Сервитут 2018

Особенностью земельной реформы, которая осуществляется на Украине с начала 90-х годов ХХ века, является перераспределение значительной части земель, находившихся в собственности государства, в пользу новых субъектов хозяйствования: частных предприятий, в первую очередь малых и средних предпринимателей, фермеров, членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, а также других категорий юридических лиц и граждан.

Разукрупнение земельных участков, будучи положительным процессом, тем не менее, порождает ряд новых проблем для собственников и пользователей земельных участков. Одна из них — проблема доступа к объектам общего пользования. Именно для устранения подобных недостатков было восстановлено право земельного сервитута.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗЕМЕЛЬНОГО СЕРВИТУТА

Как известно, земельные сервитуты возникли свыше двух с половиной тысяч лет тому назад, в период формирования и развития в Древнем Риме классического римского гражданского права. Следует заметить, что при подготовке Земельного кодекса (далее — ЗК) Украины нормы о земельных сервитутах, которые действовали до 1917 года, были не механически «реставрированы», а творчески обработаны с учетом реалий сегодняшнего дня.

Согласно статье 98 ЗК Украины, содержание права земельного сервитута состоит в том, что собственник (пользователь) одного земельного участка имеет право на ограниченное пользование сопредельным земельным участком с целью устранения недостатков своего участка.

Согласно статье 99 ЗК, собственники и пользователи земельных участков могут требовать установления таких земельных сервитутов, как: 1) право прохода и проезда на велосипеде; 2) право проезда на транспортном средстве по имеющемуся пути; 3) право прокладывания и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, других линейных коммуникаций; 4) право прокладывания на свой земельный участок водопровода от чужого естественного водоема или через чужой земельный участок; 5) право отвода воды со своего земельного участка на соседний или через соседний земельный участок; 6) право забора воды из естественного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прохода к естественному водоему; 7) право поить свой скот из естественного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прогона скота к естественному водоему; 8) право прогона скота по имеющемуся пути; 9) право установления строительных лесов и складирования строительных материалов с целью ремонта зданий и сооружений. Приведенный перечень видов права земельного сервитута не является исчерпывающим.

Вместе с тем установление земельного сервитута не должно приводить к лишению собственника обслуживающего участка ни одного из его правомочий по владению, пользованию или распоряжению землей.

ИНИЦИАТОР ЗЕМЕЛЬНОГО СЕРВИТУТА

Земельный кодекс Украины в отличие, например, от Земельного кодекса России, не признает публичных земельных институтов. Поэтому на Украине могут устанавливаться лишь частные земельные сервитуты.

Инициатором установления земельного сервитута может быть собственник или пользователь земельного участка, нуждающийся в использовании сопредельного (соседнего) земельного участка, чтобы устранить недостатки своего участка, обусловленные месторасположением или естественным состоянием. Он должен обратиться к собственнику (пользователю) сопредельного участка за разрешением на ограниченное постоянное или временное пользование этим участком в рамках конкретного земельного сервитута.

Земельный кодекс Украины предусматривает два основания для установления земельного сервитута: договор и решение суда. Если собственники (пользователи) двух соседних земельных участков пришли к соглашению, они должны закрепить его договором об установлении земельного сервитута. Договор заключается в письменной форме и подписывается обеими сторонами. В противном случае собственник (пользователь) господствующего земельного участка как заинтересованная сторона должен обратиться в суд с заявлением. Решение суда об удовлетворении заявления является основанием для установления земельного сервитута.

Как предусмотрено статьей 100 ЗК Украины, моментом возникновения права земельного сервитута является государственная регистрация договора или решения суда об установлении земельного сервитута органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на землю.

Объектом права земельного сервитута является конкретный обслуживающий земельный участок, а субъектом — собственник (пользователь) конкретного господствующего участка. Поэтому право земельного сервитута не является личным. При переходе права собственности или права пользования господствующим земельным участком к новому собственнику или пользователю к последнему переходит и право на ограниченное пользование обслуживающим земельным участком в соответствии с установленным земельным сервитутом.

