Сколько уставов

13. Военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации в служебной деятельности руководствуется требованиями законов, воинских уставов и не должен быть связан с деятельностью общественных, иных организаций и объединений, преследующих политические цели.

Военнослужащий обязан:

— быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы;

— строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов;

— постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство;

— знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

— быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу»

беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части;

— дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков;

— соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым;

— быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну.

14. Военнослужащий должен с достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части и честью своего воинского звания.

15. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями.

При обучении и воспитании военнослужащих должно проявляться уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям.

В Вооруженных Силах Российской Федерации используется русский язык как государственный. Военнослужащим, слабо владеющим русским языком, предоставляются учебные пособия, выделяется время и создаются другие условия для изучения языка.

16. Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины.

О всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.

В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими он должен немедленно принять меры к наведению порядка и также доложить своему непосредственному начальнику.

17. Военнослужащий должен соблюдать требования безопасности военной службы, меры предупреждения заболеваний, травм и поражений, повседневно повышать физическую закалку и тренированность, воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя).

18. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику и с его разрешения к следующему по команде начальнику.

По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости — к старшему начальнику.

При внесении предложения, заявления и подаче жалобы военнослужащий руководствуется положениями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

19. Военнослужащий обязан знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

20. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг.

Если же военнослужащий, оказавшись в отрыве от своих войск и исчерпав все средства и способы сопротивления или же находясь в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для освобождения себя и своих товарищей из плена и возвращения в свои войска. Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан поддерживать достоинство воина, свято хранить военную и государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества врагу, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации и России.

За военнослужащими, захваченными в плен, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Военное командование и другие уполномоченные на то государственные органы обязаны принимать меры в соответствии с нормами международного права по защите прав указанных военнослужащих и возвращения их на Родину.

Досье на проект

Пояснительная записка

Утвердить прилагаемый Единый типовой устав органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации.

Директор Федеральной службы
войск национальной гвардии Российской Федерации —
главнокомандующий войсками национальной гвардии
Российской Федерации генерал армии
В. Золотов

Приложение
к приказу Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации
от . .201 N ___

ЕДИНЫЙ ТИПОВОЙ УСТАВоргана управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации

1. Единый типовой устав органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации*(1) определяет назначение, основные задачи, функции, правовое положение органов управления соединений и воинских частей войск национальной гвардии Российской Федерации*(2).

2. В Едином типовом уставе под органом управления соединения и воинской частью войск*(3) понимаются управления дивизий и отдельных бригад, а также бригады, центры, полки, отдельные (морские) отряды (кроме авиационных), отдельные батальоны (отдельные дивизионы, отдельные авиационные эскадрильи, отдельные авиационные отряды), военные комендатуры, отдельные войсковые (специальные) комендатуры, отдельные роты, организации (медицинские, научные и другие), входящие в состав оперативно-территориальных объединений (округов, региональных командований, региональных управлений и других видов оперативно-территориальных объединений войск), соединений или непосредственно подчиненные директору Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующему войсками национальной гвардии Российской Федерации.

3. Воинская часть в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся установленной области деятельности, и настоящим Единым типовым уставом.

4. В случае образования воинских частей в качестве юридических лиц они создаются в организационно-правовой форме государственного учреждения. Решение о создании указанных государственных учреждений либо об их реорганизации или упразднении (ликвидации) принимается директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации*(4).

Права юридического лица воинская часть приобретает со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

5. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

6. Воинская часть не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

7. Воинская часть имеет условное и действительное наименования.

Условное наименование воинской части включает в себя словосочетание «войсковая часть» и ее четырехзначное цифровое обозначение (например, «войсковая часть 3025»).

Действительное наименование воинской части состоит (при их наличии) из общевойскового номера; особенности; почетного наименования по названиям городов, районов, рек и местностей, с которыми связаны история, боевой путь или наиболее значительные события боевой деятельности воинской части; наименований полученных наград; специализации; наименования воинской части; почетного наименования в честь выдающихся государственных, военных деятелей и защитников Родины, имеющих особые заслуги перед Отечеством. Действительное наименование воинской части заканчивается словами «войск национальной гвардии Российской Федерации».

8. Российская Федерация в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, находящегося в оперативном управлении воинской части.

9. Создание воинских частей осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Организационная структура воинской части определяется штатом воинской части, утверждаемым директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации.

II. Предмет и цели деятельности

11. Предметом и целью деятельности воинских частей является выполнение задач, возложенных на войска, для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

12. На воинские части в соответствии с их служебно-боевым предназначением возложены следующие задачи*(5):

12.1. Участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности.

12.2. Охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

12.3. Участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

12.4. Участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции.

12.5. Участие в территориальной обороне Российской Федерации.

12.6. Оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.

13. Иные задачи на войска национальной гвардии могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами*(6).

14. Воинские части в соответствии с их служебно-боевым предназначением выполняют следующие функции:

14.1. Обеспечивают соблюдение личным составом Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся установленной области деятельности.

14.2. Обеспечивают готовность имеющихся сил и средств к выполнению задач в мирное и военное время.

14.3. Осуществляют мероприятия по обеспечению готовности сил и средств к выполнению мобилизационных заданий в установленные сроки.

14.4. Организуют боевую подготовку подразделений войск, участие в учениях, проводимых вышестоящим органом военного управления.

14.5. Готовят предложения по наиболее эффективному использованию воинской части, ее структуре и штату.

14.6. Обеспечивают управление подчиненными подразделениями в мирное и военное время, а также функционирование системы связи и автоматизированного управления войсками, ее дальнейшее развитие и совершенствование, соблюдение режима секретности и ведение делопроизводства.

