Санитарные зоны 2018

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 11, ст. 1636; № 24, ст. 3525) приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 02.11.2018 №299 утвержден порядок выдачи решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

ПОРЯДОК ВЫДАЧИ РЕШЕНИЙ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ, ИЗМЕНЕНИИ ИЛИ О ПРЕКРАЩЕНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ.

Круг заявителей

Заявителем на получение услуги (далее — заявитель) является юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), физическое лицо, указанное в заявлении о выдаче решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны, информация о котором указывается в решении об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

Требования к порядку информирования о выдаче Решения

Информирование о порядке выдаче Решения осуществляется Роспотребнадзором (его территориальными органами) по телефону, электронной почте, посредством размещения в сети Интернет, в средствах массовой информации, а также издания информационных материалов по вопросам выдачи Решения (брошюр, буклетов и т.д.).

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с выдачей Решения

Выдача Решения осуществляется в соответствии с:

Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32 (ч. 2), ст. 5135)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 11, ст. 1636);

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.07.2007, регистрационный № 9866) с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.04.2009 № 359 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.06.2009, регистрационный № 14054), от 12.08.2010 № 309 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.09.2010, регистрационный № 18366);

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2015 № 25н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12.05.2015, регистрационный № 37243).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для выдачи Решения

Для получения Решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган):

а) заявление об установлении, изменении санитарно-защитной зоны (примеры форм заявлений приведены в приложениях №1 и №2)

Приложение №1

(бланк заявления об установлении санитарно-защитной зоны)

(образец заполнения заявления об установлении санитарно-защитной зоны)

Приложение №2

(бланк заявления об изменении санитарно-защитной зоны)

(образец заполнения заявления об изменении санитарно-защитной зоны)

б) проект санитарно-защитной зоны;

в) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

Для получения Решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган):

а) заявление о выдаче Решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны (пример формы заявления приведен в приложении №3)

Приложение №3

(бланк заявления о прекращении существования санитарно-защитной зоны)

(образец заполнения заявления о прекращении существования санитарно-защитной зоны)

б) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации);

в) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте «б» настоящего пункта.

Для переоформления Решения заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган):

а) заявление в свободной форме о переоформлении Решения с указанием причины переоформления (реорганизация, изменение наименования, места нахождения юридического лица либо изменение фамилии, имени и отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя; техническая ошибка, допущенная при оформлении Решения и обнаруженная после его получения) с указанием сведений, предусмотренных формой, установленной в приложении № 3 к Порядку;

б) ранее выданное Решение.

Оценка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в проекте санитарно-защитной зоны

Проект санитарно-защитной зоны содержит:

а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;

б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);

в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая требования пп. 19-23 настоящих санитарных правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и предусмотренных настоящими санитарными правилами случаях оценки риска для здоровья человека;

г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны;

д) обоснование возможности использования земельных участков в границах санитарно-защитной зоны (в предусмотренных случаях).

Обоснование в проекте санитарно-защитной зоны размеров и границ санитарно-защитной зоны представляется в виде текстового описания (пояснительной записки) и картографических материалов, в том числе в приложениях, и содержит следующие разделы:

В разделе «Содержание проекта» представляется информация о разработчике проекта санитарно-защитной зоны, наименование, место расположения и адрес объекта, основания и цели разработки проекта санитарно-защитной зоны; данные о наличии актуальных (действующих) томов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и разрешений на выбросы, санитарно-эпидемиологических и экспертных заключений на предыдущие проекты санитарно-защитных зон (при наличии); краткий перечень и результаты выполненных в ходе проектирования работ; список использованной литературы.

Раздел «Методика выполнения работ при проектировании санитарно-защитной зоны» содержит описание хода выполнения работ по проектированию санитарно-защитной зоны; перечень исходных данных для проектирования; источники исходных данных, в том числе картографических; методы, методики и программные средства, использованные для выполнения работ; параметры, принятые для выполнения расчетов рассевания (коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы; средняя максимальная температура атмосферного воздуха наиболее жаркого месяца года; средняя максимальная температура атмосферного воздуха наиболее холодного месяца года; значение скорости ветра, превышаемой по средним многолетним данным не более чем в 5% случаев в году; среднегодовая повторяемость ветров различных направлений (роза ветров), частота возникновения аномальных, для рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере, явлений – инверсий, штилей и др.); данные о фоновых концентрациях и пр.