Право земельного сервитута — это субъективное право собственника (пользователя) господствующего земельного участка, поэтому лицо, в интересах которого установлен земельный сервитут, не имеет права на отчуждение земельного сервитута другому лицу никаким способом.

Если установление земельного сервитута привело к ограничению прав собственника (пользователя) обслуживающего земельного участка, при котором он понес определенный ущерб, то этот ущерб подлежит возмещению в полном объеме. Например, при реализации права прохода через обслуживающий земельный участок его собственник вынужден установить проход (дорожку) за счет части сельскохозяйственных угодий. В этом случае он получает право на возмещение убытков в размере неполученного урожая с той части угодий, которые использовались собственником (пользователем) господствующего земельного участка для прохода через обслуживающий земельный участок. Убытки должны возмещаться лицом, в интересах которого установлен земельный сервитут.

ПРЕКРАЩЕНИЕ СЕРВИТУТОВ

Земельный кодекс Украины (статья 102) содержит исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия земельных сервитутов. Однако наличие таких оснований не означает автоматического прекращения действия сервитута. Это лишь основание для отмены государственной регистрации земельного сервитута. После отмены государственной регистрации действие земельного сервитута прекращается.

Основаниями для отмены государственной регистрации земельного сервитута являются:

1) объединение в одном лице субъекта права земельного сервитута, в интересах которого он установлен, и собственника земельного участка;

2) отказ лица, в интересах которого установлен земельный сервитут, от пользования им;

3) решение суда об отмене земельного сервитута;

4) окончание срока, на который был установлен земельный сервитут;

5) неиспользование земельного сервитута на протяжении трех лет;

6) нарушение собственником сервитута условий пользования;

7) прекращение оснований установления земельного сервитута;

8) невозможность использования земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, по его целевому назначению.

СЕРВИТУТЫ В НОВОМ ГК УКРАИНЫ

Следует отметить, что после принятия и введения в действие Земельного кодекса Украины (16 января 2003 года), Верховный Совет Украины утвердил новый Гражданский кодекс (далее — ГК), который вступит в силу с 1 января 2004 года. ГК содержит ряд положений о земельных сервитутах, которых нет в Земельном кодексе. Речь идет о таких видах, как эмфитевзис и суперфиций. Согласно статье 407 ГК, эмфитевзис представляет собой право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд и устанавливается договором между собственником земельного участка и лицом, изъявившим желание пользоваться этим участком. А суперфиций — это право пользования земельным участком для строительства промышленных, бытовых, жилых и других сооружений, предоставленное собственником земельного участка другому лицу (статья 413 ГК). Эмфитевзис и суперфиций могут возникать на основании договора или путем наследования.

По своему социально-экономиче-скому назначению и правовому содержанию эмфитевзис и суперфиций являются институтами, очень схожими с институтом аренды земли. Основные отличия между ними состоят в том, что право эмфитевзиса и право суперфиция, в отличие от права аренды земли, могут устанавливаться на неопределенный срок и отчуждаться на основании гражданско-правовых сделок. На мой взгляд, в современных условиях на Украине внедрение указанных земельных сервитутов является нецелесообразным, поскольку все общественные отношения, связанные с передачей собственником своего земельного участка в пользование для сельскохозяйственных и других нужд, могут быть урегулированы заключением договора об аренде земли. По сравнению с эмфитевзисом и суперфицием институт права аренды земли является простым и практичным правовым механизмом передачи прав пользования землей. Я считаю, что он полностью вытеснит устаревшие правовые формы из практики регулирования земельных отношений.

