Резервный фонд президента

т. 11, вып. 2, май 2018

PDF-версия статьи

Получена: 30.11.2017

Получена в доработанном виде: 08.01.2018

Одобрена: 15.01.2018

Доступна онлайн: 31.05.2018

Рубрика: ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Коды JEL: H60, H61, H68, H84

Страницы: 124–139

Ломакина Т.П. доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 1030-6704

Иризепова М.Ш. кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 2732-3744

Тема. Изучение резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ в составе федерального бюджета.
Цели. Качественная и количественная характеристика указанных фондов за 2008–2016 гг., а также анализ изменений в их формировании и использовании, предусмотренных в процессе исполнения федерального бюджета за 2017 г.
Методология. Использован метод статистического сравнения динамических рядов.
Результаты. Выяснено, почему в составе расходов федерального бюджета формируется два разных резервных фонда Правительства РФ. Предложены критерии совершенных и несовершенных резервных фондов. Описаны изменения в подходах к формированию и использованию резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ в 2017 г.
Выводы. В 2017 г. в объемах резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ произошли резкие изменения, разрешенные федеральным бюджетом и правилами формирования и использования фондов. Однако эти серьезные перемены не повлекли за собой превышения предусмотренных лимитов, что свидетельствует о завышенной величине указанных фондов. Это несовершенные резервы, их основной функцией является декларация о лимите средств, разрешенных к использованию на цели, которые не поддаются точному прогнозированию на этапе составления планов. Эти резервные фонды никогда не размещаются для сохранения их стоимости или приращения объемов. В научной печати исследование динамики этих объемов и удельного веса в составе расходов федерального бюджета проводится чрезвычайно редко, что не позволяет использовать эту динамику при исследовании типологии резервов в составе федерального бюджета.

Ключевые слова: резервный фонд, федеральный бюджет, президент, правительство, совершенный (несовершенный) фонд

Список литературы:

  1. Ляпцев С.А., Степанова Н.Р. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-11. С. 2420–2424. URL:
  2. Громова А.С. Значение бюджетно-финансовых фондов в обеспечении экономической безопасности бюджетной политики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL:
  3. Сухарев А.Н. Резервный фонд Российской Федерации в системе государственных финансов // Финансы и кредит. 2014. № 9. С. 2–8. URL:
  4. Сухарев А.Н. Фонд национального благосостояния: итоги функционирования и перспективы // Финансы и кредит. 2014. № 7. С. 2–8. URL:
  5. Поветкина Н.А. Российская Федерация как субъект бюджетного права: монография / под ред. Ю.А. Крохиной. М., 2004.
  6. Поветкина Н.А. Резервный фонд Президента Российской Федерации и резервный фонд Правительства Российской Федерации: особенности правового режима // Финансовое право. 2016. № 3. С. 3–9.
  7. Ложечко А.С. Эффективное и ответственное управление экономическими бюджетными рисками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях экономической неопределенности. URL: Link
  8. Болтинова О.В. К вопросу о совершенствовании бюджетного законодательства Российской Федерации // Финансовое право и управление. 2013. № 1. С. 56–63. URL:
  9. Гришковец А.А. Резервный фонд Правительства Российской Федерации (правовое положение, порядок и практика выделения бюджетных ассигнований) // Административное и муниципальное право. 2016. № 4. С. 330–337. URL:
  10. Тимощенко М.А. Механизмы формирования и основные направления использования средств резервного фонда президента Российской Федерации // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2015. № 4. С. 227–229.
  11. Шмиголь Н.С. Бюджетные резервы: содержание и перспективы развития // Финансы и кредит. 2012. № 1. С. 29. URL:
  12. Долматова Н.Г. Финансово-правовые средства обеспечения бюджетной безопасности как вида финансовой безопасности государства // Финансы и управление. 2016. № 2. С. 103–110. URL:
  13. Сенчагов В.К., Губин Б.В. Современные системы развития финансовой системы в условиях глобализации // Современные технологии управления. 2015. № 9. С. 29–39. URL:
  14. Владимиров Н.А. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2016 год и его антикризисная направленность // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL:
  15. Дорофеева В.И., Родионова Е.В. Федеральный бюджет Российской Федерации: состояние и проекты / Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2016. Вып. 10. С. 96–98. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

