Сколько штраф за неоформленного работника

Штраф для ИП за неоформленного работника — от 1000 до 5000 рублей. В случае повторного нарушения сумма вырастет до 40 000 рублей. Предусмотрена и уголовная ответственность.

Оформление работника согласно ТК РФ — обязанность работодателя, в том числе работодателя-ИП. ИП — это физическое лицо, которое зарегистрировано в установленном ФЗ от 08.08.2001 № 129 порядке и занимается предпринимательством, не образуя юридического лица. ИП может быть как с сотрудниками, так и без них. У предпринимателя могут возникнуть следующие вопросы: как оформить сотрудника, что будет, если этого не сделать?

Как ИП оформить сотрудника

Пошагово процедура оформления на работу у ИП выглядит следующим образом:

  1. Претендент пишет заявление о приеме на работу по штатному расписанию.
  2. ИП знакомит кандидата (под подпись) с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, которые касаются его работы, коллективным договором.
  3. Оформляется трудовой договор. При его заключении работнику нужно предъявить определенные документы, перечисленные в ст. 65 ТК. Когда речь идет об иностранном гражданине или лице без гражданства, они дополнительно предоставляют документы, перечисленные в ст. 327.3 ТК Составляется договор в письменной форме в двух экземплярах — по одному для работника и работодателя, каждый должен быть подписан указанными лицами. О том, что должно быть указано в тексте договора, говорит ст. 57 ТК. Для иностранцев и лиц без гражданства также указывают сведения из ст. 327.2 ТК. Данный документ вступает в силу с момента подписания сторонами (иное может устанавливать ТК, другие ФЗ, иные нормативно-правовые акты РФ или трудовой договор) либо со дня, когда работник фактически допущен к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя. Фактически допустить к работе без оформления трудового договора могут на три рабочих дня. В целом данный документ уже свидетельствует об официальности трудовых отношений.
  4. Готовится приказ о приеме на работу (форма № Т-1).
  5. На сотрудника заводят личную карточку.
  6. В трудовую книжку вносят соответствующую запись.

Что будет, если ИП не оформит своего сотрудника

Если ИП проигнорирует указанный выше порядок действий, он не будет переводить в госбюджет НДФЛ за неоформленного сотрудника, что причинит ущерб государству. Для сотрудника это будет означать отсутствие:

  • взносов в Пенсионный фонд, что навредит будущей пенсии;
  • поступлений в Фонд социального страхования — навредит оплатам больничных, пособий по безработице;
  • отчислений на медицинское страхование — можно потерять бесплатную медпомощь.

По указанным обстоятельствам ИП-нарушителя ждет административная или уголовная ответственность. Ее вид зависит от срока, в течение которого трудящийся не оформлялся, и за него, соответственно, не поступали обязательные платежи. Это позволит рассчитать величину причиненного ущерба. Если этот период составляет, скажем, несколько месяцев, стоит ждать административных последствий. А если он составляет несколько лет — накажут уже уголовно.

Административная ответственность (ст. 5.27 КоАП РФ)

Административный штраф ИП за неоформленного работника 2020 года по ч. 1 статьи 5.27 КоАП варьируется в пределах 1000–5000 рублей (вместо штрафа возможно предупреждение). При рецидиве штраф вырастет до 10 000–20 000.

Если ИП уклоняется от оформления или ненадлежащим образом оформил трудовой договор либо заключил гражданско-правовой договор, который фактически регулирует трудовые отношения между работником и работодателем, его может ждать штраф по ч. 4 указанной статьи в размере 5000–10 000 руб., при повторном нарушении штраф увеличится до 30 000–40 000 руб.

Уголовная ответственность (ст. 198 УК РФ)

Уголовный штраф за неоформленного работника ИП по ч. 1 ст. 198 УК РФ составляет 100 000–300 000 руб. или доход за один-два года.

Наказание может быть и иным:

  • принудительные работы продолжительностью до года;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы до года.

Если преступление по данной статье совершено в особо крупном размере, за него накажут штрафом в 200 000–500 000 руб. или доходом за полтора–три года. Другие наказания:

  • принудительные работы до трех лет;
  • лишение свободы на тот же срок.