14.7. Организуют формирование, ведение и использование банков и баз данных нормативной, статистической и иной информации, обобщение и анализ результатов служебно-боевой деятельности подразделений, разрабатывают и осуществляют меры по ее совершенствованию.

14.8. Участвуют в комплектовании воинской части офицерами, прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами) и солдатами (матросами), проходящими военную службу по контракту и по призыву.

14.9. Организуют морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности воинской части, а также обеспечение необходимых условий безопасности военной службы.

14.10. Осуществляют меры по обеспечению конституционных прав, гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала, рассматривают поступающие предложения, заявления и жалобы.

14.11. Осуществляют правовое обеспечение воинской части.

14.12. Организуют расквартирование подразделений воинской части, принимают меры по предоставлению жилых помещений военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

14.13. Осуществляют руководство войсковым хозяйством и техническим обеспечением служебно-боевой деятельности воинской части.

14.14. Осуществляют оперативное управление закрепленным за воинской частью недвижимым и движимым имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.

14.15. Осуществляют профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

14.16. Планируют и организуют мероприятия, направленные на охрану окружающей среды.

14.17. Осуществляют научно-техническую деятельность в соответствии с задачами, возложенными на воинскую часть.

14.18. Осуществляют внутренний финансовый контроль.

15. Воинская часть выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся установленной области деятельности.

III. Организация деятельности и управление

16. Воинскую часть возглавляет командир (начальник)*(7), компетенция, порядок назначения на должность и освобождения от должности, порядок деятельности и ответственность которого определяются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся установленной области деятельности.

17. Командир воинской части:

17.1. Отвечает за боевую и мобилизационную готовность воинской части, успешное выполнение служебно-боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы, внутренний порядок, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое и медицинское обеспечение.

17.2. Управляет воинской частью на принципах единоначалия.

17.3. Несет персональную ответственность за выполнение воинской частью возложенных на нее задач и функций.

17.4. Организует и осуществляет производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, выполняет неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

17.5. Осуществляет руководство войсковым хозяйством воинской части и участвует в обеспечении воинской части совместно с соответствующими подразделениями материально-технического снабжения материальными средствами по установленным нормам.

17.6. Представляет интересы воинской части в организациях и государственных органах.

17.7. Распоряжается в соответствии с законодательством Российской Федерации денежными средствами в пределах утвержденной бюджетной сметы, осуществляет в установленном порядке списание федерального имущества.

17.8. Несет ответственность за организацию ведения бюджетного учета, организацию внутреннего финансового контроля.

17.9. Несет ответственность за нецелевое использование средств бюджета, принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, непредставление или представление с нарушением сроков либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

17.10. Устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации распорядок дня и регламент служебного времени воинской части.

17.11. Контролирует выполнение подчиненными подразделениями, военнослужащими, гражданским персоналом возложенных на них задач, функций и обязанностей.

17.12. Издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности воинской части.

17.13. Заключает в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственные контракты, иные договоры (соглашения), подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени Российской Федерации в пределах доведенных воинской части лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств.

17.14. Руководит научно-технической деятельностью в воинской части.

17.15. Реализует иные полномочия, предоставленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

IV. Имущество и финансовое обеспечение

18. Финансовое обеспечение деятельности воинской части осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы*(8).

19. Воинская часть имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим условным наименованием, печати, штампы, бланки, необходимые для осуществления своей деятельности, а также самостоятельный баланс, лицевые счета в валюте Российской Федерации, открытые в территориальном органе Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Воинские части осуществляют бюджетные полномочия получателя бюджетных средств и администратора доходов федерального бюджета, при этом воинские части из числа управлений дивизий и отдельных бригад дополнительно осуществляют бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств.

21. Воинская часть ведет бюджетный учет, составляет и представляет бюджетную, налоговую и статистическую отчетность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

22. За воинской частью в целях обеспечения ее деятельности в установленном порядке закрепляются в оперативное управление здания, строения, помещения, оборудование, техника, вооружение, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности имущество.

23. Земельные участки предоставляются воинской части в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24. Воинская часть заключает и исполняет государственные контракты, иные договоры (соглашения), подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени Российской Федерации, приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

25. Воинская часть осуществляет приносящую доход деятельность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Средства от приносящей доход деятельности, осуществляемой воинской частью, поступают в федеральный бюджет.

26. Воинская часть отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам воинской части несет Российская Федерация в лице учредителя воинской части — Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

27. Реорганизация или ликвидация воинской части осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

28. Распоряжение имуществом ликвидированной воинской части осуществляется собственником имущества, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

29. При отсутствии у воинской части правопреемника документы постоянного и временного хранения передаются на государственное хранение в Центральный архив войск национальной гвардии Российской Федерации.

30. Ликвидация воинской части считается завершенной, а воинская часть — прекратившей свою деятельность с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

V. Контроль за деятельностью воинской части

31. Контроль за деятельностью воинской части осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, путем проведения инспектирования, комплексных и целевых проверок, ревизий финансово-хозяйственной и других видов деятельности уполномоченными должностными лицами.

32. Внутренний контроль за деятельностью воинской части и ее структурных подразделений осуществляют командир и иные уполномоченные должностные лица воинской части. Для проверки деятельности воинской части и подчиненных подразделений командиром воинской части создаются комиссии, действующие на основании положений о них, утверждаемых командиром воинской части.

*(1) Далее — «Единый типовой устав».

*(2) Далее — «войска».

*(3) Далее — «воинские части».

*(5) Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

*(6) Часть 2 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

*(7) Далее — «командир».