Служебное произведение

Содержание

Примерная форма служебного задания на создание служебного изобретения (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

ГАРАНТ:

Настоящая форма разработана в соответствии со статьей 1370 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Служебное задание на создание служебного изобретения

N

1. Работодатель поручает Работнику создание служебного изобретения в соответствии с требованиями конкретного служебного задания.

2. Основные требования к создаваемому служебному изобретению: .

3. Срок окончания создания служебного произведения: .

4. Дополнительные требования: .

5. В целях выполнения настоящего служебного задания Работнику предоставляются .

6. Право авторства на созданное служебное изобретение принадлежит Работнику (автору).

7. Исключительное право на служебное изобретение и право на получение патента принадлежат Работодателю.

8. По окончании создания служебного изобретения Работник письменно уведомляет Работодателя о создании в связи с выполнением настоящего служебного задания Работодателя , в отношении которого возможна правовая охрана.

9. Работодатель, в свою очередь, в течение четырех месяцев со дня уведомления его Работником подает заявку на выдачу патента на служебное изобретение в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

10. Работнику выплачивается вознаграждение, размер и порядок выплаты которого определены соглашением между Работодателем и Работником.

11. .

Служебное произведение

В процессе трудовой деятельности и творчества может быть создано служебное произведение. Гражданский кодекс не обошел стороной этот результат интеллектуального труда, созданный в процессе трудовой деятельности. И в статье 1295 регламентировал права автора, работодателя, исключительное право и вознаграждение. Об основных нюансах расскажем ниже, а дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу сайта.

Что такое служебное произведение, права автора

Из статьи 1295 ГК РФ следует, что служебное произведение – это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Таким образом, они создаются по заданию работодателя. И именно работодатель «заказывает музыку” – контролирует процесс создания. В рамках трудового договора он обладает правом поощрять, привлекать к дисциплинарной ответственности и т.п.

Чтобы определить, является ли произведение служебным, необходимо исследовать: относилось ли задание работодателя на создание произведения к трудовым обязанностям работника.

ля того чтобы определить, является ли созданное работником произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, относилось ли задание работодателя к трудовым обязанностям. Если не входило, то даже использование автором для создания произведения материалов работодателя не стане основанием считать произведение служебным. Причем при спорах именно работодатель обязан доказать, что в рамках трудовой деятельности создано именно служебное произведение. Главное доказательство в таком случае – должностная инструкция.

Автор служебного произведения (работник) получает набор личных неимущественных прав:

  • авторства (признаваться автором)
  • на имя (использовать или разрешать использование произведения под своим именем, псевдонимом, анонимно)
  • на вознаграждение
  • неприкосновенность произведения

Все эти права принадлежат автору, если иной вариант не предусмотрен трудовым договором или гражданско-правовым соглашением.

Права работодателя на служебное произведение

Работодатель при создании его работником служебного произведения получает следующие права:

  • исключительное право на произведение (право использовать и распоряжаться, извлекая доход);
  • право обнародования произведения (право сообщать произведение другим лицам). Он имеет право указывать свое имя при использовании произведения или требовать его указывать.

Все эти права принадлежат работодателю, если иное не установлено трудовым договором или иным соглашением между сторонами.

Исключительное право работодателя ограничивает закон. Реализовать такое право работодатель имеет в течение 3 лет с даты его создания. Кстати, вместо использования произведения он может заявить о своем намерении сохранить его в тайне. Если в течение 3 лет такое никакие действия не совершены, то исключительное право переходит к его автору.

Право автора получить вознаграждение

Итак, согласно п. 2 и 3 ст. 1295 ГК РФ автор имеет право получить вознаграждение. Когда работодатель начал использовать служебное произведение. Или заявил о сохранении произведения в тайне. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты должен устанавливать договор между работодателем и работником. При споре закон допускает обращение в суд.

Часто вознаграждение автору включают либо в оклад, либо в качестве доплаты, либо стороны заключают отдельное соглашение.

С юридической точки зрения наиболее безопасным является третий вариант. Ведь включая в оклад, ежемесячные постоянные выплаты, на практике невозможно определить когда такое вознаграждение фактически выплачено. Право получить его возникает у автора только с начала использования. Например, опубликовали фотографию. Разместили статью.

Таким образом, служебное произведение создает работник для использования его работодателем.

Произведения науки, литературы или искусства в соответствии с положениями статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) являются результатом интеллектуальной деятельности, а если они создаются в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей, то в силу пункта 1 статьи 1295 ГК РФ признаются служебными произведениями.

Для более подробного анализа вопроса о том, что такое «Служебное произведение», предлагаю поэтапно рассмотреть существенные условия, предусмотренные законодателем, для признания произведения служебным, а также затронуть вопросы, связанные с возникновением у работодателя исключительного права на служебное произведение и указать условия, при которых такое право возвращается к автору.

Как следует из пункта 39.1. совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 5/29 (далее – Постановление № 5/29), вопрос о том, является ли конкретное произведение служебным, решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент создания такого произведения.

В отличие от статьи 14 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве), действовавшего до 01.01.2008, относившей к служебным произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, в статье 1295 ГК РФ под служебным произведением понимается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Для определения того, является ли созданное работником после 31.12.2007 по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное – исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.

Как указано выше особенности регулирования отношений, связанных с созданием и использованием служебных произведений, в настоящее время установлены в статье 1295 ГК РФ, согласно которой

1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом.

Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

3. В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора – судом.

4. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Таким образом, проанализировав вышеуказанные законоположения и позиции высших судебных инстанций, можно сделать следующие выводы, для признания произведения служебным должны одновременно выполняться три условия:

— с автором заключен трудовой договор/имеются трудовые отношения;

— произведение создано в период действия трудового договора;

— в обязанности автора входит создание объектов интеллектуальной собственности.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в своем постановлении от 09.06.2012 по делу № А40-81220/11 о признании произведений служебными, изложил следующую позицию: «Для подтверждения факта создания служебного произведения недостаточно проставления на произведении фамилии того или иного физического лица, работодатель должен представить документы, регламентирующие трудовые (служебные) отношения с работником, документы, касающиеся регламентации создания и закрепления прав на служебные произведения».