Раздел «Сведения об объекте» должен содержать общие сведения об объекте (адрес объекта, ИНН, КПП, ОКПО, ОКОНХ, БИК, а также ФИО и должность руководителя); географическое описание места расположения объекта; описание производственной структуры, технологических процессов, мощности объекта; режим работы объекта; информацию о количестве источников выбросов; перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу с указанием кода, наименования, величины гигиенического норматива, класса опасности, суммарного выброса каждого вещества (г/с и т/год), а также групп суммации; количество выбрасываемых веществ каждого класса опасности; общий выброс загрязняющих веществ (г/с и т/год), в том числе согласно разрешению на выброс (при наличии), утвержденному в установленном порядке; ориентировочный размер санитарно-защитной зоны объекта (при наличии).

Раздел «Оценка фактической и перспективной градостроительной ситуации» должен содержать ситуационную карту-схему, на которую должны быть нанесены: земельный участок (участки), на котором размещён объект, непосредственно объект, а также иные объекты и территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; карту-схему с нанесенными границами санитарно-защитной зоны с указанием масштаба и нанесенной масштабной линейки; адресный реестр объектов и территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания (в случае наличия таких объектов и территорий в границах предлагаемой к установлению санитарно-защитной зоны).

Раздел «Определение размеров санитарно-защитной зоны на основании результатов расчётов рассеивания загрязняющих веществ» должен содержать описание реализованных вариантов расчетов рассеивания (по площадке в точках расчетной сетки, в расчетных точках на границе санитарно-защитной зоны, в ближайшем жилье и других нормируемых территориях, на зимнее или летнее время года, с учетом или без учета фоновых концентраций загрязняющих веществ); таблицу с координатами и номерами расчетных точек на границе санитарно-защитной зоны и в ближайшем жилье, карту-схему санитарно-защитной зоны с расчетными точками на границе санитарно-защитной зоны и в ближайшем жилье, таблицу с результатами расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; карты-схемы полей рассеивания приоритетных загрязняющих веществ, анализ результатов расчетов рассеивания и выводы о соблюдении/несоблюдении на границе предлагаемой к установлению санитарно-защитной зоны гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.

Раздел «Определение размеров санитарно-защитной зоны на основании результатов акустического расчета и/или расчета воздействия других физических факторов (ультразвук, инфразвук, ЭМИ, вибрация и др.)» должен содержать перечень источников физического воздействия, их характеристики, расположение на территории объектов; описание реализованных вариантов расчетов воздействия физических факторов (по площадке в точках расчетной сетки, в расчетных точках на границе санитарно-защитной зоны и в ближайшем жилье, с учетом или без учета высоты расположения расчетной точки или расчетной сетки); таблицу с координатами и номерами расчетных точек на границе санитарно-защитной зоны и в ближайшем жилье; карту-схему санитарно-защитной зоны с расчетными точками на границе санитарно-защитной зоны и в ближайшем жилье; таблицы с результатами расчетов воздействия физических факторов; карты-схемы распространения физических факторов воздействия; анализ результатов расчетов физических факторов воздействия и выводы о соблюдении/несоблюдении на границе санитарно-защитной зоны предельно-допустимых уровней воздействия

Раздел «Определение размеров санитарно-защитной зоны на основании результатов расчета рассеивания биологических агентов» должен содержать перечень источников биологического воздействия; описание реализованных вариантов расчетов рассеивания биологических агентов (по площадке в точках расчетной сетки, в расчетных точках на границе санитарно-защитной зоны и в ближайшем жилье, на зимнее или летнее время года); таблицу с координатами и номерами расчетных точек на границе санитарно-защитной зоны и в ближайшем жилье; карту-схему санитарно-защитной зоны с расчетными точками на границе санитарно-защитной зоны и в ближайшем жилье; таблицу с результатами расчетов рассеивания биологических агентов в атмосферном воздухе, которая должна содержать, карты-схемы полей рассеивания приоритетных биологических агентов; анализ результатов расчетов рассеивания и выводы о соблюдении/несоблюдении на границе санитарно-защитной зоны гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.

