Сайт Росстат

175-летие образования в Башкортостане службы государственной статистики отмечается сегодня в Уфе. История создания региональной службы тесно связана со становлением данной системы в России.

Как свидетельствуют историки, высочайшим манифестом императора Александра I от 20 сентября 1802 года (8 сентября по старому стилю) министерствам Российской империи было поручено проводить сбор письменных отчетов. С этого дня началось организационное и структурное формирование российской государственной статистики.

Создание губернских статистических комитетов началось в 1835 году на основании соответствующих указов императора Николая I и правительствующего Сената.

Напомним, что Оренбургская губерния занимала огромную площадь (включала в себя современную территорию Башкортостана, Оренбургской и Челябинской областей, некоторые части Татарстана, Курганской, Самарской, Свердловской областей и Пермского края). Управление территорией осуществлялось из двух центров: ставка военного губернатора находилась в Оренбурге, канцелярия гражданского губернатора — в Уфе.

Об образовании губернского статистического комитета доклад министру внутренних дел Российской империи был направлен гражданским губернатором Оренбургской губернии Николаем Жуковским 21 марта 1835 года (9 марта по старому стилю). Комитет был создан в Уфе.

Официальным руководителем статкомитета на правах председателя был гражданский губернатор. Комитет состоял из семи членов-корреспондентов, включая автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля. Члены комитета работали на общественных началах.

Деятельность Оренбургского губернского статистического комитета в первой половине XIX века была достаточно активной, что подтверждает большое количество различных материалов и регулярных статистических разработок: «Статистические сведения об экономическом положении уездов губернии», «Статистические отчеты о состоянии городов губернии», «Сведения о фабриках и заводах губернии», «Сведения о посеве и урожае хлебов», «Статистические отчеты о состоянии городов Оренбургской губернии за 1832-1840 годы» и т.д. Члены комитета были организаторами девятой и десятой ревизий населения губернии.

В 1865 году Оренбургская губерния была разделена на две самостоятельные: Оренбургскую и Уфимскую губернии. Статистический комитет, находившийся в Уфе, стал именоваться Уфимским губернским статистическим комитетом.

За год до образования Уфимской губернии секретарем губернского статистического комитета стал Николай Гурвич. Врач по образованию, по призванию — экономист, историк, этнограф и географ одновременно, он считается первым профессиональным статистиком Башкортостана.

По инициативе секретаря губстаткомитета Николая Гурвича в Уфе в 1864 году основан губернский краеведческий музей (ныне Национальный музей Республики Башкортостан), в 1870 году открыта первая государственная библиотека с бесплатной читальней (ныне Национальная библиотека РБ имени Ахмет-Заки Валиди), первая бесплатная лечебница, в 1882 году организовано общество врачей Уфимской губернии.

До первой Всеобщей переписи населения Российской империи (1897 год) в Уфимской губернии и Уфе были организованы три переписи населения (1865, 1879, 1886 годов), которые назывались «Однодневное народоисчисление в Уфимской губернии».

Статистическая деятельность комитета не ограничивалась проведением только переписей, было проведено много статистических и экономических исследований, опубликовано большое количество работ по экономической, демографической и санитарной (социальной) статистике, по истории и этнографии края. Уфимский губернский статистический комитет, как и другие комитеты России, регулярно издавал «Списки населенных мест губернии», «Памятные книжки», «Адрес-календари». С созданием в 1875 году земства в Уфимской губернии получила развитие земская статистика.

Земские статистики провели широкомасштабное экспедиционное изучение уездов Уфимской губернии и оставили богатый информационный материал в виде статистических сборников. «Сборник статистических сведений Уфимской губернии», например, состоит из 10 томов, 14 книг (частей) объемом более 7000 страниц. Ежегодно (вплоть до 1914 года) издавались «Хозяйственно-статистические обзоры Уфимской губернии», которые включали информацию, наиболее ярко отражающую социально-экономическое положение и динамику развития дореволюционного хозяйства Уфимской губернии.

Из крупных работ всероссийского значения земскими статистиками края проведены сельскохозяйственные переписи 1913, 1914, 1916 и 1917 годов.

Яркой фигурой среди уфимских земских статистиков был М.П.Красильников. Будучи крупным специалистом по вопросам организации и методики статистических работ, после революции он перешел на работу в центральный аппарат ЦСУ РСФСР.

Другой видный земский статистик А.М.Брагин сменил М.П.Красильникова на должности заведующего оценочно-статистическим отделом земской управы и впоследствии стал первым руководителем советской государственной статистики в Башкирии.

Яркий след в истории отечественной госстатистики оставили П.И. Попов и А.Д. Цюрупа.

В 1918 году, после событий октября 1917 года, сформировано Уфимское губернское статистическое бюро. В условиях гражданской войны оно просуществовало два месяца, а окончательно было организовано лишь в конце 1919 года.

Несмотря на все трудности, становлению статистики придавалось первостепенное значение. Находясь в Петрограде осенью 1919 года, лидер Башкирской автономии Ахмет-Заки Валиди договорился с Советским правительством о выделении научной литературы, медикаментов, разного оборудования, предназначенного для открытия в Стерлитамаке высшего учебного заведения, медицинской школы и создания статистического управления. В ноябре 1919 года было образовано Центральное статистическое управление (БашЦСУ) Автономной Башкирской Советской Республики в городе Стерлитамаке.

В 1922 году, с упразднением Уфимской губернии и включением ее территории в состав Башкирской АССР, образовано Центральное статистическое управление БАССР, которое осуществляло разработку и сводку всего статистического материала, проводило наиболее сложные обследования.

