Штраф за неуплату налога транспортного

  1. Налоговая ответственность

  2. Статья 122 НК

  3. Комментарий к статье 122 Налогового кодекса РФ

    • Срок давности привлечения к ответственности

    • Уклонение от уплаты налогов

    • Отсутствие состава правонарушения

  4. Уголовная ответственность

  5. Порядок взыскания недоимки по налогам (пеням, штрафам)

Налоговая ответственность

Пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ установлено, что физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы. Неисполнение обязанностей по уплате налога является правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность.

Указанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом. Поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние в случае с неуплатой налогов не работает, т.к. санкции в такой ситуации накладываются на разных лиц. К тому же, у каждого вида ответственности за неуплату налогов разные цели: у налоговой – компенсировать имущественный ущерб бюджетной системе, а у административной и уголовной – возместить вред, причиненный «неплательщиками» общественным отношениям.

Единственное, что объединяет указанные виды ответственности за нарушение норм налогового законодательства – это наличие у них общего события правонарушения: уклонение от уплаты налогов с организации или физического лица, либо неисполнение обязанностей налогового агента.

Следовательно, если должностное лицо организации (руководитель, главный бухгалтер, учредитель, менеджер) привлекается к уголовной ответственности, то для налоговых органов это не является препятствием по взысканию с организации налоговых санкций (штрафов) в соответствии с нормами НК. Об этом прямо сказано в п. 4 ст. 108 НК: привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством. Поэтому направляя в правоохранительные органы собранный на налогоплательщика-организацию «компромат», налоговый орган не станет приостанавливать действия по взысканию с данной организации суммы налогов, штрафов и пени, отраженные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом привлечь индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и к уголовной ответственности невозможно, т.к. в соответствии со статьей 9 НК, индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях рассматриваются как налогоплательщики – физические лица, а на одно и то же физическое лицо не может быть возложена и налоговая и уголовная ответственность.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах действие (или бездействие) лица, за которое налоговым законодательством предусмотрена ответственность (статья 106 НК РФ). Согласно п. 5 статьи 108 НК Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Из этой нормы есть исключение для налоговых агентов, который обязан перечислить сумму налога в бюджет только в том случае, если он был им удержан у налогоплательщика. Если налог не был удержан, его взыскание с налогового агента не допускается, так как налоговым законодательством не установлена обязанность налогового агента уплатить не удержанные с налогоплательщика налоги за счет собственных средств.

С 01.05.2017 в 14 регионах (Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Амурская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Ярославская области и Москва) будут начисляться пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за неуплату налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.

Статья 122 Налогового кодекса РФ — Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

(по состоянию на 04.05.2017)

  1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 129.5 настоящего Кодекса
    влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

  2. Утратил силу (основание — Закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)

  3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,
    влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

  4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.
    (п. 4 введен Законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ)

Комментарий к статье 122 Налогового кодекса РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Как свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738), сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

Как видно из формулировки статьи, сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.
Неверное указание кода бюджетной классификации (КБК), как и неверное указание статуса лица, осуществляющего платеж, не приводит к задолженности налогоплательщика перед бюджетом, так как платеж можно идентифицировать по «косвенным» данным, а налоговый орган может самостоятельно относить поступившие денежные средства при невозможности однозначно определить платеж. Следовательно, не образуется состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ.

Встречаются споры о праве налогового органа вынести решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, на основании данных о движении денежных средств по счету налогоплательщика, полученных от банка, в котором у организации (ИП) открыт расчетный счет.

На мой взгляд, в данном случае налоговики сами нарушают законы т.к. при отсутствии представленной в налоговые органы декларации (т.е. только на основании иных документов и сведений) является неправомерным, так как проверка, проведенная с нарушением законов, не влечет правовых последствий.

Бывают случаи, когда налогоплательщик уплатил сумму налога по уточненной декларации, а пеню — не уплатил. Единого мнения по вопросу правомерности применения ответственности нет: одни специалисты считают, что штрафные санкции правомерны, другие — что штраф может быть наложен только за неуплату сумм налога, а не пеней. Нет единого мнения по этому вопросу и в арбитражной практике.

Надо иметь в виду, что указанной статьей налоговая ответственность не ограничивается, т.к. статьей 75 НК предусмотрена еще и пеня за просрочку уплаты налога.