Для кладбищ, скотомогильников и других аналогичных мест захоронения, кроме вышеперечисленных сведений, раздел должен содержать результаты гидрогеологических изысканий; расчетные максимальные концентрации биологических агентов в подземных водах и почве; величины гигиенических нормативов качества подземных вод и почв для данных биологических агентов.

Раздел «Оценка риска для здоровья населения» должен содержать материалы по расчёту и оценке риска для здоровья населения, выполненных в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке.

Раздел, содержащий программу натурных исследований за качеством атмосферного воздуха и уровнем воздействия физических факторов на границе санитарно-защитной зоны, на территории жилой застройки и других объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания.

Раздел, содержащий план (перечень) мероприятий по защите населения от вредного химического, физического и биологического воздействия на среду обитания и здоровье человека, в случае необходимости проведения указанных мероприятий.

Раздел «Описание границ санитарно-защитной зоны объекта» должен содержать информацию о размере санитарно-защитной зоны по всем направлениям (на каком расстоянии от контуров земельных участков (объектов) проходит граница санитарно-защитная зона); длина (периметр) санитарно-защитной зоны и её площадь; баланс территорий различного назначения в границах санитарно-защитной (тип каждой территории и её общая площадь); наличие/отсутствие территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания в границах санитарно-защитной зоны; рекомендации по использованию территории санитарно-защитной зоны; обоснование возможности использования земельных участков в границах санитарно-защитной зоны в случаях, предусмотренных действующим законодательством (при необходимости).

В разделе «Заключение» должны содержаться итоговые размеры и границы санитарно-защитной зоны, предлагаемой к установлению, перечень мероприятий при необходимости, перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны.

К обоснованию размеров и границ санитарно-защитной зоны должны быть приложены правоустанавливающие документы на земельные участки под строительство, эксплуатацию или реконструкцию объектов.

Картографические материалы, содержащие ситуационный план размещения объекта, представляются в масштабе М 1:2000, 1:5000, 1:10000 в зависимости от площади территории объекта и должны быть заверены органами местного самоуправления. Указанные материалы должны содержать актуальную на момент проектирования информацию, отображать границы земельного участка объекта и границы территорий и объектов различного назначения, в том числе с нормируемыми показателями качества среды обитания, которые запрещено размещать в санитарно-защитных зонах с обозначением их назначения.

В качестве приложений к обоснованию размеров и границ санитарно-защитной зоны должны быть представлены копия разрешения на выбросы (при наличии); копия справки уполномоченной организации о метеорологических характеристиках, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; инвентаризация источников выбросов в виде таблицы параметров источников выбросов в атмосферный воздух; инвентаризация источников физических факторов воздействия.

Разделы обоснования размеров и границ санитарно-защитной зоны, содержащие исходные расчёты рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере уровней физических факторов, экспозиции (при необходимости проведения оценки риска здоровью населения) представляются в приложении к проекту санитарно-защитной зоны.

Перечень сведений, необходимых и обязательных для выдачи Решения

Необходимыми и обязательными для предоставления услуги являются:

санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок;

государственная регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя в налоговом органе

выдача на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений.

Заявители в течение всего срока выдачи Решения устно или письменно информируются:

а) об отказе в выдаче решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны;

б) о принятии решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

Предоставление государственной услуги по выдаче Решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии.

Санитарно-эпидемиологическую экспертизу проводят ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии», другие аккредитованные в установленном порядке организации, эксперты.

Прием документов в Управлении Роспотребнадзора по Чувашской Республике — Чувашии и выдача санитарно-эпидемиологических заключений осуществляется по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Московский, д. 3Д.

