Соотношение юридической помощи и адвокатской деятельности

Опубликовано в 2016, Выпуск Ноябрь 2016, ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Януш Е.В.

Преподаватель кафедры финансового и административного права, Юридический институт Иркутского государственного университета

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ» И «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ»

Аннотация

В работе рассматривается одна из актуальных проблем российского законодательства – множественность терминов, требующих унификации. Рассматривается соотношение понятий «юридические услуги» и «юридическая помощь», дана характеристика понятий, приведены критерии сравнения, дан перечень признаков присущих как обоим понятиям, так и каждому в отдельности. Обосновано суждение автора о том, что «юридические услуги» и «юридическая помощь» не являются не только синонимичными понятиями, но и имеют сущностные различия.

Ключевые слова: государственная помощь, профессиональная деятельность, юридические услуги, юридическая помощь.

Ianush E.V.

Lecturer, Department of Financial and Administrative Law, Law Institute of Irkutsk State University

ON THE RELATIONS BETWEEN THE CONCEPTS OF «LEGAL SERVICES” AND «LEGAL AID”

Abstract

Keywords : state aid, professional activity, legal services, legal advice.

Современное российское законодательство не проводит различий между терминами «юридическая услуга» и «юридическая помощь». Это подтверждается и формулировками, применяемыми в Указаниях по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя «Объем платных услуг населению» (утв. Приказом Росстата от 26.06.2013 N 234 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг», введены в действие с 1 января 2010 года).

В данном акте говорится, что юридическая помощь принадлежит к услугам правового характера. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее по тексту – закон об адвокатуре) установил, что адвокатская деятельность представляет собой именно квалифицированную юридическую помощь, которая оказывается сугубо на профессиональной основе и определенным перечнем субъектов – лицами, получившими статус адвоката. При этом адвокаты на практике оказывают как платные юридические услуги, так и участвуют в государственных программах по оказанию бесплатной юридической помощи населению. В ст. 128 Гражданского кодекса РФ указан такой объект права как оказание юридических услуг, но ничего не сказано о помощи. Возможно, отсутствие такого объекта как помощь объясняется тем, что законодатель предполагает эти понятия синонимичными и даже унифицирует их. В Указаниях также не делается разграничения понятий юридической помощи и правовых услуг, их считают либо, по крайней мере, равнозначными либо относят юридическую помощь к услугам правового характера.

Громаднейший объем действующих в Российской Федерации нормативных правовых актов изобилует множеством понятийных конструкций с использованием термина «помощь», иногда заменяемого термином «поддержка». Следует отметить, что вопрос о тождестве и разнице вышеупомянутых понятий занимает умы не только юристов, но и медиков, ведь есть такая же путаница в понятиях «медицинская помощь» и «медицинская услуга». При этом важно отметить, что законодатель, чаще всего, при употреблении конструкции с понятием «помощь» ведет речь о государственной помощи, безвозмездной поддержке населения, т.е. об особом виде деятельности публичной власти, имеющей строго определенные, законно установленные границы и уровни обеспечения. Как правило, всё, что предоставляется в качестве безвозмездной помощи, поддержки определено четкими стандартами, будь то стандарты качества, объема, порядка оказания помощи, как это имеет место при оказании медицинской помощи. Помощь, поддержка осуществляются только в предусмотренных законом формах и исключительно для достижения и закрепления стабильного состояния общественных отношений.

Реализация государственной помощи вызывает к жизни специфичное правоотношение, одним из участников которого выступает субъект, нуждающийся в помощи, субъект, не имеющий возможности иным способом разрешить свою проблему. И с точки зрения этого субъекта государственная помощь требуется тогда, когда он самостоятельно не может справиться с воздействием неблагоприятных факторов, способных причинить вред его жизни, законным интересам. При обращении за такой помощью, граждане осознают, что исход дела зависит, прежде всего, от наличия у противоположной стороны – субъекта оказания помощи специальных познаний, уровня квалификации. Поэтому учитывая специфику возникшего спора, например, о гражданском праве, субъекты охотнее доверяют разрешение спора лицу, имеющему юридическое образование и (желательно) соответствующую специализацию. Однако, и к нашему сожалению, здесь следует констатировать две проблемы: 1) гражданам сложно определить квалификацию субъекта оказания помощи, в силу отсутствия у них специальных познаний; 2) у граждан фактически отсутствует право выбора субъекта оказания помощи, поэтому граждане вынуждены соглашаться и принимать такую помощь, которая по силе субъекту её оказания. И совершенно не важно о какой помощи мы говорим: медицинской, юридической, социальной, на наш взгляд четкая дифференциация понятий «помощь» и «услуга» важна во всех вышеперечисленных ситуациях.