КУЛИНИЧ Павел — к.ю.н., старший научный сотрудник Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины, г. Киев

Недавно был принят и уже вступил в действие довольно обширный закон, вносящий изменения в Земельный кодекс РФ и иные законы (ФЗ от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ). Он посвящен сервитутам, причем, в основном, публичным. Публичным сервитутам вообще не повезло в цивилистической доктрине. Многие авторы считали их не сервитутами вовсе, а особыми публичными обременениями, за плату установленными в пользу неопределённого круга лиц. Такие обременения отличались от обычных сервитутов тем, что последние всегда имели конкретных правообладателей. К тому же практика установления публичных сервитутов не имела широкого распространения, поскольку за них должна была вноситься плата, а потому эта практика всерьёз мало кого беспокоила. Если беспокоиться за каждое «странное» положение нашего законодательства, можно попросту сойти с ума…

Но после принятия ФЗ от 3 августа 2018 г. № 341 возникли серьёзные основания для того, чтобы обратить внимание на публичные сервитуты, тем более что этот закон не внёс никаких изменений в Гражданский кодекс РФ, хотя тот регламентирует обычные (частные, гражданские) сервитуты. Мотивов тут несколько…

Во-первых, и обычный (частный, гражданский) сервитут, и публичный сервитут, хотя они и объединены общим понятием «право ограниченного пользования чужим земельным участком», тем не менее, продолжают называться сервитутами. Впрочем, этот довод можно было привести и раньше, но сейчас он рельефно подчёркнут новой редакцией ст. 23 ЗК, где сервитут и публичный сервитут перечислены через запятую. Разумеется, налицо нарушение правил формальной логики, прежде всего закона тождества (привет адептам машинизации права!). Но главное даже не это, а то, какой критерий лежит в основе их разграничения.

Если раньше это был круг лиц, имеющих право на сервитут, – конкретное лицо для частного сервитута, неопределённый круг лиц – для публичного, то теперь использование этого критерия невозможно. Что касается термина «право ограниченного пользования», то под него можно подвести любое вещное право на чужой земельный участок, ведь среди них неограниченных прав нет. Можно ли считать, что публичный сервитут устанавливается «в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд местного населения» (ч. 2 ст. 23 ЗК), а частный сервитут в пользу конкретного лица? В принципе, да, если бы не одно «но», и это второй мотив. А пока можно с уверенностью сказать, что проблема разграничения частных и публичных сервитутов обострилась.

Во-вторых, в Земельном кодексе РФ появился новый термин «обладатель публичного сервитута», к которому отнесено лицо, установленное в соответствии с главой V.7 кодекса. И хотя законодатель всячески стремился избежать прямого указания на конкретное лицо, которое является «правообладателем», это фактически – любой заявитель, ходатайствующий об установлении публичного сервитута (субъект естественной монополии, организация связи, владелец транспортной инфраструктуры, любое лицо, подавшее ходатайство об изъятии объекта для государственных и муниципальных нужд и имеющее на это право, иное уполномоченное лицо, sic!), см. ст. 39.40 ЗК. Таким образом, у публичного сервитута может быть не только конкретный, но часто и единственный управомоченный. Именно он вносит плату за публичный сервитут (ст. 39.46 ЗК), заключает соглашения об осуществлении публичного сервитута (ст. 39.47 ЗК) и т.д.

Если мы примем во внимание, для каких целей теперь устанавливается публичный сервитут (см. ч. 4 ст. 23 ЗК), то станет понятно, что при признании управомоченным по такому сервитуту конкретного лица последний ничем не будет отличаться от сервитуария по гражданскому праву. Однако применение гражданского законодательства к таким частным по сути сервитутам прямо исключено (ч. 3 ст. 23 ЗК). Цель очевидна – избежать применения общих норм гражданского права к данным отношениям, создав некий анклав в правовом регулировании.

В-третьих, плата за публичный сервитут теперь может устанавливаться лишь тогда, когда его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, причём даже в этих случаях закон может освобождать от внесения такой платы (ч. 13 ст. 23 ЗК). Очевидно, что использование здесь оценочного понятия «существенные затруднения» открывает возможность для широкого судебного усмотрения… Думаю, плата будет легально устанавливаться в редких случаях, хотя очевидно, что любое использование земельного участка третьим лицом создает для его обладателя неудобства. Неслучайно закон ограничил установление публичных сервитутов для земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества и личного подсобного хозяйства (ч. 5 ст. 39.39 ЗК).

