Штраф за неаттестацию рабочих мест 2018

ПОРЯДОК ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
В первых версиях закона работодатели осуществляли «аттестацию» рабочих мест, которая позднее переросла в «специальную оценку». По действующей ныне редакции стало гораздо легче попасть под штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Еще в 2015 году аттестации подлежали не все рабочие места, теперь же СОУТ должна проводиться для всех.
Проводить оценку не нужно для вакантных рабочих мест, а также для надомных и дистанционных сотрудников. Первое связано с тем, что оцениваться должны условия труда конкретного работника, штатные производственные процессы, которые не ведутся, если данное рабочее место вакантно. По второму моменту важно, чтобы дистанционный режим работы был прописан в трудовом соглашении с сотрудником.
Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда РФ. Суть процедуры в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов. В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности. В зависимости от этого класса определяются меры предосторожности, компенсации сотруднику, дополнительные выплаты соцфондам, обязательность спецодежды и т.д.
В трудовую инспекцию свой отчет экспертная комиссия передаст сама. А организации-заказчику достаточно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данные из экспертного отчета переносятся в бланк статистики № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».













КАК ЧАСТО НУЖНО ПРОВОДИТЬ СОУТ
Специальную оценку условий труда следует проводить не реже, чем 1 раз в пять лет. Это касается, прежде всего, действующих рабочих мест.
Помимо этого, есть ряд ситуаций, когда проверка должна быть проведена внепланово. Это, например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда, изменение технологического процесса или замена производственного оборудования, означающее довольно заметное изменение условий труда, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание (это просто аннулирует действующий документ о соответствии рабочего места) и, наконец, поступление мотивированных предложений от рабочего профсоюза.
При наступлении одного из перечисленных оснований внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев. В случае несоблюдения сроков проведения СОУТ работодатель должен быть готов к штрафу за непроведение ооцнки условий труда на рабочих местах. Это относится, в том числе и к ситуациям, когда работодатель игнорирует необходимость внеочередных оценок.

СТОИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
Каждая специализированная организация устанавливает свои расценки. Минимальная стоимость устанавливается для оценки рабочих мест, где предполагается полное отсутствие вредных факторов. Экспертиза рабочих мест, требующая дополнительных замеров, химического анализа и иных сложных исследований может обойтись работодателю в сумму от 3000 рублей за каждое рабочее место.

Некоторая экономия возможна при наличии аналогичных (равнозначных) рабочих мест. При высоком сходстве условий труда разрешено оформлять одну карту СОУТ на несколько рабочих мест. Ограничение: необходимо оценить не менее 20% от общего числа схожих одинаковых рабочих мест (но не менее двух). Работодателю, который сочтет расходы на специальную оценку условий труда чрезмерной, стоит учесть в числе расходов грядущие штрафы за специальную оценку условий труда.
ШТРАФ ЗА ОТСУТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Объем ответственности для нарушителей определяет Кодекс об административных правонарушениях (ч.1 ст. 5.27.1). Так, индивидуальные предприниматели и должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тысяч рублей. Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда для организации-работодателя существенно выше и достигает 60 000 ― 80 000 рублей (п. 2 ст 5.27.1 КоАП РФ). В сравнении с прежними показателями суммы санкций значительно возросли: штраф за аттестацию рабочих мест в 2015 году составлял 1-5 тысяч рублей для ИП и 30-50 для организаций.

Трудовой кодекс РФ (разд. X) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) являются нормативной правовой основой СОУТ и регулируют порядок организации и проведения СОУТ, а также права и обязанности его участников. СОУТ проводится совместно работодателем и независимой организацией (или организациями), которые привлекаются работодателем для проведения данной процедуры на основании гражданско-правового договора. Обязанности по организационному и финансовому обеспечению процедуры СОУТ возлагаются на работодателя.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 426, СОУТ проводится с периодичностью не реже одного раза в пять лет.

СОУТ устанавливает организационные и правовые основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности участников специальной оценки условий труда, определяет их правовое положение.

В СОУТ определено понятие «специальная оценка условий труда» — это единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных или/и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня их воздействия на работника при учёте отклонения их от установленных значений.

