Соглашение о концессии

1. Вопрос: кто такой концедент и чем он отличается от концессионера?

Ответ: концедент и концессионер – это стороны концессионного соглашения. Концедентом называют муниципальное образование, субъект Российской Федерации или саму Российскую Федерацию, заключающие концессионное соглашение в лице уполномоченных структур (правительств, администраций, министерств, комитетов).

Концессионер – это инвестор, заключающий концессионное соглашение. Концессионером может выступить юридическое лицо (товарищество) или индивидуальный предприниматель. Для ряда случаев Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» устанавливает ограничения по возможности заключения концессионных соглашений в коммунальной сфере для иностранных инвесторов.

2. Вопрос: концессия влечет рост тарифов на коммунальные услуги?

Ответ: рост тарифа не обязательное, но частое явление при реализации концессионного соглашения. Увеличение тарифа, устанавливаемого для концессионера, в первую очередь, обусловлено тем, что в ранее действовавший тариф не был включен ряд значимых расходов эксплуатирующей организации: средства на капитальный и текущий ремонт оборудования, капитальные вложения на реконструкцию действующих коммунальных объектов и строительство новых.

Подавляющее большинство ресурсоснабжающих организаций сегодня работают в рамках договоров аренды. Такие организации не стремятся улучшить качество предоставляемых услуг по водо-, теплоснабжению или водоотведению, заменить изношенные сети и оборудование. Итогом работы арендаторов становится имущество, дальнейшая эксплуатация которого становится череда аварий.

Таким образом, рост тарифа без концессии действительно может отсутствовать, но качество коммунальных услуг при этом не соответствует нормам, а частота отключений подачи воды и тепловой энергии может повлечь к введению режима чрезвычайной ситуации.

Кроме того, в соответствии с бюджетным законодательством концессионер является плательщиком налога на добавленную стоимость – НДС, который также включается в тариф. С 01 января 2019 г. НДС увеличен до 20%. В настоящее время Правительством Российской Федерации прорабатывается ряд законопроектов по исключению (снижению размера) НДС из стоимости коммунальных услуг и выведению НДС из обязательных налогов для концессионера.

Однако, обращаем внимание, что Правительством Российской Федерации рост платы граждан за коммунальные услуги жестко ограничен. Тариф для населения не может расти на любую удобную для инвестора величину.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 2490-р на период 2019 – 2023 гг. установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Для жителей Хабаровского края существует дополнительная защита от роста тарифа на услуги теплоснабжения – так называемый «предельный губернаторский тариф».

Ежегодно Губернатор Хабаровского края утверждает предельные максимальные тарифы на тепловую энергию. Выше такого тарифа граждане услугу не оплачивают, разницу, сложившуюся между «губернаторским» и фактически установленным тарифом, ресурсоснабжающей организации обязан компенсировать краевой бюджет.

Кроме того, с 01 января 2017 г. концессионные соглашение, заключаемые муниципальными образованиями Хабаровского края, в качестве третьей стороны подписывает Губернатор, Председатель Правительства Хабаровского края.

Перед подписанием, проект муниципальной концессии проходит процедуру согласования в органах государственной власти края, где отдельное внимание уделяется эффективности включаемых в концессионное соглашения мероприятий и потенциальному росту тарифа.

3. Вопрос: минимальные срок, на который заключается концессионное соглашение, составляет пять лет.

Ответ: нет, никаким актом не установлен минимальный или максимальный срок действия концессионного соглашения. Срок действия концессии устанавливается, исходя из периода реализации мероприятий по созданию (реконструкции) объектов коммунального хозяйства и периода окупаемости вложенных концессионером инвестиций.

Кроме того, качественно подготовленное концессионное соглашение объективно следует заключать на длительный период.

В практике субъектов Российской Федерации встречаются случаи заключения концессионных соглашений на срок и три года, и 50 лет.

4. Вопрос: с приходом в поселение новой организации (концессионера) сотрудники предыдущей эксплуатирующей организации останутся без работы.

Ответ: на практике заменить полный штат персонала действующей организации сложно и неэффективно.

По закону, при соблюдении ряда условий отбора, концессионером может стать любая организация, в том числе, и та, которая уже эксплуатирует (например, по договорам аренды)объекты, передаваемые в концессию.