Если создание произведения не входило в трудовые обязанности сотрудника, а равно, если между работником и работодателем не было заключено трудового договора, оно не является служебным. Аналогичный правовой подход, изложен в пункте 39.1 Постановления № 5/29.

В пункте 2 статьи 1295 ГК РФ указано, что «Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1270 ГК РФ «Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение».

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 9 Постановления № 5/29, исключительное право является имущественным.

В пункте 2 статьи 1255 ГК РФ указано, что исключительное право на произведения науки, литературы и искусства принадлежит автору. Однако на основании пункта 2 статьи 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю.

При этом трудовым или иным договором между работодателем и автором может быть предусмотрено иное. Например, что исключительные права на служебные произведения остаются у его автора или что автор предоставляет работодателю возможность ограниченного использования служебного произведения.

Высшие судебные инстанции в пункте 39.3 совместного Постановления № 5/29 следующим образом истолковали положения пункта 2 статьи 1295 ГК РФ «Если исключительное право на служебное произведение принадлежит работнику (автору) изначально по договору с работодателем или на основании абзаца второго пункта 2 статьи 1295 ГК РФ, работодатель имеет право использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в пределах, вытекающих из задания, а также обнародовать такое произведение, если иное не определено договором между ним и работником. Работник при этом вправе по своему усмотрению использовать служебное произведение способами, не обусловленными целью служебного задания, а также способами, хотя и обусловленными целью задания, но за пределами этого задания».

Таким образом, работник и работодатель сами определяют, у кого возникает исключительное право на произведение, исходя из условий, которые предусмотрены в трудовом договоре или ином соглашении.

Между тем работодателю следует учитывать, что в отличие от действовавшего до 01.01.2008 законодательства пункт 2 статьи 1295 ГК РФ предусматривает, что от работодателя, которому принадлежит исключительное право на служебное произведение, это исключительное право переходит к работнику (автору), если в течение трех лет со дня, когда это произведение было предоставлено работником в распоряжение работодателя, последний не начнет использование произведения (например, воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю, осуществляемые как самим работодателем, так и на основании лицензионного договора третьим лицом), не передаст исключительное право на произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права) или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне (например, в случае создания научной разработки, содержание которой предполагает ее охрану в качестве секрета производства) (пункт 39.2 Постановления 5/29).

Также следует отметить, если в установленный трехлетний срок работодатель совершит одно из названных действий, работник (автор) имеет право на получение вознаграждения, размеры, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора – судом. При этом судам необходимо иметь в виду: условия, относящиеся к такому вознаграждению, могут быть предусмотрены как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем. Во всех случаях вознаграждение выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю.

Таким образом, право автора служебного произведения на вознаграждение установлено в силу закона. Отсутствие у работодателя с автором-работником договора, предусматривающего условия о размере и порядке выплаты вознаграждения, не лишает последнего права на получение вознаграждения за использование произведения. Отказ работодателя в реализации указанного права приводит к обращению работника в суд с требованием о защите нарушенных имущественных интересов, при разрешении которого суд должен определить размер подлежащего выплате автору вознаграждения.

Кроме того, в Гражданском кодексе Российской Федерации установлено, что при создании служебного произведения размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора – судом, такое вознаграждение носит обязательный характер, договором определяются лишь его размер, условия и порядок выплаты

При рассмотрении вопроса о выплате вознаграждения автору служебного произведения важно учитывать, что Гражданский кодекс Российской Федерации определяет в качестве лица, осуществляющего соответствующую выплату, исключительно работодателя. Данное положение носит императивный характер, на что обращалось внимание в пункте 51 Постановления № 5/29: «Судам необходимо иметь в виду, что законодатель императивно определяет лицо, выплачивающее соответственно компенсацию или вознаграждение. Таковым лицом является работодатель (лицо, являвшееся работодателем на момент создания служебного произведения). Следовательно, даже в том случае, если принадлежащие работодателю права на результат интеллектуальной деятельности переданы (предоставлены) по договору об отчуждении права или по лицензионному договору, лицом, обязанным платить компенсацию или вознаграждение работнику, остается работодатель».

Таким образом, выплата работнику, являющемуся автором служебного произведения, авторского вознаграждения при реализации работодателем исключительного права на произведение предусмотрена нормами гражданского права. Правоотношения, возникающие между указанными лицами в связи с использованием результата интеллектуальной деятельности, являются гражданско-правовыми.

При этом суды, рассматривая споры между работниками и работодателями о выплате вознаграждения автору, придерживаются позиции, что заработная плата, подлежащая выплате работнику в рамках трудовых правоотношений за выполнение им трудовых обязанностей, не является авторским вознаграждением, получаемым работником как автором служебного произведения за его использование, в связи с чем работодателям следует учитывать данную позицию при определении порядка выплаты вознаграждений авторам служебных произведений.

Резюмируя вышеизложенное, хочется обратить внимание, как работодателей, так и работников (авторов) в чьи должностные обязанности входит создание объектов интеллектуальной собственности, что при возникновении трудовых взаимоотношений, предполагающих создание служебных произведений, необходимо тщательно подойти к подготовке документов, регламентирующих такие взаимоотношения.

По моему мнению, сторонам, указанных отношений при подготовке документов, предстоящих созданию служебного произведения, во избежание возможных будущих споров о праве необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  1. Между работодателем и работником (автором) имеется действующий трудовой договор, предполагающий наличие в числе обязанностей работника создание служебных произведений. Причем, желательно конкретизировать, в чем будет выражаться служебное произведение (разработка дизайна, написание статей, разработка программного обеспечения, подготовка фотоснимков для журнала и т.д.). Конкретные условия можно более детально прописать в должностной инструкции либо указать в приказе на создание конкретного служебного произведения.
  2. Служебное произведение должно быть создано в период действия трудового договора.
  3. Подготовка приемо-сдаточной документации, в соответствии с которой работник передал служебное произведение работодателю, а работодатель его принял. Таким документом может являться акт приема-передачи.
  4. По результатам выполненных работ, которые будут переданы работодателю, работнику должно быть выплачено соответствующее вознаграждение.

