Соглашение СНГ

На основе итогов всесоюзного референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках так называемого новоогаревского процесса весной‑летом 1991 г. был разработан проект по заключению договора федерации «О Союзе Суверенных Республик», подписание которого было назначено на 20 августа. Но оно так и не состоялось из‑за попытки государственного переворота, предпринятой консервативным крылом высшего руководства СССР 19‑21 августа 1991 года.

В сентябре 1991 г. СССР признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии.
Осенью 1991 г. рабочей группой ново‑огаревского процесса был подготовлен новый проект Союзного договора по созданию «Союза Суверенных Государств» как конфедерации независимых государств. Его предварительное подписание должно было состояться 9 декабря.

1 декабря 1991 г. на референдуме более 80% населения Украины высказалось за независимость своего государства.
8 декабря президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в правительственной резиденции «Вискули» в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества Независимых Государств.

В документе была подтверждена приверженность принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорится, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену».

В Соглашении подчеркнута неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан.

В статьях, касающихся проблем военного строительства и обороны, государства‑учредители зафиксировали свою готовность активно сотрудничать в «обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов», подтвердили стремление к «ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем». Стороны заявили, что «будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно‑стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием», а также «совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил».

В Соглашении содержался перечень основных направлений совместной деятельности, которую страны намерены осуществлять через общие координирующие институты: координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в области таможенной политики, развитии систем транспорта и связи, в области охраны окружающей среды, борьбы с преступностью.

Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.

Руководители стран в дополнение к основному документу встречи подписали заявление, в котором констатировали, что «переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором». Главы трех государств подчеркнули, что на образование Содружества Независимых Государств они решились, «осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономическх реформ».

Соглашение, заключенное в Беловежской пуще, не оставляло места для союзной формы государственного устройства на территории СССР. В последовавшем после его подписания заявлении президент СССР Михаил Горбачев квалифицировал действия руководителей трех республик как антиконституционные. Сами участники Беловежского соглашения отвергали обвинения в разрушении СССР.

10 декабря 1991 г. соглашение было ратифицировано Верховными Советами Украины и Белоруссии, 12 декабря – Верховным Советом РСФСР.

21 декабря 1991 г. в Алма‑Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии) подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря, согласно которому Азербайджан, Армения, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан присоединились к Содружеству Независимых Государств в качестве его учредителей на равноправных началах. В тот же день руководители 11 государств подписали также Алма‑Атинскую декларацию, в которой были подтверждены основные цели и принципы СНГ.

Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 г., принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 г. 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ. 18 августа 2009 г. завершилась формальная процедура выхода Грузии из СНГ.

В августе 2005 г. Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена‑наблюдателя.

Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.
(Дополнительный источник: Содружество Независимых Государств: портрет на фоне перемен. Минск, 1996 год)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В СНГ взаимодействуют между собой некоторые страны постсоветского цивилизационного пространства. В рамках или под эгидой СНГ подписано много договоров, которые являются источниками международного экономического права и в сумме формируют институты «права СНГ» – одного из региональных международноправовых явлений.

Можно выделить ряд договоров, направленных на взаимодействие государств – членов СНГ в сферах торговли, финансов, инвестиций, в частности:

  • • Соглашение об Общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников Содружества Независимых Государств 1992 г.;
  • • Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности 1992 г.;
  • • Договор о создании Экономического союза 1993 г.;
  • • Соглашение об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности 1993 г.;
  • • Соглашение о создании Платежного союза государств – участников Содружества Независимых Государств 1994 г.;
  • • Соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств 1995 г.;
  • • Соглашение о Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств 1995 г.;
  • • Соглашение о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций 1996 г.;
  • • Соглашение о порядке транзита через территории государств – участников Содружества Независимых Государств 1999 г.;
  • • Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей 2000 г.;
  • • Соглашение о транзите электрической энергии и мощности государств – участников Содружества Независимых Государств 2000 г.;
  • • Соглашение о применении единого знака доступа продукции на рынок государств – участников Содружества Независимых Государств 2001 г.;
  • • Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере регулирования рекламной деятельности 2003 г.;
  • • Соглашение о порядке взаимодействия при гигиенической оценке потенциально опасной продукции, импортируемой в государства – участники Содружества Независимых Государств 2004 г.;
  • • Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека 2005 г.;
  • • Соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка государств – участников Содружества Независимых Государств 2007 г. и др.

Свою договорную – международно-правовую – историю имеют усилия государств СНГ по созданию: а) зоны свободной торговли; б) таможенного союза; в) Единого экономического пространства; г) Экономического союза. На каждом из этих направлений подписаны соответствующие договоры, хотя эффективность их не всегда достаточна. Так, в 1994 г. было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли; в 1995 г. – Соглашение о Таможенном союзе (вступило в силу 3 декабря 1997 г.); в 1999 г. – Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (вступил в силу для России 2 июля 2001 г.); в 2003 г. – Соглашение о формировании Единого экономического пространства (вступило в силу 20 мая 2004 г.). В обеспечение одних договоров подписываются другие, в результате складываются целые международно-правовые институты. В договорах применяется групповой метод участия; состав государств- участников в различных договорах – не одинаков.

Следует иметь в виду, что в целом ряде договоров, подписанных и действующих в рамках СНГ, Россия не участвует. К таким договорам, например, относятся: Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. (вступило в силу 21 ноября 1994 г.); Соглашение об Общем аграрном рынке государств – участников Содружества Независимых Государств 1998 г. (вступило в силу 27 июля 2000 г.).

В целях реализации многих договоров государственным органам взаимодействующих государств разрешено или предписано заключать межведомственные соглашения.

Одна из главнейших стратегических задач национальных элит стран СНГ – сохранить Содружество как самостоятельный центр экономической силы, с тем чтобы усилить свои позиции в конкурентной борьбе и противостоянии с другими центрами экономической силы. В противном случае соответствующие страны ждет своеобразное экономическое поглощение цивилизацией западного типа, как это имеет место с рядом бывших республик СССР.