Саморегулирующая организация

действует Редакция от 03.12.2011 Подробная информация

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Статья 6. Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации

1. Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

2. Саморегулируемая организация наряду с установленными частью 1 настоящей статьи основными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

3. Саморегулируемая организация имеет право:

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

Подпункт 1) — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

2) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

3) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

4) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

5) запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

4. Саморегулируемая организация наряду с определенными частью 3 настоящей статьи правами имеет иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

5. Саморегулируемая организация обязана осуществлять функции саморегулируемой организации, предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 7-9 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

6. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Саморегулируемая организация (СРО) – некоммерческая организация, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Саморегулируемые организации призваны взять на себя регуляцию профессиональной деятельности участников рынка за рамками базовых минимальных требований, определяемых государством.

В основные функции СРО входит разработка и принятие единых стандартов производственной деятельности и стандартов качества производимой продукции для своих членов, а также контроль соблюдения установленных требований стандартов и правил. СРО может выступать представителем интересов своих членов при взаимодействии с органами государственной власти и другими участниками рынка, служить защите интересов потребителя, через механизмы коллективной ответственности (в том числе финансовые), приводить к урегулированию конфликты внутри профессионального сообщества. Кроме того, в связи с вступлением России в ВТО, СРО призваны сыграть существенную роль в сближении с международными системами регулирования профессиональной деятельности через её стандартизацию и сертификацию с целью повышения конкурентоспособности российского бизнеса и снижения роли государства в регуляции рыночных отношений.

Институт саморегулирования в современной России получил свое развитие в середине 90-х гг., когда впервые понятие «саморегулируемые организации» было закреплено законодательно. Ими именовались добровольные некоммерческие организации, создаваемые в сфере рынка ценных бумаг. Их деятельность регулировалась Федеральным законом № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях». Начиная с 1998 г. саморегулируемые организации начали возникать в различных сферах предпринимательской деятельности, появилось обязательное членство для отдельных групп предпринимателей. Первыми областями деятельности с обязательным членством стали арбитражные управляющие, оценочная деятельность и профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.

В связи с принятием Федерального закона № 315-Ф3 от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях» развитие саморегулирования в России перешло на качественно новый этап. Растет количество СРО, увеличивается число компаний — членов саморегулируемых организаций. Добровольное и обязательное саморегулирование охватывает все большие слои предпринимателей. К маю 2012 года саморегулирование с обязательным членством было законодательно введено в 10 сферах профессиональной деятельности, а именно:

-деятельность арбитражных управляющих;

-аудиторская деятельность;

-кредитная кооперация;

-оценочная деятельность;

-деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;

-инженерные изыскания;

-архитектурно-строительное проектирование;

-строительство;

-деятельность в области энергетического обследования;

-теплоснабжение.

Саморегулирование с добровольным членством, предусмотренное отраслевыми федеральными законами на данном этапе включает в себя 9 сфер профессиональной деятельности:

-профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;

-деятельность негосударственных пенсионных фондов;

-кредитная кооперация;

-кадастровая деятельность;

-рекламная деятельность;

-деятельность жилищных накопительных кооперативов;

-деятельность патентных поверенных;

-посредническая деятельность по урегулированию споров (медиация);

-деятельность микрофинансовых организаций.

Также регистрируются СРО возникающие в различных сферах деятельности по собственной инициативе предпринимателей на основе базового 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»

К маю 2012 по данным Минэкономразвития России в Российской Федерации зарегистрировано 926 различных саморегулируемых организации и их количество продолжает расти, в основном, за счет СРО возникающих на добровольных основаниях.

СРО в строительстве

Саморегулирование в области строительства было введено в связи с отменой в этой сфере государственного лицензирования с 1 января 2009 г. При переходе к саморегулированию законодателем было предписано создание саморегулируемых организаций по трем видам деятельности:

-СРО, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

-СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

-СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

С 1 января 2010 года официальное разрешение (Свидетельство СРО о допуске к определенным видам работ) на осуществление профессиональной деятельности и выполнение видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в сфере проектирования, строительства и инженерных изысканий можно получить, только став членом саморегулируемой организации. Виды работ по проектированию, строительству и инженерным изысканиям которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства можно производить без допуска СРО.