А остальным придётся терпеть, да еще бесплатно, по крайней мере, в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 39.46 ЗК. Правда, индивидуальным предпринимателям, фермерам и юридическим лицам, как, впрочем, и жильцам многоквартирных жилых домов, вроде бы, бояться нечего, если только у них нет объектов в полосах отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки в которых находятся в государственной собственности, либо если они не заключали договоров о технологическом присоединении к разного рода сетям. Их, скорее, должно волновать ограничительное толкование «существенных затруднений в использовании земельного участка», но это отдельная история…

Наконец, в-четвертых, любой сервитут, который предусмотрен ЗК, в том числе публичный, допускает размещение на служащем земельном участке сооружений (завершённых или не завершённых строительством), см. п. 8 ст. 39.11 ЗК. Такие сооружения могут быть объектами недвижимости, а принадлежат они обладателю публичного сервитута. В прежней редакции ЗК данный вопрос не возникал, поскольку публичные сервитуты устанавливались в пользу неопределённого круга лиц. Теперь же есть конкретное управомоченное лицо… Правда, чётко не решён вопрос, на каком праве принадлежат эти сооружения обладателю сервитута. На праве собственности или в силу публичного сервитута? А в последнем случае, чьи они? Собственника земельного участка?

Наиболее разумным, на мой взгляд, было бы последнее решение, однако оно противоречит многолетней практике наших сетевых компаний – газовых, тепловых, электрических, – которые всегда заставляли частных лиц передавать даже возведенные за свой счет сооружения в собственность этих компаний. Думаю, практика после принятия поправок в Земельный кодекс РФ будет формироваться в том же духе, тем более что и сами эти поправки, несомненно, приняты в интересах сетевых компаний. Труба есть труба… А цивилистам ещё долго придётся «зализывать раны», пытаясь вписать публичные сервитуты в стройную систему гражданских прав.

Право собственности на недвижимость предполагает полное владение ею собственника. В то же время в некоторых случаях собственник может быть ограничен в правах и вынужден терпеть то или иное вмешательство третьих лиц. Одно из таких ограничений – сервитут: право посторонних людей пользоваться вашим недвижимым имуществом.

Объекты сервитута – земельные участки, сооружения, здания и квартиры. Изначально правила сервитута сформулированы в Земельном Кодексе. Согласно статье 227 Гражданского Кодекса РФ, они могут применяться к жилью.

Виды сервитута на квартиру

Сервитут на квартиру может быть частным и публичным, в зависимости от того, кто выгодополучатель обременения.

Публичный сервитут устанавливают местные органы самоуправления в интересах государства. Связан преимущественно с использованием прохода или проезда через тот или иной земельный участок.

В отношении квартир объектом публичного сервитута могут быть элементы фасадов зданий, представляющих историческую или архитектурную ценность. Органы власти могут запрещать проводить реконструкцию, например менять окна и двери, как минимум без согласования с соответствующими структурами.

Частный сервитут предполагает, что вашей собственностью будут пользоваться другие люди, например соседи по квартире будут проходить через вашу проходную комнату. Такое ограничение устанавливается взаимным соглашением либо решением суда.

В соответствии с пунктом 5 статьи 274 Гражданского Кодекса РФ, обремененный сервитутом собственник может требовать компенсации ущемления своих прав, а именно платного возмездного пользования принадлежащим ему объектом недвижимости третьими лицами. В зависимости от наличия или отсутствия такой компенсации, сервитуты бывают платными и бесплатными. Размер компенсации устанавливает суд.

В зависимости от срока действия, сервитуты бывают срочными и бессрочными. Срок действия срочного сервитута – фиксированный или продлеваемый – закрепляют документально.