Таким образом, следует констатировать, что имеет место родовое понятие – «государственная помощь», а такие понятия как «юридическая помощь», «медицинская помощь», «социальная помощь» являются её разновидностями и, следовательно, служат видовыми понятиями.

Для более четкого, наглядного разграничения понятий «помощь» и «услуга» безотносительно какой-либо сферы её оказания, следует определить признаки помощи.

Все признаки «помощи» можно подразделить на группы:

  1. Признаки, характеризующие основания для возникновения потребности в «помощи» (эти признаки применимы и для «услуг»): а) наличие негативных факторов; б) наличие вредного воздействия этих факторов; в) наступление вредных, негативных последствий.
  2. Признаки, характеризующие порядок и сущность «помощи»: а) наличие специалиста, обладающего профессиональными знаниями, навыками, умениями; б) воспроизводство активной профессиональной деятельности по сбору информации, анализу ситуации, определению приемов, средств, способов в целях предотвращения или минимизации последствий воздействия негативных факторов; в) активное взаимодействие гражданина и субъекта оказания помощи (гражданин предоставляет всю информацию, которую считает относящейся к делу, а субъект оказания помощи помогает правильно определить полноту этой информации); г) наличие определенной, зачастую законодательно рекомендованной формы согласия (соглашения) на оказание помощи, в силу чего, по сути, у граждан есть всего два варианта: принять помощь на предложенных условиях либо отказаться от ее принятия то есть имеет место договор присоединения; д) физическая, материальная, моральная и иная жертвенность при оказании помощи.

Отличительными признаками «услуги», характеризующими ее сущность, на наш взгляд, являются: а) реальная способность граждан участвовать в определении объема, качества и порядка предоставления услуги, а также, являясь субъектом экономических отношений (возможно и не подозревая об этом) участие в определении ее цены; б) безусловно, граждане не могут навскидку определить потребительскую стоимость услуги, но могут выбирать субъект оказания услуги исходя из своих материальных возможностей. Если, например, покупатель приобретает продукты питания или автомобиль, то в большинстве случаев он может самостоятельно оценить потребительную стоимость этих товаров. Потребительная стоимость юридической услуги для граждан – категория туманная; в) граждане, а зачастую и сами юристы, не задумываются над тем, что юридическая услуга – это экономический термин, равно как и о том, что качественная юридическая помощь должна осуществляться в рамках определенного стандарта. Получая от юриста, субъекта оказания услуги, первоначальную информацию по своему делу (о возможных вариантах решения проблемы, о трудозатратах, материальных затратах, рисках) каждый гражданин решает для себя готов ли он рисковать, заплатить больше, чтобы снизить риски и пр. Отсюда, понимание о качестве юридической услуги определяется соотношением затрат и результата.

В свою очередь, А.И. Муранов, Т.И. Ильина, Г.К. Шаров отмечают, что эти понятия не имеют различий. Другие российские адвокаты придерживаются иного подхода относительно данных понятий, считая необходимым противопоставлять юридическую помощь юридическим услугам. В литературе прослеживаются попытки теоретического обоснования такого положения. Изучением правового института юридической помощи занимались многие авторы, например М.В. Кратенко, А.С. Плетень, О.Н. Бондарь, В.Ю. Панченко, К.Е. Михайленко, Р.Г. Мельниченко и другие. К.Е. Михайленко рассматривает юридическую помощь в качестве вида содействия, поддержки со стороны органов публичной власти и юристов. Это одна из черт юридической помощи, которая возникает на основе конституционной нормы и имеет правоохранительный и правообеспечительный характер. Д.В. Музюкин называет одной из черт юридической помощи отсутствие коммерческой направленности или отсутствие определяющего значения данной составляющей. Как он пишет в своей работе, «юридическая помощь не является объектом гражданских прав, не обладает товарной формой и меновой стоимостью. Действительно, в экономическом обороте находится поименованный законом объект – оказание юридических услуг. Удовлетворяя объективно существующие интересы и потребности, услуга, в отличие от помощи, носит в первую очередь коммерческий характер». Очевидно, «юридическая помощь» (должна рассматриваться как добровольное участие в чьей-нибудь работе, направленное на ее облегчение, содействие кому-нибудь; поддержка) представляет собой более широкое понятие, чем «юридические услуги», и включает его в свое содержание; юридическая помощь выше юридических услуг, как причина выше следствия. Поэтому, адвокат оказывает именно юридическую помощь своему доверителю, но данная помощь в подавляющем большинстве случаев несет правовую нагрузку юридической услуги возмездного характера. Как справедливо замечает Г.М. Резник, «…адвокаты работают за деньги. Почему? Потому что адвокаты – это само занятые специалисты, они ни копейки от государства не получают. Исключая защиту по назначению – обременение, которое накладывается на адвокатскую структуру исторически…». А.А. Салчак, рассматривающий различие юридических услуг и юридической помощи отмечает: «…юридические услуги – это объект гражданско-правовых отношений, и нормы, регламентирующие оказание юридических услуг, составляют гражданско-правовой институт. Предоставление юридической помощи находится в сфере конституционных, социальных правоотношений». Обратим внимание на тот факт, что право на получение квалифицированной юридической помощи гарантируется каждому человеку. Ю.В. Романец характеризует юридические услуги как «юридически значимые действия, то есть действия, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей». Однако на практике оказание юридических услуг часто не связано с совершением юридически значимых действий, например проведением переговоров, юридическими консультациями. Таким образом, учитывая, что юридические услуги могут представлять как фактические, так и юридические действия, а также их комбинации, следует признать, что данное понятие не охватывает весь спектр рассматриваемого явления.

