Результаты рассмотрения комиссией кадастровой стоимости

Из этой статьи вы узнаете, как составить заявление о пересмотре кадастровой стоимости, сможете скачать образцы заявления в Комиссию Росреестра, а также мы дадим ответы на следующие вопросы:

  1. Куда можно обратиться с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости?
  2. Как правильно составить заявление о пересмотре кадастровой стоимости?
  3. Какие требования к оформлению заявления в Комиссию Росреестра?
  4. Какие документы необходимо приложить к исковому заявлению?

Бесплатная консультация юриста:

Кадастровая стоимость недвижимости определяется в ходе проведения государственной кадастровой оценки (ГКО) каждые 3-5 лет. Процедура проведения ГКО на данный момент еще недостаточно хорошо отработана, что часто приводит к завышению кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость влияет на размер налога на имущество, выкупной стоимости и аренды недвижимости. Любое заинтересованное лицо (собственник или арендатор) может подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Куда можно обратиться с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости?

Законом № 218-ФЗ установлены правила и порядок оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. С 2017 года для рассмотрения заявлений создаются региональные Уполномоченные комиссии при территориальных отделах Росреестра.

Физические лица могут обратиться с заявлением в Комиссию Росреестра или в суд общей юрисдикции. Юридические лица сначала должны обратиться именно в Комиссию. Рекомендуем обращаться сначала в комиссию Росреестра, т.к. это быстрее, проще и выгоднее.

Как составить заявление о пересмотре кадастровой стоимости?

Для оспаривания кадастровой стоимости вам нужно составить и передать в комиссию Росреестра заявление с просьбой пересмотра кадастровой стоимости. Заявление необходимо подать в комиссию лично или по почте с описью вложения.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости составляется в свободной форме с указанием следующих данных:

  1. Для физических лиц: ФИО, адрес регистрации и места жительства, контактный номер телефона, e-mail, СНИЛС.
  2. Для юридических лиц: наименование юридического лица, ОГРН, юридический и фактический адрес, контактный номер телефона и факса, e-mail.
  3. Сведения о владельце недвижимости (если заявление составляет и подает не собственник недвижимости).
  4. Сведения об объекте недвижимости (кадастровый номер, адрес).
  5. Сведения об основаниях для пересмотра кадастровой стоимости (недостоверность сведений или несоответствие рыночной стоимости).

Требования к оформлению заявления об оспаривании кадастровой стоимости в Комиссию Росреестра

Заявление об оспаривании кадастровой стоимости должно быть надлежащим образом оформлено. Законодательством предусмотрены следующие требования к оформлению заявления:

  1. В правом верхнем углу заявления должна быть шапка с указанием ФИО председателя Комиссии, на имя которого составляется заявление, а также ваши ФИО и адрес места проживания.
  2. Заявление должно содержать все необходимые данные об объекте недвижимости и заявителе.
  3. В заявлении должно быть указано основание для пересмотра кадастровой стоимости и доказательства этого основания (отчет об оценке или указание на недостоверность сведений).
  4. Необходимо описание приложений к заявлению (опись списка документов).

Что необходимо приложить к исковому заявлению о пересмотре кадастровой стоимости?

К заявлению вам потребуется приложить следующие документы:

  1. Справка о кадастровой стоимости недвижимости.
  2. Заверенная нотариусом копия документов, подтверждающих право собственности.
  3. Документы, доказывающие недостоверность сведений.
  4. Отчет о рыночной стоимости недвижимости (если заявление подается на этом основании).
  5. Экспертное заключение независимого оценщика, являющегося членом СРО оценщиков.

Эти документы являются обязательными для подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости и без них заявление не будет рассмотрено.

Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости составляет 1 месяц с даты его поступления.

У Вас остались вопросы? Задайте Ваши вопросы нашим юристам по оспариванию кадастровой стоимости.
Первая консультация — бесплатно. Телефон: +7 (495)798-33-39, e-mail: info@iadvokat24.ru

Образцы заявления о пересмотре кадастровой стоимости

Здесь вы можете скачать образцы заявлений об оспаривании кадастровой стоимости, проверенные нашими юристами:

Федеральным законом от 02.06.2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценке), касающиеся деятельности комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — Комиссия).