Однако, даже в случае признания концессионером сторонней компании, к примеру, пришедшей из западных регионов России, такой концессионер не везет с собой персонал, а набирает сотрудников с привязкой к месту реализации концессионного соглашения.

Кроме того, как правило, сторонние инвесторы приходят в новый регион посредством открытия филиала, выполняющего функции администрирования деятельности, а для осуществления производственных работ заключается договор с действующими сотрудниками или ресурсоснабжающими организациями. Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионер вправе привлекать третьих лиц к исполнению концессионного соглашения, при условии, что концессионер несет ответственность за действия таких лиц.

5. Вопрос: в чем отличие концессионного договора от концессионного соглашения?

Ответ: разницы не существует. Единственный закон, регулирующие отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессий – это Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», который вводит термин «концессионное соглашение».

Правильное наименование – концессионное соглашение. Понятие «концессионный договор» или «договор концессии» используется для указания на сам подписываемый документ, а «концессионное соглашение» — это более широкое понятие, включающее всю совокупность отношений концедента, концессионера и других лиц, права и интересы которых затрагивает реализация концессии.

Реже можно встретить термин «концессионный проект», однако, в нормативных правовых актах Российской Федерации такое понятие не используется.

Понятие «проект концессии» или «проект концессионного соглашения» подразумевает указание на планируемое к заключению концессионное соглашение, шаблон договора концессии, находящий в разработке.

6. Вопрос: на основе инвестиционной программы заключается концессионное соглашение.

Ответ: нет, все исполняется в обратном порядке. Инвестиционная программа – это документ, разрабатываемый ресурсоснабжающей организацией, в котором закрепляются конкретные мероприятия по строительству или реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, сроки их реализации, объемы и источники финансирования таких мероприятий.

Ресурсоснабжающей организация признается тогда, когда получает права владения и (пользования) на объекты коммунальной инфраструктуры. Для чего организация заключает договор аренды, концессионное соглашение, договор безвозмездного пользования и т.п.

Нет концессионного соглашения – нет основания пользоваться объектами коммунальной инфраструктуры, а, значит, и разрабатывать инвестиционную программу в отношении «чужих» объектов организация не имеет права.

Инвестиционную программу может разработать не только концессионер, но и МУП, к примеру. Наличие инвестиционной программы – обязательное требование к ресурсоснабжающим организациям, которые планируют строительство или реконструкцию объектов коммунального хозяйства. Кроме того, именно инвестиционная программа позволяет включить инвестиционную составляющую в тариф организации.

7. Вопрос: зачем нужна финансово-тарифная модель?

Ответ: финансово-тарифная модель позволяет спрогнозировать ход реализации концессионного соглашения или любого другого инвестиционного проекта.

Благодаря модели на этапе подготовки документации для заключения концессионного соглашения и организатор конкурса, и потенциальный инвестор могут увидеть изменения тарифа в период действия концессии, срок окупаемости инвестиций и потребность в получении заемных или бюджетных средств.

Кроме того, с помощью финансово-тарифной модели рассчитываются параметры, включаемые в тариф концессионеру, а также минимально необходимый срок действия концессионного соглашения.

С шаблоном финансово-тарифной модели в сфере теплоснабжения можно ознакомиться в разделе «Инвестору».

8. Вопрос: что происходит с коммунальными объектами по завершении концессионного соглашения?

Ответ: объекты концессионного соглашения возвращаются собственнику.

Суть концессионного соглашения заключается в том, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, передается в концессию для реализации инвестором (концессионером) мероприятий по улучшению характеристик такого имущества без оформления права собственности концессионера на эти объекты.

Договор концессии закрепляет обязанность концессионера вернуть объекты, переданные по концессии, в определенном концессией состоянии. Кроме того, по общему правилу, концессионер осуществляет текущий и капитальный ремонт объектов концессии и иного переданного ему имущества.

Имущество тепло-, водоснабжения и водоотведения, пробывшее в эксплуатации более пяти лет, по окончании концессионного соглашения по закону необходимо снова передавать в концессию.

Концессионер, реализовавший концессионное соглашение не имеет преимущественных прав по выкупу имущества концессии или заключению нового концессионного соглашения в отношении такого имущества.