Срок давности привлечения к ответственности

Согласно статье 113 НК срок давности привлечения лица к налоговой ответственности составляет 3 года. Именно в течение трех лет налоговым органом может быть вынесено решение о привлечении лица, совершившего налоговое правонарушение, к ответственности.

Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем окончания налогового периода, по итогам которого выявлена неуплата или неполная уплата сумм налога. Например, для имущественных налогов физических лиц срок давности исчисляется со 2 ноября, а с 2015 года — до 2 октября.

В отношении налоговых агентов срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня совершения налогового правонарушения.

Уклонение от уплаты налогов

Одним из неправомерных деяний, за которые статьей 122 НК предусмотрена налоговая ответственность, относится неуплата (неполная уплата) сумм налога (сбора) в результате:

  • занижения налоговой базы;

  • иного неправильного исчисления налога (сбора);

  • других неправомерных действий (бездействия).

Размер ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога (сбора) зависит от формы вины при совершении правонарушения. Так, если налоговое правонарушение совершенно по неосторожности (п. 3 ст. 110 НК), то сумма штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК). А если то же правонарушение совершено умышленно (п. 2 ст. 110 НК), то сумма штрафа возрастает в два раза и составляет 40% (п. 3 ст. 122 НК).

Примером умышленного уклонения от уплаты налогов является сотрудничество с фирмами-однодневками.

Отсутствие состава правонарушения

Пунктом 1 статьи 109 НК предусмотрено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если отсутствует событие налогового правонарушения.

Неуплата налога приводит к возникновению задолженности налогоплательщика перед соответствующим бюджетом. Но если у налогоплательщика имеется переплата по этому же налогу, которая может быть зачтена в счет уплаты недоимки, то такая неуплата (занижение суммы налога, перечисленной в бюджет) не приводит к образованию задолженности перед бюджетом.

Также не является налоговым правонарушением начисление и выплата заработной платы в размере меньшем, чем законодательно установленный МРОТ (письмо ФНС России от 19.03.2009 № 3-6-04/66). В этом случае нарушается трудовое, а не налоговое законодательство.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

Правом проводить налоговые проверки, в ходе которых может быть выявлено налоговое правонарушение в виде неуплаты налогов, обладают только налоговые органы, о чем прямо указано в статье 31 НК. Но надо иметь в виду, то статья 13 Закона «О полиции» и и статья 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» наделяет правоохранительные органы обширными полномочиями, по сбору и проверке сведений о совершенном или готовящемся преступлении.

Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах содержит признаки преступления. В этом случае налоговые органы обязаны направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Основанием является пункт 3 статьи 32 НК.

В соответствии с п. 3 ст. 32 НК, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Признаки преступления при нарушении законодательства о налогах и сборах предусмотрены статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.

Признаками преступления являются:

  • непредставление физическим лицом налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов (сборов) физическим лицом в крупном или особо крупном размерах (ст. 198 УК РФ).

  • Субъектом преступления является физическое лицо, достигшее 16 лет, на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и сборов;

  • непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов (сборов) с организации в крупном или особо крупном размерах (ст. 199 УК).

  • Субъектами преступления могут быть руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий, как подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов (сборов);

  • неисполнение налоговым агентом в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов, подлежащих в соответствии с законодательством о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет в крупном или особо крупном размерах (ст. 199.1 УК РФ).

  • Субъектом преступления может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов;

  • сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов в крупном размере (ст. 199.2 УК РФ).

  • Субъектом преступления в подобном случае может быть собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель.

Крупным размером признается:

  • в отношении физических лиц — сумма налогов и (или) сборов, составляющая более 600 000 рублей (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 800 000 рублей;

  • в отношении юридических лиц — задолженность более 2 000 000 рублей (за период — три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо свыше 6 000 000 рублей.

Особо крупным размером:

  • в отношении физических лиц — сумма налогов и (или) сборов, составляющая более 3 000 000 рублей (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 000 000 рублей;

  • в отношении юридических лиц — задолженность более 10 000 000 рублей (за период — три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо свыше 30 000 000 рублей.