Контактные телефоны:

(8352)58-29-29, Квашенникова Вера Германовна – начальник отдела санитарного надзора, государственной регистрации и лицензирования; (8352)58-67-97;

факс: (8352) 58-53-07; сайт: www.21.rospotrebnadzor.ru;

e-mail: sanit@21.rospotrebnadzor.ru; zakluch@21.rospotrebnadzor.ru

График приема заявителей по вопросам предоставления государственной услуги

  • Решения Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике — Чувашии об установлении размеров санитарно-защитных зон за 9 месяцев 2020 год (Файл 1)

    19 октября 2020

  • Решения Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике — Чувашии об установлении размеров санитарно-защитных зон за 2019 год

    10 марта 2020

  • Решения Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике — Чувашии об изменении размеров санитарно-защитных зон за 2019 год

    10 марта 2020

  • Решение Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике — Чувашии о прекращении существования санитарно-защитной зоны за 2019 год

    10 марта 2020

Что такое проект СЗЗ?

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) разрабатывается для действующих и проектируемых промышленных объектов. На основании разработанного проекта Роспотребнадзор выдает решение об установлении СЗЗ. Санитарно-защитная зона предприятия — это буферная зона между промышленным объектом и нормируемой территорией: жильем, огородами, рекреационными территориями, детскими спортивными площадками. Она ограждает жителей близлежащих территорий от негативного воздействия промышленных и других инфраструктурных объектов. Разработка СЗЗ позволяет сделать вывод о соблюдении гигиенических нормативов на территории близлежащих жилых зон и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия предприятия на здоровье населения.

Зачем нужен проект СЗЗ?

Проект санитарно-защитной зоны преследует две главные цели. Первая — соблюдение требований российского законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вторая цель — для проектируемых объектов определить размер будущей «буферной зоны» предприятия, на которой нельзя размещать жилую застройку, рекреационные зоны и другие нормируемые территории, а для действующих — оценить достаточность текущего размера СЗЗ и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия.

Чем регламентируется разработка проекта СЗЗ?

Санитарно-защитная зона предприятия разрабатывается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 3 марта 2018 года, однако, вышло постановление Правительства Р Ф &8470; 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», которое в некотором смысле «перекрыло» СанПиН.

Согласно этому постановлению, теперь любой промышленный объект должен согласовать свою санитарно-защитную зону еще до получения разрешения на строительство, т. е. на стадии проектирования. Это означает, что без проекта обоснования санитарно-защитной зоны ни один объект теперь не может быть введен в эксплуатацию. Согласно постановлению, линию санитарно-защитной зоны теперь необходимо ставить на кадастровый учет, чтобы ее невозможно было не учесть.

Важность мартовского постановления в том, что, с одной стороны, оно упростило процедуру, но с другой — сделало проект санитарно-защитной зоны обязательным для объектов, которым раньше не нужно было его разрабатывать и согласовывать.

Подытожим: на март 2019 года проектирование СЗЗ регламентирует постановление правительства &8470; 222 и теми пунктами СанПиНа, которые ему не противоречат.

Что такое ориентировочная санзона?

В вышеназванном СанПиНе содержится классификация предприятий на пять классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Каждому из этих классов опасности соответствует свой размер ориентировочной санитарно-защитной зоны: для предприятий I класса она составляет 1000 м, II — 500 м, III — 300 м, IV — 100 м и V — 50 м.

Смысл такой классификации в том, чтобы проектирование нового объекта — например, мусорного полигона или атомной электростанции — шло сразу с учетом ориентировочной санзоны. Для этого достаточно лишь знать, к какому классу из СанПиНа принадлежит будущий объект.

Смысл же проекта санитарно-защитной зоны в том, чтобы с помощью расчетов и — если объект уже действующий — результатов мониторинга доказать Роспотребнадзору, что предлагаемого размера СЗЗ достаточно для безопасной эксплуатации объекта. Сократить размер своей санзоны может любое предприятие — разница лишь в том, что ее размер для предприятий I и II классов опасности согласуется в федеральной службе Роспотребнадзора в Москве, а для остальных классов — в территориальных управлениях Роспотребнадзора.

Что такое дополнительная оценка рисков?