Сами саморегулируемые организации строительной сферы, согласно требованиям федерального законодательства объединены в Национальные объединения СРО соответствующего вида деятельности. Были созданы:

  • Национальное объединение строителей (Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство»)
  • Национальное объединение проектировщиков (Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации»)
  • Национальное объединение изыскателей (Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания»)

подробней о саморегулировании

В соответствии с положениями ст. 4 ФЗ «О саморегулируемых организациях» под предметом саморегулирования понимается предпринимательская (юр. лица или ИП) или профессиональная (физические лица) деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации. Саморегулируемая организация (СРО) разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Следовательно, определение предмета саморегулирования будущей СРО является приоритетной задачей инициативной группы, которая собралась консолидировать для каких-то целей предпринимательское (юр. лица или ИП) или профессиональное (физические лица) сообщество. Немаловажным моментом является то, что формулировка предмета саморегулирования корреспондирует с наименованием некоммерческой организации (НКО), которое в соответствии с положениями пункта 1 ст. 4 ФЗ «О некоммерческих организациях» должно отражать организационно-правовую форму НКО и характер ее деятельности.

По этим двум причинам подготовке учредительных документов НКО, регистрируемой под СРО, всегда предшествует определение предмета саморегулирования.

Пример из нашей практики.

При получении статуса СРО Национальной ассоциацией корпоративных директоров нами было подготовлено сопроводительное письмо в Росреестр, в котором мы дали следующие пояснения по предмету саморегулирования этой НКО: Члены Ассоциации осуществляют корпоративное управление в коллегиальных органах управления и контроля (советах директоров, наблюдательных советах, ревизионных комиссиях) коммерческих (хозяйственные общества и товарищества, как это определено в п. 1 ст. 66 ГК РФ) и некоммерческих организаций. Данная деятельность осуществляется членами Ассоциации как физическими лицами, ежегодно избираемыми акционерами (участниками, членами НКО) в состав соответствующих органов управления и контроля на общих собраниях акционеров (собраниях участников, членов НКО) соответствующих организаций. Большая часть членов Ассоциации осуществляет профессиональную деятельность в акционерных обществах с государственным участием. Для отбора кандидатов в органы управления и контроля акционерных обществ с государственным участием действует комиссия Федерального Агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество). Данная комиссия действует на основании приказа Росимущества от 07 ноября 2012 г. № 250 (в ред. приказа Росимущества от 21 ноября 2013 года № 359).

В итоге в разделе «Сфера деятельности» в государственном реестре СРО Росреестр по Национальной ассоциации корпоративных директоров отразил следующую формулировку — корпоративное управление в коллегиальных органах управления и контроля коммерческих и некоммерческих организаций (см. запись в гос. реестре СРО по № 468).

Обратите внимание как органично в приведенном примере предмет саморегулирования корреспондирует с наименованием НКО — Национальная ассоциация корпоративных директоров (оно отражает характер деятельности НКО, из него сразу понятно, кто является членами НКО и чем они занимаются).

Вернемся в самое начало. Предмет саморегулирования найдет свое отражение в соответствующих разделах устава НКО, в которых дается определение требований к условиям членства в НКО, лягут в основу внутреннего документа – положения о членстве в НКО, а также будет детализирован в стандартах и правилах предпринимательской или профессиональной деятельности СРО.

По этой причине при создании добровольных СРО (в обязательных СРО предмет СРО сформулирован в соответствующих федеральных законах, регламентирующих ту или иную предпринимательскую или профессиональную сферу деятельности членов СРО) мы всегда рекомендуем нашим заказчикам поручить нам проработать вопрос с определением предмета саморегулирования. Стоимость наших услуг зависит от сложности тематики и, соответственно, наших трудозатрат (мы оцениваем их так — за 1 час работы — 5 000 рублей).

К сожалению, встречаются случаи, когда заказчики считают, что предмет саморегулирования ими уже определен и мы движемся дальше в сторону создания СРО. Но в какой-то момент, когда НКО все больше начинает соответствовать признакам СРО, наши заказчики понимают, что предмет саморегулирования должен быть сформулирован более точно или вообще по-другому. В итоге мы возвращаемся на несколько шагов назад, что приводит к потери времени и дополнительным затратам наших заказчиков…

Есть еще ряд моментов, на которые следует обратить внимание, когда предмет саморегулирования определен. На них обращают пристальное внимание работники Росреестра, когда НКО обращается в Росреестр с заявлением о включении информации о НКО в гос. реестр СРО.

Систематизировать все многообразие ситуаций и дать какие-то рекомендации нашим потенциальным заказчикам в этой статье невозможно. Создание добровольной СРО – это всегда штучный, индивидуальный проект!

