Совместный конкурс

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • Тендер
  • Совместные конкурсы и аукционы по 44-ФЗ

Совместные конкурсы и аукционы вправе организовывать заказчики, осуществляющие закупку одних и тех же товаров, работ или услуг.

В ст. 25 44-ФЗ подробно сказано о таком виде закупок, как совместные конкурсы и аукционы.

А Постановление Правительства РФ от 28.11.13 № 1088 утверждает организацию и порядок их проведения.

Действие 44 Федерального Закона направлено на оптимизацию самого процесса приобретения товаров, работ или услуг для нужд бюджетных учреждений, с целью экономии как финансовых, так и трудовых ресурсов.

В некоторых случаях использование совместных закупок обеспечивает максимальную выгоду. В рамках 44-ФЗ заказчики имеют право организовывать такие конкурсы и аукционы в случае, если 2 или более заказчика нуждаются в одинаковых товарах работах и услугах, в любых объемах.

Федеральный закон ”О контрактной системе в сфере закупок…” предусматривает два варианта организации торгов с несколькими заказчиками:

  1. В соответствии со ст. 26 44-ФЗ — организация централизованных закупок.

  2. В соответствии со ст. 25 44-ФЗ — проведение совместных конкурсов и аукционов.

Главным отличием этих методов является то, что в случае централизованных закупок в качестве организатора выступает Уполномоченный орган, а при совместных конкурсах и аукционах организатором имеет право также выступить один из заказчиков.

Например, если назначен Уполномоченный орган он и проводит закупки для каждого заказчика отдельно (централизовано), то он и будет выступать организатором закупок.

Поиск аукционов и конкурсов для участия

Подбор соответствующих заданному ОКПД закупок

Бесплатный доступ

Условия организации совместных конкурсов и аукционов

Сразу стоит сказать, что проведение таких закупок не является обязательным и заказчики организуют их только по собственному усмотрению. Как уже говорилось выше, правила проведения совместных закупок утверждены в Постановлении Правительства № 1088.

В случае, если у нескольких заказчиков возникают одинаковые потребности, они имеют право заключить соглашение о проведении совместного аукциона или конкурса.

Проведение совместных закупок по 44-ФЗ

В соглашении, которое заключают заказчики, прописываются права и обязанности сторон. А также выбирается организатор, т.е. один из них или Уполномоченный орган, которому передается часть полномочий.

Соглашение должно содержать информацию, установленную п. 2 ст. 25 44-ФЗ:

  1. информация обо всех сторонах соглашения и идентификационный код;

  2. данные об объекте и объеме совместной закупки, а также условия по выполнению контракта;

  3. НМЦК каждого заказчика с ее обоснованием;

  4. права и обязанности каждой из сторон соглашения;

  5. информация об организаторе торгов и переданные ему полномочия;

  6. порядок формирования комиссии и регламент ее работы;

  7. сроки и порядок разработки закупочной документации и ее утверждения;

  8. сроки проведения совместных конкурсов или аукционов;

  9. порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением тендера;

  10. срок действия заключенного соглашения;

  11. порядок рассмотрения споров;

  12. какие-либо другие условия, определяющие отношения между сторонами договора.

В план-график закупок каждым из заказчиков добавляются сведения о наименовании организатора такого тендера, на основании подписанного соглашения.

Организатор совместного конкурса или аукциона утверждает состав комиссии, в которую должны быть включены представители всех заказчиков, в количестве пропорциональном доле начальной максимальной цене контракта каждого из них в общем объеме закупки.

В обязанности организатора входит:

  1. контроль работы комиссии;

  2. информационное обеспечение закупки — от разработки документации до ее разъяснения;

  3. рассылка приглашений на участие, в случае проведения закрытого конкурса или аукциона;

  4. размещение информации о совместном конкурсе или аукционе в ЕИС;

  5. после проведения процедуры, организатор должен направить копии протокола всем сторонам соглашения, в срок не позднее одного дня, после подписания этих протоколов.

Контракт каждый заказчик с победителем заключает отдельно.

Начальная цена определяется каждым заказчиком самостоятельно, а сумма НМЦК, которая указывается в извещении и документации о проведении закупки, является суммой начальной максимальной цены всех заказчиков и ее обоснование содержит обоснование каждого из них.

Расходы, которые требуются на проведение совместного конкурса или аукциона, несут все заказчики в размере, пропорциональном их доле начальной максимальной цены в общем объеме НМЦК.