Крупный размер ущерба в данном случае — это сумма обязательных платежей, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 900 000 руб., если доля неуплаченных обязательных платежей больше 10 % подлежащих уплате сумм совокупно либо превышает 2 700 000 руб. Особо крупный размер — это сумма, аналогичная вышеуказанной, величиной более 4 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных обязательных платежей превышает 20 % подлежащих уплате сумм совокупно либо превышает 13 500 000 руб.

Преступивший закон по данной статье впервые будет освобожден от уголовной ответственности, если полностью погасит суммы недоимки, соответствующих пеней и штрафа в размере, определяемом по НК РФ.

Уже третий день в Украине действуют новые размеры штрафов за нарушение законодательства о труде. 12 декабря Верховная Рада Украины приняла соответствующий закон о внесении изменений в КЗоТ Украины (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/378-20#n15), а 2 февраля вступил в силу.

Всем работодателям стоит детально разобраться в нововведениях, чтобы знать свои права и понимать, какие есть возможности для защиты на случай, если у инспекторов Гоструда будут к вам претензии.

Итак, что же изменится и какие последствия это будет иметь для бизнес-сферы в целом — давайте разберем на примере конкретных нарушений. Все размеры штрафов указаны из расчета минимальной заработной платы, установленной Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год».

Какие и как изменятся суммы штрафов в новом году

1. Допуск к работе неоформленного работника или выплата заработной платы в конверте.

Ранее за такое нарушение был предусмотрен штраф в размере 30 минимальных зарплат (МЗП), по новым правилам — только 10 МЗП (47230 грн) за каждого неоформленного работника.

Самое интересное здесь то, что для работодателей-плательщиков единого налога 1-3 групп за первое такое нарушение должно быть вынесено предупреждение, а не сразу штраф, как было до этого. На самом деле, именно среди этих работодателей больше нарушителей. Ведь малому бизнесу достаточно сложно вести кадровый учет. Для этого приходится нанимать отдельного работника и платить ему зарплату, что часто является непомерной нагрузкой для малого и среднего бизнеса.

Поэтому такой нормой законодатель дает единщикам право на ошибку. Таких работодателей в Украине достаточно много. По состоянию на июль 2019 года — 174297 компаний (15%) и 1300000 ФЛП (70%). И проследить за всеми государству будет трудно, что снова может привести к увеличению теневой занятости.

Однако, если кому-то все же не удастся и у него дважды в течение двух лет инспекторы обнаружат неоформленных работников, его ждет штраф уже в размере 30 МЗП (141690 грн). И это касается не только работодателей-плательщиков единого налога 1-3 групп. Такое же наказание ожидает и других работодателей, которые повторно допустят нарушение, связанное с неоформленными трудовыми отношениями.

2. Несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда.

Это нарушение было наиболее дорогостоящим для работодателей — 10 МЗП за каждого работника, которому «недоплатили». За такие нарушения работодателей штрафовали довольно часто, а суммы часто достигали сотней тысяч гривен. Это связано с тем, что за незначительное (в финансовом плане) нарушение (например, не оплату в двойном размере даже одного часа сверхурочной работы) часто накладывались необоснованно большие штрафы. Кроме того, Гоструда достаточно легко доказать факт такого нарушения, поскольку оно обычно зафиксировано документально у самого работодателя, в том числе в налоговой отчетности.

Теперь за то же работодатель заплатит всего 2 МЗП (9 723,00 грн.) За каждого работника, по которому совершено нарушение. Именно поэтому это — положительное изменение и сопоставимый размер наказания.

3. Несоблюдение гарантий для работников, привлеченных к военной и альтернативной (невоенной) службе.

Здесь уменьшается размер штрафа за нарушение с 10 МЗП до 4 МЗП (18 892,00 грн.) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение. При этом, к юрлицам и ФЛП, использующим наемный труд и которые являются плательщиками единого налога 1-3 групп, будут применены предупреждения.

4. Недопуск к проверке по вопросам выявления теневой занятости.

Если раньше за такое нарушение Гоструда в праве было наложить на работодателя штраф в размере 100 МЗП (!), то теперь максимальный штраф — 16 МЗП (75 568,00 грн).