Таким образом, в рамках настоящей статьи рассмотрены вопросы наиболее часто возникающие в сфере правоотношений, связанных с созданием служебных произведений.

Служебное произведение. Пособие для работников и для работодателей по мотивам событий с Nginx

Основная цель данной статьи — рассказать, как не попасть в неприятную с юридической точки зрения ситуацию при разработке сайд-проекта, даже если работа идёт на компьютере работодателя.

Немного теории

Служебным считается произведение науки, литературы или искусства, которое создано в пределах установленных для работника, то есть автора произведения, трудовых обязанностей. Это регламентируется статьёй 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — «ГК РФ»).

Авторские права на программы для ЭВМ охраняются так же, как авторские права на другие произведения, например, произведения литературы. Программой для ЭВМ считается представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

По разъяснениям Верховного суда (пункт 104 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10), чтобы определить, можно ли считать созданное работником по заданию работодателя произведение служебным, суд должен установить, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника.

Если задание работодателя не входило в трудовые обязанности работника, то созданное произведение не считается служебным. Исключительное право на него принадлежит работнику. Работодатель может использовать произведение после подписания отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.

И другой важный момент: факт использования автором для создания произведения материалов работодателя автоматически не означает, что произведение является служебным.

Если автор и работодатель спорят, является ли конкретное произведение служебным, следует учитывать, что содержание трудовых обязанностей работника и факт создания программы для ЭВМ в пределах этих обязанностей доказываются работодателем.

Термин «трудовые обязанности» ни в ГК РФ, ни в Трудовом кодексе не определен, но обычно под ними понимается совокупность необходимых действий работника, совершаемых для исполнения трудового договора и соблюдения трудового законодательства. Это означает, что ваши обязанности регулируются не только трудовым договором, но и иными документами, которые работодатель оформляет в отношении вас: служебное задание, положение о создании служебных произведений, дополнительные соглашения или приложения к трудовому договору о создании и использовании служебных произведений, акт сдачи-приема служебных произведений и подобные документы.

Учтите, что в своих проектах без разрешения работодателя нельзя использовать произведения (код, библиотеки, изображения и пр.), права на которые принадлежат работодателю. Такое разрешение должно быть дано на уровне генерального директора вашего работодателя, либо на основании доверенности, которую он выдает вашему непосредственному начальнику.

Кроме того, внимательно ознакомьтесь с положением об охране коммерческой тайны вашего работодателя или с соответствующими пунктами трудового договора: какие материалы и информация входят в коммерческую тайну, срок и порядок охраны и использования такой информации и материалов. Нельзя использовать без разрешения работодателя его коммерческую тайну.

Практические рекомендации для работника

При получении проекта трудового договора внимательно ознакомьтесь не только с вашей заработной платой, но и с условиями, связанными с вашими трудовыми обязанностями в части создания служебных произведений. Если у вас уже есть существующие проекты, обязательно оговорите это с работодателем и, по возможности, уточните в вашем трудовом договоре или приложениях к нему, что такие проекты не будут считаться служебными произведениями. В документах, фиксирующих трудовые обязанности, также должно быть прописано вознаграждение за сохранение служебного произведения в тайне, за использование служебного произведения и за передачу прав на служебное произведение третьим лицам.

После трудоустройства и при разработке проектов, которые не входят в трудовые обязанности, получите от работодателя подтверждение, что данный проект не входит в ваши трудовые обязанности и не может рассматриваться как служебное произведение. Большую силу тут имеет документ, подписанный генеральным директором общества, нежели вашим непосредственным начальником. Если ваш работодатель не особо лоялен к своим сотрудникам, либо не отвечает/не желает отвечать на ваши просьбы, то вам нужно будет ориентироваться на положения вашего трудового договора и связанные с ним документы. Поэтому так важно не упустить этот момент на этапе трудоустройства.

Сохраняйте все документы, связанные с вашим трудоустройством: трудовой договор, дополнения/приложения к нему, локальные нормативные акты (например, положение о создании служебных произведений), служебные задания. Храните их настолько долго, насколько это возможно.

По возможности раньше обнародуйте факт создания сайд-проекта (или сам сайд-проект в случае его готовности) с указанием вашего авторства в формате: (с) ФИО, дата создания.

Практические рекомендации для работодателя

Конкретизируйте в трудовом договоре, либо в иных документах, регулирующих трудовые отношения (локальные нормативные акты, должностные инструкции, приказы и пр.) перечень трудовых обязанностей работника, связанных с созданием служебных произведений: какие произведения будут считаться служебными, их форма и содержание.

Составьте служебные задания на создание конкретных программ.

Составляйте акты по приему-передачи созданных программ. В актах фиксируйте следующее: перечень и свойства созданных программ конкретным работником с указанием даты создания, сохраняется ли программа в тайне, началось ли её использование, переданы ли права на программу третьему лицу. Если этого не делать, возможны последствия — п. 2 ст. 1295 ГК РФ.

Установите вознаграждение, условия и порядок его выплаты за создание служебных произведений. Такое вознаграждение должно быть прописано отдельно от заработной платы.

Установите порядок использования личных неимущественных прав автора-работника (возможность использования произведения без указания имени такого работника, возможность переработки программы).

Вопросы пишите в Hexlet Legal.

Дополнительная информация:

Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4).

Статью подготовил Андрей Кривошеев. Профиль в Telegram, профиль в Facebook. Мнение администрации Хекслета может не совпадать с мнением автора.

Вопрос: Наш программист разработал в период работы программу. После увольнения он устроился к нашим конкурентам. Мы хотим запретить ему использовать эти программы у конкурента. На что нам сослаться в доказательство наших прав на ПО?