Информация о мерах государственной поддержки граждан в период коронавирусной инфекцииИнформация о мерах государственной поддержки граждан в период коронавирусной инфекции75 лет Великой Победе75-я годовщина Победы в Великой Отечественной войнеГод памяти и славы 2020Единый информационный ресурс Года памяти и славы100 лет Министерству финансов Свердловской области Системе финансов Свердловской области 100 летОткрытый бюджет Свердловской областиЕдиный портал бюджетной системы Свердловской области Бюджет для граждан Основные параметры бюджета на очередной финансовый год и плановый период Бюджет Закон об областном бюджете, исполнение областного бюджета и другие документы Избирательная комиссия Свердловской области 10 сентября 2017 года состоятся выборы Губернатора Свердловской области Счетная палата Свердловской области Официальный сайт Счетной палаты Свердловской области Сообщество финансистов России Сообщество финансистов России Бюджетный кодекс: методология, практика, новая редакция Бюджетный кодекс: методология, практика, новая редакция Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Информация по государственным программам Свердловской области Информация по государственным программам Свердловской области Министерство финансов РФ Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации Федеральная налоговая служба Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации Социальная поддержка инвалидов Вопросы формирования доступной среды жизнедеятельности и предоставления услуг для инвалидов Федеральное казначейство Официальный сайт Казначейства России. Защита прав потребителей Свердловской области Сайт содержит базу данных результатов проведенных проверок, на предмет нарушения прав потребителя, а также обеспечивает возможность оперативного поиска необходимой информации по заданным параметрам (по объектам, организациям, производителям). Бесплатная юридическая помощь «Бесплатная юридическая помощь» на официальном сайте Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области. Памятка о действиях граждан при установлении уровней террористической опасности. Электронная приемная Правительства Свердловской области Электронная приемная Правительства Свердловской области «Работа в России» Общероссийская база вакансий «Работа в России» Карта доступности объектов интернет-портала «Жить вместе» Карта доступности объектов интернет-портала «Жить вместе»

Об утверждении Положения о порядке использования в 2017 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 838

