

1. Определение цели и задачи исследования 5. Сбор необходимой информации 11. Сравнение результативных и оценочных показателей деятельности изучаемого объекта с данными плана и прошлого периода (года)

2. Изучение методики и нормативных документов, связанных с изучаемым объектом 6. Проверка правильности и реальности информации 12. Определение динамики результативных и оценочных показателей за ряд лет, выявление закономерности изменения

3. Определение экономических категорий, методов их оценки, существующей методики по исследуемому объекту 7. Подготовка материалов информации к изучению 13. Определение факторов и причин внутренней и внешней среды на результативные и оценочные показатели деятельности изучаемого объекта

4. Разработка плана и программы исследования 8. Оценка качественных и результативных показателей изучаемого объекта 14. Расчет влияния факторов на результативные и оценочные показатели деятельности изучаемого объекта

9. Сравнение оценочных показателей с данными плана, нормативов и предыдущего периода 15. Группировка факторов и причин по их положительному и отрицательному влиянию на результативные и оценочные показатели деятельности изучаемого объекта

10. Установление диагноза изучаемого объекта (заключение по результатам мониторинга) 16. Изучение каждого из факторов и причин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Группировка факторов и причин зависящих и независящих от деятельности руководства предприятия

18. Разработка рекомендаций по принятию управленческих решений (заключение по результатам анализа)

ренней и внешней среды на результативные и оценочные показатели деятельности изучаемого объекта; расчет влияния факторов на результативные и оценочные показатели деятельности изучаемого объекта; группировка факторов и причин по их положительному и отрицательному влиянию на результативные и оценочные показатели деятельности изучаемого объекта; изучение каждого из факторов и причин; группировка факторов и причин, зависящих и независящих от деятельности руководства предприятия; разработка рекомендаций по принятию управленческих решений (заключение по результатам анализа).

Экономический анализ имеет целью, на основе тщательного изучения количественных, качественных и результативных показателей изучаемого объекта, выявить причины и факторы, оказавшие влияние на эти изменения. На основе изучения каждого фактора в отдельности разрабатываются конкретные рекомендации для принятия управленческих решений по устранению выявленных недостатков и использованию имеющихся резервов дальнейшего повышения эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и улучшения деятельности изучаемого объекта в целом.

Мониторинг — это методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов.

Мониторинг изучаемого объекта включает сбор необходимой информации, проверка правильности и реальности информации, подготовка материалов информации к изучению, оценка качественных и результативных показателей изучаемого объекта, сравнение оценочных показателей с данными плана, нормативов и предыдущего периода. Мониторинг завершается установлением диагноза изучаемого объекта (заключение по результатам мониторинга).

Для более глубокого изучения состояния, динамики и влияния причин и факторов, повлиявших на результаты деятельности объектов, необходимо произвести их анализ.

Анализ изучаемого объекта: сравнение результативных и оценочных показателей деятельности изучаемого объекта с данными плана и прошлого периода (года); определение динамики результативных и оценочных показателей за ряд лет и на их основе выявление закономерности изменения; определение факторов и причин внут-

Завершается мониторинг определением диагноза об изучаемом объекте, а на основе анализа разрабатываются рекомендации для принятия управленческих решений по устранению выявленных недостатков и использованию резервов для увеличения эффективности работы изучаемого объекта.

В период перехода к рыночным отношениям актуальными становятся процессы интеграции экономического анализа и менеджмента, которые образуют взаимодействие двух концепций управления хозяйственной деятельностью и деловой активностью предприятия. Взаимодействие менеджмента (как концепции управления) и экономического анализа (как концепции информационной поддержки управления) создает возможность активизации деловой активности и снижения риска принятия ошибочных управленческих решений. Менеджерам тем легче управлять хозяйственной деятельностью, использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов организации, чем более совершенной является поставленная в ней система финансового и управленческого учета и анализа.

