Русско славянский банк

Банк основан в декабре 1990 года в форме товарищества с ограниченной ответственностью. Учредителями кредитной организации выступили Московский государственный авиационный технологический университет (МГАТУ), издательский отдел Моcковcкой патpиаpхии, издательcтво «Молодая гваpдия», В/О «Интуpиcт», «Тpехгоpный пивоваренный завод», АООТ «Моcинтуp», издательский дом «Экономическая газета» и др. Ключевую роль в создании банка сыграл известный бизнесмен Николай Гусман. В 1999 году банк сменил организационно-правовую форму на акционерное общество путем конвертации долей участников в акции.

В августе 2015 года в связи с ребрендингом банк ввел новое фирменное сокращенное наименование — АО «Банк РСБ 24» — и новый логотип.

В конце 2011 года отец-основатель банка и системы денежных переводов Contact (создана в 1999 году) Николай Гусман, придерживавшийся собственных взглядов на развитие банка и его бизнес, продал свой пакет акций, составлявший 47,16%, экс-президенту инвестиционной группы «Трастком» Абдулжелилу Абдулкеримову. Предположительно сумма сделки могла составить более 640 млн рублей.

Головной офис банка расположен в Москве. Сеть подразделений представлена одним филиалом в Таганроге и 17 дополнительными офисами. Годом ранее у банка было шесть филиалов и 44 дополнительных офиса. Численность персонала на начало 2015 года составляла 696 человек (годом ранее — 1 185 человек).

Банк обслуживает более 6 тыс. юридических лиц из различных секторов экономики: строительной отрасли, энергетики и нефтехимии, обрабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли, финансовые компании, издательства, предприятия малого и среднего бизнеса. Основными клиентами и партнерами являются ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева», страховая группа «Ренессанс», страховая компания «ТИТ», туроператоры «Русский экспресс», «Корал Тревел» и «Санмар Тур» — члены международного холдинга OTI, и др.

Русславбанк предлагает корпоративным клиентам и финасовым институтам расчетно-кассовое обслуживание, инкассовые и другие документарные операции, конверсионные операции на ММВБ и МБК, обслуживание ценных бумаг и индивидуальные сейфы.

Физическим лицам помимо линейки вкладов предлагаются кредиты (в том числе потребительские), кредитные карты (Visa, MasterCard), переводы, сейфовые ячейки и т. д.

Наиболее известным брендом банка является система денежных переводов Contact. Система Contact — одна из крупнейших в РФ. Ее партнерами являются более 900 финансовых институтов РФ и мира, имеющие разветвленную сеть пунктов обслуживания — свыше 330 тыс. точек (включая платежные терминалы) более чем в 150 странах. Система осуществляет платежи в адрес свыше 850 юрлиц. Весной 2014 года острая потребность в денежных средствах вынудила руководство Русславбанка совершить сделку по продаже кредитного портфеля ФК «Открытие» и нескольким другим банкам. Вырученные от сделки средства помогли Русславбанку спасти систему денежных переводов Contact, от сотрудничества с которой после проведенных в офисах обысков отказались на тот момент несколько российских банков и банков стран СНГ. ФК «Открытие» выдала больше 1 млрд рублей под обеспечение розничного кредитного портфеля на сумму более 9 млрд рублей. Дисконт в сделке по продаже портфеля достиг почти 90%, по сведениям «РБК daily». «Открытие» было заинтересовано в клиентской базе и в самой системе Contact. Предполагалась поэтапная сделка по продаже системы.

В начале июля 2014 года НКО «Рапида» и Contact подписали соглашение о создании холдинга, согласно которому 70% холдинга принадлежит акционерам «Рапиды», а 30% — Русславбанку, чьим основным бенефициаром выступает бизнесмен Абдулжелил Абдулкеримов. НКО «Рапида» с 2011 года входит в холдинг «Открытие», а 27 августа 2014 года была зарегистрирована Банком России в качестве оператора платежной системы. В апреле 2015 года Contact также перешла под контроль группы «Открытие».

