Сертификат на авиационные работы

Вниманию эксплуатантов, выполняющих авиационные работы

Дата публикации: 6 ноября 2018

В сентябре 2018 года Росавиация разослала по своим территориальным управлениям телеграмму, предлагающую запретить использование единичных экземпляров воздушных судов (ЕЭВС) и частных пилотов при выполнении авиационных работ. В соответствии с этой телеграммой ряд территориальных управлений разослал эксплуатантам письма с предложением отказаться от применения единичных экземпляров воздушных судов (ЕЭВС) авиации общего назначения и частных пилотов под угрозой приостановки или аннулирования летных сертификатов.

АОПА-Россия призывает эксплуатантов, выполняющих авиационные работы, добровольно не отказываться от использования ЕЭВС или частных пилотов.

Информируем вас, что действующее воздушное законодательство не содержит запрета на применение ЕЭВС АОН или частных пилотов на авиаработах — в этой связи имеются разъяснения Минтранса и органов прокуратуры. Телеграмма Росавиации имеет рекомендательную силу.

В случае приостановления или аннулирования сертификатов эксплуатантов выполняющих авиационные работы, а также в случаях отказов во включении ЕЭВС или частных пилотов в такие сертификаты, АОПА-Россия готова предоставить профессиональную юридическую помощь с целью судебного обжалования таких незаконных действий со стороны территориальных управлений Росавиации.

По возникающим вопросам связывайтесь с нами по адресу mail@aopa.ru или тел. +7-495-9267038.

Сертификат эксплуатанта выдается на срок до 3 лет.

Сертификат эксплуатанта не может быть выдан на два или более юридических (физических) лица и не может быть передан одним юридическим (физическим) лицом другому.

Каждому эксплуатанту выдается подлинный экземпляр сертификата эксплуатанта.

Заявитель (эксплуатант) имеет организационную структуру, воздушные суда (на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании), авиационный персонал и производственную базу для организации, производства и обеспечения полетов в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.

Заявитель (эксплуатант) для выполнения воздушных перевозок и планируемой программы полетов располагает воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учетом их резервирования. Настоящее требование соблюдается в течение срока действия сертификата эксплуатанта.

В качестве резерва не рассматриваются воздушные суда, арендуемые по договору аренды воздушного судна с экипажем, и воздушные суда, работающие за рубежом по контрактам.

Воздушные суда эксплуатанта оборудуются в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями для заявленных регионов и видов полетов, а авиационный персонал заявителя (эксплуатанта) имеет необходимую квалификацию и подготовку.

Заявитель (эксплуатант) разрабатывает и внедряет в своей организации руководство по производству полетов, руководство по организации технического обслуживания и руководство по качеству, содержащие установленные и принятые к исполнению авиационным персоналом эксплуатанта правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов.

При проведении работ по сертификации уполномоченный орган в области гражданской авиации рассматривает соответствие персонала установленным квалификационным требованиям с учетом обязательной аттестации (в том числе по ранее занимаемым должностям).

Авиационный персонал заявителя (эксплуатанта) имеет соответствующую квалификационным требованиям специальную подготовку и квалификацию, подтвержденную действующими свидетельствами (сертификатами) и другими документами с необходимыми квалификационными отметками и допусками, выдаваемыми в установленном порядке.

Эксплуатант обеспечивает непрерывное повышение квалификации, профессиональную подготовку авиационного персонала.

Заявитель, представивший заявку на получение сертификата эксплуатанта, разрабатывает бизнес-план, содержащий обоснование возможности выполнения планируемой программы полетов в течение 24 месяцев и обеспечения покрытия расходов на ее выполнение без доходов в течение трех месяцев от начала работы.

Заявитель (эксплуатант) в зависимости от характера заявляемой деятельности обеспечивает обязательные виды страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При выполнении международных полетов заявитель (эксплуатант) обеспечивает обязательные виды страхования в соответствии с законодательством государства, над территорией которого выполняются полеты.

Заявитель (эксплуатант), подающий заявку на выполнение полетов по международным воздушным линиям и авиационных работ за рубежом, обеспечивает надежные каналы связи с каждым воздушным судном для оперативного управления перевозками или авиационными работами. Связь с воздушными судами может обеспечиваться эксплуатантом самостоятельно или по договору с организацией, имеющей сертификат на выполнение соответствующих работ.

Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации (статья 113 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Заявитель (эксплуатант) для получения права перевозки опасных грузов обеспечивает наличие:

· ответственного специалиста, имеющего документ, подтверждающий уровень квалификации по перевозке опасных грузов, а также наделенного правами принимать решения от имени эксплуатанта о допуске (отказе в допуске) к воздушной перевозке опасных грузов и об условиях их перевозки в зависимости от класса (категории) опасных грузов;

· пилотов, бортовых инженеров, операторов, проводников, имеющих документ на право перевозки опасных грузов;

· воздушных судов, в которых багажно — грузовые помещения отвечают требованиям норм летной годности и позволяют осуществлять перевозку опасных грузов.

Заявитель (эксплуатант) для выполнения конкретных видов авиационных работ обеспечивает наличие:

· воздушных судов, предназначенных и оборудованных для выполнения заявленных видов авиационных работ;

· персонала, допущенного к выполнению заявленного вида авиационных работ;

· сертифицированных технических средств для выполнения заявленного вида авиационных работ;

· инструкции по выполнению авиационных работ.

Эксплуатант организует, самостоятельно или по договорам с сертифицированными организациями, загрузку воздушных судов в строгом соответствии с их эксплуатационной документацией.

Загрузка и центровка воздушного судна с отклонениями от предельно допустимых значений являются нарушением требований действующих нормативных документов и международных стандартов в части обеспечения безопасности полетов.

Эксплуатант организует летную работу в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.

Летное подразделение эксплуатанта обеспечивает соответствующие условия безопасного выполнения полетов и осуществляет:

· организацию безопасного выполнения полетов воздушных судов эксплуатанта;

· организацию и выполнение подготовки, переподготовки, поддержание и повышение профессионального уровня летного и руководящего персонала подразделения и допуск летного состава (включая бортоператоров и бортпроводников) к полетам;

· организацию квалификационных проверок летного состава;

· организацию аэронавигационного обеспечения;

· организацию летно-методической работы;

· планирование летной работы с учетом нормирования рабочего времени и времени отдыха летного состава;

· формирование экипажей воздушных судов;

· соблюдение установленных правил и процедур допуска к полетам членов экипажей воздушных судов;

· проведение предварительной и предполетной подготовки экипажей;

· систематический контроль и анализ деятельности экипажей воздушных судов;

· анализ состояния безопасности полетов;

· анализ материалов полетной информации;

· профилактические мероприятия по предупреждению авиационных происшествий;

· организацию взаимодействия со службами обеспечения полетов;

· актуализацию нормативных актов и других документов, регламентирующих летную деятельность;

· ведение летно-штабной документации и делопроизводства.

Квалификационные требования к летному составу определяются нормативными актами, регулирующими деятельность гражданской авиации.

Инспекционная проверка заявителя (эксплуатанта) организуется уполномоченным органом в области гражданской авиации. По поручению уполномоченного органа в области гражданской авиации инспекционную проверку проводит научная или иная организация.

Инспекционные проверки проводятся по программам, утверждаемым уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Инспекционная проверка эксплуатанта организуется при продлении срока действия сертификата эксплуатанта, изменении условий эксплуатации воздушных судов, связанных с освоением нового типа воздушного судна, международных полетов или изменением аэропортов базирования.

Инспекционная проверка, связанная с внесением изменений в условия эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов, может быть совмещена с плановым инспекционным контролем.

Уполномоченным органом в области гражданской авиации могут проводиться внеплановые инспекционные проверки.

Основаниями для проведения внеплановой инспекционной проверки эксплуатанта являются:

ухудшение состояния безопасности полетов;

ухудшение основных финансово-экономических показателей деятельности эксплуатанта;

возбуждение против эксплуатанта дела о банкротстве или судебного разбирательства в связи с неплатежеспособностью.

Уполномоченный орган в области гражданской авиации принимает решение и оформляет сертификат эксплуатанта и эксплуатационные спецификации на основании комплексного заключения по сертификации заявителя (эксплуатанта).

Сертификат эксплуатанта вступает в силу даты его регистрации в Государственном реестре.

В случае отказа в сертификации, а также возникновения спорных вопросов заявитель может подать апелляцию (жалобу) в уполномоченный орган в области гражданской авиации либо обжаловать соответствующее решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Настоящими Правилами устанавливаются следующие виды инспекционного контроля:

· инспекционный контроль на перроне;

· инспекционный контроль на маршруте (в полете);

· инспекционный контроль пассажирских (грузовых) салонов и работы бортпроводников (бортоператоров);

· инспекционный контроль базовых объектов.

