Сколько прожиточный минимум 2018

Величина прожиточного минимума в Свердловской области за I квартал 2019 года составила 10922 рубля. Это на 705 рублей больше, чем за IV квартал 2018 года.

Прожиточный минимум был рассчитан исходя из стоимости потребительской корзины, в которую входит минимальный набор продуктов питания (в январе-марте их стоимость составила 5144 рубля), непродовольственных товаров (2536 рублей) и услуг (2538 рублей), а также расходов по обязательным платежам и сборам (704 рубля).

Согласно данным Свердловскстата, для трудоспособного населения региона величина прожиточного минимума за первые три месяца текущего года составила 11678 рублей, для пенсионеров — 9064 рублей, для детей — 11254 рубля.

Напомним, в IV квартал 2018 года прожиточный минимум в Свердловской области составил 10217 рублей.

Добавим, в Минтруде РФ разработали единый порядок определения величины прожиточного минимума пенсионеров. По словам главы ведомства Максима Топилина, это позволит исключить необоснованное занижение пенсии в некоторых регионах.

1 октября. FINMARKET.RU — В России практически каждый пятый житель страны (33,1 млн человек), по данным на начало текущего года, находился в возрасте старше трудоспособного, отмечают в Минтруда РФ. Соответствующие данные содержатся в пресс-релизе министерства, поступившем в «Интерфакс».

За прошедшие 10 лет численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 3 млн человек, а за год — на 667 тыс. человек и составила 23,1% в общей численности населения. По степени старения население России несколько моложе населения Восточной Европы и существенно моложе населения остальных европейских стран и Японии. Минтруда отмечает, что численность населения старших возрастов растет постоянно. «В Российской Федерации сохраняется гендерная диспропорция населения старше трудоспособного возраста. На начало 2013 года на 1000 мужчин в возрасте от 60 до 65 лет приходились 1522 женщины. Несмотря на наличие множественных хронических заболеваний (от 6 и более), у женщин более высокой остается продолжительность жизни», — отмечают в министерстве По высокому варианту прогноза Росстата, к началу 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения вырастет до 27%, а их численность составит 39,4 млн человек, в возрасте 65 лет и старше — 22,9 млн человек, в возрасте 80 лет и старше -5,5 млн человек; 100 лет и выше -7 266 человек. К 2018 году ожидаемая продолжительность жизни в РФ для всего населения должна составить не менее 74 лет, к 2020 году — 74,5 лет, в том числе у мужчин — 69,3 лет, у женщин — 79,5 лет. В связи со старением населения России увеличивается показатель демографической нагрузки пожилых людей на трудоспособное население. Если на начало 2002 года на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 335 человек старше трудоспособного возраста, то на начало 2013 года — 369 человек соответствующего возраста. Сегодня в России и мире отмечается Международный день пожилого человека. И глава Минтруда Максим Топилин поздравил россиян с Международным днем пожилого человека. Он отметил, что пока «проблемы в социальной сфере остаются, но мы стремимся обеспечить вам достойный уровень жизни: индексировать трудовые пенсии с опережением инфляции, предоставлять меры социальной поддержки и оказывать качественные социальные услуги, в том числе на дому». «Мы будем и дальше, вместе с другими ведомствами, региональными органами власти и общественными организациями принимать меры по повышению качества вашей жизни. От всей души желаю вам крепкого здоровья и долгих лет жизни! Пусть каждый день будет наполнен радостными моментами и событиями!» — говорится в поздравлении министра. Средний размер трудовой пенсии по старости в РФ на начало текущего года составил 9790 рублей. Общая численность пенсионеров и получателей трудовых пенсий составляет 40 млн человек, из них работающих — 14 млн. Социальным обслуживанием в прошлом году было охвачено свыше 28 млн человек, больше половины из которых — граждане старших возрастов. По классификации ООН, население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. На начало текущего года в России лица в возрасте 65 лет и старше составляли почти 13%. В 1950 году пожилые люди (лица в возрасте 60 лет и старше) составляли 8% мирового населения, в 2000 году — уже 10%, а в 2050 году, по прогнозам ООН, их доля достигнет 21%.

Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, которая включает в себя набор товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и нормальной жизнедеятельности. Уровень прожиточного минимума тесно связан с размером минимальной оплаты труда. Именно на эти два показателя опирается экономика, планируются федеральный и региональные бюджеты.

С 1 мая 2018 года федеральный МРОТ сравняли с прожиточным минимумом трудоспособного населения в России.

МРОТ с 1 мая 2018 года в России по регионам: ТАБЛИЦА

Прожиточный минимум в России на 3-4 квартал 2018 года

Прожиточный минимум в России с 1 января 2018 года

Методику расчета прожиточного минимума регулирует Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ. Прожиточный минимум утверждают как в целом по России, так и отдельно по субъектам РФ. Размер минимума устанавливают отдельно для каждой из трех категорий населения (работающих, пенсионеров, детей) и пересматривают каждый квартал.

Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным группам населения в целом по России и в субъектах публикуют ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и исполнительной власти субъектов РФ.

На 1 января 2018 года прожиточный минимум в России, согласно постановлению Правительства РФ от 08.12.17 № 1490, — это известное по данным на 3 квартал 2017 года значение:

  • на душу населения — 10 328 руб.;
  • для трудоспособного населения — 11 160 руб.;
  • для пенсионеров — 8496 руб.;
  • для детей — 10 181 руб.

Минимум за 4 квартал 2017 года составляет:

  • на душу населения — 9 786 рублей;
  • для трудоспособного населения — 10 573 рубля;
  • для пенсионеров — 8 078 рублей;
  • для детей — 9 603 рубля.

По сравнению с 3 кварталом 2017 года прожиточный минимум снизился на 4,9-5,7%. Снижение в Минтруде объясняют уменьшением стоимости отдельных компонентов потребительской корзины.

Первые данные о прожиточном минимуме в 2018 году (за 1 квартал) опубликуют в мае-июне. Как правило, Правительство РФ утверждает минимум за 1 квартал года к концу первого полугодия. Показатель может отклониться, как в большую, так и меньшую сторону. В любом случае расхождения будут незначительными.

Читайте также: Размер прожиточного минимума в Санкт-Петербурге на 2019 год

Сроки утверждения прожиточного минимума в России в 2018 году

Квартал Срок опубликования постановления об утверждении прожиточного минимума
I кв. май-июнь 2018 г.
II кв сентябрь 2018 г.
III кв. декабрь 2018 г.
IV кв. март 2019 г.

Сумма прожиточного минимума на 2018 год

На 1 июня 2018 года сумма прожиточного минимума на душу населения в целом по России — 9 786 руб., для трудоспособного населения — 10 573 руб., для детей — 9 603 руб., для пенсионеров — 8 078 руб. А в регионах значения другие.

Власти регионов считают прожиточный минимум не только из стандартных значений, но и обязаны учитывать местные особенности и нужды граждан субъекта (постановление Правительства РФ от 29.01.13 № 56). При этом стандартный пакет продуктов включает в себя такие товары, как молоко, хлеб, мука, картофель и т.д. Всего в корзину входят 11 продуктов. Это и есть тот минимум, который, по мнению чиновников, является достаточным для поддержания жизни и здоровья граждан.

В сравнении суммы для той или иной социально-демографической группы (трудоспособного населения, пенсионеров и детей) разные. Меньше всего потребление продуктов рассчитано для пенсионеров, затем для детей и работающих. Как правило, самый высокий прожиточный минимум установлен для трудоспособного населения, чуть ниже — для детей, еще меньше — для пенсионеров. Но конкретные значения в каждом регионе свои. Показатели рассчитывают в процентах от стоимости корзины продуктов — от 45 до 60% и учитывают климатические особенности регионов (см. таблицу ниже).