Обобщая изложенное, можно сформулировать определение понятия «помощь» – это деятельность, направленная на предупреждение, минимизацию либо ликвидацию неблагоприятных последствий, а также вредоносных для отдельного субъекта факторов.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы: 1) юридическая услуга и юридическая помощь в регулировании общественных отношений различны по правовой природе; 2) юридическую помощь оказывает специально уполномоченный субъект, которым является адвокат, а юридические услуги, согласно положениям гражданского процессуального законодательства, дееспособные лица; 3) оказание услуг, в том числе и юридических, является объектом гражданского права; 4) юридическая услуга имеет коммерческий характер, юридическая помощь – социальный; 5) юридическая помощь проявляет в себе публичный интерес, а юридическая услуга – публично-правовое значение.

  1. О государственной социальной помощи : федер. закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699 ; О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании : закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. №33.Ст. 1913.
  2. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей : федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 256-ФЗ (с изм. от 14.12.2015) // Собр. законодательства РФ. 2007. N 1 (часть I). Ст. 19.
  3. Легальное определение государственной помощи содержится в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» // Собр. законодательства РФ. 2006. № 31.(Ч. 1). Ст. 3434, согласно которому под государственной или муниципальной помощью понимается «предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке» Между тем, подобное определение государственной помощи является весьма узким, не отражает все аспекты явления и может быть использовано только для целей указанного Федерального закона.
  4. Музюкин Д.В. Правовое обеспечение рынка юридических услуг : дис. … канд. юрид. наук. Новосибирск, 2007. С.
  5. Резник Г.М. К вопросу о конституционном содержании понятия «квалифицированная юридическая помощь» // Адвокат. 2007. № 4. С. 25.
  6. Салчак А.А. Договор об оказании юридических услуг: особенности гражданско-правовой ответственности его участников : дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 77.
  7. Романец Ю.В. Общая характеристика договоров оказания юридических услуг (поручение, комиссия, агентирование) // Законодательство. 2001. № 4. С. 38.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

В закон об адвокатской деятельности внесли ряд поправок. Эти изменения касаются самих адвокатов, а также их клиентов и юристов без статуса адвоката. Теперь адвокатам на уровне закона разрешили включать в свои договоры с клиентами условие о вознаграждении, которое зависит от результата оказания юридической помощи (гонорар успеха). При этом поправки внесены не в ГК РФ, а именно в закон об адвокатуре. В итоге появилось два мнения. Одно из них — законодательный запрет на гонорар успеха не предусмотрен, а значит, разрешая его адвокатам, поправками допускается применение такого вознаграждения и юристами без статуса адвоката. Другое мнение — юристы без статуса адвоката по-прежнему не смогут требовать с клиентов гонорар успеха: это прерогатива только адвокатов. Тем более, что этими поправками для адвокатов предусмотрена и более строгая ответственность. Так, адвокат, которого лишили статуса из-за определенных нарушений с его стороны, не сможет больше никогда быть представителем в суде. То есть даже будучи юристом без адвокатского статуса, он не сможет заниматься судебными делами.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 02.12.2019 № 400-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»» (далее — Закон № 400-ФЗ). В нем предусмотрены поправки, касающиеся правил о приостановлении, прекращении статуса адвоката, назначении адвокатов, проведении экзамена для получения статуса адвоката и т.д. Но главное нововведение этого документа в том, что адвокатам разрешили брать с клиентов гонорар успеха. Закон вступит в силу с 01.03.2020, за исключением ряда положений.

