Сколько завучей должно быть в школе?

Завуч – это заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. Он управляет педагогическим коллективом и разрабатывает учебно-методическую документацию. В его обязанности входит организация полноценного учебного процесса.

Доходы профессионалов

Заработная плата завуча школы зависит от многих факторов, но самый важный из них – это местонахождение учебного заведения, в котором он работает. Оклады столичных специалистов намного выше, чем у коллег из регионов. Но в северных районах страны доходы приравниваются, а иногда даже превышают московские.

Рейтинг окладов профессионалов по регионам страны:

По крупным городам России завучи получают среднее жалованье в размере:

  • Москва – 51210 руб. ($766);
  • Санкт-Петербург – 35250 ($527);
  • Октябрьский – 30000 ($449);
  • Северный – 15500 ($232).

Выручка столичных профессионалов зависит от места нахождения учебного заведения и объема выполняемых обязанностей:

  1. Завуч частной школы для детей от 3 до 6 лет – 80000 руб. ($1196).
  2. — / — по воспитательной работе – 110000 ($1645).
  3. Совмещение обязанностей завуча с преподаванием в старших классах – 80000.
  4. Центр дополнительного образования — 60000 ($897).

За проведение воспитательной работы в Московском среднем учебном заведении платят – 70000 руб. ($1047), а по РФ – от 21500 ($321).

В таблице показана разница между окладами административного персонала нескольких школ в Москве:

В следующей таблице показаны заработки директора школы в сравнении с жалованьем его заместителей:

Занимаемая

должность

СОШ №55 СОШ №43 СОШ №77
RUB USD RUB USD RUB USD
Директор 90716 1357 65862 985 68415 1023
Завуч по УВР 66699 997 35347 529 44320 663
— / — по ВР 70441 1053 30154 451 49605 742
— / — по АХЧ 62182 930 31256 467 37500 561

В каждой школе работает сразу несколько завучей, они отвечают за определенный участок административно-педагогической работы:

  • воспитательный;
  • научно-методический;
  • начальной школы;
  • информационных технологий;
  • хозяйственной деятельности;
  • безопасности.

Составные части жалованья специалистов

Основные доходы заведующего по учебной части рассчитываются по той же системе, что и каждого учителя. Заработок состоит из нескольких частей.

Базовая часть

Это фиксированный оклад. Он зависит от количества учеников в школе. На каждого ребенка из муниципального бюджета начисляется около 30000 руб. в год. На школьника с ограниченными возможностями – до 33000, а в сельской школе – около 60,1 тыс.

Когда вся сумма попадает на счет школы, директор совместно с Советом учебного заведения, решают, какая зарплата должна быть у каждого учителя ли завуча.

Поощрительная часть

В нее входят доплаты в рамках выделенного на школу бюджета:

  • за преподавательский стаж;
  • особые заслуги;
  • дополнительные уроки;
  • победы учеников в предметных олимпиадах;
  • ведение специальных проектов;
  • высокие оценки учащихся при сдаче ЕГЭ;
  • внедрение новейших методов образовательной системы;
  • за повышенный квалификационный уровень;
  • коэффициент за проживание в условиях Крайнего Севера.

Очень часто завучи совмещают административную деятельность с проведением уроков в старших классах.

За это они получают соответствующую надбавку.

Компенсационная часть

Заместителю директора сельской школы доплачивают за использованные услуги коммунального хозяйства, выдают средства на твердое топливо в отопительный сезон. Кроме того, им оплачивают работу с детьми-инвалидами.

Начисление оплаты труда

Заработок специалиста состоит из нескольких видов начислений:

Стимулирующая часть определяется в баллах, стоимость которых утверждает Совет школы. Завуч, записанный на ставку учителя, получает 40000 руб. ($598), а рядового учителя – 14000 ($209).

Минобразования России предлагает 2 варианта повышения окладов педагогическим работникам:

  1. Ежегодное повышение на 10% до 2024 года. Фонд оплаты труда должен повысится до 1 трлн 333 млн руб.
  2. Повышение на 150% от средней зарплаты по региону, только для учителей. До 2019 года они будут получать около 60,2 тыс. руб. Финансовый фонд вырастет до 819,2 млрд.

Какой вариант будет выбран – пока неизвестно, но уже с начала этого года педколлективы муниципальных школ получают компенсационную надбавку в размере 4,4%.