У такого изменения будет очень интересный результат. Вероятно, что работодатель, к которому пришли с проверкой инспекторы Гоструда и который имеет двух неоформленных работников, — просто не пустит проверяющих на территорию компании или предприятия. Штраф за недопуск будет меньше, чем при двух неоформленных.

Уменьшение размера такого штрафа, скорее всего, приведет к тому, что его будут применять чаще.

5. Другие нарушения законодательства о труде.

Здесь все непросто. На первый взгляд, размер штрафа не меняется — одна МЗП (4723 грн). Однако сейчас он будет налагаться за каждое отдельное нарушение законодательства о труде, а не за все в совокупности. Например, отсутствие должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка — это будут два отдельных основания для наложения штрафа. То есть за такие нарушения придется, по сути, платить больше, чем раньше.

Более того, новый закон вводит дополнительное основание для штрафа: повторное в течение года иное нарушение законодательства о труде. И такой штраф будет составлять уже 2 МЗП (9446 грн).

То есть, если у одного и того же работодателя дважды в течение года будут выявлены нарушения, например, отсутствие Правил внутреннего трудового распорядка, и он его не устранит, то штраф составит на первый раз 4723 грн, а второй — 9446 грн.

Другие размеры штрафов не изменяются. Остальные — это недопуск к проверке по общим вопросам и нарушение сроков выплаты более чем на 1 месяц. За каждый из них предусмотрен штраф в размере 3 МЗП — 14169 грн.

Другие изменения по штрафам 2020

Кроме изменения размеров штрафов, этот закон еще интересный и новыми условиями выплаты штрафов.

Во-первых, если в течение десяти банковских дней со дня вручения постановления о наложении штрафа работодатель оплатит его в размере 50% от общей суммы, он будет считаться таковым, что оплатил его в полном размере.

Как по мне, это возможность для работодателей, к которым пришли инспекторы и у которых по факту есть неоформленные работники, вообще их не допускать. Достаточно оплатить штраф в размере 8 МЗП (37784 грн) — 50% от 16 МЗП за недопуск. И не иметь потом проблем с оспариванием штрафа в суде и оплатой услуг адвокатов.

Во-вторых, если работодатель выполнит требования предписания инспекторов Гоструда и своевременно устранит выявленные нарушения, на него вообще не может быть наложен штраф. Однако такое правило не распространяется на нарушения:

— в части неоформленных трудовых отношений,

— недопуск к проверке по вопросам выявления неоформленных работников,

— за повторное иное нарушение законодательства о труде.

Таким образом, можно действительно говорить об уменьшении давления на работодателей хотя бы в части размера штрафов от Гоструда за нарушение трудового законодательства. Я уверен, что уже скоро мы увидим, насколько такие изменения станут положительными для бизнеса и для государства.

Опубликовано10 марта 2019 в 13:03

Здравствуйте!

Да, вправе.

Статья 31. Права налоговых органов

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;…

Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Прочтите консультацию.

В отношении организации проводится комплексная выездная налоговая проверка.

Налоговый орган требует представить копии книги расчетов по оплате труда, трудовые договоры.

Законно ли это, если в трудовых договорах содержатся персональные данные сотрудников, в книге расчетов — доходы сотрудников?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налоговый орган в связи с проведением комплексной выездной налоговой проверки имеет право истребовать у налогоплательщика документы, содержащие персональные данные его сотрудников (в том числе трудовые договоры и книги расчетов по оплате труда). Для представления по требованию налогового органа документов, содержащих персональные данные физических лиц, получать согласие субъектов этих персональных данных оператору не требуется.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). По сути, это любые сведения, с помощью которых можно определить (идентифицировать) субъекта персональных данных, что в полной мере согласуется с положениями ст. 2 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, заключенной государствами — членами Совета Европы 28.01.1981.

В соответствии с частью первой ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указываются фамилия, имя, отчество работника, сведения о документах, удостоверяющих его личность, его ИНН. Типовых бланков для книги учета расчетов по оплате труда не предусмотрено, такие книги ведутся в произвольной форме. Как правило, в них отражаются сведения о фамилиях, именах, отчествах работников и о получаемых ими от работодателей суммах доходов.

