Величина прожиточного минимума в Свердловской области за I квартал 2019 года составила 10922 рубля. Это на 705 рублей больше, чем за IV квартал 2018 года.
Прожиточный минимум был рассчитан исходя из стоимости потребительской корзины, в которую входит минимальный набор продуктов питания (в январе-марте их стоимость составила 5144 рубля), непродовольственных товаров (2536 рублей) и услуг (2538 рублей), а также расходов по обязательным платежам и сборам (704 рубля).
Согласно данным Свердловскстата, для трудоспособного населения региона величина прожиточного минимума за первые три месяца текущего года составила 11678 рублей, для пенсионеров — 9064 рублей, для детей — 11254 рубля.
Напомним, в IV квартал 2018 года прожиточный минимум в Свердловской области составил 10217 рублей.
Добавим, в Минтруде РФ разработали единый порядок определения величины прожиточного минимума пенсионеров. По словам главы ведомства Максима Топилина, это позволит исключить необоснованное занижение пенсии в некоторых регионах.
1 октября. FINMARKET.RU — В России практически каждый пятый житель страны (33,1 млн человек), по данным на начало текущего года, находился в возрасте старше трудоспособного, отмечают в Минтруда РФ. Соответствующие данные содержатся в пресс-релизе министерства, поступившем в «Интерфакс».
За прошедшие 10 лет численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 3 млн человек, а за год — на 667 тыс. человек и составила 23,1% в общей численности населения. По степени старения население России несколько моложе населения Восточной Европы и существенно моложе населения остальных европейских стран и Японии. Минтруда отмечает, что численность населения старших возрастов растет постоянно. «В Российской Федерации сохраняется гендерная диспропорция населения старше трудоспособного возраста. На начало 2013 года на 1000 мужчин в возрасте от 60 до 65 лет приходились 1522 женщины. Несмотря на наличие множественных хронических заболеваний (от 6 и более), у женщин более высокой остается продолжительность жизни», — отмечают в министерстве По высокому варианту прогноза Росстата, к началу 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения вырастет до 27%, а их численность составит 39,4 млн человек, в возрасте 65 лет и старше — 22,9 млн человек, в возрасте 80 лет и старше -5,5 млн человек; 100 лет и выше -7 266 человек. К 2018 году ожидаемая продолжительность жизни в РФ для всего населения должна составить не менее 74 лет, к 2020 году — 74,5 лет, в том числе у мужчин — 69,3 лет, у женщин — 79,5 лет. В связи со старением населения России увеличивается показатель демографической нагрузки пожилых людей на трудоспособное население. Если на начало 2002 года на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 335 человек старше трудоспособного возраста, то на начало 2013 года — 369 человек соответствующего возраста. Сегодня в России и мире отмечается Международный день пожилого человека. И глава Минтруда Максим Топилин поздравил россиян с Международным днем пожилого человека. Он отметил, что пока «проблемы в социальной сфере остаются, но мы стремимся обеспечить вам достойный уровень жизни: индексировать трудовые пенсии с опережением инфляции, предоставлять меры социальной поддержки и оказывать качественные социальные услуги, в том числе на дому». «Мы будем и дальше, вместе с другими ведомствами, региональными органами власти и общественными организациями принимать меры по повышению качества вашей жизни. От всей души желаю вам крепкого здоровья и долгих лет жизни! Пусть каждый день будет наполнен радостными моментами и событиями!» — говорится в поздравлении министра. Средний размер трудовой пенсии по старости в РФ на начало текущего года составил 9790 рублей. Общая численность пенсионеров и получателей трудовых пенсий составляет 40 млн человек, из них работающих — 14 млн. Социальным обслуживанием в прошлом году было охвачено свыше 28 млн человек, больше половины из которых — граждане старших возрастов. По классификации ООН, население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. На начало текущего года в России лица в возрасте 65 лет и старше составляли почти 13%. В 1950 году пожилые люди (лица в возрасте 60 лет и старше) составляли 8% мирового населения, в 2000 году — уже 10%, а в 2050 году, по прогнозам ООН, их доля достигнет 21%.
Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, которая включает в себя набор товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и нормальной жизнедеятельности. Уровень прожиточного минимума тесно связан с размером минимальной оплаты труда. Именно на эти два показателя опирается экономика, планируются федеральный и региональные бюджеты.