В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценке с целью оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в Комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию, созданную при Управлении Росреестра по Республике Татарстан.

Статьей 24.18 Закона об оценке установлен перечень документов, необходимых для предоставления с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию.

Вместе с тем Федеральным законом от 02.06.2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 02.06.2016, внесены изменения в Закон об оценке в части установления добровольной основы для проведения экспертизы отчетов об оценке.

Из этого следует отмена необходимости предоставления экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков (далее – СРОО) в целях пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Таким образом, для целей обращения в Комиссию более не требуется иметь в составе документов экспертное заключение СРОО.

В настоящее время при подаче заявления следует руководствоваться Законом об оценке, а также «Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года № 263 (с учетом изменений в редакции приказа от 16 мая 2013 года № 259) в части, не противоречащей Закону об оценке.

При этом заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в Комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценке, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем, для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости первоначальное обращение в Комиссию является обязательным.

В то же время, при оспаривании физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

— недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценке, (при определении кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик) является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости должно содержать сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости:
— фамилия, имя, отчество и адрес места жительства, страховой номер индивидуального лицевого счета — для физического лица;

— наименование юридического лица, почтовый и юридический адрес, основной регистрационный номер записи о государственной регистрации — для юридического лица.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
— Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

— нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

— документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

— отчет, составленный на бумажном носителе, а также подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается Комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

Комиссия по результатам рассмотрения предоставленных документов вправе принять одно из следующих решений:

1)об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

2) о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

3) об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии;

4) об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Внимание!
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Алтайского края, продолжает работать! Комиссия осуществляет работу в онлайн-режиме в связи с принятием решения о продлении срока действия мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции. Заседания комиссии проводятся в онлайн-режиме, данная форма наиболее удобна для проведения в условиях введенного в крае режима «самоизоляции» и позволяет принять в нем участие не только членов комиссии, но и заинтересованных лиц.
Заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости можно подать в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», путем направления на адрес электронной почты Алтайкрайимущества: imush@altairegion-im.ru.
По всем вопросам можно обратится по телефонам: (3852) 63-56-27, 63-57-38. /upload/files/__30.pdf
Внимание! Внесены изменения в пакет документов, направляемых в комиссию по рассмотрению споров! С 11 августа 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому внесены изменения в список документов, прилагаемых к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Согласно подпункту 2б пункта 2 статьи 6 указанного Федерального закона отчет об оценке рыночной стоимости, прилагаемый к заявлению об оспаривании в соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», подлежит составлению исключительно в форме электронного документа.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки.
Порядок работы комиссии утвержден приказом Минэкономразвития России от 17.11.2017 г. № 620 «Об утверждении Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».
Приказом Алтайкрайимущества от 25.12.2019 № 139 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Алтайского края и утвержден ее состав (далее – Комиссия).
Адрес местонахождения Комиссии: 656049, г. Барнаул, ул. Чкалова, 64, прием заявлений осуществляется в каб. 205; контактный телефон: (3852) 63 57 38, (3852) 63 56 50
Перечень необходимых документов, для обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости:
— заявление об оспаривании результатов определения кадастровой оценки (образец заявления для физических, юридических лиц);
— выписка из Единого государственного реестра недвижимости
о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения
об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
— копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
— отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа;
— доверенность, в случае, если заявление подается уполномоченным представителем.
Заявление об оспаривании не принимается к рассмотрению без приложения указанных документов.
Способы подачи заявления в Комиссию:
• при личном обращении по адресу: г. Барнаул, ул. Чкалова, 64, каб. 205;
• почтовым отправлением: 656049, г. Барнаул, ул. Чкалова, 64;
• в электронном виде на адрес электронной почты Алтайкрайимущества: imush@altairegion-im.ru
• при личном обращении в КАУ «МФЦ».
* Перечень филиалов МФЦ, в которых осуществляется прием заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Алтайского края.
Информация о заседаниях комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Алтайского края

Вопрос:

Может ли арендатор оспаривать кадастровую стоимость арендуемого земельного участка?

