Сертификация рабочих мест оценка условий труда

Долгое время в России все организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм проводили обязательную аттестацию рабочих мест. Однако в 2014 году эта система подверглась изменению, в Трудовой кодекс были внесены поправки и был принят отдельный закон № ФЗ-426 от 28.12.2013 (с изм. и доп. 23.06.2014 г., 13.07.2015 г., 01.05.2016 г., 19.07.2018 г., 27.12.2018 г.) «О специальной оценке условий труда» (СОУТ).

В статье ниже ответы на вопросы: Почему аттестация была отменена? Зачем заменили аттестацию рабочих мест специальной оценкой труда? Каковы особенности специальной оценки труда?

Аттестация не имеет отношения к оценке работников, их профессиональных качеств и успехов в труде. В данном случае проверяются условия осуществления трудовой деятельности, это делается для выявления вредных или опасных для здоровья человека факторов на конкретном месте работы.

Цель — выполнение норм, установленных Трудовым кодексом, выплата полагающихся компенсаций, обеспечение гарантий, предусмотренных для работников, осуществляющих деятельность в подобных условиях. Кроме того, при обнаружении вредных и опасных условий труда необходимо установление дополнительных тарифов по страховым взносам в ПФР, применение надбавок при расчете отчислений в ФСС.

Специальная оценка условий труда была предусмотрена и ранее, но только в качестве основания для освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Сейчас процедура СОУТ приобрела другой статус и заменила собой аттестацию рабочих мест.

Цели СОУТ и АРМ одинаковые, но процедуры имеют существенные отличия, обозначенные в порядке проведения. Методика СОУТ регламентирована Приказом Минтруда РФ № 33н от 24.01.2014 г. ФЗ-426 также введена классификация условий труда, установлены специальные требования к проводящей оценку рабочих мест организации.

Были усовершенствованы и другие законодательные акты, регулирующие взаимоотношения по поводу СОУТ. Так, внесена новая статья в КоАП, устанавливающая ответственность за несоблюдение порядка проведения СОУТ и требований охраны труда.

Каковы порядок и сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2019 году?

Аттестация рабочих мест с 2014 года в России не проводится. Процедура заменена на специальную оценку условий труда, они практически идентичны по сути, но порядок проведения различный. Пройти СОУТ нужно было в срок до 31 января 2018 года в обязательном порядке всем организациям (если они не прошли оценку ранее, сразу после ввода нового закона).

Если ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, можно ли не проходить в течение какого-то срока СОУТ?

В соответствии с ч.4 ст.27 ФЗ-426 аттестация, проведенная до вступления в силу закона (до 1 января 2014 года) действительна и имеет силу в течение пяти лет со дня ее завершения. Таким образом, 1 января 2019 года закончилось действие АРМ при любой дате проведения.

Аттестация рабочих мест заменена на СОУТ, а сколько лет действительна такая оценка?

Общее правило установлено в ст. 8 ФЗ-426, установлена периодичность — не реже чем раз в пять лет, если нет оснований для проведения внеплановой оценки в соответствии со ст. 17 данного закона. Основанием может стать изменение условий труда, переоборудование или переоснащение рабочего места, ввод в штатное расписание новой должности, внештатная ситуация (несчастный случай или профзаболевание сотрудника), предписание госинспектора и т. д. 5-летний срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Как провести специальную оценку условий труда в организации?

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 ФЗ-426 и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Ознакомьтесь с изменениями в Типовых контрактах на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда

СОУТ проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Чем грозит отсутствие СОУТ?

В связи с реформой системы оценки условий труда в КоАП РФ были внесены изменения, в частности, была добавлена ст. 5.27.1. В ч. 2 указано, что нарушение порядка проведения оценки условий труда либо ее непроведение наказывается штрафом, для должностных лиц и для ИП он составляет от 5000 до 10000 руб., для юридических лиц от 60000 до 80000 руб.

При повторном нарушении наказание усиливается, штраф составляет до 40000 руб. для ответственных лиц или ИП. Его могут заменить на дисквалификацию сроком в 1–3 года, а для ИП — на приостановление деятельности до 90 дней. Организации могут получить штраф в размере до 200000 руб. или остановку деятельности на 90 суток.

