Счета с особым порядком переоценки

Суммовые разницы. Типовые ошибки.

При заключении договоров на ведение хозяйственной деятельности организации могут устанавливать цены в иностранной валюте или в условных единицах (далее у.е.). Это не противоречит статье 317 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.11.96 (в редакции от 28.11.2011 г.) № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет операций ведется в валюте Российской Федерации — рублях. Поэтому подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или дата пересчета не установлены законом или соглашением сторон.

На практике в программе 1С: Бухгалтерия 8, в процессе ведения учета, случается, что суммовые разницы рассчитываются неверно. Рассмотрим следующие события:

— Не обновлены курсы валют.

Данное обновление является регламентным. Процедуру обновления можно установить при загрузке программы.

— Счета с особым порядком переоценки.

В программе существует регистр сведений «Счета с особым порядком переоценки». Предназначен он для хранения списка счетов, переоценка которых не производится Например счета авансов:62.22, 62.32.

Частой ошибкой бывает то, что в данный регистр вносят счета подлежащие переоценке (62.21 ,62.31), по этой причине данные счета могут не переоцениваться.

— Документы вводятся или изменяются задним числом.

При расчетах в у.е. важно соблюдать последовательность проведения документов, так как переоценки валюты зависят от предыдущей операции переоценки. При введении или изменении документов «задним числом», необходимо перепровести последующие расчетные документы с данным контрагентом. Если этого не сделать, то все последующие взаиморасчеты будут ввестись неверно. Как следствие, например: валютный остаток закрыт, но остался рублевый остаток.

— Ручные операции.

В ряде случаев необходимо вводить ручные операции. Например: списание процентов по кредиту. Для этого используется документ «Операция Бухгалтерский и налоговый учет».

Каждому пользователю программы должно быть известно, что существуют реквизиты операции:

БУ – данные бухгалтерского учета

НУ – данные налогового учета

ПР – постоянные разницы

ВР – временные разницы

Для отображения трех последних колонок, необходимо нажать на кнопку Σ вверху над табличной частью и ввести суммы в соответствующие колонки. По умолчанию они просто не видны и пользователи часто про них забывают.

При заполнении данного документа важно помнить, что должно выполняться условие БУ=НУ+ПР+ВР. Это также можно увидеть в разделе «показатели» любого стандартного отчета программы.

— Проверка

Правильность расчета переоценки можно проверить несколькими способами:

  • По формуле: сумма переоценки = (курс на текущую дату переоценки (минус) курс на дату предыдущей переоценки) (умножить)на сумму остатка валюты
  • Так же можно проверить остатки по счетам расчетов с контрагентами Например 62.31 по контрагентам: конечный остаток рублевой суммы разделить на конечный остаток валютный суммы, т.е. получить валютный курс. Данный курс должен совпасть со справочником Валюты на вторую дату из интервала отчета. Если это не произошло, то это значит, что в операциях переоценки существуют ошибки.

* По нашему мнению:

  • Если ведется учет в валюте, тогда возникают курсовые разницы
  • Если в условных единицах – тогда суммовые.

Счет 60.31 — Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в у.е.)

Подчинен счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (60).

Вид: Пассивный.
Виды учета на счете:

  • Валютный
  • Налоговый

Аналитика по счету «60.31»:

Субконто Только обороты Суммовой учет Учет в валюте
Контрагенты Нет Да Да
Договоры Нет Да Да
Документы расчетов с контрагентом Нет Да Да

Описание счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в у.е.)»

Отображает все платежи своим поставщикам или подрядчикам в российских рублях, а не в валюте, как указано в расходных документах. Такая необходимость возникает, если предприятие уже закупило продукцию или сырье у другой организации, произошла отгрузка или первым событием в расчетах стала полная оплата за предстоящую сделку.

Подобная ситуация может возникнуть при планировании проведения различных работ или обслуживания. В этом случае оплата производится по выписанному счету-фактуре или заключенному договору, но не в иностранной валюте, как указано в документе, а в российских рублях.

Проводки счета 60.31

Счет корреспондирует по дебету:

Какие субсчета правильно использовать для расчетов с поставщиками и подрядчиками, если расчеты производятся в условных единицах (у.е.)