Для предприятий первых двух классов опасности — I и II — предусмотрена дополнительная оценка рисков для здоровья населения. Суть процедуры в том, чтобы оценить не максимально разовое воздействие негативных физических или химических факторов, а риск возникновения заболеваний и других последствий для здоровья при постоянном воздействии этих факторов в течение года. По результатам анализа устанавливается уровень риска: допустимый, условно допустимый или недопустимый. При недопустимом уровне разрабатываются мероприятия по снижению негативного воздействия на здоровье населения.

Что входит в проект СЗЗ?

Проектирование санитарно-защитной зоны — комплексная процедура, состоящая из многих частей. Сначала экологи-проектировщики выявляют на предприятии источники химического загрязнения воздуха и физические факторы воздействия на жителей близлежащих территорий и сравнивают выявленные показатели с установленными гигиеническими нормативами.

Затем разрабатывают и обосновывают перечень мер по снижению влияния вредных химических соединений и физических факторов на здоровье населения. Для действующих предприятий также предусмотрен мониторинг физических показателей и атмосферного воздуха.

По итогам этих оценок и совокупности других показателей экологи-проектировщики определяют достаточный размер санитарно-защитной зоны, после чего согласуют его в органах Роспотребнадзора.

Итогом успешной разработки и согласования проекта СЗЗ является положительное решение по предложенным границам зоны от Главного государственного санитарного врача РФ — на федеральном уровне для объектов I или II класса опасности и на уровне субъекта для остальных классов опасности.

Утвержденные границы ведомство отправляет в Росреестр, где их вносят в градостроительные планы, а на землю в их пределах налагают ограничения.

Сколько длится согласование проекта СЗЗ?

После разработки проекта необходимо получить экспертное заключение во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» или в другой аккредитованной организации — это занимает около 1−2 месяцев. Следующая ступень — согласование в Роспотребнадзоре, на которое необходим еще месяц. Для действующих объектов также предусмотрены замеры в рамках экологического мониторинга — они обычно занимают от 3 до 12 месяцев. Итого для проектируемого объекта минимально возможный срок разработки и согласования проекта СЗЗ составляет 4 месяца, для действующего объекта — 6 месяцев.

Как часто нужно разрабатывать проект СЗЗ?

Проект СЗЗ разрабатывается и согласовывается один раз и подлежит корректировке при изменении технологических процессов, смене оборудования, увеличении мощности предприятия и других масштабных изменениях.

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие проекта СЗЗ?

За отсутствие разработанного и согласованного проекта санитарно-защитной зоны у действующего предприятия КоАП РФ предусматривает для юридических лиц штраф 20 000 рублей или приостановление производства на срок до 90 суток. К производственным предприятиям применяют в основном второй вид ответственности, в силу незначительного для юрлица размера денежного штрафа.

Проектируемый же объект без согласованной СЗЗ просто не допустят до строительства.

Переписывать постановление не имеет смысла, рассмотрим лишь некоторые явные изменения.

Кому необходимо разрабатывать проект СЗЗ?

Первое и самое важное изменение. Теперь каждый правообладатель объекта, в отношении которого имеется обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, обязан в течение года после вступления в силу Постановления подать соответствующее заявление об установлении СЗЗ (вместе с полным комплектом документов).

Аналогично и для строящихся (подлежащих реконструкции) объектов, для которых уже получено разрешение на строительство, реконструкцию, и для которых имеется обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, — в течение года после вступления в силу Постановления необходимо подать соответствующее заявление на установление СЗЗ.

Т.е. если раньше СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не включал обязанность по установлению СЗЗ к действующим объектам, то новое Постановление это «недоработку» устраняет.

П.1: Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

И таким образом, всем существующим и действующим объектам необходимо в течение одного года разработать проект СЗЗ и установить защитную зону, если за территорией формируется химическое, физическое или биологическое воздействие, превышающее установленные нормативные значения.

Установление санитарно-защитной зоны

Еще одно важное, на наш взгляд, изменение заключается в следующем. В соответствии с п. 2.2 СанПиН.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона разрабатывается последовательно: сначала расчетная (предварительная) СЗЗ на основании расчетов и затем установленная (окончательная) СЗЗ на основании протокольных измерений. В Постановлении Правительства №222 речь идет только об установлении СЗЗ, ее изменении или прекращении.

