Совместные проверки контролирующих органов

3.5. Планирование совместных проверок

Одним из вариантов возможной оптимизации контрольно-надзорной деятельности является организация и проведение совместных проверок. При совместной проверке несколько органов государственного контроля (надзора) или органов муниципального контроля проверяют деятельность одного субъекта предпринимательской деятельности.

Федеральный закон N 294-ФЗ содержит указание на возможность проведения совместных проверок, однако их правовое регулирование недостаточно.

Исключением являются федеральные законы от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», которыми установлена обязательность совместных плановых проверок в установленных законодательством случаях, а также принятое в развитие Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 г. N 1132 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Целесообразность проведения совместных проверок должна определяться контрольно-надзорными органами с учетом близости предметов контроля (надзора), возможности одновременной работы должностных лиц различных контрольно-надзорных органов на объекте контроля.

При составлении ежегодного плана проведения плановых проверок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля согласовывает планируемые проверки с другими заинтересованными контрольно-надзорными органами, если их осуществление намечается совместно с указанными органами.

Порядок указанного согласования не установлен, поэтому такое согласование осуществляется по общим правилам межведомственного документооборота. При устойчивой практике проведения совместных проверок порядок взаимодействия по согласованию совместных проверок может быть закреплен официально. Примером может служить Административный регламент взаимодействия ФМБА России и Ростехнадзора при проведении совместных плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказами ФМБА России N 52, Ростехнадзора N 169 от 19 марта 2012 г.

В соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ предложения руководителям контрольно-надзорных органов о проведении совместных плановых проверок могут быть внесены органами прокуратуры после рассмотрения проектов ежегодных планов проведения плановых проверок.

При принятии предложения органов прокуратуры согласование единого срока проверки осуществляется контрольно-надзорными органами между собой самостоятельно по общим правилам межведомственного документооборота. При определении единого периода проверки должны быть учтены такие обстоятельства, как периодичность проверок (в том числе установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944), сезонный характер контроля (надзора). Например, мероприятия по контролю за соблюдением земельного законодательства, законодательства о дорожной деятельности, о пожарной безопасности в лесах и др. в силу своей специфики затруднительно осуществлять при наличии снежного покрова.

Что Проверяет Роспотребнадзор в Связи с COVID-2019 и Какой Он, Этот Мораторий На Проведение Проверок!

Приветствую, друзья! Руководителям и специалистам организаций и ИП, которые продолжают вести деятельность в период пандемии, будет полезно узнать, что проверяет Роспотребнадзор. Посмотрим рекомендации и предписание данного ведомства. Дополнительно посмотрим постановление Правительства, согласно которого вводится мораторий на проведение проверок.

РИА Новости (ria.ru)

Что проверяет Роспотребнадзор — рекомендации и предписание

За рекомендации и предписание Роспотребнадзора спасибо нашим подписчицам Анне Тыркиной и Юлечке Богатской.

Мораторий на проведение проверок

Есть постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 438, которым определены особенности осуществления госнадзора, муниципального контроля в 2020 году.

Правительством установлено, что в 2020 году в отношении юр.лиц, ИП, отнесённых в соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:

  • внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
  • внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
  • внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1_1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечёт возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

При осуществлении проверок в отношении юр.лиц и ИП, не указанных выше, проводятся только:

  • внеплановые проверки, указанные выше;
  • плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

При этом установлено, что проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением следующих случаев, когда допустим выезд должностного лица:

  • выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 постановления;
  • возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте «в» пункта 1 постановления.

С самым-самым из постановления вроде всё, остальное смотрите в документе. Ссылка на постановление в формате PDF ниже.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Последняя актуальная информация о проверках организаций и ИП в официальной группе ВК

Последняя актуальная информация о коронавирусе в официальной группе ВК

Координация совместных проверок: предложения Открытого правительства

13 Августа 2015

Механизмы взаимодействия контрольно-надзорных органов нуждаются в совершенствовании, а процедуры проведения совместных проверок должны быть дополнительно регламентированы. Предложения по повышению координации контрольно-надзорной деятельности и снижению коррупционных рисков и издержек для бизнеса при проведении совместных проверок подготовил Экспертный совет при Правительстве РФ в рамках исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы.

Национальный план был утвержден Президентом РФ 11 апреля 2014 года. Один из его пунктов (пункт 2, подпункт «г») предписывает Правительству РФ внести предложения по совершенствованию координации и регламентации взаимодействия контрольно-надзорных органов в РФ при планировании и осуществлении их деятельности, в том числе при проведении совместных проверок, для повышения эффективности противодействия коррупции. Ответственными за это в Правительстве назначены министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и Минэкономразвития России совместно с контрольно-надзорными органами и Экспертным советом при Правительстве.

Возможность внепланового назначения совместных проверок органами прокуратуры и другими органами по заявлениям физических лиц значительно повышает их коррупционные риски, считают эксперты. Они предлагают выработать меры для идентификации проверок с высоким коррупционным риском.

Проверки, инициируемые по обращениям граждан, зачастую анонимным, могут служить инструментом давления на бизнес и недобросовестной конкуренции и использоваться для получения «коррупционной ренты». При этом внешним организациям на данный момент очень трудно определить заказной характер проверок», — отметил руководитель рабочей группы по экспертному обеспечению развития антикоррупционных механизмов при Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства Кирилл Кабанов.