Согласно пункту 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» при формировании Учетной политики утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

Бухгалтерский учет по плану счетов, утвержденному в Инструкции по применению Плана счетов Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94Н, должен обязательно вестись во всех организациях. На основании Плана счетов и в соответствии с Инструкцией, организация утверждает свой рабочий План счетов, который содержит полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов. Субсчета организация может устанавливать самостоятельно, как и исключать их, объединять и вводить новые.

Согласно Плану счетов Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» используется для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками. Субсчета к счету 60 организация может установить самостоятельно и прописать это в учетной политике.

Если компания работает в программе 1С:Предприятие 8.3, то можно использовать субсчета, предложенные разработчиками программы. Предлагаемый в программе счет 60.31 — это счет Расчетов с поставщиками и подрядчиками в у.е. и счет 60.32 — это счет Расчетов с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным в у.е.

Сегодня на практике под условной единицей понимается только «реальная» иностранная валюта — доллар США, евро и т.д., по курсу которой исчисляется рублевая сумма расчетов. В термин «условные единицы» («у. е.») мы вкладываем именно это понятие.

Если в договоре сумма указана в иностранной валюте, а оплата производится в рублях, при этом компания работает в 1С:Предприятие 8.3, то считаем правильным использовать субсчета 60.31 и 60.32 для отражения расчетов с поставщиками и подрядчиками в условных единицах.

Если Ваша компания работает в любой другой программе, то Вы можете выбрать любые другие субсчета и утвердить свой рабочий План Счетов.

Ширяева Наталья

Учет взаиморасчетов с контрагентами

Рассмотрим, как вести учет взаиморасчетов с российскими и иностранными контрагентами в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.

Российские контрагенты

Сначала определяемся со счетами расчетов, которые будут использованы при отражении операции.

В плане счетов есть предопределенные счета: 60.01 и 60.02. Эти счета служат для отражения хозяйственных операций, по которым расчеты ведутся в рублях.

Для того чтобы отразить данную операцию, необходимо создать новый договор с контрагентом, выбрать валюту расчетов – рубли.

Далее создаем «Списание с расчетного счета», вид операции «Оплата поставщику». В списании с расчетного счета выбираем «Счет учета 51». Далее проставляем суммы, после проведения документа анализируем проводки.

Затем создаем поступление товаров и услуг, полностью заполняем табличную часть и выбираем тот же договор, что был выбран в списании с расчетного счета. После проведения документа анализируем проводки:

  • по дебету счета 60.01 и кредиту счета 60.02 – на сумму зачета аванса, уплаченного поставщику;
  • по дебету счета 41.01 и кредиту счета 60.01 – на стоимость товара.

Далее выполняем «Закрытие месяца» в разделе «Операции».

Для того чтобы отразить возникновение задолженности, необходимо создать документ «Реализация товаров и услуг», который находится на закладке «Продажа».

Отражаем поступившую оплату в разделе «Банк и касса», выбираем договор и указываем сумму в рублях.

Иностранные контрагенты

Сначала загружаем курсы валют для правильных взаиморасчетов. Для этого заходим в меню «Справочники», нажимаем «Валюты» и «Загрузить курсы валют». Открывается диалоговое окно, в котором проставляем период загрузки, а также устанавливаем флаг напротив нужной валюты и нажимаем «Загрузить».

Затем нужно определиться с счетами расчетов, которые будем использовать при отражении операции, так как это прямым образом влияет на расчеты по налогу на прибыль. Здесь чаще всего допускаются ошибки.

В плане счетов есть предопределенные счета: 60.21, 60.22, 60.31, а также 60.32.

Счета 60.21 и 60.22 необходимы для отражения хозяйственных операций, по которым расчеты ведутся в иностранной валюте. Это значит, что Акт будет выставлен в валюте и оплачен с валютного счета.

Счета 60.31 и 60.32 служат для расчетов в условных единицах. То есть Акт будет выставлен в валюте, но расчеты будут вестись в рублях.

Чтобы отразить данную операцию, необходимо создать новый договор с контрагентом, выбрать валюту расчетов.

Затем создаем «Списание с расчетного счета», вид операции «Оплата поставщику». В списании с расчетного счета выбираем «Счет учета 52» – нужен валютный расчетный счет и договор с контрагентом, созданный ранее. Далее проставляем суммы, после проведения документа анализируем проводки.