При исчислении размера уклонения от уплаты налогов надлежит сложить суммы всех неуплаченных не только налогов, но и сборов. Вместе с тем преступлением может быть признано уклонение от уплаты единственного налога (сбора). Исчисление доли неуплаченных налогов необходимо осуществлять исходя из суммы всех налогов (сборов), подлежащих уплате за период в пределах 3 финансовых лет подряд, а не по каждому налоговому периоду или финансовому году, даже если доля уклонения не превышает пороговых значений в каждом из периодов.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа.

Из всего этого следует, что:

  1. Прежде всего должна быть проведена налоговая проверка, по результатам которой будет установлена неуплата налогов в необходимой для возбуждения уголовного дела сумме.

  2. По факту проверки должен быть составляен акт, а на основании акта — решение, которым фиксируются доначисления налогов, пени, и которым лицо привлекается к налоговой ответственности.

  3. После вступления решения в силу, лицу привлекаемому к ответственности должно быть направлено требование об уплате налогов, с указанием суммы и сроков уплаты. Если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Статья написана и размещена в 2010 году. Дополнена — 26.03.2013, 04.10.2014, 04.05.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

Полезные ссылки по теме «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)»

  1. Налог на проценты по вкладам

  2. Налоговый контроль счетов

  3. Почему льготы носят заявительный характер

  4. НДФЛ с наследства

  5. Налоговая ответственность за непредставление документов

  6. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

  7. Подтверждение статуса налогового резидента РФ

  8. Что такое налоговое правонарушение, порядок привлечения, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность

  9. Как получить отсрочку (рассрочку) по уплтае налогов

  10. Узнать адрес вашей налоговой инспекции:

  • в Санкт-Петербурге (адреса, телефоны, интернет сайты, режим работы районных ФНС);

  • в Москве (адреса, телефоны, интернет сайты, режим работы районных ФНС);

  • другие города России

  • Налоговые проверки

  • Налоговая ответственность за не сданную налоговую декларацию

  • Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков

  • Справочник штрафов Налогового кодекса РФ

  • Tags (ключевые слова): ответственность за неуплату налога, ответственность за неполную уплату налога, ответственность за неуплату налогов, уголовная ответственность

    1. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
    Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье — заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
    Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)
    Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
    2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
    Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)
    Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)
    Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
    3. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
    Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
    Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
    К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.
    4. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
    5. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:
    1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
    2) наличных денежных средств;
    3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
    4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    6. В случае взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов не начисляются.
    7. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество физического лица, реализуемое в порядке исполнения судебных актов о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица.

    СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБОБЩЕНИЯ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

    К преступлениям в сфере налоговых правоотношений действующим уголовным законом отнесены деяния, предусмотренные статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Две последние нормы были введены Федеральным законом от 8 декабря 2003 года и в силу новизны вызывают определенные затруднения в практическом применении.

    Следует отметить, что при рассмотрении дел о налоговых преступлениях необходимо владеть терминологией Налогового кодекса Российской Федерации и такими его основными определениями, как понятие налога и сбора (ст. 8), налогового агента (ст. 24), недоимки (ст. 11), налогоплательщика (ст. 19), налоговой декларации (ст. 80) и другими. Необходимые специальные понятия также предусмотрены и в ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

    1. Вопросы применения уголовного закона при рассмотрении судами дел о преступлениях, предусмотренных ст. 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Поскольку данные нормы прямо содержат указание на то, кто является субъектом преступлений, то вопросы, связанные с установлением специальных субъектов этих преступлений, затруднений не вызывают. Применительно к ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации — это физическое лицо, на которое возложена обязанность по исчислению и уплате в бюджет налогов и сборов и представлению в налоговые органы декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, а также законный или уполномоченный представитель налогоплательщика (ст. 26, 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации).

    К числу субъектов преступления, предусмотренного ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, относятся не только руководитель и главный бухгалтер организации-налогоплательщика, в обязанности которых входит обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а также подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, но и лица, которые фактически выполняют обязанности руководителя или главного бухгалтера.

    Определенную сложность по делам этой категории вызывает установление момента окончания преступления и, соответственно, исчисление срока давности. По-разному исчислялись судами крупный и особо крупный размеры уклонения от уплаты налогов (сборов).