С 1 мая 2018 года федеральный МРОТ сравняли с прожиточным минимумом трудоспособного населения в России.
МРОТ с 1 мая 2018 года в России по регионам: ТАБЛИЦА
Прожиточный минимум в России на 3-4 квартал 2018 года
Содержание
- Прожиточный минимум в России с 1 января 2018 года
- Сумма прожиточного минимума на 2018 год
- Прожиточный минимум в 2018 году по регионам России: таблица
- На что влияет прожиточный минимум в 2018 году
- Что такое прожиточный минимум
- Прожиточный минимум в Свердловской области
- Прожиточный минимум Екатеринбург 2018
- Прожиточный минимум 2018 Свердловская область
- Прожиточный минимум в Свердловской области для пенсионной соцдоплаты
- Прожиточный минимум в среднем по России
Прожиточный минимум в России с 1 января 2018 года
Методику расчета прожиточного минимума регулирует Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ. Прожиточный минимум утверждают как в целом по России, так и отдельно по субъектам РФ. Размер минимума устанавливают отдельно для каждой из трех категорий населения (работающих, пенсионеров, детей) и пересматривают каждый квартал.
Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным группам населения в целом по России и в субъектах публикуют ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и исполнительной власти субъектов РФ.
На 1 января 2018 года прожиточный минимум в России, согласно постановлению Правительства РФ от 08.12.17 № 1490, — это известное по данным на 3 квартал 2017 года значение:
- на душу населения — 10 328 руб.;
- для трудоспособного населения — 11 160 руб.;
- для пенсионеров — 8496 руб.;
- для детей — 10 181 руб.
Минимум за 4 квартал 2017 года составляет:
- на душу населения — 9 786 рублей;
- для трудоспособного населения — 10 573 рубля;
- для пенсионеров — 8 078 рублей;
- для детей — 9 603 рубля.
По сравнению с 3 кварталом 2017 года прожиточный минимум снизился на 4,9-5,7%. Снижение в Минтруде объясняют уменьшением стоимости отдельных компонентов потребительской корзины.
Первые данные о прожиточном минимуме в 2018 году (за 1 квартал) опубликуют в мае-июне. Как правило, Правительство РФ утверждает минимум за 1 квартал года к концу первого полугодия. Показатель может отклониться, как в большую, так и меньшую сторону. В любом случае расхождения будут незначительными.
Читайте также: Размер прожиточного минимума в Санкт-Петербурге на 2019 год
Сроки утверждения прожиточного минимума в России в 2018 году
Квартал | Срок опубликования постановления об утверждении прожиточного минимума |
---|---|
I кв. | май-июнь 2018 г. |
II кв | сентябрь 2018 г. |
III кв. | декабрь 2018 г. |
IV кв. | март 2019 г. |
Сумма прожиточного минимума на 2018 год
На 1 июня 2018 года сумма прожиточного минимума на душу населения в целом по России — 9 786 руб., для трудоспособного населения — 10 573 руб., для детей — 9 603 руб., для пенсионеров — 8 078 руб. А в регионах значения другие.
Власти регионов считают прожиточный минимум не только из стандартных значений, но и обязаны учитывать местные особенности и нужды граждан субъекта (постановление Правительства РФ от 29.01.13 № 56). При этом стандартный пакет продуктов включает в себя такие товары, как молоко, хлеб, мука, картофель и т.д. Всего в корзину входят 11 продуктов. Это и есть тот минимум, который, по мнению чиновников, является достаточным для поддержания жизни и здоровья граждан.
В сравнении суммы для той или иной социально-демографической группы (трудоспособного населения, пенсионеров и детей) разные. Меньше всего потребление продуктов рассчитано для пенсионеров, затем для детей и работающих. Как правило, самый высокий прожиточный минимум установлен для трудоспособного населения, чуть ниже — для детей, еще меньше — для пенсионеров. Но конкретные значения в каждом регионе свои. Показатели рассчитывают в процентах от стоимости корзины продуктов — от 45 до 60% и учитывают климатические особенности регионов (см. таблицу ниже).