Бессрочный сервитут действует:

  • до устранения вызвавших его наложение причин, например до перепланировки проходной комнаты;
  • взаимного согласия сторон;
  • решения суда – если сервитут препятствует проживанию собственника в квартире.
  • Стороны приходят к единому мнению о необходимости сервитута.
  • Они заключают договор, в котором обозначают объект, сроки действия ограничений, форму взаимодействия – платную или бесплатную, – а также другие условия.
  • После этого они регистрируют заключенный договор сервитута в Росреестре.
  • После его регистрации – через 3 недели – они получают выписку из ЕГРН на руки. Документ имеет законную силу.

Если стороны не смогли прийти к единому мнению относительно ограничения права собственности одной из них, заинтересованные лица могут обратиться в суд. При положительном решении суда сервитут в Росреестре регистрируют на основании судебного решения.

Для регистрации сервитута в Росреестр подают пакет документов:

  • договор или решение суда;
  • заявление на регистрацию сервитута;
  • паспорта заявителей;
  • техпаспорт на квартиру.

Если заявление подает третье лицо, понадобится доверенность, выданная сторонами.

На возможность проводить сделки по отчуждению квартиры – продавать или менять ее – сервитут не влияет. В то же время продавец обязан уведомить покупателя об имеющихся ограничениях. В противном случае сделку могут расторгнуть как недействительную и взыскать убытки с продавца.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ
НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД КАЛУГА»

1. Общие положения

1.1. Настоящим Положением регулируется порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Калуга» (далее — публичный сервитут).

1.2. Публичный сервитут устанавливается в случаях и для достижения целей, предусмотренных статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации.

1.3. Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.

1.4. Публичные сервитуты устанавливаются в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.

1.5. Действие настоящего Положения не распространяется на отношения, связанные с установлением публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций.

1.6. Публичный сервитут устанавливается и прекращается постановлениями Городской Управы города Калуги.

1.7. Публичный сервитут и его прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

1.8. Работу по установлению публичного сервитута, организации и проведению общественных слушаний, прекращению публичного сервитута осуществляет Городская Управа города Калуги в лице уполномоченного органа.

2. Порядок подачи и рассмотрения заявлений об установлении публичного сервитута

2.1. Постановление об установлении публичного сервитута принимается Городской Управой города Калуги по собственной инициативе, а также по заявлению заинтересованных физических и юридических лиц (далее — заинтересованное лицо).

2.2. Для установления публичного сервитута заинтересованное лицо обращается в Городскую Управу города Калуги с заявлением об установлении публичного сервитута.

В случае установления публичного сервитута по инициативе Городской Управы города Калуги заявление об установлении публичного сервитута не подается.

2.3. В заявлении об установлении публичного сервитута указываются:

  • наименование заинтересованного лица;
  • наименование правообладателя земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут (при наличии у заинтересованного лица информации о правообладателе такого участка);
  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут;
  • цель установления публичного сервитута;
  • срок действия публичного сервитута (в случае установления срочного публичного сервитута).

2.4. К заявлению об установлении публичного сервитута прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заинтересованного лица, в случае подачи заявления об установлении публичного сервитута представителем заинтересованного лица.

В случае установления публичного сервитута в отношении части земельного участка к заявлению об установлении публичного сервитута прилагается схема границ сервитута на кадастровом плане территории.

2.5. Городская Управа города Калуги рассматривает заявление об установлении публичного сервитута и прилагаемые к нему документы и в течение 7 дней со дня поступления заявления возвращает его и прилагаемые документы представившему их лицу с указанием причин возврата при наличии следующих оснований:

  • заявление об установлении публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в пункте 2.3 настоящего Положения;
  • к заявлению об установлении публичного сервитута не приложены документы, указанные в пункте 2.4 настоящего Положения.

2.6. При отсутствии оснований для возврата документов, установленных пунктом 2.5 настоящего Положения, Городская Управа города Калуги в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает выписку из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут.

2.7. После поступления документов, запрошенных в рамках межведомственного взаимодействия, Городская Управа города Калуги организует проведение общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута.