Но, на практике эта норма сейчас не работает. При попытках согласовать проекты СЗЗ, разработанные в соответствии с новым требованиями, мы получаем «соответствующие комментарии» экспертов. И таким образом, снова приходим к привычной для всех последовательности, установленной СанПиНом.

Различается подход к определению границ СЗЗ: согласно СанПиН санитарно-защитная зона предприятия устанавливается от границ земельного участка, то в ПП №222 учитывается только контур объекта. При этом на сегодняшний день все же остается открытым вопрос по выполнению замеров уровня загрязнения: за пределами промышленной площадки или по контуру объекта?!

Еще одно нововведение: согласно действующим ранее санитарным правилам сведения о санзонах не отражались в едином госреестре недвижимости. Поэтому правоприменители при рассмотрении спорных вопросов исходили из того, что вне зависимости от наличия записи в ЕГРН ограничения санзоны, если такая определена, вступают в силу. Теперь это так только после внесения сведений о СЗЗ в ЕГРН.

  1. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Изменения санитарно-защитной зоны

Важное изменение теперь касается и порядка изменения СЗЗ. По действовавшим ранее правилам подавать заявления за изменением санитарно-защитной зоны мог только непосредственный правообладатель объекта, что давало возможность недобросовестным лицам спекулировать этим правом, продавая возможность уменьшения границ СЗЗ заинтересованным собственникам земли.

В Постановлении Правительства № 222 есть прямое указание на то, что собственник участка (который входит в чужую санзону), при отсутствии соответствующего заявления от правообладателя объекта имеет право самостоятельно провести измерения «уровня загрязнения» и при наличии достаточных на то оснований самостоятельно подать заявление на изменение СЗЗ.

  1. В целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.

Краткие выводы:

  • устанавливать СЗЗ теперь обязаны все предприятия, а не только вновь строящиеся или реконструируемые;
  • изменять СЗЗ может не только правообладатель объекта, но и лицо, территория которого находится в границе соответствующей санитарно-защитной зоны;
  • факт установки СЗЗ подтверждается появлением соответствующей записи в Едином государственном реестре недвижимости;
  • в новом Постановлении много спорных моментов и противоречии с действующим СанПиНом. Несмотря на то, что Постановление имеет более высокий статус в иерархии законодательства, контролирующие органы не спешат его применять на практике.

Остались вопросы по поводу СЗЗ для вашего предприятия? Пишите, с удовольствием ответим!

Прочитать про услугу: Разработка проекта СЗЗ

Приложение N 2
к приказу Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
от 05.12.2018 г. N 1000

Форма

в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека / в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (наименование уполномоченного органа) от___________________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя) ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ Заполняется заявителем: ________________________________________________________________________, (наименование юридического лица, или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющегося правообладателем объекта, иного юридического лица, органа государственной власти или органа местного самоуправления, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физические лица), основной государственный регистрационный номер:_________________________, индивидуальный номер налогоплательщика:_________________________________, зарегистрированный по адресу:____________________________________________ ________________________________________________________________________, в связи с имеющимися обстоятельствами для представления настоящего заявления в части реализации____________________________________________, (положение(я) постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон») на основании проекта санитарно-защитной зоны_____________________________ ________________________________________________________________________, (наименование проекта санитарно-защитной зоны) разработанного___________________________________________________________ ________________________________________________________________________, (наименование и адрес места нахождения (жительства) разработчика проекта санитарно-защитной зоны) и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны___________________ ________________________________________________________________________, (наименование экспертного заключения), выполненного_____________________________________________________________ (наименование юридического лица, адрес (почтовый) места нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя, ФИО эксперта, выдавшего экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны) на основании_____________________________________________________________, (реквизиты документа, предоставляющего право на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации) а также в связи с имеющимся решением об установлении санитарно-защитной зоны ________________________________________________________________________, (наименование и реквизиты решения об установлении санитарно-защитной зоны, наименование уполномоченного органа, принявшего соответствующее решение) и установленными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации санитарно-защитной зоной и ограничениями использования земельных участков, расположенных в ее границах, прошу принять решение об изменении санитарно-защитной зоны. К настоящему заявлению об изменении санитарно-защитной зоны прилагаются следующие документы: 1. Проект санитарно-защитной зоны на ___ л. в 1 экз. на бумажном носителе, или в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или иного лица на основании заключения договора с заявителем (нужное подчеркнуть); 2. Экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны на ___ л. в 1 экз. на бумажном носителе, или в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или иного лица на основании заключения договора с заявителем (нужное подчеркнуть).