9. Вопрос: Возможно ли передать в рамках единого концессионного соглашения все объекты коммунальной инфраструктуры края?

Ответ: законом такое не допускается. Во-первых, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» устанавливает ограничение по передаче одним лотом объектов, относящихся к разным сферам коммунального хозяйства (тепло-, водо-, электроснабжение и др.).

Во-вторых, укрупнение объектов даже в рамках одного муниципального района не должно противоречить основам конкуренции и вести к ограничению прав хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем, если объекты коммунальной инфраструктуры находятся в собственности у различных муниципалитетов (субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и субъектов Российской Федерации) и при этом образуют единый технологический комплекс, собственники вправе объявить совместный конкурс на право заключения концессионного соглашения.

По итогам проведения совместного конкурса каждое муниципальное образование и (или) субъект Российской Федерации заключает с одним концессионером отдельное концессионное соглашение.

10. Вопрос: может ли муниципальное образование заключить концессионное соглашение без участия субъекта Российской Федерации?

Ответ: с 01 января 2017 г. такая возможность оставлена только тем муниципалитетам, которые наделены полномочиями по тарифному регулированию услуг коммунального комплекса.

В Хабаровском крае вопросы тарифного регулирования находятся в ведении комитета по ценам и тарифам Правительства края, таким образом, все концессионные соглашения, заключаемые от имени муниципальных образований края, должны быть подписаны в качестве третьей стороны Губернатором, Председателем Правительства края.

11. Вопрос: субъект Российской Федерации как третья сторона концессионного соглашения обязан возместить концессионеру стоимость коммунальных услуг, неоплаченных потребителями.

Ответ: нет, законом такая обязанность на субъект Российской Федерации не возложена.

Вместе с тем, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» оставляет субъекту Российской Федерации как третьей стороне концессионного соглашения возможность установить собственными нормативными правовыми актами дополнительные обязанности по исполнению муниципальных концессионных соглашений.

На территории Хабаровского края подобные акты не приняты.

Вместе с тем, органами исполнительной и государственной власти края согласован примерный Порядок возмещения недополученных доходов, экономически обоснованных расходов Концессионера при прекращении концессионного соглашения, в том числе при досрочном расторжении концессионного соглашения, за счет средств бюджета Хабаровского края, в котором подробно описывается механизм получения концессионером выплат из краевого бюджета.

12. Вопрос: концессионер автоматически становится управляющей компанией многоквартирных домов в поселении.

Ответ: нет, определение способа управления многоквартирными домами относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» не регулирует отношения по отбору управляющей компании.

Российский бухгалтер, N 10, 2018 год
Рубрика: Практикум бухгалтера
Виталий Семенихин,
эксперт журнала