Инспекционный контроль нескольких видов может быть объединен в комплексную инспекционную проверку.

Периодичность инспекционного контроля может быть увеличена по решению уполномоченного органа в области гражданской авиации, но не более чем в два раза.

Уполномоченный орган в области гражданской авиации может ввести ограничения в действие, приостановить действие сертификата эксплуатанта или аннулировать сертификат эксплуатанта.

Основаниями для введения ограничений в действие, приостановления действия или аннулирования сертификата эксплуатанта могут являться:

выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом правил производства и обеспечения полетов, влияющие на безопасность полетов и авиационную безопасность.

Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации» (с изменениями на 13 августа 2015 года)

Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации»

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 декабря 2009 года N 249

Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации»

(с изменениями на 13 августа 2015 года)

приказываю:

1. Утвердить Федеральные авиационные правила «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации» согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Пункт утратил силу с 24 октября 2015 года — приказ Минтранса России от 13 августа 2015 года N 246..

Министр
И.Е.Левитин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 февраля 2010 года,
регистрационный N 16185

Приложение N 1. Федеральные авиационные правила «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации»

Приложение N 1

I. Общие положения

2. Правила устанавливают сертификационные требования к физическим, юридическим лицам, выполняющим авиационные работы, порядок проведения сертификации физических, юридических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения, порядок выдачи указанным лицам сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи его дубликата.

II. Порядок проведения сертификации

3. Заявление на получение сертификата эксплуатанта или внесение в него изменений (далее — заявление) направляется в территориальный орган уполномоченного органа в области гражданской авиации (далее — территориальный орган) физическим, юридическим лицом, намеревающимся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения (далее — заявитель).

4. В заявлении указываются:
для юридического лица — полное и, если имеется, сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, юридического лица, организационно-правовая форма юридического лица, его юридический адрес, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; для физического лица — фамилия, имя и отчество физического лица, адрес его места жительства, данные документа, удостоверяющего личность физического лица;
фактический (почтовый) адрес заявителя;
контактные телефоны, факс заявителя;
цель проведения сертификации (получение сертификата эксплуатанта, внесение изменений в сертификат эксплуатанта);
аэродром (посадочная площадка) базирования воздушных судов заявителя;
заявляемые виды авиационных работ;
заявляемые к использованию воздушные суда с указанием их типа (наименования), государственного и регистрационного опознавательных знаков;
авиационный персонал заявителя с указанием фамилий, имен и отчеств, а также квалификаций и видов работ, выполнение которых разрешено квалификационными отметками.

5. Для получения сертификата эксплуатанта к заявлению прилагаются заверенные надлежащим образом копии:
для юридического лица — документов о государственной регистрации; для физического лица — документа, удостоверяющего личность;
свидетельств о регистрации гражданских воздушных судов;
сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам) воздушных судов;
документов, подтверждающих страхование, предусмотренное статьями 131, 132 и 135 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»;

руководства по производству полетов;
сертификатов (свидетельств) членов экипажей воздушных судов и лиц инженерно-технического персонала с квалификационными отметками, подтверждающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении заявленных видов работ.

6. Для внесения изменений в сертификат эксплуатанта к заявлению прилагаются указанные в пункте 5 настоящих Правил документы, относящиеся к заявляемым изменениям.

7. Заявление рассматривается территориальным органом в срок до 10 рабочих дней с момента получения заявления, а при внесении изменений в сертификат эксплуатанта — в срок до 5 рабочих дней с момента получения заявления.

8. В процессе рассмотрения заявления и приложенных к нему документов территориальный орган определяет их соответствие сертификационным требованиям, установленным настоящими Правилами.