Ответ:

Законодательством данный вопрос четко не урегулирован, однако Верховный Суд делает вывод, что оспаривание арендатором кадастровой стоимости возможно.

{Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» {КонсультантПлюс}}

Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Если арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, арендатор вправе оспорить указанную стоимость, когда согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме.

Эксперты разъясняют следующее.

дело об оспаривании кадастровой стоимости арендатором было рассмотрено Верховным Судом РФ 11.02.2015 N 1-АПГ14-15. Вывод Суда: действующее законодательство не содержит ограничений, препятствующих арендатору объекта недвижимости как лицу, имеющему самостоятельный правовой интерес, обратиться в установленном законом порядке в суд в целях установления кадастровой стоимости такого объекта в размере, равном его рыночной стоимости, если такое право закреплено в договоре аренды. Право на обжалование результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости арендаторами таких объектов не находится в прямой зависимости от того, применяется ли кадастровая стоимость арендуемого объекта для расчета арендных платежей в силу закона или в силу договора.

Аналогичное дело было рассмотрено Верховным Судом РФ 29.04.2015 N 35-АПГ15-18. Вывод Суда: в соответствии с положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения общества в суд с указанным выше заявлением, использование земли в Российской Федерации является платным и одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При рассмотрении Верховным Судом РФ аналогичного дела 15.04.2015 N 13-АПГ15-4 был сделан вывод: анализ приведенных предписаний в их системном единстве свидетельствует о том, что физическое лицо, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, имеет самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости такого участка в размере, равном его рыночной стоимости. Таким образом, арендатор земельного участка, собственником которого является администрация, обладает правом оспорить в установленном законом порядке результаты государственной кадастровой оценки данного участка.

Таким образом, арендатор имеет право оспаривать кадастровую стоимость земельного участка или объекта капитального строительства, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Статья: Комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ об оспаривании кадастровой стоимости: выявление концептуальных основ (Савиных В.А.) («Вестник экономического правосудия Российской Федерации», 2016, N 5) {КонсультантПлюс}

ВС РФ отметил также возможность восстановления срока на оспаривание кадастровой стоимости (абз. 4 п. 8 Постановления). Сложно представить себе причину, которая могла бы быть признана уважительной для пропуска пятилетнего срока в ситуации, когда значение кадастровой стоимости является открытой информацией. Полагаем, что по смыслу п. 8 Постановления ВС РФ уважительной причиной пропуска пятилетнего срока на обращение в суд будет служить уже то, что по истечении пяти лет не проведена очередная ГКО, как это предписывает абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, а значит, в кадастре по-прежнему могут содержаться недостоверные сведения о кадастровой стоимости, нуждающиеся в корректировке.

В то же время задумаемся: есть ли основания предоставлять особую привилегированную защиту, например, в споре по поводу размера арендной платы, рассчитываемой в зависимости от кадастровой стоимости? Здесь речь идет о частноправовых отношениях, поэтому арендатор и арендодатель должны были бы руководствоваться общим трехлетним сроком исковой давности. Тем не менее ВС РФ не ставит применение льготного пятилетнего срока в зависимость от того, какие права и обязанности затронуты утверждением кадастровой стоимости (абз. 2 п. 8 Постановления). Хотя этот срок имеет публично-правовые предпосылки, он применяется и в тех случаях, когда заинтересованное лицо защищает свой частноправовой интерес. Таким образом, ключевое значение имеет не характер защищаемого интереса, не то, для чего применялась кадастровая стоимость (для расчета арендной платы, штрафа или налогов), а ее взаимосвязь с кадастром, которая находит свое отражение в пятилетнем сроке.