Концессионные соглашения: особенности заключения, учет и налогообложение

Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям позволяет, с одной стороны, в максимальной степени защитить вложения инвесторов, с другой — сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.
Итак, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон N 115-ФЗ) был принят 21 июля 2005 г., но поскольку российский институт концессии постоянно совершенствуется, в закон не единожды вносились изменения.
Так что же представляет собой концессия? Для ответа на этот вопрос обратимся к части 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ.
Концессионное соглашение представляет собой договор, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Обязанностью концедента по концессионному соглашению является предоставление концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Иными словами, концессионное соглашение — это договор, в соответствии с которым концессионер за свой счет создает и (или) реконструирует, а также использует в своей деятельности определенное соглашением недвижимое имущество, причем имущество это находится в государственной или муниципальной собственности.
По сути, концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров. К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона N 115-ФЗ или из существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).
Перечень имущества, которое может стать объектом концессионного соглашения, содержит статья 4 Закона N 115-ФЗ, согласно части 1 которой объектом концессионного соглашения могут являться, в частности:
объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии (пункт 10 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);
объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пункт 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);
объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (пункт 17 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);
объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий (пункт 18 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);
объекты газоснабжения (пункт 20 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ).
Далее мы будем именовать перечисленные выше объекты объектами ЖКХ.
Обратите внимание!
Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения соглашения должен находиться в собственности концедента и на момент передачи его концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. Причем концессионер, реконструирующий объект соглашения, не должен менять его целевого назначения, это недопустимо (части 4, 5 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).
Примерное концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания граждан утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 748 (далее — Примерное соглашение N 748).
Сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер. В качестве концедента в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ могут выступать:
Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;
субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.
В некоторых случаях от имени концедента могут выступать не только органы государственной власти разных уровней, но и уполномоченные концедентом организации.
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты ЖКХ, принадлежащие государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии Законом N 115-ФЗ. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи (часть 1.1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты ЖКХ, принадлежащие на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с Законом N 115-ФЗ, при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Осуществляемые таким учреждением полномочия концедента определяются решением о заключении концессионного соглашения (часть 1.2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).
Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
Иными словами, концессия представляет собой уступку государством на определенный срок и на определенных условиях своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям и коммерсантам.
Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению. В случае перемены лиц по концессионному соглашению не допускается внесение изменений в условия концессионного соглашения, определяющие технические характеристики объекта концессионного соглашения (часть 2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).
Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором осуществляется путем проведения концедентом конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению. Требования к такому конкурсу установлены частью 5 статьи 5 Закона N 115-ФЗ.
Существенным условием концессионного соглашения является срок его действия, устанавливаемый соглашением с учетом следующих факторов, определенных частью 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ:
срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;
объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением;
срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.
Срок действия концессионного соглашения может быть продлен, но не более чем на пять лет, по соглашению сторон на основании решения:
Правительства Российской Федерации — (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация);
Высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации — (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации);
Местной администрации муниципального образования — (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование).
Продление срока действия концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом (часть 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).
Основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения».
Плата по концессионному соглашению предусмотрена статьей 7 Закона N 115-ФЗ. Как установлено частью 1 названной статьи, концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта соглашения. Внесение платы может предусматриваться как в течение всего срока действия соглашения, так и в течение отдельных его периодов. Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения концессионером устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
Концессионная плата согласно части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ может быть установлена в форме:
определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.
Соглашением может быть предусмотрено сочетание указанных выше форм концессионной платы.
Как заключается концессионное соглашение? Из статьи 13 Закона N 115-ФЗ следует, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения соглашения, за исключением случаев, о которых мы скажем позже.
Соглашения в сфере ЖКХ заключаются в соответствии с уже названным Примерным соглашением N 748 и должны включать в себя все существенные условия, установленные Законом N 115-ФЗ. Помимо этого, соглашения могут включать в себя условия, не урегулированные Примерным соглашением N 748, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации.
Конкурс на право заключения концессионного соглашения согласно статье 21 Закона N 115-ФЗ может быть открытым и закрытым. Разница между открытым и закрытым конкурсом заключается в том, что заявки на участие в открытом конкурсе могут представлять любые лица, участие в закрытом конкурсе могут принимать только лица, которым направлены приглашения о принятии участия в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
Закрытый конкурс мы рассматривать не будем, поскольку проводятся такие конкурсы, если соглашение заключается в отношении объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, а также в отношении объектов, имеющих стратегическое значения для безопасности государства.
Рассмотрим порядок проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения.
Решением о проведении открытого конкурса должны быть установлены:
условия концессионного соглашения в соответствии со статьями 10 и 42 Закона N 115-ФЗ (далее — условия конкурса);
критерии конкурса и параметры критериев конкурса;