Прожиточный минимум в 2018 году по регионам России: таблица

Какой прожиточный минимум на 2018 год установили в регионах? Порядок пересмотра минимума в субъектах РФ такой же, как и в целом по России. Величину прожиточного минимума за 1 квартал каждый регион утвердит уже в новом году. Сейчас уже известны данные на 4 квартал прошлого года. Например, с 2018 года в Москве действует величина прожиточного минимума за 4 квартал 2017 года, утвержденная постановлением Правительства г. Москвы от 13.03.18 № 176-ПП. В 2018 году минимум за 1 квартал 2018 года будет утвержден в мае-июне.

Власти устанавливают прожиточный минимум в Москве и в других регионах, ориентируясь на уровень инфляции (см. таблицу). В таблице указаны последние данные за 4 квартал 2017 года. Как только установят минимумы на 1 квартал 2018 года, мы опубликуем свежие цифры. Следите за изменениями.

Какой в России прожиточный минимум в 2018 году

Прожиточный минимум в России на 3-4 квартал 2018 года

Регион На душу населения Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей Постановление Правительства
4 кв. 4 кв. 4 кв. 4 кв.
Адыгея 8579 9168 7058 8618 № 26 от 26.02.18
Республика Алтай 9405 9797 7874 10107 № 20 от 26.01.18
Алтайский край 8657 9196 7009 8950 №208 от 14.06.18
Амурская область 11203 11861 9056 11749 №87 от 16.04.18
Архангельская область 11380 12361 9480 11142 № 30-пп от 30.01.18
Астраханская область 9040 9525 7320 9710 № 25-П от 30.01.18
Республика Башкортостан 8318 8850 6810 8288 №133 от 04.04.18

Белгородская область

8281 8914 6911 8068 № 71-пп от 13.03.18

Брянская область

9279 9943 7714 9132 № 36-п от 12.02.18
Республика Бурятия 9563 9942 7574 9977 № 75 от 14.02.18

Владимирская область

9104 9898 7681 9047 № 110 от 22.02.18
Волгоградская область 8720 9357 7100 8820 № 70-п от 12.02.18
Вологодская область 10234 11059 8466 10002 № 154 от 19.02.18

Воронежская область

8034 8700 6751 7846 № 74 от 31.01.18
Еврейская автономная область 12160,70 12858,20 9734,11 12881,27 № 29-ОД от 18.01.18
Республика Дагестан 9239 9516 7295 9359 № 31 от 12.04.18
Забайкальский край 10590,23 11039,72 8400,36 11045,38 № 75 от 21.02.18

Ивановская область

9488 10289 7952 9394 № 7-уг от 19.01.18
Республика Ингушетия 9111 9370 7180 9377 № 42 от 14.02.18
Иркутская область 9825 10413 7921 10030 № 46-пп от 30.01.18
Кабардино-Балкарская Республика 10140 10553 8019 10707 № 30-ПП от 02.03.18
Калининградская область 10343 11094 8496 9948 № 137 от 14.03.18
Республика Калмыкия 8551 8954 6886 8611 № 40 от 20.02.18
Калужская область 9601 10327 8010 9399 № 70 от 02.02.18
Камчатский край 19220 20093 15199 20729 № 25-П от 23.01.18
Карачаево-Черкесская Республика 8719 9208 7063 8877 № 52 от 05.03.18
Республика Карелия 12203 13298 10230 11415 № 103-П от 07.03.18
Кемеровская область 8879 9391 7162 9306 № 31 от 06.02.18
Кировская область 9627 10286 7849 9859 № 82-П от 21.02.18
Республика Коми 12539 13420 10235 12614 № 70 от 06.02.18
Краснодарский край 9925 10737 8229 9486 № 105 от 01.02.18
Республика Крым 9126 9765 7522 9614 № 85 от 22.02.18
Курганская область 9220 9831 7646 9705 № 11 от 30.01.18

Курская область

8476 9116 7048 8415 № 35-па от 22.01.18
Ленинградская область 9628 10248 8402 9450 № 44 от 15.02.18