Активы банка за период с начала 2014 года по март 2015 года увеличились на 13% и на начало апреля составили 40 млрд рублей, капитал — 4,8 млрд рублей. В пассивах наблюдается увеличение объема средств физических лиц при сокращении средств корпоративных клиентов. Банк также нарастил объем привлеченных МБК при сокращении объема собственных векселей. В активах банк увеличил объем вложений в ценные бумаги. При этом высоколиквидные активы, портфель ценных бумаг и кредитный портфель показали отрицательную динамику. То есть фактически происходит перераспределение баланса банка, налицо стагнация его бизнеса: сокращаются практически все балансовые показатели, а активы нетто растут за счет покупки ценных бумаг, которые сразу же закладываются для получения фондирования от ЦБ РФ.

В составе пассивов доля в 40,5% приходится на средства населения, объем которых за рассматриваемый период увеличился на 18%. Остатки на счетах и депозиты предприятий формируют 5,7% пассивов банка (-44% с начала 2014 года). Обороты по счетам клиентов составляют 11—12 млрд рублей ежемесячно.

На долю привлеченного МБК приходится 27% нетто-пассивов, причем все средства привлечены от ЦБ РФ под залог ценных бумаг. Годом ранее банк практически не прибегал к данному источнику фондирования. Доля собственного капитала — 12%.

На текущий момент 18% нетто-активов приходится на кредитный портфель, который с начала 2014 года сократился на 67%, составив на начало апреля 7,4 млрд рублей. Кредитный портфель на 46% (-22,5% с начала 2014 года) представлен кредитами юридическим лицам, 54% (-78% с начала 2014 года) занимает «розница». Согласно отчетности банка (РСБУ), уровень просрочки по кредитам на апрель 2015 года составлял 7,5%, растет в динамике (4,3% на начало 2014 года). Норма резервирования по выданным кредитам находится на уровне 11,8% (на 1 апреля 2015 года). Кредиты обеспечены залоговым имуществом на сумму 10,8 млрд рублей (146% кредитного портфеля), не считая гарантий и поручительств, что является приемлемым показателем.

Средства в банках (в том числе выданные МБК) составляют 1,5% активов нетто (-88% с начала 2014 года). На внутреннем рынке межбанковских кредитов банк выступает нетто-заемщиком. Русславбанк также проявляет активность на валютном рынке: оборот за март по соответствующим счетам составил 65 млрд рублей. Запас высоколиквидных активов — 8,3% активов нетто, что является невысоким показателем. Годом ранее их объем составлял около 10,7%.

Портфель ценных бумаг банка на 1 апреля 2015 года составляет 13,8 млрд рублей (рост с начала 2014 года более чем в восемь с половиной раз), при этом практически весь портфель является обеспечением по сделкам РЕПО с ЦБ РФ.

Согласно данным отчетности по РСБУ, по итогам 2014 года банк понес убыток в размере 826 млн рублей (по итогам 2013 года — прибыль в 694 млн рублей). За I квартал 2015 года банк заработал 5 млн рублей.

Совет директоров: Абдулжелил Абдулкеримов (председатель), Александр Романюк, Надежда Матыцина, Олег Костючок, Ольга Глебова.

Правление: Олег Костючок (председатель), Александр Чугунов, Павел Ревенчук, Лилия Хлунова

Русславбанк пытается добиться эксклюзивных прав на товарный знак «Контакт», чтобы развивать одноименную систему денежных переводов и розничный бизнес под брендом Contact Банк. Русславбанк подал иск в Суд по интеллектуальным правам о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака «Контакт» в классе финансовых услуг. В настоящее время товарный знак используется саратовским научно-производственным предприятием, которое финансовых услуг не оказывает. Этот факт должен быть подтвержден решением суда. Товарный знак «Контакта» был зарегистрирован еще в 1995 году по нескольким сегментам деятельности, включая и те, что не входят в сферу работы самого НПП.

Регистрация марки должна повысить ее капитализацию и, как следствие, стоимость для инвесторов. Юристы считают, что у Русславбанка высокие шансы добиться прекращения правовой охраны знака «Контакт» по классу финансовых услуг, поскольку, согласно статье 1486 Гражданского кодекса, охрана товарного знака может быть прекращена, если он не используется в течение трех лет после государственной регистрации.