Важно: при уклонении победителя от подписания контракта, денежные средства, внесенные как обеспечение заявки, делятся между заказчиками по такому же принципу, т.е пропорционально доле НМЦК в общем объеме.

Если для обеспечения заявки на участие деньги вносятся на спецсчет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта, деньги или банковскую гарантию победитель должен предоставить каждому заказчику отдельно, исходя из НМЦК каждого из них.

Преимущества и недостатки совместных аукционов и конкурсов

В преимущества можно отнести тот факт, что без использования совместных закупок некоторые процедуры вовсе не были бы осуществлены.

Например, когда требуется приобрести небольшой объем товара или услуг, и поэтому нецелесообразно организовывать торги из-за затрат на них. Также, маленькие объемы закупаемых товаров, работ или услуг не всегда выгодны и интересны поставщиками, и заявок на участие может не поступить.

Совместные конкурсы и аукционы позволяют увеличить НМЦК контракта, привлечь больше поставщиков и оправдать затраты на организацию закупки.

Еще пример, в случае если нескольким заказчикам находящимся в одном городе нужен товар или выполнение каких-либо специфических работ, а поставщик или исполнитель находится только в удаленном регионе и ему не выгодно заключать контракт с одним заказчиком. То совместная закупка выгодна обеим сторонам, так как из-за одинаковых сроков поставки или выполнения работ у поставщика, исполнителя уменьшаются затраты на логистику, а у заказчиков происходит экономия бюджетных средств.

Например, доставка продуктов питания в села или деревни: если бы поставщику надо было везти свою продукцию только в одно место, то это было бы невыгодно и затрат вышло бы больше, чем при были. Но если поставка будет проводиться в несколько населенных пунктов, находящихся рядом, то контракт окажется выгодным и участники закупки проявят к нему больший интерес.

При этом существенным недостатком может оказаться, что не каждый заказчик готов выступить в роли организатора совместного конкурса или аукциона, т.к. на него возлагается большая работа и ответственность.

Ввиду этого, неопытный заказчик просто не справится с возложенными на него обязанностями, а квалифицированный — сможет и самостоятельно организовать тендер.

В ЕИС такие закупки отмечены специальным значком под номером закупки.

Ответственность за нарушения

Административная ответственность за нарушение предусмотрена как для организатора тендера, так и для членов комиссии по совместным закупкам.

Чаще всего нарушения выявляются по части документации и информационного обеспечения торгов.

Как итог, можно заключить, что в случае редкого проведения закупочных процедур в небольших объемах — организация совместных аукционов и конкурсов выгодна и оправдана.

Как показывает практика, основной отраслью проведения данного вида закупок является здравоохранение. При этом, практически всегда проводятся совместные аукционы, а совместные конкурсы явление достаточно редкое.

Код конкурса — «БРИКС_COVID-19».

Организации — участники Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций (далее – организации-участники Рамочной программы БРИКС) объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие научные проекты, направленные на решение проблем, связанных с глобальной пандемией COVID-19.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований» (далее – РФФИ) проводит конкурс в целях реализации основного мероприятия «Обеспечение реализации программы фундаментальных научных исследований» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Организации-участники Рамочной программы БРИКС, участвующие в проведении конкурса:

— Государственный совет по научному и технологическому развитию (CNPq, Бразилия);

— Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям, Россия);

— Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ, Россия);

— Департамент по биотехнологиям (DBT, Индия);

— Департамент науки и технологий (DST, Индия);

— Министерство науки и технологий (MOST, Китай);

— Государственный фонд естественных наук Китая (NSFC, Китай);

— Совет по медицинским исследованиям ЮАР (SAMRC, ЮАР).

Международное объявление: на сайте Секретариата конкурса

Форма проведения конкурса: путем подачи международной заявки в электронном виде на сайте Секретариата конкурса и одновременной подачи национальных заявок соответствующим организациям-участникам Рамочной программы БРИКС (см. http://brics-sti.org).

Условия конкурса для российских участников, запрашивающих финансирование в РФФИ

Условия конкурса

Конкурсная комиссия: бюро совета РФФИ.

Форма проведения конкурса: Заявка в РФФИ подается в электронном виде в Комплексной информационно-аналитической системе РФФИ (КИАС РФФИ).

Дата и время начала подачи заявок: 20.07.2020 15:00 (МСК)

Дата и время окончания подачи заявок: 24.08.2020 23:59 (МСК)

Внимание!