Липецкая область

8313 8962 6964 8422 № 3 от 12.01.18
Магаданская область 17635 18494 13852 18621 № 5-п от 29.01.18
Республика Марий Эл 8742 9319 7167 9011 № 10 от 10.01.18
Республика Мордовия 7824 8410 6452 8045 № 45 от 29.01.18
Москва 15397 17560 10929 13300 № 176-ПП от 13.03.18
Московская область 11365 12581 8535 11097 № 199/12 от 30.03.18
Мурманская область 13787 14374 11487 14144 № 58-ПП от 12.02.18
Ненецкий АО 20622 21664 16800 21703 № 6-п от 26.01.18
Нижегородская область 8739 9388 7229 9009 № 88 от 07.02.18
Новгородская область 9886 10751 8212 9729 № 9-рг от 26.01.18
Новосибирская область 10316 10938 8306 10705 № 12 от 23.01.18
Омская область 8464 8968 6824 8652 №61-п от 14.03.18
Оренбургская область 8234 8716 6759 8405 № 103-п от 28.02.18

Орловская область

8932 9577 7443 8892 № 34 от 26.01.18
Пензенская область 8326 8961 6876 8615 № 72-пП от 14.02.18
Пермский край 10098 10804 8279 10289 № 51-п от 07.02.18
Приморский край 12158 12796 9725 13213 № 39-па от 02.02.18
Псковская область 10184 11050 8429 9962 № 25 от 25.02.18
Ростовская область 9262 9857 7512 9662 № 51 от 08.02.18

Рязанская область

8898 9620 7418 8800 № 12 от 31.01.18
Самарская область 9400 10333 7440 9253 № 76 от 14.02.18
Санкт-Петербург 10791,60 11868,20 8612,20 10403,20 № 177 от 13.03.18
Саратовская область 8222 8834 6793 8424 № 81-П от 19.02.18
Республика Саха (Якутия) 16610 17628 13338 17029 № 74 от 29.03.18
Сахалинская область 13329 13991 10524 14235 № 60 от 20.02.18
Свердловская область 10031 10708 8291 10332 № 59-ПП от 09.02.18
г. Севастополь 9713 10391 7964 10259 № 119-ПП от 22.02.18
Республика Северная Осетия (Алания) 8742 9173 7281 8965 № 48 от 20.02.18

Смоленская область

9664 10376 8035 9470 № 37 от 25.01.18
Ставропольский край 8248 8766 6707 8484 № 39-п от 29.01.18

Тамбовская область

8214 8967 6887 8119 № 62 от 26.01.18
РеспубликаТатарстан 8334 8877 6822 8326 № 45 от 27.01.18
Тверская область 9665,34 10404,72 8035,84 10037,39 № 33-пп от 05.02.18
Томская область 10379 10932 8313 10698 № 30-р от 05.02.18

Тульская область

9065 9732 7760 8888 № 37 от 29.01.18
Республика Тыва 9342 9614 7360 9875 № 80 от 05.03.18
Тюменская область 10197 10774 8193 10390 № 20-п от 30.01.18
Удмуртская Республика 8453 8943 6881 8553 № 39 от 10.02.18
Ульяновская область 9062 9732 7457 9202 № 115-П от 14.03.18
Хабаровский край 12954 13807 10492 13452 № 18 от 22.03.18
Республика Хакасия 9133 9625 7358 9612 № 64 от 19.02.18
Ханты-Мансийский АО (Югра) 14135 15261 11588 13929 № 12-п от 26.01.18
Челябинская область 8962 9581 7415 9258 № 29 от 07.02.18
Чеченская Республика 9995 10299 8424 9957 № 42 от 19.03.18
Чувашская Республика 8236 8719 6716 8365 № 41 от 14.02.18
Чукотский АО 20149 20600 15456 21201 № 16 от 23.01.18
Ямало-Ненецкий АО 15946 16569 12525 15735 № 110-П от 12.02.18
Ярославская область 8994 9841 7322 9042 № 9 от 19.01.18

На что влияет прожиточный минимум в 2018 году

Величина прожиточного минимума 2018 года, безусловно, влияет на расчет многих выплат. К примеру, на размер стипендий, пенсий и др. Но это влияет и на количество зарплатных ревизий (письмо ФНС России от 25.07.17 № ЕД-4-15/14490@).