срок опубликования сообщения о проведении открытого конкурса. Сообщение публикуется в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок, установленный конкурсной документацией, не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе. Сведения, которые должны быть указаны в сообщении о проведении конкурса, содержит статья 26 Закона N 115-ФЗ;
орган, уполномоченный концедентом на утверждение конкурсной документации и внесение в нее изменений, а также на создание конкурсной комиссии и утверждение ее персонального состава. Отметим, что число членов конкурсной комиссии не может быть менее 5 человек (статья 25 Закона N 115-ФЗ), причем членами комиссии не могут быть граждане, представившие заявки на участие в конкурсе или состоящие в штате организаций, подавших заявки, либо граждане, являющиеся акционерами (участниками) этих организаций, членами их органов управления или аффилированными лицами участников конкурса.
Конкурсная документация согласно статье 23 Закона N 115-ФЗ должна содержать, в частности, следующие сведения:
условия конкурса;
состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;
требования, предъявляемые к участникам конкурса и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников;
критерии конкурса и параметры критериев;
исчерпывающий перечень документов, материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса;
порядок представления заявок на участие в конкурсе и предъявляемые к ним требования, а также место и срок представления заявок;
порядок, место и срок предоставления конкурсной документации, а также порядок предоставления разъяснений положений конкурсной документации (разъяснения в письменной форме представляются в том случае, если запрос поступил не позднее чем за 10 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в конкурсе; разъяснения направляются каждому заявителю не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе);
указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частью 4 статьи 42 Закона N 115-ФЗ, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере;
размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению;
размер концессионной платы, форму или формы, порядок ее внесения (за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 41 Закона N 115-ФЗ (при условии, что размер концессионной платы не является критерием конкурса));
порядок, место и срок представления конкурсных предложений, а также порядок и срок изменения или отзыва заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений (заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока представления в конкурсную комиссию заявок на участие в конкурсе);
порядок, место и дату вскрытия конвертов с заявками;
порядок и срок проведения предварительного отбора участников, дату подписания протокола о его проведении;
порядок рассмотрения и оценки конкурсных предложений, порядок определения победителя конкурса, срок подписания протокола о результатах проведения конкурса;
срок подписания концессионного соглашения, а также требования к победителю конкурса о представлении документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств концессионера по соглашению.
срок передачи концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;
порядок предоставления концедентом информации об объекте концессионного соглашения, а также доступа на объект концессионного соглашения.
В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и решением концедента установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, конкурсная документация должна содержать такие параметры (часть 1.1 статьи 23 Закона N 115-ФЗ).
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в конкурсную документацию также включаются сведения и параметры, предусмотренные статьей 45 Закона N 115-ФЗ (часть 1.2 статьи 23 Закона N 115-ФЗ), то есть в решении концедента о заключении концессионного соглашения наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 22 Закона N 115-ФЗ, устанавливаются:
задание и минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера (задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации. Задание не может содержать требования, ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе);
требование об указании участниками конкурса в составе конкурсного предложения, а в ценовых зонах теплоснабжения единой теплоснабжающей организацией в ответе на извещение о предложении заключить концессионное соглашение мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик этих мероприятий;
перечень и состав долговых обязательств государственных и (или) муниципальных предприятий, учреждений, определяемые в соответствии с положениями части 2 статьи 41 Закона N 115-ФЗ);
права и обязанности, осуществляемые субъектом Российской Федерации, участвующим в концессионном соглашении в качестве самостоятельной стороны.
Обратите внимание, что конкурсная документация, размещенная на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна быть доступна для ознакомления без взимания платы, что следует из части 4 статьи 23 Закона N 115-ФЗ. Со дня опубликования сообщения о проведении открытого конкурса концедент, комиссия обязаны на основании письменного заявления любого заинтересованного лица предоставлять конкурсную документацию в порядке и сроки, указанные в сообщении о проведении конкурса.
Критерии конкурса определены статьей 24 Закона N 115-ФЗ. Для участия в конкурсе на заключение концессионного соглашения следует представить заявку, которая должна отвечать требованиям, предусмотренным конкурсной документацией и содержать документы и материалы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к участникам (статья 27 Закона N 115-ФЗ).
Заявка на участие в конкурсе должна быть представлена не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении конкурса. Оформляется заявка в двух экземплярах (оригинал и копия) на русском языке в письменной форме. Составляется заявка в произвольной форме. Каждый из экземпляров заявки следует удостоверить подписью заявителя и представить в конкурсную комиссию в отдельном запечатанном конверте. К заявке должна быть приложена опись представленных документов и материалов, оригинал которой остается в конкурсной комиссии, а копия — у заявителя. Опись также должна быть удостоверена подписью заявителя.
Заявка, представленная в конкурсную комиссию, должна быть зарегистрирована в журнале заявок под порядковым номером с указанием даты и точного времени (часы и минуты) ее представления. Порядковый номер заявки и точное время проставляются на копии описи представленных документов и материалов.
Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе согласно статье 28 Закона N 115-ФЗ осуществляется на заседании конкурсной комиссии, причем на этом заседании вправе присутствовать заявители или их представители, которые вправе осуществлять аудиозапись, видеозапись, фотографирование, в том числе видеозапись и фотофиксацию содержания заявок на участие в конкурсе.
Информация, которая представляется в составе заявки на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем не может быть признана организациями — участниками такого конкурса коммерческой тайной.
При вскрытии конвертов объявляются и заносятся в протокол наименование (ФИО) и место нахождения (место жительства) каждого заявителя, конверт которого вскрывается, а также сведения о наличии в заявке документов и материалов, представление которых предусмотрено конкурсной документацией.
После вскрытия всех конвертов, проводится предварительный отбор участников конкурса (статья 29 Закона N 115-ФЗ). По результатам отбора участников комиссия принимает решение о допуске заявителя к участию в конкурсе или об отказе в допуске. Принятое решение оформляется протоколом с указанием лиц, прошедших предварительный отбор и допущенных к конкурсу, и с указанием лиц, которые отбора не прошли и к участию в конкурсе не допущены с обоснованием причин.
Обратите внимание, что решение об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе принимается в случае, если:

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) — это соглашение, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в т.ч. право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (ст. 1027 ГК РФ).

Сущность и значение договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Экономическая суть франчайзинга — расширение коммерсантом сферы собственного бизнеса за счет передачи другому, как правило, территориально отдаленному предпринимателю:

    • права пользования средствами индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) и
    • охраняемой информации о способе изготовления, технологии и т.д. (ноу-хау).

Передача этих имущественных прав сопровождается передачей коммерческого опыта, обучением персонала, оказанием информационной и иной поддержки.

Коммерческая концессия предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном сторонами объеме и территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

Договор коммерческой концессии является консенсуальным; возмездным; двусторонним.

Договор коммерческой концессии заключается на определенный срок или без определения срока.

К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII ГК РФ о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям главы 54 ГК РФ и существу договора коммерческой концессии.

Субъекты договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть только

    1. коммерческие организации и
    2. граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Форма договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся (ст. 1028 ГК РФ).

См. Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством РФ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2008 г. N 321

Договор коммерческой концессии имеет силу для третьих лиц только после его регистрации. Данное правило распространяется и на случаи изменения договора.

Существенные условия и содержание договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Предметом договора коммерческой концессии является передаваемый правообладателем пользователю комплекс имущественных прав, включающий права пользования средствами индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) и охраняемую информацию (ноу-хау).

К существенному условию договора коммерческой концессии относится вознаграждение, которое может выплачиваться пользователем правообладателю в форме (ст. 1030 ГК РФ):

    • фиксированных разовых или периодических платежей,
    • отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или
    • в иной форме, предусмотренной договором.

Содержание договора заключается в установленных законом обязанностях сторон.

Правообладатель обязан (ст. 1031 ГК РФ):

    1. передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии;
    2. проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
    3. обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии (п. 2 ст. 1028);
    4. оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
    5. контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Пользователь обязан (ст. 1031 ГК РФ):

    • использовать коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом;
    • обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
    • соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;
    • оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
    • не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
    • предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;
    • информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

Являются ничтожными условия договора коммерческой концессии, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории (ст. 1033 ГК РФ).

Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены не противоречащие антимонопольному законодательству ограничения прав сторон. Так, в обязанности пользователя могут быть включены следующие условия (ст. 1033 ГК РФ):

    • не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;
    • отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;
    • обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;
    • обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;
    • обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Ответственность правообладателя:

    1. субсидиарная — по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии;
    2. солидарная — по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя.

Переход к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав, не является основанием для изменения или расторжения договора коммерческой концессии. Новый правообладатель становится стороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву.

В случае смерти правообладателя его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение шести месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. В противном случае договор прекращается.

Осуществление прав и исполнение обязанностей умершего правообладателя до принятия наследником этих прав и обязанностей или до регистрации наследника в качестве индивидуального предпринимателя осуществляются управляющим, назначаемым нотариусом.

Прекращение договора договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Подлежит государственной регистрации (ст. 1037 ГК РФ):

  1. досрочное расторжение договора коммерческой концессии, заключенного с указанием срока, а также
  2. расторжение договора, заключенного без указания срока.