Ответ: Служебное произведение — это произведение (в данном случае — программное обеспечение), созданное работником в пределах своих трудовых обязанностей.

Авторские права на служебное произведение принадлежат автору. Однако, исключительное право на служебное произведение (в т.ч. программное обеспечение) принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (п.2 ст. 1295 ГК РФ).

Если работодатель в течение 3х лет не начнет использование произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит работнику о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается работнику-автору.

Таким образом, в трудовом договоре, либо, в специальном отдельном договоре на создании служебного произведения, заключаемым между работодателем и работником, прописываются положения относительно принадлежности исключительных прав на созданные работником продукты.

Необходимо учитывать также, что исключительные права на все произведения, созданные работником в нерабочее время или не входящие в его должностные обязанности, либо при отсутствии служебного задания в полном объеме принадлежат работнику.

Готовое решение для вашего бизнеса Документы для закрепления прав на разработки штатных сотрудников. Учитывают судебную практику. Использовались при продаже и инвестировании в проекты.

Авторское право

Е.Г. БЕЛЬКОВА

— совершенствование методологии обозначения перспектив развития правовой науки в стране, интегрированной в мировой рынок, в мировую систему экономических отношений;

— эффективное применение ч. 4 ГК РФ при защите интеллектуальной собственности хозяйствующих субъектов в России;

— разработка теоретических основ систематизации норм предпринимательского (хозяйственного) права (законодательства), коммерческого права (законодательства); при этом, пожалуй, единственно правильное решение проблемы, которое неплохо зарекомендовало себя в разных странах, — издание кодексов;

— создание теоретических и методологических предпосылок для разработки Хозяйственного кодекса Российской Федерации;

— инновации при решении проблемы систематизации норм Хозяйственного кодекса союзного государства Россия-Белоруссия, а также стран СНГ.

Примечания

1 Известия. 2008. 29 дек.

2 Восточно-Сибирская правда. 2005. 27 февр.

3 Известия. 2007. 17 янв.

4 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 225.

УДК 347.78(47) Е.Г. БЕЛЬКОВА

ББК 67.404.31(2Рос) зав. кафедрой гражданского права и процесса

Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат юридических наук, доцент, г. Иркутск

e-mail: belkova-eg@isea.ru

АВТОРСКИЕ ПРАВА НА СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Исследованы авторские права на служебное произведение. Проанализировано новое законодательство об авторских правах на служебное произведение. Определены права автора и работодателя на служебное произведение.

Ключевые слова: служебное произведение, авторские права, автор, работодатель.

В соответствии с п. 1 ст. 1295 Гражданского кодекса РФ, служебное произведение — это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. В силу специфики правового режима служебное произведение занимает особое место среди объектов авторского права. Оно создается в процессе выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором. Следовательно, отношения автора и работодателя, связанные с созданием и использованием служебного произведения, регулируются трудовым законодательством и гражданским законодательством одновременно. В спорных случаях, разрешая вопрос о квалификации произведения как служебного, необходимо установить не только

факт трудовых отношений между автором и работодателем, но и то обстоятельство, что произведение было создано в соответствии с должностными обязанностями, которые предусмотрены трудовым договором. Произведение считается служебным, если оно создано по служебному заданию, создание его относится к плановым работам соответствующей организации (научно-исследовательского учреждения, высшего учебного заведения) или предусмотрено индивидуальным планом работы автора, а также отражено автором в отчетах перед работодателем.

Квалификация произведения как служебного имеет существенное значение для распределения прав между автором и работодателем в отношении этого произведения.

Очевидно, что результаты интеллектуальной деятельности обладают не только культурной, научной ценностью, но и экономической. Права автора произведения науки, литературы, искусства условно подразделяют на личные неимущественные и имущественные права.

Существуют две основные концепции в отношении авторского права на служебное произведение. «Первая характерна для стран, поддерживающих традиции континентального права. Суть заключается в том, что первоначальное обладание авторскими правами принадлежит автору. То есть за автором сохраняются личные неимущественные права, а все имущественные права принадлежат работодателю.

Вторая концепция опирается на традиции англосаксонского права. Модель «copyright» характерна для США, Великобритании. Согласно этой традиции «в случае, если творческая деятельность осуществляется на основании трудового соглашения или заказа, то работодатель считается автором после приобретения первоначального право-обладания на copyright, если не оговорено

Il 1

иное «1.

Российские законодатели отдали предпочтение континентальному подходу. В соответствии со ст. 1226 Гражданского кодекса РФ, интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).

В ст. 1255 Гражданского кодекса РФ законодатель уточняет, что автору произведения принадлежат:

— исключительное право на произведение;

— право авторства;

— право автора на имя;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— право на неприкосновенность произведения;

— право на обнародование произведения;

— иные права.

Однако в отношении служебного произведения имущественные права, т.е. исключительные права на использование этого произведения в любой форме и любым способом, принадлежат работодателю. Трудовым или

иным договором между работодателем и автором может быть предусмотрено иное. Если стороны не согласовали других условий распределения авторских прав, то носителем имущественных прав на служебное произведение будет работодатель.

Работодатель как правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. При этом отсутствие запрета не считается разрешением. Другие лица не могут использовать служебное произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных действующим кодексом. Согласно п. 7 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, авторские права распространяются как на произведение в целом, так и на часть произведения. Использование служебного произведения или его части без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность. Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение в силу закона перейдет к автору.