  1. Цель создания проекта СЗЗ
  2. Перечень необходимых исходных данных
  3. Где согласовывается
  4. Ответственность за отсутствие

Юридическое основание для проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

ЗАКОН РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» (№ 7-ФЗ)

Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон

1. В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

2. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений — территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Закон № 7-ФЗ Об охране окружающей среды

В ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ

3. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.

Закон № 32-ФЗ

ЗАКОН РФ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ» (№ 52-ФЗ).

Статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

Закон № 52-ФЗ

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

Закон № 242-ФЗ

Закон № 248-ФЗ

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

абзац утратил силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Закон № 122-ФЗ

САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ».

САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Пункт 1.2. Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Пункт 2.1. В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее — санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Цель создания проекта СЗЗ

Целью создания санитарно-защитной зоны является создание такого защитного барьера, который бы обеспечивал безопасность населения при эксплуатации объекта.

Для объектов, которые являются источником загрязнения окружающей среды необходимо разрабатывать проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.

Размер санитарно-защитной зоны обосновывается проектом санитарно-защитной зоны, учитывающим ожидаемое загрязнение, фоновые показатели, уровень физического воздействия на атмосферный воздух, подтверждённые результатами натурных исследований и полученных экспериментальным путём показателей.

Проект разработки санитарно-защитной зоны объекта осуществляется в две ступени:

— расчётная СЗЗ, учитывающая расчёт рассеивания и физическое воздействие на атмосферный воздух.

— установленная, основывающаяся на натурных измерениях и наблюдениях, необходима для подтверждения и проверки расчётных параметров.

Критерий, использующийся при разработке СЗЗ — недопущение превышения ПДК загрязняющих веществ для населённых мест и ПДУ физического воздействия на атмосферный воздух.

К основным функциям, выполняемым СЗЗ можно отнести снижение уровня шума, загрязнения атмосферного воздуха и других негативных факторов до предельно допустимого уровня на границах СЗЗ с селитебными зонами.

Территория санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предназначена для:

-обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значений за ее пределами на границе с селитебными территориями;
-обеспечение эстетического и санитарно-защитного барьера, между предприятием и зоной жилой застройки.
-организации озеленённых площадей, обеспечивающих фильтрацию, экранирование и ассимиляцию загрязнителей атмосферного воздуха.

Основной целью, которую преследует разработка проекта обоснования СЗЗ, является получение санитарно-эпидемиологического заключения от структуры Роспотребнадзора о соответствии санитарно-защитной зоны предъявляемым требованиям

Доля промышленных объектов и производств в зависимости величины воздействия на окружающую среду, которая определяется с учётом мощности, условий эксплуатации, количества и характера выделяющихся загрязняющих веществ устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

  • промышленные объекты и производства первого класса — 1000 м;
  • промышленные объекты и производства второго класса — 500 м;
  • промышленные объекты и производства третьего класса — 300 м;
  • промышленные объекты и производства четвертого класса — 100 м;
  • промышленные объекты и производства пятого класса — 50 м;

ПОНЯТИЯ:

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения , являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от селитебной территории. Санитарно-защитная зона неотъемлемая часть любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Источник воздействия на среду обитания и здоровье человека- это объект, для которого характерно превышение 0,1 ПДК и (или) ПДУ за пределами промышленной площадки ( в некоторых случаях величина СЗЗ совпадает с границами промышленной площадки).