9. При положительных результатах рассмотрения заявления территориальный орган оформляет сертификат эксплуатанта, вносит изменения в сертификат эксплуатанта.
В сертификате эксплуатанта указываются:
слова «Министерство транспорта Российской Федерации» и наименование территориального органа, выдавшего сертификат эксплуатанта;
слова «Сертификат эксплуатанта N» и номер сертификата эксплуатанта;
для юридического лица — полное наименование юридического лица, его юридический адрес; для физического лица — фамилия, имя и отчество физического лица, адрес его места жительства;
слова «соответствует требованиям воздушного законодательства Российской Федерации к физическим лицам, юридическим лицам, выполняющим авиационные работы, и может осуществлять авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в спецификации настоящего сертификата эксплуатанта, являющейся его неотъемлемой частью»;
слова «Настоящий сертификат эксплуатанта действителен до» и дата окончания действия сертификата эксплуатанта.
К сертификату эксплуатанта прикладывается спецификация, являющаяся неотъемлемой частью сертификата эксплуатанта, в которой указываются:
слова «Спецификация сертификата эксплуатанта», номер и дата выдачи сертификата эксплуатанта;

фактический (почтовый) адрес эксплуатанта;
контактные телефоны, факс эксплуатанта;
аэродром (посадочная площадка) базирования воздушных судов эксплуатанта;
разрешенные виды авиационных работ;
разрешенные к использованию воздушные суда с указанием их типа (наименования), государственного и регистрационного опознавательных знаков.

10. Оформленный сертификат эксплуатанта подписывается руководителем территориального органа с указанием даты, заверяется печатью территориального органа и выдается заявителю.

11. В случае отказа в выдаче сертификата эксплуатанта или внесения в него изменений территориальный орган направляет заявителю письменное уведомление с указанием причин отказа.
Решение об отказе принимается территориальным органом в случае недостоверности содержащихся в заявлении данных или их несоответствия требованиям, указанным в пунктах 4 и 5 настоящих Правил.
Заявитель может обжаловать указанное решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Сертификат эксплуатанта выдается сроком на 3 года.

13. Копия сертификата эксплуатанта, заявление и приложенные к нему документы хранятся в территориальном органе.
Информация о выдаче сертификата эксплуатанта или внесении в него изменений направляется территориальным органом в течение 3 рабочих дней в уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложено ведение реестра выданных сертификатов.

14. В случае нарушения обладателем сертификата эксплуатанта ограничений, изложенных в сертификате эксплуатанта, а также воздушного законодательства Российской Федерации могут быть введены ограничения в действие сертификата эксплуатанта, его действие может быть приостановлено или сертификат эксплуатанта может быть аннулирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Для получения дубликата сертификата эксплуатанта эксплуатант направляет в территориальный орган заявление о выдаче дубликата сертификата эксплуатанта, в котором указываются:
для юридического лица — организационно-правовая форма и наименование юридического лица; для физического лица — фамилия, имя и отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего личность физического лица;

причина непригодности к дальнейшему использованию подлинника сертификата эксплуатанта (порча, утеря).
Выдача дубликата сертификата эксплуатанта осуществляется территориальным органом в срок до 5 рабочих дней с момента получения заявления о выдаче дубликата сертификата эксплуатанта.
На дубликате сертификата эксплуатанта в левом верхнем углу делается надпись «Дубликат».

III. Сертификационные требования

16. Эксплуатант имеет воздушные суда на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, оборудованные для выполнения заявленных видов работ и имеющие сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), обеспечивает поддержание летной годности, выполнение правил подготовки и выполнения полетов воздушных судов.

17. Эксплуатант принимает на работу авиационный персонал, имеющий свидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении конкретных видов авиационных работ, осуществляет подготовку и переподготовку указанного авиационного персонала, формирует экипажи воздушных судов.

18. Эксплуатант принимает меры к тому, чтобы его работники знали и исполняли законы, правила и процедуры государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта.

19. Эксплуатант имеет на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании производственные помещения, транспорт и иную технику, необходимые для выполнения заявленных видов авиационных работ.

20. Эксплуатант обеспечивает обязательные виды страхования, предусмотренные статьями 131, 132 и 135 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации».

21. Эксплуатант разрабатывает и утверждает руководство по производству полетов в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 года N 128 (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2009 года, регистрационный N 14645), и обеспечивает его выполнение авиационным персоналом.

22. Эксплуатант создает систему управления безопасностью полетов, которая соответствует объему и сложности выполняемых полетов, и обеспечивает ее функционирование.

23. Эксплуатант обеспечивает предоставление экипажам воздушных судов метеорологической и аэронавигационной информации.

24. Эксплуатант организует заправку воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами.