Гонорар успеха

Судебная практика по поводу гонорара успеха всегда была противоречивая. Достаточно длительное время суды не разрешали юристам получать такие вознаграждения. Тем более, что в 2007 г. Конституционный суд РФ прямо указал, что нельзя включать в договор на оказание юридических услуг вознаграждение, которое зависит от принятия конкретного судебного решения (постановление от 23.01.2007 № 1-П). Несмотря на это в судебной практике стали появляться решения, в которых суды подобные вознаграждения толковали не как гонорар успеха и поэтому разрешали его включать в договоры об оказании юридических услуг.

Пример из практики

По условиям договора клиент должен был заплатить юристам фиксированную стоимость и дополнительное вознаграждение в размере 10% от суммы, взысканной на основании решения суда в пользу заказчика, или от суммы, отраженной в достигнутом мировом соглашении. Заказчик выиграл судебный процесс. Однако клиент не оплатил дополнительное вознаграждение. Суд первой инстанции взыскал с заказчика в пользу юридической компании задолженность в размере 10% от взысканной в суде суммы. Он указал, что условие договора о взыскании вознаграждения не зависело от принятия конкретного судебного решения. Формулировки договора об исчислении вознаграждения в процентах от взысканной суммы, об основаниях для выплаты вознаграждения не противоречат выводам КС РФ, изложенным в постановлении от 23.01.2007 № 1-П. Стороны вправе согласовать выплату вознаграждения исполнителю в различных формах (в зависимости от фактически совершенных исполнителем действий или от результата действий исполнителя), если такие условия не противоречат основополагающим принципам российского права (публичному порядку РФ). Президиум ВАС РФ признавал противоречащими публичному порядку положения договоров возмездного оказания услуг о выплате вознаграждения исключительно в зависимости от факта принятия положительного для стороны арбитражного спора решения без совершения определенных действий или осуществления определенной деятельности со стороны исполнителя (постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 № 16291/10). В данном деле таких нарушений не было. Вышестоящие суды, включая ВС РФ, согласились с этим решением.

Определение ВС РФ от 26.09.2019 № 309-ЭС19-14931 по делу № А76-26478/2018

Теперь же законодательно предусмотрено, что адвокаты вправе получать вознаграждение, которое зависит от итогового результата оказания услуг.

Однако предусмотрена оговорка о том, что такое вознаграждение можно включать в договор об оказании юридической помощи в соответствии с правилами, установленными советом Федеральной палаты адвокатов. Пока эти правила не установлены.

Цитируем документ

В соответствии с правилами, установленными советом Федеральной палаты адвокатов, в соглашение об оказании юридической помощи может включаться условие, согласно которому размер выплаты доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи, за исключением юридической помощи по уголовному делу и по делу об административном правонарушении.

Пункт 4.1 ст. 25 Закона № 400-ФЗ

Таким образом, адвокаты получили право на «гонорар успеха» по всем делам, кроме уголовных дел и дел об административном правонарушении. Новое правило начнет действовать с 01.03.2020.

В то же время пока не ясно, могут ли договариваться с клиентами о подобном вознаграждении юристы без статуса адвоката. С одной стороны, эта поправка была введена именно в Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и должна распространяться только на адвокатов. Но, с другой стороны, не ясно, на каком основании различаются положения о вознаграждении для адвокатов и юристов без статуса адвоката.

Экзамен для получения статуса

Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования. В поправках предусмотрено, что тестирование будут проводить с использованием единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов тестирования. Но это произойдет только после 01.03.2022.

При этом в первоначальной редакции предлагалось еще ограничить право адвокатов на переход в адвокатскую палату в другом регионе, поскольку многие сдавали экзамены в одном регионе, а работали в итоге в другом. Но эта поправка не прошла.

Приостановление и лишение статуса адвоката

Законом № 400-ФЗ предусмотрено еще одно основание для приостановления статуса адвоката — подача им заявления о приостановлении статуса адвоката по личным обстоятельствам. Такое приостановление возобновляется по решению совета на основании личного заявления адвоката не ранее чем через один год и не позднее чем через десять лет после принятия советом решения о приостановлении статуса адвоката. При этом на адвоката, статус которого приостановлен, будет распространяться действие Кодекса профессиональной этики адвоката.