Об этом сообщает «РБК-daily».

Добрый день! Публикую здесь письмо, которое было получено Банком, но ответ я не получил ни в письменном виде, ни по телефону.
«АКБ «Русславбанк» (ЗАО)
Председателю Правления Банка
г-ну А-ву А.Ю.
Уважаемый Алексей Ю-ич! В течение нескольких лет являюсь клиентом вашего Банка: переводы CONTACT, кредитные продукты. Двадцать шестого декабря 2012 г. мною был получен очередной кредит по Заявлению-оферте №10-009271 на сумму 478 351-10 руб., в том числе, страховая премия в размере 53 351-10 руб. в ООО «Страховая компания «Независимость». Кредит я брал являясь Индивидуальным Предпринимателем и имея стабильный заработок. К сожалению, с повышением ставки фиксированных платежей в ПФР, вынужден был ликвидировать ИП и мой заработок существенно сократился. Об этой ситуации я сообщил сотруднику вашего Банка – Александру А-чу (тел.: 8-495-627-57-57 доб. 5011, моб.: 8-916-592-**-**. На тот момент (начало декабря 2013 г.) моя общая просроченная задолженность составляла 38 820-54 руб. Александр А-ич предложил мне подъехать в отделение Банка до 15-го декабря – погасить долг по просрочке и написать заявление на реструктуризацию кредита.
Двенадцатого декабря я подъехал в отделение Банка по адресу г. Москва, Проспект Мира, д.3, стр.3 в первой половине дня и обратился к девушке-специалисту по талону электронной очереди. В принятии у меня заявления на реструктуризацию специалист вашего Банка мне отказала, несмотря на длительную телефонную консультацию с Александром А-ем. После этого мне на мобильный снова позвонил Александр А-ич, сказал, что это какое-то внутреннее недоразумение и на следующий день, после его звонка, мне можно будет снова подъехать в Банк с тем же вопросом. Также он порекомендовал мне оплатить сразу, т.е. 12.12.2013 г. всю сумму просроченных платежей, что я и сделал, немного превысив максимально необходимую сумму (оплата в кассу Банка 40 000-00 руб., приходный кассовый ордер 70491/28 от 12.12.2013).
На следующий день Александр А-ич мне так и не перезвонил, я позвонил ему сам. Он перенес решение вопроса на понедельник 16.12.2013 г. Но в понедельник звонка от него не поступило. С тех пор я не мог найти его ни по одному телефону. Сотрудники, отвечавшие на мои звонки, ничем мне помочь не смогли (или не захотели). Несмотря на убытки, связанные с ликвидацией моего ИП, я продолжаю работать по профилю (окна пвх и сопутствующие услуги). Но данный бизнес подвержен сезонности, с декабря 2013 г. по настоящее время объем полученной прибыли не позволяет мне своевременно совершать платежи по кредиту согласно Графика погашения. Что и было неоднократно объяснено по телефону сотрудникам вашего Банка из Отдела взыскания просроченной задолженности.
В связи с вышеперечисленными обстоятельствами прошу Вас оказать содействие в получении отсрочки платежей по данному кредиту на максимально возможный срок с уменьшением суммы платежа, без начисления штрафных санкций. Без данной поддержки с Вашей стороны я больше не смогу осуществлять коммерческую деятельность и буду вынужден совсем закрыть офис по приему заказов, оставшись тем самым, без единственного источника к существованию. Который также является и источником погашения выданного мне кредита. От объема взятых на себя кредитных обязательств не отказываюсь.
С уважением, А-ин Михаил В-ич
12.03.2014 г.
8-926-69-**-***
Так же сообщаю, что неоднократно пытался дозвониться до Банка для решения своего вопроса по телефонам офиса на Проспекте Мира, отдел просроченной задолженности, после моей идентификации, сотрудники отвечающие на тел. звонок всегда говорили мне «подождите, сейчас переключу…», далее длительное ожидание и обрыв связи. В доказательство вышеприведенных фактов прилагаю фото и
видео.