Вакансии

  1. МБОУ СОШ №28, г. Новая Адыгея, приглашает опытного заместителя директора по воспитательной работе. Оплата труда – 11194 руб. ($167) в месяц.
  2. МБОУ СОШ №32 в Республике Саха, для работы в лицее требуется опытный педагог для замещения вакантной должности заместителя директора школы по учебному процессу. В обязанности входит внесение изменений в расписания кружков и спортивных секций. Зарплата – 52000 ($778).
  3. ООО «Звездочка», г. Дзержинск, (частная начальная школа), требуется специалист с опытом работы с младшими школьниками. Заработок – 28,1 – 30,5 тыс. руб. ($419 – 450) + бонусные вознаграждения.

1. Отпуск у заместителей директора, как у пед.работника — 64 суток????

Уважаемый, Андрей Владимирович, привожу ссылки на законодательство, что касается отпусков педагогических работников.

Согласно ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам». Согласно данного постановления заместители директора общеобразовательного учреждения имеют право на отпуск продолжительностью 56 дней в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

Также, к основному ежегодному отпуску может быть прибавлен дополнительный отпуск не менее 3 календарных дней, при установлении ненормированного рабочего дня. (ст. 119 ТК РФ)

Статьей 335 ТК РФ установлено право педагогических работников образовательных учреждений на длительный (сроком до одного года) отпуск, который должен предоставляться не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления такого отпуска определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. В связи с этим указанный отпуск может предоставляться и чаще. Аналогичное положение содержится в п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» .

2. У Зама по ОБЖ и ДП в ставку входит 9 часов пед. деятельности ????

Предлагаю изучить следующее письмо консультанта-эксперта В.Д.Соколовой, журнал «Советник в сфере образования».

Вопрос: Сколько часов преподавательской работы может вести преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) среднего профессионального образовательного учреждения? Ответ: Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» установлена продолжительность рабочего времени для всех категорий педагогических работников образовательных учреждений, в том числе и для преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности. У преподавателя-организатора ОБЖ продолжительность рабочего времени, согласно указанному Постановлению, составляет 36 часов в неделю. В его должностной оклад включена оплата за часы преподавательской работы в объеме 360 часов в год по курсу ОБЖ. Следовательно, ведение преподавательской работы по курсу ОБЖ в объеме 360 часов в год входит в должностные обязанности указанного преподавателя, который принят на работу в образовательное учреждение среднего профессионального образования на полную ставку.А за часы преподавательской работы по курсу ОБЖ сверх 360 часов в год (в том числе за часы преподавательской работы по другим предметам) ему должна производиться дополнительная оплата по ставкам преподавателей.Статьей 333 Трудового кодекса РФ установлено, что верхний предел учебной нагрузки может быть установлен типовым положением о соответствующем типе образовательного учреждения, утвержденным Правительством РФ.Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 N 543) ограничение в объеме учебной нагрузки установлено только для основных преподавателей (1440 часов в год, что соответствует двум ставкам заработной платы). Для других категорий работников (в том числе и для преподавателей-организаторов ОБЖ) не установлено верхнего предела объема учебной нагрузки, которую они могут вести в своем образовательном учреждении помимо основной должности.Кроме того, пп. «ж» п. 2 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» установлено, что преподавательская работа руководящих и других работников в том же образовательном учреждении не является совместительством. Из этого также следует, что ограничений в объеме учебной нагрузки для других категорий работников (в том числе и для преподавателя-организатора ОБЖ) в том же образовательном учреждении не установлено. Оплата за часы преподавательской работы этих работников в том же образовательном учреждении производится по тарификации по ставкам преподавателей.Выполнение преподавательской работы другими категориями работников в том же образовательном учреждении допускается в свое основное рабочее время с согласия работодателя.Объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по государственному образовательному стандарту, учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий работы в данном образовательном учреждении.Право распределять учебную нагрузку предоставлено руководителю образовательного учреждения (по согласованию с выборным комитетом профсоюза), который несет ответственность за ее реальность и выполнение каждым работником.При распределении объема учебной нагрузки в первую очередь ею должны быть обеспечены основные преподаватели. После этого оставшиеся свободными часы учебной нагрузки распределяются между другими категориями работников образовательного учреждения, занимающих в нем любую штатную должность. Эта работа завершается до окончания учебного года и ухода работников в отпуск с тем, чтобы каждый из них знал, с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебном году.В соответствии со ст. 284 ТК РФ педагогические и другие работники могут вести часы преподавательской работы в другом образовательном учреждении на условиях совместительства на 0,5 ставки заработной платы за пределами своего основного рабочего времени. Кроме того, в соответствии с упомянутым Постановлением Минтруда России N 41 (пп. «в» п. 2) педагогические работники могут вести еще 300 часов в год (то есть 8 или 9 часов в неделю в зависимости от количества учебных недель в учебном году), которые не считаются совместительством и могут с разрешения руководителя по основному месту работы выполняться в свое основное рабочее время. Оплата за эти часы преподавательской работы производится почасовая.Количество работодателей, у которых работник может работать на условиях совместительства, не ограничено (ст. 282 ТК РФ).В.Д.СоколоваКонсультант-экспертИздательского Дома «Советник бухгалтера»