Адвокат, которого лишили статуса за неисполнение своих обязанностей перед доверителем, разглашение конфиденциальной информации, нарушение норм Кодекса профессиональной этики, совершение преступления, не сможет быть представителем в суде. Исключение составят случаи его участия в процессе в качестве законного представителя. Иными словами, даже если лишенный статуса адвокат будет работать и дальше юристом, то вести судебные дела он все равно не сможет. Правда, как суды будут это отслеживать, в поправках не указано. Данная поправка вступит в силу с 01.03.2021.

В случае отмены советом адвокатской палаты субъекта РФ или советом Федеральной палаты адвокатов ранее принятого решения о прекращении статуса адвоката территориальный орган юстиции сам внесет сведения о восстановлении статуса адвоката в региональный реестр.

Поправки для адвокатских кабинетов, бюро, коллегий и палат

Сократится адвокатский стаж, который необходим для открытия адвокатского кабинета или коллегии адвокатов. Раньше требовалось пять лет адвокатского стажа, теперь только три.

Увеличится перечень сведений, которые нужно обязательно включать в договор об учреждении коллегии адвокатов. В частности, это порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов и выхода учредителей (членов) из ее состава, а также порядок распределения имущества, оставшегося после ее ликвидации.

Уставом адвокатского бюро может быть предусмотрено образование постоянно действующего коллегиального органа бюро, контролирующего деятельность исполнительных органов бюро и выполняющего иные функции, возложенные на него уставом.

В партнерском договоре адвокатского бюро придется указывать дополнительно:

  • компетенцию и порядок принятия решений общего собрания партнеров как высшего органа адвокатского бюро. При этом партнерским договором может быть определено равное либо различное количество голосов, принадлежащих каждому из партнеров при принятии решений общим собранием партнеров;

  • порядок формирования, состав, компетенцию и порядок принятия решений иных органов адвокатского бюро;

  • порядок приема в состав партнеров, приостановления участия в адвокатском бюро и исключения из числа партнеров;

  • порядок распределения вознаграждения, полученного партнерами в связи с оказанием ими юридической помощи, размер которого может быть установлен в твердой сумме либо определен в соответствии с условиями, предусмотренными партнерским договором.

Адвокатские палаты должны будут размещать на своих сайтах информацию о годовой финансовой отчетности, о решениях, принятых советом адвокатской палаты, о сделках адвокатской палаты, в совершении которых имеется заинтересованность членов совета адвокатской палаты.

Все эти изменения вступят в силу с 01.03.2020.

Назначение адвокатов

Дела между адвокатами будут распределяться на территории РФ с помощью автоматизированной информационной системы в том случае, если адвокаты становятся защитниками по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Эта поправка начнет работать с 01.03.2021.

Комментарий эксперта

Михаил Толчеев, вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ

Законодатель подтвердил право адвокатов и их доверителей на включение в соглашение так называемого гонорара успеха. Это решение представляется вполне обоснованным как с экономической, так и с юридической точки зрения. Гонорар успеха, как оплата по результату, является одним из способов софинансирования судебных процессов, о необходимости которого говорит Верховный суд РФ как о гарантии права на доступ к правосудию. Когда у лица, права которого нарушены, отсутствуют средства, достаточные для осуществления их судебной защиты, работу по делу полностью или частично может финансировать сам адвокат, выполняя ее бесплатно в расчете на оплату по результату. С другой стороны, гонорар успеха представляет собой также механизм распределения рисков за результаты работы и переноса их части с доверителя на адвоката. Правильное понимание правовой и экономической природы этой конструкции, должно, на мой взгляд, обусловливать те правила включения в соглашение с адвокатом условий о гонораре успеха, утверждение которых законодатель возложил на Федеральную палату адвокатов РФ.

Андрей Кузьмин, к.ю.н., адвокат, старший партнер Адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры»

Новые положения п. 4.1 ст. 25 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» позволяют включать нормы о гонораре успеха, за исключением соглашений на ведение уголовных и административных дел. Это новшество укладывается в общую направленность развития адвокатуры, которая приобретает все больше преимуществ при ведении судебных дел, в дополнение к недавним изменениям Арбитражного процессуального кодекса. Распространить данное требование на юристов без статуса адвоката невозможно. Такие изменения возможны, так как адвокаты соблюдают более строгие этические и правовые требования. Адвокаты осуществляют деятельность на основании соглашения о правовой помощи, которое является особым договором и не относится к договору оказания услуг. Такой договор содержит особые существенные условия. Гонорар успеха предоставляется под гарантии повышенной ответственности адвоката. В данном случае юрист не имеет таких мер ответственности, а следовательно, нет гарантий того, что гонорар успеха будет использоваться без злоупотреблений.

Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему Доверителю. Кодекс профессиональной этики адвоката к таким сведениям относит:

  • факт обращения к адвокату, включая имена и названия Доверителей;
  • все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу;
  • сведения, полученные адвокатом от Доверителей;
  • информацию о Доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи;
  • содержание правовых советов, данных непосредственно Доверителю или ему предназначенных;
  • всё адвокатское производство по делу;
  • условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и Доверителем;
  • любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.

Гарантируемый законом статус независимости адвоката позволяет в должной мере соблюсти интересы Доверителя.

Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя (п.п. 5 п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);

  • негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается (п. 5 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);
  • адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);
  • проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);

  • адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого, не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, а также об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи (п.п. 2 и 3 п. 3 ст. 56 УПК РФ);
  • подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать (Ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Гарантии независимости адвоката закреплены в ст. 18 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которой:

  1. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются.
  2. Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).
  3. Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается.
  4. Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.
  5. Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

В определении от 06.07.2000 № 128−0 Конституционный Суд Российской Федерации отмечает следующее: «Гарантии профессиональности отношений адвоката с клиентом являются необходимой составляющей права на получение квалифицированной юридической помощи как одного из основных прав чело¬века, признаваемых международно-правовыми нормами (ст. 14 Международного пакта о гражданских и полити¬ческих правах, ст. 5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод)».

Как обратиться за юридической помощью?

Для получения юридической помощи необходимо явиться непосредственно в юридическую консультацию и обратиться к дежурному адвокату. Также можно обратиться за юридической помощью и заключить соглашение с конкретным адвокатом.

Прием посетителей осуществляется без предварительной записи, в пределах рабочего времени конкретной юридической консультации.

В состав Брестской областной коллегии адвокатов входит 17 юридических консультаций, 9 адвокатских бюро и 48 адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально.

Адреса и контактную информацию можно найти на страницах нашего сайта в разделе «Адвокатские образования» .

Адвокатская деятельность

Брестская областная коллегия адвокатов в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (в ред. от 11.07.2017 г.), Декретами и Указами Президента Республики Беларусь, другими нормативно-правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ними, Правилами профессиональной этики адвоката и Уставом Брестской областной коллегии адвокатов.

Конституция Республики Беларусь

1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

Статья 62. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

Закон Республики Беларусь 30 декабря 2011 г. N 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (в ред. от 11.07.2017 г.).

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

адвокатура — правовой институт, призванный оказывать в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на профессиональной основе юридическую помощь в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц;

адвокатская деятельность — юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами в порядке, предусмотренном настоящим Законом, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, а также государству (далее, если не предусмотрено иное, — клиенты) в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию;

адвокатская тайна — сведения о вопросах, по которым клиент обратился за юридической помощью, суть консультаций, разъяснений, справок, полученных клиентом от адвоката, сведения о личной жизни клиента, информация, полученная от клиента, об обстоятельствах совершения преступления по уголовному делу, по которому адвокат осуществлял защиту прав, свобод и интересов клиента, а также сведения, составляющие коммерческую тайну клиента;

юридическая помощь — деятельность по оказанию содействия клиентам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, которая направлена на осуществление и защиту прав, свобод и интересов клиентов, а также представительство клиентов в судах, государственных органах, иных организациях и перед физическими лицами.

Статья 4. Принципы организации адвокатуры и адвокатской деятельности

Организация адвокатуры и адвокатской деятельности основывается на принципах:

обеспечения гарантированного Конституцией Республики Беларусь права на юридическую помощь;
законности;
доступности юридической помощи;
независимости адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности;
адвокатской тайны;
использования всех не запрещенных законодательством средств и способов защиты прав, свобод и интересов клиента;
обеспечения качества юридической помощи;
недопустимости вмешательства в профессиональную деятельность адвокатов со стороны органов, ведущих уголовный процесс, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц;
соблюдения Правил профессиональной этики адвоката.

Статья 5. Основные задачи адвокатуры

Основными задачами адвокатуры являются:
оказание на профессиональной основе юридической помощи клиентам в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов;
участие в правовом воспитании граждан.