    В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации или ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

    Поскольку для разных видов налогов, подлежащих уплате физическим либо юридическим лицом, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены различные сроки предоставления налоговых деклараций и различные сроки уплаты, то моментом окончания преступления следует считать неуплату налога (сбора), подлежащего уплате последним по времени. Данное обстоятельство имеет значение для практики, поскольку имеют место случаи прекращения уголовных дел в связи с истечением сроков давности уголовного преследования в части уклонения от уплаты отдельного вида налога, который входит в совокупность не уплаченных лицом налогов.

    Следует учитывать то обстоятельство, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации сроки уплаты различных налогов индивидуальны и отличаются друг от друга, но это не влечет необходимости квалифицировать деяние как самостоятельное преступление по каждому виду неуплаченного налога и исчислять сроки давности, исходя из неуплаты каждого отдельного налога. Уклонение от уплаты совокупности налогов, имеющее место в один временной промежуток, одним и тем же лицом, которое действовало с единым умыслом, требует единой квалификации. Искусственное разделение одного деяния на несколько преступлений влечет, кроме того, неправильное исчисление действительного размера уклонения от уплаты налогов (сборов), вступая в противоречие с примечаниями к статьям 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Так, приговором Ревдинского городского суда 7 июля 2006 года Д. был осужден по п. «б» ч. 2 ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации за уклонение от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость с организации в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года в сумме 2559468 рублей 47 копеек. Доля неуплаченных налогов была исчислена не из общей суммы всех подлежащих уплате налогов, а отдельно из суммы подлежащего уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, что вызывает сомнения в правильности установления судом процентной доли неуплаченных налогов.

    Определенную сложность в судебной практике вызывают вопросы о разграничении допустимых пределов налоговой оптимизации и налоговых правонарушений. При этом по смыслу ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе применять все доступные методы для законного сокращения (минимализации) платежей в бюджет. В связи с этим важно отделять незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налоговых выплат, то есть налоговую оптимизацию.

    К незаконному уменьшению налогов или уклонению от уплаты налогов относятся способы, при которых экономический эффект в виде снижения налоговых платежей достигается с применением каких-либо противозаконных действий, то есть действий, прямо нарушающих нормы законодательства. Такие действия в зависимости от размера уклонения влекут за собой налоговую либо уголовную ответственность. К налоговой оптимизации относятся способы, при которых экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает случаи их необоснованной переплаты. К условиям законности деятельности по оптимизации относится:

    — применение налогоплательщиком такого режима налогообложения, который допускается налоговым законодательством;

    — изменение режима налогообложения производится в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации;

    — совпадение формального и фактического содержания хозяйственных операций налогоплательщика.

    Таким образом, главным отличием налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов является использование разрешенных и незапрещенных способов уменьшения налоговых платежей. Такие действия не образуют состава налогового правонарушения или преступления и не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика в виде доначисления налогов, взыскания пени и налоговых санкций. Эти обстоятельства имеют значение для установления наличия либо отсутствия в действиях лица признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 198 либо ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Законодатель в ст. 198 и ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации установил два способа уклонения от уплаты налогов — в форме действия и бездействия, а именно: в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с налоговым законодательством в налоговую инспекцию является обязательным, заведомо ложных сведений и умышленного непредставления налоговой декларации или иных документов.

    Под иными документами, представление которых в налоговый орган обязательно, понимаются предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов. К ним, например, относятся выписки из книги продаж и книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, справки о суммах уплаченного налога, годовые отчеты, документы, подтверждающие право на налоговые льготы (ст. 145, 243, 244, 307, 398 Налогового кодекса Российской Федерации). Этот перечень не является исчерпывающим и различается применительно к отдельным видам налогов.

    В связи с этим следует учитывать разъяснение, данное п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года, в котором указывается на то, что если налогоплательщик не представил налоговую декларацию или иные документы, представление которых обязательно, либо включил в эти документы заведомо ложные сведения, но затем, до истечения срока уплаты налога или сбора, сумму обязательного взноса уплатил, добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца, то в его действиях в соответствии со ст. 31 действующего уголовного закона отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 198 или ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    2. Особенности рассмотрения уголовных дел о неисполнении лицом обязанностей налогового агента (ст. 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

    В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Такие обязанности возлагаются на организации и физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих налогообложению (см. налог на доходы физических лиц — ст. 226, на прибыль — ст. 286, на добавленную стоимость — ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации). Причем обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налога на добавленную стоимость и налога на прибыль возникают в крайне редких случаях, когда налогоплательщиками являются иностранные лица, не состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, либо иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации.