Вопрос № 1:

Какие работодатели могут не проводить спецоценку?

Ответ:

Абсолютно все работодатели должны провести спецоценку.

Проведение СОУТ не зависит от:

  • организационно-правовой формы, т.е. все коммерческие и некоммерческие организации, а также государственные и частные предприятия, государственные и частные учреждения обязаны провести спецоценку;
  • количества работников, т.е. даже если работник всего один, СОУТ обязательна;
  • применяемой системы налогообложения – налогоплательщики на всех режимах обязаны проводить спецоценку;
  • размера полученной выручки – даже субъекты малого и среднего предпринимательства должны проводить спецоценку.

Вопрос № 2:

Должен ли индивидуальный предприниматель проводить спецоценку рабочих мест?

Ответ:

Если у ИП есть хотя бы один работник, с которым заключен трудовой договор, он обязан провести спецоценку.

Если ИП заключает с физическими лицами только гражданско-правовые договоры, или у него вообще нет работников, то спецоценка не нужна.

Вопрос № 3:

По прежнему законодательству работодатель не должен был проводить аттестацию рабочих мест. Нужно ли сейчас проводить спецоценку?

Ответ:

Несмотря на то что законодательство о СОУТ пришло на смену нормам об аттестации рабочих мест по условиям труда, основания для проведения спецоценки отличаются. Если аттестацию по условиям труда нужно было проводить только при наличии вредных условий, то спецоценка обязательна при любых условиях работы.

Вопрос № 4:

Если у работодателя нет вредных работ (должностей), можно ли не проводить спецоценку?

Ответ:

Работодатели обязаны проводить СОУТ независимо от того, есть у них вредные или опасные работы или нет. При этом спецоценка в отношении рабочих мест сотрудников, должности которых включены в списки для назначения досрочной пенсии, должна была быть проведена еще до 1 января 2015 года.

Вопрос № 5:

В организации есть только генеральный директор, который является единственным учредителем. Нужно ли проводить спецоценку?

Ответ:

Даже если у работодателя только один работник, он обязан провести спецоценку. Следовательно, если с генеральным директором заключен трудовой договор, то проведение СОУТ обязательно. Если трудовой договор не заключен, а обязанности генерального директора учредитель возложил на себя приказом, то можно обойтись без спецоценки.

Вопрос № 6:

Нужно ли проводить спецоценку рабочих мест бухгалтера, гендира и других офисных работников?

Ответ:

В отношении абсолютно всех рабочих мест необходимо провести специальную оценку (в том числе бухгалтера и руководителя). Послабление есть в том, что среди аналогичных рабочих мест (например, все сотрудники бухгалтерии, работающие в одном или в схожих кабинетах) можно оценить только 20%, но не менее 2.

Вопрос № 7:

Нужно ли проводить спецоценку в отношении рабочих мест сотрудников с разъездным характером работы?

Ответ:

Рабочие места с разъездным характером оцениваются в том же порядке, что и стационарные рабочие места.

Спецоценку можно не проводить только в отношении:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • лиц, работающих у граждан, которые не являются ИП.

Вопрос № 8:

Если со всеми сотрудниками заключен договор гражданско-правового характера, нужно ли проводить спецоценку?

Ответ:

Нет, спецоценка проводится только в отношении рабочих мест тех работников, с которыми заключен трудовой договор. Следовательно, если у организации или ИП работают только исполнители по гражданско-правовым договорам, проводить СОУТ организация или ИП не обязаны.

Вопрос № 9:

Спецоценка проводится только один раз или ее придется проводить регулярно?

Ответ:

Специальная оценка условий труда проводится не реже чем каждые 5 лет. Срок исчисляется с момента утверждения отчета о проведенной спецоценке.

Вопрос № 10:

Какая ответственность наступает за непроведение спецоценки?

Ответ:

За непроведение спецоценки налагается административный штраф:

  • на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на ИП – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на организации – от 60 000 до 80 000 рублей.

Если нарушение будет обнаружено повторно в течение года с момента наложения административного взыскания, штрафы возрастают:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на ИП – от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на организации – от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

  • сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии такого решения);
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны тру­да работников, па рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция но ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются предусмотренные законом сведения.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Работодатель с ученом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на ра­бочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная опенка условий труда, в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.