Статья 6. Право на юридическую помощь, оказываемую адвокатами

1. Юридическая помощь оказывается адвокатами на возмездной основе. В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, юридическая помощь оказывается за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов.

2. Любое физическое и юридическое лицо на территории Республики Беларусь вправе обратиться за юридической помощью к адвокату по своему выбору, за исключением случаев оказания юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов, для защиты своих прав и интересов в судах, государственных органах, иных организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих юридических вопросов, и перед физическими лицами.

3. Задержанному, административно арестованному, лицу, заключенному под стражу, домашний арест, лицу, которому назначены принудительные меры безопасности и лечения, или осужденному при оказании юридической помощи обеспечиваются необходимые условия для встреч и консультаций с адвокатом с соблюдением их полной конфиденциальности.

Статья 16. Гарантии адвокатской деятельности

1. Адвокат в своей деятельности независим и подчиняется только закону.

2. Запрещаются вмешательство в профессиональную деятельность адвоката, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом, а также требование от адвоката сообщения каких-либо сведений, составляющих адвокатскую тайну, либо требование таких сведений от стажеров и помощников адвоката.

3. Информация, составляющая адвокатскую тайну, не может быть получена от адвоката, а также стажеров и помощников адвоката и использована в качестве доказательств в уголовном, гражданском, хозяйственном и административном процессах.

4. Адвокат, стажеры и помощники адвоката не могут быть допрошены в качестве свидетелей об обстоятельствах, составляющих адвокатскую тайну, а государственные органы и иные организации не вправе истребовать, изымать и иным образом получать у адвоката, стажера и помощника адвоката информацию, составляющую адвокатскую тайну.

5. Запрещаются препятствование адвокату в предоставлении встреч наедине с его подзащитным в условиях, обеспечивающих конфиденциальность таких встреч, а также ограничение их количества и продолжительности.

Статья 26. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами

1. Адвокаты оказывают клиентам следующие виды юридической помощи:
дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам;
составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;
представляют интересы клиентов в судах, в том числе на стадии исполнения судебных постановлений, а также в государственных органах, иных организациях, в том числе их органах управления, и перед физическими лицами;
участвуют в досудебном производстве и суде по уголовным делам в качестве защитника, а также представителя потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;
участвуют в административном процессе в качестве защитника, представителя потерпевшего, иных физических или юридических лиц, являющихся участниками административного процесса;
проводят правовую оценку документов и деятельности;
ведут правовую работу по обеспечению хозяйственной и иной деятельности;
ведут правовую работу по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь;
совершают от имени и в интересах клиентов юридически значимые действия в пределах полномочий, предоставленных им клиентом и законодательством;
оказывают иные виды юридической помощи.
Кроме оказания юридической помощи в соответствии с частью первой настоящего пункта, адвокаты также вправе в порядке, предусмотренном законодательством, выступать примирителями в примирительной процедуре, медиаторами в медиации или третейскими судьями при рассмотрении дел третейскими судами.

2. Профессиональная защита прав и интересов клиентов по уголовным, гражданским делам, делам, возникающим из хозяйственных (экономических) споров, и делам об административных правонарушениях в общих и хозяйственных судах, органах, ведущих уголовный или административный процесс, осуществляется только адвокатами.

3. Адвокатам запрещено заниматься другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме работы в органах управления адвокатских образований и коллегий адвокатов, преподавательской, научной, творческой деятельности.

Статья 27. Оказание адвокатами юридической помощи на возмездной основе

1. Юридическая помощь оказывается адвокатами на основании договора на оказание юридической помощи.

2. Договор, предметом которого является оказание юридической помощи, заключается между адвокатом либо адвокатским бюро и клиентом или иным лицом, действующим в интересах клиента, в письменной форме. При даче устной консультации договор на оказание юридической помощи в письменной форме не заключается.

3. Договор, заключенный в письменной форме, составляется и подписывается в двух экземплярах. Один экземпляр передается клиенту (иному лицу, действующему в интересах клиента), второй хранится у адвоката, в юридической консультации либо адвокатском бюро.

4. Существенными условиями договора на оказание юридической помощи являются:
вид (виды) юридической помощи;
порядок и размер оплаты юридической помощи;
порядок возмещения расходов, связанных с оказанием юридической помощи.