Контролеры, как и прежде, интересуются зарплатами в конвертах. Они сравнивают доходы сотрудников с МРОТ и прожиточным минимумом и, если есть отклонения, подозревают схемы. Первоочередно инспекторы будут проверять те организации, где сотрудники сами жалуются на работодателей.

Безопаснее платить подчиненным не меньше МРОТ. А поскольку чиновники уравняли МРОТ с прожиточным минимумом, то лучше уже сейчас пересмотреть окладную часть низкооплачиваемым сотрудникам.

В 2018 году МРОТ равен 11163 рубля. Пересмотрите зарплаты так, чтобы у контролеров не возникло претензий. Иначе они могут доначислить НДФЛ и оштрафовать компанию. Также компанией заинтересуются в трудовой инспекции: за зарплаты ниже МРОТ штрафуют до 50 тыс. рублей (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ).

Подборка рекомендаций, которые упросят работу бухгалтеру

  • Новые правила зачета: как бухгалтеру применять на практике
  • Маршруты всех ваших платежей скоро сдадут налоговикам: в чем опасность
  • Как предсказать, что вам готовят проверку, и сократить риски

Современный человек, как и другие живые существа, имеет свои определённые естественные потребности, в число который не входит такая категория как «труд», что, казалось бы, противоречит тому, что мы видим в реальности – миллиарды людей по всему миру каждый день выполняют физическую или умственную работу различной степени сложности. Истинная причина трудовой деятельности человека кроется в получении заработной платы, посредством которой происходит удовлетворение возникающих у людей потребностей. Таким образом, человек удовлетворяет свои материальные потребности с помощью труда, то есть общественный труд, в данном случае, является условием существования человека и, тем самым, трансформируется в его главную потребность.

Согласно Статье 129 ТК РФ, заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты . Помимо этого, существует такое понятие, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ), под которым понимается установленный минимум оплаты труда в час, день, месяц или год, который работодатель должен платить своему работнику, и за который работник может законно продать свой труд. Не смотря на то, что МРОТ применяется во многих странах, не существует однозначного мнения относительно тех выгод и того вреда, которые приносит установление такого минимума.

Законодательством РФ установлено, что величина МРОТ должна определяться на основе прожиточного минимума, при этом МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения . При этом стоит обратить внимание на Статью 421, где говорится о том, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом, что является своеобразной лазейкой, которой успешно пользуется государство. Иными словами, МРОТ может быть установлен на уровне ниже прожиточного минимума, а Министерство финансов само решит, когда их выровнять. В результате размеры МРОТ и прожиточного минимума существенно разняться.

Ежегодно министерством труда и социальной защиты готовятся законопроекты, предусматривающие постепенное сближение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. Тем не менее, рассмотрение и принятие подобных законопроектов все время откладывается. Так, депутаты Госдумы РФ от «Единой России» пришли к выводу, что для приравнивания показателей МРОТ и официального прожиточного минимума из госбюджета ежегодно должно выделяться порядка 33 миллиардов рублей, что будет слишком дорого для государства. Крупные предприятия-работодатели направили свои возражения в Госдуму, узнав о том, что там обсуждается возможность повышения МРОТ до прожиточного минимума. По словам директора «ВЦУЖ» Вячеслава Бобкова, занижение МРОТ в России является осознанной политикой правительства, связанной с затормаживанием роста заработной платы. На сегодняшний день нет принятого Федерального закона, который бы устанавливал порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ.