Приложение N 2

Изменения
в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2003 года N 11 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации» (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2003 года, регистрационный N 4314)

____________________________________________________________________
Утратили силу с 24 октября 2015 года —
приказ Минтранса России от 13 августа 2015 года N 246. —
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Суд подтвердил правомерность использования воздушных судов АОН для выполнения авиационных работ

10 декабря 2019 г. Арбитражный суд Самарской области удовлетворил требование авиакомпании «Скайрус» о признании недействительным решения Приволжского Межрегионального территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта (МТУ Росавиации) о запрете авиакомпании выполнять авиационные работы на самолетах авиации общего назначения, имеющих сертификаты единичного экземпляра воздушного судна (дело А55-31580/2019).

В июле 2019 г. Приволжское МТУ Росавиации внесло ограничения в сертификат эксплуатанта авиакомпании в виде запрета на выполнение авиационных работ на самолетах Синица-7 и Сиерра, имеющих сертификаты летной годности единичного экземпляра воздушного судна авиации общего назначения (ЕЭВС АОН). Такое решение было принято на основании телеграммы Росавиации, адресованной всем МТУ, от 27 сентября 2018 г. № 270700 с указанием о приостановлении действия ранее выданных сертификатов зксплуатантов, выполняющих авиационные работы на ЕЭВС АОН. Не согласившись с данным запретом, авиакомпания обратилась в суд.

Суд, руководствуясь:
• ст.ст. 20 – 23, 36, 61, п. 2 ст. 114 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ);
• Приложением № 3 к Федеральным авиационным правилам «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. № 118 (ФАП-118);
• п. 1.3 Методических рекомендаций по организации сертификации эксплуатантов, выполняющих авиационные работы, направленных Росавиацией подведомственным учреждениям письмом от 3 августа 2010 г. № 4.01-317,
• п.п. 4 – 5, 11 Раздела II Федеральных авиационных правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 249 (ФАП-249);
• п.п. 2, 5.2.53.8 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395;
• п.п. 1.1, 3.1.15, 3.1.19, 3.1.76, 3.1.86, 3.1.89 Положения о Департаменте государственной политики в области гражданской авиации, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 мая 2018 № 174;
• письмами Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации от 18 июня 2010 г. № 01-03-05/1862, от 3 апреля 2012 г. № 01-02-05/1154, от 18 октября 2018 г. № 01-563-ПГ;
• Федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации», утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 147 (ФАП-147), –
установил, что решение Приволжского МТУ Росавиации не соответствует законодательству, которое не запрещает использование ЕЭВС АОН для выполнения авиационных работ и не предусматривает какие-либо ограничения на выполнение полетов в целях производства авиаработ обладателями свидетельств частного пилота.

Суд отметил, что законом разрешено использовать одно и то же воздушное судно как для выполнения коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, так и для выполнения полетов в целях АОН. Эксплуатант, имеющий воздушные суда, может оформить одновременно три сертификата эксплуатанта: сертификат на авиаперевозки, сертификат на авиаработы и сертификат АОН. Во все три сертификата могут быть включены одни и те же воздушные суда, если они имеют соответствующие технические возможности и не имеют ограничений, предусмотренных ВК РФ.

Суд подчеркнул, что, согласно ВК РФ, гражданские воздушные суда, имеющие сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки, не могут использоваться только для выполнения коммерческих воздушных перевозок. В то же время ни ВК РФ, ни ФАП, ни акты Минтранса, который уполномочен давать официальные разъяснения порядка и особенностей применения ФАП, не устанавливают запрет на выполнение авиационных работ с использованием ЕЭВС, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки воздушного судна. При этом действительность сертификатов летной годности на воздушные суда авиакомпании МТУ Росавиации не оспаривало.

Суд также обратил внимание, что в действующем законодательстве не определены понятия «воздушное судно авиации общего назначения» и «единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения»; отсутствуют специализированные правила, регулирующие выдачу сертификатов летной годности ЕЭВС, используемых для выполнения авиационных работ; не предусмотрено ведение реестра воздушных судов АОН; не установлены какие-либо требования по выполнению авиационных работ исключительно воздушными судами, имеющими сертификат типа (а не сертификат ЕЭВС). Кроме этого, в настоящий момент отсутствуют какие-либо ограничения на выполнение полетов в целях производства авиационных работ обладателями свидетельств частного пилота.

При таких обстоятельствах, согласно позиции Суда, любое воздушное судно, имеющее сертификат летной годности, может быть использовано как в личных, так и в коммерческих целях с соблюдением технических ограничений, изложенных в сертификате летной годности, и ограничений, предусмотренных ВК РФ.

См. также: «Россия должна летать!» – Первый Всероссийский конгресс авиации общего назначения.