Прожиточный минимум в 2018 году по регионам России: таблица
Какой прожиточный минимум на 2018 год установили в регионах? Порядок пересмотра минимума в субъектах РФ такой же, как и в целом по России. Величину прожиточного минимума за 1 квартал каждый регион утвердит уже в новом году. Сейчас уже известны данные на 4 квартал прошлого года. Например, с 2018 года в Москве действует величина прожиточного минимума за 4 квартал 2017 года, утвержденная постановлением Правительства г. Москвы от 13.03.18 № 176-ПП. В 2018 году минимум за 1 квартал 2018 года будет утвержден в мае-июне.
Власти устанавливают прожиточный минимум в Москве и в других регионах, ориентируясь на уровень инфляции (см. таблицу). В таблице указаны последние данные за 4 квартал 2017 года. Как только установят минимумы на 1 квартал 2018 года, мы опубликуем свежие цифры. Следите за изменениями.
Какой в России прожиточный минимум в 2018 году
Прожиточный минимум в России на 3-4 квартал 2018 года
Регион | На душу населения | Для трудоспособного населения | Для пенсионеров | Для детей | Постановление Правительства |
4 кв. | 4 кв. | 4 кв. | 4 кв. | ||
Адыгея | 8579 | 9168 | 7058 | 8618 | № 26 от 26.02.18 |
Республика Алтай | 9405 | 9797 | 7874 | 10107 | № 20 от 26.01.18 |
Алтайский край | 8657 | 9196 | 7009 | 8950 | №208 от 14.06.18 |
Амурская область | 11203 | 11861 | 9056 | 11749 | №87 от 16.04.18 |
Архангельская область | 11380 | 12361 | 9480 | 11142 | № 30-пп от 30.01.18 |
Астраханская область | 9040 | 9525 | 7320 | 9710 | № 25-П от 30.01.18 |
Республика Башкортостан | 8318 | 8850 | 6810 | 8288 | №133 от 04.04.18 |
Белгородская область |
8281 | 8914 | 6911 | 8068 | № 71-пп от 13.03.18 |
Брянская область |
9279 | 9943 | 7714 | 9132 | № 36-п от 12.02.18 |
Республика Бурятия | 9563 | 9942 | 7574 | 9977 | № 75 от 14.02.18 |
Владимирская область |
9104 | 9898 | 7681 | 9047 | № 110 от 22.02.18 |
Волгоградская область | 8720 | 9357 | 7100 | 8820 | № 70-п от 12.02.18 |
Вологодская область | 10234 | 11059 | 8466 | 10002 | № 154 от 19.02.18 |
Воронежская область |
8034 | 8700 | 6751 | 7846 | № 74 от 31.01.18 |
Еврейская автономная область | 12160,70 | 12858,20 | 9734,11 | 12881,27 | № 29-ОД от 18.01.18 |
Республика Дагестан | 9239 | 9516 | 7295 | 9359 | № 31 от 12.04.18 |
Забайкальский край | 10590,23 | 11039,72 | 8400,36 | 11045,38 | № 75 от 21.02.18 |
Ивановская область |
9488 | 10289 | 7952 | 9394 | № 7-уг от 19.01.18 |
Республика Ингушетия | 9111 | 9370 | 7180 | 9377 | № 42 от 14.02.18 |
Иркутская область | 9825 | 10413 | 7921 | 10030 | № 46-пп от 30.01.18 |
Кабардино-Балкарская Республика | 10140 | 10553 | 8019 | 10707 | № 30-ПП от 02.03.18 |
Калининградская область | 10343 | 11094 | 8496 | 9948 | № 137 от 14.03.18 |
Республика Калмыкия | 8551 | 8954 | 6886 | 8611 | № 40 от 20.02.18 |
Калужская область | 9601 | 10327 | 8010 | 9399 | № 70 от 02.02.18 |
Камчатский край | 19220 | 20093 | 15199 | 20729 | № 25-П от 23.01.18 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8719 | 9208 | 7063 | 8877 | № 52 от 05.03.18 |
Республика Карелия | 12203 | 13298 | 10230 | 11415 | № 103-П от 07.03.18 |
Кемеровская область | 8879 | 9391 | 7162 | 9306 | № 31 от 06.02.18 |
Кировская область | 9627 | 10286 | 7849 | 9859 | № 82-П от 21.02.18 |
Республика Коми | 12539 | 13420 | 10235 | 12614 | № 70 от 06.02.18 |
Краснодарский край | 9925 | 10737 | 8229 | 9486 | № 105 от 01.02.18 |
Республика Крым | 9126 | 9765 | 7522 | 9614 | № 85 от 22.02.18 |