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС»

Самостоятельная подготовка административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости
В случае принятия решения собственником или арендатором помещений, зданий или земельных участков об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также после полного изучения всех тонкостей производства этой категории споров, следует приступить к подготовке административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости.
Мы не рекомендуем пользоваться какими-либо образцами указанного заявления, поскольку каждый вопрос индивидуален и требует конкретных уточнений, то есть шаблона просто не может существовать. Содержание может варьироваться от нескольких обстоятельств, например:

  • объект недвижимости принадлежит административному истцу на праве собственности или на праве аренды государственного (муниципального) участка, при которых отношения сторон регулируют разные нормы действующего законодательства;
  • Вы являетесь бывшим собственником объекта недвижимости;
  • объект недвижимости находится в долевой собственности;
  • кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости (отличается дата определения кадастровой стоимости);
  • оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости изменена (архивная кадастровая стоимость);
  • подсудность и другое.

Во-первых, следует определить основание подаваемого административного искового заявления. Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости включает в себя три самостоятельных требования, указанных в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

Рассмотрим подробнее каждое из указанных требований.
ТРЕБОВАНИЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ ЕГО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ
В случае, когда не выявлено недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных архив, однако результат проведенной оценки о рыночной стоимости такого объекта явно свидетельствует о завышении его кадастровой стоимости, оспаривание возможно через подачу в суд административного искового заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Необходимым документом будет являться сам отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, подтверждающий завышение кадастровой стоимости над рыночной.
ТРЕБОВАНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ В СВЯЗИ С ВЫЯВЛЕНИЕМ НЕДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ ОЦЕНКИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЕГО КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И (ИЛИ) КАДАСТРОВОЙ ОШИБКИ
Внимательно изучив отчет об итогах государственной кадастровой оценки и сопоставив с характеристиками объекта недвижимости, были выявлены недостоверные сведения, которые повлияли на величину установленной кадастровой стоимости.
Такие случаи не редкость и законодателем также предусмотрен четкий механизм действий заинтересованного лица для исправления таких ошибок в виде подачи в суд административного искового заявления об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.
ТРЕБОВАНИЕ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЯ ИЛИ ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) КОМИССИИ
Важно отметить, что упомянутые выше требования на данный момент могут быть поданы сразу в суд без соблюдения досудебного порядка, когда до января 2017 года юридические лица были обязаны его соблюсти при оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
После вступления в силу с «01» января 2017 года Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предварительное обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра субъекта Российской Федерации, в котором находится спорный объект недвижимости, больше не является обязательным и юридические лица также могут сразу обращаться в суд.
Но законодателем сохранена возможность обращения по усмотрению заинтересованного лица и в Комиссию. В случае, если подаче вышеуказанных требований в суд предшествовало досудебное обращение в Комиссию, а полученное в итоге решение не удовлетворило заявителя, в суд может быть подано административное исковое заявление об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
ОСПАРИВАНИЕ АРХИВНОЙ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
Стоит отметить также возможность оспаривания заинтересованным лицом архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости, то есть когда кадастровая стоимость объекта изменена.
Государственная кадастровая оценка объекта недвижимости проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет. При изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются и считаются архивными сведениями.
Возможны ситуации, когда у объекта недвижимости уже успела поменяться кадастровая стоимость, тогда как заявитель обязан уплатить налог, рассчитанный за прошлые периоды из архивной кадастровой стоимости.
К оспариванию архивной кадастровой стоимости объекта подлежит применению все вышесказанное, только теперь в требовании должно быть указано на установление или изменение именно архивной кадастровой стоимости, то есть на момент обращения в суд не действующей в новом периоде.
Особенностью оспаривания архивной кадастровой стоимости является наличие у заявителя права на применение оспариваемой архивной стоимости для целей, установленных законодательством, которое зависит от порядка применения такой кадастровой стоимости.
Напомним порядок применения результатов пересмотра кадастровой стоимости объекта:
для определения арендной платы установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление. Соответственно, требование об оспаривании архивной кадастровой стоимости для уплаты арендных платежей за 2020 год может быть подано в Комиссию или суд только в 2020 году;
для уплаты налоговых платежей Налоговым кодексом Российской Федерации установлен период начала срока уплаты налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Соответственно, требование об оспаривании архивной кадастровой стоимости для уплаты налоговых платежей за 2017, 2018 и 2019 годы может быть подано в 2020 году.
В случае подачи в суд административного искового заявления об оспаривании архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости с попуском установленного срока, производство по административному делу подлежит прекращению.
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОСПАРИВАНИИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
Подготовка документа начинается с шапки (преамбулы). Здесь необходимо указать всех лиц, участвующих в деле (суд, административный истец, административный ответчик, при наличии также заинтересованные лица).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость вновь учтенных объектов недвижимости или ранее учтенных объектов недвижимости.
Административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.
Суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости.
Далее переходим к описательной части искового заявления. В документе важно лаконично отразить суть спора, хронологию, описать фактические обстоятельства. В исковом заявлении нельзя давать свое субъективное суждение, не подтвержденные предположения, такое не будет принято даже ко вниманию суда.
Указывается объект недвижимости, его качественные и количественные характеристики, кадастровая стоимость. Также на каком основании спорный объект недвижимости принадлежит заявителю искового заявления.