Таким образом, трудовые договоры и книги учета расчетов по оплате труда содержат персональные данные сотрудников.

Любые действия или операции с персональными данными считаются обработкой персональных данных (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

К таким действиям относятся: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Все эти действия могут совершаться с помощью средств автоматизации или без использования таковых.

Таким образом, представление по требованию налогового органа документов, содержащих персональные данные, является обработкой персональных данных.

Согласно ст. 6, ст. 9 Закона N 152-ФЗ по общему правилу обработка персональных данных допускается только с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, перечисленных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ.

В частности, обработка персональных данных без согласия субъектов персональных данных допускается, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

Таким образом, предоставление в налоговый орган (оператору — смотрите п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ) документов, содержащих персональные данные, не требует получения согласия субъекта персональных данных (сотрудников) в том случае, если такие данные предоставляются в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Подпунктом 1 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 93 НК РФ налоговому органу предоставлено право в ходе проведения выездной проверки требовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы*(1):

— служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

— подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Этому праву корреспондирует установленная пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ и п. 12 ст. 89 НК РФ обязанность налогоплательщиков в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

При этом нормы НК РФ не содержат запрета на истребование в рамках проведения контрольных мероприятий (в том числе выездной проверки) документов, содержащих персональные данные физических лиц.

Соответственно, в рамках проведения выездной проверки документы, содержащие персональные данные физических лиц, могут предоставляться в налоговый орган без согласия этих физических лиц.

Обращаем Ваше внимание, что НК РФ не определяет конкретного перечня документов, которые могут быть истребованы в рамках выездной налоговой проверки у налогоплательщиков (налоговых агентов) с целью проверки правильности исчисления и уплаты ими тех или иных налогов.

Установлен только запрет на истребование у проверяемого лица документов, ранее представленных им в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Кроме того, косвенное ограничение на круг подлежащих истребованию документов содержится в п. 5 ст. 94 НК РФ, согласно которому не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

Иными словами, критериев, позволяющих определить, какие именно документы (и в каких случаях) могут считаться необходимыми для проверки налогоплательщика, НК РФ не установлено, что предоставляет на практике налоговым органам возможность запрашивать документы, руководствуясь собственным усмотрением.

Как поясняют специалисты Минфина России (письмо от 22.02.2012 N 03-02-08/16), перечень документов, которые налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы для целей налогового контроля, не является исчерпывающим.

Вместе с тем, учитывая норму п. 12 ст. 89 НК РФ, налогоплательщик обязан представлять только документы, которые связаны с исчислением и уплатой определенного налога, правильность исчисления которого проверяется в ходе проверки. На это указывает и судебная практика (постановления ФАС Московского округа от 19.04.2010 N КА-А40/3488-10 по делу N А40-91995/09-107-571, Поволжского округа от 14.11.2006 N А57-26422/05-25).

В рассматриваемом случае налоговый орган требует представить трудовые договоры и книги учета расчетов по оплате труда. Данные документы, на наш взгляд, вполне можно считать документами, связанными с проверкой правильности исчисления и уплаты таких налогов, как налог на прибыль и НДФЛ.

Так, например, в целях исчисления налога на прибыль расходами на оплату труда признаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ). Подпунктом 25 ст. 255 НК РФ определено, что к расходам на оплату труда относятся любые виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Как видим, трудовой договор прямо назван в НК РФ в качестве документа, которым должны быть подтверждены расходы на оплату труда. Напомним, что в целях расчета налога на прибыль могут быть учтены только обоснованные и документально подтвержденные затраты.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными, в частности, в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). Соответственно, отсутствие трудовых договоров (или отсутствие в этих договорах тех или иных условий, соблюдение которых необходимо для учета того или иного вида расходов на оплату труда) влечет невозможность принятия к налоговому учету расходов на оплату труда (заработная плата, премии и т.д.).

Таким образом, трудовые договоры являются документами, подтверждающими возможность учета расходов на оплату труда.

Что касается книг учета расчетов по уплате труда, то данные книги будут выступать документами, подтверждающими величину расходов на оплату труда, учтенных при расчете налога на прибыль.