3. Организация и проведение общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута

3.1. Общественные слушания по вопросу установления публичного сервитута должны быть проведены в срок не позднее двух месяцев с момента обращения заинтересованного лица в Городскую Управу города Калуги с заявлением об установлении публичного сервитута.

3.2. Общественные слушания проводятся на основе равного, свободного и добровольного волеизъявления.

3.3. Общественные слушания по вопросу установления публичного сервитута проводятся с участием:

  • заинтересованного лица, обратившегося в Городскую Управу города Калуги с заявлением об установлении публичного сервитута;
  • правообладателя земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут.

3.4. Вышеуказанным лицам в срок не позднее 30 дней с момента обращения заинтересованного лица с заявлением об установлении публичного сервитута заказным письмом направляется сообщение о проведении общественных слушаний, в котором указываются:

  • дата, время и место проведения общественных слушаний;
  • дата, время и место предварительного ознакомления с соответствующей информацией (место расположения земельного участка, цель установления и срок действия публичного сервитута и т.д.).

3.5. Общественные слушания могут проводиться в выходные и рабочие дни. Начало проведения общественных слушаний в рабочие дни не может быть назначено ранее 17 часов по местному времени.

3.6. Перед началом проведения общественных слушаний представитель уполномоченного органа Городской Управы города Калуги организует регистрацию участников.

3.7. Во время проведения общественных слушаний ведется протокол. Ведение протокола общественных слушаний и его подписание осуществляются представителем уполномоченного органа Городской Управы города Калуги.

3.8. После получения информации о предмете общественных слушаний и ответов на вопросы каждый из участников общественных слушаний вправе высказаться по существу вопроса об установлении публичного сервитута, его замечания и предложения заносятся в протокол общественных слушаний.

3.9. Общественные слушания считаются завершенными после высказывания всеми желающими участниками общественных слушаний своего мнения по существу вопроса об установлении публичного сервитута.

3.10. Протокол общественных слушаний в окончательном виде должен быть составлен в течение 10 дней с момента их проведения. В протокол должны быть включены поступившие замечания и предложения, а также результаты общественных слушаний.

4. Установление публичного сервитута

4.1. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний, проведенных в соответствии с разделом 3 настоящего Положения. Результаты общественных слушаний носят рекомендательный характер.

4.2. На основании документов, указанных в пунктах 2.3, 2.4, 2.6, 3.7 настоящего Положения, Городская Управа города Калуги принимает постановление Городской Управы города Калуги, которое содержит одно из следующих решений:

  • об установлении публичного сервитута;
  • об отказе в установлении публичного сервитута.

4.3. Постановление Городской Управы города Калуги об установлении публичного сервитута должно содержать:

  • наименование муниципального образования;
  • наименование правообладателя земельного участка, в отношении которого подлежит установлению публичный сервитут;
  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого подлежит установлению публичный сервитут;
  • цель установления публичного сервитута;
  • срок действия публичного сервитута (в случае установления срочного публичного сервитута).

В случае установления публичного сервитута в отношении части земельного участка к постановлению Городской Управы города Калуги об установлении публичного сервитута прилагается схема границ сервитута на кадастровом плане территории.

4.4. Постановление Городской Управы города Калуги об отказе в установлении публичного сервитута принимается в случае, если:

  • отсутствуют основания для установления публичного сервитута, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации;
  • публичный сервитут предлагается установить в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций;
  • публичный сервитут предлагается установить в отношении земельных участков, расположенных за пределами границ муниципального образования «Город Калуга».

4.5. В течение 3 дней со дня принятия постановления Городской Управы города Калуги, указанного в пункте 4.4 настоящего Положения, Городская Управа города Калуги направляет его копии заказными письмами лицам, указанным в пункте 3.3 настоящего Положения.

4.6. Постановление Городской Управы города Калуги об установлении публичного сервитута подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов органов местного самоуправления города Калуги, иной официальной информации, и размещению на официальном сайте Городской Управы города Калуги в сети Интернет.