Если работодатель в трехлетний срок начнет использование служебного произведения, передаст исключительное право на него другому лицу или примет решение о сохранении служебного произведения в тайне, то автор приобретет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Данная норма получила неоднозначное толкование. Э.П. Гаврилов пишет: «Исходя из принципа свободы договора следует признать, что указанный договор может быть заключен как до, так и после создания служебного произведения, а вознаграждение

Е.Г. БЕЛЬКОВА

автору может быть включено в заработную плату работника»2. Разделяя такое понимание нормы закона, А.Л. Маковский уточняет: «Главное, что речь идет о произведении, созданном работником во исполнение трудовых обязанностей. Из этого вытекает и возможность решения вопроса о том, кому принадлежит исключительное право на такое произведение, тоже в трудовом договоре. И когда Кодекс далее устанавливает, что размер вознаграждения за служебное произведение, условия и порядок его выплаты определяются договором работодателя с работником, то он тоже имеет в виду в первую очередь трудовой договор (хотя и не только его)»3. Иное толкование предлагает Н.П. Корчагина. Она отмечает, что размер авторского вознаграждения и порядок его выплаты определяются между сторонами в авторском договоре4.

Однако законодатель не указывает, в каком именно соглашении между работодателем и работником должны быть оговорены эти условия. Поэтому вполне логично, что они могут быть включены как в трудовой, так и в гражданско-правовой договор.

Особенность служебного произведения как объекта авторского права предопределяет и наличие специальных правил осуществления других прав автора. В Гражданском кодексе РФ содержится общий перечень авторских прав. Ни в одной из статей действующего закона не названы все личные неимущественные права. К примеру, в п. 2 ст. 1228 настоящего кодекса установлено, что автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.

Таким образом, право авторства и право на имя являются личными неимущественными правами, что не вызывает сомнения. И то, что законодатель прямо не называет право на обнародование и право на неприкосновенность произведения в числе личных неимущественных прав, является вполне обоснованным.

На дискуссионность вопроса об отнесении права на обнародование произведения к личным неимущественным правам уже было обращено внимание в юридической литературе5.

Право на обнародование — это право автора осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. Иными словами, это право автора принять решение о том, нужно ли выносить произведение на суд публики.

Исходным положением при разграничении субъективных прав автора на личные неимущественные и имущественные права является то, что личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы (ст. 1228 ГК РФ), а имущественные права отделимы от личности автора и обладают свойством передаваться другим лицам и возможностью выступать в качестве самостоятельного объекта торгового оборота6.

Однако действующий закон предусматривает случаи, когда обнародование может быть осуществлено не автором, а иным лицом.

В отношении служебного произведения вопрос об обнародовании в итоге решает не автор, а работодатель. Автор обязан передать работодателю созданное в порядке выполнения служебного задания произведение. Работодатель принимает решение о том, обнародовать произведение, сохранить его в тайне или не использовать вообще. Как уже было указано, если работодатель не будет использовать произведение в течение трех лет, исключительное право на служебное произведение перейдет к автору. Спустя три года произведение может утратить свою актуальность, значимость, и автор не будет его обнародовать. А следовательно, произведение оказалось необнародованным по воле работодателя.

Кроме того, автор, по общему правилу, имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуж-дено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Но это правило не применяется, в частности, к служебным произведениям. В силу ст. 1269 Гражданского кодекса РФ,

автор служебного произведения не имеет права на отзыв.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о наличии имущественных характеристик у права на обнародование. М. Телюкина отмечает, что «вывод об имущественном характере права на обнародование позволяет расширить сферу применения принципа свободы договора — предметом договора могут быть действия, направленные на передачу возможности решать, достойно ли произведение быть выпущенным в свет»7.

В ст. 1255 Гражданского кодекса РФ как самостоятельное авторское право названо право на неприкосновенность произведения.

Право на неприкосновенность произведения означает, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Это значит, что только у автора есть право на неприкосновенность произведения.

Вместе с тем при использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при соблюдении двух условий: во-первых, если этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения; во-вторых, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Таким образом, в законе предусмотрена возможность перехода права на неприкосновенность произведения к другому лицу. Как и право на обнародование, право на неприкосновенность произведения не переходит к другим лицам, если это прямо запрещено автором.

Обращает на себя внимание тот факт, что, в соответствии с законодательством, исключительные (имущественные) права играют ведущую роль и все иные права сле-

дуют за ними. Если лицо обладает исключительным правом, оно получает и право на неприкосновенность произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ), и право на обнародование произведения (п. 3 ст. 1268 ГК РФ).

В действующем Гражданском кодексе РФ личными неимущественными правами прямо названы лишь право авторства и право на имя. Право на обнародование, право на неприкосновенность произведения не отнесены законодателем ни к группе имущественных прав, ни к группе личных неимущественных прав, что только усиливает остроту дискуссии об их юридической природе и характеристиках.

Что касается служебного произведения, то законодатель предусмотрел ряд специальных правил осуществления имущественных, личных неимущественных и иных прав с учетом особого правового режима этого объекта авторских прав. В отношениях по поводу создания и использования служебного произведения законодательно обеспечены интересы как автора, так и работодателя. При этом сторонам предоставлены широкие возможности определять права на служебное произведение самостоятельно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

3 O кодификации законодательства об интеллектуальной собственности: интервью с А.Л. Маковским // Закон. 2007. Окт. С. 11.

4 Корчагина Н.П. Специалисты комментируют . URL: http://wtos.ru/ publish/articles/72.

5 Телюкина М. Право на обнародование произведения — личное или имущественное? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2007. № 8.

6 Мозолин В.П. О концепции интеллектуальных прав // Журнал российского права. 2007. № 12. С. 101.

7 Телюкина М. Указ. соч. С. 7.

Менеджмент 16593 Дмитрий Севастьянов

Дмитрий Севастьянов

юридический консультант Телефон:+7 (915) 275-05-26 Соц.сети Личная информация:

10-ти летний опыт работы начальником юридического отдела крупной софтверной компании (Москва).

Превосходно ориентируется в авторском праве. Большой опыт работы с договорами, урегулированием споров. Есть опыт представительства в суде.

юридический консультант Цивилизация привела к тому, что уже не важно, кто прав, а кто не прав; важно чей адвокат лучше или хуже. В. ШвебельУбытки в бизнесе зачастую следуют из отсутствия должного внимания к юридическим вопросам

кому: собственникам, бизнесменам, топ-менеджерам

Краткое предисловие от Евгения Севастьянова

Сколько жареных петухов клюют Вас ежегодно?

