Штатное расписание и профсоюз

Какой срок хранения штатного расписания в организации установлен законом? Все знают, что «штатка» – это документ, в котором содержится информация о трудовых ресурсах фирмы. В том числе, сведения о численности работников, названиях их должностей, наименованиях структурных подразделений. Помимо этого в штатном расписании указываются оклады сотрудников и полагающиеся им надбавки. О сроке хранения штатного расписания поговорим в статье.

Нужный документ

Сразу скажем, что трудовое законодательство не содержит прямого требования для работодателей коммерческого сектора экономики оформлять штатное расписание. Значит, составлять или не составлять штатное расписание остается на усмотрение компании. То есть руководство само решает, нужно ли фирме штатное расписание, или можно обойтись без него.
Однако, несмотря на необязательность, «штатку» лучше составить. Ведь штатное расписание содержит полную информацию о людских ресурсах организации и о месячном фонде оплаты труда (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1). Если все же составлять «штатку», то какой срок хранения штатного расписания в архиве?

Трудовые отношения – это соглашение между работником и работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) о выполнении работы, определенной договором, за плату. Во время работы сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и трудится в интересах работодателя (ст. 15 ТК РФ).

Вопрос о сроке хранения штатного расписания организации волей-неволей интересует кадровиков. Ведь рано или поздно документ потеряет актуальность, и придется задуматься о его передаче в архив.

Для одинаковых должностей в «штатке» должна быть предусмотрена одинаковая оплата труда. Дело в том, что за равный труд по закону полагается равная оплата (ст. 22, ч. 2 ст. 132 ТК РФ). При необходимости диверсифицировать оклады работников, занимающих одинаковые должности, самым безопасным будет ввести в форму Т-3 понятия «старший», ведущий», «помощник» и т.п. Например, «старший кассир». Помимо этого в трудовых договорах с работниками нужно прописать различный функционал сотрудников на одноименных должностях:

  • разные права и обязанности;
  • различный уровень ответственности.

Другим способом обезопаситься от претензий проверяющих является введение специальной надбавки для сотрудников, которых предполагается поощрить

Какой же срок хранения штатного расписания в организациях РФ? Зависит ли он от принадлежности компании к коммерческому или бюджетному сектору? Расскажем об этом подробно.

Кадровики часто спрашивают, нужно ли утверждать штатное расписание каждый год, если нет изменений. Конечно, не нужно. «Штатка» – это не тот документ, который следует ежегодно переутверждать. Однако если изменения все же есть, то намного удобнее работать с обновленным документом.

Срок для бюджетников

Так как законодательство не предусматривает обязанности разрабатывать и утверждать штатное расписание для коммерческих организаций, то и вопрос про срок хранения штатного расписания медицинской организации, занимающейся, к примеру, исключительно предпринимательской деятельностью, теряет смысл. Что не обязательно разрабатывать и утверждать, не нужно и хранить.

Совершенно иначе обстоят дела с бюджетными учреждениями. В соответствии с законодательством штатные расписания имеют постоянный срок хранения (подп. «а» ст. 71 разд. 1.2 Перечня, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558). Таким образом, срок хранения штатного расписания – 75 лет.

Также требуют хранения и проекты штатных расписаний, которые составляют крупные организации по своим структурным подразделениям. Такие документы должны храниться 5 лет (ст. 72 разд. 1.2 Перечня, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558).

Переписка по разработке и изменению штатных расписаний подлежит хранению в течение 3 лет ст. 73 разд. 1.2 Перечня, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558).

Поэтому срок хранения штатного расписания в школе или другом бюджетном учреждении максимально высокий – 75 лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Центральный районный суд г. Сочи (Краснодарский край) — Гражданские и административные Дело № 2-719/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации
г. Сочи 12 февраля 2019 г.
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Казимировой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Мейроян М.А.,
с участием представителя истца в лице председателя Сочинской городской организации профсоюза жизнеобеспечения Н.В.,
представителя ответчика В.А., действующей на основании доверенности . от (.),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению Сочинской городской организации профсоюза жизнеобеспечения к акционерному обществу «Спецавтохозяйство по уборке города» о признании незаконным отказа о предоставлении сведений,
установил:

Сочинская городская организация профсоюза жизнеобеспечения в лице председателя Н.В. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением к акционерному обществу «Спецавтохозяйство по уборке города» о признании незаконным отказа о предоставлении сведений.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что поводом для обращения в суд с иском к ответчику послужило непредоставление штатного расписания — сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением работодателем условий коллективного договора.
Работодатель полагает, что законных оснований для предоставления штатного расписания не имеется, что штатное расписание — это организационно-распорядительный документ, отражающий структуру организации, что он не является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения.
При этом работодатель со ссылкой на нормы ч. 1 ст. 17 Федерального закона от (.) N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» признает право профсоюзов бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органом местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
Между тем, обращение профсоюза о предоставлении штатного расписания вызвано именно получением информации по социально-трудовым вопросам.
В целях проведения контроля за выполнением условий коллективного договора (соглашений) по оплате труда, запрошено актуальное штатное расписание, содержащее действительные условия оплаты труда работников.
По общему правилу условия оплаты труда работников, закреплённые в штатном расписании, должны соответствовать условиям оплаты труда работников, установленным коллективным договором. Когда в организации заработная плата установлена коллективным договором, руководитель, даже если он наделен правом единолично утверждать штатное расписание, не вправе единолично устанавливать заработную плату штатным расписанием.
В организации ответчика (работодателя) действует коллективный договор акционерного общества «Спецавтохозяйство по уборке города» с (.) до (.), которым установлена система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок (окладов) доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, система доплат и надбавок стимулирующего характера и система премирования.
Сторонами коллективного договора являются работники и работодатель.
В соответствии со ст. 29 Трудового кодекса РФ представителем работников при проведении коллективных переговоров с работодателем и заключении коллективного договора является профсоюз (первичная профсоюзная организация).
Утвержденная постановлением Госкомстата РФ от (.) . «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты» форма .-Т «штатное расписание» предусматривает указание должностей, (специальностей, профессий) и их количество, размеры тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок компенсационного характера.
Заработная плата в штатном расписании АО «САХ по уборке города» должна соответствовать размерам тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, установленным коллективным договором.
Право профсоюза на осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения установлено ст. 51 Трудового кодекса РФ.
При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
Запрошенное штатное расписание содержит актуальные сведения о заработной плате в организации по каждой должности, специальности, профессии работников и позволяет осуществлять контроль в полной мере за соблюдением работодателем условий коллективного договора в части размеров тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок компенсационного характера в штатном расписании на соответствие их размерам установленным коллективным договором; обеспечения работникам равной оплаты за труд равной ценности; соотношения размеров тарифных ставок (окладов) в штатном расписании на соответствие их тарифным коэффициентам, определенных коллективным договором для каждой должности (специальности, профессии); обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы работников.
Таким образом, для осуществления контроля за выполнением условий коллективного договора, соглашения, работодатель в силу ч. 2 ст. 51 ТК РФ обязан предоставить профсоюзу информацию, которая содержится в штатном расписании.
Помимо контроля условий коллективного договора и соглашения, в силу ст. 370 Трудового кодекса РФ профсоюз вправе осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
То есть, штатное расписание организации позволяет профсоюзу осуществить также контроль за соблюдением предельного размера минимальной заработной платы в организации не ниже размера величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Краснодарском крае предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров предприятий и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) предприятий, которая определяется нормативным актом учредителя в кратности от 1 до 8 (соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера предприятия и среднемесячной заработной платы работников предприятия определяется путем деления среднемесячной заработной платы соответствующего руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату работников этого предприятия).
Кроме того, штатное расписание позволяет осуществлять проверку правильности наименования должности (специальности, профессии, разряда рабочего) в штатном расписании на его соответствие с наименованием в тарифно-квалификационном справочнике.
Что касается решений, принимаемых работодателем по вопросам, относящихся к исключительной его компетенции, как-то изменение структуры штатного расписания, численного состава работников организации, то данные вопросы не являются предметом контроля профсоюза, что подтверждается вышеуказанным перечнем условий, подлежащих контролю со стороны профсоюза за соблюдением работодателем трудового законодательства.
То обстоятельство, что штатное расписание не является правовым актом, само по себе не опровергает обязанность работодателя представлять его для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Отказ ответчика в предоставлении штатного расписания является необоснованным и нарушает права работников и профсоюза.
Согласно нормам абзаца 4 ст. 53 Трудового кодекса РФ одной из основных форм участия работников в управлении организацией является — получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников.
Согласно нормам ст. 22 ТК РФ работодатель обязан предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.
Право профсоюзов на осуществление контроля за выполнением коллективного договора установлено также и ст. 13 Федерального закона от (.) N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

На основании изложенного, просил суд обязать акционерное общество «Спецавтохозяйство по уборке города» предоставить штатное расписание Сочинской городской организации профсоюза жизнеобеспечения.
В судебном заседании представитель истца Сочинской городской организации профсоюза жизнеобеспечения Н.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Спецавтохозяйство по уборке города» по доверенности В.А. исковые требования не признала, свои возражения мотивировала тем, что взаимоотношения работодателя и работника регулируются нормами трудового законодательства РФ. Работодатель при обращении к нему профсоюза должен руководствоваться нормами трудового законодательства, а именно главой 58 ТК РФ. Ст. 370 ТК РФ регулируются права профсоюзов на осуществление контроля за выполнением работодателем коллективного договора. Полномочия профсоюза, указанные в данной статье, носят исчерпывающий характер, и данная статья не является расширительной. В ст. 370 ТК РФ не указано, что профсоюз имеет право затребовать у работодателя какую-либо иную информацию, в частности штатное расписание. Кроме того, письмом министерства труда и социального развития Краснодарского края утвержден приказ от (.) ., в котором четко прописана процедура осуществления контроля за работодателем в части соблюдения работодателем норм коллективных договоров. В данном приказе утвержден четкий порядок, соблюдая который они должны предоставлять информацию. Согласно указанного приказа, работодатель предоставляет информацию только по запросу Государственной инспекции труда Краснодарского края (иных государственных органов) не позднее месяца после получения указанного запроса. Считает, что профсоюз, запрашивая у них информацию по штатному расписанию, вышел за пределы предоставленных ему полномочий. Кроме того, информация по штатному расписанию является закрытой информацией, так как содержит сведения работников, их должностей. И если они будут предоставлять информацию по всем работникам, то могут затронуть персональные данные работников, в том числе тех, которые не являются членами профсоюза, что является недопустимым. Именно поэтому такую информацию они могут предоставить только в государственные органы. На основании изложенного просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав доводы представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав в судебном заседании материалы дела и оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что исковые требования Сочинской городской организации профсоюза жизнеобеспечения подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Полномочия профсоюзных органов и уполномоченных ими лиц по контролю за соблюдением законодательства о труде определяются ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от (.) N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Исходя из положений ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации, профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от (.) N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 10-ФЗ отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.
Как следует из ч. 1 ст. 17 Федерального закона, для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
В судебном заседании установлено, что председатель Сочинской городской организации профсоюза жизнеобеспечения (.) обратился к генеральному директору АО «Спецавтохозяйство по уборке города» с запросом о предоставлении сведений для осуществления контроля за соблюдением работодателем трудового законодательства, а именно утвержденного штатного расписания.
Письмом исполняющего обязанности генерального директора АО «Спецавтохозяйство по уборке города» от (.) ..1/7-1954 Сочинской городской организации профсоюза жизнеобеспечения в предоставлении штатного расписания отказано по причине того, что штатное расписание — это организационного-распорядительный документ и не является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации. При этом ответчик в обоснование своего отказа сослался на ст. 370 ТК РФ, ст. ст. 17,19 Федерального закона от (.) N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Вместе с тем, с таким основанием для отказа суд согласиться не может, так как он основан на неправильном толковании норм материального права.
Так, согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.
При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьями 40 и 41 ТК РФ коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков и другим вопросам, определенным сторонами.
Как следует из материалов дела, в организации ответчика акционерного общества «Спецавтохозяйство по уборке города» действует коллективный договор с (.) до (.), которым установлена система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок (окладов) доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, система доплат и надбавок стимулирующего характера и система премирования.
Условия оплаты труда работников, указанные в штатном расписании, должны соответствовать условиям оплаты труда работников, установленным коллективным договором.
Истцом Сочинской городской организацией профсоюза жизнеобеспечения в целях осуществления контроля за выполнением условий коллективного договора (соглашений) по оплате труда, запрошено актуальное штатное расписание, содержащее действительные условия оплаты труда работников.
Таким образом, ссылка ответчика на то обстоятельство, что штатное расписание не является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации, не является основанием для отказа в предоставлении истцу штатного расписания, необходимого для осуществления контроля за соблюдением условий коллективного договора.
Возражения представителя ответчика о том, что запрашивая штатное расписание, истец вышел за пределы предоставленных ему полномочий, суд находит несостоятельными, так как из приведенных выше норм законодательства следует, что сведения о заработной плате, времени труда и отдыха относятся к вопросам, регулируемым коллективным договором, что в свою очередь отнесено к функциям профсоюзов, направленным на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений.

Возражения представителя ответчика о том, что информация по штатному расписанию является закрытой информации, так как содержит сведения работников, их должностей, и если они будут предоставлять информацию по всем работникам, то могут затронуть персональные данные работников, том числе тех, которые не являются членами профсоюза, суд отклоняет по следующим основаниям.
Как следует из разъяснений министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве», получение работодателем согласия на обработку персональных данных не требуется в случае передачи работодателем персональных данных работников, государственных служащих в налоговые органы, военные комиссариаты, профсоюзные органы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Так как запрос Сочинской городской организацией профсоюза жизнеобеспечения о предоставлении штатного расписания связан с защитой коллективных прав и интересов работников АО «Спецавтохозяйство по уборке города», то в силу п. 1.1 коллективного договора работники данного предприятия как являющиеся членами профсоюза, так и не являющиеся таковыми, являются стороной указанного договора и их права и свободы как субъектов персональных данных таким запросом не нарушаются, в связи с чем их согласие на обработку персональных данных в рассматриваемом случае не требуется.
Поскольку указанные выше нормы закона позволяют профсоюзной организации в целях осуществления профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, в том числе по вопросам оплаты труда, истребовать у работодателя необходимые сведения, отказ акционерного общества «Спецавтохозяйство по уборке города» в предоставлении Сочинской городской организации профсоюза жизнеобеспечения штатного расписания является необоснованным и незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканная государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Так как профсоюзная организация при подаче искового заявления в суд по требованиям, вытекающим их трудовых правоотношений, на основании ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождается, следовательно, государственную пошлину надлежит взыскать с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Согласно ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для организаций в размере 6 000 рублей.
При таких обстоятельствах с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Сочинской городской организации профсоюза жизнеобеспечения к акционерному обществу «Спецавтохозяйство по уборке города» о признании незаконным отказа о предоставлении сведений удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Спецавтохозяйство по уборке города» предоставить штатное расписание Сочинской городской организации профсоюза жизнеобеспечения.
Взыскать с акционерного общества «Спецавтохозяйство по уборке города» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ()вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда в соответствии со статьей 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации составлено (.).
Судья Центрального
районного суда г. Сочи Г.В. Казимирова

Суд:

Центральный районный суд г. Сочи (Краснодарский край)

Истцы:

Сочинская городская организация профсоюза жизнеобеспечения

Ответчики:

Ао Спецавтохозяйство по уборке города

Судьи дела:

Казимирова Галина Васильевна (судья)

«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 6

Вопрос: Мы хотели бы изменить штатное расписание нашей компании. Изменения значительные — вводится новое структурное подразделение, увеличиваются оклады и пр. Должны ли мы согласовывать штатное расписание с профсоюзом? Может ли он оспорить данный документ, утвержденный без учета его мнения?

Ответ: На основании ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, могут принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Однако в определенных случаях, установленных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учитывать мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Штатное расписание (унифицированная форма Т-3 <1>) является локальным нормативным актом, в котором отражаются не только структурные подразделения, наименования должностей, специальностей, профессии с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц, но и размеры окладов (тарифных ставок), доплат и надбавок.

<1> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Но в штатном расписании только лишь фиксируются размеры месячной заработной платы по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия, коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации самостоятельным актом (коллективным договором, соглашениями и локальными нормативными актами).

Таким образом, поскольку штатное расписание отображает основные положения заключенного в установленном порядке коллективного договора или положения об оплате труда, принятого с учетом мнения представительного органа работников, при утверждении штатного расписания нет необходимости учитывать данное мнение.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ. На основании ч. 4 ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

От редакции. Для учета мнения представительного органа работников работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, который не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.

Если данный орган не согласен с проектом локального нормативного акта либо внес предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с этим либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с указанным органом. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт.

Вместе с тем есть одно основание для согласования штатного расписания с представительным органом работников — ч. 3 ст. 8, в соответствии с которой коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Если в коллективном договоре или соглашении установлено, что штатное расписание как разновидность локального нормативного акта подлежит согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, проект штатного расписания должен быть согласован в установленном порядке.

При утверждении штатного расписания с нарушением такого порядка выборный орган первичной профсоюзной организации может обжаловать данный документ в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора (ст. 372 ТК РФ).

И. И.Шкловец

Заместитель руководителя

Федеральной службы

по труду и занятости

Подписано в печать