Когда начинаются дискуссии на тему загруженности учителей, всегда звучит аргумент про длинный отпуск летом в сочетании с кучей школьных каникул. Педагог Анастасия Дурягина предлагает контраргумент: каникулы для учителей — отнюдь не повод расслабиться и отдохнуть.

«Каникулы»… Это волшебное слово любят и школьники, и родители. Это время, когда у всех происходит перезагрузка. Дети на каникулы обычно отправляются к бабушкам-дедушкам, некоторые ходят по музеям и театрам, кто-то продолжает посещать тренировки и кружки.

А что насчёт учителей, как они проводят это время? Учителя обычно продолжают работать в школе, пишут отчёты за пройденную четверть. Если вы никак не связаны с образованием, вы даже представить себе не можете, как много бумаг приходится писать.

Все, я думаю, уже заметили, что во время каникул учитель находится в школе дольше, чем в обычные рабочие будни.

Как такое возможно? Посмотрим, что говорит закон.

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», «каникулы  — это плановые перерывы в получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и календарным учебным графиком.

Каникулы относятся исключительно к академическим правам обучающихся, но не работников образовательных организаций (п. 11 ч. 1 ст. 34)

Как-то не очень справедливо, согласны? Смотрим законы дальше.

1. ФЗ «Об Образовании в РФ» закрепляет особый статус педагога. Согласно закону, режим рабочего времени и времени отдыха педагога определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (п. 7 ст. 47).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» устанавливает для разных категорий педагогических работников свою продолжительность рабочего времени. Для старших воспитателей дошкольных учреждений и педагогов-организаторов устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю. Для учителя-дефектолога и учителя-логопеда —  20 часов в неделю за ставку заработной платы.

Ненормированный рабочий день

Режим рабочего времени педагогов на каникулах регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п. 4.6. Приказа № 536).

Отмечу, что в качестве таких локальных актов могут выступать как коллективный договор, так и специальный график. Если вы молодой специалист, то знать это просто необходимо.

Внимание! Ненормированная часть педагогической работы, требующая дополнительного рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы.

К чему могут привлечь педагога в период каникул

В каникулы мы, педагоги, как правило, заняты оформлением необходимой документации. Некоторые организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям.

Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, может использоваться также и для дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке (прохождение аттестации типа ЕФОМ, конкурсов и так далее).

Ну что ж, остаётся только работать, как предписывает закон. В тишине, в своём кабинете, но работать. Но перезагрузиться к следующей четверти за неделю всё равно возможно. Достаточно после работы проводить время с семьёй, а ещё выбираться на прогулки или культурные мероприятия по выходным. Каникулы же!

На какой оклад может рассчитывать молодой учитель после вуза? Как получилось, что гарантированная часть зарплаты педагога в ряде регионов оказалась ниже МРОТ? Почему в крупном региональном центре учителям доплачивают всего 1700 рублей в месяц за классное руководство?

Получите, распишитесь

Оклад учителя в Воронежской области — 10 200 рублей. Педагоги шутят: «На одну ставку есть нечего, на две — некогда». Что такое одна ставка? Это 18 уроков в неделю. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа и работа с родителями… По сути, полноценная рабочая неделя.

— Понятно, что за счет различных доплат и работы не на одну ставку зарплата большинства педагогов будет превышать МРОТ. Тем не менее есть учителя, которые получают зарплату на уровне минималки. Особенно много педагогов с зарплатой уборщицы среди начинающих специалистов, работающих на одну ставку, — отмечают в областном профсоюзе. — Практически у каждого учителя сегодня есть дополнительный приработок, репетиторство. А в сельской местности это еще и подсобное хозяйство.