По этой причине наша рекомендация – в случае, если Вами принято решение создать саморегулируемую организацию, обращайтесь к нашим специалистам по тел. +7 916 254 28 63, +7 977 614 12 95 или пишите по адресу: info@sroinfo.ru

В настоящее время СРО в сфере теплоэнергетики находятся в стадии формирования, а сама отрасль — в стадии становления. Предлагаем Вашему вниманию аналитическую статью, подготовленную специалистами «Центра обучения и сертификации».
Оформить допуск СРО ТеплоЭнергетиков
Повышение квалификации теплоэенергетиков

Вступление

Механизм саморегулирования в области теплоэнергетики явление новое и неизбежное. Как и в прочих отраслях народного хозяйства прослеживается общая тенденция ухода от государственного регулирования и переход к европейской практике — практике саморегулирования.
Поэтому появление Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», в котором отдельная глава посвящена саморегулируемым организациям в сфере теплоснабжения, регламентирующая необходимость получения допуска СРО организациями топливно-энергетического комплекса, производящих тепловую энергию и тепловые носители, а также осуществляющих передачу тепловой энергии и теплового носителя по тепловым сетям, абсолютно логично.

Правовая регламентация

1) Законодательная основа СРО в области теплоэнергетики:
Федеральный Закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
Федеральный Закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О теплоснабжении»
а) Норма регламентирующая необходимость вступления в СРО в сфере теплоэнергетики
В соответствии с п.1 ст. 27 ФЗ «О Теплоснабжении»: «Теплоснабжающая организация и (или) теплосетевая организация, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения, вправе осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения только при наличии выданного этой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к осуществлению определенных вида или видов деятельности в сфере теплоснабжения. Форма свидетельства о допуске устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения».
Исходя из текста этой статьи очевидно, что теплоснабжающая организация и (или) теплосетевая организация не являющаяся членом СРО в области теплоснабжения не в праве осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения.

б) Норма регламентирующая требования к созданию СРО в сфере теплоэнергетики
Статья 24. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения
1. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения при условии ее соответствия следующим требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста юридических лиц, являющихся теплоснабжающими организациями и (или) теплосетевыми организациями, и (или) индивидуальных предпринимателей;
2) обеспечение некоммерческой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями посредством наличия:
а) компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, услуг в сфере теплоснабжения, в размере не менее чем пятнадцать тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;
б) системы личного и (или) коллективного страхования ответственности;
3) наличие документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
2. Приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения допускается, если некоммерческие организации объединяют лиц, осуществляющих следующие виды деятельности в сфере теплоснабжения:
1) производство тепловой энергии, теплоносителя;
2) передача тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.
3. Саморегулируемая организация в сфере теплоснабжения обязана разработать и утвердить:
1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов теплоснабжения, — документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией в сфере теплоснабжения свидетельств о допуске к работам на объектах теплоснабжения;
2) правила контроля в области саморегулирования — документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
В соответствии с п. 2 ст. 24 ФЗ «О теплоснабжении», допуск саморегулируемой организации в области теплоэнергетики, обязателен для любых организаций: топливно-энергетического комплекса, производящих тепловую энергию и тепловые носители, а также осуществляющих передачу тепловой энергии и теплового носителя по тепловым сетям

Требование к инженерно-техническим работникам вступающим в СРО в сфере теплоэнергетики

На данный момент приказ о видах работах и необходимом количестве специалистов для проведения тех или иных работ в сфере теплоэнергетики не утвержден. В настоящее время СРО в сфере теплоэнергетики руководствуются исключительно ФЗ законом «О теплоснабжении» п. 4 ст. 25 которого гласит: «Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельства о допуске являются:
1) требование о наличии у индивидуального предпринимателя, юридического лица работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для осуществления определенных видов деятельности в сфере теплоснабжения;
2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для осуществления при необходимости самостоятельно определенных видов деятельности в сфере теплоснабжения и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;
3) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем».
На практике СРО в сфере теплоэнергетики требуют наличия в штате минимум двух специалистов с высшим энергетическим образованием (вне зависимости от работ проводимых в сфере теплоэнергетики) и повышением квалификации. Возможно, после выхода приказа, ситуация изменится, но пока чёткого регламента нет.