Статья 28. Оказание юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов

1. Юридическая помощь гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее — граждане) оказывается за счет средств коллегий адвокатов:
истцам — в судах первой инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов;
ветеранам Великой Отечественной войны — при даче устной консультации по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
гражданам — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
инвалидам I и II группы — при даче устной консультации, не требующей ознакомления с документами;
несовершеннолетним — в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) — в интересах детей;
иным категориям граждан — по решению коллегии адвокатов.

2. Юридическая помощь по вопросам социальной защиты и реабилитации жертвам торговли людьми, а в случае недостижения ими четырнадцатилетнего возраста — их законным представителям, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма, оказывается за счет средств республиканского бюджета.

3. Юридическая помощь подозреваемому или обвиняемому оказывается за счет средств местного бюджета в случае участия адвоката в дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве по назначению через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс.

4. Территориальная коллегия адвокатов определяет порядок оказания юридической помощи за счет средств коллегии адвокатов, а также распределяет затраты на ее оказание между адвокатами юридических консультаций, адвокатских бюро, а также адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально.

5. Порядок возмещения расходов на оплату труда адвоката за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 37. Адвокатура и государство

1. Государство гарантирует адвокатам возможность осуществления адвокатской деятельности и способствует созданию для этого необходимых условий, обеспечивает независимость деятельности адвокатуры, доступность юридической помощи, а также сотрудничество государственных органов и органов адвокатского самоуправления в деле обеспечения защиты прав, свобод и интересов граждан, оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам.

2. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью коллегий адвокатов и адвокатских образований осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в пределах их компетенции.

ПРАВИЛА профессиональной этики адвоката

(утверждены постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь 6 февраля 2012 г. № 39)

ГЛАВА 3

АДВОКАТСКАЯ ТАЙНА

14. Соблюдение адвокатской тайны является безусловным приоритетом деятельности адвоката.Обязанность сохранения адвокатской тайны не ограничивается во времени.

15. Правила сохранения адвокатской тайны распространяются на:

сведения о вопросах, по которым клиент обратился за юридической помощью;

суть консультаций, разъяснений, справок, полученных клиентом от адвоката;

сведения о личной жизни клиента;

информацию, полученную от клиента, об обстоятельствах совершения преступления по уголовному делу, по которому адвокат осуществлял защиту прав, свобод и интересов клиента;

сведения, составляющие коммерческую тайну клиента.

16. Материалы, входящие в состав адвокатского производства по делу, а также переписка адвоката с клиентом должны быть ясным и недвусмысленным образом обозначены как принадлежащие адвокату или исходящие от него.

17. Адвокат может раскрыть доверенную клиентом информацию в объеме, который он считает обоснованно необходимым, в случаях:

согласия на это самого клиента, если раскрытие такой информации необходимо для оказания юридической помощи;

обоснования позиции адвоката при решении спора между ним и клиентом либо обоснования личной защиты по делу, возбужденному против него и основанному на действиях, в которых принимал участие клиент;

проведения консультаций с другими адвокатами, если клиент не возражает против таких консультаций.

18. Адвокат не вправе давать свидетельские показания и объяснения по вопросам, составляющим адвокатскую тайну.

В случае вызова адвоката органом, ведущим административный, уголовный, гражданский, хозяйственный процесс, для опроса либо допроса в качествесвидетеля по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью, адвокат обязан сообщить об этом руководителю органа адвокатского самоуправления.

О гонораре адвоката

В соответствии со ст. 27 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (в ред. от 11.07.2017 г.) юридическая помощь оказывается адвокатами на основании договора на оказание юридической помощи.

Согласно п. 54-57 Правил профессиональной этики адвоката порядок и размер оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатом клиенту (далее — гонорар), определяются договором на оказание юридической помощи и являются его существенными условиями.

Адвокат имеет право на возмещение понесенных им при оказании юридической помощи издержек и расходов.

Размер гонорара и порядок его определения (фиксированная сумма, оплата за день участия в предварительном следствии или суде, оплата согласованной почасовой ставки, доплата за позитивный результат по делу и т.д.) определяются по договоренности между адвокатом (адвокатским бюро) и клиентом, и указываются в договоре на оказание юридической помощи.

Рекомендуется определять размер гонорара, учитывая приведенные ниже факторы:

опыт и квалификация адвоката; профессиональный авторитет адвоката; новизна и сложность вопросов; необходимые затраты времени и труда; вероятность того, что данное поручение ограничит возможности адвоката одновременно вести другие дела; сроки (установленные клиентом, обстоятельствами); необходимость привлечения специалистов; расходы, связанные с оказанием юридической помощи и иные факторы.