С МРОТ и прожиточным минимумом неразрывно связанны такие понятия как «бедность» и «потребительская корзина». Так целью экономической политики любой страны является повышение уровня жизни населения, одним из критериев которого является масштаб бедности и нищеты в стране. На уровне отдельной страны определение понятия бедности зависит от уровня ее социально-экономического развития, а также социальной политики и бюджетных возможностей государства.

В России понятие бедности ассоциируется с малоимущим населением, т.е. людьми, доходы которых находятся ниже прожиточного минимума, который, в свою очередь, устанавливается посредством стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных сборов и платежей.

Потребительская корзина – это некий набор товаров и услуг, обеспечивающих комфортное и полноценное проживание человека на протяжении года и удовлетворяющих его минимальные потребности. От состава потребительской корзины зависит напрямую и величина прожиточного минимума, который пересматривается каждый год в зависимости от уровня цен. Состав корзины может меняться на уровне субъекта Федерации, с учетом природно-климатических условий, особенностей потребления и т.д.

Российская потребительская корзина рассчитывается для трех основных демографических групп:

— детей,

— трудоспособного населения,

— пенсионеров .

C 1 января 2013 года вступила в силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года. Первые 50% от стоимости всей потребительской приходится на продукты питания, в то время как в странах Западной Европы эта цифра не превышает 20%. Упоминая об этом, стоит отметить, что большинство семей в России тратят на продукты питания более половины семейного бюджета. Оставшиеся 50% поделили между собой вторая группа, которая включает в себя непродовольственные товары (одежда, обувь, лекарства), и третья группа, состоящая из расходов на услуги (коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия).

Согласно статье 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” устанавливаются следующие соотношения непроизводственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (таблица 1):

Таблица 1 – Соотношения непроизводственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания

Наименование Трудоспособное население Пенсионеры Дети
Непроизводственные товары 50% 50% 50%
Услуги 50% 505 50%

Особенность современной потребительской корзины состоит в том, что объем и стоимость непродовольственных товаров и услуг привязаны к стоимости продуктовой корзины. Такой подход нельзя назвать оптимальным. Так продуктовая корзина должна обеспечивать минимальный набор продуктов питания, позволяющий человеку поддерживать его здоровье и жизнедеятельность. Однако, как показывают многие исследования и эксперименты, современная корзина не выполняет данной функции. Она позволяет выжить, но у многих людей, соблюдающих подобный рацион, после нескольких месяцев наблюдается снижение умственной активности, апатия, слабость, чувство голода, головокружения и головные боли и т.п.

Такое самочувствие не позволяет людям качественно выполнять свои трудовые обязанности, а значит, может оставить их без работы и средств к существованию, что приведет к дальнейшему скатыванию в состояние бедности.

Ещё одним недостатком потребительской корзины в России можно является соотношение продовольственной и непродовольственной составляющих. Специалисты выяснили, что более 50–60 % своего дохода люди расходуют на продукты питания. Оставшихся 40–50 % дохода, зачастую, не хватает для удовлетворения минимальных потребностей в лекарствах, одежде, жилье и т.д. Многие настаивают на целесообразности выделения в потребительской корзине графы «прочее», чтобы обеспечить резерв на непредусмотренные расходы.

Стоит отметить постепенный рост прожиточного минимума на протяжении последних 10 лет. МРОТ достиг наибольшего приближения к прожиточному минимуму (73 %) в 2009 году. Однако, с тех пор ситуация снова стала ухудшаться.

Таблица 2, составленная по данным Росстата, показывает, что, не смотря на общий ро­ст ПМ и МРОТ, разрыв между ними не демонстрирует тенденцию к явному сокращению, плюс с учётом ежеквартальной корректировки ПМ в сторону по­вышения, отрыв от МРОТ лишь увеличивается.

