Счет 30403

Какие в бюджетном учреждении необходимо сделать бухгалтерские проводки при постановке на учет одежды для детей-сирот, оплаченной по статье 263 КОСГУ?

20 января 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расчеты с поставщиком при приобретении одежды для детей-сирот могут учитываться с применением счета 302 63 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме». Одежда, приобретенная учреждением в целях бесплатной выдачи детям-сиротам, может учитываться на счете 105 36 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». При списании стоимости одежды, выданной детям-сиротам, применяется счет 0 401 20 263 (0 109 ХХ 263).

Обоснование вывода:
С 1 января 2019 года при отражении расходных операций учреждения применяют положения приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок N 209н).
Расходы на приобретение одежды для детей-сирот в положениях Порядка N 209н прямо не поименованы. Вместе с тем специалисты финансового ведомства неоднократно отмечали, что закупка товаров, услуг для обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот, детей-сирот и лиц из их числа обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отражается по подстатье 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» КОСГУ (смотрите, к примеру, Информацию Минфина России от 13.05.2019 «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)», письмо Минфина России от 06.03.2019 N 02-05-11/14993).
В то же время порядок учета одежды для детей-сирот Инструкциями N 157н и N 174н прямо не предусмотрен. Какие-либо разъяснения по данному вопросу в настоящее время специалистами финансового ведомства не доведены. Поэтому выбранный вариант отражения бухгалтерских записей в учете подлежит согласованию в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н, и закреплению учетной политикой учреждения.
Приобретенную одежду до выдачи непосредственным получателям необходимо оприходовать в состав материальных запасов. Согласно п. 118 Инструкции N 157н одежда учитывается на счете 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь».
Но вместе с тем следует учитывать, что отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса (письмо Минфина России от 22.05.2019 N 02-08-10/37166, пп. 11.4 п. 11 Порядка N 209н). Согласно пп. 11.4.6 п. 11 Порядка N 209н по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ отражаются расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам. Перечень таких материальных запасов исчерпывающим не является.
Поскольку в рассматриваемой ситуации учреждение приобретает одежду не для нужд учреждения, а в целях выдачи соответствующим получателям, на наш взгляд, учет одежды может быть организован в составе прочих материальных запасов на счете 0 105 36 000. Аналогичный подход используется при отражении в учете приобретения молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (смотрите Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», доведенные письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075).
Таким образом, по аналогии с молоком, расчеты с поставщиком при приобретении одежды для детей-сирот могут учитываться с применением счета 302 63 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме». Одежда, приобретенная учреждением в целях бесплатной выдачи детям-сиротам, может учитываться на счете 105 36 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». При списании стоимости одежды, выданной детям-сиротам, применяется счет 0 401 20 263 (0 109 ХХ 263).
Таким образом, хозяйственные операции, связанные с приобретением и бесплатной выдачей одежды детям-сиротам, могут отражаться в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением следующих корреспонденцией счетов:
1. Дебет 0 105 36 346 Кредит 0 302 63 73Х
— отражена задолженность перед поставщиком за поставленную одежду;
2. Дебет 0 302 63 83Х Кредит 0 201 11 610
одновременно увеличение забалансового счета 18 (КВР 323, КОСГУ 263)
— погашена задолженность учреждения перед поставщиком за поставленную одежду;
3. Дебет 0 401 20 263 (0 109 ХХ 263) Кредит 0 105 36 446
— фактическая стоимость одежды, выданной детям сиротам, отнесена на расходы учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 28.12.2018)
«Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах (далее — объекты учета). Единый план счетов содержит наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтетических кодов счетов (счетов первого порядка) и аналитических кодов синтетических счетов).

п.273 Инструкции (157н) говорит, что счет 30403 предназначен:
Угу, «на счета ВО ВКЛАДЫ…» — то есть на счета, представляющие собой ВКЛАДЫ, открытые на банковском балансовом счете 423 (по классификации счетов 302-П от 26.03.2007). И далее в этом пункте 157н читаем «УДЕРЖАНИЯ производятся на основании…»
Почитайте п.п. 4.41, 4.52 и др. № 302-П — там четко разделены депозиты (вклады) на б/счете 423 и текущие счета физических лиц на б/счете 40817.
Ведь фактически имеет место перечисление всей зарплаты (а не части удержанной зарплаты) на банковские карты (счета), открытые на банковском балансовом счете 40817. И это не удержание — вот в чем дело, а согласованная сторонами форма выплаты заработной платы.
Но учетные традиции живучи — из Инструкции в Инструкцию перетекают формулировки, соответствующие КЗОТу советских времен (когда действительно было возможно лишь удержание части зарплаты по заявлению с целью перечисления во вклад), запутывающие бухгалтеров и не соответствующие реалиям настоящего времени. Хотя живем давно по ТК, где ст. 136 допускает выплату всей заработной платы путем перечисления на банковский счет на условиях, определенных коллективным или трудовым договором — и есть все правовые основания для «прямой» проводки в дебет 30211 «Расчеты по зарплате» при перечислении зарплаты на банковские карты.
Для решения вопроса по существу, конечно, Инструкции 157н, 162н. 174н, 183н надо править в данной части, приводя в соответствие со ст.136 ТК РФ — будем пытаться убеждать в этом разработчиков. Все равно там много еще, что нужно править…

Счета бюджетного учета в 2016 году претерпели изменения, поскольку с 01.01.2016 по-другому применяется бюджетная классификация. О принципах кодировки счетов, типовых корреспонденциях и забалансовом учете читайте в нашей статье.

Законодательные акты, регулирующие коды счетов бюджетного учета

Бухучет бюджетников регулируется Единым планом счетов и инструкцией, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Бюджетные организации согласно п. 2 ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Для каждой из них есть свой частный план счетов:

  • приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н применяется автономными организациями;
  • приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н — бюджетными;
  • приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н — казенными.

Понятие «бюджетный учет» применяется только к определенным госструктурам, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет, правила которого оговорены в соответствующих планах счетов (приказы № 174н и № 183н).

В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация. Она необходима для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. На ее основе разработаны счета бюджетного учета. Планом счетов бюджетного учета (приказ № 162н) расшифровывается структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, показывающая состав номера счета. Кроме того, на примере можно увидеть, как именно кодируются данные об объекте учета.

Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому плану счетов (приказ № 157н), а кроме того, в таблице самого плана счетов бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Таблица 1

Номер разряда счета

1–17

19–21

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример: счет КРБ 1 101 1 8 310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»

КРБ

См. таблицу 2

За счет средств бюджета

Основные средства

Недвижимое имущество

Прочие основные средства

Увеличение стоимости ОС

Чтобы определить разряды 1–17, необходимо уметь пользоваться бюджетной классификацией. Инструкция к плану счетов бюджетного учета содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой код (КБК) необходимо указать: предназначенный для расходов бюджета (КРБ), шифрующий доходы бюджета (КДБ), источники финансирования дефицита бюджета (КИФ) или 0. Причем для учреждений берутся 4–20-й разряды КБК, а для финансовых органов — 1–17-й разряды.

Отметим, что в бюджетном учете в соответствии с приказом № 162н возможны только 2 вида финансового обеспечения:

  • за счет бюджета (код 1);
  • за счет средств во временном распоряжении (код 3).

Таким образом, казенные учреждения, госорганы и прочие организации, подпадающие под юрисдикцию приказа № 162н, не могут иметь собственные внебюджетные доходы.

КБК состоит из 20 разрядов, из которых 4–20-й переносятся на место 1–17-го разрядов счета бюджетного учета учреждений (либо 1–17-й разряды КБК — на место 1–17-го разрядов счета для финансовых органов), как упоминалось выше. В таблице 2 приведен состав кода бюджетных расходов.

Таблица 2

Номер разряда КБК (кода расходов)

1–3

4–5

6–7

8–2

13–17

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

Группа

Подгруппа

Элемент

Приложение 9 к указаниям № 65н

Приложение 2 к указаниям № 65н

Приложение 10.1 к указаниям № 65н

Приложение 3 к указаниям № 65н

Новшеством в кодировке счетов бюджетного учета в 2016 году является то, что из структуры КБК исключена классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Приказами Минфина России от 08.06.2015 № 90н и от 01.12.2015 № 190н внесены изменения в классификацию доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Однако КОСГУ используются как 3 последних разряда в номере счета.

Подробнее об одном из разделов плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Составление корреспонденций счетов (на примере счетов 106, 205, 209, 302)

В бюджетном учете действует стандартный принцип двойной записи. Покажем типовые проводки на примере следующих синтетических счетов:

  • 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (используется для отражения фактических затрат на покупку, создание, модернизацию основных средств, нематериальных активов, непроизводственных активов, материальных запасов);
  • 0020500000 «Расчеты по доходам» (используется для отражения расчетов с дебиторами);
  • 0020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (используется для отражения дебиторки виновных лиц в причинении ущерба, предоплат, по которым не оказаны услуги, и прочих расчетов, указанных в п. 220 приказа № 157н);
  • 0030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (используется для отражения кредиторской задолженности).

В зависимости от группы, вида объекта и его движения меняется аналитика счета, и вместо 0 используются соответствующие коды, которые можно найти в плане счетов бюджетного учета. Широкий перечень типовых операций приведен в приложении 1 к инструкции к плану счетов бюджетного учета.

Таблица 3

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Отражены фактические затраты на покупку ОС

КРБ 010611310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»

КРБ 010631310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

КРБ 030221730 «Увеличение кредиторской задолженности по услугам связи»

КРБ 030222730 (–//– по транспортным услугам)

КРБ 030225730 (–//– по работам, услугам по содержанию имущества)

КРБ 030226730 (–//– по прочим работам, услугам)

КРБ 030231730 (–//– по приобретению основных средств)

КРБ 030291730 (–//– по прочим расходам)

Начислена задолженность по недостаче ОС за счет виновных лиц

КДБ 020971560 «Увеличение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»

КДБ 040110172 «Доходы от операций с активами»

Начислен доход от оказания услуг

КДБ 020531560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

КДБ 040110130 «Доходы от оказания платных услуг»

Учет на забалансовых счетах в бюджетном учреждении

Забалансовые счета для бюджетных учреждений работают так же, как и для коммерческих, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. Планом счетов бюджетного учета предусмотрено 29 забалансовых счетов. На них учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции.

Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.

Учет в бюджетных структурах подчиняется Бюджетному кодексу РФ и строго регламентирован. Бюджетная система страны включает в себя использование специальных кодов, знание которых необходимо и для бухгалтеров по бюджетному учету, поскольку коды используются непосредственно при составлении рутинных проводок.

Также полезную информацию вы найдете в статье «Составляем план счетов бюджетного учета — образец 2015».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.Главная » Бухгалтеру » Операции по бюджетным счетам

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором


Вернуться назад на Бюджетный счет

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования задач и функций государства и местного самоуправления.
В соответствии с ГК и БКРФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
— Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
— Местные бюджеты.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов.
Федеральное казначейство (Казначейство России)- это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ следующие функции:
— обеспечение исполнения федерального бюджета;
— кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
— предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета.
В соответствии с БКРФ обслуживанием счетов бюджетов занимается ЦБРФ.
Кредитные организации также могут осуществлять отдельные операции со средствами бюджета, например, кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов, а также обслуживать счета бюджетов, в случае отсутствия учреждений ЦБРФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
В кредитных организациях для учета средств бюджетов различных уровней органом, исполняющим бюджет и получателям, открываются счета 401-404.