Когда у нас принято задумываться о юридических вопросах? Правильно! Когда уже «жареный петух клюнул в голову”.

Готов утверждать, что каждый предприниматель сталкивался с ситуациями, когда отсутствие надлежащим образом оформленных юридических документов приводило к значительным убыткам в бизнесе и стрессам.

И что же случилось на этот раз: Очередной менеджер по продажам «смылся” с клиентской базой? Большую часть бизнеса увёл партнёр, пока Вы были в отпуске? Недобросовестный контрагент нашёл «дыры” в вашем договоре и теперь грозится подать в суд? А лучший сотрудник перешёл к конкурентам и наладил выпуск клона продукции, выпускаемой в вашей компании?

Сердечные отношения как хорошая возможность получить неожиданный удар под дых

Сердечные отношения как хорошая возможность получить неожиданный удар под дых

Среди бизнесменов бытует мнение, что главное — это сердечные отношения, а суды все «продажные”, и поэтому бессмысленно соблюдать юридические формальности. На самом деле все три утверждения ложны. Если все документы оформлены надлежащим образом, то выиграть спор в суде — дело техники.

Вот что я предлагаю делать, желательно, совместно с грамотным юристом:

  • провести аудит и составить список юридических рисков в вашем бизнесе;
  • расставить приоритеты каждому риску;
  • заранее предусмотреть, как предотвратить наступление этих событий и минимизировать от них ущерб; подготовиться заранее, «подстелить соломку”.

В дополнение к вышеперечисленному считаю, что очень важно каждому сотруднику доносить ваши принципы относительно «кому принадлежат служебные произведения» максимально чётко. Мой принцип такой: всё, что создано в рабочее время и по рабочим заданиям — принадлежит моей компании. Кратко рассказываю, как я добиваюсь соблюдения этого принципа в разделе «Безопасность: не ждите покуда грянет гром». Наличие принципа ни в коем случае не отменяет необходимости соблюдения и юридической стороны.

Я понимаю, что многие бизнесмены по-прежнему надеются на «авось”. Поэтому я попросил своего брата, — юриста с 8-ми летним стажем работы начальником юридического отдела крупной компании — поделиться своим опытом с подписчиками блога «Открытой Студии”.

В статье найдёте живые примеры дел из реальной судебной практики (канцелярщина также встречается — не обессудьте, таковы суровые юристы). И, быть может, именно после этого Вы поймёте, по какому тонкому лезвию ходите каждый день.

Передаю слово Дмитрию.

* * *

Азбука начинается с буквы «С»

Служебные произведения — основной объект защиты авторских прав и предмет баталий в судах

Давайте начнем с того, что определимся, что представляют из себя служебные произведения.

Служебные произведения — это объекты авторских прав, созданные в пределах установленных для работника трудовых обязанностей. Для неискушенных в юридической терминологии уточняю, что

  • объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства (ст. 1259 ГК РФ), а также программы для ЭВМ (также известные как компьютерные программы/софт), которые охраняются как литературные произведения;
  • работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ), т.е. подписавшее с работодателем трудовой договор.

Классическими примерами служебных произведений являются:

  • интернет-контент (в том числе статьи, фотографии, программный код и интернет-сайт в целом);
  • дизайн производимых товаров (дизайн как внешний вид готового изделия может также охраняться как промышленный образец, но об этом как-нибудь в другой раз);
  • разрабатываемое программное обеспечение;
  • регламенты (алгоритмы), должностные инструкции (рассматриваются как литературные произведения).

Обращайтесь за аудитом к юристам, чтобы не увидеть подобной картины с вашим бизнесом

Отличие между личными неимущественным и исключительным правом — многие их путают между собой

Так как мы выяснили, что служебное произведение представляет собой объект авторского права, соответственно, на него признаются авторские права. К авторским правам относятся исключительное право на произведение (т.е. право на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом) и личные неимущественные права.

Личные неимущественные права на служебное произведение (право авторства, право автора на имя и т.д.) неотчуждаемы и принадлежат автору как физическому лицу, творческим трудом которого создано соответствующее служебное произведение. Поэтому более подробно мы на них останавливаться не будем.

Гораздо больший интерес представляет собой исключительное право (т.е. право на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом). Именно оно является камнем преткновения во взаимоотношениях между работниками, работодателями и недобросовестными третьими лицами.

Если Вы не знаете исключения из правил — поинтересуйтесь заранее!

Как правило, исключительное право принадлежат работодателю, но…

Давайте разберемся, кто же вправе претендовать на исключительное право в отношении служебного произведения.

В соответствии со ст. 1295 ГК РФ, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и работником (автором) не предусмотрено иное. Из этого можно сделать два вывода:

  • Если в договоре вопрос принадлежности исключительного права не раскрыт, то счастливым обладателем исключительного права является все равно работодатель.
  • Стороны (работодатель и работник) вправе путем согласования в договоре оставить исключительное право работнику. В этом случае работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии. Стоит отметить, что в реальности такой вариант развития событий маловероятен, т.к. платить вознаграждение за использование произведения работодателю все равно придется и, следовательно, нет практического смысла делать такой щедрый подарок работнику.

Жестокая действительность вносит свои коррективы или «Как результаты труда ваших работников приносят хорошую прибыль конкурентам”

Не секрет, что работодатели не всегда придают большое значение правильному оформлению документов, относящихся к созданию служебных произведений. Для многих риски, связанные с незащищенностью таких произведений, малоочевидны. В связи с этим достаточно актуальным является вопрос, имеет ли вообще смысл тратить время (и деньги) на защиту служебных произведений.

Давайте попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев на примере конкретной ситуации.