Курганская область | 9220 | 9831 | 7646 | 9705 | № 11 от 30.01.18 |
Курская область |
8476 | 9116 | 7048 | 8415 | № 35-па от 22.01.18 |
Ленинградская область | 9628 | 10248 | 8402 | 9450 | № 44 от 15.02.18 |
Липецкая область |
8313 | 8962 | 6964 | 8422 | № 3 от 12.01.18 |
Магаданская область | 17635 | 18494 | 13852 | 18621 | № 5-п от 29.01.18 |
Республика Марий Эл | 8742 | 9319 | 7167 | 9011 | № 10 от 10.01.18 |
Республика Мордовия | 7824 | 8410 | 6452 | 8045 | № 45 от 29.01.18 |
Москва | 15397 | 17560 | 10929 | 13300 | № 176-ПП от 13.03.18 |
Московская область | 11365 | 12581 | 8535 | 11097 | № 199/12 от 30.03.18 |
Мурманская область | 13787 | 14374 | 11487 | 14144 | № 58-ПП от 12.02.18 |
Ненецкий АО | 20622 | 21664 | 16800 | 21703 | № 6-п от 26.01.18 |
Нижегородская область | 8739 | 9388 | 7229 | 9009 | № 88 от 07.02.18 |
Новгородская область | 9886 | 10751 | 8212 | 9729 | № 9-рг от 26.01.18 |
Новосибирская область | 10316 | 10938 | 8306 | 10705 | № 12 от 23.01.18 |
Омская область | 8464 | 8968 | 6824 | 8652 | №61-п от 14.03.18 |
Оренбургская область | 8234 | 8716 | 6759 | 8405 | № 103-п от 28.02.18 |
Орловская область |
8932 | 9577 | 7443 | 8892 | № 34 от 26.01.18 |
Пензенская область | 8326 | 8961 | 6876 | 8615 | № 72-пП от 14.02.18 |
Пермский край | 10098 | 10804 | 8279 | 10289 | № 51-п от 07.02.18 |
Приморский край | 12158 | 12796 | 9725 | 13213 | № 39-па от 02.02.18 |
Псковская область | 10184 | 11050 | 8429 | 9962 | № 25 от 25.02.18 |
Ростовская область | 9262 | 9857 | 7512 | 9662 | № 51 от 08.02.18 |
Рязанская область |
8898 | 9620 | 7418 | 8800 | № 12 от 31.01.18 |
Самарская область | 9400 | 10333 | 7440 | 9253 | № 76 от 14.02.18 |
Санкт-Петербург | 10791,60 | 11868,20 | 8612,20 | 10403,20 | № 177 от 13.03.18 |
Саратовская область | 8222 | 8834 | 6793 | 8424 | № 81-П от 19.02.18 |
Республика Саха (Якутия) | 16610 | 17628 | 13338 | 17029 | № 74 от 29.03.18 |
Сахалинская область | 13329 | 13991 | 10524 | 14235 | № 60 от 20.02.18 |
Свердловская область | 10031 | 10708 | 8291 | 10332 | № 59-ПП от 09.02.18 |
г. Севастополь | 9713 | 10391 | 7964 | 10259 | № 119-ПП от 22.02.18 |
Республика Северная Осетия (Алания) | 8742 | 9173 | 7281 | 8965 | № 48 от 20.02.18 |
Смоленская область |
9664 | 10376 | 8035 | 9470 | № 37 от 25.01.18 |
Ставропольский край | 8248 | 8766 | 6707 | 8484 | № 39-п от 29.01.18 |
Тамбовская область |
8214 | 8967 | 6887 | 8119 | № 62 от 26.01.18 |
РеспубликаТатарстан | 8334 | 8877 | 6822 | 8326 | № 45 от 27.01.18 |
Тверская область | 9665,34 | 10404,72 | 8035,84 | 10037,39 | № 33-пп от 05.02.18 |
Томская область | 10379 | 10932 | 8313 | 10698 | № 30-р от 05.02.18 |
Тульская область |
9065 | 9732 | 7760 | 8888 | № 37 от 29.01.18 |
Республика Тыва | 9342 | 9614 | 7360 | 9875 | № 80 от 05.03.18 |
Тюменская область | 10197 | 10774 | 8193 | 10390 | № 20-п от 30.01.18 |
Удмуртская Республика | 8453 | 8943 | 6881 | 8553 | № 39 от 10.02.18 |
Ульяновская область | 9062 | 9732 | 7457 | 9202 | № 115-П от 14.03.18 |
Хабаровский край | 12954 | 13807 | 10492 | 13452 | № 18 от 22.03.18 |
Республика Хакасия | 9133 | 9625 | 7358 | 9612 | № 64 от 19.02.18 |
Ханты-Мансийский АО (Югра) | 14135 | 15261 | 11588 | 13929 | № 12-п от 26.01.18 |
Челябинская область | 8962 | 9581 | 7415 | 9258 | № 29 от 07.02.18 |
Чеченская Республика | 9995 | 10299 | 8424 | 9957 | № 42 от 19.03.18 |
Чувашская Республика | 8236 | 8719 | 6716 | 8365 | № 41 от 14.02.18 |