4.7. В срок не позднее 20 дней со дня принятия постановления Городской Управы города Калуги об установлении публичного сервитута Городская Управа города Калуги обеспечивает государственную регистрацию публичного сервитута в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

5. Прекращение публичного сервитута

5.1. Публичный сервитут прекращается постановлением Городской Управы города Калуги о прекращении публичного сервитута.

Срочный публичный сервитут прекращается по истечении срока его действия и не требует принятия соответствующего постановления Городской Управы города Калуги.

Публичный сервитут прекращается ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен, на основании поступившего в адрес Городской Управы города Калуги заявления заинтересованного лица или по инициативе Городской Управы города Калуги.

5.2. Для прекращения публичного сервитута в заявительном порядке заинтересованное лицо обращается в Городскую Управу города Калуги с заявлением о прекращении публичного сервитута.

В случае прекращения публичного сервитута по инициативе Городской Управы города Калуги заявление о прекращении публичного сервитута не подается.

5.3. В заявлении о прекращении публичного сервитута указываются:

  • наименование заинтересованного лица;
  • наименование правообладателя земельного участка, в отношении которого предлагается прекратить публичный сервитут (при наличии у заинтересованного лица информации о правообладателе такого участка);
  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предлагается прекратить публичный сервитут;
  • обоснование необходимости прекращения публичного сервитута.

5.4. К заявлению о прекращении публичного сервитута прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заинтересованного лица, в случае подачи заявления о прекращении публичного сервитута представителем заинтересованного лица.

5.5. Городская Управа города Калуги рассматривает заявление о прекращении публичного сервитута и прилагаемые к нему документы и в течение 7 дней со дня поступления заявления возвращает его и прилагаемые документы представившему их лицу с указанием причин возврата, при наличии следующих оснований:

  • заявление о прекращении публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в пункте 5.3 настоящего Положения;
  • к заявлению о прекращении публичного сервитута не приложены документы, указанные в пункте 5.4 настоящего Положения.

5.6. При отсутствии оснований для возврата документов, установленных пунктом 5.5 настоящего Положения, Городская Управа города Калуги в срок не позднее 20 дней с момента обращения заинтересованного лица с заявлением о прекращении публичного сервитута осуществляет осмотр указанного в заявлении о прекращении публичного сервитута земельного участка (части земельного участка), о чем составляется соответствующий акт.

5.7. Городская Управа города Калуги в срок не позднее 30 дней с момента обращения заинтересованного лица с заявлением о прекращении публичного сервитута принимает постановление Городской Управы города Калуги, которое содержит одно из следующих решений:

  • о прекращении публичного сервитута;
  • об отказе в прекращении публичного сервитута.

5.8. Основаниями для отказа в прекращении публичного сервитута являются:

  • представление заинтересованным лицом недостоверных сведений, указанных в заявлении о прекращении публичного сервитута и (или) приложенных к заявлению документах;
  • наличие необходимости сохранения публичного сервитута для достижения целей его установления;
  • публичный сервитут предлагается прекратить в отношении земельных участков, расположенных за пределами границ муниципального образования «Город Калуга».

5.9. В постановлении Городской Управы города Калуги о прекращении или об отказе в прекращении публичного сервитута указываются основания для прекращения или для отказа в прекращении публичного сервитута.

5.10. В течение 3 дней со дня принятия постановления Городской Управы города Калуги об отказе в прекращении публичного сервитута Городская Управа города Калуги направляет его копию заказным письмом лицу, обратившемуся с заявлением о прекращении публичного сервитута.

5.11. Постановление Городской Управы города Калуги о прекращении публичного сервитута подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов органов местного самоуправления города Калуги, иной официальной информации, и размещению на официальном сайте Городской Управы города Калуги в сети Интернет.

5.12. В срок не позднее 20 дней со дня принятия постановления Городской Управы города Калуги о прекращении публичного сервитута Городская Управа города Калуги обеспечивает государственную регистрацию прекращения публичного сервитута в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».