Миграция текстов между сайтами порой происходит неслучайно

История №1: Миграция текстов в парниковых условиях

Итак, действующие лица:

  • Работодатель — честный, но немного наивный парень.
  • Работник — хороший специалист в своем деле, и этим все сказано.
  • Конкуренты — беспринципные и меркантильные личности, стремящиеся к обогащению любыми средствами.

Действие первое, оно же последнее

Работник написал несколько текстов для информационного наполнения одного из разделов интернет-сайта Работодателя, т.е. создал контент. Тексты (с точки зрения авторского права — литературные произведения) сыграли немалую роль в деле привлечения новых клиентов. Работодатель не находил себе места от счастья!

И тут появились они…

Работодатель и глазом моргнуть не успел, как его уникальный контент оказался размещен на ряде конкурирующих интернет-сайтах, которые выросли как грибы после дождя. Поток новых клиентов иссяк до едва заметного ручейка. Конкуренты же довольно потирали руки и считали прибыль.

Безоговорочно веря в торжество справедливости, Работодатель обращается в арбитражный суд с требованием запретить Конкурентам использование его контента (в виде его незаконного размещения в сети Интернет), ссылаясь на то, что данный контент представляют собой принадлежащие ему служебные произведения. Ну и заодно требует денежную компенсацию (в соответствии со ст. 1301 ГК РФ, ее размер может составлять от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей и определяется по усмотрению суда, исходя из характера нарушения).

Арбитражный суд, рассмотрев все обстоятельства дела, отказывает Работодателю в удовлетворении его требований со следующей мотивировкой: «отсутствуют доказательства того, что рассматриваемый контент был создан сотрудником Работодателя как служебное произведение в пределах установленных для Работника трудовых обязанностей”.

Арбитражный суд отказал с формулировкой: «отсутствуют доказательства…»

Эту печальную историю вполне уместно закончить немного перефразированной цитатой известного классика: «Нет повести печальнее на свете, чем неполученная прибыль, дети!”.

Ну и не могу не отметить следующий факт. Если бы работодатель из нашего примера своевременно прочитал бы настоящую статью и добросовестно следовал бы ее рекомендациям, несомненно, решение суда было бы в его пользу, а сам он был бы в настоящий момент богатым и счастливым человеком.

Как видите, позаботиться о надлежащем оформлении документов, относящихся к созданию служебного произведения, даже если это повлечет за собой некоторые временные или денежные траты, все же стоит. Особенно, если Вы планируете извлекать денежные и иные выгоды из факта обладания служебным произведением.

Причем это актуально не только для компаний, чья деятельность напрямую связана с созданием объектов авторских прав, таких как СМИ, ИТ-организации, занимающиеся разработкой программного обеспечения, студии веб-дизайна, но и других организаций, использующих в своей деятельности объекты авторских прав, в том числе размещающих их в сети Интернет.

Тонкости документального оформления служебного произведения

Теперь непосредственно о том, как правильно документально оформить служебное произведение.

Вернемся к данному нами в самом начале определению. Формулировка «объект авторского права, созданный в пределах установленных для работника трудовых обязанностей» предполагает, что произведение считается служебным только в том случае, если создано непосредственно в рамках выполнения работником своей трудовой функции, которая фиксируется в трудовом договоре и/или в должностной инструкции, являющейся приложением к трудовому договору или утверждающейся как самостоятельный документ.

Еще один пример нам в помощь (обращаю Ваше внимание, что все события и персонажи вымышлены, любое сходство с реальными событиями и именами случайно).

Яблоко раздора бывает не только огрызается, но и больно кусается

История №2 Яблоко раздора вокруг аналитического обзора

Г-ну Сидорову, являющемуся Генеральным директором ООО «Яблоко и груша”, которое занимается оптовой продажей фруктов, пришла как-то вечером в голову гениальная идея о расширении территории сбыта своей продукции. Для успешной продажи плодовых на территории другого региона необходимо было предварительно составить аналитический обзор его фруктового рынка.

С этой целью г-н Сидоров вызвал своего сотрудника Босашвили, работающего в должности «Менеджер по продажам», и выдал ему в письменном виде (в письменном, так как он считал себя очень предусмотрительным человеком) служебное задание на написание вышеупомянутого аналитического обзора, который представляет собой не что иное, как литературное произведение (здесь полезно вспомнить, что литературное произведение является объектом авторских прав).

Работник Босашвили добросовестно поручение исполнил. И сразу же после этого продал свой отчет конкурентам из ООО «Слива и персик” за сто тысяч рублей (так как в отличие от шефа, хорошо знал нормы законодательства об авторском праве).

В чем же была ошибка г-на Сидорова, которой так ловко воспользовался его сотрудник Босашвили?

Оказывается, в трудовом договоре и должностной инструкции Босашвили не было никаких упоминаний о том, что в трудовые обязанности данного сотрудника входит создание литературных произведений.

Соответственно, исключительное право на написанную статью сохраняется за работником, работодатель не имеет никаких прав на нее. То, что хитрый Босашвили писал аналитический отчет в рабочее время, на своем рабочем месте и по письменному указанию работодателя, никакого значения не имеет.

Что нужно сделать для того, чтобы не повторить ту же ошибку?

Как видно из приведенного примера, нужно всего лишь правильно оформить трудовой договор и/или должностную инструкцию, предусмотрев в них возможность создания работником служебных произведений. При этом необходимо как можно более конкретно прописать те объекты авторских прав, которые работник может создать в процессе выполнения им своих трудовых обязанностей.

После того, как трудовые обязанности работника по созданию объектов авторских прав надлежащим образом закреплены в трудовом договоре и/или должностной инструкции, следует позаботиться о документах, подтверждающих создание конкретного служебного произведения именно в процессе трудовой деятельности работника.

Если все документы будут оформлены надлежащим образом — дело в суде будет выиграно + с виновного будет взыскан штраф

«Служебное задание» и «акт о создании произведения» – дополнительный фундамент к защищенности авторского права Работодателя

В первую очередь, таким документом будет являться Акт о создании произведения, который зафиксирует факт создания служебного произведения и передачу его работодателю. В Акте указывается дата создания произведения, его описание (характеристика), договоренность о передаче произведения работодателю.