Чукотский АО | 20149 | 20600 | 15456 | 21201 | № 16 от 23.01.18 |
Ямало-Ненецкий АО | 15946 | 16569 | 12525 | 15735 | № 110-П от 12.02.18 |
Ярославская область | 8994 | 9841 | 7322 | 9042 | № 9 от 19.01.18 |
На что влияет прожиточный минимум в 2018 году
Величина прожиточного минимума 2018 года, безусловно, влияет на расчет многих выплат. К примеру, на размер стипендий, пенсий и др. Но это влияет и на количество зарплатных ревизий (письмо ФНС России от 25.07.17 № ЕД-4-15/14490@).
Контролеры, как и прежде, интересуются зарплатами в конвертах. Они сравнивают доходы сотрудников с МРОТ и прожиточным минимумом и, если есть отклонения, подозревают схемы. Первоочередно инспекторы будут проверять те организации, где сотрудники сами жалуются на работодателей.
Безопаснее платить подчиненным не меньше МРОТ. А поскольку чиновники уравняли МРОТ с прожиточным минимумом, то лучше уже сейчас пересмотреть окладную часть низкооплачиваемым сотрудникам.
В 2018 году МРОТ равен 11163 рубля. Пересмотрите зарплаты так, чтобы у контролеров не возникло претензий. Иначе они могут доначислить НДФЛ и оштрафовать компанию. Также компанией заинтересуются в трудовой инспекции: за зарплаты ниже МРОТ штрафуют до 50 тыс. рублей (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ).
Подборка рекомендаций, которые упросят работу бухгалтеру
- Новые правила зачета: как бухгалтеру применять на практике
- Маршруты всех ваших платежей скоро сдадут налоговикам: в чем опасность
- Как предсказать, что вам готовят проверку, и сократить риски
Современный человек, как и другие живые существа, имеет свои определённые естественные потребности, в число который не входит такая категория как «труд», что, казалось бы, противоречит тому, что мы видим в реальности – миллиарды людей по всему миру каждый день выполняют физическую или умственную работу различной степени сложности. Истинная причина трудовой деятельности человека кроется в получении заработной платы, посредством которой происходит удовлетворение возникающих у людей потребностей. Таким образом, человек удовлетворяет свои материальные потребности с помощью труда, то есть общественный труд, в данном случае, является условием существования человека и, тем самым, трансформируется в его главную потребность.
Согласно Статье 129 ТК РФ, заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты . Помимо этого, существует такое понятие, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ), под которым понимается установленный минимум оплаты труда в час, день, месяц или год, который работодатель должен платить своему работнику, и за который работник может законно продать свой труд. Не смотря на то, что МРОТ применяется во многих странах, не существует однозначного мнения относительно тех выгод и того вреда, которые приносит установление такого минимума.
Законодательством РФ установлено, что величина МРОТ должна определяться на основе прожиточного минимума, при этом МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения . При этом стоит обратить внимание на Статью 421, где говорится о том, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом, что является своеобразной лазейкой, которой успешно пользуется государство. Иными словами, МРОТ может быть установлен на уровне ниже прожиточного минимума, а Министерство финансов само решит, когда их выровнять. В результате размеры МРОТ и прожиточного минимума существенно разняться.