    Таким образом, на налоговых агентов в основном возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Условием наступления уголовной ответственности за данное деяние, является его совершение в крупном (ч. 1 ст. 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) или особо крупном (ч. 2 ст. 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) размере.

    Следует особо отметить, что налоговый агент налоги не выплачивает, а только исчисляет, а затем удерживает и перечисляет, то есть фактически передает в бюджет не принадлежащие ему денежные средства налогоплательщиков. Поэтому при определении крупного или особо крупного размеров при неисполнении обязанностей налогового агента применительно к примечанию к ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации нельзя требовать от органов предварительного следствия исчисления доли не перечисленного в бюджет НДФЛ от суммы всех налогов, подлежащих уплате лицом как налогоплательщиком. Это обстоятельство имеет существенное значение, так как налогоплательщик и налоговый агент — это различные субъекты налоговых правоотношений, имеющие различные права и обязанности. Таким образом, в обвинительном заключении должна быть указана только процентная доля налога, который исчисляет и перечисляет налоговый агент, а не процентная доля от суммы всех налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком.

    Субъектом данного состава преступления является физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник, уполномоченный на совершение таких действий, а также лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного бухгалтера. Моментом окончания преступления является момент неперечисления в соответствующий бюджет налога (сбора) в порядке и в сроки, установленные налоговым законодательством. Следует отметить, что поскольку ст. 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации была введена в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 8 декабря 2003 года, то судам надлежит учитывать требования ст. 10 Уголовного кодекса Российской Федерации

    Особую сложность применительно к данному составу преступления представляет установление личного мотива действий налогового агента. К личному интересу относятся такие побуждения, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой. В случае, когда лицо из личных интересов не исполняет обязанности налогового агента и одновременно, будучи налогоплательщиком, уклоняется от уплаты налогов, имеет место совокупность преступлений, предусмотренных ст. 199.1 и ст. 198 либо 199 Уголовного кодекса Российской Федерации. Таким образом, мотив, по которому лицо не исполняло обязанности налогового агента, подлежит обязательному выяснению в судебном заседании и мотивировке в приговоре.

    3. Особенности рассмотрения уголовных дел о совершении лицами преступления, предусмотренного ст. 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Сложность в рассмотрении судами дел этой категории связана с необходимостью установления прямого умысла субъекта на сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам (сборам). Поскольку сокрытие имущества или денежных средств осуществляется, как правило, легальным способом, путем совершения различных гражданско-правовых сделок, открытия новых расчетных счетов в банках, что также не запрещено законом, то доказывание умысла виновного на сокрытие имущества (денежных средств) предполагает тщательную и всестороннюю оценку всех добытых по делу доказательств. При этом законность сделок и отсутствие со стороны организации либо индивидуального предпринимателя нарушений в ведении бухгалтерской отчетности не означают отсутствия в действиях лица состава преступления, предусмотренного ст. 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, является физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в организации, связанные с распоряжением ее имуществом.

    Способы сокрытия денежных средств (имущества) диспозицией указанной статьи не предусмотрены и могут быть самыми различными.

    Наиболее распространенными способами сокрытия денежных средств (имущества) организаций либо индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки, являются: открытие новых расчетных счетов для проведения финансовых операций, поскольку на имеющиеся счета выставлены инкассовые поручения, использование для этих целей наличных денежных средств и векселей, использование бюджетных счетов, расчеты с кредиторами путем договоренности руководителя организации и дачи им финансовых поручений дебиторам произвести оплату, минуя расчетный счет организации в банке, то есть непосредственно кредитору. Действия субъекта преступления, предусмотренного ст. 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, скрывающего денежные средства либо имущество от взыскания недоимки, могут быть обусловлены хозяйственными интересами предприятия. Однако гражданско-правовой и частный интерес хозяйствующего субъекта не может быть признан более значимым, нежели интерес общественный и государственный.

    Так, мотивируя отсутствие в действиях К., который обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 199.1 и ст. 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, состояния крайней необходимости, Алапаевский городской суд указал на то, что действия К. действительно были обусловлены хозяйственными интересами предприятия. Однако обязанность уплаты налогов является обязательной, предусмотрена ст. 57 Конституции Российской Федерации и от желания налогоплательщика не зависит. Данные выводы суда основаны на законе.

    В то же время имеют место случаи, когда, скрывая денежные средства либо имущество, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки, лицо фактически действует в состоянии крайней необходимости, направляя средства на оплату текущих коммунальных платежей, а также поставок электроэнергии, газа, угля, защитных устройств, специального оборудования для перевозки и хранения опасных и взрывчатых веществ, водоочистки и т.п., поскольку осуществление этих платежей предотвращает техногенные или экологические катастрофы, социальный взрыв либо гибель людей. Данный вопрос следует разрешать с учетом положений ст. 39 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой дано понятие состояния крайней необходимости.

    С учетом вышесказанного судам следует разграничивать интерес хозяйствующего субъекта и состояние крайней необходимости, когда действия подсудимого направлены на устранение опасности, угрожающей интересам общества или государства.

    Так, приговором Красноуральского городского суда от 20 июня 2005 года П. был оправдан по ст. 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в деянии состава преступления. Он обвинялся в том, что, являясь в период с 7 июня 2004 года по 31 декабря 2004 года и.о. директора ФГУП «Красноуральский химический завод», достоверно зная о наличии у предприятия задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 365993528 рублей, обладая сведениями о том, что на расчетные счета предприятия выставлены инкассовые поручения, допустил расчеты с дебиторами векселями по имеющейся задолженности на сумму 1208995 рублей, минуя расчетные счета предприятия и нарушая установленный ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок очередности платежей. Вместе с тем, как видно из материалов дела, расчеты векселями и взаимозачетами производились с целью оплаты за поставки предприятию газа, света и воды. В случае отключения завода от указанных источников энергии и воды в связи с особенностями производства произошло бы нарушение технологического процесса, что могло привести к взрыву завода, находящегося в городской черте. Таким образом, П. действовал в состоянии крайней необходимости, то есть с целью устранения опасности, которая угрожала жителям города в случае отключения завода от источников энергии и воды.

    Не всегда за счет средств либо имущества, которое сокрыто, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам. Так, если в отношении должника (организации или индивидуального предпринимателя) арбитражным судом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» или аналогичным Федеральным законом от 8 января 1998 года, который также в настоящее время действует в ряде случаев, было возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства, то приоритетными перед Налоговым кодексом Российской Федерации являются именно нормы указанных Федеральных законов, предусматривающие специальную очередность удовлетворения требований кредиторов и очередность покрытия внеочередных платежей. Последняя устанавливается арбитражным управляющим и налоговые органы не вправе требовать погашения недоимки за счет денежных средств или имущества, которое направляется арбитражным управляющим на иные нужды в соответствии с положениями вышеуказанных Федеральных законов «О несостоятельности (банкротстве)». Если за счет сокрытого имущества или денежных средств не должно было производиться взыскание недоимки по налогам и сборам, то в действиях лица отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    4. Вопросы применения уголовно-процессуального Закона при рассмотрении дел о налоговых преступлениях.

    Определенные трудности в рассмотрении дел о налоговых правонарушениях во многом связаны с тем, какое лицу предъявлено обвинение и насколько оно отвечает требованиям ст. 171 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку речь идет о преступлениях в сфере налогообложения, то в обвинении, помимо обстоятельств, предусмотренных ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, должны быть указаны конкретные нормы о налогах и сборах, которые нарушены обвиняемым, а также сроки уплаты конкретных видов налогов. Органами предварительного расследования в целом данные требования уголовно-процессуального Закона соблюдаются. Вместе с тем следует отметить отягощенность обвинения ненужными подробностями, перечислением различных документов бухгалтерской отчетности при описании преступления, что делает обвинение непонятным, в результате чего сложно установить способ и другие обстоятельства совершения преступления, форму вины лица и мотивы его действий. Так как значительное количество дел данной категории рассматривалось в особом порядке судебного разбирательства, то предложенное органами предварительного расследования обвинение в том же виде было изложено в приговоре, включая сравнительные таблицы, данные о движении средств на расчетных счетах налогоплательщика, перечень выставленных счетов-фактур с полными реквизитами и данными о заключении сделок. Эти судебные документы непонятны, не отвечают требованиям ст. 307 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и являются скорее бухгалтерскими, нежели юридическими документами, постановленными от имени Российской Федерации.