И не забудьте про подписи сторон (как ни странно, некоторые и о них умудряются забывать). Если с оформлением акта возникнут сложности, его образец могу выслать по дополнительному запросу (форма внизу).

Важно оформить служебное задание, выдаваемое в рамках трудовых обязанностей работника, или распоряжение руководителя о создании

Целесообразным будет также оформить служебное задание, выдаваемое в рамках трудовых обязанностей работника, или распоряжение руководителя о создании, которые будет служить дополнительным доказательством того, что произведение создано в процессе трудовой деятельности и в срок действия трудового договора с работником (Акт о создании работник может же и отказаться подписывать).

Оформление служебного задания в первую очередь будет актуальным для сложных по своей структуре произведений, например, программ для ЭВМ, и позволит детально описать создаваемое служебное произведение с целью его последующей идентификации и разграничения с любыми другими объектами авторских прав.

Ну и по устоявшейся традиции, рассмотрим последствия неоформления документов, подтверждающих создание конкретного служебного произведения, на следующем примере.

Скорее всего, совместный путь подруг перешёл коварный мужчина — руководитель компании-конкурента 🙂

История №3 Страсти по дизайну: «если друг оказался вдруг…”

Жили-были две подруги. Одна из них (подруга №1) — дизайнер, а другая (подруга №2) — предприниматель, владелец ателье по пошиву свадебных платьев.

В один прекрасный день подруга №1 (та, которая дизайнер), похвасталась своей бизнес-подруге №2, какие красивые свадебные платья она умеет рисовать. Та, естественно, изъявила желание посмотреть (какая женщина откажется!).

Платья на бумаге действительно оказались красивыми, и подруга №2 предложила подруге №1 поработать у нее в ателье дизайнером, разрабатывать дизайн новых свадебных платьев.

После подписания трудового договора Подруга №1 становится работником, а Подруга №2) — работодателем. Так мы и будем в дальнейшем их называть, хотя подругами они быть не перестали (на тот момент).

Надо отметить, что трудовым договором между работодателем и работником была предусмотрена обязанность работника в процессе выполнения трудовой функции создавать объекты авторских прав в виде дизайна свадебных платьев. Т.е. с точки зрения законодательства, трудовой договор был оформлен правильно.

Однако факт создания конкретного дизайна какими-либо внутренними документами не оформлялся, вознаграждение работнику также не уплачивалось. Работник проработал в ателье несколько месяцев, разработал 5 вариантов дизайна свадебных платьев и в конечном итоге уволился и устроился на работу к конкурентам.

Работник, с целью произвести впечатление на новом месте работы, прихватил с собой разработанные им дизайны свадебных платьев

По прошествии некоторого времени конкуренты начали шить платья по дизайнам, разработанным работником для первого работодателя. Оказывается, работник, с целью произвести впечатление на новом месте работы, прихватил с собой разработанные им дизайны свадебных платьев и не погнушался ими воспользоваться.

Понятное дело, что с этого момента дружбе пришел конец. Но остался вопрос, есть ли у первого работодателя возможность защитить свое исключительное право на произведения дизайна? Правильный ответ на него — «нет”, так как без подтверждающих документов (Акт о создании, служебное задание/распоряжение) невозможно доказать, что работник создал произведения дизайна именно в процессе выполнения своих трудовых обязанностей.

Чтобы окончательно отбить желание приторговывать служебными произведения — учтите все формальности

Вознаграждение работнику за создание служебного произведения

Да, и о нем забывать тоже нельзя. В соответствии с п.2. ст. 1295 ГК РФ, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения, передаст исключительное право на него другому лицу, либо примет решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начнет использование этого произведения в указанный срок, работник (автор) имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Т.е. право работника на вознаграждение возникает не с момента создания служебного произведения, а по факту совершения работодателем одного из следующих действий:

  1. начало использования работодателем служебного произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (например, распространение произведения путем продажи или иного отчуждения);
  2. передача работодателем исключительного права на служебное произведение другому лицу;
  3. принятие работодателем решения о сохранении служебного произведения в тайне.

Если же работодатель в течение трех лет с момента создания произведения воздерживается от совершения указанных выше действий, исключительное право на служебное произведение возвращается работнику.

Как было упомянуто выше, размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем должны определяются договором (трудовым или гражданско-правовым) между ним и работником. При этом необходимо иметь в виду, что данное вознаграждение не относится к заработной плате работника и не является ее составной частью.

В частности, о гражданско–правовом характере отношений, возникающих в связи с выплатой вознаграждения за создание служебного произведения, упоминается в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 июня 2006 года N 15. Таким образом, попытки некоторых работодателей в целях экономии рассматривать данное вознаграждение как часть заработной платы работника не соответствуют нормам закона.

Заботьтесь о защите интеллектуальной собственности вашего бизнеса заранее!

Вместо послесловия или «не рискуйте и выигрывайте (дела в суде)”

Пожалуй, применительно к ситуации со служебными произведениями, данный слоган будет наиболее точным.

Лучше заранее озаботиться защитой своей интеллектуальной собственности, что в конечном счете благотворно скажется на защищенности и доходности вашего бизнеса. В случае, если в штате нет собственного юриста, целесообразно обратиться к внешнему специалисту и провести аудит текущей ситуации и потенциальных рисков.

Не стоит заниматься благотворительностью, стимулируя и давая возможность конкурентам или недобросовестным сотрудникам заработать на результатах вашего труда. Они все равно это вряд ли оценят!

А вот что планируется в следующих сериях: «Как с помощью соглашения о конфиденциальности защитить коммерческую тайну своего бизнеса», «Доменные имена: как недобросовестные конкуренты могут отсудить у Вас доменное имя».

Рекомендуемые услуги «Открытой Студии»

  • Внедрение системного управления (регулярный менеджмент)
  • Внедрение системы регламентов и базы знаний