Ежегодно министерством труда и социальной защиты готовятся законопроекты, предусматривающие постепенное сближение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. Тем не менее, рассмотрение и принятие подобных законопроектов все время откладывается. Так, депутаты Госдумы РФ от «Единой России» пришли к выводу, что для приравнивания показателей МРОТ и официального прожиточного минимума из госбюджета ежегодно должно выделяться порядка 33 миллиардов рублей, что будет слишком дорого для государства. Крупные предприятия-работодатели направили свои возражения в Госдуму, узнав о том, что там обсуждается возможность повышения МРОТ до прожиточного минимума. По словам директора «ВЦУЖ» Вячеслава Бобкова, занижение МРОТ в России является осознанной политикой правительства, связанной с затормаживанием роста заработной платы. На сегодняшний день нет принятого Федерального закона, который бы устанавливал порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ.
С МРОТ и прожиточным минимумом неразрывно связанны такие понятия как «бедность» и «потребительская корзина». Так целью экономической политики любой страны является повышение уровня жизни населения, одним из критериев которого является масштаб бедности и нищеты в стране. На уровне отдельной страны определение понятия бедности зависит от уровня ее социально-экономического развития, а также социальной политики и бюджетных возможностей государства.
В России понятие бедности ассоциируется с малоимущим населением, т.е. людьми, доходы которых находятся ниже прожиточного минимума, который, в свою очередь, устанавливается посредством стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных сборов и платежей.
Потребительская корзина – это некий набор товаров и услуг, обеспечивающих комфортное и полноценное проживание человека на протяжении года и удовлетворяющих его минимальные потребности. От состава потребительской корзины зависит напрямую и величина прожиточного минимума, который пересматривается каждый год в зависимости от уровня цен. Состав корзины может меняться на уровне субъекта Федерации, с учетом природно-климатических условий, особенностей потребления и т.д.
Российская потребительская корзина рассчитывается для трех основных демографических групп:
— детей,
— трудоспособного населения,
— пенсионеров .
C 1 января 2013 года вступила в силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года. Первые 50% от стоимости всей потребительской приходится на продукты питания, в то время как в странах Западной Европы эта цифра не превышает 20%. Упоминая об этом, стоит отметить, что большинство семей в России тратят на продукты питания более половины семейного бюджета. Оставшиеся 50% поделили между собой вторая группа, которая включает в себя непродовольственные товары (одежда, обувь, лекарства), и третья группа, состоящая из расходов на услуги (коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия).
Согласно статье 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” устанавливаются следующие соотношения непроизводственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (таблица 1):
Таблица 1 – Соотношения непроизводственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания
Наименование | Трудоспособное население | Пенсионеры | Дети |
Непроизводственные товары | 50% | 50% | 50% |
Услуги | 50% | 505 | 50% |
Особенность современной потребительской корзины состоит в том, что объем и стоимость непродовольственных товаров и услуг привязаны к стоимости продуктовой корзины. Такой подход нельзя назвать оптимальным. Так продуктовая корзина должна обеспечивать минимальный набор продуктов питания, позволяющий человеку поддерживать его здоровье и жизнедеятельность. Однако, как показывают многие исследования и эксперименты, современная корзина не выполняет данной функции. Она позволяет выжить, но у многих людей, соблюдающих подобный рацион, после нескольких месяцев наблюдается снижение умственной активности, апатия, слабость, чувство голода, головокружения и головные боли и т.п.
Такое самочувствие не позволяет людям качественно выполнять свои трудовые обязанности, а значит, может оставить их без работы и средств к существованию, что приведет к дальнейшему скатыванию в состояние бедности.
Ещё одним недостатком потребительской корзины в России можно является соотношение продовольственной и непродовольственной составляющих. Специалисты выяснили, что более 50–60 % своего дохода люди расходуют на продукты питания. Оставшихся 40–50 % дохода, зачастую, не хватает для удовлетворения минимальных потребностей в лекарствах, одежде, жилье и т.д. Многие настаивают на целесообразности выделения в потребительской корзине графы «прочее», чтобы обеспечить резерв на непредусмотренные расходы.
Стоит отметить постепенный рост прожиточного минимума на протяжении последних 10 лет. МРОТ достиг наибольшего приближения к прожиточному минимуму (73 %) в 2009 году. Однако, с тех пор ситуация снова стала ухудшаться.
Таблица 2, составленная по данным Росстата, показывает, что, не смотря на общий рост ПМ и МРОТ, разрыв между ними не демонстрирует тенденцию к явному сокращению, плюс с учётом ежеквартальной корректировки ПМ в сторону повышения, отрыв от МРОТ лишь увеличивается.
Таблица 2 – Соотношение МРОТ и ПМ в России
Показатель |
Первая половина 2016 |
Вторая половина |
|||||
Минимальный размер оплаты труда |
4 611 |
4 611 |
5 205 |
5 554 |
5 965 |
||
Прожиточный минимум для трудоспособного населения |
6 710 |
7 049 |
7 896 |
8 683 |
10404 | ||
МРОТ к ПМ, % |
68,7 |
65,4 |
65,9 |
64,0 |
57,3 |
58,4 |
70,2 |
Если обратиться к статистике, то можно обнаружить весьма неутешительный факт, который состоит в том, что около двух третей работающих россиян имеют зарплату ниже прожиточного минимума. Из этого следует, что даже работающий гражданин может быть отнесён к малоимущему слою населения. Данная ситуация идёт вразрез с мировой практикой и здравым смыслом. Поиском решения данной проблемы заняты многие специалисты и учёные, которые склоняются к тому, что России необходимо обратиться к опыту Европейских стран, в которых прописано законом, что МРОТ не может составлять менее 60% от прожиточного минимума. Международной организации труда в данном случае даёт более смелую рекомендацию, согласно которой МРОТ должен составлять порядка 150 % прожиточного минимума .
Сегодня, в условиях нестабильности и резкого роста цен, благосостояние граждан заметно ухудшилось, и количество бедных выросло. Для России – это огромный шаг назад. В 2015 году реальные доходы населения снизились по разным оценкам на 5–10 % . Борьба с бедностью – очень непростой процесс и России необходимо удержать достигнутые результаты.
Нахождение минимальной заработной платы на уровне ниже прожиточного минимума ни просто не обеспечивает простого воспроизводства трудовых ресурсов, но также не является социальным ориентиром, не выполняет рекомендацию Международной организации труда «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» по основным критериям, таким, как потребности трудящихся и их семей; стоимость жизни и изменения в ней.
Функциональная несостоятельность минимальной заработной платы в нашей стране тем более очевидна, что и уровень прожиточного минимума тоже вызывает справедливые нарекания, как с точки зрения методики расчета, так и по количественной оценке, поскольку корзина ПМ по своему содержанию не соответствует современным требованиям даже по минимальному набору товаров и услуг.
В условиях бюджетных ограничений такие изменения могут негативно сказаться на предпринимательском секторе. Для того, чтобы смягчить переход, можно ввести временные меры налогового стимулирования, что даст возможность компаниям повысить фонд оплаты труда за счет экономии на налоге.
Для повышения уровня жизни в Российской Федерации, необходимо пересмотреть понятия бедности и разработать эффективную стратегию по борьбе с ней. Заработная плата по-прежнему является основным источником дохода в Российской Федерации, поэтому, чтобы обеспечить своё население минимальными гарантиями правительство должно продолжать работу над повышением МРОТ. Прежде всего, необходимо доработать состав и методологию исчисления потребительской корзины, так как смысл введения МРОТ как раз и состоит в необходимости обеспечения работника минимальным достатком для удовлетворения первичных потребностей.
Исходя из вышесказанного, необходимо повысить МРОТ хотя бы до уровня прожиточного минимума. Конечно же, в условиях сложившейся экономической ситуации, это довольно трудная задача, но особенно актуальная, так как от экономической нестабильности в большей степени страдают именно незащищенные слои населения. Повышение доходов малоимущих граждан приведёт к увеличению потребительского спроса, что, в свою очередь, может спровоцировать рост инвестиций. Россия – это огромная страна, с большими возможностями внутреннего спроса, стимулирование которого следует осуществлять, прежде всего, через увеличения денежных доходов наименее обеспеченного населения.
Библиографический список
- Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003).
- Федеральный закон № 134-ФЗ от 24 октября 1997 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
- Федеральный закон № 227-ФЗ от 03 декабря 2012 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»
- Горшкова М.К. Бедность и бедные в современной России / М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М.: Издательство «Весь мир», 2014. – 304 с.
Что такое прожиточный минимум
Это стоимость в рублях стандартного набора потребительской корзины. Размер минимального показателя устанавливает Правительство РФ постановлением на соответствующий квартал. В условную потребительскую корзину входят пищевые продукты, товары, услуги, коммунальные и иные платежи.
Прожиточный минимум в Свердловской области
С 1 января 2019 г. МРОТ приравняют к прожиточному лимиту, установленному для трудоспособного человека. Поэтому со следующего года платить зарплату, величина которой меньше предельного показателя, будет запрещено. Это станет наказуемым нарушением трудового законодательства.
Наш онлайн-сервис рассчитает любую выплату работнику автоматически с учетом регионального и федерального МРОТ. Попробуйте бесплатно
Проверить расчет зарплаты на соответствие МРОТ
С 2019 года прожиточный минимум будет определять величину МРОТ, которая используется при установлении зарплаты и при расчете пособий по социальному страхованию.
По мере повышения прожиточного лимита МРОТ будет расти. Если же предельный показатель понизят, то МРОТ не уменьшится, а до следующего квартала сохранится в неизменной величине. Тем самым права малоимущих слоев населения будут защищены более надежно.
В связи с указанными нововведениями важно уже сейчас контролировать величину лимита в целом по России и по своему региону. Предлагаем ознакомиться с текущими показателями в среднем по России и в Свердловской области, в том числе в Екатеринбурге.
Прожиточный минимум Екатеринбург 2018
Предельные показатели для Екатеринбурга по всем группам населения – в среднем на человека, на трудоспособного человека, на ребенка и на пенсионера – такие же, как и показатели прожиточного минимума в Свердловской области.
Прожиточный минимум 2018 Свердловская область
Лимиты для всех проживающих на территории Свердловской области утверждены региональным законом от 04.01.1995 № 15-ОЗ. В таблицах с 1 по 4 приведены минимальные прожиточные показатели для всех слоев населения.
Таблица 1. Прожиточный минимум в Свердловской области в среднем на человека
Таблица 2. Прожиточный минимум в Свердловской области на 2018 г. для трудоспособного человека
Таблица 3.Прожиточный минимум 2018 Свердловская область для пенсионера
Таблица 4. Прожиточный минимум в Свердловской области на ребенка
Прожиточный минимум в Свердловской области для пенсионной соцдоплаты
Для обеспечения прав пенсионеров применяется еще один лимитный показатель – прожиточная величина пенсионных выплат. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 99 г. № 178-ФЗ общая сумма, выплачиваемая государством неработающему пенсионеру, должна быть не меньше, чем региональный прожиточный минимум пенсионера на соответствующий год.
Если выплаты неработающему пенсионеру в регионе меньше регионального прожиточного лимита на соответствующий год, то ПФР назначает пенсионеру соцдоплату – федеральную или региональную.
- Федеральная соцдоплата.
Она позволяет неработающему пенсионеру получить в общей сумме не меньше, чем пенсионный минимум на соответствующий год в среднем по России. Лимиты по России смотрите в таблице 5.
Таблица 5. Предел по России для пенсионной социальной доплаты
Год |
Предел для пенсии с учетом доплаты |
2. Региональная доплата.
Она позволяет неработающему пенсионеру получать выплаты не менее регионального прожиточного пенсионного минимума. Для Свердловской области эти лимиты приведены в таблице 6.
Таблица 6. Прожиточный предел в Свердловской области для социальных доплат пенсионерам
Год |
Предел для пенсии с учетом доплаты |
Прожиточный минимум в среднем по России
Прожиточный минимум в Свердловской области выше, чем в целом по России по всем показателям — в среднем на человека, на трудоспособного человека, на ребенка и на пенсионера. Лимиты в среднем по стране за последние пять кварталов приведены в таблицах 7 – 10.
Таблица 7. Предел по России в среднем на человека
Квартал |
Предел на одного человека |
I — 2018 г. |
10 038 |
II — 2017 г. |
|
III — 2017 г. |
10 328 |
II — 2017 г. |
10 329 |
I — 2017 г. |
Таблица 8. Предел по России на трудоспособного человека
Квартал |
Предел для трудоспособного человека |
I — 2018 г. |
10 842 |
IV — 2017 г. |
10 573 |
III — 2017 г. |
11 160 |
II — 2017 г. |
11 163 |
I — 2017 г. |
10 701 . |