Отдельно необходимо отразить разъяснение Вашей заинтересованности. Дело в том, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться те лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
То есть если вы являетесь собственником имущества, размер кадастровой стоимости которого оспариваете, то определение верной кадастровой стоимости объекта может влиять на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
Если же объект принадлежит на праве аренды государственного (муниципального) участка, кадастровая стоимость которого может применяться для определения арендной платы за земельный участок, то определение верной кадастровой стоимости объекта влияет на права и обязанности административного истца как арендатора, в чью обязанность входит уплата арендных платежей, размер которых напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Самая сложная часть искового заявления – мотивировочная. Здесь приводятся положения действующего законодательства (статьи Кодексов, пункты Пленумов и другое), которые служат подкреплением вышеназванных фактических обстоятельств спора.
В просительной части излагаются в четкой форме требования, которые ставятся для разрешения перед судом. Например:
1. Установить кадастровую стоимость ___________ (объект недвижимости) с кадастровым номером ______________, общей площадью ______ кв.м., находящегося по адресу ____________________, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ____________ года, в размере _______________ рублей;
2. Указать в резолютивной части решения дату начала применения кадастровой стоимости ___________ (объект недвижимости) с кадастровым номером ______________, установленной решением суда, а именно ____________ года;
3. Указать в резолютивной части решения дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ______________, а именно дату подачи в суд настоящего административного искового заявления (если объект принадлежит на праве аренды государственного (муниципального) участка).
И, в завершении написания административного искового заявления, указываем приложение. Категория споров об оспаривании кадастровой стоимости обладает своей спецификой также в части прикладываемых документов. К таким документам относятся:

  • выписка из единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, в случае, если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений;
  • копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект
  • отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Указанные документы необходимо приложить к заявлению именно по данному спору, но ими не ограничивается сбор и представление доказательственной базы. Соблюдению также подлежит статья 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержащая общие требования к прилагаемым к административному заявлению документов, к которым в нашем случае относятся:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Административное исковое заявление подается в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом.
После сбора всего пакета документов и подготовки административного искового заявления об оспаривании результатов кадастровой оценки можно обращаться в суд. Законодателем предусмотрено три варианта передачи заявления в суд:
1) почтовым направлением по адресу суда;
2) вручение лично при обращении в суд через канцелярию;
3) представление в электронной форме посредством Государственной автоматизированной системы «Правосудие».
В результате всех указанных действий может быть достигнута главная цель – установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствующем такому объекту размере, что послужит основанием для расчета верной суммы налога для собственника налогоплательщика и арендных платежей для арендатора, когда арендная ставка находится в прямой зависимости от размера кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В статье приведено рассмотрение вопросов, с которыми приходится сталкиваться при самостоятельной подготовке административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости. При возникновении затруднений советуем все же обратиться за помощью к юристу.