Изменился порядок представления заявок на конкурс: организация должна подтвердить согласие предоставлять условия для реализации проекта в системе КИАС РФФИ.

После отправки заявки руководителем коллектива, она должна быть подписана руководителем организации, предоставляющей условия для реализации проекта, или лицом, уполномоченным действовать от имени организации (см. Инструкция по подтверждению согласия предоставлять условия для реализации проекта).

Предоставленными на конкурс и участвующими в конкурсном отборе считаются только заявки, имеющие в КИАС РФФИ статус «Подписана организацией».

Заявки, находящиеся в статусе «Отправлена», не считаются предоставленными на конкурс и не участвуют в конкурсном отборе.

Порядок информирования об итогах конкурса: уведомление участников конкурса о решении конкурсной комиссии в электронном виде в КИАС РФФИ и опубликование списка победителей конкурса на сайте РФФИ до 25 декабря 2020 г.

Победителям конкурса предоставляется право заключить Договор о предоставлении гранта победителю конкурса и реализации научного проекта.

Грантополучатель: коллектив физических лиц

Срок реализации проекта: 2 года

Максимальный размер гранта на каждый этап реализации проекта: 5 000 000 рублей.

Минимальный размер гранта на каждый этап реализации проекта: 3 000 000 рублей.

Обязанности Организатора торгов
Для Конкурсного управляющего процесс организации торгов не является основной задачей. Конкурсному управляющему, безусловно, важен результат торгов, а именно, максимальные денежные средства, вырученные от продажи имущества должника. Результат, но не сам процесс. Поэтому себе в помощь КУ привлекают специализированную организацию – Организатора торгов. В качестве организатора торгов выступает КУ или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, Внешнего управляющего.
Организатор торгов – юридическое лицо, осуществляющее функции по организации и проведению Аукциона, действующая на основании договора и выступающая от имени собственника(ов) имущества.
Основные обязанности Организатора торгов:
Опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия
Организатор торгов обязан обеспечить на день Аукциона наличие пакета подлинных документов, достаточного для отчуждения реализуемого на торгах лота, разместить информацию о проведении Аукциона в средствах массовой информации, проводить ознакомление претендентов с лотом и имеющейся по нему документацией.
Принимает заявки
Представленная организатору торгов заявка на участие в торгах подлежит регистрации в журнале заявок на участие в торгах с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.
Определяет участников торгов
Решение Организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов.
Осуществляет проведение торгов
Организатор торгов обязан обеспечить возможность ознакомления с подлежащим к продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.
Определяет победителя торгов
Организатор торгов рассматривает предложения участников торгов о цене предприятия и определяет победителя торгов.
Уведомляет о результатах проведения торгов.
Организатор торгов публично в день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, оглашает представленные участниками торгов предложения о цене предприятия.
Важно! Организатор торгов обязан обеспечить конфиденциальность сведений и предложений, содержащихся в представленных заявках на участие в торгах, или предложений о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах.
Организатор торгов обязан осуществлять РАЗУМНЫЕ необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника. При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия Организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.
Важно! При отсутствии ответа ОТ на Ваши запросы, Вы вправе обратиться к Арбитражному управляющему, для того чтобы он либо повлиял на работу ОТ, либо сам предоставил необходимые документы / действия. В случае, если АУ не реагирует на Ваши запросы, Вы можете написать на него жалобу в СРО АУ, Органы Федеральной службы государственного реестра, которые занимаются привлечением Арбитражных управляющих к административной ответственности или обратиться в Арбитражный суд.
#tbankrot #торгипобанкротству #рекомендации_tbankrot #внешнийуправляющий

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах» определено значение начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах. Оно составляет 1 млн. руб.
Каждый заказчик при заполнении плана-графика руководствуется нормами ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой он не вправе устанавливать требование к обеспечению заявок по закупкам, не превышающим 1 млн. руб.
Каким образом следует устанавливать требование к обеспечению заявки при проведении совместной закупки уполномоченным органом для нужд нескольких заказчиков, если по каждому заказчику начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 млн. руб., но начальная (максимальная) цена контракта совместной закупки превышает 1 млн. руб.?
Следует ли по аналогии придерживаться позиции, изложенной в письме Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 28.08.2015 NN 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15, когда при проведении совместной закупки при превышении порога 500 тыс. руб. общей суммой начальной цены закупки продуктов питания применяется конкурс с ограниченным участием, а также опыт исполнения аналогичных поставок 20% применяется к общей сумме начальной максимальной цены всех заказчиков?