По результатам проведённых специальных проверок условий труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах. В отношении условий труда надомных, дистанционных работников и работников у работодателей-физических лиц, не являющихся предпринимателями специальная оценка условий труда.

1. Работодатель вправе:

  1. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;
  2. проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  3. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
  4. обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  5. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета).

2. Работодатель обязан:

  1. обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
  2. предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
  3. не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
  4. ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  5. давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  6. реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;
  7. рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.

Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда

1. Работник вправе:

  • присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также — эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в Федеральную инспекцию труда и в суд.

2. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной СОУТ на его рабочем месте.

Кому необходимо проводить СОУТ?

ИП и компаниям всех организационных форм, у которых есть наемные сотрудники. Единственное исключение – рабочие места дистанционных или надомных работников. Для них спецоценку проводить не надо. Если у вас есть и удаленные сотрудники, и работники в офисе, от СОУТ освобождаются только рабочие места «удаленщиков».

Всем ли организациям необходимо проводить СОУТ?

Проведение специальной оценки условий труда обязательно для любой организации! Не важно, какая форма собственности, сфера деятельности и численность сотрудников в вашей компании – провести СОУТ обязан каждый руководитель. СОУТ не проводят в отношении надомных трудящихся, дистанционных работников и лиц, осуществляющих трудовые отношения с теми работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Когда нужно проводить СОУТ?

Новые организации должны провести специальную оценку условий труда в течение 12 месяцев с даты регистрации, такие же сроки установлены для новых рабочих мест. Потом его нужно делать каждые пять лет.

Какие штрафы за несвоевременное проведение СОУТ?

За отсутствие или непроведение специальной оценки условий труда предусмотрены штрафы по статье 5.27.1 КоАП: От 60 000 до 80 000 рублей на юр.лицо, а так же от 5 000 до 10 000 на должностных лиц.

Как сегодня можно сэкономить на СОУТ?

Мы экономим Ваш бюджет на СОУТ, сохраняя при этом качество нашей работы. Это можно сделать за счет оптимизации работ на аналогичных рабочих местах. 426-ФЗ разрешает выполнять специальную оценку условий труда только на 20% из них. Фактически будет проведена оценка нескольких рабочих мест, а вы заплатите только за одну карту. Аналогичными признаются позиции, которые: Подробно расписываем.

Сравнение редакций статьи 4 «Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (СОУТ)»

Редакция статьи с 01.05.2016 г.

Редакция статьи с 01.01.2020 г.

Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

1. Работодатель вправе:

  1. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов её проведения;
  2. проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  3. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие её соответствие требованиям, установленным статьёй 19 настоящего Федерального закона;
  4. обжаловать в порядке, установленном статьёй 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

2. Работодатель обязан:

  1. обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
  2. предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
  3. не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты её проведения;
  4. ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  5. давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  6. реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учётом результатов проведения специальной оценки условий труда.

1. Работодатель вправе:

  1. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов её проведения;
  2. проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  3. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие её соответствие требованиям, установленным статьёй 19 настоящего Федерального закона;
  4. обжаловать в порядке, установленном статьёй 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  5. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета).

2. Работодатель обязан:

  1. обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
  2. предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
  3. не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты её проведения;
  4. ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  5. давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  6. реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учётом результатов проведения специальной оценки условий труда;
  7. рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.

Обязанность по проведению специальной оценки условий труда законом возложена на сторону трудового договора – работодателя, с которым работник состоит в трудовых отношениях.

Здравствуйте.

В трудовом кодексе в последнее время условия труда не менялись. Изменилась только система оценки рабочих мест.

Есть только определенная категория лиц, с которыми можно заключать трудовые договора. Вас обязать никто не может.

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

Срочный трудовой договор заключается: на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы; на время выполнения временных (до двух месяцев) работ; для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона); с лицами, направляемыми на работу за границу; для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг; с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы; с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой; для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки;(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях; с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы; с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек); с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера; с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы; для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств; с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;(в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; с лицами, получающими образование по очной форме обучения;(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река — море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;(абзац введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ)с лицами, поступающими на работу по совместительству; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.