Учёт и контроль теплоэнергетических организаций и их оборудования

Котельное оборудование является объектом повышенной опасности, поскольку при эксплуатации котлов и котельных сосудов, а также магистральных трубопроводов и арматуры присутствуют факторы риска. К таковым относится избыточное давление, высокая температура и наличие агрессивных сред, влияющих на состояние оборудования и безопасность обслуживающего персонала. Именно поэтому использование котлов и котельного оборудования на производстве регламентируется законодательством, а именно – Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Согласно законодательным актам, разрешение (лицензию) на использование теплоэнергетического оборудования выдает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Лицу, заинтересованному в использовании котлов или котельного оборудования, следует обратиться в Ростехнадзор с заявительными и доказательными документами, подтверждающими безопасность оборудования.
В соответствии с № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разрешение на применение от Ростехнадзора (следовательно и учёт котельных) ведется только в том случае если котельная используется на производстве (то есть в промышленных масштабах). Домашние котельные (автономные котельные) не требуют получения разрешительной документации для их использования, следовательно, не требуют и учёта.

Ответственность за отсутствие свидетельства о допуске СРО в области теплоэнергетики для теплоэнергетических компаний

1) Кодекс РФ об административных правонарушениях
В КоАП существует только одна общая норма (ст.14.1. п.2.) которую можно косвенно применить к рассматриваемой нами ситуации:

«Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой».
Лицензированию подлежат виды деятельности, определенные п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 11 марта 2003 г. N 32-ФЗ), а также определенные другими федеральными законами применительно к видам деятельности, на которые не распространяется действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (их исчерпывающий перечень установлен п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Также, в соответствии с законом лицензирующим органом может являться только орган исполнительной власти, каковым СРО не является, следовательно, по-моему мнению, приравнять понятия лицензии и свидетельства о допуске в рамках ст. 14.1 невозможно.
В силу того, что понятия лицензии и свидетельства о допуске не тождественны, данную статью невозможно будет применить к теплоэнергетическим компаниям, осуществляющим свою деятельность при отсутствии у них свидетельства о допуске СРО в области теплоэнергетики.
2) Уголовный кодекс РФ
cт. 171 УК РФ:
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
По поводу применения данной статьи было дано разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23, пункт 4 которого гласит:
«При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (пункт 3 статьи 49 ГК РФ)».
То есть, состав преступления, предусмотренного ст. 171 настоящего Кодекса, будет налицо в случае осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации, либо при отсутствии требуемой по закону лицензии, либо при осуществлении такой деятельности за пределами срока действия лицензии или с нарушением условий лицензирования. Так что, по той же причине как и в ситуации с общей нормой ответственности из КоАП, данная статья УК не применима к организациям не имеющим свидетельства о допуске СРО.

Статистические данные

Теплоснабжение России обеспечивают 485 ТЭЦ, около 6,5 тысяч котельных мощностью более 20 Гкал/час и более 100 тысяч мелких котельных. Количество телоэнергетических компаний растёт вместе с развитием данной отрасли. По данным информационно-аналитического агентства к 2016 году количество теплоэнергетических компаний увеличится примерно на 20%.
Реестр СРО теплоэнергетиков должен быть подготовлен Минрегионом РФ на основании Приказа «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством регионального развития Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения». Но к сегодняшнему дню Минрегион реестра пока не подготовил. Основываясь на реестрах компаний участников СРО в области теплоснабжения можно сделать вывод что примерное количество организации членов составляет от 50 до 220 компаний.
Далее приведем усредненные показатели по стоимости вступления и участи в СРО в сфере теплоснабжения.
Цены:

  1. Единовременный вступительный взнос в размере 10 тысяч рублей;
  2. Ежемесячные взносы в размере 5 тысяч рублей (для предприятий с годовой выработкой менее 2000 Гкал) и 10 тысяч рублей (для предприятий с годовой выработкой более 2000 Гкал).
  3. Страхование ответственности и внесение взноса в компенсационный фонд в размере 15 тысяч рублей.

Поскольку в настоящее время государство уделяет большое внимание модернизации топливно-энергетического комплекса, вступление в СРО теплоэнергетиков – насущная необходимость для участников рынка. В соответствии с Федеральным законом «О Государственных закупках», все процессы по размещению госзаказов (в том числе в области теплоэнергетики) связаны с обязательным проведением конкурсов среди возможных поставщиков. Поэтому наличие допуска СРО теплоэнергетиков, что является обязательным законным требованием в соответствии с ФЗ «О Теплоснабжении», будет иметь определяющее значение для развития бизнеса, заключения выгодных контрактов и улучшения деловой репутации.
Таким образом, с момента появления первых СРО в области теплоэнергетики, наши специалисты будут готовы обеспечить комплекс услуг в области оформления допусков СРО теплоэнергетиков.