Особенно много учителей с зарплатой уборщицы среди начинающих педагогов, работающих на одну ставку

Средний возраст педагогов в Воронеже — 48 лет, в области — 52 года. В минувшем учебном году в школы региона пришли более 400 молодых педагогов, но большинство трудоустроилось в Воронеже. Ни одного молодого учителя в 2018 году не приехало в Нововоронеж и шесть сельских районов. Почему? Низкие зарплаты отпугивают молодых специалистов. И это несмотря на то что несколько лет назад областной профсоюз добился надбавки к их зарплате. В первые пять лет работы им увеличивают оклад на 20-30 процентов в зависимости от того, трудятся они в городе или в селе и от «качества» диплома (отличником быть выгоднее). При этом опытный учитель вынужден добирать достойную для жизни сумму дополнительной работой.

Баллы решают все

Средняя зарплата учителя в Мордовии — 23 000 рублей. Она состоит из оклада (ставка, полторы или две, в зависимости от нагрузки), доплат за категорию, за классное руководство и общественные нагрузки (руководитель методического объединения, секретарь педсовета и т.д.). А еще есть баллы фонда стимулирования.

— В конце месяца каждый учитель заполняет и сдает таблицу, в которую записывает то, что он сделал. За каждое действие начисляются баллы. Затем эти отчеты обсуждаются на совете, в который входят руководители методических объединений учителей-предметников, администрация школы и директор, — рассказал «РГ» педагог высшей категории, который попросил не называть своего имени. — Но зачастую решение о присвоении тому или иному учителю стимулирующих выплат принимает лично директор. С какими бы то ни было нормативными актами, устанавливающими размер и количество надбавок, учителей не знакомят.

«Классная» надбавка

На днях пермские учителя написали обращение к губернатору края Максиму Решетникову. Педагоги просят повысить оплату за классное руководство с 1700 до 5000 рублей. По мнению учителей, нагрузки на «классных» выросли, а финансово это не поддерживается. Они должны следить за психологическим состоянием учеников, заполнять по нескольку раз в четверть множество форм и отчетов… И это при том, что заработная плата педагогов в Пермском крае не увеличивается несколько лет.

— Учитель получает в среднем тридцать тысяч рублей, — говорит председатель пермской краевой организации профсоюза образования Зоя Галайда. При этом разница в оплате труда между сельскими и городскими педагогами может достигать тех же 30 тысяч рублей. Дело в том, что в Пермском крае действует до сих пор формула «ученико-час», то есть зарплата зависит от количества учащихся. А в сельских школах их гораздо меньше, чем в городских.

— Мы боремся за то, чтобы эта формула была отменена, и в Прикамье были введены единые ставки окладов по должностям и профессиям, — отмечает Галайда.

Но есть и плюсы. Молодые педагоги могут рассчитывать на миллион рублей для покупки жилья, если они уезжают в сельскую местность. В 2019 году на эти цели в Пермском крае выделено 40 миллионов рублей. Из них 18 уже распределены. Остальные деньги молодые учителя также получат в июле.

Семейный подряд

Средняя зарплата педагогов в Калмыкии — 23 495 рублей. Но, конечно, учителя без стажа получают гораздо меньше. Поэтому молодых педагогов, переезжающих в село, поддерживают приличной единовременной выплатой. Уже известны случаи, когда после окончания вуза на работу в село отправляются супружеские пары. Оба педагога — и муж, и жена — получают по сто тысяч рублей.

— Когда я брал справки в бухгалтерии, вся моя годовая зарплата как раз и оказалась около 100 тысяч рублей. Поэтому подъемные в таком же объеме — это ощутимая помощь для семейного бюджета, — рассказал «РГ» 24-летний Давыд Шургучиев. — Наших с супругой 200 тысяч рублей, наверное, хватило бы на небольшой старенький домик без удобств или на первоначальный взнос по ипотеке. Но мы решили на эти деньги купить машину. Все-таки жить в селе без своего транспорта трудно.

Молодые учителя работают в Садовской средней школе № 1, где учатся 216 детей. Давыд Шургучиев преподает историю и географию, а также ведет классное руководство у седьмого класса. Его 22-летняя супруга Амелия — преподаватель русского и калмыцкого языков, но сейчас она находится в декрете: у пары недавно родился третий ребенок.