Одним из важных моментов в методике экономического анализа является определение критериев и показателей, характеризующих состояние и использование, а также факторов повлиявших на изменение количественных, качественных и результативных показателей деятельности изучаемого объекта.

Критерий — отличительный признак, мерило, на основании которого дается оценка какого-либо явления.

Показатель характеризует этот критерий с количественной стороны.

Например, критерием финансовых результатов является получение наибольшей прибыли. Критерием эффективности — достижение наибольших результатов при наименьших затратах, или при тех же ресурсах достижение больших результатов деятельности предприятия. К показателям, характеризующим финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, относятся: сумма валовой прибыли, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль и нераспределенная прибыль. Эффективность предпринимательской деятельности определяется показателями: уровень рентабельности, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств, производительность труда и др.

Фактор от латинского слова, означающего «причинную связь».

Фактор — это показатель внутренней и внешней среды, оказывающий влияние на результативные показатели хозяйственной деятельности.

Следует различать «фактор» и «причины». Несмотря на то, что эти два слова синонимы, в экономической литературе «фактор» — это причинная связь, оказывающая постоянное влияние на результативные показатели, которые следует учитывать при планировании и анализе показателей хозяйственной деятельности. Например, обеспечение производства сырьем, материалами, трудовыми ресурсами и т. п.

«Причина» — это также причинная связь, влияющая на результаты хозяйственной деятельности, но не носящая постоянный характер. Например, стихийные бедствия, кражи, бандитизм и т. п. Их можно только предвидеть, и от них застраховаться в виде создания фондов, заключения страховых договоров и т. п.

Формирование факторов внутренней и внешней среды зависит от конкретных условий, видов, времени, места деятельности предприятия.

Факторы внутренней среды предприятия -это действия, связанные с управленческими решениями внутри предприятия. На практике, как правило, выделяют 6 групп основных факторов внутренней среды: персонал, технология, материальные ресурсы, НИОКР (научные исследования и опытные конструкторские работы), месторасположение фирмы и менеджмент. В свою очередь каждая из них имеет свои подгруппы.

Все факторы внутренней среды оказывают прямое влияние на показатели хозяйственной деятельности, которые должны учитываться менеджерами при планировании, экономическом анализе и принятии управленческих решений

Факторы внешней среды относятся к неконтролируемым со стороны руководства организации и ее служб. Например, поставщики, решения государственных органов управления, изменение спроса на продукцию, конкуренты, налоговая система и т. п.

Факторы внешней среды реально воздействуют на стратегию фирмы, а также на все количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности.

Все факторы внутренней и внешней среды должны быть изучены и учтены при разработке стратегии и тактики управления предприятием, составлении текущих и долгосрочных планов и анализе финансово-хозяйственной деятельности.

Основой анализа и управления факторами внутренней и внешней среды является то, что ка-

ждый фактор необходимо уметь измерить, оценить и принять по ним управленческие решения.

При расчете влияния факторов применяются детерминированные и стохастические; аддитивные и мультипликативные приемы и методы.

Детерминированная модель (от латинского слова «determino») — учение об объективной закономерности, взаимосвязи и взаимообусловленности. При детерминированной модели рассматриваются факторы прямые, поддающиеся количественному измерению, оказывающие прямое влияние на результативные показатели.

Для расчета влияния факторов при детерминированной модели применяются различные методы: аддитивного разложения основных показателей, мультипликативная модель влияния факторов, скорректированных показателей, цепных подстановок, абсолютных и относительных величин, балансовый метод.

Стохастическое моделирование (от греческого «stachostiros») — умение отгадывать. Этот метод применяется при определении влияния факторов, которые не имеют прямого влияния на результативный показатель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для расчета влияния стохастических факторов применяются методы: корреляции, ранжирования, регрессионного и линейного программирования.

* * *

PROBLEMS OF ECONOMIC ANALYSIS UNDER PRESENT-DAY CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF COUNTRY ECONOMY

I. T. Abdukarimov, I. F. Narizhnyy