Принятие в 1928 году первого пятилетнего плана развития государства (1929-1933 годы) и дальнейший переход страны к плановой экономике потребовали от органов статистики внедрения учета во всех областях народного хозяйства, организации наблюдения за их развитием и проведения систематического экономического анализа.

Великая Отечественная война внесла изменения в методы наблюдения и разработки статистических материалов. Увеличился объем статработ, переписей, учетов и обследований. Отчетность стала более оперативной: внедрялась суточная, пятидневная, декадная отчетность выпускаемой продукции, проводилась работа по учету урожая, заготовкам сельскохозяйственных продуктов, состоянию животноводства, тракторного и автомобильного парка и др. В 1941 году был проведен учет отдельных стратегических ресурсов. За период Великой Отечественной войны и 1946-1947 годы Центральным статистическим управлением страны проведено в общей сложности 142 срочных переписи, в которых приняли активное участие и статистики республики. В последующие десятилетия государственная статистика претерпела изменения в работе и организационной структуре. Централизация статистической отчетности способствовала увеличению потребности в счетной технике, создании материально-технической базы для машинной обработки статинформации. В 1957 году при статистическом управлении БАССР организована машиносчетная станция, в 1964-1966 годах сеть соответствующих станций была создана в районах и городах республики. Кроме механизированной разработки статистических материалов, станции выполняли вычислительные работы для предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

За период с 1919 по 2000 годы работу статистических органов республики возглавляли 10 руководителей. С 2000 года руководителем Башкортостанстата является Aкрам Ганиев. Единственная женщина-руководитель за 175 лет деятельности статистической службы края — Римма Гайфуллина.

В настоящее время Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ — одно из крупных подразделений в системе Росстата.

(По материалам Башкортостанстата)


Портал websbor.gks.ru предназначен для упрощения процедуры наблюдения Росстатом за предприятиями. Больше не нужно посещать офис государственной службы для подачи отчетности, поскольку все действия выполняются дистанционно. Авторизация на портале находится в разделе «Сдать отчетность». Достаточно ввести электронную почту и установленный пароль, после чего откроется доступ к системе.

Регистрация личного кабинета

Доступ к подаче отчетности появляется только после регистрации в системе. Для этого необходимо выполнить простые шаги:

  1. В разделе «Респонденты» выбрать пункт «Сдать отчетность».
  2. Нажать на кнопку «Регистрация».
  3. Заполнить общую информацию об организации, включая ОКПО, полное и краткое наименование, адрес электронной почты, почтовый адрес, а также пароль.
  4. Подтвердить регистрацию с помощью перехода по ссылке из письма, которое придет на e-mail.

В настройках личного профиля предприятия или при регистрации необходимо заполнить другую информацию о компании, включая коды деятельности, ИНН, данные о руководителе.

В качестве альтернативы для регистрации можно связаться с сотрудником Росстата, который отвечает за отчетность в электронном виде. С помощью консультаций по телефону или через электронную почту сотрудник государственной службы поможет в создании профиля.

Получение данных о кодах статистики

Особенности подачи отчетности

Для обеспечения достоверности статистических данных и идентификации организаций Росстат использует систему электронных подписей с помощью цифровых ключей. Его оформляют в специальных аккредитованных удостоверяющих центрах. Пошаговая инструкция для активации цифровой подписи:

  1. Зайти в раздел «Профиль» после авторизации.
  2. Выбрать пункт «Сертификаты».
  3. Загрузить сертификат открытого электронного ключа.
  4. Сохранить изменения.

После этого можно переходить к созданию отчета. Для этого выполняют следующие действия:

  1. Открывают пункт «Назначенные формы» и «Список отчетов».
  2. Выбирают раздел «Создать» и заполняют данные о компании.
  3. Указывают отчетный период, включая месяц и год.
  4. Добавляют поля вручную или из справочника в соответствии с кодами деятельности.
  5. Заполняют обязательные графы в созданной таблице.
  6. Сохраняют созданный отчет и отправляют его на проверку.

При повторной подаче отчетности можно использовать функцию «Создать по образцу», которая загружает шаблон прошлого документа.

Дополнительные возможности системы

Кроме регистрации и подачи отчетов пользователи получают доступ к дополнительным сервисам ресурса:

  • данные о кодах и формах — без регистрации на сайте респонденты могут узнать о видах экономической деятельности, обязательных статистических формах и периодичности их подачи;
  • offline модуль — программное обеспечение для автоматического сбора и формирования статистической отчетности;
  • форум техподдержки — возможность получить консультацию от сотрудников Росстата или других участников системы.

Для помощи с возникающими трудностями пользователей на сайте представлен раздел «Часто задаваемые вопросы», где можно найти решение распространенных проблем.

Преимущества платформы

Используя электронный сервис, представители бизнеса получают ряд преимуществ:

  • вся информация по действующим и сданным отчетам собрана в одном месте;
  • доступ к данным о кодах и формах без регистрации;
  • не нужно посещать филиал Росстата для подачи статистических данных;
  • техническая поддержка оперативно решает проблемы пользователей.

С помощью электронного сервиса websbor.gks.ru в 2018 году в Федеральную службу государственной статистики отправили более 9,7 млн отчетов. Платформу использует больше 859 тысяч респондентов, что говорит об удобстве и практичности решения. Больше не нужно посещать душные кабинеты и заниматься бумажной волокитой, поскольку все действия оформляются онлайн.