Таблица 2 – Соотношение МРОТ и ПМ в России

Показатель

Первая половина 2016

Вторая половина

Минимальный размер оплаты труда

4 611

4 611

5 205

5 554

5 965

Прожиточный минимум для трудоспособ­ного населения

6 710

7 049

7 896

8 683

10404
МРОТ к ПМ, %

68,7

65,4

65,9

64,0

57,3

58,4

70,2

Если обратиться к статистике, то можно обнаружить весьма неутешительный факт, который состоит в том, что около двух третей работающих россиян имеют зарплату ниже прожиточного минимума. Из этого следует, что даже работающий гражданин может быть отнесён к малоимущему слою населения. Данная ситуация идёт вразрез с мировой практикой и здравым смыслом. Поиском решения данной проблемы заняты многие специалисты и учёные, которые склоняются к тому, что России необходимо обратиться к опыту Европейских стран, в которых прописано законом, что МРОТ не может составлять менее 60% от прожиточного минимума. Международной организации труда в данном случае даёт более смелую рекомендацию, согласно которой МРОТ должен составлять порядка 150 % прожиточного минимума .

Сегодня, в условиях нестабильности и резкого роста цен, благосостояние граждан заметно ухудшилось, и количество бедных выросло. Для России – это огромный шаг назад. В 2015 году реальные доходы населения снизились по разным оценкам на 5–10 % . Борьба с бедностью – очень непростой процесс и России необходимо удержать достигнутые результаты.

Нахождение минимальной заработной платы на уровне ниже прожиточного минимума ни просто не обес­печивает простого воспроизводства трудовых ресурсов, но также не является социальным ори­ентиром, не выполняет рекомендацию Международной организации труда «Об уста­новлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» по основным критериям, таким, как потребности трудящихся и их семей; стоимость жиз­ни и изменения в ней.

Функциональная несостоятельность минимальной заработной платы в нашей стра­не тем более очевидна, что и уровень прожиточного минимума тоже вызывает спра­ведливые нарекания, как с точки зрения методики расчета, так и по количественной оценке, поскольку корзина ПМ по своему содержанию не соответствует современным требованиям даже по минимальному набору товаров и услуг.

В условиях бюджетных ограничений такие изменения могут негативно сказаться на предпринимательском секторе. Для того, чтобы смягчить переход, можно ввести временные меры налогового стимулирования, что даст возможность компаниям повысить фонд оплаты труда за счет экономии на налоге.

Для повышения уровня жизни в Российской Федерации, необходимо пересмотреть понятия бедности и разработать эффективную стратегию по борьбе с ней. Заработная плата по-прежнему является основным источником дохода в Российской Федерации, поэтому, чтобы обеспечить своё население минимальными гарантиями правительство должно продолжать работу над повышением МРОТ. Прежде всего, необходимо доработать состав и методологию исчисления потребительской корзины, так как смысл введения МРОТ как раз и состоит в необходимости обеспечения работника минимальным достатком для удовлетворения первичных потребностей.

Исходя из вышесказанного, необходимо повысить МРОТ хотя бы до уровня прожиточного минимума. Конечно же, в условиях сложившейся экономической ситуации, это довольно трудная задача, но особенно актуальная, так как от экономической нестабильности в большей степени страдают именно незащищенные слои населения. Повышение доходов малоимущих граждан приведёт к увеличению потребительского спроса, что, в свою очередь, может спровоцировать рост инвестиций. Россия – это огромная страна, с большими возможностями внутреннего спроса, стимулирование которого следует осуществлять, прежде всего, через увеличения денежных доходов наименее обеспеченного населения.

Библиографический список

  1. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003).
  2. Федеральный закон № 134-ФЗ от 24 октября 1997 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон № 227-ФЗ от 03 декабря 2012 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»
  4. Горшкова М.К. Бедность и бедные в современной России / М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М.: Издательство «Весь мир», 2014. – 304 с.

Что такое прожиточный минимум

Это стоимость в рублях стандартного набора потребительской корзины. Размер минимального показателя устанавливает Правительство РФ постановлением на соответствующий квартал. В условную потребительскую корзину входят пищевые продукты, товары, услуги, коммунальные и иные платежи.