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ для разработки проекта «обоснования санитарно-защитной зоны» на стадии эксплуатации:

  1. Краткая информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.).
  2. Реквизиты предприятия

Характеристика

Показатели

1. Общие сведения

Коды
ИНН
КПП
ОГРН
ОКАТО
ОКФС
ОКВЭД
ОКОНХ
ОКОГУ
ОКОПФ
ОКПО
р/с
к/с
БИК
Юридический адрес предприятия
Фактический адрес предприятия
Телефон
ФИО и должность руководителя
Ответственный за охрану окружающей среды
Вид деятельности
Кол-во персонала

В т.ч.

ИТР
Рабочие
Общая площадь предприятия (м2)
В т.ч. Площадь твердых покрытий
Площадь озеленения
Площадь застройки
Режим работы

2. Инженерное обеспечение

Теплоснабжение
Электроснабжение
Водопотребление
Водоотведение
  1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
  2. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
  3. Генеральный план (М 1:500);
  4. Ситуационный план, (М 1:2000) с указанием границ объекта, экспликацией окружающих объектов, перспективной застройки;
  5. Письмо о координатах привязки рассматриваемого объекта;
  6. Фоновые концентрации загрязняющих веществ района расположения объекта;
  7. Климатические характеристики района;

10. План кровли рассматриваемого объекта с указанием местоположения выхлопных воздуховодов от технологического оборудования (Высота и диаметр труб, м);

11. Проект вентиляции (Схема систем вентиляции и кондиционирования воздуха с указанием диаметров, высоты всех труб, марки вентиляторов и их производительность, число часов работы в сутки и т.п. );

12. Акустические характеристики и спецификация источников шума;

13. Схемы размещения источников шумового воздействия (притоки и вытяжки вентсистем, выносные блоки кондиционеров, чиллеры, трансформаторные подстанции, котельные и т.д.);

14. Данные о водоснабжении и канализации объекта (в т.ч. приложить сертификаты на локальные очистные сооружения и жироуловители)

15. Указать место расположения контейнерной площадки и частоту вывоза мусора с территории предприятия;

16. Проект ПДВ (если есть), если нет:

1) Справка о расходе сырья и материалов за год.

2) Перечень технологического оборудования.

3) Описание технологического процесса (подробно).

4) Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ для проекта СЗЗ на стадии проекта:

  1. Краткая информация о производственной деятельности, структуре предприятия.
  2. Реквизиты предприятия (в т.ч. коды ИНН, КПП, ОКПО, ОКВЭД, ОГРН).
  3. Карта-схема предприятия (1:500), ситуационная карта-схема расположения предприятия (1:2000).
  4. Свидетельство о госрегистрации предприятия, договор аренды.
  5. Предполагаемые объемы производства.
  6. Перечень технологического оборудования.
  7. Описание технологического процесса.
  8. Проект вентиляции и кондиционирования.
  9. Паспорт на вентустановки всех помещений (при наличии).
  10. Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе.
  11. Фоновые концентрации района расположения объекта.
  12. Климатические характеристики района расположения объекта.
  13. Координаты привязки производственной площадки предприятия.
  14. Природоохранная документация на момент разработки проекта (при наличии).
  15. Паспорта на технологическое оборудование (при наличии).
  16. Поэтажные схемы (планы) всех помещений предприятия.
  17. Характеристика благоустройства территории с указанием зеленых насаждений.
  18. Договора на водоотведение, водопотребление; электроснабжение и теплоснабжение предприятия (при наличии).

ГДЕ СОГЛАСОВЫВАЕТСЯ:

Проект СЗЗ подлежит поэтапному согласованию в следующих инстанциях:

Аккредитованная экспертная организация (платное)

НИИ гигиенического профиля (для объектов 1 и 2 классов опасности) (платное)

Территориальное управление Роспотребнадзора по Субъекту РФ (бесплатное)

Главное управление Роспотребнадзора России (для объектов 1 и 2 классов опасности) (бесплатное)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ:

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (№ 195-ФЗ 2001 Г.)

Закон № 195-ФЗ

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ)

Закон № 380-ФЗ

Закон № 237-ФЗ

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, –

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Закон № 45-ФЗ

Закон № 116-ФЗ

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства –

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 183-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

Закон № 183-ФЗ

Закон № 116-ФЗ

Закон № 239-ФЗ