Кроме того, эксперты Открытого правительства предлагают усовершенствовать законодательство, регламентирующее порядок обращений граждан в надзорные органы. При этом внеплановые проверки по обращениям граждан должны проводиться только после идентификации личности заявителя.

Для повышения эффективности противодействия коррупции крайне важно не только «ловить за руку», но и принимать своевременные превентивные меры. Поэтому необходимо заранее определять категории проверок с повышенным коррупционным риском и ориентировать контрольно-надзорные органы на их идентификацию. Считаю также целесообразным предложение Экспертного совета по разработке дополнительных мер, направленных на выявление коррупционного характера проверок, и их включение в Национальный план противодействия коррупции», — подчеркивает министр РФ Михаил Абызов.

Эксперты также предлагают привлекать к ответственности граждан за предоставление заведомо ложных сведений при обращении с запросами о проведении внеплановых проверок.

Основания для назначения совместных проверок предпринимателей, по мнению экспертов, необходимо уточнить с учетом оценки издержек от их проведения. В противном случае для определенных видов бизнеса нагрузка может оказаться несоизмеримой.

Совместную проверку нужно назначать с учетом таких характеристик проверяемых субъектов, как, например, размер оборота, сезонность и цикличность деятельности. Чтобы определить категории предприятий, целесообразность совместных проверок которых высока, необходимо провести дополнительное исследование и оценить издержки бизнеса», — считает Кирилл Кабанов.

Процедуру назначения и проведения совместных проверок, по мнению экспертов, нужно дополнительно регламентировать: сейчас в 294-ФЗ, направленном на защиту предпринимателей при проведении проверок, таких норм нет. Эксперты предлагают нормативно закрепить понятие «совместная проверка» и определить порядок и последовательность процедур их проведения, а также регламентировать действия контрольно-надзорных органов.

Задачу по снижению нагрузки на предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорной деятельности поставил ранее глава государства Владимир Путин.

Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля», — заявил Президент РФ, выступая с Посланием Федеральному собранию в 2014 году.

Совершенствование контрольно-надзорной деятельности для сокращения излишней нагрузки на бизнес — одно из важнейших направлений работы Открытого правительства.

Разрабатываемый законопроект о государственном и муниципальном контроле должен заложить основные принципы и механизмы взаимодействия наших ведомств и контрольно-надзорных органов с бизнесом, в том числе в вопросах регламентации проведения проверок. Излишние и дублирующие проверки зачастую становятся непосильным бременем особенно для средних и малых предприятий, вплоть до остановки работы на сутки и более. В целом издержки экономики от неэффективного государственного контроля и надзора экспертами оцениваются от 2 до 5% ВВП. Очевидно, что этот резерв в 2–3%, связанный с возможностью снижения этих издержек, сохранился», — считает министр РФ Михаил Абызов.

Вопрос оптимизации государственного участия в экономике поднимался многократно на протяжении последних 10 лет, напомнил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

В текущих социально-политических и социально-экономических условиях один из немногих резервов роста экономики — это кардинальное сокращение административного давления на бизнес. Проведение совместных проверок позволяет существенно сократить количество самих проверок, а, возможно, и сроки проведения проверочных мероприятий. В конечном итоге материальные издержки сократятся, а качество и эффективность контроля повысятся», — полагает он.

Для более эффективного обмена информацией о совместных проверках между контрольно-надзорными органами, по мнению экспертов, нужна специальная информационно-аналитическая система.

У многих ведомств нет собственных информационных систем учета и анализа информации по результатам проверок. Нет у них и информационных систем, обобщающих данные, поступающие от других ФОИВов. Это не позволяет оптимизировать взаимодействие контрольно-надзорных органов», — отметил руководитель рабочей группы по экспертному обеспечению развития антикоррупционных механизмов при Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства Кирилл Кабанов.

На первоначальном этапе за основу, по мнению экспертов, может быть принят заработавший с 1 июля Единый реестр проверок, в закрытом сегменте которого контрольно-надзорные органы могли бы обмениваться соответствующей информацией между собой. В дальнейшем спектр необходимых требований может быть отражен в законопроекте о госконтроле, который сейчас разрабатывается по поручению Президента.

Создание «живой» единой информационной системы о проводимых проверках, с актуализацией данных в режиме онлайн и доступом к ним всех заинтересованных ведомств, позволит сократить и количество проверок, и временные, и ресурсные затраты на их проведение», — считает Михаил Абызов.

Появление такой системы позволит синхронизировать информацию о проверках, а контрольно-надзорные органы смогут оперативно и своевременно реагировать на выявленные нарушения, отметил в свою очередь Игорь Юргенс.

Так, например, зная о предстоящем применении ЦБ РФ лицензионных санкций к страховой организации, профессиональные объединения смогут контролировать увеличение обязательств страховщика перед потребителями страховых услуг», — пояснил он.

Экспертный совет также предлагает усовершенствовать правила учета совместных проверок и нормативно закрепить критерии отнесения проверок к совместным. Сейчас данные информационной системы мониторинга о проведенных совместных проверках иногда не совпадают с данными ведомств, что снижает качество анализа контрольных мероприятий.

Отвечать за оптимизацию взаимодействия между контрольно-надзорными ведомствами мог бы специальный орган, полагают эксперты. Такие функции можно было бы закрепить за подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти, которую возглавляет министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Все события