Каждая из сторон договора коммерческой концессии во всякое время вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону:

    1. договора, заключенного без указания срока его действия, — за 6 месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок;
    2. договора, заключенного на определенный срок или без указания срока его действия, — не позднее чем за 30 дней, если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы, установленной в качестве отступного.

Правообладатель вправе отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью или частично в случае:

    • нарушения пользователем условий договора о качестве производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
    • грубого нарушения пользователем инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия условиям договора характера, способов и условий использования предоставленного комплекса исключительных прав;
    • нарушения пользователем обязанности выплатить правообладателю вознаграждение в установленный договором срок.

Односторонний отказ правообладателя от исполнения договора возможен в случае, если пользователь после направления ему правообладателем письменного требования об устранении нарушения не устранил его в разумный срок или вновь совершил такое нарушение в течение одного года с даты направления ему указанного требования.

В случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, без замены прекратившегося права новым аналогичным правом договор коммерческой концессии прекращается.

При объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом) договор коммерческой концессии прекращается.

Особенности субконцессии

Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право (или обязанность) пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на согласованных с правообладателем условиях субконцессии (ст. 1029 ГК РФ).

Договор коммерческой субконцессии:

    1. не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается;
    2. является недействительным, если недействителен основной договор коммерческой концессии;
    3. как правило, при прекращении основного договора права и обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии (пользователя по основному договору) переходят к правообладателю, если он не откажется от принятия на себя прав и обязанностей по этому договору;
    4. пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии.

Виды имущества в периметре концессии

Ключевым элементом любого концессионного соглашения является его объект — такое имущество находится в собственности концедента и в отношении него устанавливаются инвестиционные и эксплуатационные обязательства сторон. Однако не следует забывать, что в периметр соглашения может быть включено имущество еще двух категорий.

Во-первых, это имущество, которое образует единое целое с объектом и (или) обеспечивает условия для осуществления концессионером деятельности по концессионному соглашению. Закон о концессиях называет такое имущество «иным передаваемым концедентом концессионеру по концессионному соглашению имуществом», на практике используется более простой термин «иное имущество».

Характеристики «иного имущества»:

  • оно всегда передается концессионеру концедентом, а не создается/приобретается концессионером самостоятельно;
  • право собственности на «иное имущество» изначально принадлежит концеденту, концессионер получает только права владения и пользования, и должен вернуть «иное имущество» концеденту после прекращения концессионного соглашения;
  • иное имущество необходимо для осуществления концессионной деятельности, хотя и не является объектом соглашения.

Во-вторых, это имущество, которое создается или приобретается концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, не входящее ни в состав объекта соглашения, ни в состав «иного имущества». Законодатель не предусматривает специального обозначения для данной категории имущества; на практике его также часто называют «иным имуществом». Нам представляется более корректным использование отдельного термина, например, «сопутствующее имущество», так как правовые режимы данной категории имущества и иного имущества, передаваемого концедентом, принципиально различаются.

Характеристики сопутствующего имущества:

  • оно всегда создается концессионером самостоятельно;
  • право собственности на «сопутствующее имущество» по умолчанию принадлежит концессионеру (для создания недвижимого имущества потребуется согласие концедента), однако концессионное соглашение может предусматривать иное распределение прав;
  • если собственность на «сопутствующее имущество» принадлежит концессионеру, то передавать его концеденту после прекращения соглашения концессионер не обязан;
  • «сопутствующее имущество» не является необходимым для осуществления деятельности с использованием объекта соглашения.

Использование перечисленных категорий имущества существенно расширяет возможности сторон: концедент может передать в концессию целый комплекс связанных между собой объектов имущества, при этом не все из них могут нуждаться, например, в реконструкции. Концессионер, создавая «сопутствующее имущество», может существенно повлиять на экономику проекта. Кроме того, возможность сохранения права собственности на созданное имущество является важным фактором для частных инвесторов, которые не могут выбирать между концессией и соглашением о государственно-частном партнерстве в силу прямого ограничения закона на участие в последнем, например, наличия доли в уставном капитале, принадлежащей государству.

Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.