<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 февраля 2017 г. № 230 МОСКВА Об утверждении Положения о порядке использования в 2017 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 838 (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 г. N 739) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке использования в 2017 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации. 2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 838 «Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 28, ст. 3450). 3. Настоящее постановление применяется при исполнении федерального бюджета на 2017 год и составлении отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год. Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев __________________________ УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 230 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке использования в 2017 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 г. N 739) 1. Настоящее Положение разработано для организации в 2017 году исполнения федерального бюджета по расходам и определяет правила подготовки и исполнения решений Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее — резервный фонд), а также применяется в целях подготовки отчета об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда в составе отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год. 2. Источниками формирования в 2017 году резервного фонда являются: а) бюджетные ассигнования, предусмотренные в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» по подразделу «Резервные фонды» раздела «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов; б) остатки средств федерального бюджета на 1 января 2017 г. в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; в) средства от возврата в доход федерального бюджета 2017 года остатков субсидий, предоставленных в 2016 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; г) бюджетные ассигнования в пределах фактического поступления доходов федерального бюджета от возврата остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; д) бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2017 год на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в связи с отсутствием на 1 февраля 2017 г. акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации, и (или) отсутствием на 1 марта 2017 г. соглашений, заключенных между главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим предоставление указанных дотаций или субсидий, и органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации — получателями указанных дотаций или субсидий, в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 5 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». 3. Министерство финансов Российской Федерации: а) представляет в Правительство Российской Федерации проекты распоряжений Правительства Российской Федерации об увеличении резервного фонда за счет источников, предусмотренных подпунктами «б» — «д» пункта 2 настоящего Положения, которые содержат общий объем бюджетных ассигнований, подлежащих направлению в резервный фонд, с обязательным указанием объема бюджетных ассигнований, направляемых в соответствии с подпунктами «б» в части остатков, предусмотренных в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», «г» и «д» пункта 2 настоящего Положения; б) вносит изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2017 год в установленном порядке после издания распоряжения Правительства Российской Федерации об увеличении резервного фонда. 4. Бюджетные ассигнования резервного фонда в 2017 году используются на финансовое обеспечение: а) реализации утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации перечня мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году — в объеме до 107,5 млрд. рублей; б) предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мероприятий программы содействия созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях и на подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации в объемах не менее остатков не использованных в 2016 году указанных субсидий в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»; в) оказания иной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации; г) иных мероприятий по решениям Председателя Правительства Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 г. N 739) 5. Проекты распоряжений Правительства Российской Федерации об использовании резервного фонда в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения представляются федеральными органами исполнительной власти — субъектами бюджетного планирования (главными распорядителями средств федерального бюджета) в Правительство Российской Федерации на основании решения Председателя Правительства Российской Федерации и содержат следующие сведения: а) цель (мероприятие), на реализацию которой (которого) выделяются бюджетные ассигнования, и (или) наименование межбюджетного трансферта субъектам Российской Федерации (далее — межбюджетный трансферт), в форме которого предлагается оказать финансовую помощь бюджетам субъектов Российской Федерации, и цели его предоставления; б) наименование главного распорядителя средств федерального бюджета, которому выделяются бюджетные ассигнования; в) объем выделяемых бюджетных ассигнований; г) распределение межбюджетных трансфертов между бюджетами субъектов Российской Федерации в случае выделения субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и положение о необходимости внесения изменений в соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов, заключенные между главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим предоставление межбюджетных трансфертов, и органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации — получателями межбюджетных трансфертов, в том числе в части значений целевых показателей эффективности и срока реализации мероприятий, в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 6 настоящего Положения; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 г. N 739) д) ожидаемые (планируемые) результаты реализации мероприятий, на реализацию которых выделяются бюджетные ассигнования, оценку их влияния на социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации в 2017 году — в случае выделения бюджетных ассигнований на предоставление субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 г. N 739) 6. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об использовании резервного фонда на предоставление межбюджетных трансфертов вносится в Правительство Российской Федерации с приложением к указанному проекту обращений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), содержащих обязательство субъекта Российской Федерации по реализации соответствующих мероприятий в 2017 году, а также: а) в случае предоставления межбюджетных трансфертов на цели, соответствующие ранее установленным целям предоставления межбюджетных трансфертов, соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах объема бюджетных ассигнований, направленных в резервный фонд в соответствии с подпунктами «б» (в части остатков средств федерального бюджета на 1 января 2017 г., сложившихся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2016 году на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов (далее — остатки межбюджетных трансфертов) и (или) «г» пункта 2 настоящего Положения: подтверждение главными распорядителями средств федерального бюджета фактов возникновения в 2016 году обстоятельств непреодолимой силы, оказавших влияние на использование не в полном объеме субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов и (или) прекращения в 2016 году полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в период исполнения полномочий которого заключено соглашение о предоставлении межбюджетных трансфертов; поручение Председателя Правительства Российской Федерации о необходимости оказать в 2017 году финансовую помощь субъектам Российской Федерации на цели, соответствующие ранее установленным целям предоставления межбюджетных трансфертов, соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением остатков межбюджетных трансфертов, используемых в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»); б) в случае предоставления межбюджетных трансфертов на цели, соответствующие установленным Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» целям предоставления межбюджетных трансфертов, а также на цели, не предусмотренные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», связанные с содействием социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, в том числе в пределах объема бюджетных ассигнований, направленных в резервный фонд в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 настоящего Положения и с учетом части 6 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»: поручение Председателя Правительства Российской Федерации о необходимости оказать в 2017 году дополнительную финансовую помощь субъектам Российской Федерации на указанные цели (за исключением остатков межбюджетных трансфертов, используемых в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»); проект нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего правила предоставления и распределения субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в случае предоставления межбюджетных трансфертов на не предусмотренные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» цели, связанные с содействием социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 г. N 739) проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в утвержденное Правительством Российской Федерации распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации между бюджетами субъектов Российской Федерации в пределах объема бюджетных ассигнований, направленных в резервный фонд за счет субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в связи с отсутствием на 1 марта 2017 г. соглашений, заключенных между главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим предоставление указанных субсидий, и органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации — получателями указанных субсидий; расчет распределения межбюджетных трансфертов между бюджетами субъектов Российской Федерации. 7. Проекты распоряжений Правительства Российской Федерации об использовании резервного фонда подлежат согласованию: а) с Министерством финансов Российской Федерации; б) с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации — в части бюджетных ассигнований, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа; в) с ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации — в части бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию государственных программ Российской Федерации; г) с государственными заказчиками — координаторами федеральных целевых программ — в части бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ; д) с Министерством экономического развития Российской Федерации — в части бюджетных инвестиций на реализацию федеральных целевых программ и осуществление капитальных вложений в строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства или приобретение недвижимого имущества федеральной адресной инвестиционной программы, не включенных в федеральные целевые программы; е) с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации — в части бюджетных ассигнований, выделяемых на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий. 8. Проекты распоряжений Правительства Российской Федерации об использовании резервного фонда в пределах объема бюджетных ассигнований, направленных в резервный фонд в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 настоящего Положения, а также подготовленные в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 настоящего Положения, предусматривающие оказание финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, вносятся в Правительство Российской Федерации после предварительного рассмотрения соответствующих предложений федеральных органов исполнительной власти — субъектов бюджетного планирования (проектов актов Правительства Российской Федерации) трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений. 9. Федеральные органы исполнительной власти — субъекты бюджетного планирования представляют в Министерство финансов Российской Федерации предложения об использовании резервного фонда на оказание финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации: а) в срок до 1 марта — на предоставление межбюджетных трансфертов на цели, соответствующие ранее установленным целям предоставления межбюджетных трансфертов, соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах объема бюджетных ассигнований, направленных в резервный фонд в соответствии с подпунктом «б» (в части остатков межбюджетных трансфертов) и (или) подпунктом «г» пункта 2 настоящего Положения; б) в срок до 15 марта — на предоставление межбюджетных трансфертов на цели, соответствующие установленным Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» целям предоставления межбюджетных трансфертов, а также на цели, не предусмотренные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», связанные с содействием социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, в пределах объема бюджетных ассигнований, направленных в резервный фонд в соответствии с подпунктом «г» и (или) подпунктом «д» пункта 2 настоящего Положения и с учетом части 6 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». 10. Предложения федерального органа исполнительной власти — субъекта бюджетного планирования об использовании резервного фонда на оказание в 2017 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации представляются в Министерство финансов Российской Федерации в форме проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об использовании резервного фонда в соответствии с требованиями пункта 5 настоящего Положения с приложением проектов актов Правительства Российской Федерации и сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения. Одновременно с предложениями об использовании резервного фонда на оказание финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии подпунктом «б» пункта 9 настоящего Положения представляются обоснование запрашиваемого объема бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетного трансферта и сведения в соответствии с пунктом 23 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении</p>