Очередь к компьютеру

Средняя зарплата в Оренбуржье — а именно этому показателю должен соответствовать заработок учителя — составляет 29 866 рублей. Согласно официальным отчетам, все в порядке. А как на самом деле?

— В нашей школе учитель, работающий на полную ставку, получает от 16 тысяч, если говорить о молодых педагогах, до 20 тысяч рублей — у более опытных коллег, — говорит директор школы поселка Восточный, победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2019» Антон Ляпин. — Рекомендованное Министерством просвещения РФ соотношение оклада и стимулирующих выплат у нас 70/30 соблюдается. При этом роста зарплаты в последние четыре года не чувствуется. А вот нагрузка выросла в разы. К примеру, мы дублируем одни и те же сведения в бумажный документ и электронный. А если учесть, что у нас в поселке вообще нет интернета и несколько педагогов вынуждены занимать очередь к единственному компьютеру, то понятно, что времени на это уходит очень много. Это очень большая проблема.

Официально

«Учитель не должен думать о зарплате, которую рассчитывают, жонглируя ставками и поощрительной частью. Должен быть раз и навсегда закреплен в школе справедливый и понятный механизм, который позволяет нашим коллегам чувствовать себя достойно в материальном плане. Еще в 2017 году вместе с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений мы направили рекомендации в регионы о том, как должен распределяться фонд заработной платы учителей: 70 процентов должно гарантированно ид ти на ставки и оклады и только 30 процентов — на различные надбавки, — рассказала министр просвещения Ольга Васильева. — Однако такая пропорция не соблюдается в большинстве регионов. Доходит до того, что гарантированная часть составляет около 10 процентов. Жалобы доходят из Дагестана, Карелии, Томской области, Приморского, Пермского и Краснодарского краев. Нужно наводить в субъектах порядок по оплате труда».

Мнение

Михаил Авдеенко, зампредседателя Общероссийского профсоюза образования:

— Мы уже более 10 лет выступаем с требованием к правительству об установлении единых минимальных базовых ставок и окладов для всех учителей. Сейчас у нас нет ни того ни другого — с тех пор, как 13 лет назад была отменена единая тарифная сетка. Все регионы начисляют зарплату по-разному. Кто-то платит по принципу «ученико-час», кто-то — в зависимости от квалификации педагога, кто-то заключает базовый трудовой договор.

Мы проводили мониторинг минимальных окладов учителей по всей России. В Центральном федеральном округе минимальная ставка учителя в Рязанской области — 4500 рублей, притом что средняя зарплата там же — 33 551 рубль. Максимальная базовая ставка по ЦФО в Тульской области — 10 216 рублей при средней зарплате в 35104 рубля.

В Южном федеральном округе минимальная ставка в Республике Адыгея — 6371 рублей, максимальная — 11 595 рублей в Краснодарском крае. В Приволжском федеральном округе минимальная ставка в Чувашии — 5481 рублей. Максимум мы отметили в Татарстане — 14 236 рублей. То есть разброс в минимальных окладах идет от 3-4 тысяч рублей до 12-14 тысяч рублей в разных регионах. И также же разброс в 5-6 раз мы отмечаем в реальных зарплатах педагогов.

Сколько будет получать молодой учитель, который не имеет ни опыта, ни сильной нагрузки после вуза? Возьмем Смоленскую область — здесь такой молодой специалист будет получать ровно МРОТ, то есть 11 280 рублей. Именно на эту сумму он может рассчитывать. Понятно, что ни один нормальный прагматично настроенный молодой человек не придет работать на такие условия.

И поэтому в Смоленской области сегодня прогнозируется огромный дефицит кадров. Сейчас они еще держатся на том, что работают многие пенсионеры с большой нагрузкой, то есть ведут более 30 уроков в неделю. Они вынуждены добирать эти ставки, чтобы хоть как-то прожить.

Понятно, что в Татарстане или Московской области для молодых специалистов условия будут лучше. В некоторых регионах им полагаются единовременные выплаты от 10 тысяч до 150 тысяч рублей. Но в целом единых подходов в поддержке молодых педагогов на федеральном уровне практически нет. На наш взгляд, минимальный размер оклада за работу на одну ставку должен быть не меньше МРОТ. При этом зарплата учителей должна быть повышена со 100 до 150 процентов от средней по региону. Это наши основные требования к правительству.