Прожиточный минимум в Свердловской области

С 1 января 2019 г. МРОТ приравняют к прожиточному лимиту, установленному для трудоспособного человека. Поэтому со следующего года платить зарплату, величина которой меньше предельного показателя, будет запрещено. Это станет наказуемым нарушением трудового законодательства.

Наш онлайн-сервис рассчитает любую выплату работнику автоматически с учетом регионального и федерального МРОТ. Попробуйте бесплатно

Проверить расчет зарплаты на соответствие МРОТ

С 2019 года прожиточный минимум будет определять величину МРОТ, которая используется при установлении зарплаты и при расчете пособий по социальному страхованию.

По мере повышения прожиточного лимита МРОТ будет расти. Если же предельный показатель понизят, то МРОТ не уменьшится, а до следующего квартала сохранится в неизменной величине. Тем самым права малоимущих слоев населения будут защищены более надежно.

В связи с указанными нововведениями важно уже сейчас контролировать величину лимита в целом по России и по своему региону. Предлагаем ознакомиться с текущими показателями в среднем по России и в Свердловской области, в том числе в Екатеринбурге.

Прожиточный минимум Екатеринбург 2018

Предельные показатели для Екатеринбурга по всем группам населения – в среднем на человека, на трудоспособного человека, на ребенка и на пенсионера – такие же, как и показатели прожиточного минимума в Свердловской области.

Прожиточный минимум 2018 Свердловская область

Лимиты для всех проживающих на территории Свердловской области утверждены региональным законом от 04.01.1995 № 15-ОЗ. В таблицах с 1 по 4 приведены минимальные прожиточные показатели для всех слоев населения.

Таблица 1. Прожиточный минимум в Свердловской области в среднем на человека

Таблица 2. Прожиточный минимум в Свердловской области на 2018 г. для трудоспособного человека

Таблица 3.Прожиточный минимум 2018 Свердловская область для пенсионера

Таблица 4. Прожиточный минимум в Свердловской области на ребенка

Прожиточный минимум в Свердловской области для пенсионной соцдоплаты

Для обеспечения прав пенсионеров применяется еще один лимитный показатель – прожиточная величина пенсионных выплат. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 99 г. № 178-ФЗ общая сумма, выплачиваемая государством неработающему пенсионеру, должна быть не меньше, чем региональный прожиточный минимум пенсионера на соответствующий год.

Если выплаты неработающему пенсионеру в регионе меньше регионального прожиточного лимита на соответствующий год, то ПФР назначает пенсионеру соцдоплату – федеральную или региональную.

  1. Федеральная соцдоплата.

Она позволяет неработающему пенсионеру получить в общей сумме не меньше, чем пенсионный минимум на соответствующий год в среднем по России. Лимиты по России смотрите в таблице 5.

Таблица 5. Предел по России для пенсионной социальной доплаты

Год

Предел для пенсии с учетом доплаты

2. Региональная доплата.

Она позволяет неработающему пенсионеру получать выплаты не менее регионального прожиточного пенсионного минимума. Для Свердловской области эти лимиты приведены в таблице 6.

Таблица 6. Прожиточный предел в Свердловской области для социальных доплат пенсионерам

Год

Предел для пенсии с учетом доплаты

Прожиточный минимум в среднем по России

Прожиточный минимум в Свердловской области выше, чем в целом по России по всем показателям — в среднем на человека, на трудоспособного человека, на ребенка и на пенсионера. Лимиты в среднем по стране за последние пять кварталов приведены в таблицах 7 – 10.

Таблица 7. Предел по России в среднем на человека

Квартал

Предел на одного человека

I — 2018 г.

10 038

II — 2017 г.

III — 2017 г.

10 328

II — 2017 г.

10 329

I — 2017 г.

Таблица 8. Предел по России на трудоспособного человека

Квартал

Предел для трудоспособного человека

I — 2018 г.

10 842

IV — 2017 г.

10 573

III — 2017 г.

11 160

II — 2017 г.

11 163

I — 2017 г.

10 701 .