    Суды и органы предварительного следствия не учитывают, что указание нарушенных налогоплательщиком норм налогового законодательства не означает перечисления в описании преступления всех документов первичной бухгалтерской отчетности и сведений банка, касающихся расчетных счетов налогоплательщика. Эти сведения являются доказательствами и подлежат оценке в приговоре наряду с другими доказательствами по делу.

    Определенную сложность у судов вызывает вопрос о размере уклонения лица от уплаты налогов (сборов), когда подсудимый либо защита оспаривают правильность акта налоговой проверки либо выводы судебно-экономической экспертизы, ссылаясь на решения арбитражных судов.

    В данном случае следует учитывать положения ст. 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в уголовном процессе преюдицией обладают вступившие в законную силу приговоры. Состоявшиеся решения подлежат судебной оценке в соответствии со ст. 84 и 88 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации как иные документы, то есть допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.

    На это обстоятельство обращено внимание в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года. При этом следует учитывать и тот факт, что решения арбитражных судов об отказе в удовлетворении требований налоговых органов о взыскании сумм налогов могут быть вынесены в связи с нарушением налоговыми органами процессуальных сроков, несоблюдением процедурных вопросов, то есть по формальным основаниям, и поэтому не умаляют значения акта налоговой проверки.

    В рамках уголовных дел об уклонении от уплаты налогов прокурором, а также налоговым органом были заявлены гражданские иски о взыскании денежных сумм неуплаченных налогов. По ряду дел такие иски были оставлены судом без рассмотрения со ссылкой на то, что они подлежат рассмотрению арбитражным судом.

    Такой подход является неправильным. Иск заявлен в рамках уголовного дела, поэтому в соответствии со ст. 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в качестве гражданского ответчика может быть привлечено не только физическое, но и юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации несет ответственность за вред, причиненный преступлением. Аналогичная позиция нашла отражение в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года.

    Следует отметить, что в связи с необходимостью специальных познаний по ряду вопросов налогового законодательства не только возможно, но и необходимо привлечение к участию в судебном разбирательстве специалистов — сотрудников налоговых органов.

    Что будет, если индивидуальный предприниматель год не платит налоги? Все зависит от того, почему он это не делает.

    Есть две ситуации. Первая — предприниматель не ведет деятельность и, соответственно, не получает выручку. В этом случае налоги платить действительно не нужно. Правда, подавать декларацию в налоговую ИП все равно обязан.

    Исключение, когда налоги платятся даже без выручки — если вы работаете по единому налогу. Он платится каждый месяц по умолчанию и фактически «наперед»: даже если в течение месяца вы не выполнили ни одного заказа и ничего не заработали, налог вы уже заплатили, и вам его не вернут.

    Вторая — когда ИП ведет деятельность и получает выручку, но налоги не платит. А вот эта ситуация незаконна, ее последствия — административная и уголовная ответственность. Здесь все зависит от суммы, которую ИП не заплатил в бюджет.

    До 24 500 рублей — административная ответственность. На ИП наложат штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 49 рублей. Если 24 500 рублей и более — то уголовная ответственность. При этом важно, чтобы неуплата налогов была умышленной (например, ИП скрывал или занижал выручку или прибыль, уклонялся от представления налоговой декларации или внес в нее заведомо ложные сведения). Последствия этого — штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест, ограничение или лишение свободы до 3 лет. Какое именно наказание понесет ИП, решает суд.

    Если предприниматель не заплатил 61 250 рублей и более — также уголовная ответственность, но более серьезная: ограничение свободы до 5 лет или лишение свободы на срок от 3 до 7 лет, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Какое именно наказание понесет ИП, также решает суд.

    Кстати, неуплата налогов – не единственное, за что накажут недобросовестного ИП. Так как он не вел бухгалтерский учет, предпринимателя дополнительно оштрафуют на сумму от 98 до 490 р. А так как не велся учет, то и декларации в налоговый орган не подавались — за это ИП могут дополнительно оштрафовать на 245 рублей.