Клиенты полевого учреждения, открывшие в нем бюджетные счета на балансовом счете 120, могут совершать любые операции как по зачислению, так и по снятию (переводу) средств на бюджетные либо текущие счета предприятий и организаций.
Для осуществления операций по снятию и телеграфному переводу средств на счета клиентов, открытые в другом банке, владелец счета представляет в полевое учреждение платежное поручение, форма 0401002, в котором указываются:
— номер платежного поручения;
— дата;
— плательщик (если воинская часть — «воинский»);
— номер счета;
— наименование банка плательщика и его местонахождение;
— получатель, номер его бюджетного или текущего счета;
— банк получателя, его наименование и местонахождение;
— сумма прописью и цифрами;
— в разделе «назначение платежа» указывается «финансирование получателя по смете Министерства обороны», указывается номер параграфа, графы и символа.
В платежном поручении проставляется подпись и печать клиента, а при телеграфном переводе подчеркивается слово «телеграф».
В бухгалтерии полевого учреждения на основании поступающих платежных поручений для осуществления иногородних платежей составляется телеграфное авизо следующего содержания:
— адрес банка получателя и его МФО;
— слово «кредитуйте», затем наименование банка получателя, номер корреспондентского счета и номер расчетного счета получателя;
— наименование получателя;
— сума цифрами;
— назначение платежа;
— наименование банка-отправителя;
— дата и номер авизо;
— кодовые знаки;
— подпись начальника полевого учреждения.
Поступающие в полевое учреждение средства, подлежащие зачислению на счет 120, зачисляются на лицевые счета клиентов на основании:
— ответного провода к телеграфному авизо по форме 0481028;
— второго экземпляра платежного поручения о переводе бюджетных средств;
— мемориального ордера;
— объявления на взнос наличными.
Списание средств может осуществляться на основании платежного поручения, денежного чека, мемориального ордера, платежного требования-поручения и аккредитива.
При списании средств с балансового счета 120 в полевом учреждении делается проводка:
Дебет 120 — Кредит счет получателя.
При получении наличных денег:
Дебет 120 — Кредит 030.
При зачислении на 120 счет:
Дебет счет плательщика — Кредит 120.
Не реже 1 раза в месяц клиенты полевого банка, имеющие бюджетные счета на балансовом счете 120, обязаны получить с него выписку для сверки операций, прошедших по счету в полевом учреждении с операциями, зафиксированными клиентами по их документам.
Выписка по счету 120 ничем не отличается от выписок по остальным клиентским счетам.
По состоянию на 1 января клиент обязан представить в полевое учреждение подтверждение остатка по счету 120.
Для завершения исполнения бюджета за прошлый год Департаментом полевых учреждений Центрального банка РФ дается указание по заключительным оборотам по счету 120. Данные указания обязаны исполнять и клиенты банка.
Например, согласно указанию все учреждения, предприятия и организации с лицевых счетов балансового счета 120 отдельным платежным поручением перечисляют в порядке заключительных оборотов остатки неиспользованных средств на отдельные лицевые счета, открываемые в полевом банке этим учреждениям на пассивном балансовом счете 157 «Средства федерального бюджета будущего года».
Операции по этим счетам осуществлялись, а затем средства были перечислены на вновь открытый на балансовом счете 100 отдельный лицевой счет 51 по разделу 59 «Остатки бюджетных средств на начало года». В конце года эти средства перечисляются в Департамент полевых учреждений.
Кроме расходования бюджетных средств может происходить их восстановление. Для этого они зачисляются на бюджетный счет 120 наличным и безналичным перечислением.
От отдельных лиц перечисления на восстановление кредита могут производиться как наличным (по объявления на взнос наличными), так и безналичным порядком (со вкладной книжки). Документ по такому перечисления должен быть с разрешающей визой довольствующего финансового органа.
В объявлении на взнос наличными и в объявлении вкладчика при снятии денег с вкладной книжки указывается номер бюджетного счета, а также статьи сметы Министерства обороны, по которым подлежат зачислению сдаваемые на восстановление суммы. Если суммы на восстановление переводятся платежным поручением, то в графе «назначение платежа» воинская часть указывает статью сметы Министерства обороны, а по суммам, полученным воинской частью за имущество, еще и слова «за имущество».
При этом указывается номер лицевого счета; при возврате на бюджетные счета сверхлимитных сумм на финансирование номер статьи сметы Министерства обороны не указывается. В этом случае в платежном поручении пишется: «сверхлимитные суммы».

Бюджетная классификация
Бюджетная классификация КОСГУ
Бюджетный процесс
Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерский баланс


| | Вверх