6 августа 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Даже если НМЦК каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (аукциона), не превышает 1 млн. руб., но указанная в извещении о проведении торгов сумма таких НМЦК более 1 млн. руб., организатор торгов к обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в совместном конкурсе (аукционе).

Обоснование позиции:
С 1 июля 2018 г. если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 1 млн. руб. заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах (ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 44-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах»).
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с ГК РФ и Законом N 44-ФЗ. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком. Правила проведения совместных конкурсов и аукционов утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088 (далее — Правила).
Ни положениями Закона N 44-ФЗ, ни Правилами, ни иными нормативными правовыми актами не установлен специальный порядок обеспечения заявок на участие в совместных конкурсах и аукционах.
В связи с этим отметим, что указываемая в извещении о проведении совместных торгов и в документации о таких торгах НМЦК определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика (пп. «б» п. 6 Правил). НМЦК каждого контракта, который будет заключаться по итогам проведения совместных торгов, в извещении не указывается (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-46). Участник совместного конкурса или аукциона вправе подать только одну заявку, и именно эта заявка подлежит обеспечению в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, при решении вопроса о необходимости установления заказчиком требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах необходимо ориентироваться не на размер НМЦК каждого из контрактов, заключаемых по результатам торгов, а на сумму таких цен, то есть именно НМЦК, указанную в извещении о проведении совместных торгов и в документации о таких торгах. Полагаем, такое понимание требований Закона N 44-ФЗ и Правил вполне соответствует смыслу и целям обеспечения заявок.
Аналогичной позиции придерживаются представители Минэкономразвития России, ФАС России, Минфина России при решении вопроса о применении тех или иных ограничений и требований Закона N 44-ФЗ, установленных в зависимости от НМЦК в случае проведения совместных торгов: например, относительно применения антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона; необходимости установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99; при решении вопроса об установлении значения НМЦК, при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями и в иных случаях (смотрите, в частности, письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 28.08.2015 NN 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15 , письмо Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-46, письмо Минфина России от 06.03.2018 N 24-01-07/14153, письмо Минэкономразвития России от 20.02.2017 N Д28и-685, письмо Минэкономразвития России от 18.04.2016 N Д28и-1034).
Указанную позицию поддерживают контролирующие органы и суды (см., например, решение ФАС от 19.04.2018 N 18/44/105/363, решение УФАС по Ярославской области от 25.01.2017 N 823/05-02, постановление АС Северо-Западного округа от 02.04.2018 N Ф07-16879/17 по делу N А56-22064/2017)).
Несмотря на то что на данный момент отсутствуют официальные разъяснения и правоприменительная практика по вопросу применения требований постановления Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 при проведении совместных торгов, на наш взгляд, велика вероятность, что указанные ведомства и контролирующие органы при решении данного вопроса будут придерживаться позиции о расчете НМЦК в целях применения данного постановления исходя из НМЦК, указанной в извещении о проведении совместных торгов, являющейся суммой НМЦК каждого заказчика. Поэтому, даже если НМЦК каждого отдельного контракта, подлежащего заключению по результатам совместных торгов, не превышает 1 млн. руб., но указанная в извещении о проведении совместных торгов сумма таких НМЦК более 1 млн. руб., организатор совместных торгов обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в совместных конкурсах и аукционах.
В заключение отметим, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, определенных Закона N 44-ФЗ. Вопросы же административного и технического характера, касающиеся, в частности, размещения и формирования документации о закупке в ЕИС, совместимости данной документации с информацией, указанной в планах-графиках закупок и т.п., из сферы консультирования исключаются. Поэтому в рамках данной консультации мы не можем оценить, возникнут ли в связи с размещением в ЕИС документации о совместных торгах, содержащей требование об обеспечении заявок на участие в совместных конкурсах и аукционах, какие-либо сложности или несоответствия, о которых Вы упомянули в вопросе. Однако в правоприменительной практике можно обнаружить примеры, свидетельствующие о принципиальной вероятности подобных несоответствий (смотрите, например, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 01.11.2016 N 44-3920/16, решение ФАС от 23.07.2014 N К-1093/14, решение ФАС от 05.03.2014 N К-407/14).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей