Штраф от налоговой

НДФЛ и военный сбор (ВС) — это налоги, с удержанием которых сталкиваются практически все предприятия и предприниматели независимо от специфики их деятельности. Поэтому неудивительно, что при проведении таких операций возникает ряд вопросов и ошибок.
Сегодня рассмотрим наиболее распространенные виды нарушений в части начисления, удержания, уплаты и представления отчетности по НДФЛ и ВС, а также проанализируем, какие штрафные санкции грозят за данные нарушения

Прежде всего отметим, что сейчас речь пойдет об ответственности за нарушения касаемо НДФЛ и ВС, которую несет налоговый агент.

Согласно пп. 14.1.180 НКУ налоговым агентом по НДФЛ являются юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента — юридического лица, инвестор (оператор) по соглашению о разделе продукции, которые независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог, предусмотренный р. IV НКУ, в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, выплачиваемых такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, предусмотренном ст. 18 и р. IV НКУ.

Для того чтобы четко понимать, за что налогового агента могут оштрафовать, необходимо разделять возложенные на него обязанности согласно пп. 14.1.180 НКУ (см. рис.).

Рис. Обязанности лиц, которые в соответствии с НКУ наделены статусом налоговых агентов

Поскольку данные обязанности связаны между собой, может возникать связь и между ошибками. Ввиду этого ознакомимся с ошибками, допущенными на разных этапах, и проанализируем, какие санкции за это грозят.

Когда ответственности не будет. В случае допущения ошибок штрафы не применяются и пеня не начисляется, если:

1) ошибки, допущенные в форме № 1ДФ, исправляются до наступления предельного срока ее подачи (путем представления отчетной новой формы № 1ДФ);

2) ошибки, допущенные в удержании НДФЛ, исправляются до наступления предельного срока уплаты налога.

Кроме того, штрафы, предусмотренные п. 119.1 и п. 119.2 НКУ, не применяются в случаях, если ошибки относительно регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов в налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного с них налога были исправлены налоговыми агентами самостоятельно, в т.ч. в течение 30 к. дн. со дня поступления уведомлений об ошибках, выявленных контролирующим органом (п. 119.3 НКУ).

А сейчас рассмотрим штрафные ситуации.

Ответственность за нарушения, связанные с представлением и заполнением формы № 1ДФ

Согласно правилам, предусмотренным п. 119.2 НКУ, за непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками формы № 1ДФ, если такие недостоверные сведения либо ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств налогоплательщика и/или к смене налогоплательщика, грозит штраф в размере:

  • 1020 грн — если нарушение произошло впервые в течение года;
  • 2040 грн — если к налогоплательщику в течение года уже был применен штраф за такое же нарушение.

Таким образом, на основании норм п. 119.1 НКУ можно сделать выводы, что штрафы налагаются за следующие нарушения:

Рис. 2. Схема наложения штрафов согласно п. 119.1 НКУ

Ошибка в отчете не привела к занижению/завышению налогового обязательства и/или к смене налогоплательщика

За такие нарушения штраф не налагается, что подтверждают и налоговики в разъяснении из категории 103.26 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua).

О каких именно нарушениях идет речь?

Например, это могут быть следующие ошибки:

  • в названии и других реквизитах юридического лица;
  • в налоговом номере юридического лица;
  • в количестве лиц, работающих в штате или по гражданско-правовым договорам;
  • в сумме дохода, не подлежащего обложению НДФЛ;
  • в признаке дохода (при этом сумма дохода и удержанного налога указана правильно);
  • если при представлении ф. № 1ДФ добавляются строки в отношении выплаченных доходов, которые не включаются в налогооблагаемый доход, что не приводит к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств, и не происходит смена плательщика, т.е. номер учетной карточки плательщика — получателя дохода указан правильно.

Исправляют такие ошибки, руководствуясь п. 4.3 Порядка № 4, путем представления уточняющей формы № 1ДФ.

Ошибка в отчете привела к занижению/завышению налогового обязательства

Исходим из того, что налог был начислен, удержан и уплачен правильно, только в форму № 1ДФ попали ошибочные данные. Например, это могло произойти, если налоговый агент не указал налогооблагаемый доход в форме № 1ДФ или указал неправильную сумму начисленного (выплаченного) дохода, удержанных НДФЛ и ВС.

Как уже отмечалось, за данные нарушения будут наложены штрафы согласно п. 119.1 НКУ в размере 1020 грн. Если же в течение года к плательщику применялся штраф за такое же нарушение, сумма штрафа составит 2040 грн.

Ошибка в отчете привела к смене налогоплательщика

Это происходит, когда в ф. № 1 ДФ указывают неверный идентификационный код налогоплательщика. В общем случае сумма штрафа за такое нарушение согласно нормам п. 119.1 НКУ составит 1020 грн, а при повторном наложении штрафа за такое же нарушение — 2040 грн.

Однако в п. 119.2 НКУ указано, что оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, в случае, когда законодательство требует от лица-резидента получения такого номера, или с использованием недостоверного регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, кроме случаев, определенных п. 119.1 НКУ, — влечет за собой наложение штрафа в размере 340 грн.

Между тем трудно представить, в каких именно случаях использования недостоверного регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов может не привести к смене налогоплательщика в ф. № 1 ДФ. Учитывая это, контролеры наверняка за допущенную в ф. № 1 ДФ ошибку в идентификационном коде плательщика налога будут штрафовать согласно нормам п. 119.1 НКУ.

Форму № 1ДФ не представили или представили несвоевременно

Прежде всего напомним, что налоговые агенты согласно пп. «б» п. 176.2 и пп. 49.18.2 НКУ обязаны в течение 40 к. дн., следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, представлять в контролирующий орган по месту своего расположения форму № 1ДФ.

Такой расчет подают только в случае начисления доходов налогоплательщику (абз. «б» п. 176.2 НКУ). За непредставление или несвоевременное представление отчета к налоговым агентам применяются штрафы согласно п. 119.1 НКУ в размере 1020 грн, при повторном наложении штрафа за такое же нарушение в течение года — в размере 2040 грн.

К тому же на должностных лиц налогового агента налагают административный штраф согласно ст. 1634 КоАП за неуведомление или несвоевременное уведомление государственным налоговым органам по установленной форме сведений о доходах граждан.

Сумма административного штрафа составляет от 2 до 3 НМДГ (от 34 грн до 51 грн), а при повторном нарушении в течение года — от 3 до 5 НМДГ (от 51 грн до 85 грн).

Отметим

Админштраф на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан — субъектов предпринимательской деятельности может налагаться не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через 2 месяца со дня его обнаружения (ст. 38 КоАП).

Представление уточненной формы № 1ДФ в результате перерасчета

Если недостоверные сведения или ошибки в форме № 1ДФ возникли в связи с проведением налоговым агентом перерасчета дохода физлиц и были исправлены в соответствии с требованиями ст. 50 НКУ (представлена уточняющая декларация), штрафов не будет.

Это подтверждают нормы п. 50.1 НКУ, согласно которым, если после представления декларации за отчетный период налогоплательщик представляет новую декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока представления декларации за такой же отчетный период или представляет в следующих налоговых периодах уточняющую декларацию ввиду исполнения требований п. 169.4 НКУ, то штрафы, определенные в данном пункте, не применяются.

Кроме того, в последнем абзаце п. 119.1 НКУ говорится, что предусмотренные этим пунктом штрафы не применяются в случаях, если недостоверные сведения или ошибки в налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога, а также суммах, начисленных (выплаченных) физическим лицам за товары (работы, услуги), возникли в связи с исполнением налоговым агентом требований п. 169.4 НКУ и были исправлены в соответствии с требованиями ст. 50 НКУ.

Представление уточняющих налоговых расчетов по форме № 1ДФ (одного или нескольких одновременно) для исправления ошибок, приведших к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств

В таком случае к налогоплательщику применяется штраф в размере 1020 грн в соответствии с п. 119.1 НКУ (см. разъяснение из категории 103.26 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

Непредставление копий ф. № 1ДФ

В случае если обособленное подразделение юрлица не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) налог в бюджет, ф. № 1ДФ в виде отдельного извлечения за такое подразделение представляет юрлицо в контролирующий орган по своему местонахождению и отправляет копию такого расчета в контролирующий орган по местонахождению данного обособленного подразделения в установленном порядке (пп. «б» п. 176.2 НКУ).

Однако если этого не сделать, то штрафы не предусмотрены. Об этом отмечали налоговики в разъяснении из категории 103.26 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)). Ведь эти действия нельзя квалифицировать как нарушение п. 119.2 НКУ.

Представление уточняющей формы № 1ДФ для исключения ошибочной информации относительно начисленного дохода в пользу одного ФЛП и ввода информации касаемо другого ФЛП, при этом сумма начисленного и выплаченного дохода не меняется

По мнению налоговиков, к такому налоговому агенту должна применяется ответственность, предусмотренная п. 119.1 НКУ в виде штрафа в размере 1020 грн (см. разъяснение из категории 103.26 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

В публикации «Исправление ошибок в форме № 1ДФ» мы показали на примерах, как можно исправить допущенные ошибки в форме № 1ДФ.

Ответственность за неуплату, несвоевременную уплату и недоплату НДФЛ

Данное нарушение может возникнуть в том случае, когда налоговый агент правильно начислил налог, указав его в форме № 1ДФ, но ошибочно уплатил меньшую сумму.

Согласно предписаниям НКУ налог на доходы физлиц уплачивают в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода (пп. 168.1.2 НКУ). Если облагаемый доход начисляется, но не выплачивается, НДФЛ необходимо перечислить в бюджет в течение 30 к. дн., следующих за последним днем месяца, в котором произошло данное начисление (пп. 168.1.5 НКУ).

А вот когда облагаемый доход предоставляется в неденежной форме или выплачивается наличными из кассы налогового агента, налог уплачивается (перечисляется) в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем такого начисления (выплаты, предоставления), — пп. 168.1.4 НКУ.

Таким образом, если налоговый агент недоплатил НДФЛ и ВС в бюджет или вообще не уплатил налог, а предельный срок для его уплаты истек, при выявлении данного факта контролерами ему грозят санкции — см. таблицу 1.

Таблица 1

Санкции за неуплату, несвоевременную уплату и недоплату НДФЛ

№ п/п

Вид санкции

Размер

Основание для применения

Финансовая ответственность

25% суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет;

50% суммы налога, если те же действия совершены повторно в течение 1095 дней;

75% суммы налога, если нарушение происходит третий и каждый следующий раз

п. 127.1 НКУ

Административная ответственность

от 2 до 3 НМДГ (от 34 грн до 51 грн)

повторно в течение года — от 3 до 5 НМДГ (от 51 грн до 85 грн)

ст. 1634 КоАП

Пеня

За каждый календарный день просрочки согласно правилам, установленным ст. 129 НКУ

п. 129.1,

п. 129.4 НКУ

В свою очередь, обратите внимание: вышеуказанные штрафы с п. 127.1 НКУ не применяются, если неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) налога на доходы физических лиц самостоятельно обнаруживает налоговый агент при проведении перерасчета данного налога, предусмотренного п. 169.4 НКУ, и исправляет в следующих налоговых периодах в течение налогового (отчетного) года согласно нормам НКУ (абз. 8 п. 127.1 НКУ).

Важно

При начислении суммы налогового обязательства, определенного налоговым агентом, в т.ч. при внесении изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок согласно ст. 50 НКУ, начисление пени начинается по истечении 90 к. дн., следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства.

(пп. 129.1.3 НКУ)

Может так произойти, что налогоплательщик просрочил уплату НДФЛ и ВС, в т.ч. за счет того, что налог был уплачен на неправильные реквизиты.

Однако на момент выявления нарушения он уплатил их уже в полной сумме. В данной ситуации контролеры настаивают на применении тех же штрафов, которые указаны в таблице 1.

Мы не согласны с данной позицией ГФС, ведь какой тогда смысл исправлять ошибку и доплачивать НДФЛ, если размер штрафа от этого не изменится.

Поэтому если на момент выявления нарушения контролерами налог уплачен в полном объеме — фактически это не неуплата налога, а его несвоевременная уплата. Стало быть, и штраф нужно применять другой — согласно ст. 126 НКУ — за неуплату суммы денежного обязательства в течение сроков, определенных НКУ:

  • при задержке до 30 к. дн. включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — 10% погашенной суммы налогового долга;
  • при задержке более 30 к. дн., следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — 20% погашенной суммы налогового долга.

Такой же позиции придерживаются и суды (см., например, постановление ВСУ от 27.03.2018 г. по делу № П/811/618/17). В данном постановлении предприятие обосновало свои исковые требования тем, что НДФЛ был перечислен в день выплаты зарплаты, поэтому имеет место только несвоевременное перечисление сумм налога, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НКУ. В свою очередь, санкция, установленная ст. 127 НКУ, применяется за неначисление, неудержание и/или неуплату налогов плательщиком, в т.ч. налоговым агентом, однако истцом такие нарушения допущены не были.

Суд отметил: когда есть начисления, то за несвоевременность уплаты налогоплательщиком согласованной суммы денежного обязательства в течение сроков, предусмотренных НКУ, этот налогоплательщик привлекается к ответственности по ст. 126 НКУ. Вместе с тем размер данной санкции напрямую зависит от времени задержки такой уплаты, а не от количества допущенных нарушений в течение определенного периода.

Похожая ситуация рассматривалась в публикации «Несвоевременно уплатили НДФЛ и военный сбор в бюджет — каким будет штраф?».

Ответственность за неначисление, неуплату и недоплату НДФЛ и ВС

Достаточно распространенным является случай, когда налоговый агент не начислил (неправильно рассчитал) сумму НДФЛ, что, в свою очередь, привело к ошибке в виде недоплаты налога в бюджет и указания недостоверных сведений в форме № 1ДФ.

Ошибку обнаружила ГНСУ

В таком случае это грозит штрафами, указанными в таблице 2.

Таблица 2

Санкции за неначисление, неуплату, несвоевременную уплату, недоплату НДФЛ

№ п/п

Вид санкции

Размер

Основание

Финансовая ответственность за неначисление, неудержание, неуплату НДФЛ

25% суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет;

50% суммы налога, если те же действия совершены повторно в течение 1095 дней;

75% суммы налога, если нарушение происходит третий и каждый следующий раз

п. 127.1 НКУ

Финансовая ответственность за предоставление с недостоверными сведениями или с ошибками формы № 1ДФ

1020 грн;

повторно в течение года — штраф 2040 грн

п. 119.1 НКУ

Административная ответственность должностного лица, допустившего ошибку

от 2 до 3 НМДГ (от 34 грн до 51 грн);

повторно в течение года — от 3 до 5 НМДГ (от 51 грн до 85 грн)

ст. 1634 КоАП

Пеня (в случае просрочки по уплате налога)

За каждый календарный день просрочки согласно правилам, установленным ст. 129 НКУ

п. 129.1, п. 129.4 НКУ

Ошибку исправляет налогоплательщик самостоятельно

По этому поводу есть действующее разъяснение из категории 103.26 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua), касающееся ответственности налогового агента в случае самостоятельного исправления ошибки при начислении и перечислении НДФЛ в бюджет.

Также есть письмо ГФС от 23.11.2016 г. № 20232/5/99-99-13-01-01-16, разъясняющее правила применения штрафов при самостоятельном исправлении ошибок налоговым агентом.

По мнению контролеров, к налоговым агентам применяются те же штрафы, которые указаны в таблице 2. Отличие состоит лишь в том, что в день зачисления средств на соответствующий счет Казначейства Украины заканчивается начисление пени (пп. 129.3.1 ПКУ).

Что касается штрафа в размере 1020 грн за недостоверные сведения в форме № 1ДФ (п. 119.1 НКУ) и админштрафа (ст. 1634 КоАП) — мы в целом согласны.

А вот с применением штрафа в размерах 25%, 50%, 75% (п. 127.1 НКУ) трудно согласиться. Мы считаем, в таком случае может быть применен только штраф в соответствии со ст. 126 НКУ в размере 10% погашенной суммы налогового долга (20% — при задержке более 30 к. дн.). Ведь, несмотря на то что налогоплательщик самостоятельно исправляет ошибку и погашает задолженность по НДФЛ, данное погашение осуществляется по истечении предельного срока уплаты налога.

Таким образом, мы ознакомились с наиболее распространенными штрафами, которые применяются к налоговым агентам в части начисления, уплаты и перечисления НДФЛ.

Напоследок отметим, что согласно п. 521 подраздела 10 р. ХХ НКУ за нарушения налогового законодательства, совершенные в период с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины с целью предупреждения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), штрафные санкции не применяются.

В период с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, налогоплательщикам не начисляют пеню, а начисленная, но не уплаченная за данный период пеня подлежит списанию.

К тому же в п. 522 подраздела 10 р. ХХ НКУ установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, в частности, кроме:

  • документальных внеплановых проверок, осуществляемых по обращению налогоплательщика;
  • документальных внеплановых проверок по основаниям, определенным пп. 78.1.7 и пп. 78.1.8 НКУ.

Как видим, в «карантинный» период штрафные санкции по НКУ не налагаются, хотя к административной ответственности, налагаемой согласно КоАП, привлечь могут.

Недавно на это обратили внимание и налоговики в разъяснении из категории 103.26 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua). Поэтому желаем вам не допускать ошибок и избегать штрафов!

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»

Нарушение сроков уплаты налогов

Срок уплаты налогового обязательства

Согласно п. 57.1 НКУ налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной им налоговой декларации, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного НКУ для представления налоговой декларации, кроме случаев, установленных НКУ.

Вопросы с определением предельного срока уплаты налогового обязательства возникают в ситуации, когда предельный срок представления декларации приходится на выходной день. Тогда применяются нормы п. 49.20 НКУ, которые предусматривают, что если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем. Применительно к представлению деклараций с этим соглашаются и налоговики (см. разъяснение из категории 129.02 раздела «Запитання — відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

А вот что касается перенесения уплаты налоговых обязательств, в настоящее время сложилась следующая ситуация. Ранее налоговики учитывали правовую позицию ВСУ, изложенную в постановлении от 09.06.2015 г. по делу № 21-18а15, согласно которой предельный 10-дневный срок уплаты налогового обязательства отсчитывается от такого перенесенного предельного срока представления декларации (см. письмо ГФСУ от 09.10.2015 г. № 21492/6/99-99-15-04-02-15, разъяснение из категории 129.04 раздела «Запитання — відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua), действовало до 28.03.2019).

Но в 2019 г. контролеры передумали, и на данный момент придерживаются позиции, что предельные сроки уплаты налогов и сборов (кроме единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование) не переносятся, если последний день срока их уплаты приходится на выходной или праздничный день, а также в связи с перенесением сроков представления налоговых деклараций. При этом налоговые обязательства необходимо уплатить накануне установленного предельного срока. Особенности уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование установлены Инструкцией № 449 (см. разъяснение из категории 129.04 раздела «Запитання — відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

Причем подобные консультации о невозможности перенесения срока уплаты налога, если он приходится на выходной (праздничный) день, контролеры дают и по отдельным налогам, в частности в отношении уплаты:

— НДС (см. разъяснение из категории 101.23 раздела «Запитання — відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua));

— платы за землю (см. разъяснение из категории 111.06 раздела «Запитання — відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

Если же отчетность была представлена несвоевременно, когда срок уплаты налогового обязательства уже прошел, плательщик обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в поданной им налоговой декларации, до такого представления декларации (см. разъяснение из категории 129.04 раздела «Запитання — відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

Штрафы за нарушение правил уплаты (перечисления) налогов

Штрафы за нарушение правил уплаты (перечисления) налогов установлены в ст. 126 НКУ. Так, согласно п. 126.1 НКУ, если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства (кроме случаев, предусмотренных п. 126.2 НКУ), в течение сроков, определенных НКУ, он привлекается к ответственности в виде штрафа в таких размерах:

— при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10 % погашенной суммы налогового долга;

— при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20 % погашенной суммы налогового долга.

В свою очередь положения п. 126.2 НКУ устанавливают, что в случае нарушения налогоплательщиком срока уплаты в бюджет согласованного денежного обязательства, предусмотренного абз. 2 пп. 222.1.2 НКУ, он привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 20 % суммы такого денежного обязательства. Речь идет об уплате акцизного налога на табачные изделия производителями табачных изделий, который уплачивается в бюджет в течение пятнадцати рабочих дней после получения марок акцизного налога с доплатой (в случае необходимости) на день представления налоговой декларации.

В разъяснении из категории 132.01 раздела «Запитання — відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua) налоговики отметили, что начисление штрафных санкций в случае нарушения субъектом хозяйствования сроков уплаты денежных обязательств осуществляется контролирующими органами. При этом самостоятельное начисление и уплата штрафных санкций за задержку сроков уплаты денежных обязательств налогоплательщиком НКУ не предусмотрены.

Заметим также, что налоговики применяют штраф по п. 126.1 НКУ, пеню и административную ответственность согласно ст. 1632 КоАП и в случае неверного заполнения реквизитов платежных документов, перечисления согласованной суммы денежного обязательства на неверный код бюджетной классификации (см. разъяснение из категории 132.01 раздела «Запитання — відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

Сумму штрафа рассчитывают отдельно исходя из даты погашения несвоевременно уплаченного налогового обязательства. Кроме того, на сумму несвоевременно уплаченного налогового обязательства будет начислена пеня в порядке, предусмотренном ст. 129 НКУ (см., к примеру, разъяснение из категории 111.07 раздела «Запитання — відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua), разъяснение из категории 114.09 раздела «Запитання — відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

Условие:

Предприятие несвоевременно уплатило указанные в декларации по НДС за ноябрь 2018 г. налоговые обязательства на сумму 50000 грн (предельный срок уплаты — 30.01.2019). При этом налоговые обязательства были уплачены:

1) на сумму 20000 грн — 08.01.2020 (в пределах 30 календарных дней);

2) на сумму 30000 грн — 03.02.2020 (после истечения 30 календарных дней).

Решение:

В этом случае начислят штраф согласно п. 126.1 НКУ в размере: 20000 грн x 10 % + 30000 грн x 20 % = 8000,00 грн.

В продолжении материала читайте о «Неуплата авансовых взносов физическим лицом — плательщиком единого налога» и «Если неуплата налогов происходит по вине банка» издания БУХГАЛТЕР & ЗАКОН

Для получения доступа к аналитике издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН и прочим документам информационно-правовой системы ЛІГА:ЗАКОН — воспользуйтесь ТЕСТОВЫМ доступом и оцените удобство и скорость поиска необходимых вам материалов

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и страницу в Facebook, чтобы всегда быть в курсе бухгалтерских событий.

Связаться с редактором

Что будет в случае неуплаты НДФЛ?

Многие наймодатели не сдают налоговые декларации и не уплачивают НДФЛ, считая, что налоговые органы не смогут выявить факт сдачи жилья внаем. Однако у них имеются различные механизмы для обнаружения неплательщиков. Информация может быть получена из миграционных органов и риелторских агентств, из объявлений о сдаче квартиры внаем и от физических лиц.

Неуплата НДФЛ может повлечь негативные последствия. В случае выявления недоимки налоговые органы доначислят налог. Размер доначисления будет зависеть от того, на основании каких данных проводилась проверка. Если налоговые органы получат документы, подтверждающие размер платы за сдачу квартиры внаем (например, затребуют договор и расчетные документы у квартирантов), то НДФЛ будет доначисляться на основании сумм, указанных в них. При отсутствии документов налоговые органы вправе исчислить налог расчетным путем на основании имеющейся у них информации о собственнике квартиры и данных об иных налогоплательщиках, оказавшихся в аналогичной ситуации.

Также будет начислена пеня исходя из 1/300 ставки рефинансирования (учетной ставки ЦБ РФ) за каждый день просрочки уплаты налога. Сейчас размер этой ставки составляет 7,75% (подробнее об этом читайте в публикации «Как изменение ключевой ставки ЦБ влияет на сбережения населения»).

Например, если собственник за сдачу квартиры за год получил 100 тыс. руб., то сумма неуплаченного НДФЛ будет равна 13 тыс. руб., а просрочка уплаты налога составит один год. Пеня будет рассчитываться по формуле: 13 тыс. руб. х 1/300 х 7,75 / 100 х 365 дней = 1226 руб.

Одновременно с налогоплательщика может быть взыскан штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Например, если эта сумма равна 13 тыс. руб., размер штрафа будет рассчитан так: 13 тыс. руб. х 20 / 100 = 2600 руб.