В целях исчисления НДФЛ налоговая база определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ). То есть данные, содержащиеся в книгах учета расчетов по уплате труда, служат прямым основанием для расчета НДФЛ при исполнении работодателем обязанностей налогового агента (ст. 226 НК РФ).

Таким образом, с учетом всего вышесказанного считаем, что в данном случае действия налогового органа по истребованию копий книг учета расчетов по оплате труда и трудовых договоров правомерны.

Отказ от представления таких документов или непредставление их в установленные сроки может быть признан налоговым правонарушением, влекущим ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Уточнение от 10 марта 2017 — 13:03
Извините, не внимательно прочла вопрос, проглядела, что проверка проводится у Вашего контрагента.

Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

По запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять ТОЛЬКО ТЕ ДОКУМЕНТЫ (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации.

К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией.

Трудовые договоры это сугубо внутренние документы и никакой информации о контрагенте не содержат, поэтому налоговая не вправе их запрашивать.

Посмотрите решение суда

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2009 года Дело № А12-10258/2008

(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: …,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Волгограда

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.08.2008 по делу NА12-10258/2008,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЧОП» КОР-Сервис», г.Волгоград к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району г. Волгограда, о признании недействительным Решения от 05.06.2008г. № 18-06-65

Установил

Общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «КОР-сервис» г.Волгоград обратилось в арбитражный суд с требованием к Инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району г. Волгоград о признании недействительным Решения от 05.06.2008г. № 18-06-65.

Обжалуемым решением заявитель был привлечен к налоговой ответственности по основаниям ст.ст. 93.1, 129.1 НК РФ за отказ в предоставлении информации в рамках проведения проверки деятельности другого налогоплательщика (банка).

Решением суда первой инстанции заявление было удовлетворено, решение налогового органа было признано недействительным. В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

Как следует из материалов дела, 09.04.2008г. ИФНС России по Центральному району г.Волгограда в адрес ООО «ЧОП «КОР-Сервис» было направлено требование N18-06-СО/2292 о предоставлении документов: штатного расписания (с изменениями и дополнениями, действующими в 2006г.; приказов (распоряжений) о приеме на работу, переводе, увольнении сотрудников Общества, трудовых договоров, трудовых книжек сотрудников Общества (лист первый ФИО), листов с записями, датированными в 2006г., перечисленных в списке, ведомостей начисления заработной платы за январь- декабрь 2006г.

В обоснование указанного требования указано, что данные документы запрашиваются связи с тем, что в ходе проведения выездной проверки ОАО «АКБ «КОР» г.Волгоград установлены факты перевода сотрудников банка (охранников) в Общество, а также заключение между данными юридическими лицами договоров на оказание охранных услуг.

В ответ на данное требование Общество письмом от 23.04.2008г. сообщило, что требование в части представления вышеперечисленных документов исполнению не подлежит, поскольку не соответствует ст. 93.1 НК РФ.

ИФНС России по Центральному району г. Волгограда был составлен Акт № 18-06-6/376дсп от 12.05.2008г. и решением ИФНС России по Центральному району г. Волгограда N18-06-65 от 05.06.2008г. ООО «ЧОП «КОР-Сервис» привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение лицом сведений налоговому органу в виде штрафа в размере 1000 руб.

Суд кассационной инстанции исследовав доводы, изложенные в жалобе применительно к материалам дела пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Исходя из положений п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Пунктом 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

Положения п. 1 ст. 93.1 НК РФ предусматривают право налогового органа, проводящего налоговую проверку на истребование у контрагента или иного лица не любых документов, а лишь, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что налоговый орган, проводящий налоговую проверку вправе истребовать у контрагента или иного лица не любые документы, а только документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Истребованные налоговым органом документы являются внутренними документами ООО «ЧОП «КОР-Сервис», которые не содержат информации о проверяемом ОАО «АКБ «КОР» и не имеют отношения к деятельности банка.

Поскольку налоговым органом в нарушение ст. 93 НК РФ были истребованы документы у Общества, не касающиеся деятельности проверяемого ОАО «АКБ «КОР», следовательно, привлечение ООО «ЧОП «КОР-Сервис» к ответственности по ст. 129.1 НК РФ, неправомерно, о чем обоснованно указал суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

Постановил

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.08.2008 по делу NА12-10258/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.