Следующий этап – отражение поступления товаров и услуг. Для этого полностью заполняем табличную часть и выбираем тот же договор, что был выбран в списании с расчетного счета. После проведения документа анализируем проводки:

  • по дебету счета 60.21 и кредиту счета 60.22 – на сумму зачета аванса, уплаченного иностранному поставщику;
  • по дебету счета 41.01 и кредиту счета 60.21 – на стоимость товара. Сумма проводки определяется как произведение значения на курс иностранной валюты на дату перечисления аванса в размере перечисленного аванса, и оставшаяся часть – на дату поступления товаров и услуг.

Далее выполняем «Закрытие месяца» в разделе «Операции». После выполнения регламентной операции «Переоценка валютных средств» смотрим справку-расчет.

Обратите внимание, что с 2015 г. суммы переоценки по валютным операциям учитываются в налоговом учете.

Для того чтобы отразить возникновение задолженности, необходимо создать документ «Реализация товаров и услуг», который находится на закладке «Продажа». При этом нужно уделить особое внимание договору контрагента: в поле «Расчеты» выбираем цену в евро, а расчеты в рублях.

Далее передаем данный договор в реализацию. В результате проведения используется счет 62.31. Сумма проводки определяется как курс на дату операции умноженный на валютный эквивалент. Отражаем поступившую оплату в разделе «Банк и касса», выбираем договор и указываем сумму в рублях. Далее на основании курса на дату оплаты рассчитывается сумма в валютном выражении.

Закрытие авансов

Закрытие авансов происходит на усмотрение бухгалтера. Для ведения бухгалтерского учета важно закрепить в организации правила отнесения оплаты на аванс и способ его дальнейшего погашения в учетной политике.

Зачет авансов происходит в документах «Поступление товаров и услуг», «Реализация товаров и услуг», а погашение задолженности – в документах «Списание с расчетного счета», «Поступление на расчетный счет», «РКО» и «ПКО».

Система поддерживает 3 вида зачета аванса:

  1. Автоматически.
  2. Если организация ведет учет взаиморасчетов с контрагентами в целом по договору без детализации по документам, то в этом случае сумма превышения оплаты над задолженностью либо сделанной прежде отгрузкой зачитывается в полученные, а также выданные авансы в счет будущих поставок. Таким образом система автоматически зачитывает авансы.

  3. По документу.
  4. Данный вид зачета авансов используется, если организация осуществляет углубленный контроль задолженности и оплаты, в также детализирует расчеты с контрагентами до конкретного документа. Т.е. оплата выполняется только по определенному документу, и каждая отгрузка выполняется под конкретный аванс.

    При выборе вида расчетов «По документам» в документах движения товаров, работ и услуг автоматически появляется новый реквизит «Зачет авансов», а для документов движения денежных средств новая вкладка «Документ расчетов». Бухгалтер самостоятельно определяет документ движения товаров, или платежным документам указывается аванс и его сумма.

  5. Не погашать задолженность (в документах оплаты, закрывается счет расчетов) и не зачитывать аванс (в документах движения товаров, закрывается счет авансов).

Также существует возможность не зачитывать авансы: тогда полученные суммы авансов будут суммироваться на авансовых счетах расчетов с покупателями/поставщиками.

Данная автоматизация взаиморасчетов применяется с целью применения в следующих случаях:

1) Оплата товара либо услуг производится двумя частями (аванс и его погашение, указывается в назначении платежа). Например, если поступившая оплата – это аванс, то наша задолженность не зачитывается. Необходимо указывать в реквизите погашение задолженности: не погашать. Когда зачислится вторая доля оплаты, в документе указывается – по документу или же автоматически.

2) Предприятие зачитывает всю полученную или же перечисленную оплату как аванс и только документами «Поступление товаров и услуг» и «Реализация товаров и услуг». В этом случае необходимый аванс также принимается автоматически или по документу. Данный метод даст возможность установить сумму непокрытого аванса или же задолженности.

3) Аванс ориентирован на реализацию иных сделок. По этой причине зачитывать его нельзя, а товары реализуются только лишь в счет задолженности с поставщиком. В данном случае «Поступление товаров и услуг» и «Реализация товаров, работ, услуг» учитываются на счете расчетов с контрагентом, сохраняется информация о сумме непокрытого аванса. Зачитываются ранее полученные авансы или не может быть отрегулировано без редактирования счетов по учету с контрагентом.

При выборе данных настроек в документах поступления и реализации товаров, работ, услуг будет скрыт «Счет расчетов по авансам», а в документах движения денежных средств с поставщиками и подрядчиками – счет расчетов.