Наконец, в случае непредставления налоговой декларации подлежит уплате штраф в размере 5% неуплаченной суммы НДФЛ за каждый месяц, но не более 30% общей суммы и не менее 1 тыс. руб. Например, если сумма НДФЛ составляет 13 тыс. руб. и декларацию по нему налогоплательщик не представлял в течение года, то размер штрафа будет исчисляться следующим образом: 13 тыс. руб. х 5 / 100 х 12 мес. = 7800 руб. Однако эта сумма превышает 30% от суммы неуплаченного налога: 13 тыс. руб. х 30 / 100 = 3900 руб. В связи с этим размер штрафа составит 3900 руб.

Таким образом, в случае непредставления налоговой декларации и неуплаты НДФЛ в размере 13 тыс. руб. в течение года общая сумма доначислений может составить 13 тыс. (НДФЛ) + 1226 руб. (пеня) + 2600 руб. (штраф за неуплату налога) + 3900 руб. (штраф за непредставление налоговой декларации) = 20 726 руб.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 20 февраля 2020 г.

Обязанность по уплате НДФЛ может лежать на самом налогоплательщике – физическом лице, в том числе ИП, либо на налоговом агенте, выплачивающем облагаемые НДФЛ доходы физлицам (п. 1 ст. 227, п. 2 ст. 214, п. 1 ст. 228, п. 1 ст. 226 НК РФ). За неуплату налога или несвоевременную уплату предусмотрены штрафы.

Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом

По общему правилу если налоговый агент не удержит и/или не перечислит НДФЛ с дохода налогоплательщика, либо не полностью удержит и/или не полностью перечислит налог, то с налогового агента может быть взыскан штраф в размере 20% от суммы, которая необходимо было удержать/перечислить в бюджет (ст. 123 НК РФ). Правда, только в том случае, когда у агента была возможность удержать НДФЛ из доходов физлица. Ведь если гражданину был выплачен доход, к примеру, только в натуральной форме, то удержать с него налог нельзя (п. 4, 5 ст. 226 НК РФ, п. 21 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). И в такой ситуации штраф к налоговому агенту неприменим.

Штрафа при неудержании/неперечислении НДФЛ можно избежать при соблюдении следующих условий (п.2 ст.123 НК РФ):

  • расчет по НДФЛ представлен в ИФНС своевременно;
  • в расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
  • налоговым агентом самостоятельно уплачены сумма налога, не перечисленная в срок, и пени до того момента, когда агенту стало известно об обнаружении ИФНС факта несвоевременного перечисления НДФЛ или о назначении выездной налоговой проверки по этому налогу за соответствующий налоговый период.

В некоторых случаях налоговики пытаются взыскать с налогового агента помимо штрафа еще недоимку и пени.

Ситуация Что могут взыскать с агента кроме штрафа
Налоговый агент не удержал НДФЛ из доходов физлица Ничего. Недоимка не может быть взыскана, поскольку уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допустима (п. 9 ст. 226 НК РФ). А если нельзя взыскать недоимку, то пени по НДФЛ начислять тоже нет оснований (Письмо ФНС от 04.08.2015 № ЕД-4-2/13600)
Налоговый агент удержал НДФЛ из доходов физлица, но не перечислил его в бюджет — недоимку;
— пени (п. 1, 7 ст. 75, п. 5 ст. 108 НК РФ)

Штраф за неуплату НДФЛ самим налогоплательщиком

Налогоплательщики – физические лица, которые не являются ИП, должны самостоятельно уплачивать НДФЛ с определенных видов доходов, например, полученных при продаже имущества (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). Физлица, которые являются ИП, в течение года должны уплачивать авансовые платежи, а по окончании года также уплатить сумму налога (п. 6, 8 ст. 227 НК РФ).

За неуплату или неполную уплату налога, возникшую в результате занижения налоговой базы, на физлицо может быть наложен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40% при совершении деяния умышленно (п. 1, 3 ст. 122 НК РФ). Занижение базы может возникнуть, например, если вы покажете в декларации по НДФЛ вычеты, которые на самом деле не имели права применять. Или задекларируете доход в меньшей сумме.

А вот штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ не будет (п. 19 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). Хотя пени по НДФЛ за просрочку начислят (ст. 75 НК РФ).

Также нельзя наложить штраф на ИП за неуплату авансовых платежей. При этом пени по НДФЛ за несвоевременную уплату авансов налоговики начислят (п. 3 ст. 58 НК РФ).

См. Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам